Носов наш каток краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Читайте краткое содержание других рассказов Николая Носова:

  1. Мишка. Активный, честный, упрямый. Немного грубоватый и несдержанный.
  2. Коля. Его друг. Верный и принципиальный.
  3. Костя. Активист, затейник, организатор строительства катка. Дипломат.

План пересказа рассказа "Наш каток"

  1. Предложение Кости
  2. Дипломатичный разговор
  3. Начало строительства
  4. Вредная тетя
  5. История со столбом
  6. Шланг
  7. Открытие катка
  8. Двойка
  9. Вечером на катке
  1. Ребята собрались построить каток и уговорили управдома.
  2. Некоторые взрослые стали мешать им, запрещая строительство.
  3. Но ребята все преодолели, провели электричество и залили лед.
  4. Они стали кататься, и все взрослые радовались катку.
  5. Мишка получил двойку и не пошел на каток, Коля тоже.
  6. Они вышли кататься поздно вечером, когда сделали уроки.

Многие не хотят ничего делать, но охотно пользуются плодами чужого труда.

Чему учит рассказ "Наш каток"

Рассказ учит проявлять инициативу, самостоятельность. Учит упорству и настойчивости. Учит разговаривать вежливо. Учит преодолевать трудности. Учит не ругать чужой труд. Учит честности и принципиальности.

Отзыв на рассказ "Наш каток"

Мне очень понравился этот рассказ. Больше всего мне понравился Мишка. Да, он был не сдержанным, легко выходил из себя и начинал грубить. Из-за этого у строительства катка появилось много противников. Но Мишка был упорным и честным. Мне понравилось, что он не стал скрывать двойку, и вместо катка сел за уроки. Также мне понравилось, что Коля проявил солидарность с другом и тоже не пошел на каток.

Пословицы к рассказу "Наш каток"

Читать краткое содержание, пересказ рассказа "Наш каток"

Осенью, после того как ударил первый мороз, ребята решили сделать во дворе каток. Под каток они присмотрели огороженный газон с клумбами.

Костя сказал, что разрешение на каток нужно спросить у управдома. И сказал, что разговаривать с ним нужно дипломатично, вежливо, а потому взял это дело на себя.

Ребята пошли к управдому и спросили, должен ли тот вести спортивную работу. Потом предложили сделать каток. Управдом понял, что с него никто спортивную работу не спрашивает, и охотно дал разрешение.

Тогда ребята организовали сверстников и стали делать каток. Сперва все шло хорошо, но потом появилась Ленькина мама. Она стала ругаться и требовать, чтобы каток делали вокруг клумб. Мишка сказал, что клумбы четырехугольные и вокруг них кататься нельзя.

Ленькина мама пошла к управдому и вернулась очень злой. Она стала жаловаться другим жильцам, в частности Георгию Константиновичу, к гаражу которого дети отнесли забор с газона.

Тот выбежал из дома и стал требовать убрать забор, чтобы тот не мешал проезду. Мишка сказал, что Георгий Константинович не соображает головой и тот побежал к управдому. Управдом поругался с Георгием Константиновичем, и сказал ребятам, что больше из-за них ни с кем ругаться не станет.

Костя обвинил во всем Мишку и велел ему впредь молчать.

Между тем, ребята разравняли площадку, сделали заборчик, и поставили столб для фонаря, который валялся во дворе. На столб повесили фонарь и провели электричество. Тут вмешалась дворничиха. Она стала требовать вернуть столб, а когда Мишка по обыкновению стал ругаться с ней, убежала к управдому.

Мишка стал орать, обнял столб руками, кричал, что купит его и отдаст все деньги. Управдом махнул рукой и оставил столб ребятам.

И вот ударил мороз. Дворничиха отказалась давать детям шланг для заливки катка, и они некоторое время таскали воду ведрами. Потом дядя Андрей дал им свой шланг и они подключили его в четвертой квартире. Через некоторое время кто-то закрыл кран и вода перестала бежать. Пришлось ставить у крана охрану, чтобы успеть залить каток до темноты.

Через день лед замерз и Мишка первым выскочил на каток. Он объявил каток открытым и тут же упал. Все кинулись кататься, на коньках и без них.

Каток стал очень популярным. Даже те взрослые, кто ругался на ребят, теперь приходили и смотрели, как они катаются. А управдом купил себе коньки и катался по ночам, чтобы никому не мешать.

На катке было столько народу, что места стало не хватать. Мишка предложил не пускать на каток тех, кто получит двойку и однажды сам получил двойку. Он не пошел на каток, а засел за уроки. Коля пришел к другу и услышал, как взрослые хвалили каток. Ведь дети катались не на улице, где ездили машины, а на специальной площадке.

Мишка сказал другу, что раньше они ругали каток, а теперь хвалят.

Коля тоже решил в тот день не кататься и весь день просидел за уроками. Уже поздно вечером он вышел покататься и увидел на катке маленькую фигурку Мишки.


Носов

Строительство началось, помогали все ребята со двора. Дети решили перенести заборчик, чтобы каток получился больше. Но Лёлькина мама была против переноса забора и разрушения клумб. Мишка, не умевший дипломатически разговаривать, поругался и с Лёлькиной мамой и с соседом Григорием Кузьмичом с 5 квартиры.

На управдома тоже написали жалобу, и он предупредил ребят, что если они и дальше будут ругаться со взрослыми, то им запретят делать каток.

Дети уже практически подготовили площадку для катка, провели электричество (в этом им помог дядя Серёжа из девятой квартиры), но Мишка снова поругался с дворничихой. Ребята обиделись на Мишку, ведь из-за него могли остаться без катка.

Каток был готов, но уже 2 недели была оттепель. Ребята отчаялись. А когда ударили морозы у них не было воды для катка. Дворничиха отказалась им помогать, ребята носили воду ведрами из разных квартир, но их многие прогоняли. Но потом Андрей из 20 квартиры дал им шланг и они быстро залили каток.

Все стали туда ходить, даже взрослые, забыв о ссорах. Людей было столько, что даже не всем хватало места. И вот Мишка, чтоб разгрузить каток, придумал меру: у кого двойка — не пускать на каток, пока не исправит. С тех пор каждый, кто приходил кататься, должен был показать свой дневник. Некоторым двоечникам пришлось подтянуться.


Но, поскольку на месте будущего катка располагались клумбы, ребята решили получить разрешение на строительство катка у управдома. Говорить с управдомом вызвался Костя, потому что у Мишки был острый язык, и он мог сказать какую-нибудь грубость.

Переговоры с управдомом прошли успешно, и друзья приступили к работе. Они подключили к делу других ребят, сказав, что кататься на катке будут только те, кто помогал. Все работали дружно, вот только Мишкин острый язык порой приводил к конфликтам с жильцами и дворничихой.

И вот наступил момент, когда каток был залит, и можно было кататься. Все ребята ринулись на каток — и те, кто помогал, и те, кто не помогал, но три друга никого ограничивать не стали. Каток стал пользоваться огромной популярностью не только у детей, но и у взрослых. И даже управдом купил коньки и ночью выходил на лед.

Чтобы как-то снизить поток желающих, Мишка придумал, что кататься могут только те ребята, которые учатся без двоек. Такое ограничение сказалось на школьниках положительным образом. Многие из них стали учиться лучше.

А однажды и сам Мишка получил двойку и принципиально не пошел на каток, а сел дома заниматься уроками. К нему пришел друг-рассказчик и, узнав причину отсутствия Мишки на катке, решил проявить солидарность с ним и тоже отправился делать уроки.

Поздно вечером, сделав все уроки, рассказчик взял коньки и отправился на каток. Выйдя во двор, он увидел, что на катке одинокую фигурку. Это был Мишка, который не мог прожить без катка ни одного дня.

Таково краткое содержание рассказа.

Важной в рассказе является мысль — правила должны соблюдать все, в том числе и те, кто их придумал. Мишка придумал, что двоечники не могут кататься на катке, и когда он сам получил двойку, то принципиально не выходил на лед, пока не сделал домашнее задание.

В рассказе мне понравились главные герои, которые реализовали свою мечту и принесли много радости жителям своего двора. Хорошо, когда люди не просто чего-то хотят, но и осуществляют задуманное.

Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь.
Давши слово, держись, а не давши, крепись.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Наш каток – популярное произведение Николая Носова для чтения всей семьёй. Герои истории – трое мальчишек Костя, Мишка и рассказчик. Поздней осенью ребята решили соорудить каток, даже разрешение в Управдоме получили благодаря вежливости. Преградой в строительстве катка стала местная дворничиха и жители дома. Какие сложности пришлось преодолеть ребятам и из-за чего возник конфликт со взрослыми – ребята узнают из рассказа. Произведение учит сплочённости и решать спорные ситуации мирно с помощью вежливых слов.

image_pdf
image_print

Осенью, когда стукнул первый мороз и земля сразу промёрзла чуть ли не на целый палец, никто не поверил, что уже началась зима. Все думали, что скоро опять развезёт, но мы с Мишкой и Костей решили, что сейчас самое время начинать делать каток. Во дворе у нас был садик не садик, а так, не поймёшь что, просто две клумбы, а вокруг газончик с травой, и всё это заборчиком огорожено. Мы решили сделать каток в этом садике, потому что зимой клумбы всё равно никому не видны.

— Только надо, ребята, сначала получить разрешение у управдома. Иначе и начинать нельзя. Дворничиха всё равно ничего делать не даст.

— А вдруг управдом не позволит? — сказал Мишка. — Летом просили волейбольную площадку устроить — не разрешил, зверь такой!

— Я думаю, разрешит, — сказал Костя. — Дмитрий Савельевич хороший человек. Только с ним надо дипломатично поговорить.

— Это как — дипломатично? — не понял Мишка.

— Ну, значит, вежливо. Взрослые любят, чтоб с ними вежливо разговаривали, а такие слова, как “зверь”, никому не могут понравиться.

— Что ты! — замахал Мишка руками. — Да разве я такие слова когда говорю? Это я ведь за глаза только.

— “За глаза”! — усмехнулся Костя. — Ты в глаза ещё и не такое скажешь! Я тебя хорошо изучил. Вот придём в домоуправление, так ты уж лучше молчи, я сам поговорю с управдомом как надо.

Мы тут же отправились в домоуправление. На наше счастье, управдом оказался на месте. Он сидел за столом, заваленным ворохом разных бумажек. Посреди этого вороха лежала тетрадка. Левой рукой управдом водил по цифрам, которые были в тетрадке, а правой что-то записывал.

— Здравствуйте, Дмитрий Савельевич, — сказал Костя вежливо.

— Здравствуй, дружок, здравствуй! — Управдом даже не обратил на нас внимания и продолжал водить пальцем по цифрам.

— Мы к вам, Дмитрий Савельевич.

— Вижу, дружок, вижу. Зачем пришли?

— Хотим немножко поговорить с вами, — продолжал Костя.

— Ну, говори, говори.

— Хотим спросить у вас.

— Мы хотим спросить у вас, Дмитрий Савельевич, одну вещь: скажите, пожалуйста, вы должны вести у нас какую-нибудь спортивную работу?

— Какую это спортивную работу? — спросил Дмитрий Савельевич и, прижав пальцем цифру в тетрадке, посмотрел на нас поверх очков.

— Ну, как управдом вы должны вести у нас спортивную работу.

Дмитрий Савельевич поставил карандашом отметку возле прижатой цифры, провёл по голове рукой, будто хотел причесать волосы, и сказал:

— То есть, по-моему, это вы… Вы сами должны вести спортивную работу.

— Мы это понимаем, — ответил Костя. — Мы сами должны вести спортивную работу. А вот вы нам помогать будете?

Управдом наклонил набок голову, развёл над столом руками:

— А что вы хотите сделать?

— Мы хотим устроить каток на зиму.

— А, хорошо, хорошо! Делайте, что ж… А где вы его хотите сделать?

Костя рассказал, что мы хотим разровнять в садике землю, полить водой и провести электричество, чтобы можно было кататься при свете.

Управдом одобрил наш план. Он заметно повеселел, так как сначала испугался и подумал, что мы хотим заставить его самого вести спортивную работу, но, увидев, что от него ничего такого не требуется, сказал:

— Действуйте, ребятки, а если что понадобится, приходите ко мне.

— Вот что значит дипломатический разговор! — сказал Мишка, когда мы вышли от управдома. — Ты молодец, Костя. Я теперь тоже так буду.

После этого мы сорганизовали ребят и сказали, что, кто не будет работать, того не пустим кататься. Поэтому все рьяно взялись за дело. Кто-то из ребят придумал разломать с одной стороны заборчик и отнести его шагов на десять в сторону, чтобы каток получился шире.

Всё у нас шло очень ловко и хорошо, но только до тех пор, пока нашу работу не заметила Лёлькина мама.

— Это что у вас за строительство? — спросила она. — Зачем разоряете садик?

Мы с Костей стали объяснять ей, что здесь будет каток.

— Ну каток, — говорит она. — А зачем же клумбы уничтожать? Делайте себе каток вокруг клумб.

Мы с Костей хотели объяснить ей всё вежливо, но тут в дело вмешался Мишка.

— Как же вокруг клумб кататься? — с презрением на лице сказал он. — Разве вы не видите, что они четырёхугольные? Или вы ничего не понимаете своей головой?

— Я-то своей головой всё понимаю, — ответила Лёлькина мама. — А вот ты, видно, не понимаешь. Вот пойду скажу управдому, что вы здесь затеяли.

— Ха-ха! — сказал Мишка. — Идите. И скажите. И посмотрим, что вам управдом скажет.

От управдома Лёлькина мама вернулась злая-презлая. Видно, он объяснил ей, что разрешил нам делать каток. Она больше ничего не сказала нам, но вместо этого стала говорить всем жильцам, что теперь маленьким детям даже погулять будет негде, и Григорию Кузьмичу из пятой квартиры наябедничала, что мы перенесли заборчик и теперь он не сможет выехать из гаража на своей автомашине. Григорий Кузьмич моментально из дома выскочил и стал требовать, чтоб мы перенесли заборчик обратно. Мы с Костей вежливо начали объяснять ему, что машина проедет, но тут снова вмешался Мишка.

— Смотрите, — закричал он, — сколько здесь для проезда места осталось! Разве вы не понимаете, что машина очень свободно проедет? Должна же у вас голова хоть немного соображать!

Услышав такую грубость, Григорий Кузьмич страшно рассердился, привёл управдома и стал доказывать, что заборчик надо поставить на место, а управдом стал доказывать, что заборчик может и здесь стоять. Кончилось тем, что они поссорились и Григорий Кузьмич побежал писать на управдома жалобу, а управдом сказал нам:

— Имейте в виду, больше я ни с кем из-за вас ругаться не стану. Если ещё хоть кто-нибудь на вас пожалуется, запрещу делать каток!

— Это всё ты виноват! — сказал Костя Мишке. — И что ты всё лезешь со своими грубостями? Не можешь говорить дипломатично — молчи!

— Я ведь дипломатично, — ответил Мишка.

В общем, из-за Мишки мы со всеми жильцами поссорились. Все были недовольны нами и только и делали, что ворчали на нас.

Через несколько дней наступила оттепель, и работать нам стало легче. Мы разровняли площадку, сделали по краям земляной бортик, даже заборчик покрасили и принялись за устройство электрического фонаря. Деньги собрали со всех ребят, купили электрический шнур, лампочку и патрон. Столб для фонаря у нас уже давно был. Он остался после ремонта дома и лежал посреди двора. Мы его врыли в землю, а проводку нам помог сделать дядя Серёжа из девятой квартиры. Такой хороший человек оказался. Мы даже хотели про него написать в газету, но сначала некогда было, а потом как-то забыли.

И вот, когда всё было сделано и наш фонарь готов был засиять над катком ярким светом, в дело вмешалась дворничиха тётя Даша.

— Вот что, ребятушки, — сказала она, — столб вам придётся отдать, потому что на будущее лето он для ремонта понадобится.

Костя принялся доказывать ей, что столбу мы ничего плохого не сделаем, и в конце концов он, наверное, уговорил бы её, но тут Мишка не выдержал.

— Постой, — говорит, — сейчас я ей всё дипломатически объясню. — Он оттолкнул Костю и давай кричать: — Это что, по-вашему, столб? А для чего, по-вашему, сделали столб? По-вашему, столб сделали, чтоб он, дожидаясь ремонта, целую зиму под снегом гнил? У вас что на плечах, голова или ещё что-нибудь?

Кончилось тем, что тётя Даша рассердилась и побежала в домоуправление.

— Вот видишь, что ты наделал, — сказал Костя. — Управдом ведь предупредил, что больше терпеть не станет. Все ребята на Мишку набросились.

— Из-за тебя, — говорят, — каток запретят! Даром трудились только!

Мишка готов был рвать на себе волосы от досады.

— И как это у меня вырвалось? — убивался он. Вдруг смотрим — тётя Даша обратно бежит, а за ней управдом. Мишка увидел, уцепился руками за столб и как завоет:

— Не отдам столб, не отдам! Я накоплю денег и заплачу вам за него. Целую зиму не буду мороженого есть. Управдом услышал и только рукой махнул.

— Ладно, — говорит, — берите себе этот столб. И ушёл. А тётя Даша увидела, что у неё ничего не вышло, и говорит:

— Хорошо же! Мы ещё поговорим с вами!

И вот потянулись самые тяжёлые дни. Две недели подряд стояла оттепель, даже лёгонького морозца не было. Снег иногда падал, но тут же таял и только разводил слякоть. Мы с Мишкой начали думать, что в этом году уже совсем не будет зимы, и приходили в отчаяние.

Наконец ударил долгожданный мороз. И тут у нас начались новые приключения. Никто не хотел нам давать воды для катка. Сначала мы пошли к тёте Даше и стали просить, чтоб она дала нам свой дворницкий шланг, чтобы полить каток из шланга, но она не дала.

— Я вообще против вашего катка. Весной растает, а убирать мне! Все жильцы против катка. Вот мы напишем управдому заявление, чтоб разорил.

— Не даёте, мы и без вас польём. Каток замёрзнет, сами придёте к нам кататься.

— И не приду! А замёрзнет, так я его золой посыплю, всё равно никто не будет кататься.

Мы стали таскать воду вёдрами из кухни шестой квартиры, но нас скоро оттуда прогнали: сказали, что мы нанесли им грязи. А какая там грязь, когда во дворе никакой грязи не было! Стали мы таскать воду из первой квартиры, но нас и оттуда выгнали. Мы пошли в четвёртую, нас стали и оттуда гнать.

Тут Мишка вспомнил, что у дяди Андрея из двадцатой квартиры есть маленький шланг. Мы все видели, как дядя Андрей обмывал летом из этого шланга свой мотоцикл. Мы пошли и попросили у него этот шланг. И какой оказался человек добрый! Дал шланг и даже сказал, что пусть будет у нас до конца зимы. Бывают же такие люди на свете! Мы про него тоже решили написать в газету, но потом тоже почему-то забыли. Всё было как-то не до того.

Завладев шлангом, мы пошли на кухню четвёртой квартиры. Там два водопроводных крана.

— Здесь мы никому не помешаем: к одному крану привернём шланг, а из другого пусть жильцы берут воду.

Мы присоединили шланг к крану и принялись поливать каток. Сначала дело шло хорошо. Струя воды с силой била из шланга и доставала во все уголки площадки. Мишка держал шланг обеими руками и улыбался во всю ширину лица. Струя шипела, трещала, так что у всех становилось радостно на душе. Неожиданно произошла задержка: струя вдруг стала слабее, потом словно увяла и совсем перестала течь.

— Что такое? — удивился Мишка. — Наверно, шланг отскочил от крана.

Прибежали на кухню. Шланг на месте, а вода не течёт. Смотрим — кран закрыт.

— Что за ехидство? — говорит Мишка. — Кому это понадобилось привернуть кран?

Отвернули мы кран, стали поливать снова. Вдруг опять- стоп! — не течёт вода. Прибегаем на кухню, снова никого нет, а кран привёрнут.

И так несколько раз.

Наконец мы догадались поставить у крана стражу, и только после этого дело пошло на лад. Поздней ночью мы кончили поливать каток, но так и не узнали, кто придумал это озорство с краном.

За ночь вода замёрзла крепко-накрепко. На следующий день состоялось торжественное открытие катка. Все ребята собрались вокруг. Лёд блестел что твоё зеркало. Мишка первый выехал на середину льда.

— Каток объявляю открытым! — закричал он и тут же шлёпнулся.

Все, как по команде, бросились на лёд, и пошло катание. Катались и на коньках и без коньков. Все смеялись и падали. Коньки звенели и с шипением резали лёд. Катались даже те, которые не строили катка, но мы им не запрещали. Хотелось, чтоб в такой день все были радостные и счастливые.

Даже многие взрослые вышли во двор и смотрели на наше веселье. А управдом Дмитрий Савельевич тоже пришёл и сказал:

— Вот куплю себе коньки и буду приходить по вечерам кататься. Вспомню молодость!

Потом он на самом деле купил коньки и часто ночью, когда ребята уже давно спали, приходил и катался на нашем катке. Настолько хороший человек оказался, что хотелось написать о нём в газету!

Наш каток был хороший, большой и крепкий. Про него ничего нельзя было сказать плохого. Но скоро катающихся оказалось так много, что всем не хватало места. И вот Мишка, чтоб разгрузить каток, придумал меру: у кого двойка — не пускать на каток, пока не исправит. С тех пор каждый, кто приходил кататься, должен был показать свой дневник. Некоторым двоечникам пришлось подтянуться.

Кончилось дело тем, что Мишка сам схватил двоечку по русскому языку. Уж очень он увлёкся катанием. После школы он даже не пошёл на каток. Ему стыдно было показывать свой дневник ребятам.

В этот день на катке шла игра в хоккей. Многие взрослые пришли посмотреть на нашу игру. Все глядели на нас, и никто не ругался. Даже тётя Даша смотрела и ласково улыбалась. Она была довольна, что её маленький Шурик играет вместе со старшими ребятами и никто не прогоняет его. Когда хоккейный мячик выскакивал с катка за бортик, она поднимала его и бросала обратно на лёд.

Вдруг Глебкина мама заметила, что среди играющих нет Мишки.

— Слушайте, где же Миша? — спросила она. — Строил, строил каток, а сам не катается. Может быть, он болен?

— Надо бы проведать его, — сказала Лёлькина мама. Они обе решили пойти проведать Мишку. Я пошёл проводить их. Когда мы пришли. Мишка сидел за столом и делал

— Почему же ты, Миша, не катаешься? — спросила Глебкина мама.

Мишка сказал, что ему задали много уроков и сегодня он на каток не пойдёт.

— Ты хороший мальчик, — сказала Глебкина мама. — Это вы хорошее дело придумали — устроить каток. А Лёлькина мама сказала:

— С катком и родителям стало гораздо спокойнее. В прошлую зиму моя Лёлечка каталась на улице и чуть не попала под автомобиль. В прошлом году все ребята катались на улице, а теперь их на улицу и калачом не заманишь. Все липнут к этому катку, как не знаю к чему!

Они поговорили между собой и ушли.

— Вот видишь! — сказал Мишка. — А помнишь, как все нас ругали, говорили — золой засыплют, не давали нам шланг, не давали воды! А теперь сами благодарят. Да ладно, — махнул он рукой. — Что с них спрашивать!

Мне было жалко, что Мишка не может пойти на каток. Я тоже решил не кататься в этот день, а вместо этого засесть за уроки, потому что и у меня кое-что было сильно запущено. Я пошёл домой и занимался до поздней ночи, сделал уроки как следует, а когда всё было выучено, я, вместо того чтоб лечь спать, нацепил коньки и вышел во двор.

Над нашим катком ярко горела лампочка. Вокруг стояли деревья с белыми, точно сахарными, веточками. Сверху падали крупные хлопья снега и мягко ложились на лёд. А среди этих хлопьев кружилась по катку маленькая фигурка. Я присмотрелся получше и увидел, что эта фигурка был просто Мишка. Он тоже, вроде меня, не мог прожить ни одного дня без катка.

Недавно в вечерней газете писали, что первым в этом сезоне открылся каток динамовцев на Петровке. Но это неправда! Первый каток в эту зиму был открыт у нас во дворе. Он начал работать на полторы недели раньше, чем каток на Петровке, только никто не догадался написать об этом в газету.

Читайте также: