Неотысканное богатство краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Первая половина XVIII в. ознаменовалась в русской истории реформами Петра I. Петровские реформы затронули все сферы жизни русского общества: политическую, социальную, экономическую, правовую. Они не просто упрочили российское самодержавие, они придали ему немало новых черт. Изменились взаимоотношения между государством и церковью. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Изменились отношения между государством и обществом.
Все эти перемены нашли свое отражение в русской политической и правовой идеологии. При этом необходимо отметить, что новое и старое вполне сочетались между собой и взаимно друг друга дополняли.

Содержание

Введение
1. И. Т. Посошков. (Краткая биографическая справка)
2. Книга "О скудости и богатстве" (Общая характеристика)
3. Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"
3.1. О духовенстве
3.2. О воинских делах
3.3. О правосудии
3.4. О купечестве
3.5. О художестве
3.6. О дворянах, крестьянах и о земляных делах
3.7. О царском интересе
Заключение
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ИЭУ РАНХиГС.docx

1. И. Т. Посошков. (Краткая биографическая справка)

2. Книга "О скудости и богатстве" (Общая характеристика)

3. Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"

3.1. О духовенстве

3.2. О воинских делах

3.3. О правосудии

3.4. О купечестве

3.5. О художестве

3.6. О дворянах, крестьянах и о земляных делах

3.7. О царском интересе

Первая половина XVIII в. ознаменовалась в русской истории реформами Петра I. Петровские реформы затронули все сферы жизни русского общества: политическую, социальную, экономическую, правовую. Они не просто упрочили российское самодержавие, они придали ему немало новых черт. Изменились взаимоотношения между государством и церковью. Церковная организация стала частью государственного аппарата. Изменились отношения между государством и обществом.

Все эти перемены нашли свое отражение в русской политической и правовой идеологии. При этом необходимо отметить, что новое и старое вполне сочетались между собой и взаимно друг друга дополняли.

Одним из наиболее значимых постулатов официальной доктрины самодержавной власти стала в XVIII в. идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского. Петр I был привержен ей на протяжении всего своего царствования. Все его старания и намерения клонились к тому, как бы государством управлять таким образом, чтобы все его подданные, попечением его "о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние". Поэтому способность служить общему благу, славе и чести народа российского стала основой русской политической идеологии XVIII.

Энергичная деятельность Петра Великого по реформированию государства послужила толчком к развитию экономической мысли. Cреди произведений, появившихся в петровское время и навеянных духом реформ императора, особое место занимают сочинения Ивана Тихоновича Посошкова - известного русского экономиста, который вошел в нашу историю в качестве самобытного писателя, выдающегося изобретателя, рационализатора, удачливого купца и активного гражданина.

1. И. Т. Посошков. (Краткая биографическая справка)

ПОСОШКОВ Иван Тихонович (1652-1726) известный русский экономист, один из тех самоучек-начетников Московской церковной письменности, которые, крепко придерживаясь старых национальных начал, тем не менее ясно понимали, что Россия должна идти вперед и что, только в полном развитии ее сил заключается спасение. Биографические сведения относительно Посошкова крайне скудны. Он родился в 1652 г. в семье ремесленника-серебряника в подмосковном селе Покровском близ Москвы. Его отец был из крестьян, что находились в ведении Оружейной палаты и работали в различных мастерских Государева двора.

И.Т. Посошков сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Занимался различными ремеслами, торговлей, стал крупным промышленником и землевладельцем. В 1694--1696 гг. работал над денежным станком для подношения Петру I, а в 1697 г. демонстрировал царю "огнестрельные рогатки". Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. В 1701, после поражения русского войска под Нарвой, составил записку для Петра I "О ратном поведении", предложив меры по созданию боеспособной армии. Свои взгляды на вопросы просвещения, этики, церковные проблемы Посошков изложил в 1703 - 1710 в записках, обращенных к митрополиту Стефану Яворскому, предлагал создать патриаршую академию, учить детей духовенства, печатать учебники с опровержением ереси, считал необходимым упрощение церковнославянского алфавита.

Свою предпринимательскую и изобретательскую деятельность Посошков сочетал с литературной, оставив несколько проектов и три полемических сочинения, в которых выдвинул ряд предложений по подъему народного хозяйства России. К концу жизни Посошков написал книгу "О скудости и богатстве", где обобщается изложенное в других сочинениях. Она была закончена в 1724 г. и предназначалась для Петра I. Возможно, эта книга и вызвала арест автора и привела к трагедии в жизни И. Т. Посошкова. Подобные труды в XVIII веке предназначались, как правило, одному, самому главному читателю - царю-батюшке, с желанием донести до него все "неправды" и "неисправности" и предложить меры, какими можно было бы помочь искоренению зла. Не зря в посвящении автор просит императора не открывать его имени, боясь, что ябедники и обидчики "не попустят мне и малого времени на свете жить, и потому буду я сам себе убийца". Слова оказались пророческими. Вряд ли сам Петр I успел прочитать книгу. Скорее всего, она попала в руки царских приспешников, которые и усмотрели в ней угрозу "слову и делу государеву". В августе 1725 г. Посошков был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, где 1 февраля 1726 г. скончался.

2. Книга "О Скудости и богатстве" (Общая характеристика)

Основное сочинение Посошкова, доставившее ему громкую посмертную славу, закончено им в 1724 году, когда автору было уже 72 года. Оно посвящено преимущественно экономическим проблемам, как показывает выразительное его название - "Книга о скудости и богатстве". В нем содержится множество предложений или проектов, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни. Содержание книги шире того, что сказано в заголовке, так как наряду с экономическими темами в ней обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о художестве (то есть о ремесле и промышленности), о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, и в последней главе - о царском интересе или о государственных финансах.

"Книга о скудости и богатстве" была итогом всей литературной деятельности Посошкова. Он воспользовался для нее предшествующими своими сочинениями. В книге нашел отражение богатый жизненный опыт автора, отличное знание законодательства, он часто ссылается на Уложение 1649 года и на Петровские указы и подвергает их критике. Автор предназначал "Книгу о скудости и богатстве" для поднесения Петру I, как это явствует из заключительных слов: "утаянно от зрения людского трелетным трудом восписав, твоему царскому величеству предлагаю".

В особом красноречивом доношении, обращенном к Петру, сохранившемся лишь в черновиках, отдельно от книги, Посошков высказывает основную мысль, пронизывающую "Книгу о скудости и богатстве" и говорит о задачах, которые он имел в виду. Его "книжица" должна служить к процветанию и обогащению страны, и в особенности должна содействовать осуществлению права и справедливости. Он видел "во владущих судиях, такс в подвластных многое множество содевающееся неправды и всяких неисправностей" и решил предложить свою книгу "пред очи" царя. Проведение в жизнь его предложений должно увеличить государственные доходы, но он смотрит дальше, обещает больше, чем обогащение царской казны, он имеет в виду "всенародное богатство". Наряду с народнохозяйственными задачами он обещает осуществление "правды" и искоренение обид и вражды, "высокомнимые дворяня могут претвориться вкроткиеовчата и будут иметь любовь с простым народом". Эти возвышенные задачи и привели его к разработке обширной программы преобразований.

Корни экономических воззрений Посошкова лежат в окружающей реальной действительности, которую он воспринимал и оценивал в соответствии со своими идеалами. Взгляды Посошкова оригинальны, экономические предложения полны жизненного и практического смысла.

Целью книги, по его словам, было показать причины напрасной скудости государства и умножения богатства. Посошков был убежден, что предложенный им план преобразований позволит превратить Россию в богатую культурную и могучую державу. Он уверял царя, что если его рекомендации будут осуществлены, то "вся наша великая Россия обновитца как в духовности, тако и во гражданстве и не токмо одна царская сокровища наполнятца, жители Российские обогатятца и прославятся". Он надеялся, что с улучшением жизни исчезнут вражда и обиды, а высокородные дворяне с любовью будут относиться к простому народу.

Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркантилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономистов своего времени. Не имея специального образования, Посошков самостоятельно пришел к идеям меркантилизма, которые господствовали тогда на Западе. Поэтому он по праву считается выдающимся меркантилистом России. Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных.

Петр I был приверженцем меркантилизма, и его реформы в значительной мере были реализацией этого учения, но относительно ряда важных проблем управления экономической жизнью взгляды Посошкова не совпадали с идеями Петра, а иногда явно противоречили им.

К оригинальным идеям Посошкова относится разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевает богатство государства (казны) и народа, а под вторым - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Рассуждения Посошкова о невещественном богатстве конкретизировались им в требовании реформы управления, поскольку именно реформа создает возможности для устранения скудности государства и умножения богатства в стране. (В настоящее время, когда признано, что наука является непосредственной производительной силой, нетрудно оценить прогрессивность подобных взглядов, имевших место почти 300 лет назад.)

Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Основным рычагом такой регламентации должны быть царские указы, которые он считал самым важным средством осуществления экономических пре образований. Среди его многочисленных рекомендаций назовем лишь две: заставлять всех людей работать, причем работать прилежно и производительно, уничтожать праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем; бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

Для уничтожения скудости и достижения богатства в стране наибольшее значение имеют два следующих наставления Посошкова: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

Требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег красной нитью проходит через всю книгу Посошкова.

Исходя из общегосударственных интересов, он решительно восстает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.

Приведенные рекомендации значительно отличаются от идей классических меркантилистов западной Европы, которые источником богатства считали торговлю.

Внеэкономическая форма принуждения для Посошкова, так же, как и для его современников, и особенно российских, была естественной формой трудовой дисциплины. Вместе с тем он весьма убедительно обосновывал преимущества сдельной оплаты труда по сравнению с повременной. В качестве стимула для повышения производительности труда он рекомендовал выдавать рабочим государственных предприятий более высокую зарплату и критиковал крохоборство управляющих, которые устанавливали рабочим крайне низкую зарплату (5 коп. в день).

Посошков ратовал за сохранение экологии. Он выступал против хищнического истребления молодого леса, молодой рыбы, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Автор проекта обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные - истреблению.

Книга Посошкова проникнута горячей любовью к родине и желанием охранять нашу страну от всяких посягательств иностранцев, как в экономической жизни, так и в военных делах. Независимая, сильная и зажиточная страна - вот идеал Посошкова.

3. Характеристика глав работы "О скудости и богатстве"

3.1. О духовенстве

"В духовном чине, аще будут люди неученые и в писании неискусные и веры христианские всесовершенного основания неведующии и воли Божией неразумеющии, к тому же аще будут пьяницы и иного всякаго безъумия и безъчинства наполнены, то благочестивая наша христианская вера вся исказится и весьма испразднится и вместо древняго единогласнаго благочестия всирать идутся в разногласныя расколы и во иные еретические веры."

Посошков указывает на недостаток знаний и малограмотность духовенства, он требует, чтобы священники учили прихожан, а те "детей своих и приемышев, и племянников, и рабов со младенчества учили всякому благочинию и чтоб отнюдь по улицам играть и сквернословить и буесловить и в праздности быть не попускали". Он хочет, чтобы "в великой России великая и академия была". Надо устроить при монастырях "грамматические школы" для детей духовенства, не следует определять в священники и дьяконы без "училищного свидетельства". Посошков предлагает выпустить учебники и "особые малые книжицы", а так же считал нужным упростить азбуку. При осуществлении предложенных им мер "Россия наша яко от сна пробудится и просветится яко солнце".

Черепанов (Семен Иванович, 1810 - 1884) - писатель. Служил в сибирском отдельном корпусе. В конце 40-х годов был деятельным сотрудником "Иллюстрации" (Башуцкого ), "Библиотеки для Чтения", "Санкт-Петербургских Ведомостей", "Северной Пчелы"; корреспондировал во все газеты, не исключая ни одной, с 1853 по 1874 г. Сотрудничал в "Древней и Новой России", "Русской Старине", "Русском Архиве", "Русской Сцене", "Иллюстрации" Баумана и прочее. Его статьи, подписанные псевдонимом Сибирский Казак или буквами С. Ч. или Ч., посвящены исключительно интересам Сибири и Казанского края и содержат много ценных материалов по географии, этнографии, флоре и фауне, истории, археологии и прочее. Интересны его "Путешествие сибирского казака в Китай" и "Воспоминания сибирского казака". Писал также и повести ("Неотысканное богатство", "Сибирячка" и другие). Отдельно вышло сочинение его: "О наградах и наказаниях земных" (Казань, 1862). П. В. Б.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНО КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ

ПУШНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Школьным методическим объединением

Рук. метод. объединения

Зам/директора по УВР

Т.Г. Парфенюк

Календарно-тематическое планирование предмета

для 10 класса

на 2019/2020 учебный год

Составитель:

Федоркина Ирина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Основные виды учебной деятельности

Введение в мир сибирской литературы

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ищет и извлекает нужную информацию из учебника, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Обращается за помощью к учебной литературе.

пользоваться учебником, определять композиционно – сюжетные особенности произведения.

Организация совместной учебной деятельности.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока. Устное и письменное высказывание.

Унт родного края

Иркутская легенда о Царь-Девице

Испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Формирование целостного , социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетам конкретных учебно-познавательных задач.

Научится классифицировать фольклорные жанры,

Использовать их в устной и письменной речи.

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка способа действия при решении задач.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Научится понимать особенности повествования, воспринимать и анализировать текст.

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представление в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения.

Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий: изучение параграфа, работа с теоретическим материалом, тезисный план статьи, выразительное чтение, комментирование оценок.

Регулятивные: анализировать стихотворный текст, адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Повторение основных литературоведче ских понятий, связанных с анализом текста. Составление
плана и письменный ответ на один из проблемных вопросов

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Чтение учебных текстов, понимание, интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решающихся задач.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию, строить небольшие монологические

Формирование навыков самостоятельной работы, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Организация совместной учебной деятельности.

Поиск сведений о поэте, устное словесное рисование

Чтение учебных текстов, понимание, интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решающихся задач.

Чтение по ролям

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Формирование способности к рефлексии. Формирование умений к осуществлению контрольной функции

Чтение по ролям

Формирование навыков и готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Регулятивные: анализировать стихотворный текст, адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию, строить небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Научиться выявлять авторское отношение к героям

Научиться составлять характеристику героев

Научиться владеть научными терминами

Беседа, проблемные задания, чтение учебных текстов, понимание, интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решающихся задач.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Чтение учебных текстов, понимание, интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решающихся задач.

Современные сибирские авторы

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

Щукин. Конокрад и гимназистка

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование мотивации к деятельности

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием

Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное

Научиться анализировать поэтический текст, выразительно читать по образцу из фонохрестоматиии

Беседа, проблемные здания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

Р.Р. Защита творческих проектов

Понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач справочников по теме.

Семён Иванович Черепанов (10 [22] апреля 1810, Кударинская крепость, Иркутская губерния — октябрь 1884, Казань) — российский писатель, журналист.

Биография

Происходил из сибирских казаков. Отец — Иван Адрианович Черепанов, служил пограничным дистанционным начальником в Кударинской крепости, в 45 верстах от Кяхты. Мать — Мария Афанасьевна, дочь кяхтинского купца Якимова.

С 13 декабря 1823 года, по окончании Кяхтинского уездного училища, служил подканцеляристом в Троицкосавском пограничном управлении.

В 1837 году, с назначением Восточно-сибирского генерал-губернатора генерала В. Я. Руперта С. И. Черепанов вернулся на службу в Иркутск. После 1843 года он поступил на службу к золотопромышленнику Н. Ф. Мясникову, где был занят в изыскательских экспедициях по Забайкалью. Через некоторое время, устав от кочевой жизни, он сдал в Иркутске экзамен на звание учителя русского языка и стал работать в этом качестве в пансионе, открытом в Иркутске его женой; одновременно был ещё винным приставом в Кяхте.

1 июня 1861 года вышел в отставку. Жил в Петербурге, затем в Казани, посвятив себя журналистике.

Семья

Жена (с 1843) — Надежда Ивановна, гувернантка у детей генерал-губернатора В. Я. Руперта.

Творчество