Недостатки школы с точки зрения эксплуатации

Обновлено: 07.07.2024

Знали ли вы, что в Италии родители обязаны обеспечивать детей до тех пор, пока те не обретут полную финансовую самостоятельность? Поэтому в Европе родители могут содержать детей хоть до 60 лет. Впрочем, и у нас немало пробелов, которые превращают детей в вечных инфантильных школьников и отбивают у них все желание учиться и работать.

Знали ли вы, что в Италии родители обязаны обеспечивать детей до тех пор, пока те не обретут полную финансовую самостоятельность? Подрастающее поколение вполне довольно таким порядком вещей, ведь учиться в Европе можно хоть до 60 лет, зависая пятилетками на одном курсе или получая третье высшее образование.

Впрочем, далеко за примером ходить не обязательно – в российской образовательной системе также немало пробелов, которые превращают детей в вечных инфантильных школьников и отбивают у них все желание учиться и работать.

Балльная система оценки

Строгая программа

Если при изучении точных наук это еще допустимо, то вот гуманитарные предметы при таком подходе изучаются гораздо хуже. Школьникам просто не дают шанса высказать свое мнение или подискутировать на различные темы.

Одинаковый набор предметов

Как часто в повседневной жизни врач вычисляет косинус угла, продавец делает синтаксический разбор предложения, а программист ищет созвездие Лебедя на ночном небе? Уж точно не каждый день, однако, по мнению составителей учебной программы, эти и другие знания должны пригодиться каждому ребенку. Вот и проклинают технари литературу, а гуманитарии – формулы. Определившись в старших классах с профессией и необходимыми для ее освоения предметами, школьники вынуждены тратить время на изучение ненужных предметов.

Отсутствие профориентационной практики

Минимум творчества

Сделать упражнение, выучить параграф, решить задачу – от стандартного обучения веет тоской и обыденностью. Крайне редко преподаватели задают подготовить доклады или рефераты, да и для них темы и список литературы оговариваются заранее.

Про стенгазеты, исследования, проекты и видеопрезентации в большинстве школ забывают. А ведь интересной может быть не только подача материала, но и домашняя работа, выполненная школьником.

Каждый сам за себя

Кем бы ни решил стать школьник, ему в любом случае придется работать с людьми. Даже легендарный одиночка – путешественник и телеведущий Беар Гриллс – прибегает к услугам оператора, что уж говорить про рядовых юристов и экономистов?

Умение работать в команде, столь необходимое в зрелой жизни, увы, абсолютно не прививается в школе. Каждый самостоятельно делает свои задания, пишет контрольные и отвечает у доски. Разумеется, некоторые школы практикуют шефскую помощь, но полноценной командной работой это назвать нельзя. А ведь объединяться в группы и совместно добиваться цели можно не только на уроке физкультуры.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проблемы обеспечения безопасности образовательных учреждений .

В большинстве российских школ обеспечен доступ в Интернет со скоростью 128 Кб/с, однако в проекте доклада подчеркивается, что этого недостаточно.

По данным мониторинга, среднее значение доли школ, в которых хотя бы один компьютер подключен в широкополосному Интернету со скоростью не менее 2 Мб/с составляет 11%. Только в 8 субъектах Российской Федерации преодолен 20% барьер подключения школ к такому Интернету. Вместе с тем, Интернет является средством эффективного обучения, в том числе безопасности жизнедеятельности, он в числе прочего обеспечивает доступ к интернет-ресурсам МЧС, разработанным для детей и юношества.

Российской Федерации на постоянной основе. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что данный раздел проекта доклада не подкреплен конкретными количественными данными.

На 2011 год в рамках реализации этой инициативы среди приоритетных направлений работы выделены:

капитальный ремонт образовательных учреждений, снижение количества ветхих и аварийных зданий,

обеспечение безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций.

Среди проблем в сфере принятия мер по обеспечению безопасности образовательных учреждений следует подчеркнуть, что во вновь принимаемых нормативно-правовых актах в сфере образования не всегда в полной мере отражены вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, в феврале 2011 года Правительством России утверждена новая Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Программой предусматривается формирование у обучающихся культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся. Вместе с тем необходимо отметить, что вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений не выделены в числе отдельной задачи программы или индикаторов реализации программы.

Кроме того, законопроект содержит требование к органам государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления по ежегодной публикации данных по соответствию общеобразовательных учреждений требованиям охраны здоровья обучающихся. Представляется важным, чтобы ежегодные отчеты включали и информацию о безопасности образовательных учреждений.

Программы развития большинства вузов включают такие направления, как подготовка кадров и проведение исследований, выполнение научных разработок в сфере обеспечения безопасности производства, природопользования, жизнедеятельности человека.

Вместе с тем следует отметить, что далеко не все вузы включают в свои программы развития разделы и целевые индикаторы по обеспечению собственной безопасности. Можно привести лишь отдельные примеры. Так, в программе развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина на 2010-2020 годы42 предусмотрено обеспечение комфортных и безопасных условий для обучения, проживания, реализации научно-исследовательского и инновационного процесса. В качестве целевого показателя эффективности деятельности университета по этому направлению университетом принят интегральный коэффициент удовлетворенности сотрудников уровнем комфорта и безопасности условий деятельности, который к 2017 году должен составить 90%.

Представляется важным, чтобы вузы разрабатывали программы обеспечения безопасности на своих территориях. Публикация информации об обеспечении безопасности в вузах могла бы сыграть позитивную роль и в сфере привлечения иностранных студентов и специалистов в российские образовательные учреждения.

СодержаниеШкола, в которой мало детейНедостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общенияИнформация к размышлению для родителейМаленькие классы — интенсивные урокиСемейная атмосфераБезопасность ребенкаБольше времени с родителямиПолезные особенности обученияРежим дняВзвешивая плюсы и минусы

Какая школа считается малокомплектной? Стоит ли поддерживать существование таких школ? Справляются ли они со своей основной задачей — качественным образованием своих немногочисленных учащихся? MedAboutMe постарается разобраться в этом сложном и важном вопросе. Приглашаем присоединиться к разговору.

Школа, в которой мало детей

Как правило, такие учебные заведения функционируют в сельских районах, причем достаточно отдаленных. Потому что, если поблизости есть другой населенный пункт с более укомплектованной школой, меньшую стремятся закрыть, учеников перевести в большую школу. Организация школьного транспорта обходится дешевле, чем содержание отдельного учебного заведения.

Идет ли это на пользу детям? И вообще, стоит ли беспокоиться о существовании маленьких школ, работающих для нескольких ребятишек?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя даже с точки зрения одной лишь экономики. С одной стороны, обучение ребенка в малочисленном учебном заведении обходится в несколько раз дороже, чем в обычной средней школе. С другой стороны, если не будет таких вот школ, небольшие деревни могут совсем опустеть, потому что трудоспособные родители еще сильнее будут стремиться уехать в большие города, где больше возможностей не только для трудоустройства, но и для выбора учебного заведения для образования ребенка. Сохранение сельских школ — один из факторов, имеющих значение для возрождения села.

В соседней Финляндии о малочисленных школах очень заботятся. Существуют специальные правительственные программы, направленные на сохранение и развитие таких учебных заведений. Их не закрывают, даже если остается только один ученик.

Недостатки обучения в малочисленной школе: нехватка ресурсов и общения

Начнем, по традиции, с материальных трудностей, которые испытывают практически все небольшие школы.

Поскольку обучение каждого ученика обходится дороже, средств не хватает. В том числе и на зарплаты учителям. При этом нагрузка на преподавателя значительно возрастает: практически все учителя ведут по несколько предметов, попутно исполняя обязанности завхоза, библиотекаря, и т. д. Чтобы в таких условиях честно и с полной отдачей работать, нужно быть большим энтузиастом и самоотверженным человеком. Понятно, что на все школы — а их в России около 3 тысяч, — хороших учителей не хватает.

Нередко в здании малочисленной школы недостаточно кабинетов, нет спортивного и/или актового залов, да и сама постройка может нуждаться в серьезной реконструкции, на которую вечно не хватает средств.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Обращались уже и к главе района, и к депутатам, но денег на реконструкцию как не было, так и нет.

Но материальные проблемы — не единственная трудность. Малочисленность может негативно влиять на качество обучения: например, не все формы коллективной работы над материалом могут быть доступны. В малочисленных классах без одного/нескольких лидеров снижается мотивация у учеников, что негативно влияет на эффективность обучения.

Имеет также значение более низкий уровень образованности всего окружения, включая родителей.

Информация к размышлению для родителей

Специалисты считают, что при всех имеющихся недостатках, малочисленная школа имеет много положительных качеств. Расположить их в порядке возрастания/убывания важности не представляется возможным, поэтому представим их простым списком.

Маленькие классы — интенсивные уроки

В городской школе нередко классы оказываются переполненными. Учителю приходится делить свое внимание между 35-38 учениками. И таких классов у преподавателя несколько.

В небольшой школе в классе может быть от 2 до 10-15 учеников, и никаких параллелей. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников.

У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям.

Директор школы с. Барабка Маргарита Соловьева:

Такого внимания, как наши ученики, не получают дети в городских школах с классами по 30 человек. У нас на уроках не получится отсидеться, уткнувшись в телефон — дети все время при деле, вовлечены в процесс.

В маленьких населенных пунктах все друг друга знают. Учитель в курсе всего, происходящего в деревне: кто с кем подрался, кто в кого влюбился, у кого мать заболела и пришлось вместо уроков помогать по хозяйству. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.

Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят.

В небольших школах значительно реже дети сталкиваются с буллингом, травлей.

Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до учебного заведения. Городской ребенок подвергается гораздо большей опасности даже при переходе оживленных улиц.

В деревне, в небольшом городке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут. Да и структура преступности на селе иная, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.

Больше времени с родителями

Порой родители стремятся переехать в город, чтобы сделать семью счастливее. Но на деле это оборачивается совсем иным.

Родителям приходится гораздо больше работать, чтобы обеспечить возросшие потребности семьи. Нередко — работать далеко и подолгу. В результате дети большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один с городской жизнью и городскими соблазнами и опасностями.

Это не способствует укреплению семьи и отношений между поколениями.

Полезные особенности обучения

В малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух классов: у 1 и 2, у 3 и 5 и т. д.

Это позволяет старшим повторить уже пройденный материал, а младшим дает представление о том, что они будут изучать в следующих классах. Старшие могут помогать младшим усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденное. Лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим.

Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.

Обучение в сельской школе более практическое, если можно так сказать. Урок природоведения, зоологии и ботаники может происходить в ближайшем лесу, например, на поле, в саду или на ферме. Занятия физкультурой проводятся летом — на улице, зимой — на самой настоящей лыжне за околицей. А об уроках труда можно вообще не говорить: о труде ребятишки имеют далеко не умозрительное понятие.

Родители, выбирающие для детей престижную школу и готовые каждый день возить в нее детей через половину большого города, нередко забывают, что тем самым вносят в жизнь ребенка дополнительные негативные факторы. Один из них — потеря времени, проведенного в пути. Утром это означает потерю времени сна, днем — времени для игр, прогулок. И одновременно долгая дорога увеличивает риски, связанные с транспортом и ДТП.

Взвешивая плюсы и минусы

Конечно, никто не станет убеждать в том, что маленькая школа на полтора десятка учеников, расположенная в глуши на задворках цивилизации — абсолютная ценность, а сельское образование — безусловное благо. Это не так, и не стоит кривить душой.

Но не так уж плохо учат детей в небольших сельских школах. Немодно одетая учительница способна учить ребенка русскому языку, математике, географии, физике качественно и успешно — хотя бы потому, что у нее есть возможность работать с каждым индивидуально.

Интернет есть практически везде, соответственно, доступ к информации неограниченный. При желании ребенок может получать весьма качественное образование, потому что сама по себе городская школа не дает гарантий качества обучения.

Если родители обдумывают вопрос переезда в большой город ради обучения детей, им стоит как следует взвесить все плюсы и минусы этого шага. Однозначного ответа нет и быть не может.

Комментарий экспертаЩербакова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук

В России до сих пор много малокомплектных школ — около 3000. Это часть государственной системы образования, и недооценивать роль таких учебных заведений нельзя. Именно в таких школах получают образование те, кто пополнит ряды тружеников сельскохозяйственного производства, окажет влияние на развитие села, уровень его культуры, а в конечном итоге — и на его сохранение.

Массовая ликвидация сельских школ началась в 90-е годы прошлого века, и процесс все еще продолжается. Позитивной эту тенденцию назвать нельзя. Практика укрупнения сельских учебных заведений, начавшаяся еще в ХХ веке, привела к усилению миграции сельских жителей, опустению деревень и, в конечном итоге, падению сельскохозяйственного производства.

Легко понять, что проблемы, с которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, выходят за рамки вопроса сохранения одного из типов учебных заведений, и становятся проблемой общенациональной, тесно связанной с перспективами развития России.

Сельская школа должна стать носителем культуры, источником современных знаний для тех, кому предстоит жить и работать в сфере сельского хозяйства, формировать новую идеологию — идеологию качественной жизни вдалеке от мегаполисов.

Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

6f1b4ba1979c614eccd6f090659a5967.jpg

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

9570b5376370c8f2c8857812b87fdf9a.jpg

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

5f656c4c4f6a770cf4d2021d723a6fdf.jpg

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

5d447c1e5c46218e0f2901381ce9cb2c.jpg

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

cdb4566cc2c3b5222651fe0bdac2851c.jpg

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

87aa614ce2ccadbff30708d4cc48fc68.jpg

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.

257460c66d17af496495e6a6f1c10aef.jpg

Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

57f721f762b80d99eab3a6616f5e6cab.jpg

4d0bf7bfba7b4e9596fc7746f52e73f6.jpg

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

76bb8b66fc910dcf82494528833e4b22.jpg

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

9a2f7130f1e3cde7a44c657969493e0b.jpg

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

Читайте также: