Новгородская школа и северные письма святые власий и спиридоний около 1407 г

Обновлено: 07.07.2024

Демократическая струя с особой настойчивостью пробивается наружу в иконах конца XIV — раннего XV века, отмеченных печатью стилистического единства. Пожалуй, нигде так явственно не дает о себе знать прямая связь иконописного сюжета с реальными жизненными интересами, как на одной новгородской иконе в
¦ Историческом музее в Москве ( илл. 38 ). Наверху, на фоне скалистого пейзажа, восседают святые Власий и Спиридоний, а внизу расположились охраняемые ими коровы, быки, козы, овцы, телята и кабаны, окрашенные в яркие красные, оранжевые, белые, фиолетовые, голубые и зеленые цвета.

89 Малицкий Н. В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства, с. 12–14.

91 Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI–XIX веков. М., 1957, с. 226.

Большой популярностью пользовался у новгородцев пророк Илья. В их представлении он был громовержцем, дарующим земледельцу дождь, а также охранителем от пожаров. Особая выразительность свойственна его образу на иконе из Третьяковской галереи ( илл. 40 ). Илья представлен на огненно-красном фоне. Его волевое лицо полно решительности, но он готов прийти на помощь лишь тому, кто его об этом будет молить, и молить истово, от всего сердца. Илья не любит шутить, и новгородцы его побаиваются. Недаром художник придал его лицу резкое, пронзительное выражение: черные, как смоль глаза, буквально буравят зрителя. Усы, борода и разметавшиеся волосы ложатся беспокойными линиями, движки положены поверх карнации смело и энергично, усиливая патетику образа.
¦

© Все авторские права сохранены. Полное или частичное копирование материалов в коммерческих целях запрещено.

ИКОНЫ до 1597г. на РУСИ, до 1447г. в ВИЗАНТИИ

ИКОНЫ до 1597г. на РУСИ, до 1447г. в ВИЗАНТИИ

ИКОНЫ до 1597г. на РУСИ, до 1447г. в ВИЗАНТИИ запись закреплена

Святые Власий и Спиридон .

Школа: Новгород
Ок. 1407 г.
117.5 × 85.5 см
Государственный исторический музей, Москва

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.

Святитель Спиридон, Епископ Тримифунтский, Чудотворец.

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.

Священномученик Власий, Епископ Севастийский.

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.

Святые Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский. Икона. Новгород, около 1407 года.

Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклетиана (284 - 305) и Ликиния (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Святому Власию приходилось укреплять свою паству, посещать заключенных, поддерживать мучеников.
Многие скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он подвизался в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая, прибывшими для отлова зверей, чтобы терзать мучеников-христиан. Слуги донесли господину, что на горе скрываются христиане, и он повелел схватить их. Однако посланные нашли лишь севастийского епископа. Прославляя Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами.
По пути святой исцелял больных и совершал чудеса. Так, бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние - поросенка. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен. " И, действительно, ко всеобщему изумлению, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой.
Агриколай, встретив епископа льстивыми словами, назвал его Другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами. Тогда его подвергли жестокому избиению и отвели в темницу.
На другой день святого опять подвергли мучениям. Когда же его вели обратно в темницу, семь женщин шли сзади и собирали капли крови. Их схватили и пытались заставить поклониться идолам. Жены притворно согласились на это, сказав, что совершат перед этим очищение в водах озера. Они взяли идолов и утопили их в самом глубоком месте, после чего христианок стали жестоко истязать. Святые стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией, тела их преобразились, стали белыми, как снег, и вместо крови из ран текло молоко. У одной из женщин было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
Святой Власий снова был приведен к Агриколаю и вновь непреклонно исповедал веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти к нему, призвав в помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все, войдя в воду, немедленно утонули. Святой же, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег.
Агриколай был в ярости оттого, что потерял лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия, а с ним и двух порученных его попечению юношей, сыновей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире, особенно же о тех, кто будет чтить его память. Это произошло около 316 года. Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы.


Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337 гг.), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией: “Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно”.
В результате беседы противник Православия сделался его ревностным защитником. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: “Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог”.
На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. “Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, — сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино”.
Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром. Исцелялись больные, изгонялись демоны.
Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.
Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: “Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу”. Воля святителя была исполнена, и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.
Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив “Мир всем”, он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: “И духови твоему”. Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел “Господи, помилуй”. Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.
Симеон Метафраст, описатель его жития. уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. “Надобно знать и то, как он принимал странников”,— писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей “Церковной истории” удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: “Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть”. Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель “вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи”. Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, “убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: “Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)”.
Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.
Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: “Пусть же не напрасно вы бодрствовали”.
Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь.
Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.
В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.
Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени.

Св. Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский

Святитель Николай Сербский

На Кипре воссиявшая звезда и луч церковный,
Спиридон, защитник чистоты духовной,
Кроток, как младенец, целомудрен, чист-
Для мира- светозарен и божественно лучист.
К чему словес обилие, коль истина проста:
Се- Троица Божественная, дивна и свята;
Един Господь Творец в трех Ипостасях равнославных:
В тройстве Отца и Сына вкупе с Духом вседержавным.
На землю эту грешную Сын к людям снизошел.
Во чреве Девы чистой уготовал Себе престол,
Дабы спасти людей по милосердию безмерному,
И чудеса творил Своею силой всеусердно.
Новый Завет и словом, и делом преподал:
Жить во любви и вере человеков назидал,
Прославленный Отцем, на небесах Он восседает.
Своих трудов плоды повсюду ныне собирает,
Плоды Его сладчайшие в сем мире незабвенны,
Ограда, человеков возводящая к спасению,
А вне ее- от смерти не обрящешь избавления.
О Спиридон пречудный, о светильник благодати,
Молись о нас, Христов воитель в пренебесной рати.

Фрагмент иконы Святой Власий (конец XV - начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Фрагмент иконы Святой Власий (конец XV - начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Древнерусская живопись принадлежит к высочайшим достижениям мировой культуры. Она выразила духовные идеалы человека своего времени, его представления о красоте и божественном мире.

Иконы начали создавать на Руси более тысячи лет назад, когда в 988 году князь Владимир и с ним многочисленные славянские племена приняли православную веру. Высокохудожественные византийские образцы икон быстро распространились по стране и стали основой для формирования крупнейших иконописных школ: Новгородской, Суздальской, Ростовской, Псковской, Московской, Тверской и других.

Сохранению древних иконописных традиций на Севере способствовали и старообрядческие духовно-культурные центры. Староверы воспринимали как образцы только дониконовскую иконопись ( до второй половины XVII века). Более того, в старообрядческой среде сложилась школа тщательного, очень профессионального письма, считает искусствовед Владимир Платонов. Эти иконы отличаются невероятной проработанностью деталей и качеством рисунка.

Узоры на одежде, меховая оторочка, локоны - не просто намечены, а тщательно прорисованы. Святой праведный Иов (конец XVIII - начало XIX века. Из Выго-Лексинского общежительства). Фото: МИИ РК

Узоры на одежде, меховая оторочка, локоны не просто намечены, а тщательно прорисованы. Святой праведный Иов (конец XVIII — начало XIX века. Из Выго-Лексинского общежительства). Фото: МИИ РК

Владимир Платонов в зале постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств. Фото: ИА

Неяркие краски, обобщенный рисунок, статичная и строго центричная композиция, по мнению ученых, говорит о том, что автор был из новгородской провинции и имел большой талант. Илья Пророк в пустыне (конец XV - начало XVI века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Неяркие краски, обобщенный рисунок, статичная и строго центричная композиция, по мнению ученых, говорит о том, что автор был из новгородской провинции и имел большой талант. Илья Пророк в пустыне (конец XV — начало XVI века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Создавали иконы монахи в крупных религиозно-культурных центрах — на Соловках, на Валааме — и в малых монастырях. Иконы писали также священники и дьяконы. Третья категория — это крестьяне, в основном ремесленники. Скорее всего, искусство передавалось от мастера к ученику.

Как создавалась икона

Чтобы понять особенности северной иконописи, нужно знать технологию создания иконы. На примере иконы святителя Николая Чудотворца мы сделали графику, с помощью которой показываем все этапы работы иконописца: от выбора доски до готового изображения.

Святитель Николай Чудотворец (конец XV века. Из деревни Вегорукса). Фото: МИИ РК

Святитель Николай Чудотворец (конец XV века. Из деревни Вегорукса). Фото: МИИ РК

Этапы создания северной иконы. Графика:

1. Доска. На севере чаще всего выбирали сосну или липу: дерево должно быть мягкое, гладкое и пористое. На обратной стороне делали шпонки из твердого дерева, например, из дуба, чтобы предотвратить деформацию доски. На лицевой стороне создавали углубление, которое называется ковчегом.

Этапы создания северной иконы. Графика:

2. На доску наклеивали ткань (паволоку) и наносили грунт (левкас — смесь клея и мела). У каждого мастера были свои секреты приготовления левкаса, свои пропорции. Затем доску вышкуривали до гладкости.

Этапы создания северной иконы. Графика:

3. На залевкашенной доске делали рисунок (прорись).

Этапы создания северной иконы. Графика:

4. Золотили отдельные участки — нимбы и фон.

Этапы создания северной иконы. Графика:

Этапы создания северной иконы. Графика:

6. Потом моделировали формы и одежды. Делали контуры и высветляли необходимые участки.

Этапы создания северной иконы. Графика:

7. Прорисовывали лик.

Этапы создания северной иконы. Графика:

8. Наносили ассист — специальное клейкое вещество, на которое наносится сусальное золото. Делали надписи.

Этапы создания северной иконы. Графика:

9. Покрывали лаком или олифой. Олифа пропитывала насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом, и служила защитным слоем.

Как в Карелии собирали иконы

Самая большая коллекция иконописи в Карелии, насчитывающая около 2500 экспонатов, хранится в республиканском Музее изобразительных искусств.

Иконы в Карелии начали собирать во второй половине XIX века. Большая часть дошедших до нас икон — из Обонежья и Западного Поморья.

В 1903 году в Олонецкой губернии было основано Олонецкое епархиальное древлехранилище. Основу его фонда составили художественные ценности, вывезенные из Выгорецкой пустыни — крупного старообрядческого центра. После революции коллекция древлехранилища была передана Карельскому государственному краеведческому музею. Она пополнялась в 1920-1930-х годах иконами, реквизированными из закрывшихся храмов.

В годы Великой Отечественной войны много икон по районам Карелии собрали, а затем вывезли финны. Так, финский историк архитектуры Ларс Петтерссон за полтора года собрал сотни предметов искусства из сельских церквей и часовен Заонежья. После войны по мирному договору с Финляндией в Россию практически все вернули.

С момента создания в Петрозаводске в 1960 году Музея изобразительных искусств, которому передали собрание икон краеведческого музея, искусствоведы начали часто выезжать в районы Карелии и собирать там уцелевшие памятники древнего искусства. Благодаря этой работе сформировалась бесценная коллекция древнерусской живописи. Ученые спасли от уничтожения и расхищения особенно ценные памятники XV-XVII веков. Но многие иконы были украдены — и в итоге оказались в частных коллекциях и за рубежом.





В чем особенности северного стиля

На работу иконописцев несомненно влияли местные традиции народного творчества, воплощенные в резьбе по дереву, вышивке, пластике, отмечает Владимир Платонов. Часто мастера на Севере использовали местные, а не привозные красочные пигменты. Так что на наших иконах можно увидеть:

  1. северные декоративные орнаменты,
  2. приглушенный колорит,
  3. более заметную контурную линию,
  4. лаконичные и геометричные формы,
  5. иногда упрощение содержания образа: нейтральный фон, меньше деталей.

Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Пророк Илья (середина XV века. Из деревни Пяльма)

Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма). Фото: МИИ РК

Апостолы Петр и Павел (середина XV века. Из деревни Пяльма)

Святой Власий (конец XV - начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Святой Власий (конец XV — начало XVI века. Из села Мегрега). Фото: МИИ РК

Святой Власий (конец XV — начало XVI века. Из села Мегрега)

Как читать икону

Современному человеку, воспитанному на классических образцах европейской живописи с ее достижениями в области перспективы, светотени и объемного изображения, не всегда понятны красота, изящество и символизм древнерусского искусства.

Чтобы понять икону, нужно уметь считывать ее символы. А также знать несколько основных принципов:

Уникальной эта икона считается потому, что специалисты смогли установить ее автора. Это большая удача, ведь по традиции иконы никогда не подписывали. Принадлежность древнерусских произведений автору определяется, как правило, по дополнительным источникам. Но в случае с этой иконой художник подписал свое произведение, причем в зашифрованном виде — криптограммой на нижнем краю доски. Надпись гласит, что икону написал некий дьяк Игнатий Пантелеев из села Тубозеро в 1647 году.

Эта житийная икона: на ней кроме самого святого изображены на так называемых клеймах сцены из его жизни и его духовные подвиги. Чтобы понять рисунок, надо знать житие изображенного святого, проще говоря — его биографию.

Читаем житие пророка Ильи:

Пророк Илья — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета.

Он родился в Фесвии Галаадской (сейчас северо-запад Иордании) за 900 лет до Рождества Христова. Когда младенец появился на свет, у отца Ильи, Сахава, было видение: ангелы приветствовали младенца, пеленали его огнем и кормили пламенем.

С огнем — прямом и переносном смысле — будет связана вся жизнь Ильи. С детства он был пламенным ревнителем благочестия и верил в единого Бога. Жил в пустыне, много молился и постился.

В то время правил нечестивый израильский царь Ахав. Иезавель, жена Ахава, убедила мужа принять язычество, поэтому в стране культивировалось поклонение Ваалу — жестокому языческому богу-громовержцу. Согласно Библии, служение Ваалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убийство детей в огне.

Илья молился, чтобы Бог вразумил царя и развращенный им израильский народ — и Бог поразил землю трехлетней засухой. Пророк же, по указанию Божию, скрылся у потока Хораф, куда вороны каждое утро и вечер приносили ему хлеб и мясо. Народ в то время страдал от зноя и голода.

Когда поток высох, Илья отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове. Женщина не пожалела последней горсти муки и масла для пророка, и с тех пор пища всегда была в ее доме. Илья совершил еще одно чудо: оживил внезапно умершего сына вдовы.

На третий год засухи пророк вернулся к Ахаву и предложил устроить состязание с жрецами Ваала, чтобы выяснить, чей бог истинный. Собрав народ на горе Кармил, Илья предложил сделать два жертвенника: один — для Ваала, другой — для поклонения единому Богу.

Жрецы Ваала плясали, молились и кололи себя ножами весь день, но ничего не случилось. А на жертву пророка снизошел огонь, несмотря на то, что на его жертвенник лили воду.

Тогда народ познал силу единого сущего Бога, жрецы Ваала были убиты, а засуха закончилась.

Жена Ахава захотела отомстить Илье за смерть жрецов, и пророку снова пришлось скрываться в пустыне. На горе Харивь почти отчаявшемуся Илье явился сам Господь. Он указал пророку на Елисея, который впоследствии стал учеником и преемником Ильи.

Пророка Илью Бог взял на небо живым, он вознесся за облака на огненной колеснице. До Ильи живым на небеса был взят лишь Енох, живший еще до Потопа.

В житие пророка Ильи есть и другие герои, которые изображены на иконе: Охозия — преемник Ахава, Илья обличил его за его обращение к идолу Вельзевулу. Азаил — сирийский царь, современник Охозии, был слугой царя Венадада, задушил своего господина мокрым одеялом, а затем занял престол.

По преданию, пророк Илья явится на Землю снова — прямо перед вторым пришествием Христа и во время проповеди примет телесную смерть.

Читайте также: