Недостатки сжатого изложения в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Редкий урок проходит без пересказа. Разнообразие ви­довпересказа, варьирование подготовки к нему оживляют уроки, повышают уровень их речевого развития. Главны­ми требованиями к пересказу следует назвать:

1) в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

2) при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

3) в пересказе должен сохраняться стиль образца;

4)должны быть соблюдены последовательности ориги­нала, причинно-следственные зависимости, переданы все основные факты и описания;

5) в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец, в большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используют­ся следующие приемы:

предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

— проведение анализа содержания, различных упраж­нений над языком;

— отработка выразительного чтения;

— расчленение рассказа на части и составление планатекста;

— предварительный (черновой) пересказ, разбор его

В начальных классах применяются следующие виды пересказа:

1) подробный, близкий к тексту;

2) краткий, или сжатый;

4)с перестройкой текста;

5) с творческими дополнениями.

Иными словами, пересказу нужно обучать системати­чески от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы .

Изложение — это письменный пересказ образцовых текстов. Любой вид пересказа может быть выполнен в пись­менной форме. Но трудность изложений по сравнению с пересказами, а также медленный темп письма вынуждают использовать тексты и размерами меньше, и структурно проще.

В начальных классах проводятся изложения: а) близкие к тексту; б) сжатые; в) выборочные; г) творческие.

Программой предусматривается проведение изложений

во 2 классе изложение под руководством учителя небольших текстов (30-40 слов) по вопросам или данному плану из 2-3 пунктов;

в 3классе изложение текстов (40-60 слов) по план составленному коллективно, из 3-5 пунктов;

— в 4 классе подробное и сжатое изложение текстов (70-90 слов) по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменениями форм.

От письменного пересказа простых по сюжету рассказов дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Учащиеся усваивают образы, идейное содержание излагаемых произведений или отрывков из них, композицию, словарь. Все это определяет требования к текстам,выбираемым для изложения:

1. Тексты должны быть высокохудожественными, отражающими нравственно-этические поступки людей, красоту природы, достижения науки и техники, куль туры. Темы изложений должны быть ценными в воспитательном отношении, должны расширять познава­тельный опыт учащихся, формировать их мировоззрение

2. Тексты должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них и трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения. Школьники должны хорошо понять со­держание, идейный смысл, образы и язык передавае­мого текста.

3. Текст должен быть несложным по композиции, с не­большим количеством действующих лиц. Следует учитывать грамматические умения учащихся.

Изложения бывают разные по объему: от 10-15-минут­ных работ, проводимых на уроках грамматики, до 1-2-часовых обучающих и проверочных зложений.

Подробное, близкоек тексту изложение — самый простой вид изложения. Такие работы проводятся во всех классах. На самых ранних ступенях обучения первокласс­ники пишут тексты, слова, предложения, небольшие связ­ные тексты из 2-3 предложений. Постепенно объем изложений увеличивается. В 1 классе особенно большое внимание следует обращать на составление предложений и на последовательность изложения. В начале предлагается записать по памяти отдельные предложения из прочитанного. Составление предложений проводится коллективно. Затем проводится изложение с более свободной передачей содер­жания. Методика работы над изложением во 2 классе пре­дусматривает следующие этапы:

а) Чтение текста учащимися (по книге или с доски) два раза.

б) Беседа по содержанию. Вопросы к беседе должны ис­ключать повторение предложений из образца.

в) Словарная работа: объяснение значения новых и трудных слов.

г) Устный пересказ по плану, который записывается на доске. Вопросы плана не должны подсказывать состав предложения — ответа.

д) Пересказ всего текста,

е) Орфографическая подготовка: объяснение написаний,

запись на доске трудных слов и словосочетаний.

ж) Письмо изложения. Самостоятельная работа уча­щихся.

з) Самопроверка работ.

Во втором классе работа над подробным изложением усложняется: тексты должны подбираться так, чтобы зна­комить учащихся с новыми для них особенностями логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествовани­ем, описанием. В третьем классе возрастает объем и труд­ность текстов. Методика работы над изложением во 3-4 классах предусматривает такие этапы:

а) Чтение текста один раз.

б) Беседа по содержанию.

в) Коллективное (самостоятельное) составление плана. План может состоятъ из цитат, иметь форму вопросов или назывных пред­ложений.

г) Устный пересказ текста по плаву.

д) Орфографическая работа. Иногда эта подготовка про­водится на предыдущем уроке,

е) Письмо изложения,

ж) Самопроверка написанного.

Сжатое изложение проводится в 3-4 классах. Подготовка к нему состоит в следующем:

— учитель или дети прочитывают текст 1-2 раза;

— в ходе коллективной беседы выявляется главное то, что обязательно надо отметить в пересказе; составляется план изложения;

— ведется работа над языком: над словами, изобразительными средствами;

— подробно пересказываются 1-2 фрагмента (для сравнения со сжатой передачей этих же частей);

— сжато пересказывается текст по пунктам плана:

— самостоятельно записывается сжатый текст;

Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст часто изложение превращается в сухое, перечисление фактов. Поэтому лучше для сжатого изложения использовать деловую статью или научно-популярное произведение,.

Творческие изложения — это изложения с творческими изменениями и дополнениями. Наиболее удобны .для пись­менного оформления пересказы с изменением лица рассказ­чика и от лица одного из персонажей. Изложения с творче­скими дополнениями в 4 классе полезно давать на дом.

В изложении сталкиваются две, на первый взгляд, противоположные задачи: подражание образцу и творчество. Изло­жение служит как бы посредником между учеником и писа­телем в развитии речи школьника. Средства языка, увоен­ные по образцам, т.е. подражанием, становятся инсрументом творческой самостельности школьника в речи, в диалоге, в рассказе, в сочинении. Изложения в школе нередко пишуся коллективно, что приводит к одинаковым предложениям и текстам в письменных работах детей. Чтобы избежить этого, во II и III классе не должно иметь места предварительное пересказывание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом. Это допускается лишь в тех случаях, когда учитель знакомит детей с новым для них жанром образца или видом изложения.

В развитии речи школа идет к связному тексту через пред­ложение. Однако это делается лишь в учебных целях. Чем скорее школьники смогут перейти к конструированию связной речи, минуя предложение, тем лучше. Тогда упражнения с предложениями будут служить совершенствованию речи, повышению ее культуры, усложнению ее синтаксическою строя, а самостояльность изложений возрастет.

Трудности младших школьников при написании изложений

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна

Трудности младших школьников при написании изложений

  • трудности, связанные с передачей содержания текста образца (правильность изложения фактов, передача главной мысли);
  • трудности, связанные с соблюдением структуры текста (логическая последовательность содержания, наличие связанных фактов)
  • трудности, связанные с речевым оформлением текста (определение границ предложения, построение предложений разных типов, соблюдение порядка слов, грамотный выбор подходящего слова, отсутствие повторов).

You have no rights to post comments

Сайты

Авторизация

Перевод сайта

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ
Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи и безошибочно следует традиционно принятой норме в своей речи, говорят, как о человеке с чувством языка или с языковым чутьем.

Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

Изложение - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет содержание работы над изложениями разных видов.

В Федеральном государственном образовательном стандарте именно этому придается особое значение. Этими умениями школьник овладевает, если приобретает способность к адекватному восприятию речи. Пониманию речи содействует работа над сжатым изложением текста.

(слайд №2)

Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста.

В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию, т.е. сжатие воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Для этого необходимо уметь выделять микротемы в тексте. Микротема – наименьшая составная часть темы целого. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

(слайд №3)

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно – речевые умения: умение вычленять главное в информации, раскрывать тему и основную мысль текста, умение сокращать текст разными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать основные идеи автора, сохранять последовательность событий, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

(слайд №4)

С точки зрения логики - это очень ценная методика, но эта работа требует много времени и утомляет детей, поэтому в настоящее время доста­точно редко используется учителями-практиками. Что неправильно. В практической жизни важно запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене в 9 классе предпочтение отдано именно сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно в отличие от подробного пересказа, в большинстве случаев требующего от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста.

(слайд №5)

Алгоритм работы над сжатым изложением

1.Прочитайте исходный текст.

2.Определите тип текста, докажите.

3.Сформулируйте основную тему, главную мысль.

4.Выделите в тексте части: вступление, основную часть, заключение.

5.Выделите микротемы, ключевые слова.

6.Составьте план изложения.

7.Используя различные способы сжатия, сократите текст.

8.Проверьте наличие в тексте всех микротем, их последовательность.

9.Проверьте связь между частями изложения.

10.Проверьте наличие авторского замысла.

11. Лексико – орфографическая подготовка.

13. Написание изложения.

16. Проверка и самооценка. Редактирование.

(слайд №6)

Важно до начала систематической рабо­ты над сжатым изложением на специаль­ных подготовительных упражнениях учить школьников способам и приемам компрес­сии текста на уроках русского языка, т.е. использовать синтаксические приемы сокращения текста:

1.Сокращение отдельных членов предложения (определений, обстоятельств),

однородных членов предложения.

2.Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений.

3.Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части,

разбивка сложного предложения на сокращенные простые.

4. Перевод прямой речи в косвенную.

5. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.

6. Пропуск предложений с описанием и рассуждением.

На уроках литературного чтения необходимо использовать такие виды работ: выборочное чтение, составление характеристики героя, деление текста на смысловые части, их озаглавливание, составление плана, краткий пересказ фрагментов, текстов произведений.

Для успешного сжатия необходим тща­тельный подбор текстов. Каковы требования к текстам?

• соответствие возрастным особеннос­тям и интересам учащихся;

• познавательная и воспитательная цен­ность;

• ясность и несложность композиции, небольшое количество действующих лиц;

• безупречность в языковом отношении;

• повествовательный, сюжетный харак­тер (могут быть элементы описания и рассуждения);

• наличие диалогов (по возможности);

• наличие второстепенной (несущест­венной) информации (пространных описаний природы, настроений и чувств героев и т.п.).

Известны три способа компрес­сии текста: 1) исключение подробностей, деталей;

2) обобщение конкретных, единич­ных явлений; 3) упрощение текста.

Сжатое изложение по самостоятельно составленному плану в IV классе может быть облегчено, если перед учениками име­ется текст, который они могут перечиты­вать и перерабатывать. В качестве помощи учащимся при самостоятельном написании сжатого изложения рекомендуем использо­вать алгоритм, в котором в определенной последовательности указывается, что нуж­но делать, чтобы подготовить сжатое изло­жение текста.

Вместе с тем, предлагая учащимся напи­сать сжатое изложение, нужно предоста­вить им возможность проявить максимум самостоятельности в отборе главного и де­талей.

(слайды)

- Что предлагаю сделать сейчас и вам. Практическая часть по группам.

Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения – научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию. От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи – таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

Автор: Назина Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: г.о.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Методика работы над изложением в начальной школе.
Раздел: начальное образование

Методика работы над изложением в начальной школе.

Работа с готовым текстом на уроках русского языка - важнейшее

умение анализировать текст (определять тему, основную мысль,

устанавливать соответствие заголовка теме и основной мысли, определять тип

текста, выделять микротемы, делить текст на части, составлять план) и передавать

в развитии связной

образца (художественного, публицистического, научно-популярного).

Структура типового урока написания изложения:

1.Знакомство с текстом.

2.Беседа по содержанию прочитанного на основе вопросов учителя.

3.Повторное чтение текста, составление плана.

4.Орфографическая, словарно-лексическая работа.

5.Устный пересказ текста, выделение опорных слов.

6.Анализ устного пересказа, его совершенствование.

7.Самостоятельная запись текста.

8. Самопроверка, редактирование текста учащимися.

При написании изложения обучающиеся часто испытывают затруднения, так как

им нужно решить сразу несколько задач:

- передать содержание текста точно, последовательно, без искажений и пропусков,

грамматически и стилистически верно;

- написать изложение, не допуская орфографических ошибок.

проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап

Его цель – подготовить учащихся к написанию изложения. Работа включает в себя

лексическую, грамматическую и орфографическую подготовку. Чаще всего она

перед самим написанием изложения, что не дает

желательных результатов, поэтому подготовку следует начать за 5-6 уроков до

проведения изложения: в словарный диктант включить трудные для написания

слова, которые встретятся затем в тексте; чаще повторять правила написания слов

с безударной гласной, с сочетаниями жи-ши; ча-ща, написания имен собственных

и т.д. Кроме того нужно уделить внимание и лексической подготовке учащихся,

предложений, неправильным употреблением форм слова и т.д.

Основной этап - работа на уроке

Учащиеся не справятся с пересказом, если они достаточно хорошо не поймут

содержания текста. Поэтому педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы дети

отчетливо поняли смысл событий, характеры героев, мотивы их поступков и

требующим от учащихся размышлений, рассуждений, сопоставлений, выводов,

учащихся ни размышлений, ни внимания к тексту. Не следует забывать, что

вопросы по содержанию снижают уровень самостоятельности учащихся. Поэтому

становиться более обширными, широкими.

Кроме того важна и работа над составлением плана, которую следует

формам, от коллективного к индивидуальным планам. Составив план, учителя

обычно требуют от ребят пересказа текста по нему. Пересказ является в школьной

практике традиционным. В пользу его, подчеркивает Н.А. Пленкин, имеются

стимулирует учащихся к использованию слов из собственной пассивной лексики.

В то же время автор говорит о том, что при проведении устного пересказа ученики

делают немалое количество отступлений от авторского варианта. В пересказах

появляются разного рода ошибки: пропуски, сокращения, искажения фактов. Эти

недочеты влекут за собой вмешательство учителя, при этом нарушается единство

рассказа, в нем появляются перебои, повторы, паузы и т.д. Устный пересказ

отдаляет учащихся от образца и мешает выполнению работы, поэтому не всегда

Редактирование собственного текста – важный этап работы над изложением. Оно

написания изложений, то дети пишут одновариантный текст. По сложившейся у

нас традиции многие учителя относятся отрицательно к черновику. Работа без

предложений, обращается внимание на частые повторения в тексте одних и тех же

Классификация изложений:

- по цели проведения (обучающие и контрольные);

- по характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);

выборочные, творческие, с элементами сочинения)

В методических пособиях выделяются и другие основания классификации,

потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию

связной речи обучающихся. Таких оснований два:

-способ восприятия текста ( исходный текст воспринимается на слух, зрительно

или на слух и зрительно);

-характер его воспроизведения (изложения подробные, выборочные, сжатые, с

Для написания изложения отбираются тексты, различные по жанру

деловая статья), но соответствующие определённым требованиям:

Произведения или отрывки должны быть образцовыми по языку.

Для изложения нужно использовать высокоидейные тексты, отражающие

героические страницы жизни народа, картины родной природы, науки и

техники, чтобы расширять познавательный опыт учащихся, формировать их

Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим

количеством действующих лиц.

Тексты нужно давать доступные и интересные детям, не перегруженные

Объем текста для изложения не должен быть большим.

Методика работы над подробным изложением

представление об изложении как о письменном пересказе теста. Он позволяет

закрепить в памяти

содержание прочитанного во всех его деталях и связях,

усвоить логику образца, его языковых средств. Целью таких изложений является

формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим

частям ( по плану), полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему,

использовать различные синтаксические конструкции, правильно пользоваться

способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм

передать содержание. На таких уроках рекомендуется использовать текстовые и

иллюстративные опоры. Только затем учить детей включать в пересказ элементы

описания (картины природы, внешности людей, описания предметов); работать по

готовому плану (данному учителем), по коллективно составленному плану и,

наконец, по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над сжатым изложением

Задача сжатого изложения – передать главное (существенное) из воспринятого

текста при помощи языковых средств обобщенной направленности, опуская

При обучении написанию сжатого изложения подготовительная работа может

осуществляться следующим образом:

1. Чтение текста учителем (либо самостоятельное чтение учениками, если текст

записан на доске или распечатан на отдельных листах).

2. Ответы на вопросы по содержанию текста.

3. Краткая передача содержания текста.

4. Деление текста на части. Составление плана.

количества предложений и опорных слов для их написания.

6. Повторный сжатый устный пересказ текста по плану. (Этот шаг особенно

необходим на начальных этапах обучения написанию сжатых изложений или в

классах с низким уровнем речевого развития учащихся).

После указанной подготовительной работы учащиеся самостоятельно производят

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 с. Ковалёвского

муниципального образования Новокубанский район

Обобщение передового педагогического опыта

учителя начальных классов МОБУСОШ №15 села Ковалёвского

Глазковой Тамары Алексеевны

Литературный обзор состояния вопроса……………………………. 3-8

История темы педагогического опыта в педагогике…………. 3-6

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении …………………………………….7

Основные понятия, термины в описании педагогического

Актуальность педагогического опыта………………………………….10

3.1 Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования

представляемого педагогического опыта…………………………..11-13

3.2 Описание основных методов и методик, используемых в ,

представленном педагогическом опыте……………………… 14-16

Научность в представленном педагогическом опыте………………17

Новизна (инновационность) представляемого

Технологичность представляемого педагогического опыта………21

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………22-23

Литературный обзор состояния вопроса

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике.

Трудно переоценить значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства развития, воспитания, образования, как средства установления межличностного и группового контакта, средства воздействия и влияния друг на друга.

Во-первых, речь – показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора, позволяющая ему свободно общаться с окружающими людьми. От того, насколько точно, четко, лаконично и целесообразно в соответствии с конкретной речевой ситуацией ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения.

Во-вторых, с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь быстро ориентироваться, выбирать главное, основное в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает в таких условиях насущной необходимостью.

Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно.

Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: ученик пересказывает прочитанное, выученное дома, пересказывает задания к упражнениям, содержание задачи на уроках математики, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

В. И. Яковлева под пересказом понимает "вид деятельности, при котором проявляется деятельность сил ребенка - памяти, воображения, логического мышления, что ведет к развитию этих сил" .

Письменные пересказы принято называть изложениями.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.

Виды изложений

В методике существует несколько классификаций изложений (М.Р.Львов, М.С.Соловейчик, И.Д.Морозова, Д.А.Хаустова) по различным основаниям. Результаты анализа этих классификаций можно представить в таблице 1:

По цели проведения

По характеру текстового материала

По способу содержания

полные или подробные

близкие к тексту

с элементами сочинения

По способу передачи исходного текста

По характеру содержания

По объёму текста

рассчитанные на весь урок

По способу восприятия текста

воспринятые на слух

воспринятые на слух и зрительно

Изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируется и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.

В начальных классах проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.

В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Все это развивает детей умственно.

Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, точно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым. По мнению М.Р. Львова, сжатый пересказ - необходимая ступень развития связной речи.

При работе над выборочным изложением от ученика требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом.

Каждому виду изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений. Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. Остановимся подробнее, на рассмотрении методики работы над сжатым изложением.

1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

Исследование проводилось в течение трёх лет (с 2014 по 2017 г.) в начальных классах МОБУСОШ №15 села Ковалёвского.

Первый этап (2014−2015 гг.) − изучение специальной литературы по теме, выделение исходных теоретических положений, определение цели и задач исследования, наблюдение за учебным процессом,

Второй этап (2015−2016 гг.) − подготовка и проведение констатирующего эксперимента, проведение обучающего эксперимента, внедрение системы упражнений, использование отобранного дидактического материала, проведение контрольного эксперимента.

Третий этап (2016−2017 гг.) − обработка и анализ результатов исследования, оформление опыта работы.

Читайте также: