Новопортовская школа интернат территория будущего вк

Обновлено: 22.07.2024

Обратите внимание, НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ является некоммерческой организацией, то есть извлечение прибыли для нее не является основной целью.

Чем занимается организация, виды деятельности

Основной вид деятельности организации: Образование среднее общее (код по ОКВЭД 85.14).

Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:

85.12 Образование начальное общее
85.13 Образование основное общее
85.30 Обучение профессиональное
85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ имеет лицензии на право заниматься следующими видами деятельности:

Номер Кем выдана Виды деятельности Срок действия
89Л01 0001148 департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") с 17.02.2016
2559 Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Образовательная деятельность, осуществляемая образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования с 17.02.2016
2925-89 Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Образовательная деятельность, осуществляемая образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, лицензирование которой осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования с 14.02.2022

Организация включена в реестр Роскомнадзора как оператор, осуществляющий обработку персональных данных.

Где находится НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, юридический адрес

Более ранний юридический адрес: АО Ямало-Ненецкий, р-н Ямальский, с. Новый Порт, ул. Школьная, 2 (до 07.12.2021).

По текущему юридическому адресу других организаций не значится.

Кто владелец (учредитель) организации

Учредителем НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ является:

Учредитель с какой даты
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА (АО Ямало-Ненецкий, р-н Ямальский, с. Яр-Сале) 26.12.2002

Кто руководит НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

Руководителем организации (лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица) является директор Солодовникова Светлана Ивановна (ИНН: 452100147028).

Ранее организацией руководила Черкашина Светлана Олеговна (директор с 05.07.2008).

Кем руководит и владеет организация (числится учредителем)

НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ не значится учредителем каких-либо российских юридических лиц.

Финансы организации

Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).

Организация не имела налоговой задолжности по состоянию на 01.10.2020.

Лица, связанные с НОВОПОРТОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации:


    (руководитель)
    (учредитель)
    (руководитель до 20.01.2020 * )

    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель до 12.11.2021 * )
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель до 30.09.2021 * ) (ликвидир. 21.09.2016)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 24.03.2021)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 20.09.2007)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 22.02.2005)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 23.09.2005)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 31.01.2012)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 15.12.2008)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 19.12.2006)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 04.03.2021)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 19.12.2006)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 25.06.2018)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 04.03.2021)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 05.05.2008)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 11.09.2017)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 24.06.2004)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 08.11.2007)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 27.12.2006)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 24.06.2004)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 21.05.2003)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 25.12.2007)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 13.04.2004)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 24.12.2019)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 19.03.2019)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 14.04.2016)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 13.09.2016)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 22.02.2005)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель) (ликвидир. 05.09.2016)
    (АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА - учредитель)

    (руководитель АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛЬСКОГО РАЙОНА)

Последние изменения в ЕГРЮЛ

* Указана дата изменения в ЕГРЮЛ (может не совпадать с фактической).

Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.

Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО "Профсофт" (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ФОРУМ 18.12.2021

Если ты учился или учишься в Новопортовской школе-интернате - ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Мы рады приветствовать вас в нашей группе! Надеемся, что здесь вы найдёте много интересного для себя и своих друзей.
Показать полностью.
Группа - результат проекта участников "Бала хорошистов и отличников". Идейный вдохновитель создания группы - выпускник 2014 года Дворяшин Евгений. Дата создания 14 января 2016 года.

ПОЧТА ДОВЕРИЯ

ПУШКИНСКАЯ КАРТА

МЕНЮ буфет 12-18

МЕНЮ буфет 7-11

МЕНЮ интернат 12-18

МЕНЮ интернат 7-11

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Открыть приложение

Узнать подробнее

Открыть приложение

ТЕСТЫ

анкета

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

НОВЫЙ НОМЕР "РАСТИШКИ"

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

МОЯ ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

ШКОЛЬНИКИ ВОЗЛОЖИЛИ ЦВЕТЫ В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ В АФГАНЕ

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

С целью минимизации детского травматизма с учащимися 1-4 классов Новопортовской школы-интерната проведены беседы о правилах безопасного поведения в зимний период не только на дорогах, но и других потенциально опасных местах. Особое внимание детей было обращено на соблюдение Правил дорожного движения.

Новопортовская школа - территория будущего

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

ЭХО АФГАНСКОЙ ВОЙНЫ


От жителей села Новый Порт и кочевников, живущих в Ямальском районе, поступил сигнал в департамент образования ЯНАО. Родители сообщили о многочисленных нарушениях, оскорблениях и недопустимом отношении сотрудников новопортовской школы-интерната к её воспитанникам. Кроме того, упоминается, что в спальном детском корпусе интерната оборудованы гостиничные номера, при этом дети были вынуждены спать на двухярусных кроватях. Обращение размещено в одной из социальных сетей, к нему приложены фото и видеофайлы.

The Internet Archive discovers and captures web pages through many different web crawls. At any given time several distinct crawls are running, some for months, and some every day or longer. View the web archive through the Wayback Machine.

Liveweb proxy is a component of Internet Archive’s wayback machine project. The liveweb proxy captures the content of a web page in real time, archives it into a ARC or WARC file and returns the ARC/WARC record back to the wayback machine to process. The recorded ARC/WARC file becomes part of the wayback machine in due course of time.


Новопортовская школа - территория будущего

Космический забег, 12.04.2017 год

Евгений Дворяшин

Елена Брик

Мы рады приветствовать вас в нашей группе! Надеемся, что здесь вы найдёте много интересного для себя и своих друзей.
Группа - результат проекта участников "Бала хорошистов и отличников". Идейный вдохновитель создания группы - выпускник 2014 года Дворяшин Евгений. Дата создания 14 января 2016 года.

ТЕСТЫ

БЛОГ ШКОЛЫ

анкета

Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена
Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена
Новопортовская школа - территория будущего запись закреплена

ТОЧКА РОСТА В ДЕЙСТВИИ. БЛОГЕРЫ НОВОГО ПОРТА.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_m3d4280a2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная

среднего (полного) общего образования

Межрегиональная олимпиада по краеведению

и родным языкам

Исследовательская работа

Автор:

Окотэтто Антон,

ученик 4 класса, МБУ ОШИ

«Новопортовская школа-интернат

среднего (полного) общего

Руководитель: Ожерельева Л.Х.

учитель, МБУ ОШИ

«Новопортовская школа-интернат

среднего (полного) общего

образования

с. Новый Порт,

hello_html_m5f4f4b84.jpg

201 5 г.

Кто видел их не в кадрах киноленты,

Тот знает, где налгали нам легенды.

У них у всех обветренные лица,

Они живут свободно, словно птицы.

Домов не строят, у костра ночуют,

Врага и друга чутким сердцем чуют,

Разделят с каждым пищу и приют.

Они не мстят, они не предают.

Они на зло, не отвечают злом,

Им хитрость и коварство наших дней

Неведомы, и тем они сильней ……

Введение.

Интерес к истории своего народа свойственен каждому человеку. Я – ненец, мой народ - ненцы. Я хочу изучать историю своего народа с самых его корней. Фамилия и род для жителей тундры имеет большое значение. У ненцев считается, что если у тебя нет фамилии, значит ты не человек тундры. Узнать историю ненецких еркаров – основная цель моего исследования.

Территорию Ямало-Ненецкого Автономного округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты.

Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).

Актуальность: Поскольку жизнедеятельность коренных малочисленных народов наиболее часто соприкасается с северной природой и более зависит от географической среды обитания и народонаселения, то проблемы демографических процессов очень важны для исследования и прогнозирования будущего северных народов. Поэтому этнокультурная проблематика привлекает к себе пристальное внимание не только ученых, но и подрастающее поколение Ямала.

Цель исследования: на основе имеющихся материалов уточнить и дополнить представление о сути родовой системы ненцев, представителей народов Севера (на примере Ямальского района, села Новый Порт) и проследить к какому еркару относятся воспитанники, проживающие в интернате Новопортовской школы.

Задачи исследования:

Определение значения еркара для коренных малочисленных народов районов Крайнего Севера.

Проведение бесед с родителями воспитанников, самими воспитанниками с целью выяснения принадлежности семьи к еркару.

Р ассмотреть принадлежность к различным родам воспитанников интерната, группы 9, 11 классов - важнейшей характеристики человека, ненца определяющей как его собственное поведение, так и отношение к нему окружающих.

Объект исследования : ненцы Ямальского района, у которых сохранились до настоящего времени традиционные социальные институты, такие как род и фратрия.

Предмет исследования: проблемы и перспективы развития еркаров.

Гипотеза: Сохранение и развитие еркаров-родов будет способствовать развитию этнокультуры ненецкого народа.

Методы исследования: опросы, беседы, теоретический и сопоставительный анализ материалов, обобщение полученных материалов.

Новизна работы заключается в систематизации материала по истории родов, проживающих на территории Ямальского района, села Новый Порт.

Практическая значимость: собранный по теме материал можно использовать на уроках по изучению культуры народов Ямала.

Изученность темы:

1. Ненцы Ямала

. Общие сведения о ненцах.

Сегодня основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По Всесоюзной переписи 1989 года ненцев насчитывалось 34 190 человек. А по результатам переписи населения 2002 года - 26 435 человек. Ненецкий язык признают родным 77,1 % ненцев. Письменность существует с 1932 г. на основе латинской, а с 1937 г. - на основе русской графики.

В административном отношении ненцы расселены в пределах Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Красноярского края.

Несмотря на административно-территориальную раздробленность, ненцы сохранили свой единый традиционно-культурный потенциал. Он имеет лишь небольшие вариации, обусловленные географией расселения и экономикой регионов.

В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа живет наиболее крупная этническая группа ненцев, насчитывающая около 24 000 человек.

1.2. Гипотезы о происхождении ненецких фратрий , еркаров.

В формировании ненцев приняли участие в основном два компонента: южно-сибирский—самодийский и местный—аборигенный. В результате их взаимодействия, сформировались две фратрии. Одна восходит к самодийцам—Харючи, а другая к аборигенам — Вануйта. Роды тэнза Вануйто ведут своё происхождение от древних жителей Ямала - легендарных сихиртя. К тэнзу Вануйто относились еркары Яптик, Яунгад, Лаптандер, Сэрпива, Вэнега, Яр, Махаку, Пуйко, Нойнгоба, Салиндер.

К тэнзу Харючи относились роды-еркары Окотэтто, Сэротэтто, Хороля, Тусида, Ямал, Лапцуй, Пырерка, Худи, Ядне, Яптунай.

Очевидно, самодийцы, будучи представителями одной родовой группировки, не могли заключать браки друг с другом. Поэтому, оказавшись в Приполярье, стали вступать в браки с аборигенами. Такая ситуация привела к быстрой ассимиляции последних, которые были малочисленнее пришельцев.

Аборигенный пласт, вероятно, быстро растворился в самодийской среде. Но Вануйта, уже будучи фактически ненцами, продолжали рассматриваться противоположной брачной фратрией по отношению к Харючи. Затем к Вануйта стали примыкать роды другого этнического происхождения — хантыйские, европейско-ненецкие.

В то время наблюдалось расщепление первоначальных родов на более мелкие. Этот процесс продолжался и в XVIII веке. Кроме того, тогда же

Исследователь Г. Вербов в 30-х годах XX века зафиксировал на Ямале следующие малые роды, давшие начало современным фамилиям: Вануйта, Вэнга, Езынги, Ламдо, Лапсуй, Лаптандер, Нгано-Харючи, Нгандер, Нгокатэта, Неркыгы, Няруй, Пуйко, Салиндер,Сэротэта, Худи, Тусида, Сэрпива, Тадибе, Тэйме, Тибичи, Тэма, Хороля, Яптик, Яр, Ядне. И в качестве единичных случаев — Пяк, Сусой, Серасхов. По Ново-Портовскому сельсовету отмечены в большинстве следующие фамилии: Худи, Вануйто, Сэротэтто, Окотэтто, Хороля, Пуйко, Яптик, Езынги, Салиндер, Сусой, Тадибе, Няруй, Тусида, Вэнго, Ладукай, Сэрпиво. В качестве единичных случаев — Яунгад, Сияугоби, Ямал, Яндо, Хоротэтто, Хандер, Нарычи, Ядне, Вэлло, Яр.

Таким образом, дробление малых родов на большие семьи и фамилии

Продолжалось практически до последнего времени. Причем некоторые семьи официально фиксируются под фамилиями, отличающимися от названий своих еркаров.

1.3. Принадлежность к роду - важнейшая характеристика человека.

2. Исследование возникновения и развития родов-еркаров на примере ненцев Ямальского района, села Новый Порт.

2.1. Сведения о существующих еркарах.

Родовым именем называется общее имя у всех членов рода. Сегодня такие имена часто становятся фамилиями. Родовые имена хранили память о знаменательных явлениях в жизни рода. Родовое имя считалось священным, способным защитить от стихий и опасных сил. Помимо родового имени, каждый человек с древности получал личное имя. Личное имя хранилось в тайне, его знали только родители. У ненцев есть немало коротких преданий о возникновении родовых имен. Все ненецкое сообщество делится на две части-фратрии-еркары: Харючи и Вануйто. Фратрии входят составной частью в племена. Эти общности состояли из некоторого числа родов. При определенных обстоятельствах роды делились на патронимии. 2 Некоторые из патронимии превратились со временем в роды вторичного происхождения.

Фратрия Харючи состоит из родов, члены которых являются потомками самодийцев, пришедших в низовья Оби из районов Саяно-Алтая на рубеже I и II тыс. Во фратрию Вануйто входят роды, представители которых - потомки, ассимилированного самодийцами аборигенного населения, а также энецкие и хантыйские по происхождению роды. В Ямальском районе проживают представители обеих фратрий. К первой относятся роды: Адер, Евай, Лапсуй, Ненянг, Няруй, Окотэтто, Сусой, Сэротэтго, Сюгней, Тогой, Тэсида, Хабдю, Харючи, Худи, Хэно, Ядне, Яндо, Яптунай. Вторая фратрия представлена родами: Аседа, Вануйто, Вэнго, Вэхо, Ламдо, Марьик, Неркыгы, Няданги, Оковай, Паровых, Пуйко, Пурунгуй, Сабы, Салиндер, Тер, Тибичи, Яптик, Яр, Яунгад.

Некоторые роды делятся на ветви. Например, еркар Ванойта состоит из подразделений: Ненэй (Настоящие), Нойноба (Суконная рукавица), Махако (Заикающиеся), Неро Вано (Ивняковый), Ябто``я (Тонкий), Мыд Вано (Печень), Сабы (Плачущий), Сэр пива (Белые кисы). Подобными подразделениями рода Карачеи (Харючи) были в XIX веке еркары Нгокдэта, Сэродэта, Хорэля, Худя`, Тусяда, Ямал и другие.

2.2 Родовые имена (фамилии), еркары воспитанников интерната.

В 30-е годы XX века в похозяйственных книгах Ямальского района и села Новый Порт зафиксированы следующие малые роды, давшие начало современным фамилиям: Вануйта, Езынги, Лапцуй, Лаптандер, Няруй, Пуйко, Салиндер, Сэротэтта, Сэрпива, Тусида, Тадибе, Тибичи, Тэйми, Тэма, Хороля, Худи, Ядне, Яптик, Яптунай, Яр. И в качестве единичных случаев - Пяк, Сусой, Серасхов. Дробление малых родов на большие семьи и фамилии продолжалось практически до последнего времени. Причем, некоторые семьи официально фиксируются под фамилиями, отличающимися от названий своих еркаров.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что в интернате представлены воспитанники 13 еркаров. Самый многочисленный еркар-Худи, он состоит из 32 человек, следующий род Вануйто - их у нас 26 человек, Окотэтто и Сэротэтто по 22 человека, Яптик -17 человек, Салиндер – 9 человек, Яптунай – 6 человек, Тадибе – 5 человек, Вэйли – 4 человека. Род Езынги и Ядне представляют по 2 человека, а род Хунгали и Сэрпиво представлены по одному человеку из рода. Отсюда следует вывод, что древняя фратрия Харючи более многочисленна, чем фратрия Вануйто. Также в процессе исследования выяснили значение некоторых еркаров воспитанников интерната.

Согласно религиозным верованиям, шаман – это человек, наделенный особыми сверхъестественными силами и способностью общаться с духами.

Фамилии Сэродэта (Сэроттэто) – хозяин белых оленей и Саляндер (Салиндер) - житель высокого мыса, возможно, могли появиться благодаря женщине, когда она ласкала оленей или наблюдала за веселыми играми счастливых детей стойбища на высоком, сухом яру. Ведь, несмотря на значимость мужчины, в принятии важнейших решений он всегда советуется с женой, женщиной. Сэротэтто и Салиндер у нас у нас 31 человек, по преданиям – это один еркар.

Есть родовые названия так или иначе связанные с названиями зверей, птиц и рыб: Нохо (песец), Худя (грудная кость) – 32 человека, Ябтонгэ (гусиная нога). 3

К сожалению, постепенно утрачивается традиция называть новорожденных родовыми именами. Из изученного списка нами встречены отчества: Сякович, Сэракович, Ханзович, Хатмович (род Анагуричи), Пыеривич (род Вануйто), Харакович, Хавович (род Пандо), Альевич (род Пяк), Лечкович, Хэвкович, Ирикович, Хэвдалевич (род Салиндер), Валакович (род Того), Анович (род Харючи), Тунгулевич (род Худи), Кылалович (род Ядне), Екович (род Яптунай), Едайкович (род Яунгад). Среди имен отмечены только четыре: Едейко, Лябо, Ирико, Ибитто, Хатма.

До обязательного введения фамилий, что было связано с потребностями государственного делопроизводства, ненцы использовали родовые названия для того, чтобы обозначить принадлежность человека к той или иной общности. Первые фамилии, точно также как и ранее родовые именования, подчёркивали принадлежность человека к конкретной семье. Фамилии непременно указывали на именование главы семейства. Со временем именование человека закреплялось за его потомками и домочадцами, оформляясь при этом различными суффиксами или же передаваясь потомку в неизменной форме.

Благодаря столь обширной системе родства каждый человек связан непосредственными или формальными узами со всей тундрой: по линии отцовского родства - с одной половиной сообщества коренных жителей, по линии матери - с другой.

Анализ материалов похозяйственных книг сельских советов позволяет заключить, что демографическая ситуация в Ямальском районе остается в целом стабильной. Размывания этноса не наблюдается. Основные демографические показатели во всех группах остаются в пределах нормы. Образовательный уровень ненцев не поднимается выше среднего. Такого уровня вполне достаточно для полноценной жизни в тундре.

Из материалов районного ЗАГСа видно, что в сфере брачно-родственных отношений ненцы придерживаются традиционных норм. Они заключают браки в своей этнической среде. Количество браков с представителями других национальностей незначительно. Традиции и обычаи, связанные с брачно-родственными отношениями хорошо сохраняются в тундре. В целом можно сказать, что родовая структура ненцев развивалась и продолжает существовать, опираясь на традиционные брачные установки. Табунное оленеводство изменило семейную структуру родов и увеличило их количество.

Урбанистическая культура оказывает негативное влияние на сохранение традиций в среде поселковых жителей. Среди коренного населения становятся очень редкими самобытные ненецкие имена, поэтому необходимо пропагандировать среди молодёжи культурные и духовные ценности коренных жителей Крайнего Севера, прививая гордость за свой народ и желание продолжать традиции предков. 2013 год объявлен на Ямале годом Народосбережения, и я постараюсь приложить все усилия, чтобы ненецкий род, еркар был сбережен, а вместе с ним сохранилась и самобытная наша культура.

Список используемой литературы:

Васильев В. И. Особенности развития этнических и языковых процессов в этноконтактных зонах Европейского Севера и Северной Сибири (по материалам этнографического обследования северосамодийских народов: ненцев, энцев и нганасан) // Этнокультурные процессы у народов Сибири и Севера. - М.: Наука, 1985. С. 65–93.

Вербов Г. Д. Пережитки родового строя у ненцев // СЭ. 1939. № 2. С. 43–66.

Волжанина Е. А. Семья и домохозяйство у ненцев по похозяйственным книгам сельсоветского учета (на примере национальных поселков Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа) // Источники по истории Западной Сибири: Материалы региональной науч. конф. - Сургут: РИО СурГПИ, 2003б.Ч. 1. С. 122–129.

Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. 204 с.

Дмитриев-Садовников Г. Река Надым //ЕТГМ. 1917. - Тобольск: Типография Епархиального братства, 1918. Вып. 28

Читайте также: