Нончык патыр марийская сказка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Одним из таких средств воспитания является народная сказка - неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, сказки имеют колоссальное воспитательное значение для ребенка. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям, расширяют познания и кругозор детей. Именно через сказки ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения.

Особую ценность представляет сочетание в них образовательного и воспитательного элементов. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного моментов и сделало их весьма эффективным педагогическим средством.

При отборе марийских сказок для детей дошкольного возраста мы опираемся на следующие принципы:

познавательная и нравственная значимость,

Марийцы издавна жили в лесистом краю на среднем течении Волги. Лесами окружены марийские деревни, среди лесов стоят города. Издавна жизнь марийцев была тесно связана с лесом: в лесу они добывали зверя, собирали ягоды, лес давал бревна для строительства жилища, из дерева марийцы вырезали посуду, из лыка и бересты плели лапти. Марийцы были благодарны лесу за пищу и кров, но еще они любили лес за его красоту. Поэтому почти в каждой марийской сказке обязательно говорится о родной природе, животном и растительном мире.

Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – откладываются в сознании и определяют для ребенка нормы поведения. Каждая сказка рождает в душе ребенка такие чувства, как участие, волнение, сопереживание. В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни.

В сказках о животных много юмора. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу : петух - герой, лиса - хитрая обманщица, медведь – глупый, заяц – трусливый и любознательный, сорока – болтливая, но хороший друг.

В дошкольном возрасте, как известно, ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Играя, ребенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить отрицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.

Поэтому в своей работе мы используем игру-драматизацию сказки. Но чтобы хорошо обыграть сказку, мы проходим 3 этапа.

1 этап – знакомство с содержанием сказки (чтение, рассказывание, беседа, рассматривание иллюстраций).

2 этап – эмоциональное восприятие (пересказ сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказки).

3 этап – отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр).

Пройдя эти этапы, ребенок умело участвует в играх-драматизациях.

Еще одна форма работы с детьми, используемая нами, это викторины по марийским народным сказкам. Слушая отрывки, дети называют названия сказок и главных героев. Дети сравнивают героев марийских народных сказок с персонажами из русских сказок и легенд. Онара, Чоткар-патыра, Ненчык-патыра сравнивают с былинными богатырями, Сереброзубую Пампалче с Василисой Прекрасной и Еленой Премудрой. Этим мы учим детей видеть общие черты, общие ценности разных народов.

Викторины помогают запомнить содержание сказки, сравнивать персонажи разных сказок, сопоставлять их, выражать свое отношение к ним.

Также проводим выставки творческих работ детей по мотивам марийских народных сказок. В своих рисунках, аппликации, лепке дети учатся выражать свое отношение к тому или иному персонажу. Яркими красками изображают положительных и, наоборот, темные цвета используют при изображении отрицательных героев. Творческие работы помогают формировать художественный вкус, развивают детскую эмоциональность.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Жили когда-то в одном селе старик и старуха, а детей у них не было. Сильно горевали старик и старуха. Говорит однажды старик:

— Давай, старуха, сделаем себе сына из теста. — Давай,-согласилась старуха. Замесила она тесто, вылепила из него человечка, завернула человечка в тряпицу и положила на печь.

Лежит человечек из теста на печке день, лежит другой. А на третий день старик не вытерпел и говорит:

— Посмотри-ка, старуха, как там наш сыночек.

И вдруг с печки послышался голосок:

— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.

Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.

Рос мальчик двенадцать дней, вырос в крепкого парня, на тринадцатый день говорит старику и старухе:

— Вы меня вырастили и выкормили, теперь я буду вас кормить. Пойду наймусь к кому-нибудь в работники.

— Ведь тебе всего двенадцать дней,— сказал старик,-куда тебе работать!

— Чую я в себе богатырскую силу,— отвечает ему мальчик,— справлюсь с любой работой.

Нончык-патыр трудится, ни от какой работы не отказывается, а время идет. И вот подошел срок расплачиваться хозяину с батраком за работу.

И тогда жадный хозяин, чтобы не платить, задумал погубить Нончык-патыра.

Думал-думал хозяин, как погубить Нончык-патыра, и наконец придумал.

Позвал он его и говорит:

— Сходи на дальние поля и пригони оттуда моих овец.

А на дальнем поле не овцы паслись, бродили там стаи голодных волков. Понадеялся хозяин, что голодные волки сожрут Нончык-патыра.

Пришел Нончык-патыр на дальнее поле.

— А ну, идите-ка сюда! — крикнул он волкам. По полю бродите, хозяина забыли!

Окружили его голодные волки, зубами щелкают вот-вот разорвут.

Выдернул Нончык-патыр из земли березу с корнем и давай волков бить! Заскулили волки, поджали хвосты.

Погнал их Нончык-патыр, как овечье стадо, на хозяйский двор. Пригнал он волков к хозяйскому двору:

— Эй, хозяин, открывай ворота! Я твоих овец пригнал!

Выглянул хозяин в окошко, увидел волков, затрясся от страху и забился в дальний угол, за печку.

— Заболел я, не могу выйти! — кричит хозяин из-за печки. — Открой сам ворота и загони овец в хлев.

Загнал Нончык-патыр волков в хлев и улегся спать на сеновале.

Спит Нончык-патыр, храпит на весь дом.

А хозяину не до сна.

— Сходи в лес, пригони оттуда моих лошадей! — приказывает хозяин Нончык-патыру.

Пришел Нончык-патыр в лес, поднял медведей из их берлог и погнал на хозяйский двор. Гонит да еще покрикивает:

— А ну, идите домой! Хозяина своего забыли!

Увидел хозяин, что Нончык-патыр медведей гонит, убежал в избу, заперся на все запоры-засовыи кричит:

— Сам загоняй лошадей в хлев!

Загнал Нончык-патыр медведей в хлев и пошел спать.

Крепко спал в эту ночь Нончык-патыр, а хозяину не до сна. Позвал он соседей-богачей, стал у них совета просить.

Соседи присоветовали послать Нончык-патыра к Чертову озеру: пусть его черти утащат.

Повеселел хозяин и говорит Нончык-патыру:

— Года три назад ушел мой брат жить в Чертово озеро да с тех пор ни разу ко мне в гости не наведывался. Поди-ка разыщи его и позови ко мне на коман мелна ( слоеные блины, марийское национальное блюдо).

Пришел Нончык-патыр на Чертово озеро.

Заросло озеро черной осокой, разлилось гнилой водой среди болота, затянулось мелкой ряской, а под ряской колышется бездонная трясина.

Это озеро люди обходили за версту, а по ночам и за все десять.

Выскочил из воды старый лохматый черт, схватил Нончык-патыра, потянул в трясину. А Нончык-патыр не поддается. Стукнул он черта по лбу кулаком, встряхнул за шиворот, как котенка, и сказал:

— Нехорошо родных забывать! Брат тебя на коман-мелна зовет. А ну, собирайся — пойдем в гости!

И поволок черта в деревню.

Увидел хозяин, что Нончык-патыр возвращается жив-невредим да еще тащит за собой лохматого черта, замахал руками, закричал дурным голосом:

— Не хочет, видно, братец в гости идти. Не держи его! Пусть он в свое озеро возвращается! Отпустил Нончык-патыр черта и сказал:

— Ну, хозяин, кончился срок моей работы — теперь плати что полагается.

Делать нечего, пришлось жадному богачу расплачиваться с работником.

Расплатиться-то расплатился, а зло затаил.

Вернулся Нончык-патыр в родной дом к отцу, к матери, отдал им заработанные деньги, а сам пошел гулять на улицу.

Играли на улице дети хозяина-богача, беднякам-то не до игры — работать надо.

Подошел к ним Нончык-патыр и попросил, чтобы приняли ребята его в свою игру.

— Поймай летящую стрелу зубами — тогда примем! — отвечают они.

Выпустил Нончык-патыр стрелу из лука прямо в синее небо. Унеслась стрела за облака, а как стала падать вниз, то поймал ее Нончык-патыр зубами.

— Теперь,-говорят ему хозяйские дети,— нырни в эту прорубь, отплыви на середину реки и разломай лед — тогда примем тебя в нашу игру!

Нырнул Нончык-патыр в прорубь, проплыл до середины реки, разбил головой толстый лед и вышел наружу.

— А теперь разбей каменную гору — тогда примем тебя в нашу игру!

Подошел Нончык-патыр к каменной горе, пнул гору ногой — качнулась каменная гора, пнул в другой раз — посыпались с горы камни. Семь раз пнул — рассыпалась гора в мелкие камешки, но ушла от Нончык-патыра его богатырская сила.

Рассказали тогда дети своему отцу: нет уже у Нончык-патыра его богатырской силы.

Обрадовался хозяин и приказал своим слугам вырыть яму глубиной в сорок саженей, а потом схватить Нончык-патыра, связать его крепко-накрепко и бросать в ту яму.

Одни слуги побежали яму копать, другие набросились на Нончык-патыра, связали ему крепкими ремнями руки-ноги и кинули в яму.

Лежит Нончык-патыр в глубокой яме и день, и два, и месяц, смотрит в ясное небо.

Прилетела ворона, села на край ямы.

Говорит Нончык-патыр вороне:

— Ворона, ворона, слетай к моему отцу, к моей матери! Скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму, чтобы я погиб от голода и жажды.

Каркнула ворона в ответ:

— Не стану я звать твоего отца, не буду я звать твою мать! Умирай скорее — я тогда выклюю тебе глаза!

Улетела ворона, прилетела сорока.

Стал Нончык-патыр просить сороку позвать отца с матерью.

А мне-то какое дело! — ответила сорока.— Не полечу.

Летел мимо белый гусь.

— Эй, белый гусь! — крикнул Нончык-патыр.— Лети к моему отцу, к моей матери, скажи им, что связали мне руки-ноги крепкими ремнями и бросили в глубокую яму. Хочет богач-хозяин, чтобы я погиб от голода и жажды. Уже недолго жить мне осталось! Пусть идут скорее, пусть приведут жирного быка пусть принесут острый топор!

Поднялся гусь высоко в небо, полетел к старикам.

— Эй, дедушка! Эй, бабушка! Злые люди бросили вашего сына в глубокую яму. Зовёт он вас на помощь. Велит привести жирного быка и принести острый топор!

Заплакали старик со старухой и говорят:

— Не смейся над нами, гусь! Нашего сына нет в живых, погубили его. Остались от Нончык-патыра одни только косточки.

— Нет, не умер он,— ответил гусь,— только спешите, уже недолго осталось ему жить.

Поверили старик со старухой гусю, пригнали к глубокой яме, где томился Нончык-патыр, быка, принесли острый топор.

Увидела старика со старухой ворона, закричала:

— Кар-кар! Идут отец и мать, гонят быка, несут топор. Если съест Нончык-патыр быка — вернется к нему его богатырская сила и разрубит он топором свои крепкие путы!

Испугался хозяин, приказал слугам:

— Засыпьте яму доверху песком, завалите камнями — пусть Нончык-патыр задохнется.

А старик уже столкнул в яму быка. Съел Нончык-патыр быка, и вернулась к нему его богатырская сила.

Стали слуги заваливать яму песком да камнями, а старик уже кинул в яму топор.

Разрубил Нончык-патыр все путы, поднялся на ноги, вытолкнул песок с камнями и вышел из ямы.

Как увидел Нончык-патыра жадный хозяин, перепугался, не знает, что делать, где спрятаться.

Побежал богач куда глаза глядят. Попалось ему на пути болото, и потонул он в том болоте.

Когда-то у моего отца была пасека. Всем своим пчёлам отец давал имена: одну звал Анной, другую — Майрой, третью — Тайрой.

Жили когда-то старик и старуха. У них детей долго не было. Горевали они, думали, что так бездетными и умрут. И вдруг родился у них сын. Прожил он один день и стал как годовалый ребёнок. Прожил два дня — стал как двухгодовалый. Прожил двенадцать дней — стал будто двенадцатилетний.

Вот произошли они и в семье Пайберде с Унави. Помолились они, замесили тесто и поставили на ночь в печь. А утром оттуда услышали песню:

Нӧнчык патыр, нӧнчык патыр,
Весь из теста сделан я!
Но на волю врется сила
Богатырская моя!

Услышал бог просьбу, послал им сына. Да не просто мальчика, а богатыря, да еще доброго и отважного. Нӧнчык патыр все дела переделал у родителей, у соседей в деревне! Пошел по свету белому — может еще кому помощь его молодецкая понадобится?! А сила его и встретившихся по пути и подружившихся Кӱртньӧ патыр и Пӱнчӧ патыр понадобилась в борьбе с трехголовой Аждагой, который заточил в подземном царстве девушек-красавиц. Там оказались и сестра, и невеста, и родители Нӧнчык патыра.
Яркий, музыкальный спектакль по мотивам марийской народной сказки, хороший актерский ансамбль, интересная игра, красивая декорация и костюмы – все это вызывает интерес не только у детей, но и взрослых зрителей.

Автор либретто и текстов песен — Н.Кузьминых.

Режиссер – Роман Алексеев
Художник – Сергей Таныгин
Художник по костюмам – С.Марчик
Композитор – С.Пчелкин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

НУРМИНСКИЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ

(информационно - познавательная программа для

учащихся начальных классов)

участие в районном конкурсе

hello_html_m49511f4e.jpg

Автор: Петрова Е.А. (звукорежиссер филиала Нурминский ЦК)

- сохранить любовь к фольклорному творчеству своего народа, любовь к марийским народным сказкам и играм.

- систематизировать знания детей о марийских народных сказках и играх.

- развивать творческую активность, речь, воображение

- формировать интерес к чтению литературы марийского народа

- расширить знания о фольклорном творчестве марийского народа

Ведущий- Петрова Елена (звукорежиссёр)

Дети – ученики 1-4 класса (10 человек возраст 6-10 лет)

Ведущая: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались, чтобы узнать и вспомнить о наших предках мари, кем они были, чем занимались, какие ценности их интересовали. Самое главное, в какие игры они играли и какие сказки читали своим детям, а может, и сейчас не забывают о них. Давайте вспомним, кто такие народ мари?

Вопрос детям: Может кто-нибудь знает или может быть вам, что-нибудь рассказывали ваши папы мамы или бабушки с дедушками?

Ведущий: Ну не будем гадать Мари- это этнос, а этнос это народ, как ты я или кто- то другой. У каждого народа есть свой язык, традиции, религия, национальный костюм и конечно национальные игры и сказки.

Давайте поговорим о том, как же появились марийские сказки в народе. Религия марийского народа в старые, добрые времена была языческая. Язычество – это поклонение и возвышение культов природы. Народ считал, что даже в травинке живёт, что-то, божественное, и они бережно относились к природе. Приносили им дары в виде всяких вкусностей, чтобы они помогали им дальше жить. Они сочиняли сказки, и в этих сказках очень часто встречались божественные животные, растения, явления природы.

Вопрос детям: Какие вы знаете марийские сказки? И что вам в них запомнилось самое интересное.

Ведущий: Вы, наверно, были увлечены больше русской культурой. Для этого мы и собрались, чтобы вспомнить или узнать, какие сказки были у марийского народа.

Ведущий: Какие же сказки сочинил марийский народ ?

Сказки о животных , волшебные и бытовые.

Ведущий: - Кто являются главными героями и персонажами марийских сказок о животных ? А я вам отвечу: - это дикие животные. А каких диких животных вы знаете?

Ответы детей : Лиса, волк, медведь, заяц и т.д.

Ведущий : Кого из птиц можете назвать?

Ответы детей : Сова, сорока ворона и т.д

Ведущий : - Правильно, сова, сорока, ворона. Реже встречаются домашние животные. Назовите их?

Ответы детей : - Собака, кот, баран, бык, лошадь и т.д.

Ведущий : Правильно, а домашние птицы выступают еще реже.

А каких домашних животных вы знаете?

Ответы детей: Баран, петух, курочка и т.д.

Ведущий : Марийский народ очень талантливый . Талант марийского народа проявляется в придумывании разных интересных сказок . Скажите, пожалуйста, как вы понимаете марийские волшебные сказки ?

Ответы детей : - В волшебных сказках происходят волшебства, чудеса и т.д.

В пять лет Чоткар стал богатырем – великаном, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его. А когда он подрос, то одним ударом кулака мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб; Чоткар – патыр оживает, встает из могилы чтобы помочь одолеть злого врага. Нончык-патыр это богатырь из теста, который смог победить злого подземельного жителя, дракона, и выбрался из подземелья с помощью хищной птицы, но самое интересное, что во всей сказке он помогал беззащитным. Сереброзубая Пампалче (это сказка о красивой марийской девушке, которую хотели выдать замуж за Водяного, она сбежала, но её чуть не поймала Вувер-кува- это злая ведьма, но ей помогли животные и сестра).

Ведущий : Еще марийский народ придумывал бытовые сказки, эти сказки о жизни бедных и богатых, умных и глупых. Большинство бытовых сказок – высмеивают пороки богатых, а так же простых людей. Это сказки об умных и глупых поступках. Любимый герой – это бедняк, сирота, угнетённый или обездоленный человек. И победу он одерживает лишь собственной ловкостью, умом, а не волшебством и чудесами, как в волшебной сказке .

Ведущий: А чему же тогда учат марийские народные сказки ?

Ответы детей: - Марийские сказки учат быть добрыми , умными, сильными, не бояться трудностей и т.д.

Ведущий: - Правильно. В сказках заключена народная мудрость . Они учат жизни. Как хорошо быть трудолюбивыми, умными, добрыми, храбрыми, сильными. И плохо быть каким? Злыми, глупыми, жадными, трусливыми. В сказках зло всегда наказывается, а добро побеждает.

Ведущий: Вы все молодцы, что не забываете о нашей традиционной культуре и читаете сказки, ведь сказки интересны ещё тем, что они воспитывают в нас хорошие качества.

Теперь пришло время проверить, хорошо ли вы запомнили, какие группы сказок могут быть. Мы сыграем в небольшую игру, надо будет прикрепить к каждой группе того героя, который соответствует ей.

Ведущий: Молодцы ребята, очень хорошо справились с заданием.

Звучит мелодия птиц.

Представляете, сорока принесла такую весть, что наши герои перепутались и не могут найти свою сказку, что же делать, поможем им.

Ну что понравилась вам марийская игра?

Ведущий: Теперь наши герои очень довольны, и желают вам, чтобы вы не забывали о них и чаще читали марийские сказки, их так много и каждая по-особенному интересна. И конечно игры в них очень хорошо играть на свежем воздухе, а природа так и шепчет, поиграй со мной. И она вам приготовила вкусные подарки яблоки. Я очень рада, что вам понравилось. До новых встреч.

Читайте также: