Николай ядринцев рождественский рассказ краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.
Пересказала Е. В. Харитонова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Рождественский, или святочный, рассказ появился в русской литературе в XIX веке и сразу стал заметным явлением не только литературной, но и общественной жизни. Достоевский и Бунин, Куприн и Чехов, Лесков и Андреев и многие другие писатели обращались в своем творчестве к теме Рождества Христова.
Большинство русских писателей разрабатывает классический жанр рождественского рассказа. Рождественский рассказ обычно повествует о судьбе бедных людей, в жизни которых происходит чудо накануне Великого праздника.
Актуальность нашего обращения к этому жанру в целом состоит в следующем: в советские годы значительная часть этих замечательных произведений была скрыта от читателей. Пришло время, когда их стали печатать и исследовать. Мы должны открыть для себя этот пласт русской литературы, ведь эти рассказы говорят о милосердии, рассказать о нем ученикам.
Рождественский (святочный рассказ) - литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы .
Из средневековой мистерии в рождественский рассказ перешла общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего все три ступени мироздани: ад — земля — рай
Основные элементы рассказа:
- Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).
- Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.
- Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.
- Нравственная христианская проблематика (милосердие, сочувствие)
- Мораль и назидательность (проповедь человечности, добра и любви).
Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение.
Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики.
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует.
Рождественский рассказ как проповедь человечности, любви, добра, традиционно в литературе стал призывом к изменению жестокого мира через собственное преображение.
2. Рождественские рассказы русских писателей XIX века.
Прочитав рассказы Достоевского, Лескова, Куприна и других писателей, приходим к выводу, что сюжет их в основном можно разделить на три типа.
.Героиня, бедная девочка Маша, - сирота. Она живет в людях, жестокая хозяйка, Агафья Матвеевна, послала ее в Сочельник, несмотря на непогоду, поздним вечером в лавку за свечами. На девочке худая шубенка, на голове тряпье. Она еле бредет по заснеженной улице и, спотыкаясь, теряет монетку. Домой без денежки возвращаться нельзя: хозяйка будет бить. Маша понимает бесполезность своих поисков, но все равно ищет монетку. А что ей остается делать? Машу почти совсем занесло снегом, и смерть кажется близка. Ее, несчастную, замерзшую, находит и спасает случайный прохожий. Маша спит на печи в его доме и видит сон: царь Ирод сидит на троне и отдает приказ избивать всех младенцев в Вифлееме. Крик! Стоны! Как жаль Маше ни в чем не повинных детей. Но вот приходит ее спаситель, Иван – великан, и исчезают грозный царь и его воины. Младенец Христос спасен. Спасена Маша. Есть на свете добрые люди!
В трудной ситуации может оказаться каждый. Болезнь главы семейства Мерцаловых поставила ее на грань голодной смерти. Заболев брюшным тифом, Мерцалов лишился работы, а, значит, жилья. Семья перебралась в подвал. Начали болеть дети. Умерла дочь. Сейчас, на момент начала рассказа, тяжело болеет другая девочка. В семье есть еще младенец. У матери от всего пережитого и от голода кончилось молоко. Грудной ребенок надрывается от крика. Родители в отчаянии. Сам Мерцалов даже пробовал просить милостыню. Возникают мысли о самоубийстве. Бороться нет сил. И когда герой уже готов схватиться за веревку, приходит помощь. В лице доктора, профессора медицины Пирогова.
Ко второму типу относятся рассказы, в которых нет явного чуда. Не приходит к человеку неожиданная помощь ни от ближнего, ни свыше. Чудо совершается в душе человека. Герой такого рассказа – человек, совершивший много зла, много горя он принес людям. И, казалось бы, совсем он пропал и закоснел в грехах. Но вот каким-то неведомым Промыслом, под влиянием людей или обстоятельств, он постигает всю глубину своего падения и невозможное становится возможным. Постепенно, по чуть-чуть, по капельке он становится лучше, человечнее, в нем проступают черты Божьи. Ведь человек создан по Его образу и подобию. Надо только не забывать об этом.
Мы рассмотрели три типа классического рождественского рассказа XIX века.
Теперь перейдем к следующей эпохе. Рубеж XIX – XX веков.
3 .Рождественские рассказы в XX веке.
Ангелочек – это не ангел бесплотный, чье место в Раю. Это елочная игрушка со стрекозиными крылышками, доставшаяся мальчику Сашке на елке в богатом доме. Саша еще мал, но горя познал предостаточно: мать пьет, отец болен чахоткой. Никакой радости в жизни героя нет, потому что озлобленная из-за беспросветной нужды, спивающаяся женщина, его мать, избивает Сашку, редкий день обходится без тумаков. Как величайшую драгоценность несет мальчик домой игрушечного ангелочка. Бережно вешает на печную заслонку и, засыпая, чувствует, что в его жизнь вошло что-то светлое, важное…
Но от горячей печки восковой ангелочек растаял, остается бесформенный кусочек воска. Тьма поглотила свет
Другой писатель эпохи – Антон Павлович
«Высокая, вечно зеленая елка судьбы увешана благами жизни… От низу до верху висят карьеры, счастливые случаи, выигрыши, кукиши с маслом и проч. Вокруг елки толпятся взрослые дети. Судьба раздает им подарки…
- Дети, кто из вас желает богатую купчиху? – спрашивает она, снимая с ветки краснощекую купчиху, от головы до пяток усыпанную жемчугом и бриллиантами…
- Мне! Мне! – протягиваются за купчихой сотни рук. – Мне купчиху!
Далее следует выгодная должность с казенной квартирой, место экономки у богатого барона… Все это разбирается нарасхват. Но вот предлагают… бедную невесту, большую библиотеку, и желающих становится все меньше и меньше. Материальных благ хватает не на всех. Хотя и порванные сапоги обретают хозяина. Они достаются бедному художнику. Последним к елке – судьбе подходит писатель - юморист. Ему достается только кукиш с маслом. Нет, Чехов не смеется над бедностью. Просто он очень хорошо знает, что все в жизни достается упорным трудом. К какому выводу можно прийти? Казалось бы, Чехов традиционно обращается к этому жанру, но подходит к нему своеобразно, по-своему. В чеховских рассказах нет мистического в традиционном понимании. Все просто: помочь человеку может только человек, и в проблемах своих виноват, прежде всего, он сам. Значит, в рассматриваемом нами жанре, Чехов идет наперекор сложившейся традиции в силу своего жизненного опыта и мировоззрения.
3. Рождественский рассказ в XXI веке.
Прошли десятилетия. Появилась детская и подростковая православная литература
«Это произошло в конце XIX столетия.
И раскрывает свое сердце ребенку.
«- Мама, давай я поднимусь на холм. Может, услышу звон колокольчиков на папиных санях.
Мы рассмотрели только два рассказа Бориса Ганаго. Но я думаю, что они оставляют впечатление классических рождественских рассказов, которые вписываются в традиции этого жанра.
— Да идите вы все на фиг, — сказала девочка с ангельской улыбкой и чиркнула черной спичкой.
В ту же секунду толпа вокруг нее рассеялась. Контуры городской элиты побледнели, заколебались и растаяли в морозном воздухе (47).
Избавив город от пороков, девочка-ангел исчезает сама в финале рассказа, а повествователь вновь вступает в диалог с читателем, обозначая собственное присутствие: чудо свершается, в итоге автор приводит читателя к выводам о неутешительном духовном состоянии современного общества.
Проделав работу, можно придти к выводам:
к традициям рождественских рассказов в русской литературе XIX века относится обращение к душе читателя, стремление через простые житейские истории достучаться до его сердца;
русская литература рубежа XIX - XX веков (в творчества Леонида Андреева и Антона Павловича Чехова) отличается новаторством в жанре рождественского рассказа;
для советской литературы этот жанр не характерен совсем. И только спустя почти столетие, он возникает снова в соответствии с давно сложившимися традициями.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично. Да, жанр рождественского рассказа достигает своего расцвета в период золотого века русской литературы. В начале XX века он претерпевает изменения и чуть ли не вырождается, в советскую эпоху был забыт. И только в конце XX – XXI века возникает снова.
1. Баран X. Дореволюционная праздничная литература и модернизм // Баран X. Поэтика русской литературы начала XX века. М., 1993. 329 с.
3. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб., 1995. 256 с.
5. Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. Вып.3: Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. С. 249-261.
6. Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX — начала XX века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла). Волгоград, 2000. 246 с.
7. Кошелев В. А. Хомяков А. С. Светлое Воскресенье. Повесть, заимствованная у Диккенса / Публ., вступл. и прим. В. А. Кошелева // Москва. 1991. № 4. С. 81-105.
8. Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997. — 21 с.
9. Маркова Т. Н. Современная проза: конструкция и смысл (В. Мака-нин, Л. Петрушевская, В. Пелевин.). М., 2003. 267 с.
10. Прохорова Т. Г. Мистическая реальность в прозе Петрушевской // Русская словесность. 2007. № 7. С. 29-34.
11. Серго Ю. Н. Поэтика прозы Л. Петрушевской: взаимодействие сюжета и жанра: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ижевск. 2001. 22 с.
12. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск, 1992. С. 113-127.
– Ещё в годы учёбы в ИГУ, на филологическом факультете, изучая литературу Сибири, мы изучали эти произведения… без текстов. Их было днём с огнём не найти.
Работу по поиску текстов произведений 19 века я начал, когда написал программу для лицея по литературной Сибири. До меня такая программа создавалась профессором ИГУ Ольгой ШАХЕРОВОЙ, все школы области с 2000-х годов начинали изучать литературу Сибири, урок был внесён в расписание, под программу были изданы хрестоматии для 5 и 6 классов, а потом всё остановилось на 7 классе из-за отсутствия финансирования. Мне захотелось продолжить. Главное условие работы по программе – наличие бумажных хрестоматий.
– Почему важно издать произведения позапрошлого века? Разве они не устарели?
– Вся литература, которая изучается в школе, европоцентрична. Живём в Сибири, а изучаем произведения писателей европейской части. У нас, по сути, всего два автора с мировым именем – Валентин РАСПУТИН и Александр ВАМПИЛОВ. И тех по программе изучаем в конце 9 и 11 классов, когда дети вовсю готовятся к экзаменам и им ни до чего больше нет дела. Конечно, литература 19 века немного устарела, прежде всего язык. Но это наша историческая, культурная и художественная ценность.
Когда я начал работу, то опасался, что все произведения окажутся слабой беллетристикой. Ведь 19 век – это детство сибирской литературы. Однако это оказалось не совсем так. Да, от этих рассказов не следует ждать чего-то гениального. Тем не менее в каждом произведении, вошедшем в сборник, есть над чем подумать.
В своём роде здесь новаторский финал. Все рождественские рассказы, как правило, заканчиваются чудом, светлым, позитивным, а здесь герой умирает. Чудом становится понимание, что за каждым его делом стояла судьба человека. У нас же до сих пор люди у власти, которые подписывают бумаги, зачастую не осознают, что в их руках судьбы людские.
В книгу вошли практически все сибирские произведения 19 века малого жанра. Плюс в примечаниях собраны биографии авторов.
2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Ответы 2
Когда он попадает в осаду правительственных войск, он отправляет машу к своим родителям. когда его возлюбленная осталась сиротой, петр рискнул своей жизнью и честью, которая для него важнее. доказал он это при взятии белогорской крепости, когда, отказался от присяги пугачёву и любых компромиссов с ним, предпочитая смерть малейшему отступлению от велений долга и чести. оказавшись в этой критической ситуации, гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. после встречи с емельяном в белогорской крепости гринев становится более решительным и смелым. петр все же молод, поэтому по легкомыслию не задумывается, как его поведение оценивается со стороны, когда они принимает пугачева в освобождении марьи петровны. ради своей любви он просит генерала дать ему пятьдесят солдат и разрешение освободить захваченную крепость. получив отказ, молодой человек не впадает в отчаяние, а решительно отправляется в пугачевское логово.
Читайте также: