Неделя иностранных языков в школе 1353
Обновлено: 25.06.2024
Многие родители даже самых маленьких школьников считают сегодня обучение детей английскому, а в последние годы и китайскому языку, одним из важнейших элементов образования. И они совершенно правы.
1 сентября 2016 года в школе №1353 приступили к учебе 8 классов первоклашек, которые, начиная со 2-го класса, начнут осваивать язык Диккенса и Хемингуэя не по 12 часов в месяц, как их ровесники в других школах, а вдвое больше. А к старшим классам их языковой курс составит не 16-24 часа, а 30-50 уроков в месяц.
О том, как выбирают и изучают иностранные языки в школе № 1353 рассказывает заместитель директора Татьяна Александрова:
– С нового учебного года в нашей школе приступили к учебе 8 классов первоклашек, которые будут углубленно изучать английский язык. Начиная со 2-го класса, они начнут осваивать иностранный язык не по 12 часов в месяц, как их ровесники в других школах, а вдвое больше. А к старшим классам их языковой курс составит не 16-24 часа, а 30-50 уроков в месяц.
Язык – хорошо, а два – лучше! Особенно когда это 2 иностранных языка, например, главные языки Запада и Востока.
В 4-м классе мы предлагаем ребятам выбрать, какой из 5 языков (французский, немецкий, испанский, японский или китайский) они будут изучать в качестве второго иностранного.
Мы прекрасно понимаем, как нелегко сделать выбор. Поэтому весь учебный год даем детям возможность подобрать себе второй язык, пробуя весь предлагаемый ассортимент по звукам и буквам.
Ознакомительный курс мы преподаем ребятам во второй половине дня, это бесплатные занятия в рамках дополнительного образования. А затем в 5 классе, выбрав себе понравившийся язык, они начинают изучать его уже как основной предмет.
Современная языковая карта мира такова, что в обеих Америках испанский язык так же полезен, как французский – в Африке и Юго-Восточной Азии. На китайском же пишет и читает почти половина человечества. В рамках дополнительных платных образовательных услуг мы предлагаем изучение и третьего иностранного языка. Как говорится, было бы желание. И эти занятия востребованы! Мы не считаем такой объем лингвистических знаний избыточным: успешный семиклассник российской гимназии в 1912 году обычно как раз и сдавал экзамены по трем иностранным языкам.
На помощь приходит современное учебное оборудование. Большинство языковых кабинетов в нашей школе оснащено интерактивными досками, во время уроков педагоги активно используют звуковые и визуальные материалы. А в двух лингафонных лабораториях ребята отрабатывают навыки грамотной речи и перевода.
– Изучение языков немного похоже на щелканье семечек: приятно и затягивает. Я довольна, что взяла вторым китайский, а третьим – испанский. Пожалуй, теперь смогу объясняться в любом уголке мира, кроме Гренландии, – шутит десятиклассница Ксения.
– Изучение иностранных языков – интереснейшее дело. Оно, действительно, ум в порядок приводит. Возникает уникальный набор новых риторик и логик, появляется широкая эстетическая картина мира, растет богатство личных переживаний. Тренируются память и мышление. Выпускников-полиглотов Кембриджа и Оксфорда неслучайно так охотно принимают на работу в банки и крупные международные компании. Считается, что человек, понимающий несколько языковых систем, легко разберется с финансовыми хитросплетениями, – рассуждает учитель английского языка школы №1353 Алла Дерябина.
[1] Чтобы судить о пудинге, надо его отведать; все проверяется практикой.
Музыкальные переменки, которые всегда привлекают большое количество зрителей, желающих послушать песни на английском языке, уже стали традицией.
Учителями английского языка в начальной школе (Масленниковой Н.Н., Филипповой К.И., Бабичевой М.А., Максимчук Е.С.) было проведено масштабное мероприятие, в котором приняли участие параллели третьих и четвертых классов. Каждый день недели был объявлен днем особых мероприятий, в ходе которых ученики выполняли задания и получали за это печати в специальные карточки.
В первый день при помощи карандашей и фломастеров ученики превращали английские слова в картинки. На их листах сначала ожили слова CAT, DOG и UFO, а потом ученики сами стали проявлять креативность и придумывать, из каких еще слов можно нарисовать картинки.
Второй день был объявлен днем скороговорок. Ученики отважно сражались с английскими звуками и успешно их побеждали.
На третий день учителя английского языка организовали разнообразные игры на английском языке - как подвижные, так и интеллектуальные. Дети играли в пантомимы и крокодила, строились в английский мост и пытались рассмешить друг друга.
Четвертый день поразил нас творческими способностями детей - в этот день было устроено "Шоу Талантов". Дети с выражением читали стихи и пели песни, а некоторые даже рассказывали целые доклады.
Пятый (заключительный) день был самым тихим, потому что задача детей была нарисовать какую-либо достопримечательность Лондона и принести ее для выставки. Безусловным лидером оказался Биг-Бен - больше половины рисунков оказались посвящены именно ему.
По итогам недели иностранного языка каждый учитель выбрал и наградил наиболее активных учеников в своих подгруппах небольшими, но приятными сувенирами.
Во 2-х классах учителями английского языка Тарасовой Н.Ю. и Пошехоновой Л.Ю был проведён праздник - викторина "Fun Time". Ребята повторили английский алфавит, с удовольствием отгадывали загадки о животных, вспомнили счёт и цвета. Праздник завершился исполнением песни на английском языке.
15 марта в 5-х классах был проведён тематический урок, посвящённый истории и культуре Испании.
Для учеников 5-х классов, изучающих китайский язык, прошла викторина "Угадай иероглиф". Дети активно прописывали иероглифы и с энтузиазмом отгадывали незнакомые графемы.
В 6-х классах ребята проверили свой кругозор, а также умение общаться на английском языке, играя в Брейн-ринг.
Для ребят 7 класса, изучающих немецкий язык, был проведён познавательный урок-лекция "Берлинская стена: история создания и разрушения".
Также учащиеся 8А класса приняли участие в подготовке стенда "Интересные факты о Великобритании".
В 8В классе прошёл тематический урок на английском языке "Традиции и обычаи Великобритании". За традиционным чаепитием ребята рассказали много интересного на английском языке и задавали вопросы. Дискуссия не оставили никого равнодушным!
В 8 БВГ классах ребята обсудили тему японского образования и сравнили с российским образованием. Узнали новые иероглифы по теме и показали презентации.
В 7АБ классе совершили "Интерактивное путешествие в Японию".
Всем очень понравилась яркая картина "Фудзияма".
В целом, неделя иностранных языков прошла ярко и увлекательно. Спасибо всем учителям и учащимся, кто принял активное участие в подготовке и проведении мероприятий.
Будет ли изучаться второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году? Этот вопрос волнует школьников и их родителей, ведь введение данного предмета меняет программу обучения и повышает нагрузку. Перспективы внедрения дисциплины и особенности изучения рассмотрены в статье.
Стандарты ФГОС
Изучение второго иностранного языка в школе предусмотрено в действующих федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Сейчас ситуация обстоит так, что в некоторых школах ввели второй иностранный, в некоторых — нет. Где-то язык учат по желанию, а где-то в качестве обязательного предмета. Тем не менее по действующим ФГОС язык формально обязателен.
Сейчас продолжается их разработка и совершенствование. Предполагается, что главным отличием от предыдущих стандартов станет конкретизация и чёткость. По новым ФГОС второй иностранный в школе перестанет быть обязательным — школы смогут расслабиться.
Зачисляя ребёнка в школу, родители соглашаются с действующими локальными актами организации. Если второй иностранный действительно преподаётся в качестве обязательного, придётся учить.
Дополнительный предмет — нужен ли
Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.
О плюсах новой дисциплины:
- способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
- расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
- специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.
По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:
- значительное увеличение нагрузки;
- велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
- методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
- учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
- нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.
Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в 2021-2022 годах
Опубликованы приказы министерства просвещения, утверждающие новые федеральные государственные стандарты образования для начальной и основной школы (ФГОС). Скажем сразу - для школ, родителей и самих учеников это наиважнейшие документы, которые определят содержание школьного образования России на многие годы. Их ждали давно: по сути, приказы должны были выйти еще год назад и вступили бы в силу уже в этом сентябре, но грянула пандемия - и работа встала.
Теперь по новым стандартам начнут учить с 1 сентября 2022 года. Год - на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества.
Чем новые стандарты принципиально отличаются от тех, что действуют сейчас? Почему нужно было их менять? Что не устраивало? В тех стандартах, что действуют сейчас - а принимались они в 2010 году, - прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.
Что нового? Например, есть изменения в требованиях к преподаванию иностранных языков. Мы уже писали о том, что родители недовольны тем, как преподается в школах второй иностранный язык. А он, к слову, по действующим пока стандартам в 5-9-х классах - обязательная часть программы. Школа сама определяет объем часов. Обычно это два урока в неделю. Но большинство выпускников школ так и остаются на уровне "читаю-перевожу со словарем".
По данным опросов, качеством изучения второго иностранного языка в российских школах недовольны 65,4% родителей. И практически все они считают, что для большинства учеников второй иностранный и вовсе не нужен.
Похоже, родительский "стон" услышан: в новых образовательных стандартах для основной школы написано: "Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей. и при наличии в организации необходимых условий", - эта норма станет правилом с 1 сентября 2022 года.
В 2021 году проблема второго иностранного языка ложится на плечи родителей. По их заявлению администрация школы должна убрать его из расписания
Но что делать тем ребятам, которые пойдут в 5-й класс уже этой осенью? Хочешь не хочешь, а выбирай второй иняз?
-Прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться школами с 1 сентября 2022 года. Но изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся, - пояснили в министерстве просвещения.
Так что делать пятиклашкам в 2021 году? Проблема в этом году полностью ложится на плечи родителей. Получается, именно они должны заявить директору школы: "уберите из расписания второй иностранный язык". И директор обязан будет это сделать.
В целом в обоих документах отмечается: ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.
О том, почему потребовалось менять образовательные стандарты, рассказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
-Я бы назвал эти стандарты стандартами компромисса, - говорит Реморенко. - Изменения начали вносить еще в 2015 году - старались описать результаты образования более конкретно.
Что это значит? До сих пор в стандартах были прописаны лишь результаты общего свойства. Например, по математике от школьника требовали "владеть основами математических знаний". И никакой конкретики.
-В новом документе появились более подробные и конкретные формулировки, например: нужно знать теорему Пифагора и применять ее при решении математических задач, - отмечает ректор МГПУ.
По словам Реморенко, тогда, в 2015 году, изменения собирались вносить только для русского языка и математики, но стало ясно: конкретизировать нужно требования для всех предметов.
Что интересно, по некоторым дисциплинам, например математике, физике, химии, новые стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный. А вот, например, историю делить на уровни не стали.
-Кстати, в декабре 2019 года была попытка утвердить еще более жесткие стандарты, где все требования к образовательным результатам расписывались не только по предметам, но и по годам обучения, - вспоминает Игорь Реморенко. - Это вызвало шквал недовольных отзывов в профессиональном сообществе.
Почему? Все просто: при использовании разных методик обучения, учебников возможны разные решения: какие темы изучать в начале, а какие - в конце курса, в каком году давать простые дроби, в каком десятичные и так далее.
И эти претензии были услышаны: в новых документах разделения по годам обучения нет. Только требования к результатам обучения за начальную школу (1-4-й классы) и основную (5-9-й классы) в разрезе всех изучаемых предметов.
Но есть все же кое-что, что не устраивает специалистов и профессионалов.
-Новые ФГОСы наполнены требованиями так называемого "знаниевого" свойства: многое нужно просто заучить наизусть, - поясняет Игорь Реморенко. - Справедливости ради отмечу: раньше таких моментов было еще больше. Так, ребенок должен был в год выучить чуть ли не сорок стихотворений.
Теперь это вполне "подъемная" цифра - 3-4 стихотворения. Вместе с тем если мы, например, откроем требования по химии, то прочтем: на базовом уровне ученику нужно знать в том числе теорию электролитической диссоциации. Согласитесь, мало кто из нас после школы вспомнит, что это и как применять.
Подобных требований достаточно много. Чуть меньше в математике - там упор сделан на решение задач, больше - в истории: например, нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
О проведении недели иностранных языков в школе .
Наши ребята в очередной раз занимались работой со страноведческой и лингво-культурологической информацией в целях углубления своих знаний; учились быть хорошо осведомлёнными в спортивных особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества; овладевали эффективными способами организации свободного времени в социуме; развивали навыки аудиторной работы в разновозрастном коллективе. В результате целая серия интересных мероприятий определила новых лидеров и победителей. В работе с детьми были задействованы все учителя английского языка школы: Болотова Ю.С., Ипатова И.Ф., Каранова Г.М. под руководством Трудневой О.Г.
Лучшими переводчиками 2013 года стали Василькова В., Сандалова Е., Усынина А..
По результатам проведённого опроса в период недели иностранных языков
Чтобы поездить по миру с пониманием Ирина Павловна, учитель истории и обществознания, хотела бы изучить испанский и японский, английский помнит со школы. Андрей Николаевич, супруг нашего директора школы признался, что в школе ему очень нравился немецкий, он даже успел перечислить на этом языке всех своих родственников, но изучать какой-либо другой язык сейчас не собирается.
Наша уважаемая Ринета Ивановна, которая недавно вернулась из Франции, в очередной раз приятно поразила нас тем, что охотно изучает сейчас свой родной эвенкийский язык, возможно, займётся английским, при этом помнит немецкий и своих учителей.
Видели бы вы, с каким азартом и скоростью выдали кучу устойчивых выражений из немецкого Сазонова Татьяна Михайловна и Сафонов Александр Иванович, потому что ещё в то далёкое детство они предвидели, что изучать иностранные языки – это всегда здорово!
Вот так вдохновлённые полученным интервью мои ученицы призвали своих одноклассников, действительно, задуматься над этим, пока ещё не упущено время.
Читайте также: