Неделя олонхо в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Борисова Раиса Николаевна
Должность: учитель якутского языка как государственного
Учебное заведение: Муниципальное образовательное бюджетное учреждение Мархинская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Авторская программа "В мире Олонхо" .
Раздел: среднее образование

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

на 2015-2016 учебный год.

Автор Борисова Раиса Николаевна

Учитель якутского языка как государственного,

на 2016 – 2017учебный год (первого года обучения).
№ уроков Основные разделы всего Практич. часть Теоретич. часть ,
Знакомство. Беседа по технике

безопасности. (
ТБ, ПДД, ПБ
)

Фольклор – основа культуры всех народов

Хомус.
- Их истории варганной музыки  Что такое хомус?  Хомус как музыкальный инструмент многих народов мира.  Музей варганной музыки мирового , , ,
масштаба в городе Якутске. Кузнецы – мастера хомуса. Хомусисты импровизаторы. Игра на хомусе.  Способы фиксирования хомуса.  Прием удара по язычку.  Движение губ.  Изменение звука.  Виды игры на хомусе.  Традиционная умеренная игра.  Имитационный стиль.  Импровизационная игра.  Разновидности ударов.  Разговор с помощью хомуса.
Обрядовый танец осуохай.
- Поклонение божествам Айыы.  Хороводный танец.  Древний танец. - Этапы танца.  Начало –обращение.  Путь – упругость, четкость, динамичность.  Очищение, сплоченность, единение. - Исполнение танца осуохай. Итого
Учебно –тематический план

по ступени «Олонхо как

особенности

героического

эпоса – олонхо:

характеристика

олонхо.
- Злые духи – абасы. - богатыри Айыы. - Образы женщин.
Календарные обряды.

-
Система календарныхпредставлений. - Календарный обрядовый цикл у якутов  Май обряд очищения  Июнь – обряд развешивания салама.
Репетиции
(индивидуальные, подготовка к концертным номерам) Итого:

Учебно-тематический план

Известные олонхосуты - импровизаторы.

навыки
игры на хомусе и чтении скороговорки. Способы фиксирования, виды ударов. Извлечение основного звука. Простейшие приемы дыхания.
О танце осуохай .
Хороводный танец. Обрядовый танец. Виды движений в танце осуохай. Древний танец. Философский смысл танца- круг-символ солнца. Круговорот жизни, бесконечность, продолжительность, ядро жизни. Этапы танца: Начало –обращение; путь- упругость, четкость, динамичность; вознесение –смысл, суть танца заключается именно в вознесении, что в прошлом у якутов означало приближение к божествам; очищение; коллективный характер моления танца осуохай отражает религиозную, космологическую, философскую мысль народа; сплоченность, единение.
Тренировка,

навыков
. На занятиях по развитию голосового аппарата используются развивающие голосовые игры, скороговорки, артикуляционная и дыхательная гимнастика.
2 ступень.
Ознакомление.
Учащиеся второй ступени знакомятся героическим эпосом олонхо, с его основными композициями: - рождения сына;- начало богатырских приключений; - финал олонхо.
Продолжение

навыков.
Прослушивание музыки, жанров фольклора и олонхо. Беседа и знакомство с героическим эпосом олонхо, с его своеобразной композицией. Знакомится с манерой исполнения олонхо. Используя приемы и мелодии народной песни повторить чтения скороговорки, пении тойук и попытаться импровизировать.
Участие

конкурсах.
Усложняется репертуар за счет введения новых приемов игры на хомусе, пении тойук и танца осуохай.. 3 ступень. Обучения достигается исполнение репертуара повышенной сложности. Большое внимание уделяется на практические выполнения традиционных обрядов. Система календарных представлений, т.е. календарный обрядовый цикл якутов. Особое внимание следует обратить на текст олонхо, т.е на систему символов олонхо: жест и мимика в портретной характеристике персонажей олонхо, традиционная встреча гостей как комплекс церемониальных жестов, древняя форма почтения и умилостивления. Повторяются и усложняются виды движений в танце осуохай, пении тойук. Олонхосуты – импровизаторы. Поэтические приемы, манеры исполнения олонхо. Импровизация в жанрах фольклора. Следует отметить, что данный этап включает в себя разнообразные виды и формы организации работы: подготовка и проведение фольклорных праздников, тематических вечеров, концертов, конкурсов и викторин.
Содержание занятий

1 года обучения.

тема
Содержание Виды деятельности УУД
1

Фольклор – основа культуры всех народов мира.

Жанры якутского фольклора.
1.
Фольклор –

всех народов

мира.
Фольклор – часть духовной культуры, основа мировой литературы. – А.Е.Кулаковский, А.И.Софронов, П . А . О й у н с к и й – о с н о в а т е л и я к у т с к о й л и т е р а т у р ы , в и д н ы е деятели культуры - я в л я ю т с я б о л ь ш и м и з н а т о к а м и я к у т с к о г о фольклора. А.С.Пушкин – великий русский поэт создал свои великие произведения на основе русского фольклора. Лекции. Диспут. Просмотр картин, книжных изданий. Словарная работа. Портреты основателей якутской культуры, Пушкина. Знакомятся с основой культуры народов мира. Умение давать определения слову - фольклор. Умение работать в коллективе. Умение слушать и сравнивать. Приобретение
1.1
Жанры

божествам
Айыы. –
Этапы
- Древний танец. Философский смысл танца – круг – символ солнца, к р у г о в о р о т ж и з н и , бесконечность, продолжительность, ядро жизни. Композиционный строй Лекция. Беседа. Смотр видеоматериалов. Практические занятия: манера пения, ритмы о с у о х а й , д а р импровизатора. Практические занятия. Умение работать в коллективе. Знакомятся с манерой пения Осуохой. Попытка передать характерные черты якутского танца Осуохай. Знание
4.3
танца:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Олоҥхо диэн айыы бухатыырдара, күн сирин кѳмүскээн, абааһы бухатыырдарын утар.

Олоҥхо диэн айыы бухатыырдара, күн сирин кѳмүскээн, абааһы бухатыырдарын утары геройдуу охсуһууларын кѳрдѳрѳр айымньы. Олоҥхоҕо саха тылын саамай кэрэтэ, ууһа-урана барыта этиллэр.

Үс былас холобурдаах Үѳкэл-биэкэл ѳрбѳгѳр ѳттүктээх, Биэс былас холобурдаах Б.

Үс былас холобурдаах Үѳкэл-биэкэл ѳрбѳгѳр ѳттүктээх, Биэс былас холобурдаах Биэкэйэр бииллээх, Алта былас холобурдаах Аманаат дараҕар сарыннаах, Үѳһэ ѳттѳ Үҥүү-батас курдук, Аллара ѳттѳ Атара арбыйа курдук, Быыра ох курдук Быһыы-таһаа быакаллыбыт, Үтүѳ киһи Үс күлэр ѳргѳстѳѳҕѳ Бу буолан үѳскээбит эбит.

Түҥнэритэ холоруктуур Түѳрт түѳрэм таас туйахтаах, Уотунан охсуһа оонньуур, О.

Түҥнэритэ холоруктуур Түѳрт түѳрэм таас туйахтаах, Уотунан охсуһа оонньуур, Оҥочо куйаар кутуруктаах, Үс былас үѳрбэ чаҕаан кѳҕүллээх, Сэттэ былас тибиилээх хара сиэллээх Тоҥус киһи туут маһын Туруору туппут курдук Дуллу кѳмүс кулгаахтаах, Күлүмэх күүстээх Күн Дьѳһѳгѳй оҕото Дьэлтэччи кѳрѳн Дьэргэйэ оонньуу турар эбит…

Айгыр – силик Аан ийэ дойдум! Арҕаһыттан тэһииннээх Айыым аймахтара, Чэгиэн э.

Айгыр – силик Аан ийэ дойдум! Арҕаһыттан тэһииннээх Айыым аймахтара, Чэгиэн эт сэймэктэһэ, Уһун уҥуох урусхаллаһа Барар күнүм буолла. Эрэйбин ситэн Эргиллэн кэлиэхпэр диэри Аан дойдум ньуура алдьамматын, Оттубут уотум умуллубатын, Кѳмүс уйам үрэллибэтин, Быдан хонуктарга Бырастыы буоллун!

Үс дойду үрдүнэн Үѳрүү буолла, Бар-дьон үрдүнэн Махтаат буолла, Үтүѳ киһи аат.

Үс дойду үрдүнэн Үѳрүү буолла, Бар-дьон үрдүнэн Махтаат буолла, Үтүѳ киһи аата Үс үйэ тухары Үѳтүллэ турар буолла

Кырдьаҕастан алгыһын, эдэртэн эйэтин ылан биир бэйэҕит биэс буолуҥ, саха буол.

Кырдьаҕастан алгыһын, эдэртэн эйэтин ылан биир бэйэҕит биэс буолуҥ, саха буолан сандаарыҥ, киһи буолан килбэйиҥ!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 206 человек из 53 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 155 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.02.2017 1942
  • PPTX 12.3 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Седалищева Светлана Гаврильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Жизнь постоянно актуализирует и обогащает понятие “качество образования”. В 2006 году началась активная реализация национального проекта “Образование”, основная цель которого “не только утвердить самоценность образования, но и существенно повысить качество жизни граждан России”. Определяя идеи подхода к понятию “качество начального общего образования”, следует отметить, что образование – есть некая мера достижения целей, поставленных школой, учителем, учеником.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В свою очередь, успешность личностного развития обеспечивается формированием качеств личности.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Современные задачи воспитания, заставляют по-новому взглянуть на цель, Содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся. Наиболее важным в наши дни представляется рассмотрение средств и подходов этнопедагогики, несущих идею самореализующейся творческой личности и дающих знание о способах приобщения к самостоятельной творческой деятельности.

У подавляющего большинства родителей наблюдается ярко выраженное положительное отношение к этническим традициям. Они считают, что этнические традиции формируют качественные отношения к своей культуре, учат уважительному отношению к традициям, признают индивидуальность детей иной национальности, одобряют интересы, поддерживают дружеские отношения.

Безусловно, многое изменилось с тех пор, когда на древней земле Олонхо не было ни дорог, ни электричества, ни компьютеров. Современные семьи (особенно городские) не носят воду в свои дома, не заготавливают лёд, не колют дрова. Изменились приоритеты физического, трудового воспитания. Одно остаётся неизменным-нравственность, духовность. Как и в древности, мы склоняем голову перед традициями и обычаями воспитания, которые познали наши далёкие предки, и стараемся передать это новому поколению.

Не секрет, сегодня дети мало читают, у них другие игры, увлечения, но души их открыты для добра. Моим ученикам нравятся занятия, посвященные народным говорам, диалектам, устному народному творчеству, они искренни, восприимчивы к хорошему.

Я вижу, как детям радостно и интересно участвовать на уроках..

Они легко воспринимают далекое, но родное, которое как будто оживает в укромных уголках их души. Поют колыбельные песенки, и интонация в них та, напевная, старинная. С удовольствием играют в народные игры, разыгрывают сценки. Дети легко и плавно произносят непривычные их уху слова, выражения, загадки, пословицы, скороговорки, интересно рассуждают, делают догадки о происхождении слов, их смысловом значении .

Этнопедагогический подход в воспитании заключается не только в использовании преподавателем средств и подходов народной педагогики, но в осмыслении им главных целей и ценностей этнического воспитания. Народная педагогика – это педагогика, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства.

Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать без этнопедагогики. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В ней сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Создание подлинно национальной школы – русской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой – возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Огромное значение для изучения, освоения, исследования и применения традиционной культуры воспитания имеет этнопедагогический анализ обыденной информации, а также произведений литературы, живописи, киноискусства, музыки и др. Сердцевиной этнопедагогики, ее душой является любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине… .

  • ввести детей в мир народного языка;
  • увлечь ребят напевностью и красотой якутского фольклора;
  • расширить словарный запас учеников;
  • воспитывать уважение к истории родного языка.

Ход занятия

Учитель: Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем не только читать, размышлять о красоте якутского фольклора, но и петь, играть в народные игры, разгадывать загадки, слушать народную речь.
“Путешествие в страну Олонхо – так звучит тема нашего занятия.
Ребята, какие вы знаете якутские сказки, загадки, пословицы? А ещё якутские дети любили слушать олонхо.
Кто знает, что такое олонхо?
Кто желает вместе со мной в путешествие в страну Олонхо?

Работа с эпиграфом.

Учитель: Ребята! Мы не раз с вами восхищались красотой и богатством родного языка. Родному языку адресовано немало прекрасных слов. Давайте прочитаем некоторые из них и поразмышляем.
“Олонхо – неиссякаемый родник народной мудрости”
– Как вы понимаете эти строки? Запишите высказывание в свою тетрадь.

Прогулки по якутской деревне

Мать: Дочка, скоро гости придут. Где наш чороон с кумысом?

Дочка (выбегает с чорооном в руках): А вот и я.

Мать: Чороон, чороон, спой нам песенку!

Дети ( поют ) : “Толору кымыстаах чороону котоон” (поднимаю чороон с кумысом) .

Мать: Дочка, надо бы принарядиться.

Дочка: А вот и я. Надевает национальный костюм

Мать: загадай ребятам загадки.

Дочка загадывает якутские загадки. Ребята отгадывают их.

Учитель: Ребята! Я приглашаю вас удивиться красоте и хитрости загадки. Как рождается загадка? Что лежит в ее основе?

Дети: Наблюдательность, меткое слово, народный юмор.

Учитель: А как родились эти загадки? Загадка, пословица – это малый жанр устного народного творчества. А какие малые жанры вы еще знаете?

– Вы их найдете в книгах об устном народном творчестве.

Презентация книг (национальные игры, песенки, олонхо для детей).

Учитель: Вот эти книги – неиссякаемый родник народной мудрости. Берите их чаще в руки, читайте. Засиделись мы, давайте-ка погуляем по улице и заглянем еще в одно оконце. Мы увидим героический поступок богатырей.

По страницам книг

Учитель: Послушайте фрагмент из олонхо. Вслушайтесь в речь детей. Запомните слова, которые звучат не так, как вы привыкли.

Учитель: Если убрать народные слова, что произойдет? Сказ потеряет свою прелесть, тогда уже назвать его сказом будет нельзя.

Словарная работа

Учитель: Кто герой этого эпоса, о чем говорится? Послушайте народную речь. Какие слова вам понятны, но не привычны? Какие не понятны?

Дети: Олонхо бытовало в народе во множестве вариантов. В прошлом в каждом наслеге и улусе были свои сказители-олонхосуты, каждый из них обладал богатым репертуаром. До революции дети с 5–7 лет знали олонхо достаточно большого объема, впитывая богатство и красоту родного языка “с молоком матери”. Согласно якутской мифологии первым создателем и исполнителем олонхо был мудрец Сээркээн Сэсэн.

Наиболее популярные якутские олонхо, такие как, “Юрюнг Уолан”, “Эр-Соготох”, “Строптивый Кулун Куллустуур”, “Могучий Эр Соготох”, “Кыыс Дэбилийэ” и др., переведены на русский и другие языки народов мира, тем самым стали достоянием мировой культуры, свидетельствуя о широком интересе к якутскому эпосу.

Учитель: Самое любимое олонхо – “Нюргун Боотур Стремительный”, мы сегодня познакомимся с этим олонхо.

Учитель: Художественная литература и устное народное творчество хранят для потомков народную речь, жизнь, текущую по обрядам, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Как вы понимаете “почитание отцов и дедов”?

Итоговая часть урока

Учитель: Что нового узнали? Было ли вам интересно? Кто уже читал или слышал об олонхо? Кто вам понравился из героев и почему?

Выслушиваются ответы детей.

Закрепление

Учитель: Что такое олонхо? Кто исполняет олонхо? Чему учат олонхо? Как вы думаете, персонажи олонхо схожи с персонажами современных мультфильмов? Где жили Нюргун и Айтал-Куо? Почему родители отправили их в Серединную Землю? Как представляли якуты мир?

– Прочитайте высказывание: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа”.

Учитель: Сегодня Олонхо лучшее произведение якутского фольклора, историческое живописание народов саха, национальное достояние народа.
В 2005 г. Юнеско объявило “Олонхо одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества”.
Ребята, всем спасибо! Вы все очень хорошо участвовали, надеюсь, вы очень многое узнали.

Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа саха; выявление и описание символов родной культуры, содержащихся в эпическом наследии - олонхо.Цель программы: Привитие ребенку духовно – нравственной культуры через усвоение ценностей родной культуры, содержащейся в эпическом наследии - олонхо.

Задачи программы:

· Знакомство с культурой якутского народа.

· Обучение учащихся исполнительским навыкам якутского народного пения, игры на хомусе, чтении скороговорки, исполнении олонхо и танца осуохай;

· Обучение практическому выполнению народных обрядов;

· Воспитание любви и уважения к истории родного края, традициям народа.

· Дать каждому возможность развития творческой деятельности и роста духовной культуры;

· Развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазии и воображение через эпос олонхо;

Предложенная программа является вариативной, разноуровневой, то есть, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

В программе используется технология развивающего обучения:

  • Постепенное усложнение материала;
  • Оптимальный темп;
  • Личностно-ориентированный подход.

Программе имеется научно-теоретическое обоснование, имеет цели и задачи, план воспитательной работы, план работы с родителями, ожидаемый результат и список исползованных литератур.

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

Объединяет детей первого года обучения, на этой ступени работа ведется по 3 направлениям:

  • Знакомство с жанрами якутского фольклора.
  • Знакомство с музыкальным инструментом – Хомус.
  • Обрядовый танец – осуохай.
  • Жанровые особенности героического эпоса – олонхо.
  • Сюжеты олонхо.
  • Повышение исполнительского мастерства по жанрам фольклора.

Работа ведется по 3 направлениям:

  • Олонхосуты – импровизаторы;
  • Традиционные обряды якутов;
  • Совершенствование исполнительского мастерства.
ВложениеРазмер
Авторская программ для педагогам дополнительного образования, а также для классных руководителей. 210 КБ
programma.doc 210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Мархинская средняя образовательная школа №2

ДИРЕКТОР Хачиров С.В. зам. директора УВР Борисова М.А.

на 2015-2016 учебный год.

Автор Борисова Раиса Николаевна

Учитель якутского языка как государственного,

В наше время, когда якутский эпос олонхо призван шедевром мирового масштаба, естественно, повышается высокий интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству и в культуре в целом.

В связи с этим для нас, педагогов дополнительного образования направление – якутский фольклор, главным принципом воспитания является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа через популяризацию героического эпоса – олонхо.

Олонхо стало основой этой программы, как своеобразная система воспитания подрастающего поколения.

Программа направлена на то, чтобы дать детям широкий круг представлений, знаний и умений в области материальной и духовной культуры народа саха; выявление и описание символов родной культуры, содержащихся в эпическом наследии - олонхо.

Эпический символ – один из видов информационных знаков, порожденных мышлением древнего человека, который можно описать, объяснить и расшифровать. Олонхо отражает образную картину мира, обрядовые комплексы и ритуалы архаического типа. Для него характерно богатство изобразительных средств, определяющих специфику его поэтики. Олонхо, как крупный жанр якутского фольклора, содержит сложную разнообразную систему символов, воплощающих своеобразие и богатство духовной культуры народа Саха. Система символов в олонхо - многовековое наследие, заключающее в себе многоуровневую, многословную информацию о среде обитания, образе жизни, мировоззрении, психологии, стиле поведения древнего человека, сложившемся этикете эпического социума, в целом об этике и эстетике предков народа Саха.

Эпические символы – это часть человеческого мышления, поэтому несомненно расширяет наши представления об эпическом наследии, это будет способствовать к тому, что молодое поколение не только заинтересовалась богатыми традициями родной культуры, оставленной ему нашими предками, но и с ранних лет приобщалось к ним, становясь подлинным носителем национальной культуры.

Программа интересна тем, что главным средством воспитания здесь представлен эпос-олонхо – как энциклопедия, содержащая и обобщающая жизненный опыт народа.

Цель программы: Привитие ребенку духовно – нравственной культуры через усвоение ценностей родной культуры, содержащейся в эпическом наследии - олонхо.

  • Знакомство с культурой якутского народа.
  • Обучение учащихся исполнительским навыкам якутского народного пения, игры на хомусе, чтении скороговорки, исполнении олонхо и танца осуохай;
  • Обучение практическому выполнению народных обрядов;
  • Воспитание любви и уважения к истории родного края, традициям народа.
  • Дать каждому возможность развития творческой деятельности и роста духовной культуры;
  • Развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазии и воображение через эпос олонхо;

Пр едложенная программа является вариативной, разноуровневой, то есть, при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

В программе используется технология развивающего обучения:

  • Постепенное усложнение материала;
  • Оптимальный темп;
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Творчество не является уделом избранных;
  • Творчеству можно обучать;
  • Творчество стимулирует детей к активности, вызывает повышенный интерес к занятиям;
  • При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
  • Максимально активировать процесс обучения ( конкурсы, игры, экскурсионные формы работы)

Основные принципы программы:

  • принцип природосообразности ( развитие природные возможности ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
  • принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
  • Принцип культуросообразности: знакомство с культурой якутского народа;
  • Принцип индивидуально- личностный подхода: учет индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка.
  • Принцип разноуровневости: выбор тематики и приемы работы в соответствии с возрастом детей;
  • Принцип связи с жизнью: ребенок использовал свои полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Условия реализации программы.

В программе учтены возрастные особенности каждого ребенка и в каждом возрасте – форма духовно-нравственной деятельности.

В программе предусмотрены занятия индивидуальные, дополнительные, репетиции и сводные репетиции.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Реализация программы осуществляется по трем ступеням образовательного процесса:

Объединяет детей первого года обучения, на этой ступени работа ведется по 3 направлениям:

  • Знакомство с жанрами якутского фольклора.
  • Знакомство с музыкальным инструментом – Хомус.
  • Обрядовый танец – осуохай.
  • Жанровые особенности героического эпоса – олонхо.
  • Сюжеты олонхо.
  • Повышение исполнительского мастерства по жанрам фольклора.

Работа ведется по 3 направлениям:

  • Олонхосуты – импровизаторы;
  • Традиционные обряды якутов;
  • Совершенствование исполнительского мастерства.

Для раскрытия творческого потенциала учащихся используются следующие формы:

- Занятия (индивидуальные, групповые);

- встреча с интересными людьми (приглашение известных исполнителей якутского фольклора, хомусистов виртуозной музыки и т.д.);

- философский стол с участием родителей – экспертов;

- выпуск стенгазеты по знаменательным датам якутского календаря;

- Экскурсии по музеям г.Якутска, дискуссия;

- творческие работы для закрепления и проверки пройденного;

- практические выполнения обрядов;

- словарная работа (слова исчезающие из лексики якутской разговорной речи с иллюстрациями);

При организации образовательного процесса используются следующие методы:

  1. Метод обыденного познания: умсугутуу – назидание, такайыы – упражнение, уьаарыы – побуждение, иитиллии – следование примеру старших.
  2. Методы совмещения личности с природой: эттэнии – совмещение с природой, ицэрии – приобщение к природе, билгэлээьин – прогнозирование будущности ребенка, оцоьуу – предсказания судьбы.
  3. Способы познания опыта предков: утумнааьын – восприятие даровитости предков, тобуллуу – побуждение своих способностей, удьуордааьын – следование идеям гуманизма предков.
  4. способы организации познавательного общения: дьарыгырыы – непосредственное увлечение занятиями , билиьиннэрии – проибщение к опыту, тутуьуннарыы – передача опыта, куулаттарыы – обогащение опытом.

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение.

Наглядные : сюжетные картины, таблицы, фотографии, карточки, видеоматериалы, аудиоматериалы.

Практические : дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мимики и пластики, разучивание репертуара.

При игре на хомусе следить за соблюдением норм личной гигиены, за здоровьем зубов детей.

Процесс обучения и воспитания основывается на гуманистическом подходе и строится по принципу:

  1. Дари себя детям.
  2. Знай, к чему стремишься!
  3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
  4. Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!

Средства необходимые для работы.

- Музыкальный инструмент – Хомус;

- Таблицы, наглядные пособия;

- Аудио и видеоматериалы;

- Атрибутика ысыаха (чороны, кытыйа, салама и т.д.).

На занятиях по фольклору используются разные виды контроля:

- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

- промежуточный – праздники, клубные конкурсы, концерты;

Итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в городских и республиканских конкурсах, концертах.

Во время репетиций осуществляется контроль исполнения репертуара, участия в концертной деятельности на основе планов школьных, клубных и республиканских мероприятий.

В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это не только экскурсии, посещение выставок, концертов, но и интегрированный цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни.

Родители воспитанников и классные руководители являются помощниками педагога в образовательном процессе. Работа с родителями предполагает проведение родительских собраний в начале, середине и в конце учебного года. В конце учебного года собрание проводится в виде отчетного концерта, во время которого родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей.

Учащиеся, прошедшие все ступени обучения по программе, должны получить знания и умения в области материальной и духовной культуры, обычаи и традиции якутского народа и тем самым повышать уровень духовно-нравственной культуры родного народа.

- учатся овладевать навыками игры на хомусе;

- умение исполнять танец осуохай;

- уметь правильно использовать приемы дыхания при исполнении народных песен, игре на хомусе, танце осуохай, исполнении олонхо и чтении скороговорки.

- умение импровизировать в жанрах фольклора;

- умеют выявлять и описать символов родной культуры, содержащихся в олонхо;

Читайте также: