Неделя логопедии в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Разработала: учитель – логопед Оликова Алла Юрьевна

Вид проекта: коррекционно – развивающий, творческий, информационно – познавательный, игровой.

Участники проекта: дети средних, старших, подготовительных групп, воспитатели, родители, специалисты.

Цель: коррекция и активизация речи у дошкольников в процессе творческой деятельности, пропаганда логопедических знаний.

Задачи:

  • Способствовать познавательно-речевой активности детей.
  • Создать специально-организованную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству.
  • Побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
  • Формировать практические умения и навыки у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • Развивать высшие психические функции (ВПФ) у детей дошкольного возраста (память, внимание, мышление, восприятие).
  • Развивать у детей навыки звукового анализа.
  • Упражнять детей в правильном произношении звуков, используя скороговорки, насыщенные закрепляемым звуком.
  • Развивать связную речь и совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикция, интонационную выразительность) посредством театрализованной деятельности.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
  • Познакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду.
  • Вовлекать педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс.
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность.

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим в дошкольных учреждениях, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.

Формы работы с дошкольниками:

Беседа с детьми о вежливых словах

Организованная образовательная деятельность

Чтение и заучивание загадок

Взаимодействие с родителями:

Деятельность педагогов

Продукты проектной деятельности:

презентация, выставки рисунков, фотоотчеты, стенгазета, поделки, буклеты, конспекты.

Сроки и этапы реализации проекта:

  1. Организационно – подготовительный (с 5 ноября по 8 ноября 2019 года)
  2. Основной (с 11 ноября по 15 ноября 2019 года)
  3. Итоговый (15 ноября 2019)

Проект осуществляется в три этапа:

Методы и приемы, используемые при реализации проекта:

  • К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
  • К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
  • К словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

Ожидаемые результаты.

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

Тематическое планирование по реализации проекта

Срок реализации проекта

11 ноября 2019 г.

Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, родители, специалисты.

Воспитатели средних, старших, подготовительных групп, специалисты.

Беседа с детьми, фотоотчет

Поделки, картинки, фотоотчет

12 ноября 2019 г.

Занятия, конспект, фотоотчет

Занятия, конспект, фотоотчет

13 ноября 2019 г.

Сказка в рамках театрализованной деятельности в ДОУ

Специалисты и дети

Театрализованное мероприятие, сценарий сказки, фотоотчет

Педагогический смотр - конкурс Театральный уголок своими руками

Смотр конкурс, фотоотчет

14 ноября 2019 г.

Родители, дети, специалисты

Мастер – класс, конспект, фотоотчет, буклеты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок для детей старшего возраста

Воспитатели и дети

Занятия, конспект, фотоотчет

15 ноября 2019 г.

Воспитатели, дети, специалисты

Фотоотчет, конспект мероприятия

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации : одна неделя (с 11 ноября по 15 ноября 2019 г.)

Руководитель проекта: учитель - логопед: Бабенко Н.С.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.

  • формировать практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой учителя - логопеда в детском саду в условиях логопункта;
  • использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно - педагогический процесс;
  • использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов –это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта:

- развивать высшие психические функции;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;

- развивать творческие способности;

- развивать координацию речи с движением.

Этапы реализации проекта:

Организационный : консультирование педагогов, разработка плана, объявление о проекте.

Цель проведения недели - укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.
Был составлен план мероприятий логопедической недели, который предусматривал участие детей и родителей всех возрастных групп, а также педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.
Родителям информация о проведении логопедической недели заблаговременно была представлена в виде объявления и индивидуальных приглашений.
В течение недели родители имели возможность посетить предлагаемые детским садом мероприятия.
Вашему вниманию предлагается фотоотчет о проведенном проекте.

Оценить 2381 0

Цель проведения недели - укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Был составлен план мероприятий логопедической недели, который предусматривал участие детей и родителей всех возрастных групп, а также педагогического коллектива дошкольной образовательной организации.

Родителям информация о проведении логопедической недели заблаговременно была представлена в виде объявления и индивидуальных приглашений.

В течение недели родители имели возможность посетить предлагаемые детским садом мероприятия.

Также в этот день проходил смотр центров речевого развития. Для всестороннего развития речи наших воспитанников в уголках представлены пособия для артикуляционной и мелкой моторики, на развитие дыхания, лото, домино, развивающие настольные игры, игры на развитие фонематического восприятия, картинный материал по лексическим темам и многое другое.

Утром этого дня во время гимнастики, проводимой инструктором по физической культуре Дидберидзе Н.В., дети выполняли упражнения с мячом под стихотворный текст, направленный на обогащение и расширение словарного запаса детей.

Также в этот день в подготовительных комбинированных группах прошло занятие учителя-логопеда Бедаш Л.В. по обучению грамоте. Дети знакомились со звуком и буквой Н. На занятии присутствовала мама одного из воспитанников. Она посмотрела игровые приемы по формированию предпосылок обучению грамоте.

Кроме этого, в этот день можно было получить от музыкального руководителя Шерстневой О.В. полезную информацию об эффективных музыкальных играх и упражнениях, способствующих развитию слухового внимания.

В родительских уголках в течение недели была помещена информация:

Также родители получили памятки и буклеты.

ИТОГ. Проведенная неделя логопедии показала, что коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение речевой деятельности, носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

П Р О Е К Т

Период проведения : 1 – 31 марта 2017 года

Разработчик проекта: учитель – логопед МБДОУ детского сада

с. Сеченово 2017 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Элементы риска проекта……………….……………………………5

План реализации проекта…………………………………………. 7

Список литературы и интернет ресурсов………………………. 11

В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.

По результатам исследований педагогов – практиков установлено, что почти 60 процентов детей, поступающих в первый класс имеются определенные нарушения или отставание в речевом развитии, в том числе нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной снижения успеваемости.

Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.

Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т.е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.

Учитывая высокий процент детей с нарушениями речи, требуется коррекционная работа с такими детьми, которая носит многоаспектный характер и требует комплексного подхода в работе со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Вокруг каждого такого ребенка необходимо создать единое коррекционно-развивающее пространство, поддерживать которое призваны не только педагоги детского сада, но и родители воспитанников.

Цель проекта

Основными целями проекта стало развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьей по вопросам речевого развития дошкольников.

На основе целей были сформулированы следующие задачи.

развитие интереса дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;

развитие коммуникативных способностей дошкольников;

осуществление взаимосвязи по проблеме речевого развития в работе педагогов;

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи детей;

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого воздействия на дошкольников.

Реализация проекта проходила в течение месяца (март) и включала три основных этапа.

На подготовительном этапе была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучена литература, составлен план проектной деятельности.

В ходе основного этапа работа осуществлялась по трем направлениям:

анкетирование родителей по возрастным группам;

образовательная деятельность с детьми;

взаимодействие с родителями.

Участники проекта:

дети всех возрастных групп;

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.

Совершенствование знаний родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.

Своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи специалистов и проведение профилактической работы с такими детьми.

Широкое вовлечение родителей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ на правах педагогически компетентных партнеров.

Эффективность результатов:

Для детей положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Для родителей положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ, использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях.

Для педагогов положительный психологический климат между логопедом и воспитателями, заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворенность собственной деятельностью, учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

Для ДОУ благоприятные условия для профессионального роста педагогов, повышенный статус ДОУ, высокая степень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг.

Элементы риска проекта

При реализации проекта могут возникнуть риски:

Социальные риски

Связаны с отсутствием поддержки идеи проекта со стороны субъектов образовательного процесса, в частности, родителей.

Разъяснение идей проекта родительской общественности

Человеческий фактор

Связаны с индивидуальными особенностями педагогов

Использование личностно – ориентированных и индивидуализированных моделей взаимодействия

Формы работы в рамках проекта

1. Анализ научной и методической литературы.

2. Разработка плана работы с детьми, родителями, педагогами.

3. Подборка игр и упражнений с описанием проведения.

4. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

1. Определение актуальности, проблемы, цели.

2. Создание условий для проведения логопедических игр.

3. Подбор необходимого наглядного материала для проведения логопедических игр.

Для решения этих задач работа началась с анкетирования (см. Приложение 1 ). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На 2 этапе основном

Реализация плана работы.

Содержание деятельности:

1. Организация предметно – развивающей среды (необходимые предметные и сюжетные картинки, атрибуты для проведения игр и оформления).

2. Работа с детьми:

Дидактические игры, игры на координацию речи с движением, на развитие мелкой моторики кистей рук, индивидуальная работа с детьми, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседы, проговаривание чистоговорок с различными группами согласных, проведение логопедических развлечений.

3. Работа с родителями:

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

На 3 этапе заключительном

1. Оформление выставки.

2. Оценка эффективности работы с родителями.

4. Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, ролика, публикации и т.п.)

Читайте также: