Необычные занятия в школе

Обновлено: 04.07.2024

Ландшафтный дизайнер, авиаконструктор, видеомонтажер или клоун — 10 профессий, которые можно бесплатно освоить в обычных московских школах.

Недавно Chips Journal писал про необычные уроки в разных школах мира и сожалел, что в российских школах их нет. Однако мы решили изучить отечественные учебные заведения более подробно и нашли 10 уникальных и невероятно интересных уроков в самых простых общеобразовательных столичных школах.

Ландшафтный и архитектурный дизайн

В школе №1392 им. Д.В. Рябинкина есть ботанический сад и оранжерея. Здесь проходят занятия по ландшафтному и архитектурному дизайну. Ученики выращивают цветы абутилона и магнолии, а также экзотические растения: агаву, инжир. В оранжерее оборудован декоративный водоем, в котором живут японские карпы хи кои. Летом рядом с водоемом проводят уроки и смотрят кино.

Участники архитектурного курса уже спроектировали школьную релакс-зону с удобными пуфиками. Сейчас ребята продолжают генерировать идеи по благоустройству школьного двора и учиться принципам, по которым эти идеи можно воплощать. Ученики применяют знания на практике: строят макеты зданий из картона, поролона и бумаги. В прошлом году они придумали и построили маленький научно-исследовательский детский городок с парком, деревьями, дорогами и домами. В городе установлены башни-накопители, передающие энергию. На макете зажигаются фонари и даже бьет фонтан.

Гейм-дизайн и 3D-моделирование

В школе №2065 можно пройти обучение 3D-моделированию и получить навыки работы с целым пакетом профессиональных программ: SketchUp 8, Sculptris Alpha 6, Lumion 2, Unity 2017 и многих других. Курс ведет учитель истории, который увлекается 3D-реконструкцией исторических мест. Например, один из проектов, созданных на его курсах, — модель древнего поселения Кижи с движущимися персонажами.

Но школьникам не обязательно разделять интерес преподавателя — они могут делать на курсе то, что им интересно: компьютерные игры, мобильные приложения, мультфильмы. По словам учителя, некоторые школьники так увлекаются своими проектами, что занимаются ими на каждой перемене.

Видеомонтаж для первоклашек

Педагог начальных классов школы №2117 Вячеслав Агеев считает, что учиться монтажу звука и видео никогда не рано, и он прав. Начиная с первого класса дети учатся пользоваться программами iMovie и Garage Band. Они снимают видеоприветствия, накладывают музыку на видео и достигают неплохих результатов. Результаты показывают родителям, и ребята смогут сохранить видео как память о начальной школе.

Веб-дизайн и IT-музей

В течение года участники курса веб-дизайн школы №1368 создают сайт. Они осваивают работу во всех необходимых программах, принципы работы с сайтами — хостинг, домен, CMS, а также цвет, форму, шрифты. В конце курса сайт размещается в интернете.

В школе №2120 обучают основам гольфа. Занятия проходят по методике SNAG — Start New At Golf. Это специальное оборудование и система занятий для школьников. Особенность метода состоит в том, что, находясь в ограниченном пространстве, дети учатся играть не в мини-гольф, а в полноценный большой гольф.

Цирковое искусство неотрывно связано с физическим развитием. Дети от 5 до 16 лет ходят на руках, жонглируют, выполняют акробатические трюки и даже готовят номера с элементами воздушной гимнастики. По словам тренера школы №2065 Владимира Самолетова, благодаря его занятиям у школьников образуются нейронные связи, помогающие лучше усваивать материал.

Туризм и скалолазание

В спортзале школы №1391 есть свой скалодром. Школьники изучают альпинизм, учатся работать со страховкой, оборудованием для скалолазания. Учитель физкультуры Алексей Беленков также проводит дополнительные занятия по спортивному туризму. Дети учатся разводить костры, ставить палатки, ориентироваться на местности, а в каникулы ходят в походы по живописным местам России. Туристический поход входит в комплекс ГТО, и участники зарабатывают дополнительные баллы для поступления в вузы.

Все уроки проходят в рамках внешкольной деятельности и проводятся в указанных школах бесплатно.



В каждой стране мира существует своя система образования, а в перечень школьных предметов иногда входят самые необычные уроки. При этом многие из них могут являться предметом настоящей зависти со стороны школьников других стран. Можно бесконечно спорить о целесообразности введения в школьную программу того или иного предмета, однако причины появления необычных уроков, на самом деле, вполне оправданы.

Теория и практика кибервойн, Израиль

Фото: www.ytimg.com

Этот предмет преподают далеко не во всех школах Израиля, хотя там, где он введён, дети с удовольствием его посещают. Педагоги, родители и медики уже давно озабочены проблемой киберзависимости подрастающего поколения. В данном случае на уроках по теории и практике кибервойн детей учат основам общения в сети интернет, способам защиты собственных данных, поведению в социальных сетях. Дополнительно школьников учат навыкам, которые не позволяют развиваться игровой зависимости.

Уроки эмоционального воспитания, Испания

Фото: www.detstvo-rzn.ru

Испанские педагоги считают, что детей необходимо учить искусству взаимоотношений. На уроках эстетического воспитания школьникам показывают, как можно управлять своими эмоциями и сопереживать чувствам других людей. Данный предмет есть не во всех школах, однако родители, дети которых посещают уроки эмоционального воспитания, отмечают: общая атмосфера в таких школах гораздо теплее и человечнее, чем в других учебных заведениях. Учителя сами очень бережно относятся к чувствам своих учеников и не позволяют себе повышать на них голос. Подобные уроки помогают школьникам с уважением относиться к чужому мнению и формировать собственную точку зрения на происходящие события.

Любование природой, Япония

Фото: www.ecoportal.su

В Стране восходящего солнца, где стремительно развиваются технологии, обязательным предметом школьной программы является любование природой. Школьникам на этих уроках пытаются показать превосходство красоты и гармонии всего живого над бездушными машинами. Японские школьники действительно внимательно рассматривают растения, животных и птиц, учатся замечать малейшие детали, наслаждаются звуками природы. При этом педагоги сопровождают экскурсии развёрнутыми комментариями, обращают внимание учащихся на необходимость бережного отношения к природе. В конце года ученики даже сдают экзамен по этому предмету.

Искусство ведения диспута, Голландия и Израиль

Фото: www.thelanguagecoach.com

Уроки сёрфинга, Австралия

Фото: www.haven.com

Австралийские школьники, живущие в прибрежных зонах, с удовольствием овладевают навыками покорения волн. Так как в этом виде спорта Австралия является несомненным лидером, правительство стремится к тому, чтобы Австралия не потеряла пальму первенства. Обучение начинается на берегу с теории. Детям рассказывают о правилах поведения на воде, учат правильно обращаться с доской, показывают, как нужно держать равновесие. Конечно, больше всего школьникам нравятся практические занятия. По мнению педагогов и спортсменов сёрфинг – это уникальный вид спорта, который не только тренирует тело, но и позволяет человеку находиться в гармонии с природой.

Уроки счастья, Германия

Фото: www.ya-roditel.ru

В нескольких школах Германии запущен пилотный проект по обучению детей счастью. В частности, в одной из школ Гейдельберга директор ведёт уроки, во время которых учит детей искусству быть счастливыми и находиться в полной гармонии с собой, окружающим миром и людьми. Экзамены дети не сдают, однако в конце учебного года могут принять участие в благотворительности или снять эмоционально-положительный видеоролик.

Уроки научных открытий, США

Фото: www.medaboutme.ru

В некоторых американских школах детей учат искусству изобретать новое. Программа включает в себя теоретический курс, где ученики сначала знакомятся с некоторыми научными открытиями, а затем рассказывают о методике изобретательства. К концу учебного года каждый ученик должен предоставить на суд зрителей собственное открытие или изобретение. При всей наивности, на презентациях открытий педагогов часто ждут сюрпризы. При этом обязательно встречаются вполне работоспособные идеи. Польза данного курса состоит ещё и в том, что во время уроков дети развивают свои творческие способности и учатся выходить за рамки стереотипов.

Главными персонажами советского детского кино были школьники. А учились они, как правило, в таких идеальных школах, попасть в которые было ну просто главной мечтой любого юного зрителя. Интересно, что каждая из таких школ существовала в реальности и работает до сих пор.

Школьники прилежно изучают десятки предметов, среди которых есть более или менее интересные. И обычно все самые интересные занятия относятся к факультативным. А вот в некоторых странах прямо в расписание основных уроков входят весьма интересные предметы, вызывающие у наших детей удивление, а порой и зависть.

Какие же интересные занятия есть у школьников за пределами России?

Вот ТОП самых интересных школьных предметов, которые бы, наверное, и наши школьники изучали бы с удовольствием.

Урок сёрфинга.

Один из самых главных предметов в Австралии, Новой Зеландии и на Гавайях. Дело в том, что эти страны являются центрами организованного сёрфинга. Поэтому власти считают, и вполне справедливо, что местные жители должны быть лучшими сёрфенгистами в мире. Поэтому уроки сёрфинга начинаются ещё до школы, а в школах преподаются на весьма серьёзном уровне, так, чтобы ни один иностранец не смог бы стать сильнее местных жителей в этом виде спорта.

Урок любования природой.

Любоваться природой учат всех школьников Японии. Детям показывают эстетическую составляющую внешней среды, ставя её выше компьютерных и технологических знаний (хотя они тоже там весьма высоко ценятся). Ученики наблюдают за явлениями природы, созерцают красивые уголки территорий, рассматривают растения, птиц и животных. Отмечают их гармоничность и грациозность. Красота мира находит тропинку к красоте души. Это обязательный предмет, знания и умения которого оцениваются в баллах, кроме того, дети даже сдают экзамен по нему.

Урок народного танца.

С 2013 года уроки народного танца стали обязательным предметом школьной программы в Армении. За время обучения в школе дети выучивают около полутора тысяч народных танцев. Они не только начинают красиво и правильно двигаться, но и узнают историю каждого танца. Великолепный урок лучше всего другого сохраняет традиции и историю нации, как вы считаете?

Урок кибербезопасности.

Урок научных открытий.

На полном серьёзе есть в США. В некоторых школах — даже в начальных классах. Детям начитывается краткий теоретический курс и выдаётся простое задание: что-нибудь изобрести к концу года. В назначенный день происходит презентация изобретений. Вы будете удивлены, но среди них попадаются вполне работоспособные! За эту работу дети получают реальную годовую оценку.

Урок счастья.

Обнаружен В одном из заведений города Гейдельберг (Германия). Директор этой школы самолично учит детей жить в гармонии с душой и телом, что и обозначает — счастье. По этому предмету предусмотрена оценка, она выставляется за реализацию личного проекта, способного сделать счастливыми как можно больше людей. К примеру, ученик может создать видеоклип или стать волонтёром, или ещё что-то придумать.

Необычные уроки в России.

Россия просто огромна. У нас множество школ, как государственных, так и частных. В них можно найти самые разные школьные предметы.

— в Башкирии многие школы включают уроки пчеловодства, так как там эта отрасль весьма развита;



Все мы знаем, что привлечь внимание современных детей к учебному материалу нелегко: они быстро утомляются, у них пропадает интерес, в итоге мы видим снижение эффективности нашей работы, ухудшение знаний. Но как же быть простому учителю, который хочет и имеет желание научить своих учеников?

Попробуйте разнообразить уроки чем-то новым, необычным. В этой статье несколько идей наиболее востребованных нестандартных школьных уроков.

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Молодой учитель истории Моисей Богатырёв уже рассказывал, чего больше всего боялся в первый год работы в школе и как прошёл его первый педсовет. Теперь он набрался опыта и советует, как применять правило светофора, примеры из шутеров (для начала выясните, что это такое!) и добиваться результата.

Когда я только пришёл в школу, у меня возникло три вопроса: как заинтересовать детей, как сделать уроки продуктивными и как успеть подготовить все уроки на неделю качественно. Не то чтобы спустя год работы у меня появились ответы, но размышление над ними принесло плоды. Уже сейчас я могу предложить идеи, которые легко реализовать. Они не требуют особых усилий и упростят учебный процесс за несколько уроков.

Как сделать уроки продуктивными


Классическое мнение в российской школе гласит: если ребёнок молчит и слушает, значит, всё в порядке. Но ведь продуктивность урока определяется не гробовой тишиной, а освоением образовательных результатов.

Что толку от полного молчания в классе, если к концу урока никто ничего не запомнил? Дисциплина гораздо сложнее, чем просто послушание. У спартанцев она включала в себя не только беспрекословное выполнение приказов. Даже дисциплина в армии заключается не только в молчаливом подчинении.

1. Установите правило светофора

Всем известные с детства сигналы. В любом регионе мира в любой школе любой ученик сможет объяснить этот базовый принцип ПДД. И это надо использовать на уроке! Светофор — потрясающая идея для налаживания дисциплины в классе. Красный свет означает, что говорит только учитель или выполняется индивидуальное задание. Жёлтый свет означает общение и ответы по очереди (причём учитель тоже не имеет права перебивать ученика!), зелёный свет — для парной или командой работы, он значит настоящую свободу общения. Через 5-6 уроков ученики реагируют на слова учителя в разы быстрее, если не забывать про светофор самому.

2. Возьмите письменное согласие

Потратьте один урок на это: договоритесь с детьми о том, как им будет комфортнее работать. Составьте перечень правил, распишитесь все и повесьте на входе в кабинет. Это будет их и ваша зона комфорта. Ученики быстро считают ваш посыл: у вас в кабинете всегда безопасно.

Помните, что правила нельзя нарушать и вам. Договорились не кричать и не оскорблять — извольте выполнять

Пропишите в правилах наказания за нарушение. Однажды я отменил урок, потому что плохо к нему подготовился (дети сразу меня раскусили, потому что домашнее задание сделали все). И 40 минут они развлекались в классе.

3. Приводите жизненные примеры

Многие действия на уроке уже работают на какие-то навыки, просто этот процесс должен быть осмысленным. Существует список универсальных учебных действий — это самая простая схема грамотных образовательных результатов.

При оглашении темы урока спросите у учеников, что нужно сделать для её освоения. В конце урока порефлексируйте, попросите вспомнить, что вы делали и достигли ли целей. Простые инструменты, для реализации которых не нужны временные затраты. Но, превращая их использование в систему, вы выводите школьное образование на качественно другой уровень.

Как превратить любой урок в интересный


Никаких оговорок: любой урок с гарантией 100% может быть интересным! Дело просто в том, что это понятие для ребёнка состоит из множества мелочей. Их легко может обеспечить учитель.

4. Сделайте уроки комфортными

Детей категорически нельзя оскорблять и унижать. Нужно однозначно уважать личное пространство ученика. Педагог обязан оставить все свои трудности, личные эмоции, злость и грусть за пределами кабинета, либо честно признаться в этом ученикам и отложить урок до лучших времён. Он должен быть в первую очередь человеком, который умеет сопереживать и понимать чувства других.

5. Создайте в классе территорию счастья

Класс — это территория позитива, света, веселья. Приложите все усилия для создания такой атмосферы, тогда ученики сами захотят к вам приходить. Они будут знать, что у вас всегда можно найти поддержку, что в вашем кабинете в них всегда будут верить, что в нём нет места агрессии и злобе.

Поощряйте даже маленькие успехи, в том числе свои. У вас получилось обыграть в шахматы компьютер на сложном уровне? Расскажите детям! Вчера отлично посидели в кафе с друзьями — сохраните эту улыбку и чувства для детей. Они будут видеть в вас пример и стараться соответствовать вашей открытости, искренности и дружелюбию.

6. Используйте разные форматы


Как я разрешила ребёнку не учиться, а он не одичал (это называется анскулинг)

7. Продумывайте домашние задания

Домашние задания — бич современной российской школы. Они убивают желание учиться у большинства школьников. Поэтому вместо банального чтения романа предложите детям нарисовать географическую карту: где был главный герой, с кем общался. Вместо пересказа параграфа о древнем человеке предложите придумать сказку о нём.

Как успеть всё это с нагрузкой в 30 часов в неделю


Делать всё это невероятно тяжело не потому, что занимает много времени. Никто и нигде в нашей образовательной системе не стимулирует креативность. Учителя — это брошенная и забытая профессия. Это невероятно печально. Потому что талантов у нас множество, а невероятных учителей ещё больше. В наших силах изменить образовательную систему: сделать её человечнее, светлее, счастливее, продуктивнее, интереснее.

8. Начните с простого

Первое и самое главное — никто не говорит, что уже сейчас надо полностью переделать все уроки. Я начал этот текст с мысли, что большинство идей (как тот же светофор) реализуемы уже завтра без особых усилий, стоит только захотеть и попробовать.

9. Ищите поддержку

Нужно искать её у коллег в школе, у родителей, у администрации. Думаю, если привести серьёзные аргументы каждой стороне, то постепенно у вас появятся сторонники. Сделайте первый шаг, сломите эту стену, боритесь с системой, не дайте скудоумию взять верх над здравыми идеями.

10. Думайте на перспективу

Каждое изменение — заготовка на будущее. Вы сможете использовать большинство наработок по второму, третьему и даже четвёртому кругу.

11. Изучите ФГОС

Проектная деятельность. Попробуйте изучить суть нового отечественного ФГОСа. Она правда полезная. Именно проекты позволяют вывести часть материала в самостоятельное изучение учениками, что сократит работу учителя в несколько раз.

12. Зайдите в поиск

В интернете лежит множество идеальных технологических карт урока, структур и схем для составления занятий и придумывания результатов. Всем этим сокровищем надо уметь пользоваться.

Читайте также: