Никитин помню я бывало няня краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Иван Никитин
"Помню я: бывало, няня. "

Помню я: бывало, няня,
Долго сидя за чулком,
Молвит: «Баловень ты, Ваня,
Всё дурачишься с котом.

И старушка с расстановкой
До полночи говорит.
С приподнятою головкой
Я сижу. Свеча горит.

Петухи давно пропели.
Поздно. Тянется ко сну…
Где-то дрожки прогремели…
И под говор я засну.

Сон покоен. Утром встанешь —
Прямо в садик… Рай земной!
Песни, говор… А как глянешь
На росинки — сам не свой!

А теперь ночной порою
На груди гора лежит:
День прожитый пред тобою
Страшным призраком стоит.

Видишь зла и грязи море,
Племя жалкое невежд,
Униженье, голод, горе,
Клочья нищенских одежд.

Пот на пашнях за сохами,
Пот в лесу за топором,
Пот на гумнах за цепами,
На дворе и за двором.

Видишь горькие потери,
Слёзы падшей красоты
И затворенные двери
Для убитой нищеты…

И с тоскою ждёшь рассвета,
Давит голову свинец.
О, когда же горечь эта
Вся исчезнет наконец!

Нужен краткий отзыв и основная мысль на стих Никитина "Помню я: бывало няня" для читательского дневника 3 класс.

Помню я: бывало, няня,

Долго сидя за чулком,

Молвит: баловень ты, Ваня,

Всё дурачишься с котом.

Встань, подай мою шубейку;

Что-то холодно, дрожу…

Да присядь вот на скамейку,

Сказку длинную скажу.

И старушка с расстановкой

До полночи говорит.

С приподнятою головкой

Я сижу. Свеча горит.

Петухи давно пропели.

Поздно. Тянется ко сну…

Где-то дрожки прогремели…

И под говор я засну.

Сон покоен. Утром встанешь,—

Прямо в садик… Рай земной!

Песни, говор… А как глянешь

На росинки,—сам не свой!

Чуть сорока защекочет,—

Понимаешь, хоть молчишь,

Упрекнуть она, мол, хочет,

А теперь ночной порою

На груди гора лежит:

День прожитый пред тобою

Страшным призраком стоит.

Видишь зла и грязи море,

Племя жалкое невежд,

Униженье, голод, горе,

Клочья нищенских одежд.

Пот на пашнях за сохами,

Пот в лесу за топором,

Пот на гумнах за цепами,

На дворе и за двором.

Видишь горькие потери,

Слёзы падшей красоты

И затворенные двери

Для убитой нищеты…

И с тоскою ждёшь рассвета,

Давит голову свинец.

О, когда же горечь эта

Вся исчезнет, наконец!

Стихотворение очень сильное, эмоциональное. Написано так, что всё представляешь. Сначала было детство. Сказки няни, крепкий сон. Радостное утро. Сад. Снег. Капельки росы. Птицы, которые почти разговаривали с мальчиком. Все было прекрасно, светло и безоблачно.

А потом Ваня вырос. И жизнь вдруг утратила свои краски. И оказалось, что она полна несчастий, слез, увядания красоты, тяжкой работы крестьян, бесконечного пота и боли. Перед нищими, которых было слишком много, были закрыты все двери.

И вот теперь взрослому Ивану трудно было засыпать безмятежным сном. Давили на грудь мысли о тяжелой и несправедливой жизни. И горечь от этого все никак не исчезала.

Противопоставление детского и взрослого восприятия жизни рождает резкий контраст, который, в свою очередь, делает еще больнее чуткой и ранимой душе автора стихотворения.

Эмоционально насыщенное стихотворение начинается со спокойного интонационного тона, а заканчивается весь напряжённым по смысловой нагрузке тоном. Автор вспоминает беззаботное время детства сопоставляя ему взрослый мир. Мир детства беззаботное время, когда не обременен заботами, хлопотами. Взрослый мир жесток, в нем нет бесмятежности, а есть тяжёлая работа, слёзы и несчастья. Взрослому Ивану уже не заснуть безмятежно, потому что контраст между беззаботным детством и явностью в настоящее время очевиден, его душа решает проблемы, которые давят на нее мыслями о взрослой жизни, в которой много невзгод и тягот, уже нет игр с котом, няниных сказок, радостного утра и птиц, которые говорили с тобой.

В стихотворении явным образом противопоставлены практически идеальный, райский мир детства рассказчика и полный тягот и вечных несправедливостей мир взрослых, реальной жизни.

Идеальная картина детства создаётся из баловства ребенка, играющего с котом, милых упрёков няни, которые тут же сменяются долгой успокаивающей для сна няниной сказкой, а спокойный сон сменяется утренней радостью разговоров и песен в саду, где так хорошо с утра с птичками и сверкающей росой.

Взрослая жизнь с ее тяготами является рассказчику кошмарами и во сне, и социальные проблемы представляются неразрешимыми, а мир без прикрас трагичным.

В начале стихотворения "Помню я: бывало няня" писатель вспоминает про своё беззаботное детство, когда он играл с котом, а няня перед сном рассказывала ему сказки. Детский сон Ивана Никитина был спокоен и безмятежен, а утром он бежал в сад, любоваться росинками и слушать щебет сороки. Мир вокруг казался сказочным, прекрасным раем.

Затем поэт переключается на свою взрослую жизнь, в которой уже не получается так безмятежно спать, как в детстве. То, что Иван видит вокруг, наполняет его душу болью и страданием. Внешний мир оказался не раем, а адом, полным несправедливости и горя. Нищие крестьяне проливают ежедневно пот, работая на полях и в лесах, они влачат своё жалкое существование, лишенные надежды на спасение. Эти люди живут в нищете, невежестве, голоде и унижении.

Осознание всего этого терзает поэта ночами и не даёт спокойно спать. Он с тоской ожидает рассвета и спрашивает себя, когда же закончится эта горечь, отравляющая его жизнь.

Основная мысль, которую хотел донести до нас Иван Никитин заключается в том, что нельзя быть счастливым, если вокруг тебя все страдают, если простой народ до крайности несчастен. Нельзя спать спокойно, зная что рядом с тобой творится зло и несправедливость. А человек, который в детстве наслаждался красотой и совершенством этого мира, не может спокойно смотреть на его уродство и язвы.

Мощное, наполненное глубоким смыслом стихотворение Никитина поражает своей применительностью к реальной жизни. Без прикрас. Чувствуется изношенность чувств и неприятие автором суровых будней. Даже погружение в сон не избавляет от ощущения тщетности и бренности бытия. Идиллия утреннего пробуждения сменяется суровой правдой дневного времени. Воспоминания о безмятежности отрочества лишь слегка сглаживают эмоциональный всплеск от бессилия самостоятельно поменять ход непростой взрослой жизни.

Замечательная, веселая сказка про двух мышей, одна из которых по нелепой случайности, оказавшись заложницей чемодана, приехала из Парижа в Брюссель, и, встретив местную солидную мышь, начала себя высокомерно вести, чем вызвала явное неудовольствие хозяйки местности. Т.е. мы имеем двух главных персонажей, мышей.

Краткое описание сюжета сказки

  • Накануне мышь, соблазнившись чистым бельем, которое человек положил в чемодан, забирается в него. Крышка захлопывается, человек едет на вокзал, и ночью мышь, наконец выбравшись из своего вынужденного заточения, оказывается в Брюсселе.
  • В комнате она обнаруживает толстую мышь, местную жительницу. Приезжая начинает рассказывать небылицы о своей принадлежности к миру кино и делает предложение хозяйке, в нелицеприятной форме, сняться в роли неуклюжей служанки. Но, почтенная дама оскорблена тоном гостьи и переводит разговор на местные прелести жизни.
  • Из разговора мышей становится ясно, что путешественница хочет есть, однако, толстухе фламандке на хочется проявлять сочувствия, она переводит разговор на другую тему.
  • Далее беседа затрагивает модные тенденции Парижа, смену привычек людей, внешний образ модных мышей и вкусную парижскую еду.
  • Брюссельская мышь высказывает непонимание смены места обитания гости, решившейся отказаться от модного Парижа в пользу консервативного Брюсселя.
  • Тут гостья начинает понимать, что совсем завралась и начинает прощупывать почву на предмет своего ПМЖ в новом месте. Однако, местная жительница не собирается делиться с ней ни своим жильем, ни своими соседями, ни кусочками пожареного мяса. Напротив, она советует вернуться в Париж в том же самом чемодане, который привез незадачливую путешественница сюда.
  • Гениальная мысль воодушевляет парижанку, она вновь начинает кичиться своим мнимым величием и нужностью хозяину-человеку, снова унижает местную мышь.
  • Тут появляется мужчина и начинает рассуждать о замене своего чемодана. Т. к. его решения несколько раз меняются, то мыши еще несколько раз меняются своими ролями: кто из них круче

Главная мысль сказки: хвастовство, высокомерие, чванство - не самые лучшие качества для мышей (людей), проявляя их в незнакомом обществе, вы себе приятелей точно не найдете, доброжелательного общения не получится.

Прочитайте четверостишие, укажите паузы и подчеркните рифмующиеся строки.

Подчеркнем рифмующиеся строки разным цветом. Укажем паузы.


2. Поиск

Запишите последнее предложение. Подчеркните обращение.

Обращение здесь — слова няни: “Здравствуй, Ваня”


3. Точное слово

Как поэт говорит о няне? Запишите.

Поэт называет няню старушкой.


4. Проба пера

Как вы думаете, какую сказку рассказывала няня? Сделайте рисунок к этой сказке.

Мне кажется, няня могла рассказывать “Сказку о царе Салтане” Пушкина.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Помню я: бывало, няня, Долго сидя за чулком, Молвит: «Баловень ты, Ваня, Все.

И старушка с расстановкой До полночи говорит. С приподнятою головкой Я сижу.

И старушка с расстановкой До полночи говорит. С приподнятою головкой Я сижу. Свеча горит. Петухи давно пропели. Поздно. Тянется ко сну… Где-то дрожки прогремели… И под говор я засну.

Сон покоен. Утром встанешь — Прямо в садик… Рай земной! Песни, говор… А как г.

Видишь зла и грязи море, Племя жалкое невежд, Униженье, голод, горе, Клочья н.

Видишь зла и грязи море, Племя жалкое невежд, Униженье, голод, горе, Клочья нищенских одежд. Пот на пашнях за сохами, Пот в лесу за топором, Пот на гумнах за цепами, На дворе и за двором.

Видишь горькие потери, Слезы падшей красоты И затворенные двери Для убитой ни.

Видишь горькие потери, Слезы падшей красоты И затворенные двери Для убитой нищеты… И с тоскою ждешь рассвета, Давит голову свинец. О, когда же горечь эта Вся исчезнет наконец!

Словарная работа Дрожки - повозка Говор - разговор

Словарная работа Дрожки - повозка Говор - разговор

Росинка – капля росы. Сорока защекочет – сорока застрекочет (закричит).

Росинка – капля росы. Сорока защекочет – сорока застрекочет (закричит).

Племя – группа людей. Невежда – необразованный человек. Нищенская одежда – бе.

Племя – группа людей. Невежда – необразованный человек. Нищенская одежда – бедная одежда.

Пашня – вспаханное поле. Соха – орудие труда для вспашки поля.

Пашня – вспаханное поле. Соха – орудие труда для вспашки поля.

Гумно – большой сарай для хранения зерна. Цеп – орудие труда для обмолота зер.

Гумно – большой сарай для хранения зерна. Цеп – орудие труда для обмолота зерна. Давит голову свинец – тяжелые мысли не дают спать

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 589 993 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2018 4387
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 349 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Романова Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Только 23 февраля!
Получите новую
специальность
по низкой цене

Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки

Читайте также: