Неделя читательской грамотности в школе 5 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности .

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста. Формировать читательскую грамотности не просто. А в школе дистанционного обучения, где я работаю, это труднее вдвойне. Во-первых, с учащимися приходится взаимодействовать удаленно, не всегда есть возможность проконтролировать, что в данный момент делает ученик (например, возможности интернета не позволяют включить видеосвязь). Во-вторых, у учителя нет привычной классной доски. В-третьих, дети имеют непростые диагнозы, имеют проблемы с памятью, вниманием, анализом и др. Такие учащиеся нуждаются в постоянной мотивации учебной деятельности, и приемы графической переработки текста в этом помогают.

t1636281212aa.jpg

t1636281212ab.jpg

t1636281212ac.jpg

t1636281212ad.jpg

t1636281212ae.jpg

t1636281212af.jpg

t1636281212ag.jpg

Рис.7

t1636281212ah.jpg

t1636281212ai.jpg

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

Автор методики - Новосёлов С. А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич - действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:

2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;

3 этап - поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.

Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Это её душа. (Басе)

Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап - дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения стихотворения с рифмой и ритмом:

Соловей на ветке под моим окном,

Обычно он щебечет поздно вечерком.

Он весело летает и весело поет,

Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)

Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например, трехстишье Мацуо Басе:

Желтый лист плывет.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснешься ты?

Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:

Листик осенний плывет по реке,

Капля дождя течет по руке,

Грустно немного смотреть вдаль реки,

Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)

Плывем по жизни мы реке,

Там будущее вдалеке,

Не знаем мы наверняка,

Куда течет эта река.

Плывем сквозь ветер и туман,

(А это ложь или обман),

Нам освещает путь луна,

Нам дарит свет она одна,

Но день настанет, и тогда

Мы будем счастливы всегда!

Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:

Я поднялся на холм,

Полон грусти - и что же:

Там шиповник в цвету!

Пришла весна, а мне все грустно.

Весна старается искусно,

А мне не до нее совсем,

Ведь у меня полно проблем! (К.С.)

Пришла весна, а мне всё грустно.

Пойду по лужам прыгать я.

Спрошу тогда у воробья:

Пришла весна, а мне все грустно,

И на душе не тает снег.

Весна ж, красавица, искусно

Цветенья начинает век. (Л.Г.)

Детские стихи, написанные по мотивам японских трехстиший, как правило, наполнены философским смыслом, в них грусть и одиночество, надежда и стремление к счастью.

Осенью в поле завяли цветы

Жаль, не увидим мы их красоты,

Холодной зимой вспомним мы лето,

Пока покрывалом земля не одета.

Когда дарят радость нам эти цветы,

Яркие краски и зелень листвы.

Наступит весна, морозы пройдут,

Вновь для людей цветы расцветут (Н.З.)

Природа просыпается раннею весной.

Лес окутан нежной зеленой красотой.

В небе зазвенели птичьи голоса,

К нам идет счастливая жизни полоса!

Мир окутан солнечным ласковым теплом,

И от этой радости на душе светло! (Л.Г.)

t1636281212aj.jpg

Далеко не все сочиняют стихи. Кроме того, у учащихся нашей школы наблюдается и языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. И связано это не только с диагнозами детей, и не только с отсутствием нормальной коммуникации в социуме. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят у экранов телевизора и в Интернете. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка, повысить мотивацию в обучении, и этому способствуют приемы и технологии формирования читательской грамотности.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017 —256 с.

Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Джон Хершелл

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ.

- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;

- прокомментировать эффективность применения данных приемов;

- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА :

1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

4. Подведение итогов мастер-класса.

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация произведения;

● написание сочинения. Др.

I. Мотивация учения

1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2. Верите ли вы, что урок длится 45 минут?

3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6. Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Ø систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

II . Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, их очень много, с некоторыми приёмами вы поработаете в группах.

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Описание приёма:

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Цель приёма:

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке:

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

· умение формулировать вопросы;

· умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

Дайте три объяснения, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

Предположите, что будет, если… ?

Задание для группы 1. Разбить текст на смысловые блоки. Озаглавить каждый блок и текст в целом. (либо я меняю абзацы местами, они встраивают в правильной последовательности- связь с уроком моим).

Задание для группы 3. Составить кластер. Ключевое слово – ТЕКСТ

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые тексты. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой последовательности, связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Текст может быть представлен в устной или пись­менной форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно тему текста или его основную мысль.

Тема текста — то, о чём написан текст. Основная мысль текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на абзацы. Каждый абзац на­чинается с красной строки.

На выполнение заданий дается 8 мин.

Текст – это связанное … на определенную…

В большинстве случаев текст состоит из нескольких…, связанных между собой… и посвященных одной…

Основные признаки текста:

1. Единство… текста

2. Наличие… мысли текста

3. Относительная…. текста

5. …связь предложений в тексте.

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

6. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 класса с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Вопрос к участникам группы: почему эти приёмы эффективны и где их можно использовать?

Заполняют оценочные листы

ИГРА С ЗАЛОМ.

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

2. Прекрасная, чудесная

3. Блестит, восхищает, морозит

4. После бури всегда будет ясные день

IV . Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Также использую аудиозаписи.

P . S .

В завершении мастер-класса…

Взгляд на ОГЭ Пессимиста

Вот снова у меня девятый класс.
Так мало грамотных средь них!
Я вглядываюсь в лица: сдаст, не сдаст
В июне ГИА каждый из двоих.
Потом разборки: как и почему;
Системы нет, готовили не так…
И снова я у совести в плену,
Морали–то читать - любой мастак.
А что учитель? Пашет словно вол.
С урока выйдет – мокрая спина.
И думает, чтоб школу не подвёл,
Когда наступит страшная ГИА.

Взгляд на ОГЭ Оптимиста

Ну, что, девятый, справишься с ГИА?

Ведь всё получится, ты тесты порешай,

Засядь за книги, не играй в ПК.

Примчится лето быстро, так и знай.

А, что учитель? Он всегда с тобой:

Поможет подготовиться, поверь.

Откроет пред тобой 10-й дверь.

Список литературы:

1. Грибова О. Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: монография. М.: АПКиППРО, 2009. 120 с.

2. Жинкин Н. И. Психолингвистика: Избранные труды / составление и предисловие К. Ф. Седова. М.: Лабиринт, 2009. 288 с.

3. Пленкин Н. А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания – основа умений и навыков: сборник / сост. Т. А. Злобина. М.: Просвещение, 1985. С. 124–149.

4. Седов К. Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 320 с.

5. Бабина Г. В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи: монографический сборник: Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / отв. ред. Л. И. Белякова. М.: Прометей, МПГУ, 2005. С. 172–177.

6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

7. Смелкова З. С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. 232 с.

8. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учебное пособие. 2-е изд., доп. Томск: Изд-во Томского гос. пед ун-та, 2006. 631 с.

Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения.

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Этот прием помогает рационально и эффективно провести словарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Пример на слайде

Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения , которые мы читаем на уроках.

Наш текст небольшой, поэтому лучше предложить составить план рассказа и определить его границы.

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Суть этого приёма критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определённом порядке в виде грозди. Использовать этот приём можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

Выделяем центр — это тема, от неё отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем обучающиеся получают при обычной письменной работе.

Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным.

Лингвистическая сказка помогает сделать процесс обучения эффективным, разнообразным, а главное — интересным. Она способствует развитию у детей фантазии, воображения, чувства слова. Лингвистические сказки на уроках русского языка позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к самому предмету, формируют коммуникативные компетентности и повышают орфографическую грамотность учащихся

Применение данных приемов критического мышления на уроках гуманитарного цикла в школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и.


Эффективные практики, способствующие повышению уровня читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности.Данная проблема масш.


доклад на семинар "Деятельностный подход к организации читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

районное методическое объединение учителей русского языка и литературы.


Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников.


Примеры заданий на формирование читательской грамотности на уроках русского языка


Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы".


В праздник женственности и красоты хотелось бы пожелать весеннего настроения, творческого успеха, личностного роста и радостных перемен. Пусть ваш нелегкий труд в сфере образования ознаменуется новыми победами и свершениями!

Директор учебно-методического центра

развития образования Карагандинской области

В рамках Недели, с 1 по 6 марта, для учащихся предлагаются следующие мероприятия:

- конкурсы иллюстраций к любимым сказкам для учащихся 1-4 классов;

- презентации любимых семейных книг.

- заочные экскурсии в виртуальный музей Абая Кунанбаева для 5-7 классов;

- просмотры видеороликов о пользе чтения книг для 5-7 классов;

- виртуальный обзор произведений писателей-юбиляров 2021 года для 5-7 классов;

Читайте также: