Нэхущ шу краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Живет на свете Царь Кучум, и владеет он всей Сибирской землей, работает: пишет царские приказы, собирает дань, сам никому не платит. Богатый очень царь Кучум, всего у него вдоволь: и ожерелья драгоценные есть, и монисты, и меха. Есть у него две жены-красавицы, одна голубоглазая, другая черноглазая, Кучум жен любит, холит, лелеет, ни в чем им не отказывает.

Однажды, когда царь отдыхал, пришла к нему черноглазая Сузге и, расхвалив царя и царские владения, попросила построить на берегу Иртыша палаты, соорудить судно для прогулок по Иртышу и приезжать

Теперь царица живет в палатах на Иртыше, плавает по реке и принимает Кучума на своем ложе два раза в неделю. Царице прислуживают девы, охраняют солдаты. Но однажды она узнает от воеводы, что иноземцы напали на их страну, и ее муж отправился защищать свои владения.

Каждый раз она получает все более безрадостные вести с поля боя.

Однажды вечером пришел к ней красивый, но очень хмурый молодой человек – ее брат Махмет-Кул и рассказал, что Кучум поспешно сбежал, а пришельцы теперь пируют на их земле. Махмет сказал, что

Но царица придумывает план. Предлагает она брату объявить себя царем и рассказать всем, что сидит он теперь в Сузгуне, а когда враг обложит Сузгун, придти на защиту с армией. Так и сделали.

Царь Кучум в степях горюет о потерянной земле, а в его царских палатах пируют казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем и вспоминают русского царя. Ермак говорит своим воинам, что им еще рано отдыхать, так как они взяли лишь Искер, а теперь им нужно взять и всю Сибирь. Он отправляет своего воеводу Грозу в Сузгун, чтобы взять Махмета-Кула.

Казака по имени Кольцо Ермак оставил в Искере, сам же отправился с воинами на царя Сейдяка.

На другой день все казаки с раннего утра отправились каждый в свою сторону. Ермак благословляет всех на бой.

Сузге видит с крепостной стены, что к ее городу приближаются воины, и велит укрепить защиту. Семь дней их держат в осаде. Наконец Гроза пишет письмо Ермаку, в котором рассказывает о неудаче и о том, что Махмета они не видели, но думают, что он в крепости.

Еще через три дня с поля боя Сузге приходит письмо о том, что казаки одолели войска брата, а самого Махмета-Кула взяли в плен.

Царица волнуется и начинает думать, что же ей делать дальше, ведь последняя надежда на спасение – брат – теперь пленник. Сузге спрашивает своего воеводу, сколько они еще могут продержаться в осаде, тот отвечает, что будет защищать Сузгун до последней капли крови.

Ермак тем временем отвечает Грозе, что Махмета нет в городе, а городом правит царица, и просит Грозу возвращаться в Искер, оставив Сузге ее город. Грозе стало стыдно, что он три недели боролся с женщиной, но так ее и не одолел.

Старшина ушел, а к вечеру Гроза увидел, что знак спущен.

Царица раздает свои богатства слугам, отпуская их, а всю казну раздает воинам.

Отпустив всех, царица не спит всю ночь в тяжелом ожидании, плачет, просит прощения у Бога.

На утро казаки с радостью входят в покоренный город. Только Гроза ищет царицу и не видит ее. Вдруг замечает ее, сидящую у большого дерева, укрытую покрывалом, развевающемся на ветру.

Гроза кланяется царице и обещает не чинить ей вреда, но ответа не слышит. Тогда он заглядывает в лицо царицы, откидывает покрывало и в ужасе отступает:

Матерь божия! Не сон ли
Видит он? В лице нет жизни;
Щеки бледностью покрыты,
Льется кровь из-под одежды,
И в глазах полузакрытых
Померкает божий свет.
“Что ты сделала, царица?” –
Вскрикнул громко воевода,
Кровь рукою зажимая.
Вдруг царица задрожала,
На Грозу она взглянула…
Это не был взор отмщенья,
Это был – последний взор!

Похоронив царицу “под наклоном пихт душистых”, казаки отправились на Искер.

Бивуак – это оборудованное в поле место, где люди отдыхают, разводят костер, готовят еду. В данном рассказе речь идет о бивуаке, который организован в полевых условиях во время войны – там офицеры и солдаты могут передохнут. Действие разворачивается в 1812 году, когда Россия воевала с наполеоновской Францией.

Далее можно прочитать краткое содержание Вечер на бивуаке.

Персонажи рассказа

Князь Ольский – один из сидящих на бивуаке, большой весельчак;

офицер Лидин – один из участников беседы, который не рассказывает истории;

Виктор Мечин – подполковник, он делится своей печальной историей любви;

Софья S – умершая возлюбленная Мечина;

неназванный наглец – соперник Мечина, который тоже хотел завоевать сердце Софьи.

Также в рассказе несколько раз упоминается неприятель – французские воины.

У офицеров выдался тихий вечер, когда они выпить чаю (и чего покрепче) и поделиться историями, а над их головой не свистели снаряды. От каждого требовалось рассказать что-нибудь интересное, что поднимет настроение всем, кто расположился на бивуаке.

Князь Ольский рассказал о том, что недавно его полк остался совсем без еды. И Ольский настолько хотел вкусно поесть, что совсем обнаглел – он отправился прямо к французам и сказал, что пришел не воевать и не устраивать переговоры. Тех очень позабавила ситуация, они накормили неожиданного гостя и дали ему запасов с собой.

Офицеры не поверили рассказу Ольского, но тот не сильно огорчился. Настала очередь рассказывать Лидина, но тот отшутился – он витал в облаках и мечтал о том, как вернется к возлюбленной. А вот подполковник Мечин рассказал свою историю, но она оказалась очень печальной.

Основная идея автора

Это произведение рассказывает о трагичной, но очень сильной любви. История Мечина затрагивает главную ценность в жизнь человека – любовь, и это особенно актуально для офицеров, которые каждый день подставляются под пули и имеют лишь краткие мгновения отдыха.

Все имеет начало. Есть начало и у людского рода, каждого народа и рода. Согласно Священным Писаниям, все люди произошли от первого человека и пророка Адама и его жены Евы, и со временем, по тем или иным причинам, каждая раса приобретала свои черты, каждый народ приобретал свой язык, свою культуру, свой эпос. И, разумеется, адыги живущие на Кавказе, и, в частности, в Кабардино-Балкарии, оказались когда-то в этих краях в силу каких-то обстоятельств. По одной из версий, предки нынешних кабардинцев прибыли сюда из Египта, и с этого времени каждый род развивался по своему.

Здесь уместно процитировать (из второго тома стр. 359) кавказского генерал-губернатора П.Потемкина из его краткого историко-этнографического писания кабардинского народа (составленного им в1784-ом году) следующие строки:

Известный европейский автор конца 18 –го века Ян Потоцкий про Шегануковых писал:

Согласно родовому преданию, семерых братьев Шегануковых пригласили в гости, и после того как они все опьянели, заблокировали в доме из плетня и сожгли. Согласно другим сведениям, якобы, после того как они пригласили к себе в гости Хатокшуко Казиева и угостили мясом его же лошади, оскорбленный князь как бы и организовал их уничтожение, что, конечно, не выдерживает никакой критики. Почему-то все авторы упускают столь важную деталь как кровная месть. Не говоря уж о других, в середине 17-го века возле реки Малки, как мы видим в первом томе, Алегуко и Хатокшуко не только убили одного из влиятельных Черкасских, но и не выдавали его тело родственникам, не отпускали плененных князей.

Итак, истребление Шегануковых имело место в конце 17-го века, и с этого времени, можно сказать, начинается история рода Канкуловых. Когда Шегануковы были приговорены, отец одной из их снохи, принадлежавший к уважаемому роду Тыжевых, заблаговременно забрал к себе свою беременную дочь. Однако князья узнали об этом, и потребовали ее выдачи для казни. Разумеется, в то время ни один уздень не подчинился бы никому в таком деле, и, в конце концов, было решено: если бывшая невестка Шегануковых родит мальчика, его сразу же умертвят. По мере приближения срока глава Тыжевых не находил себе места, ибо и это условие было для него позорным, и он отправляет свою дочь к родственникам в Абхазию.

Отец Ахмеда Екуб тоже оставил достойную память о себе не только в своем роду. По архивным данным (ЦГА КБР ф.2, оп.1, д.26, л.23-25 об.), он был в списке избирателей (от аула Ашабова), выбиравших в 1861 году членов участковых и окружных судов. Другими словами, они создавали новый орган власти, поэтому, собственно, имена этих выборщиков сохранились. Впрочем, имя Екуба упоминается и в этом документе (ЦГА КБР ф.40, оп.1, д.96, л.37-42 об.). Согласно ему, он вместе с Эдиком Атажукиным и Карабатыром Аджиевым были избраны от аула Ашабова в качестве почетных старейшин для решения разных вопросов связанных с ходом земельной реформы. В то время главой Канкуловых был Хусин (которого звали Хъусин-дадэ), но, видимо, Екуб отличался какими-то особыми качествами. А может потому, что он был первым другом Эдика Атажукина.

Г ероически воевал и погиб в районе Белой Церкви Залимхан тоже сын Пата, а его боевые награды вместе с благодарностью командования, были высланы его опекуну Махмуду сыну Хьэж-дады. Также, не жалея себя, сражался, Ханашго сын Темиркана, который,вернувшись с фронта с ранениям, прожил ещё четыре года. Его родной брат Гузер был в кавалерийской дивизий и после третьего ранения лечился в Азербайджане, где о себе оставил добрую трудовую память.

Конечно, мы не можем писать обо всех героических поступках погибших сыновей нашего рода. Вот их имена с селения Камлюково: Мухаб, Халай, Дзру — сыновья Темиркана, Анатолий и Илья – Жирослана, Аскербий и Мусэбий – Шолоха, Данила сын Асланбека, Каншоби – Шужея, Тлостан – Нагоя, Муса – Бечира, Султан – Бекмурзы, Мухажир – Талама, Кашиф и Хабан. Погиб на войне и проживавший в с. Сармаково сын Хьэж – дади Газиз. Из Канкуловых с селения Куба не вернулись Лут Исмелович, Туркбий Нурбиевич, Лута Даутович, Хажисмел Щамелович… Среди вернувшихся были Маша Талибович и Нурдин Алиевич…

Разумеется, и в гражданской жизни они не почивали на лаврах фронтовиков. Как выше сказано, сразу по возвращении Караби, достигший среди Канкуловых наивысшего положения, был направлен на партийную работу. Он был первым или вторым секретарем райкомов партии чуть ли не в половине районов республики, а потом до выхода на пенсию в звании полковника работал начальником политчасти МВД республики. Впрочем, на заслуженном отдыхе он долго не был, ибо опять партия позвала, и работал в Совете Министров до середины восьмидесятых пока вторично не вышел на пенсию персональным пенсионером РСФСР.

В послевоенное время имя Даняла также было известно в республике. Сначала он работал одним из руководителей НКВД, где, пользуясь партизанскими навыками, отлавливал бандитов по лесам и ущельям республики, и так преуспел, что был награжден орденом Красной Звезды. Потом он, занимая разные руководящие должности, помог многим Канкуловым найти достойное место в жизни. Одним из них был Хусен Хакияшевич, занимавший в свое время руководящие должности в структурах МВД. Хусен был главным хранителем родословной Канкуловых и, благодаря его стараниям, стала возможным наша работа (основным является Асланбек-отец Даняла). Возвращаясь к Данялу, отметим, что в Белоруссии его так помнили, что в день его похорон оттуда в Минводы прибыл чартерный авиарейс с бывшими партизанами. В определенных кругах авторитетом пользовался и Жамал Тепсарукович, работавший в последнее время народным судьей. Его сын главный редактор известного и в нашей стране и за рубежом молодежного журнала, выходящего в Москве.

А символичность заключается в том, что тогда в 1990 году исполнилось триста лет со времени истребления рода Шегануковых…

Ответ


1905 но не точно : )

Ответ


1менин апам алтын 2 согушта энелер учун эн суук кабар блдарынын олуму болгон3 жылмайып жургон жылдыздуу

Ответ


пусть ширина х, тогда длина х-20, s=х*(х-20), x^2-20x=1500, x^2- 20x-1500=0, d=b^2-4ac=400+4*1500=6400, x=20+80 /2=50, x=20-80 /2=-30, не подходит, отв.50см

Ответ


Другие вопросы по другим предметам

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Читайте также: