Необычные сюжетно ролевые игры в детском саду

Обновлено: 16.05.2024

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что она удовлетворяет его основные потребности: в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами.

Сюжетно-ролевые игры входят в состав первого класса: игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры. Но и они ранжируются на определенные разновидности.

охватывает
сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе проявляется с особой полнотой. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
— сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевыеигры подразделяются на:

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители)

– неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия.В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает
сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка.
Длительность сюжетной игры в старшем дошкольном возрасте может продолжаться от нескольких часов до нескольких дней.

В структуре сюжетно-ролевойигры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет.Для ребенка роль — это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным; его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты,которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах.Роли бывают:

• эмоционально-привлекательные (мама, доктор)

• значимые для игры (директор магазина и др.)

В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх — взрослыми)

устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений.

Также не менее важным компонентом в игре являются игрушки. Они могут быть готовыми, самодельными или предметами-заместителями.

Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его мира; содержание — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение.

Режиссерские и сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры.Поэтому при организации жизни детей в группах нужно учитывать: проведение режимных моментов, прогулок и непосредственно-образовательной деятельности (НОД)

по физической культуре не меняется; НОД и 2-ая половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы; образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

  1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
  2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
  3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
  4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
  5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

игры в разных группах

Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

  1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
  2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
  3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
  4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
  5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
  6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
  7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
  8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

кафе

Поделитесь вашим мнением на сей счет!

Но вернемся к вопросу, для какого возраста детей характерны сюжетные игры?

На самом деле, даже маленькие детки способны копировать простейшие действия взрослых, применив первый опыт к игрушкам: покормить куклу, уложить спать. Вот уже элементы сюжетно-ролевой забавы начального уровня.

Вообще, вопрос, в каком возрасте сюжетно-ролевая игра нужна малышам, некорректен, по-моему. Лишь только дитя начинает совершать осознанные действия с куклами-мишками, сразу же необходимо всячески мотивировать его воображать различные бытовые ситуации.


Дорогие родители, вы должны понять – малышню обязательно нужно учить играть, как ни парадоксально это звучит! Несмелые, неуверенные, робкие школьники – результат их низкой социализации. А социализируются дети во время ролевых занятий.

Особенности ролевых занятий с детьми из разных групп детского сада

3-4 года: забавы более разнообразны, чем были ранее. Детки строят и сюжет, придерживаются предложенного взрослым сценария.

4-5 лет: тематика расширяется, ребята взаимодействуют друг с другом, умеют совершать воображаемые действия.

5-6: составляют правила, корректируют их, больше фантазируют, применяют сюжеты из книг, мультфильмов.

6-7: больше используют речь, комментируют, активно общаются.

Не знаю, получилось ли у меня раскрыть проблему, для какого дошкольного возраста ребят характерны сюжетные детские игры, но я старалась.

С уважением, Татьяна Сухих

До скорой встречи!

Кстати, рекомендую прочитать:


Сюжетно-ролевые игры в средней группе

В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.


Так, в вашем доме появляется говорящий котенок, Лунтик или Гарри Поттер, карандаши превращаются в волшебные палочки, а стулья — в прилавок магазина. В такой игре дети осмысляют свой опыт, пробуют разные социальные роли и учатся вести себя гибче, а помогает им в этом воображение.

В чём же польза?

Может сложиться впечатление, что детям полезна только игра, где есть начало и конец. Если уж персонажи пришли в магазин, то непременно совершат покупку, в сражении обязательно победит добро, а зло будет раскаиваться и извиняться.

По этой причине родители нередко беспокоятся, когда игра не развивается: например, белки только готовят и накрывают на стол, но никто не ест. Или сюжет закончился несправедливо: приглашенный в гости бурундук, выгнал белок и все съел один. И думаю, что не стоит подробно расписывать, как может надоесть говорящий щенок, который только ест и просит чесать себя за ухом…⠀


Идеи для игр с воображением


  1. Почта (газеты и журналы, коробки, оберточная бумага, наклейки, весы).
  2. Пекарня (тесто, печь, кофемашина, десерты).
  3. Магазин продуктов (корзина для продуктов, касса, сканер штрих-кодов).
  4. Ресторан (меню, посуда, продукты, плита, готовая еда).
  5. Пиратский корабль (корабль — подушки, стулья или диван вполне подойдут, — пиратская одежда и оружие, пушки и флаг).
  6. Школа волшебников (ингредиенты для волшебных эликсиров, мантии, волшебные палочки).
  7. Пилот самолёта и пассажиры (форма пилота, штурвал и приборная панель, еда и подносы для стюардесс или стюартов).
  8. Врачи и больница (халат доктора, шприц, фонендоскоп, таблетки).
  9. Ветеринары (животные (живые или игрушечные), лекарства, одежда доктора).
  10. Библиотека (книги на выбор, журнал регистрации читателей, стол библиотекаря).
  11. Офис (компьютер, рабочий стол, документы и папки для них, печать, зал совещаний и сцена для презентаций).
  12. Салон красоты (зеркало, лампа, косметика, лаки для ногтей, маникюрные принадлежности).
  13. Подводное плавание (маска для ныряния, подводная лодка или батискаф, морские растения, рыбы и животные, затонувшие корабли и бутылки с посланиями).
  14. Кругосветное путешествие на корабле (корабль, продукты, бинокль, карта).
  15. Полёт на Луну (космические костюмы, луноход, лунный ландшафт).

В какие сюжетно-ролевые игры любят играть ваши дети? В какие игры с воображением вы играли в детстве?

Внештатный автор, специализирующийся на написании статьей о детях, подарках, праздниках и животных.

Дети воспроизводят события из жизни в игровой форме. Сюжетно-ролевые игры учат ребенка поведению в культурных и общественных местах, развивают самостоятельность и способствуют становлению личности. В них воспроизводятся представления детей об окружающем мире, отношениях между людьми, профессиональных обязанностях.

  • учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу;
  • развивают речь, обогащают словарь ребенка;
  • способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе;
  • формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты;
  • развивают умение договариваться, планировать, обсуждать 1 .

Виды сюжетно-ролевых игр

Виды сюжетно-ролевых игр для детей

Организация и проведение игры

Как правило, перед игрой с детьми проводится предварительная работа: беседа на тему игры, просмотр соответствующих мультфильмов, чтение книг с описанием типичных ситуаций, изготовление атрибутов.

Само проведение игры зависит от возраста детей. От взрослого может понадобиться либо контроль и роль ведущего, либо направление процесса.

1,5-3 года

В этом возрасте ограничиваются одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Акцент делается на действиях с игрушками. Дети учатся передавать образы игрушек или животных движениями: петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна.

3-5 лет

Виды сюжетно-ролевых игр для детей 3 лет

В игре формируется умение брать на себя определенную роль, а также переходить от одной роли к другой. Становится важным то, что дети говорят во время игры. Появляется так называемый ролевой диалог. Дети учатся передавать эмоции, особенности характера персонажа: грустный – веселый, добрый – злой.

5-7 лет

Взрослым нужно позаботиться о том, чтобы дети сами учились придумывать сюжеты игр и договаривались друг с другом о правилах 2 . По сути это – дидактические игры, которые подразумевают коллективную, целенаправленную, игровую и учебную деятельность одновременно.

Содержание занятий, проведенных с использованием сюжетно-ролевой игры, усваивается детьми гораздо лучше. Согласно проведенным исследованиям информацию о занятиях с ролевыми играми вспомнили 95 % детей, а содержание занятий с использованием только рассказов и бесед – 30 % 3 .

Примеры сюжетно-ролевых игр

Примеры сюжетно-ролевых игр для детей

3-4 года

Сначала взрослый проводит экскурсию по саду, рассказывает, кто чем занимается. Затем раздает роли: повар готовит еду из игрушечных овощей, няня убирает, воспитатели встречают детей (кукол) утром, проводят занятия и т.д.

4-5 лет

Игры становятся более фантазийными.

Детям предлагается совершить космический полет. Обсуждаются роли:

  • наблюдателя на Земле;
  • космонавта в космосе;
  • фотографа (ученого) на орбите;
  • врача, который следит за здоровьем космонавтов и т.д.

Сюжет можно усложнять: поломка на корабле, встреча с инопланетянами и др.

Сначала дети строят ферму. Затем определяют, какие животные будут здесь находиться. Потом распределяют роли: доярка, ветеринар, пастух.

Примерный ход игры: пастух пасет коров, доярки приходят, чтобы надоить молока. Кто-то жалуется, что заболела корова. Ветеринар осматривает животное и назначает лечение.

5-6 лет

Этим деткам можно предложить сюжет посложнее. Например, смоделировать ситуации (для развития моральных и социальных чувств дошкольников).

Дети выступают в разных ролях: членов семьи, пассажиров, водителя и кондуктора. Количество мест в автобусе ограничено, поэтому необходимо уступить место. Ребенок должен решить – кому именно.

Сюжетно-ролевые игры для самых маленьких

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Но умение играть в сюжетные игры формируется гораздо раньше. Дети до 3 лет с радостью вживаются в роли врачей, продавцов, строителей. Как и когда лучше начинать знакомить малыша с сюжетно-ролевыми играми? В чем особенность сюжетных игр в раннем возрасте? Для чего нужно проигрывать с ребенком различные сюжеты? Об этом мы хотим рассказать Вам в нашей статье.

Для чего малышу нужны сюжетные игры?

Специалисты утверждают, что знакомство ребенка с сюжетно-ролевой игрой в раннем возрасте идет ему на пользу. В ходе проигрывания различных ситуаций и сцен из жизни, малыш узнает много нового о мире вокруг. Наблюдая за Вашими инсценировками, ребенок постепенно начнет понимать, что послужило причиной реакции персонажа (например, мишка плачет, потому что упал). Кроме того, сюжетно-ролевые игры – это отличный способ развить речь малыша, обогатив его словарный запас. Он научится лучше понимать интонации и мимику.

Поначалу ребенок будет лишь наблюдать за Вашей игрой, но со временем он начнет принимать активное участие и имитировать Ваши действия.

Для чего малышу нужны сюжетные игры?

Моделирование жизненных ситуаций в сюжетных играх может быть частью воспитательного процесса. Вы можете показать малышу, какие последствия повлечет за собой то или иное поведение, как можно себя вести, а как нельзя. Например, котенок обижал друзей, и с ним никто не захотел играть, или кукла угостила мишку конфетой, а тот очень обрадовался. Любое занятие, будь то уборка игрушек, поход на горшок или прием пищи станет гораздо увлекательнее, если вовлечь малыша в соответствующую сюжетную игру. Помимо этого ролевые игры развивают в ребенке умение действовать по правилам и контролировать свое поведение.

Первые сюжетные игры для малышей до 1,5 лет

Может пройти довольно длительное время, прежде чем ребенок захочет принять активное участие в сюжетно-ролевой игре. Проявляйте терпение. Многократно повторяйте одни и те же сюжеты, если они интересны малышу.

Первые сюжетные игры для малышей до 1,5 лет

Вот некоторые варианты сюжетов игр для самых маленьких:

  • Игрушки собрались на чаепитие;
  • Кукла идет в гости;
  • Котенок одевается и идет гулять;
  • Игрушки катаются на машинках;
  • Зайка ударился и заплакал – нужно его пожалеть и вылечить;
  • Собачка испачкалась – надо ее искупать;
  • Домик поросенка сломался – нужно его починить;
  • Кукла ложится спать.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары, например, набор игрушечной посуды, инструменты, машинки, кроватка и одежда для куклы и так далее.

Для сюжетно-ролевых игр также понадобятся всевозможные аксессуары

Сценарием для игр могут стать ситуации из реальной жизни ребенка. К примеру, если малыш увидел на прогулке настоящую стройку, придя домой, поиграйте в строителей: можно соорудить башню из кубиков, перевозить кубики на грузовике или построить замок из кинетического песка. Такого рода игры помогают ребенку лучше осмыслить полученные впечатления, способствуют развитию мышления, речи и воображения.

Сюжетно-ролевые игры для детей от 1,5 лет

Детям постарше будут интересны более сложные игры-сценки, в которых большое разнообразие деталей и несколько персонажей. За основу можно взять один из этих сюжетов:

Сюжетно-ролевые игры для детей от 1,5 лет

Для сюжетно-ролевых игр Вам и Вашему малышу могут пригодиться следующие атрибуты:

  • Градусник;
  • Шприц;
  • Стетоскоп;
  • Пластыри, бинты;
  • Подгузники;
  • Одежда для кукол;
  • Игрушечная мебель;
  • Посуда;
  • Кухонные приборы;
  • Игрушечный транспорт.

Наряду со специальными игровыми атрибутами ближе к 3 годам можно использовать различные предметы-заместители. Фантазируйте вместе с ребенком. К примеру, вместо градусника можно использовать палочку, вместо конфеты – камушек и т.д.

Выводы

Не забывайте, что в раннем возрасте ребенок еще не может самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру. Без участия взрослого малыш, скорее всего, отступит от сюжета и будет занят отдельными предметными действиями, то есть, например, вместо строительства дома для мишки ребенок будет просто перекладывать кубики. Чтобы малыш запомнил простые сюжеты и научился их проигрывать, нужно время и многократное повторение.

Выводы

Итак, сюжетно-ролевые игры не являются ведущим видом деятельности для детей до 3 лет. Но их значение для развития ребенка трудно переоценить. Знакомя малыша с различными сюжетами, вы помогаете ему разобраться в том, как устроен окружающий мир, и развиваете его мышление, речь, воображение, внимание. Игры-инсценировки позволяют ненавязчиво рассказать малышу, что такое хорошо и что такое плохо, и воспитать в нем такие качества, как сострадание, отзывчивость, трудолюбие, доброта.

Заключение

Заключение

Maels Gaze

Стоимость полного курса 4000 рублей. Также возможно пошаговое обучение, где цена за каждый отдельный уровень будет составлять 1000 рублей.

Дополнительные услуги (стоимость):
- групповые занятия (от 2 до 5 человек с использованием Skype) 300 рублей (академический час);
- индивидуальные занятия (1 человек с использованием Skype) 600 рублей (академический час);
- сеанс одновременной игры на электронной платформе Lichess (шахматный клуб MANO CHESS) от 5 до 10 человек 100 рублей (академический час).

Читайте также: