Никитин встреча зимы стихотворение 3 класс школа россии

Обновлено: 08.07.2024

Литературное чтение. И.С. Никитин. "Встреча зимы". Стихи его, поразительные по искренности, простоте и задушевности.

ВложениеРазмер
i.s_nikitin_3_kl.doc 34.5 КБ

Предварительный просмотр:

И.С. Никитин. Стихи его, поразительные по искренности, простоте и задушевности.

Цели и задачи: познакомить учащихся со стихотворением;

постижение нравственных проблем и эстетической ценности стихотворения формировать умения выражать своё отношение к прочитанному;

развивать навыки выразительного чтения, художественный вкус;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет Н.И. Никитина;

I. Организационный момент

  • Какое ощущение вы испытывали, когда слушали романс?
  • Что особенно вас поразило?

Уч. Музыка народная. Она была написана на стихи Никитина Ивана Савина.

На слова Никитина создано около 60 романсов и песен.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

II. Да, сейчас мы откроем поэтическую тетрадь и познакомимся с простыми и заду
шевными стихами Никитина И.С.

III. Знакомство с биографическими данными.
Читаем с доски.

"Бедная молодость, дни невеселые, Дни невеселые, сердцу тяжелые. " Так писал Иван Саввич, вспоминая свою невеселую, трудную жизнь.

  1. уч. Родился он в Воронеже. Отец его небогатый торговец. Шести лет мальчик стал
    учиться грамоте у соседа - сапожника, восьми лет отец отдал его в училище.
  2. уч. Никитин очень хотел стать образованным человеком, но учиться ему не при
    шлось: отец разорился, надо было ему помогать. Никитин работал, он продавал свечи, посу
    ду и другую мелочь.
  3. уч. Тяжело ему было, но он не падал духом. Все свободное время читал, стал писать
    стихи. Просто писал он о нужде, о горе народа. Много стихов он написал в природе.

Учитель. Его перу принадлежат такие шедевры как "Утро", "Встреча зимы", "Утро на берегу озера".

Обращаюсь к выставке книг.

А как чудесны строки, посвященные матушке - зиме! Словно наяву встают перед нашим взором заснеженные просторы, свежий санный след, сугробы на полянах Русским размахом, величавостью веет от этих картин.

(читает стихотворение учитель наизусть)

V. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

VI. Вторичное восприятие.

Самостоятельное чтение. Читайте стихотворение медленно, так, как будто вы вглядываетесь в картины природы, которые изобразил поэт.

VII. Чтение и анализ текста

- С одним ли настроением надо читать это стихотворение?

- Прочитайте 1 и 2 строфы.

- Каким настроением пронизаны эти строфы? (Угрюмые небеса, сумрачный, лес, дождь)

- Прочитайте следующие 5 строф.

- Как и почему меняется настроение? (Постепенно)

-Меняется ли ритм?

Учитель. Да, здесь начинается вторая и основная часть стихотворения. Это настоящий гимн русской зиме, её величию и красоте. Но и в то же время это гимн русскому народу, его отваге, силе и стойкости.

-Найдите строчки наполненные чувством радости в высшей степени.

- Прочитайте этот отрывок выразительно.

VIII. Чтение отрывка из стихотворения учащимися.

– На эти слова была написана музыка и дети исполняют её около ёлки.

- Многие художники, восхищаясь красотой зимней природы, рисуют картины.

X. Прочитайте следующие строфы.

- Как он называет Русь? (Святой)

- За что он её называет святой?

- Каким словом Никитин называет русского человека? (Богатырь)

- Почему же он вырастает богатырём?

- Почему богатырь обращается к зиме как к заступнице?

-Сейчас есть возможность отразить свое настроение на снежинках, которые лежат у каждого на парте.

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, –
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 5 / 5. Количестов оценок: 7

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 226 раз(а)

Другие стихи Никитина И.С.

Вечер ясен и тих — Никитин И.

Вечер ясен и тих;Спят в тумане поля;В голубых небесахЯрко пышет заря. Золотых облаковРазноцветный узорНакрывает леса,Как волшебный ковёр; Вот .

Утро — Никитин И.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лознякаОт зари алый свет разливается.Дремлет .

Полно, степь моя, спать беспробудно — Никитин И.

Полно, степь моя, спать беспробудно:Зимы-матушки царство прошло,Сохнет скатерть дорожки безлюдной,Снег пропал, – и тепло и светло. Пробудись и .

Все стихи Никитина И.С.

Рекомендуем Вам прочитать

Про зайца — Рубцов Н.М.

Заяц в лес бежал по лугу,Я из лесу шел домой, —Бедный заяц с перепугуТак и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый,Но, конечно, в тот же .

Мы — друзья — Заходер Б.

С виду мыНе очень схожи:Петька толстый,Я худой,Не похожи мы, а все жеНас не разольешь водой! Дело в том,Что он и я —Закадычные друзья!Все .

Букина жалоба — Заходер Б.

Ах, многие считают,Что Бука — это Бяка,А это совершенноНеправильно, однако!Да, нас нетрудно спутать,Но в том-то вся и штука,Что Бяка .

Комментариев: 2

красиво написано и как легко читать

Добавить комментарий Отменить ответ

Фольклор для детей

Стихи на праздники

Времена года и природа

Стихи по возрасту:

Стихи по интересам:

Айога - нанайская сказка

нанайская сказка

Жил один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. Но загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо… Айога читать В роду Самаров жил один нанаец…

Новогодняя быль - Михалков С.В.

Михалков С.В.

История одной ёлочки, которая росла недалеко от дома лесничего. Однажды незнакомая сорока, прилетевшая летом неизвестно откуда, сказала ёлочке, что зимой её срубят люди. Ёлочка очень испугалась… Новогодняя быль читать В лесу, недалеко от дома лесничего,…

Пых - белорусская сказка

белорусская сказка

Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом. Пых читать Жили-были дедушка, бабушка…

Идэ - хантыйская сказка

хантыйская сказка

Мальчик Идэ остался сиротой и его растила бабушка. Вырос Идэ, но всего боялся. И решила бабушка отучить Идэ всего бояться, чтобы он смелым охотником стал. Идэ читать Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его…

Музыкант - Бианки В.В.

Бианки В.В.

Однажды старому медвежатнику сказали, что в лесу бродит медведь, он взял ружьё и пошел в лес. В лес он услышал необычный звук, он пошел на него и увидел, как медведь играет на расщеплённом грозой дереве……

Май - Соколов-Микитов И.С.

Соколов-Микитов И.С.

Рассказ о том, как прекрасна пора поздней весны: зелёною нежною дымкой накрылся лес, закуковали в зелёных рощах кукушки, зайцы радуются тёплому солнышку, прыгают, играют. Хорошо зверям и птицам в лесу! Май читать Не успеешь оглянуться…

По ягоды - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Рассказ о том, как девочка Надя ходила с бабушкой в лес за земляникой. В первый день Надя ничего не принесла, все ягоды съела. На другой день она землянику в кружку собирала и дома угостила дедушку….

Всё здесь - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Девочка Надя пошла с бабушкой в поле, где росла пшеница. Наде стало интересно, что здесь растет. Бабушка ей объяснила, что на этом поле растут будущие булки, баранки, пряники. Всё здесь читать Надя с бабушкой пошли…

Гляжу с высоты - Берестов В.Д.

Берестов В.Д.

Гляжу с высотыНа обиду.Теряю обидуИз виду.

Я ушел в свою обиду

Я ушел в свою обиду - Мошковская Э.Э.

Мошковская Э.Э.

Я ушел в свою обидуИ сказал, что я не выйду.Вот не выйду никогда,Буду жить в ней все года!И в обидеЯ не виделНи цветочка, ни куста…И в обидеЯ обиделИ щеночка, и кота…Я в обиде съел пирогИ…

Что это было? - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Очень вкусный пирог

Очень вкусный пирог - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Я захотел устроить бал,И я гостей к себе… Купил муку, купил творог,Испек рассыпчатый… Пирог, ножи и вилки тут —Но что-то гости… Я ждал, пока хватило сил,Потом кусочек… Потом подвинул стул и селИ весь пирог в минуту… Когда же гости подошли,То даже крошек не нашли.

1 - Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

2 - Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

Сутеев В.Г.

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

4 - Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

5 - Ёжик в тумане

Козлов С.Г.

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

6 - Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

7 - Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

8 - Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

Абрамцева Н.

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

10 - Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К.

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1)

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

8. Историческая справка

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?


10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1)

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

11. Итог урока

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Приложение 2

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Лебедь Олег

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Субботина Марина

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шошинская средняя общеобразовательная школа №13

Конспект урока литературного чтения

Жердева Ольга Николаевна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Цели урока:

Ход урока

I. Организационный момент

С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен. (Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)

Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.

II. Работа над темой урока.

Маленькая снежинка с неба упала,

И на бумагу к поэту попала

1.Введение в тему.

Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)

Ребята, а кто из вас любит это время года ?

Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)

2.Чтение стихотворения учителем.(После чтения учитель выдерживает паузу.)

Поутру вчера дождь

Поутру вчера дождь

В стёкла окон стучал,

Над, землёю туман

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, Бог знает о чём,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух лёгок и чист,

И замёрзла река.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

На безлюдный простор

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, —

И на ветках берёз,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас, —

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, —

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

Искони уж таков

Летом, смотришь, жара —

В полушубке идёт;

Жгучий холод пахнул —

Всё равно для него:

По колени в снегу,

В чистом поле метель

И крутит, и мутит, —

Наш степной мужичок

Едет в санках, кряхтит:

Сам сидит и поёт:

Да и нам ли подчас

Смерть не встретить шутя,

Если к бурям у нас

Когда мать в колыбель

На ночь сына кладёт,

Под окном для него

Песни вьюга поёт.

И разгул непогод

С ранних лет ему люб,

И растёт богатырь,

Что под бурями дуб.

Рассыпай же, зима,

До весны золотой

Серебро по полям

Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам

Гость незваный придёт

И за наше добро

С нами спор заведёт —

Уж прими ты его

На сторонке чужой,

Хмельный пир приготовь,

Гостю песню пропой;

Для постели ему

Белый пух припаси

И метелью засыпь

Его след на Руси!

3.Первичное понимание текста.

Понравилось вам стихотворение?

Какие чувства вы испытывали при чтении этого стихотворения ?(В начале мне было грустно, шёл осенний холодный дождь, веял холод в лицо и плакал лес. А потом природа меняется: упал белый пушистый снежок на грязную землю, воздух стал чистым, лес весело смотреть. И мои чувства менялись. Стало радостно, светло на душе. )

5.Выборочное чтение.

Проследите как меняется всё вокруг утром ,в полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают строки начала стихотворения.)

Какой поре посвящено стихотворение ?(Стихотворение посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила, но идёт первый снег.)

Подумайте, почему людей радует первый снег. Найдите эти строки и перечитайте их.(Ребята зачитывают эти строки).Первый снег закрывает грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)

Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу ?(Да он называет зиму гостей, приглашает к себе.)

Ребята, любил ли поэт русскую зиму ?(Да он её любил.)

А как он относился к русским людям, к простому человеку ?(Мы видим из стихотворения, что он любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки о мужичке, о маме.)

6.Выразительное чтение в классе.

Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.

III. Физкультминутка.

Мы белые снежинки

Летим, летим, летим

Дорожки и тропинки

Мы все запорошим.

IV. Зима в картинах русских художниках.

Маленькая снежинка с неба упала,

И на холст художнику попала

Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника Пластова.

КакоКакое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину? (радостное, весёлое, хочется выбежать во двор, протянуть руки и поймать первые снежинки)

Очарованию первого снега, ещё нежного, робкого, посвящена картина русского художника о


Нетниоблачка.

Воздух лёгок и чист,

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

На безлюдный простор

Смотрит весело лес


Из-под чёрных кудрей,

Словно рад он чему, —

На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слёз.

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.


Есть

(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)

V Зима в картинах русских композиторов.

Маленькая снежинка с неба упала,

И на ноты к композитору попала

(звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку )

Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме ( от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.

VI. Итог урока

С какими произведениями мы познакомились на уроке ?

Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и хорошего настроения.

Читайте также: