Нганасаны википедия краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

В середине XVII века русскими документами зафиксировано присутствие по соседству с предками авамских нганасан — на юге от тавгов, в бассейне реки Котуй и в верховьях правых притоков Хеты тунгусского племени ванядырей (ванядов) (с 1625 года). В 1639—1661 годах они нередко упоминаются в связи с их войнами с обитавшими восточнее, в бассейне Оленёка, тунгусами; вместе с ванядырями в эти походы ходили и русские стрельцы Есейского зимовья (у оз. Есей в верховьях р. Катуй). Однако в 1683 году союз ванядырей с русскими стрельцами по причине лихоимства и издевательств последних был нарушен, и тунгусы перебили весь гарнизон зимовья (12 человек). Естественно, последовали ответные меры и новые столкновения, продолжавшиеся и в первые годы XVIII века. Спасаясь от преследования, часть ванядырей ушла на восток, на Оленёк, где слилась впоследствии с якутами (род Маят), а часть — в таймырские тундры, где смешалась с тавгами и перешла на нганасанский язык, позднее к ним, возможно, присоединялись и другие небольшие тунгусские группы. Так в течение XVIII века образовалось племя восточных, вадеевских нганасан. Территория их кочевий включала в себя восточный Таймыр, от оз. Таймыр на севере до правобережья рек Хеты и Хатанги на юге.

Вхождением в состав нганасан тунгусов-ванядырей не исчерпывается участие в их генезисе иноязычных компонентов: в середине XIX века к нганасанам присоединился богатый долган Око с семейством, по имени которого стал называться вновь образовавшийся нганасанский род, не входивший ни в одно из двух племён — род Око (фамилия Яроцкие).

В 30?е годы XIX века нганасан, равно как и другие народы Таймыра, постигло тяжкое бедствие — эпидемия оспы. По оценкам исследователей (Б. О. Долгих, Ю. Б. Симченко) численность их в это время уменьшилась в два раза. По переписи 1898 года численность нганасан несколько превышала 800 человек. Перепись 1926 года зафиксировала 867 нганасан. Советские преобразования в 20—40?х годах XX века задели нганасан достаточно слабо, не было предпринято и попыток создания письменности: Таймыр оставался слишком отдалённой окраиной советской империи. Благодаря этому обстоятельству у нганасан практически до 50?х годов XX века сохранилась традиционная духовная и материальная культура и архаичный хозяйственный уклад, основанный прежде всего на охоте на дикого северного оленя при вспомогательном значении оленеводства. Лишь в начале 1960?х годов по их традиционному образу жизни был нанесён тяжёлый удар: в ходе кампании по переводу кочевого населения на оседлость большая часть нганасан (за исключением двух десятков семей, продолжавших жить в тундре) была сселена в посёлки, расположенные к тому же не на нганасанской, а на долганской этнической территории и, соответственно, многонациональные. Понятно, что сохранение традиционного образа жизни и культуры в этих условиях было невозможно. Уже в начале 70?х годов в связи с переменой образа жизни у этих нганасан исчезли домашние олени, а отсутствие транспорта окончательно отделило их от тундры, вело к росту иждивенчества, алкоголизма, к люмпенизации. Дети, с начала 60?х годов воспитывавшиеся в детских садах и интернатах в основном на русском языке, не говорили по-нганасански или говорили недостаточно хорошо, а в условиях культивировавшегося в нганасанской культуре языкового пуризма, характерного для старшего поколения, недостаточное знание языка практически приравнивалось к полному его незнанию. По переписи 1989 года нганасан зафиксировано 1262 человека, из которых 1052 назвали родным нганасанский язык. Хотя процент назвавших нганасанский язык родным довольно высок, следует иметь в виду, что реальное знание языка младшим поколением недостаточно, и за внешне благополучными цифрами скрывается кризисная ситуация.

Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита.

Нганасаны (ня, тавгийцы) — коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По данным переписи населения 2010 г., их общая численность в стране составляет 862 человека, в Красноярском крае — 807 человек.

Нганасаны подразделяются на западных — авамских — с центрами в поселках и Волочанка Дудинского городского поселения и восточных — вадеевских — с центром в поселке Новая Хатангского сельского поселения. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка.

Нганасаны — потомки древнейшего населения Таймыра, охотников на дикого оленя эпохи неолита. Говорили на неизвестном языке. В Средние века подвергались тунгусскому, а затем самодийскому влиянию. Как этнос нганасаны сложились к из нескольких племенных групп — пясидской самояди, кураков, тидирисов, тавгов и др. К приходу русских они уже говорили на самодийском языке.

В современном родоплеменном составе нганасан наряду с палеоазиатским (юкагирский) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры и языка, присутствуют тунгусские (эвенкийские) черты.


До середины XX в. нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное традиционное занятие — охота на дикого северного оленя, песцов, зайцев и птиц (куропаток, гусей, уток). Осенью животных добывали поколками у сезонных переправ. Зимой оленей загоняли в сети или в загороди. Практиковалась индивидуальная охота с , с собакой, с маскировочным щитом Была хорошо развита обработка оленьих шкур.

Оленеводство носило сугубо транспортный характер. Существовали различные типы нарт: легкие для весны, теплые женские, грузовые (несколько видов). С переходом к гг. к оседлости и с увеличением популяции дикого оленя домашнее оленеводство к гг. практически исчезло.

К настоящему времени большинство нганасан перешли к нетрадиционным занятиям в стационарных поселках. Для малой части сохраняется промысловое значение охоты (дикий олень, пушнина) и рыболовства.

Cтойбища нгагасан организованы, как и у других тундровых оленеводов. Они состояли из конических чумов (от 3 до 9 м в поперечнике). В зимнее время использовали голомо — пирамидальное жилище, стены и крыша которого изготавливались из плах и досок, а сверху обкладывались дерном. С гг. в качестве жилья начали применять заимствованный у долган балок — прямоугольный возок на полозьях, покрытый оленьими шкурами или брезентом. Отапливается балок железной печкой.

С середины XX в. все больше нганасан стало селиться в поселках и жить в домах, построенных по типовым проектам. Чумы сохранились лишь в нескольких семьях.

Одежда нганасан изготовлялась из оленьих шкур и украшалась аппликацией из меха разного цвета. Мужская одежда состояла из глухой малицы (лу) белого цвета. В мороз поверх нее надевали сокуй (хиэ) с капюшоном. Женская одежда — распашная парка (лифарие) и ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами. Вместо капюшона надевали белую (сьму) с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией и геометрическими орнаментами. По ним определялся социальный статус носителя.

Камусная обувь нганасан отличалась тем, что не имела выема в подъеме. Мужчины носили пояса, к которым привязывали голенища обуви, нож в ножнах, огниво, футляр для трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили очки с затемненными стеклами. И женщины, и мужчины заплетали волосы, смазанные оленьим жиром, в две косы. В них вплетали металлические подвески. В настоящее время национальную одежду предпочитают носить около четверти нганасан.

Основу национальной кухни составляли блюда из оленины, рыбы, водоплавающей птицы. Наиболее распространены вяленое мясо и рыба, которые заготавливались впрок. Довольно рано заимствовали от русских чай, табак, а также муку, из которой изготовляли лепешки. Лепешки из муки с икрой считались лакомством. Сегодня национальные блюда составляют основу питания нганасан, хотя и привозные продукты распространились довольно широко.

До недавнего времени нганасаны хорошо знали свою родовую структуру. Сегодня о своей принадлежности к тому или иному нганасанскому роду знает только часть пожилых людей.

До середины XX в. нганасаны строго соблюдали эндогамию, заключая браки преимущественно в своей среде. Исключение составляли только браки с энцами — близким по языку и культуре народом. В сегодняшние дни резко возросло число браков с иными национальностями, чаще всего с долганами и русскими, причем доля смешанных семей уже превысила 50%.

Браки у нганасан заключались по желанию молодых. При получении согласия родителей невесты, прежде всего ее матери, договаривались о размере калыма, выплата которого (оленями, шкурами) считалась обязательной. Свадебный пир устраивался сначала в стойбище невесты, потом — жениха. При свадебной церемонии применяли особую нарядную упряжь. Впоследствии ее используют только один раз — на похоронах хозяина.

У нганасан встречалось несколько разновидностей похоронного обряда. Покойного заворачивали в шкуры, укладывали на землю, зимой — закапывали в снег. Над ним сооружали маленький чум. Встречались захоронения в естественной яме. Иногда хоронили в срубе, поставленном на землю.

Нганасаны заранее готовили особую погребальную одежду, использовать при жизни ее можно было во время больших праздников. На похоронах забивали оленя, принадлежавшего умершему, и тушу оставляли на могиле. После похорон перешагивали через три костра (обряд очищения). Чум умершего переносили на новое место. Место захоронения больше не посещалось.

Среди верующих нганасан встречаются как православные христиане, так и приверженцы традиционного культа. Состояние религии вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с такими персонажами, как Земля, Солнце, Огонь, Вода и др., появляется лёсанго — русский бог, (Святой Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих .

После крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы (анимизм, промысловый культ, шаманизм). Костюм самого известного нганасанского шамана последних лет Тубяку в качестве личного дара был передан в 1982 г. Таймырскому краеведческому музею.

С традиционными верованиями были связаны и древние национальные праздники. После окончания полярной ночи под руководством шамана проводился праздник чистого чума (малуся) или прохождения через каменные ворота (). Во время летнего солнцестояния праздновали Аныодялы (Большой день), с играми и состязаниями. И сегодня этот праздник ежегодно отмечают в поселке Волочанка.

Фольклор нганасан разнообразен. Это прежде всего эпические сказания о подвигах богатырей, исполнение которых растягивалось на несколько вечеров. Распространены также сказки, короткие рассказы (вести), мифы, загадки, частушки, заклинания. Разнообразно песенное творчество. Нганасаны могли импровизировать, сочинять песни на ходу. Из музыкальных инструментов — бубны якутского типа с колотушкой, поющий лук, гудки, жужжалки из птичьих перьев.

Декоративное искусство представлено резьбой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем оленьим волосом.

В общественной жизни нганасаны участвуют через Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера.

Самым известным представителем нганасанского народа является , народный мастер России Мотюмяку Турдагин (1932–2002). Его работы экспонировались во многих городах России и за рубежом. В 2002 г. в Дудинке был создан мемориальный музей, в фондах которого находится более ста художественных работ и личных вещей художника.

Впервые о нганасанах упоминается в ясачной книге Мангазейского уезда за 1618 год. Во время освоения Сибири было зафиксировано несколько восстаний нганасан: в 1666 году они убили более 30 служивых людей и нескольких тунгусов, в 1683 году на озере Ессей погибло 11 служивых и промышленных людей. Последнее восстание произошло в начале XVIII века.

Нганасаны часто воевали с соседями за угодья, но в итоге вынуждены были мигрировать на необжитые северные территории. Таким образом, к середине XVIII века они разделились на два племени — авамских самоедов (западных) и вадеевских самоедов (восточных).

В конце XIX века возник обособленный от обоих племен богатый род Око (яроцкие нганасаны). Основал его долганин по имени Око, поселившийся у нганасанов. Из его потомков и образовался отдельный род.

Все нганасаны говорили на тавгийском языке, но на разных диалектах — авамском или вадеевском.


Нганасаны вели кочевой образ жизни. Мужчины занимались охотой и рыболовством. Стадное оленеводство нганасаны переняли у ненцев только концу XIX века. До этого домашних оленей использовали как вьючных животных и для верховой езды. Ими дорожили, резали только в самой крайней нужде. До сих пор в нганасанском языке существует больше 20 слов для обозначения оленей.


Все бытовые заботы: шитье, приготовление пищи, уход за детьми, разборка и сборка чума — были обязанностью женщин. В отличие от других народов к женщинам нганасаны относились бережно. Дочь считалась драгоценным даром семьи — выдавая ее замуж, родители получали богатый калым. Так, например, старший сын долганина Око заплатил за невесту из авамских самоедов далеко не самую высокую цену, всего 16 песцов, 2 волков, 40 оленей, шкуры для чума, несколько котлов и кухонные принадлежности. На оленей надевали нарядную упряжь, которую использовали вторично только на похоронах ее владельца. При этом браки у нганасан всегда заключались только по обоюдному желанию молодых.

У нганасан разрешалось многоженство, но браки внутри одного рода были запрещены в течение трех поколений. Одна жена, как правило, всегда находилась при муже, занималась хозяйством, остальных он часто отправлял на работы в наем под проценты к кому-либо из соседей. Таким образом, муж получал деньги по процентам от найма, а жена приносила в дом свой заработок.

Этнограф А. Попов вспоминал, как летом 1937 года на собрании он впервые прочитал нганасанам устав производственной артели и провел беседу о сталинской конституции, а во время выборов в Верховный Совет СССР переводил им выступления городских политагитаторов.

К концу 70-х годов домашнее оленеводство у нганасан почти прекратилось. Основным занятием стала охота на дикого оленя и пушного зверя, а также рыболовство. Этот тип хозяйства сохраняется и сейчас — мужчины занимаются промыслом, женщины работают в поселковых мастерских, изготавливают меховую одежду и сувениры.


В настоящее время нганасаны практически не ассимилируются с другими народами, хотя межнациональные браки распространены. Однако дети, рожденные в них, как правило, считаются нганасанами.

Люди этого народа до сих пор используют национальный язык и сохраняют собственную богатейшую культуру. Сегодня нганасанский фольклор, записанный этнографами за 100 лет изучения, насчитывает свыше 1500 страниц машинописного текста — героические поэмы о богатырях; сказки, сказания о животных и птицах, загадки, поговорки и т. д.

Нганасаны сохранили несколько национальных праздников, которые отмечают до сих пор. Например, Праздник Чистого чума (Мадуся) символизирует окончание полярной ночи. Его отмечают в конце января — начале февраля, когда солнце вновь появляется над горизонтом после долгой ночи. Нганасаны устанавливают большой чистый чум, в котором несколько дней подряд камлает шаман, прогоняя злых духов и призывая добрых. На звуки шаманского бубна к чуму собираются жители поселка, танцуют и устраивают игры. Все это действо должно призвать удачу и достаток нганасанам на целый год вперед.

В поселке Волочанка во время летнего солнцестояния ежегодно проводится праздник Аны'о-дялы (Большой день), когда нганасаны устраивают веселые игры и спортивные состязания.

Фото: Ассоциация КМНС и ДВ, издательство "Кириллика"

Нганасаны

Численность – 1 278 человек (на 2001 г.).

Язык – самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.

Расселение – Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.

Нганасанский язык признают родным 83,2 %. Различают авамский и вадеевский говоры.

Археологический анализ данных дает основание полагать, что нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами. В XVII в. в состав нганасан входили различные по происхождению группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др.). Вплоть до второй половины XIX в. в эту общность включались новообразованные долганские роды.

Главные традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство. Счет времени вели по лунным месяцам (китеда). В течение солнечного года нганасаны проживали два года (ху) — летний и зимний.

Группа нганасан в традиционной одежде

Группа нганасан в традиционной одежде, сшитой из оленьих шкур, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак

Основная охота приходилась на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевок и у переправ. В августе—ноябре охотники подстерегали стадо на переправе, давали ему войти в воду, заплыть достаточно далеко от берега и кололи животных копьями между ребер, чтобы они еще некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу. Другие охотники находились внизу по течению реки и подбирали убитых. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди из кольев. Существовала и индивидуальная охота — с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитком (лофо), из укрытия, с нарт и т.д. Гусей добывали во время линьки. Птиц окружали на лодках и гнали к берегу, где были установлены сети (депту бугур). Сети расставляли также на уток и куропаток. На песцов настораживали каменные пасти (фала денгуй), зайцев ловили петлями.

Нганасаны бережно относились к природе. Существовал обычай, по которому запрещалось убивать самок зверей и птиц во время их беременности и выхаживания детенышей.

Для охоты использовали копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с XIX в. — огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир).

Транспортное оленеводство зависело от основного занятия — охоты на дикого оленя. Животных приучали к упряжи уже на третьем году жизни. Для перекочевок каждой семье требовалось не менее 40—50 домашних оленей. Забивали травмированных или больных животных и в тех исключительных случаях, когда наступал голод. Нганасанские олени низкорослы, не очень сильны, но выносливы и способны быстро восстанавливаться после истощения. Существовало более 20 слов для обозначения животного в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов), использования. Считали, что лучшие транспортные олени — яловые важенки (бангаи). Стада насчитывали 2—2,5 тыс. голов. Метили их тамгой (клеймом, знаком собственности) на шерсти или фигурным вырезом на ушах.

Вещевая нарта


Вещевая нарта. Так в тундре хранят и перевозят имущество

Нарты, в зависимости от назначения, были разных типов. В ирянку (легкие ездовые, обычно трехкопыльные) запрягали 2—3 оленей, весной, когда животные сильно истощены, — 4—5. На такой нарте чаще ездили мужчины, поэтому с правой стороны к ней привязывали чехол для оружия. У инсюдаконто (женских трех- или пятикопыльных) имелись спинка и передок, сверху — меховой полог, который защищал голову и спину при сильных морозах. На кунсыбы’э (грузовых) вещи укрывали полотнищем (фантуй) из оленьих камусов. Существовали специальные нарты для перевозки шестов (нгююся) и нюков (оленьих покрышек) для чума, постелей, дров, лодок.

Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, а внизу, между холмами, находились олени. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники, ориентируясь на русло, в темноте могли вернуться домой. Весной зимние вещи, нюки укладывали на нарты, покрывали продымленной, не пропускающей влагу оленьей шкурой и оставляли в тундре до следующей зимы.

Балок

Балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, обтянутым оленьими шкурами или брезентом, используемый под жилище

С 1930-х гг. под жилище использовали балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, обтянутым оленьими шкурами или брезентом.

Традиционную одежду шили из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу) из белой оленьей шкуры, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак. Зимой поверх малицы надевали сокуй (хиэ) с капюшоном и высоким султаном из меха надо лбом. В женский гардероб входил ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашная парка (лифарие). Вместо капюшона надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определяли, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старых вещей и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов, подошвы — из меха, снятого с оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Обувь не имела выема в подъеме и выглядела как цилиндрический чехол. Надевали ее поверх меховых чулок (тангада). У женской обуви более короткие голенища. Мужчины вместо штанов носили ровдужные или меховые натазники (нингка), поверх них — пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво (тууй), нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили на кожаных ремешках снеговые очки (сеймекунсыда) — костяную или металлическую пластину с прорезью. Волосы женщины и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

Основу питания составляло оленье мясо. Летом и осенью женщины заготавливали оленину впрок. Длинные полосы (ленты) вяленого мяса (тириби) развешивали на вешалах (чиедр) — нартах, поставленных друг на друга. Затем ленты резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и еще раз вялили на разостланных шкурах. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Сосудами для хранения жира служили снятая целиком шкура теленка, пищевод и желудок оленя, плавательный пузырь и кожа кунжи. Мясо, жир, рыбу нганасаны оставляли иногда осенью в тундре в ящиках из льда. Употребляли также мясо гусей, куропаток, песцов, зайцев, снежного барана и птичьи яйца. Рыбу (чира, муксуна, кунжу, нельму) ели в сыром, замороженном, вяленом виде. Вяленую рыбу — юколу (фака) готовили почти таким же способом, как оленье мясо, хранили в мешках. Зимой ели строганину. Хлеба нганасаны раньше почти не употребляли. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были также чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой. Чай и табак покупали.

Места традиционных кочевий и поколок закрепляли за группами из 6—7 родственных семей. Их считали собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдали. Браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения запрещались, зато выплата калыма или отработка за невесту обязательны. Распространен был левират. Случаи многоженства редки и встречались в основном среди зажиточных людей.

Ритуальное изображение духа

Ритуальное изображение духа. Таймыр. Дерево, ХIХ в.

Нганасаны владели искусством гравировки по мамонтовой кости, инкрустации и штамповки металла, окраски кожи и узорного шитья подшейным волосом оленя.

Музыка, родственная мелодика ненцев, энцев и селькупов, сохранилась в наиболее древних фольклорных формах. Ее жанровая система представлена песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными жанрами. Песенная традиция основана на принципе персонального сочинительства. Практически у каждого певца имеется несколько личных мелодий-песен (балы). Детские песни (н’уона балы) создают родители; по мере взросления дети разучивают их и поют как собственные. Колыбельные песни (л’андырсипса балы) являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания (н’уо л’антеры).

У взрослых популярны лирические иносказательные песни (кэйнэйрся, кайнаруе). Традицию поэтико-певческого состязания-диалога представляют сказания (сита би), которые исполняют на персональные мелодии главных героев, своего рода историческая энциклопедия нганасанских напевов. Круговые танцы сопровождают горлохрипением на вдохе и выдохе (нарка кунты). Важное место в музыкальной ткани эпических и лирических напевов, шаманских обрядов занимает звукоподражание голосам зверей и птиц.

Группа нганасан в традиционной одежде

Группа нганасан в традиционной одежде, сшитой из оленьих шкур, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак

Мелодии шаманских песен (нада балы) в процессе многочасового камлания чередуются и, по представлениям нганасан, принадлежат различным духам (д’амада). Шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана свои ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы — созывание духов; хоситапса балы — гадание; нантами балы — обращение-просьба к духам. Обряды исполняют под аккомпанемент бубна (хендир) или посоха с колокольчиком (чире). Иногда пение шамана сопровождают удары палочкой с позвонками (хета’а), которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и как самостоятельную погремушку. Большинство подвесок-погремушек на костюме и других атрибутах шамана изображают духов (койка) и имеют соответствующую форму: н’уоны — гагары, кокэры — журавля, денкуйка — лебедя, чедо — луны и др.

Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками (д’аптудо), пришивают к детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью (каптыси) скребут палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка (сани херы) и вращаемая завывалка (биахеры), известные сейчас как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.

В настоящее время нганасаны живут в смешанных поселках, во многом утратили традиционный образ жизни.

статья из энциклопедии
"Арктика — мой дом"

Дата публикации: 16.03.2019 г.

КНИГИ О НГАНАСАНАХ

Афанасьева Г.М. Традиционная система воспроизводства нганасан: Проблемы репродукции обособленных популяций. М., 1990.

Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983.

Долгих Б.О., Файнберг Л.А. Таймырские нганасаны //ТИЭ. 1960. Т. 56.

Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984.

Читайте также: