Неделя краеведения в коррекционной школе
Обновлено: 05.07.2024
Оценить 3171 0
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
( Отчётная работа по краеведению в Октябрьской средней школе)
Литературное краеведение в школе
На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. В нашем регионе широкое распространение получило историческое краеведение, что обусловлено, в первую очередь, легендарным военным прошлым нашего края.
В последнее время значительно обновилось содержание структуры литературного образования, созданы вариативные программы, учебники для всех типов общеобразовательных учреждений. На первый план выдвигается освоение художественных ценностей и формирование на этой основе эстетического вкуса и нравственности учащихся.
Обогащению представлений школьников о литературе и расширению их понятий о творческой деятельности писателей помогает краеведческая работа. Краеведческий материал становится предметом внимания учащихся не только на уроках литературы, но и на внеклассных занятиях.
Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы в школе имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города (села, района)
Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует со сбора следующих сведений:
какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае?
в каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края?
какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края?
какую роль сыграли писатели-земляки в создании местной и общенациональной культуры?
Содержание школьного филологического краеведения
В системе краеведческих знаний важное место занимает филологическое краеведение, т.е. совокупность знаний об особенностях и своеобразии устного народного творчества коренного населения родного края; о жизни и творчестве писателей, связанных с этим краем; о специфических местных языковых явлениях.
В школьной практике двуединая литературно-языковая структура филологического краеведения привлекает внимание учителей-словесников главным образом лишь своей фольклорно-литературной частью, тогда как специфический местный языковой материал нередко остается невостребованным. Между тем, такой материал и многочислен, и разнообразен, и накладывает заметный отпечаток на речь местного населения, в том числе и многих учащихся, что нельзя не учитывать при обучении школьников литературному языку.
Лингвокраеведение
Существенную часть лингвокраеведческого материала составляют особенности местной ономастики (совокупности собственных имен и названий); личных имен, фамилий, прозвищ людей (антропонимы); названий географических объектов (топонимы); водных источников (гидронимы); названий небесных тел (астропимы); кличек животных (зоонимы) .
Использование лингвокраеведческого материала в школьной практике обучения языку предполагает ознакомление с ним самого учителя как путем сбора такого материала, так и с помощью имеющейся лингвокраеведческой литературы, а также сохраняющихся до настоящего времени архивных источников, хранящихся в районных и областномархивохранилищах.
Специальные факультативы по лингвокраеведению, как и кружковые занятия, обычно проводятся на основе программы, состоящей из двух частей: диалектной, предусматривающей доступное для учеников ознакомление с наиболее заметными и устойчивыми особенностями системы местного говора ( оканье , уканье , яканье , шш-твердое и т.п.), и ономастической, включающей вопросы, связанные с объяснением происхождения и исходного значения (этимологии) наиболее известных местных антропонимов (фамилий, прозвищ), зоонимов (кличек животных), топонимов (местных географических названий).
Активное использование лингвокраеведческого материала в процессе школьного обучения языку заметно расширяет общий кругозор учеников, содействует лучшему познанию родного края, упрочению навыков наблюдения над речью, грамотному сбору языкового материала, его обработке и систематизации, познанию сложности русского языка как национального языка русского народа, развитию собственной речи учащихся.
Литературное краеведение
Уроки литературного краеведения являются важным звеном литературного образования школьников и создают дополнительные возможности для их нравственно-эстетического воспитания.
Материалы по литературному краеведению Ульяновской области располагают богатейшими возможностями для организации разнообразных учебных занятий и призваны вызывать интерес к истории и культуре родного края, воспитывать патриотические чувства, отрабатывать навыки поисковой работы. Практическая реализация курсов литературного краеведения в учебно-воспитательном процессе предполагает решение следующих задач:
- изучение творческого пути писателей и поэтов Ульяновского – Симбирского края;
- знакомство школьников с произведениями литераторов-земляков;
- приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности, связанной с изучением литературы края, знакомством с основными моментами жизни и творчества писателей и поэтов Ульяновского – Симбирского края.
Краеведческое литературоведение – это специфическая отрасль науки о литературе, главным предметом которой является изучение coulenr locale (местного колорита), то есть воспроизведённых в художественных текстах особенностей быта, пейзажа, языка сугубо определённой местности или области. Литературное же краеведение следует относить исключительно к области регионального литературоведения – к той же истории литературы, но отличающейся особым – региональным – отбором и группировкой материала.
Вовлекаясь в литературно-краеведческий поиск, исследование, школьники получают возможность ощутить себя причастными к творению и изучению великой литературы. Решая частные, иногда предельно конкретные исследовательские задачи (уточнение биографии писателя-земляка, выявление круга его общения или круга чтения, поиск прототипов литературных персонажей и т.д.), литературный краевед познает ноосферу (сферу разума) родного края в ее литературной составляющей.
Событийный туризм
Войти через uID
Войти через uID
Автор видит в данном подходе ресурсы формирование здоровьесберегающей среды для учащихся специальной (коррекционной) школы. Создание благоприятной психологической атмосферы, применения метода мини проекта, создание творческих коллажей, увеличение двигательной активности все это в целом способствует формированию здоровьесберегающие условиях на факультативных занятиях.
Савинова Елена Михайловна (Публикатор)
07.04.2016
Капельян Ирина Натановна (Капеляша)
09.01.2014
Капельян Ирина Натановна (Капеляша)
09.01.2014
Данная презентация (часть II) была подготовлена в рамках недели правовых знаний. Может быть использована в курсе природоведения 5 класса, на уроках краеведения в курсах географии, на уроках истории города в школах 7 и 8 видов, во внеклассной работе по экологии. Материал презентации можно демонстрировать полностью или частично.
Капельян Ирина Натановна (Капеляша)
09.01.2014
Данная презентация (часть I) была подготовлена в рамках недели правовых знаний. Может быть использована в курсе природоведения 5 класса, на уроках краеведения в курсах географии, на уроках истории города в школах 7 и 8 видов, во внеклассной работе по экологии. Материал презентации можно демонстрировать полностью или частично.
Капельян Ирина Натановна (Капеляша)
09.01.2014
Одна из последних по времени реставраций в Нижнем парке Петергофа - два Вольера и Лебяжий пруд. Архитектор Никола (Никколо) Микетти, роспись Луи Каравака. Это постройки 1721-22 годов, называвшиеся в документах на строительство "чердачками для птичек". Фильм - краткий обзор этих памятников архитектуры (первый на русском языке).
Хлопов Михаил Владимирович (mrkhlopov)
30.08.2013
Плеханова Наталия Николаевна (Натали1953)
13.04.2013
Занятие об истории и культурном облике г. Владивостока. Доступное и познавательное занятие с презентацией для средней школы.
Плакса Юлия Сергеевна (Юля1875)
25.03.2013
Занятие нацелено на формирование знаний о родном крае, его богатствах, полезных ископаемых, растительном и животном мире. Учащиеся совершают заочное путешествие по городам края, знакомятся с населением, традициями и обычаями кубанских казаков. Учит беречь и охранять природу.
Коломацкая Надежда Павловна (Феяцветов)
15.03.2013
ГБСКОУ № 613 Московского района Санкт-Петербурга:
Питернова Наталья Васильевна, учитель истории,
Ситникова Светлана Мартыновна, педагог дополнительного образования.
ГБС(К)ОУ школа № 370 Московского района Санкт-Петербурга:
Митникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания,
Смирнова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы.
Методическая разработка игры по станциям составлена коллективом учителей коррекционных школ Московского района Санкт-Петербурга для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (школы VII и VIII видов). Данное внеклассное мероприятие направлено на развитие навыков совместной работы учащихся, обобщение знаний школьников об Отечественной войне 1812 года, её основных событиях и героях; закрепление знаний о памятных местах, посвященных Отечественной войне 1812 года в Санкт-Петербурге.
Коллектив авторов (Ната613)
26.12.2012
Презентация по истории и культуре Санкт - Петербурга предназначена для учащихся 5 класса. Она может быть использована при изучении темы:" Раскрытие тайн античного мира".
Леонтьева Любовь Михайловна (ЛюбовьЛеонтьева)
22.12.2012
Данная игра с применением межпредметных связей (география, естествознание, краеведение, история города) может быть использована учителем как внеклассное мероприятие в 5-9 классах коррекционной школы 7 - 8 вида.
Капельян Ирина Натановна (Капеляша)
06.12.2012
Капуста Светлана Леонидовна (СветланаКапуста)
12.10.2012
Фильм был снят во время 12-х Международных Харитоновских чтений в Сарове (Арзамас-16), где мой ученик Илья Панадин получил диплом 2-й степени на секции "История" за исследовательскую работу "Горные фильмы как исторический источник по социальной психологии Веймарской республики". Церемонию награждения можно посмотреть здесь - фильм
Хлопов Михаил Владимирович (mrkhlopov)
16.09.2012
Познакомить учащихся с достопримечательностью родного края – пионом тонколистным, с преданиями о нем, больше узнать об уникальном творении природы и обратить внимание на проблему, которая требует незамедлительного участия каждого.
Ветрова Ольга Владимировна (апогея)
21.02.2012
Формирование у воспитанников экологической культуры на примере жизни и быта коренных народов Югры, личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края и их приумножение, воспитание любви к малой родине.
Медникова Ирина Михайловна (сургутянка)
08.12.2011
Цели и задачи: повторить и закрепить изученный материал, изученный в 3 классе о живой природе.
Развивать навыки рисования. Движения по музыку, певческие навыки; речь, навык осознанного чтения, составления рассказа по плану.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.
Коллектив авторов (Nata20011)
26.09.2011
Задача: закрепить знания об изменениях в природе весной, полученные на уроках развития речи, музыки.
Цели: развивать речь, логическое мышление художественными средствами, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Певческие навыки, музыкальный слух, чувство ритма.
Знакомить с новой техникой росписи по – сырому.
Воспитывать эстетические качества, доброе отношение к природе.
Березовская Наталья Владимировна (Nata20011)
26.09.2011
Рабочая программа "История родного края". Программу можно использовать и в общеобразовательных школах (с некоторыми изменениями).
Ходжер Наталья Владимировна (натжер)
22.09.2011
Куземка Л.Ю., Мирошниченко Н.Н. (Kuzemka)
27.08.2011
Данная презентация предназначена для уроков русского языка, литературы и истории города в классах глухих и слабослышащих учащихс(5-9 кл.) Её можно использовать и в старших классах коррекционных школ для расширения словарного запаса, для закрепления знаний по русскому языку, истории Санкт-Петербурга.
Матвеева Елена Анатольевна (elena-school10)
19.06.2011
Программа школьного краеведческого музея предназначена для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Срок реализации программы 1 год, 1 час в неделю, 33 часа в год. Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связана с такими дисциплинами, как краеведение, история, музееведение и т.д.
Савенко Елена Владимировна (3333ttt)
09.03.2011
Воспитанникам коррекционной школы трудно включиться в жизнь, в трудовую деятельность в современных условиях, поэтому программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня географических знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Стативо Татьяна Сергеевна (Стативо)
13.12.2010
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Краеведческий материал обладает большим воспитательным потенциалом, так как при изучении природы родного края у школьников развиваются эстетические чувства, воспитывается любовь к природе, гуманное отношение ко всему живому. [6]. Таким образом, краеведение способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих пред специальной (коррекционной) школой VIII вида и помогает социализировать умственно отсталых школьников.
Главная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида подготовить учащихся с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни. В связи с тем, что большинство выпускников после окончания школы остаются жить и работать в той местности, в которой родились и учились, знания о своем крае для них имеют огромное практическое значение. Использование краеведческого материала в процессе обучения позволяет приблизить изучаемый материал к жизни учащихся, тем самым способствует усвоению учебного материала.
Проблемой изучения краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались М. Э. Валце, Е. А Вишнякова, В. В. Воронкова, А. Н. Граборов, А. Ф. Гусев, А. М. Данилова, Г. М. Дульнев, Т. М. Лифанова, К. Г. Муратова, Л. В. Петрова, Т. И. Пороцкая, З. В. Свиридова, Е. Н. Соломина, А. В. Усвайская и другие ученые. Данные авторы в своих работах отмечают, что привлечение краеведения в учебно – воспитательный процесс способствует общему развитию умственно отсталых учащихся, формированию у них познавательного интереса, расширению кругозора, коррекции недостатков развития и социальной адаптации.
Учитывая значимость знаний о своей местности, для умственно отсталых школьников, программы специальных (коррекционных) школ VIII вида содержат краеведческий компонент, который реализуется на протяжении всего периода обучения. Однако краеведческий материал в основном рассматривается как вспомогательный для изучения основного учебного материала.
Выше сказанное предполагает, что проведение систематических занятий, экскурсий, прогулок, работы краеведческого кружка, организация работы по внеклассному чтению о Москве, использование мультимедийных презентаций направленных на формирование краеведческих представлений у учащихся с нарушением интеллекта, позволят повысить у них уровень знаний о своем крае.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, социального устройства детей с умственной отсталостью средствами краеведения во всей полноте, а является лишь попыткой показать важность этого раздела программы.
Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.
Статья "Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе в условиях специальной коррекционной школы" рассказывает о формах работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушение слуха по краеведению.
Место краеведения в воспитательно-образовательном процессе
в условиях специальной коррекционной школы
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач образовательно-воспитательной работы в школе, является воспитание патриотизма и гражданственности. Сегодня, когда постоянно усиливается распространение западного образа жизни, жестокости и насилия, чуждых традициям русского патриотизма, очень важна в школе регулярная, кропотливая работа с учениками, направленная на воспитание чувства патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, своему народу.
Одним из эффективных способов сохранения исторической памяти и формирования патриотического сознания является краеведение, в первую очередь историческое. Краеведение — совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта. Кроме того, это одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.
Краеведческая работа способствует решению образовательных, коррекционных и воспитательных задач, стоящих перед коррекционной школой и помогает социализировать детей с нарушением слуха.
Любовь к малой Родине, знание её истории - основа, на которой может осуществляться рост социальной и духовной культуры всего общества.
Неоспорима мысль о том, что малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатое духовное наследие и народные традиции.
Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории села, семьи, человека. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Любой ученик, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
Как ни грустно, современная молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, прославившими свой край.
Сущность школьного краеведения – всестороннее изучение, учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, знакомство с известными людьми, посещение исторических мест, музеев, памятников великих людей, прославивших свой город, край в разные времена.
В работе c детьми, имеющими нарушение слуха, используются разнообразные формы краеведческой работы, а именно: беседы; экскурсии; игры-путешествия; проектная деятельность; музейные уроки; встречи с интересными людьми.
Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся. Краеведческая работа проводится по направлениям: история города, края; история названия улиц; памятники известных людей.
Занятия краеведением несомненно вызывают интерес у детей, поскольку в первую очередь, это новые яркие впечатления, выход из привычной школьной обстановки в мир, знакомство с интересными людьми, новые знания и умения.
Большая роль в этой работе отводится экскурсии. Занятие-экскурсия имеет огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы и памятников искусства, ощущение гармонии окружающего, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому и окружающему. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой, делятся своим опытом и знаниями.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и педагогов в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Краеведческие занятия в школе-интернате часто связаны с общественно-полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе.
Краеведение - это связующая нить времён, просветительство. Это один из способов сохранения исторической памяти и формирования гражданско-патриотических чувств.
Читайте также: