Ночь в валони краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

О женском коварстве, мужской верности и всепобеждающей силе любви расскажет зрителям спектакль Романа Виктюка Последняя любовь Дон Жуана. Поставлен он по пьесе известного современного драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта Ночь в Валони. Главный герой Виктюка (Дмитрий Бозин), в отличие от своего прототипа из произведения Шмитта, молод, полон энергии и сил. Перед его очарованием не может устоять ни одна дама. Да и на сцене он появляется в окружении прекрасных женщин, с каждой из которых он не прочь завести романтические отношения. Но когда Дон Жуана находит настоящее чувство, пустые развлечения и игры становятся ему не нужны.

Романтичное настроение пьесы продолжает изысканная барочная музыка, сопровождающая спектакль. Как всегда, театралы оценят и безупречный стиль постановки знаменитого режиссера, и яркие актерские работы.

Что же. время для встречи с прекрасным настало. Итак, была в прошлую пятницу на гастрольном спектакле Театра Романа Виктюка по чуть ли не самой первой пьесе Эрик-Эммануэля Шмитта "Ночь в Валони" (или "Последний день Дон Жуана") и, как всегда, прежде, чем писать много букв, пришлось много думать и ликвидировать собственную серость, хотя философски, чем больше знание, тем больше непознанное, с которым оно соприкасается.

Как выяснилось, с творчеством нашего современника Шмитта я немного знакома: прежде всего, с "Распутником", поскольку смотрела спектакль в театре "Буфф" и часто пересматриваю одноименный французский фильм, особенно, когда грустно и хочется немного сбить пафос бытия. Любители мюзиклов ждут в Петербурге премьеру "Оскар и розовая дама" - тоже его пьеса.

Именно поэтому, даже если он не планировал мудрствовать в своих произведениях, наверняка не смог не делать этого, тем более, символизм выпирает из каждой строчки, и Роман Виктюк досконально его обыгрывает в своей постановке, следуя знаковым ремаркам пьесы.

Действующие лица: пять женщин - жертв молодости Дон Жуана, свежая жертва, называемая МАЛЫШКА, служанка, Дон Жуан, его слуга Сганарель, Шевалье, гроза, павлин при смерти.

Больше всего не давал покоя павлин, поэтому полезла узнать, что же нам предлагает философия стран и эпох на тему этой птицы.

В общем, понятно, павлин вылитый Дон Жуан, его символ, радость жизни, которой обладал Дон Жуан, пока "не сломался". Спектакль про его духовное возрождение, а также размышления о боге, который есть любовь, о плоти, без которой нет человека, об отношениях с миром и с собой. О вечном. О любви.

Если кратко по сюжету, то пять жертв собираются вместе, чтобы судить самого великого любовника всех времен и народов и наказать его женитьбой на последней жертве, но в процессе обнаруживают вместе с ним, что он сильно сдал и уже не тот. Брат Малышки, Шевалье, по совместительству эвфемизм к статуе Командора, его подкосил, но одновременно и послужил его встрече с самим собой.

Роман Виктюк при всей критике в его адрес, это уже ЯВЛЕНИЕ. Режиссер с глубоким видением, огромным опытом, умеющий творить, выработавший свой собственный эстетический язык, который ни с чем не спутать. "Последняя любовь Дон Жуана" не стала исключением и понравилась мне гораздо больше, чем "Саломея", возможно, потому что в настоящий момент мне сама тема более резонтрует. Спектакль местами провокационный, яркий, сексуальный, стильный, с прекрасным музыкальным оформлением, где звучат как гимн жизни (La donna è mobile из "Риголетто" Верди), так и тема Dies irie (День гнева из католической заупокойной мессы). Естественно, трюки, прекрасные мужские тела в наличии.

Еще, оказывается, в театре есть и женщины, причем как замечательно подобраны и обыграны характеры! И хотя меня поразил в сердце цинизм, с которым раскрываются женские типажи, но безотносительно моего личного восприятия, это замечательные актерское работы, где каждая артистка сверкала собственным неповторимым светом и гранями. Особенно Герцогиня / Людмила Погорелова. Великолепная дама! И отдельно скажу, как понравилась Малышка в исполнении Анны Подсвировой - невысокая, с выразительной фигурой, чрезвычайно женственная, трогательная, волощенная юность и любовь. Как так можно было подобрать? Гениально просто.

Дмитрия Бозина до этого видела только в женских ролях (Саломея и Соланж), здесь играл он мужчину. Конечно, убедительно 😆, но непривычно. В этом спектакле острым кинжалом пронзила сцена объяснения его Дон Жуана и Малышки, которая бьется в сетях неразделенной любви, натыкаясь постоянно на стену равнодушия человека, который не способен любить в ответ. По крайней мере ее. И дело даже не в любви, а в том, что так убедительно было сыграно, как хочется, чтобы тебя понимали, и как больно, когда этого не происходит. Но и радостно от того, что Малышка все-таки не только не потеряла себя, но стала и для Дона Жуана проводником к его пониманию своей личности и принятию себя. В пьесе, когда читаешь, эта сцена не производит такого впечатления, а у Романа Виктюка выстроена так сильно, что хотелось заплакать вместе с героиней. ну, или ударить чурбана чем-то тяжелым😆 для ускорения процесса.

Очень понравилось оформление спектакля. Черный, красный, белый. Конструкции. Портрет Дон Жуана отсылает нас к Микеладжело, а также каким-то тонким, видимо, образом, отсылающие к высокой любви между мужами, о которой свидетельствуют некоторые античные источники. Некоторые мизансцены, напомившие "Сотворение Адама" (фрагмент росписи Сикстинской капеллы) того же Великого творца, дополняющие идею возрождения.

Это очень сильный и красивый спектакль, и чувство какой-то грусти не покидает меня до сих пор. И очень сложно описывать спектакли Романа Виктюка, даже сложно понять свои чувства: от восхищения до какой-то вселенской печали. Видимо, пришло время смотреть "Распутника".

Дорогие зрители! Посещение спектакля возможно только при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность. Дети 14-18 лет допускаются с родителем, имеющим QR-код, либо с уполномоченным лицом, имеющим на руках доверенность в письменной форме и QR-код

О спектакле

Неторопливый, оформленный в барочном стиле спектакль с мягкой чувственной музыкой и неожиданными, как всегда у Виктюка, трюками рассказывает зрителям историю о женском коварстве, мужской верности и всепобеждающей силе истинных чувств.

Шмитт Эрик-Эмманюэль

Биография

Эрик-Эмманюэль Шмитт родился в 1960 году, в детстве с большим увлечением занимался музыкой, играл на фортепиано.

Намеревался стать композитором, но оставил эту затею, поступив в колледж, где преподаватели заметили и поощряли его литературный талант. И все же, параллельно с занятиями в колледже, он продолжал посещать уроки музыки при Лионской Консерватории.

Восемь лет продолжалась работа над этим историческим романом с мистическим и почти детективным сюжетом о расследовании, предпринятом прокуратором Иудеи с целью найти пропавшее тело распятого Христа. История и религия переплетаются в романах Шмитта, создавая неповторимый стилистический рисунок и с легкостью перенося читателя в другие эпохи.

Эрик-Эммануэль Шмитт живёт и работает в Брюсселе, а с 2008 года имеет кроме французского еще и бельгийское гражданство.
Библиография

Романы:
1994 — Секта эгоистов / La Secte des égoïstes
2000 — Евангелие от Пилата / L'Évangile selon Pilate
2001 — Другая судьба / La Part de l'autre
2002 — Guignol aux pieds des Alpes
2002 — Когда я был произведением искусства / Lorsque j'étais une œuvre d'art
2008 — Улисс из Багдада / Ulysse from Bagdad
2011 — Женщина в зеркале / La Femme au miroir
2013 — Попугаи с площади Ареццо / Les Perroquets de la place d'Arezzo
2014 — Эликсир любви / L'Élixir d'amour
2014 — Le Poison d´amour

Повести и новеллы:

1997 — Миларепа
2001 — Мсье Ибрагим и цветы Корана
2002 — Оскар и Розовая Дама
2004 — Дети Ноя
2006 — Одетта. Восемь историй о любви
2007 — Мечтательница из Остенде
2010 — Концерт памяти ангела

Драматические произведения:
1991 — Ночь в Валони
1993 — Посетитель

1995 — Золотой Джо
1996 — Школа дьявола
1996 — Загадочные вариации
1997 — Распутник
1997 — Миларепа
1998 — Фредерик или Бульвар преступлений
1999 — Мсье Ибрагим и цветы Корана
1999 — Le Bâillon
1999 — Отель двух миров
2000 — Тысяча и один день
2003 — Малые супружеские преступления
2004 — Евангелие от Пилата
2004 — La Nuit des oliviers
2005 — Моя жизнь с Моцартом
2008 — La Tectonique des sentiments

1997 — Дидро или философия соблазна
2005 — Моя жизнь с Моцартом
Титулы, награды и премии

О Шмитте:
«Сказать, что этот роман — приятное развлекательное чтение, расцвеченное несколькими комическими пассажами, значит, ничего не сказать. Но не заблуждайтесь! Если роман надевает маску привлекательной обманки, если автор с ловкостью жонглирует бытием Христа, при этом, никогда не принимая насмешливый тон, то все это не ради изощрения в выдумках.


«… пресса единодушно хвалила Шмитта за приверженность традиционным ценностям французского театра классических времен, за увлекательную интригу, татральные эффекты, реплики-афоризмы, изящно сконструированные характеры.


«Человек, отважившийся еще раз написать слова Добро, Любовь, Разум и Справедливость с большой буквы. Сделавший премудрости Высокого Философского Стиля доступными ребенку, а стало быть, надо надеяться, и взрослому. Рискнувший напомнить разочарованным взрослым о практической целесообразности веры в существование Санта-Клауса.

Читайте также: