Недельная нагрузка в школе в 1 классе по санпин

Обновлено: 06.07.2024

СанПиН для начальной школы: объем недельной нагрузки

Новая редакция п. 10.5 СанПиН для начальной школы закрепляет требования к максимальному общему объему недельной образовательной (аудиторной и внеурочной) нагрузки, чем достигает большего согласования, нежели раньше, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования.

В новой редакции санитарных требований для школы актуализированы вопросы образовательных перегрузок и связанных с ними нарушений в состоянии здоровья учащихся. Для младших школьников это особенно важно, и необходимо, чтобы внеурочная деятельность кардинально отличалась от урочной, поскольку позволяет насытить образовательный процесс необходимыми для младших школьников двигательно-активными занятиями на свежем воздухе. Годовой объем часов внеурочной деятельности допускается перераспределять в пределах уровня общего образования, а также суммировать их в течение одного учебного года.

СанПиН для начальной школы: часы физической культуры

Согласно новой редакции п. 10.20 Сан ПиН 2.4.2.2821–10 часы физической культуры могут быть реализованы не только в урочной, но и во внеурочной деятельности младших школьников. Интеграция урочной и внеурочной деятельности для реализации требуемого СанПиН 2.4.2.2821–10 трехчасового недельного объема уроков физической культуры актуальна для школ, которые пока еще не располагают необходимой материальной базой (достаточным количеством спортивных залов, обустроенных спортивных площадок для школы) для проведения обязательных трех уроков физической культуры.

По данным Минобрнауки России, почти 20% школ не имеют спортивных залов. В большинстве школ номенклатура спортивных залов и их количество не удовлетворяют не только трем, но даже двум урокам физкультуры в неделю. Площади имеющихся школьных спортивных залов в подавляющем большинстве не соответствуют современным требованиям. Школа, тем не менее, остается наиболее пригодным для спортивно-оздоровительной работы местом, и необходимо изыскивать новые для сохранения здоровья школьников средства занятий уроков физической культурой. Интегрированный же подход позволит избежать нарушений санитарно-гигиенических условий (ухудшение параметров воздушной среды, температурного режима) и учесть особенности физической подготовленности детей в процессе организации занятий физической культурой.

Упрощает организацию уроков физической культуры в начальных классах и новое дополнение третьего абзаца п. 10.8 СанПиН для начальной школы 2.4.2.2821–10. Оно позволяет сдваивать уроки физической культуры для младших школьников в тех случаях, когда они проводятся в бассейне или отводятся для занятий на лыжах. А вот проведение сдвоенных уроков по основным учебным дисциплинам в начальной школе, в отличие от старших по возрасту учащихся, остается под запретом, поскольку приводит к переутомлению детей, ухудшению их самочувствия и увеличивает риск нарушения их здоровья.

СанПиН для начальной школы: обучение первоклассников

Отдельным коррективам подверглись требования СанПиН для начальной школы в сфере организации образовательного процесса (п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10). Трудность первого года обучения в школе определяется новыми условиями жизни, новыми условиями деятельности, новыми требованиями к ребенку. Особенно трудными физиологически и психологически являются первые месяцы обучения, поэтому введение ребенка в школьную жизнь должно проводиться постепенно.

Адаптация организма к школе имеет большую физиологическую стоимость. Это подтверждают данные о замедлении у первоклассников роста, потере у многих из них массы тела, об увеличении жалоб невротического характера.

Новые требования СанПиН для начальной школы ограничивают максимальную продолжительность урока в 1-м классе до 40 мин (вместо 45 мин) в период с января по май. Эти регламенты позволят осуществлять более мягкий переход реализации ступенчатого режима обучения первоклассников от 35-минутной к 40-минутной продолжительности уроков.

СанПиН для начальной школы: деятельность групп продленного дня

В пункте 10.10 СанПиН 2.4.2.2821–10 дифференцированы также требования, относящиеся к осуществлению ухода и присмотра за детьми в группах продленного дня. Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности учащихся в группах продленного дня необходима рациональная организация режима дня.

Требованиями СанПиН для начальной школы предусматривают организацию полдника и прогулок учащихся начальной школы, посещающих группы продленного дня, а для первоклассников необходим еще и дневной сон. Выполнение последнего требования нечасто встретишь в условиях наших школ. Многие педагоги и родители сомневаются в его необходимости.

Обозначенное требование учитывает высокую эффективность дневного сна для сохранения здоровья и восстановления работоспособности первоклассников. Сегодня очень многие дети испытывают дефицит сна, и именно дневной сон после уроков поможет восстановить силы после учебного дня. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. При этом вопрос, сколько часов нужно спать семилетнему ребенку, решается индивидуально. Если, например, ребенок отказывается от сна в дневное время, ничего страшного в этом нет, возможно, он просто в нем не нуждается. Необходимое количество сна очень индивидуально. Долгие уговоры или даже наказание за непослушание могут только навредить. Вместо этого можно просто полежать на кровати или заняться тихими играми. Такого отдыха будет вполне достаточно.

СанПиН для начальной школы: использование электронного учебного оборудования

Обновления коснулись гигиенических требований к использованию электронного учебного оборудования. Согласно изменениям в п. 10.18 СанПиН для начальной школы увеличена продолжительность непрерывной работы за компьютером, оснащенном жидкокристаллическим монитором.

Актуальность данного изменения вызвана тем, что в последние годы в школы на смену мониторам, основанным на электронно-лучевых трубках, пришли жидкокристаллические экраны, обладающие большей разрешающей способностью и, следовательно, обеспечивающие более комфортные условия для зрительной работы пользователей. В санитарном же законодательстве до последнего времени продолжали использоваться регламенты непрерывной работы за персональным компьютером, которые были научно обоснованы для мониторов предыдущего поколения.

Специально выполненные исследования подтвердили, что использование новых мониторов позволяет повысить устойчивость к развитию зрительного и общего утомления у школьников, пользующихся персональными компьютерами. Теперь педагоги могут взять на вооружение новые более продолжительные безопасные регламенты непрерывной работы учащихся за компьютером.

Отдельное внимание следует обратить на утверждаемые СанПиН регламенты использования интерактивных досок на уроках в начальной школе. Несмотря на то, что оно практически стало рутинной практикой, в санитарном законодательстве это никак не было урегулировано.

Впервые в СанПиН для начальной школы появились гигиенические регламенты использования интерактивных досок на школьных уроках. Новые требования СанПиН для начальной школы устанавливают, что непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4-х классах не должна превышать 5 мин, в 5-11-х классах – 10 мин.

Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2-х классах составляет не более 25 мин, 3-4-х классах и старше – не более 30 мин при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60–80%, физкультминутки, офтальмотренаж). Появились и ограничения по количеству различных компьютерных устройств безопасно для здоровья детей использовать в процессе одного занятия (изменения в п. 10.18) – не более двух видов электронных средств обучения.

СанПиН для начальной школы: наполняемость классов

Нельзя обойти вниманием и изменения СанПиН для начальной школы в части наполняемости классов, поскольку количество детей в классе существенным образом влияет не только на качество образования, но и на самочувствие и здоровье детей и педагогов.

Санитарные нормы наполняемости классов актуализированы рисками нарушения здоровья детей в переполненных классах. В таких классах увеличивается утомление учащихся, они чаще страдают нервно-психическими расстройствами и более подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, увеличение численности детей в классе негативно отражается и на возможности осуществлять индивидуальный подход к развитию обучающихся.

В условиях подушевого финансирования школ, нехватки школьных зданий и ряда других причин число детей в классах нередко превышает установленный ранее не только санитарными правилами, но и другими законодательными актами показатель – 25 чел. Теперь эта норма изъята и из санитарных правил. Новый подход к формированию классных коллективов дает, с одой стороны, неограниченную свободу в определении численности учащихся одного класса. Однако учитывая, что площадь учебных кабинетов в большинстве современных школ составляет в среднем 62–64 м2, простой расчет: (64 м2 : 2,5 м2 = 251) показывает, что наполняемость класса не сможет превышать прежний норматив.

Для занятий с использованием персональных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами на одно рабочее место требуется еще большая площадь. Она составляет не менее 4,5 м2, т. е. в этом случае в стандартном учебном помещении невозможно будет разместить всех учащихся одного класса, даже если их число не превышает 25 чел. Если же для повышения наполняемости класса свыше 25 чел. пойти по пути увеличения площади учебных помещений, то это не позволит обеспечить соблюдение других важных гигиенических требований.

Рассмотренные регламенты наполняемости детских групп используются и в санитарных правилах, адресованных дошкольным образовательным организациям. Исключением из этих регламентов являются классы компенсирующего обучения и классы-комплекты в малокомплектных сельских школах, а в детских садах – компенсирующие и разновозрастные группы, а также группы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их предельная наполняемость имеет конкретный норматив, который по понятным причинам всегда ниже, чем для детей в общеобразовательных классах и группах детского сада.

СанПин для начальной школы: требования к учебной аудитории

Новая редакция СанПиН для начальной школы устраняет ранее существовавшие избыточные требования к учебной аудитории. Пересмотрен п. 4.28 в части нормирования высоты помещений. По мнению разработчиков СанПиН для начальной школы, приоритетом является не конкретная высота помещений школы, а соблюдение тех требований, которые касаются воздухообмена в них. Оно может быть достигнуто, не только за счет соблюдения определенной высоты помещений, но и с помощью различных современных инженерно-технических технологий.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Внести следующие изменения в СанПиН 2.4.2.2821-10:

1. Пункт 1.3. изложить в редакции:

«Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

2. По всему тексту санитарных правил:

3. Пункт 3.8. дополнить абзацем вторым следующего содержания:

4. Пункт 3.13. исключить.

5. Пункт 4.1. дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

7. Абзац второй пункта 4.13. изложить в следующей редакции:

8. В пункте 4.21 абзац второй изложить в следующей редакции:

13. Первое предложение абзаца четвертого пункта 5.7. изложить в следующей редакции:

«5.19. Вместимость малокомплектных общеобразовательных организаций определяется заданием на проектирование.

5.19.1. При проектировании малокомплектных общеобразовательных организациях, обязательный набор помещений включает: гардероб; учебные кабинеты; столовую; санитарные узлы (раздельно для обучающихся и персонала); рекреации; помещение для хранения уборочного инвентаря; помещения медицинского назначения (кабинет врача для осмотра детей, процедурный кабинет); спортивный зал, помещение снарядной; административно-хозяйственные помещения, актовый зал и библиотеку. При спортивных залах оборудуются раздельные для мальчиков и девочек душевые, туалеты.

5.19.2. Спортивный зал, столовая, технологические мастерские для мальчиков, гардероб размещаются на первом этаже. Допускается размещение гардероба в цокольном этаже задания.

При проектировании общеобразовательной организации помещения раздевальных при спортивном зале предусматриваются площадью не менее 14,0 каждая.

5.19.3. В составе производственных помещений пищеблока предусматриваются следующие помещения: обработки овощей, заготовочный и горячий цеха, моечная для раздельного мытья столовой и кухонной посуды.

Хранение пищевых продуктов и продовольственного сырья должно осуществляться в помещениях кладовых (для овощей, сухих продуктов, скоропортящихся продуктов). При организации ежедневного поступления пищевых продуктов и продовольственного сырья допускается использование одного помещения кладовой.

5.19.4. Содержание и организация работы столовой в части объемно- планировочных и конструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания, в том числе формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, организации питьевого режима, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению необходимой документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.

Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся в организации*.

5.19.5. Поверхность стен, полов и потолков помещений медицинского назначения (кабинета врача для осмотра детей и процедурного кабинета) должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфекционными средствами. Используемые панели должны иметь гладкую поверхность.

Площадь кабинета врача предусматривается не менее 12 , процедурного - не менее 12 .

В помещениях медицинского назначения должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Помещения должны иметь естественное освещение.

Искусственная освещенность, источник света, тип лампы принимаются в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

17. Пункт 8.5. изложить в следующей редакции:

18. В пункте 10.1. абзац второй изложить в следующей редакции:

«Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

19. Пункт 10.5. изложить в редакции:

«Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице 3.

Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся

Классы Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)* Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)**
при 6-ти дневной неделе, не более при 5-ти дневной неделе, не более Независимо от продолжительности учебной недели, не более
1 - 21 10
2 - 4 26 23 10
5 32 29 10
6 33 30 10
7 35 32 10
8 - 9 36 33 10
10 - 11 37 34 10
Примечание: * Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. ** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий.

23. Пункт 10.6. дополнить абзацами седьмым, восьмым, девятым, десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

- для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;

25. Пункт 10.10. изложить в редакции:

«Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).

В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

- полдника и прогулок для всех учащихся;

26. Название четвертой графы таблицы 5 пункта 10.18 изложить в следующей редакции:

27. Пункт 10.18. дополнить абзацами пятым, шестым и седьмым следующего содержания:

«Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5-11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренаж).

28. Пункт 10.20. изложить в следующей редакции:

29. Пункт 11.9 изложить в следующей редакции:

Обзор документа

Скорректированы Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Установлено, что на территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в т. ч. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплено, что при проектировании и строительстве нескольких зданий общеобразовательной организации, находящихся на одной территории, должны предусматриваться отапливаемые (теплые) переходы из одного здания в другое. Неотапливаемые переходы допускаются только в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

При гардеробных теперь должны предусматриваться скамейки.

Установлены требования к малокомплектным общеобразовательным организациям.

До внесения изменений предусматривалось, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Теперь количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в т. ч. удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

Пересмотрены гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся.

Поправками допускается проведение сдвоенных уроков физкультуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Определена продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках. Для 1-2 классов это не более 20 минут, для 3-4 классов - не более 25 минут, для 5-6 классов - не более 30 минут, для 7-11 классов - 35 минут.

Установлено, что должностные лица и работники общеобразовательных организаций, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при трудоустройстве и далее с периодичностью не реже раза в 2 года.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.

Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:

  • для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей

Максимально допустимая недельная нагрузка

в академических часах

при 6-дневной неделе,

при 5-дневной неделе,

Организация профильного обучения в 10 - 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

  • для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
  • для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
  • для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.


Продолжительность урока (пункт 10.9.)

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 - 80%.

Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый).
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).


В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:

  • полдника и прогулок для всех учащихся;
  • полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.

Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.


Учебная нагрузка в школе с каждым годом становится все больше, что негативно отражается на физическом и психологическом здоровье учеников. Поэтому законодательными актами четко установлены нормы для каждого класса по количеству занятий и их продолжительности. Родителей дошкольников часто волнует вопрос, сколько длятся уроки в 1 классе, ведь дети 6-7 лет очень быстро устают. Их продолжительность, как и количество, строго регламентируются образовательными стандартами.

Учебная нагрузка в 1 класса: по четвертям.

Ребенок, только пришедший в школу из детского сада, должен пройти адаптацию к новому учебному графику. Даже если в дошкольной образовательной организации проводились занятия или будущий ученик посещал подготовительные курсы, ему все равно будет трудно в этот период.

Количество занятий зависит от времени обучения. Законодательно установлено, что с первоклассниками должно проводиться:

  • в 1 четверти – 3 урока;
  • во 2 четверти – 4 урока.

При этом важно обратить внимание на то, сколько длится урок в 1 классе.

Он длится столько же, сколько и занятие, но в это время не допускаются учебные нагрузки, а только физическая активность.

Сколько уроков в 1 классе: по Санпин, в 1 и 2 четверти, должно быть.

Во втором полугодии у первоклассников устанавливается 5-дневная учебная неделя с 4 уроками ежедневно.

Длительность занятий составляет 40-45 минут, и зависит от режима, установленного в школе.

При этом до конца учебного года остается динамическая пауза, проводимая на усмотрение учителя. Допускается, что в один из дней может проводиться 5 уроков, за счет занятия физкультурой.

Согласно Санитарным правилам в недельном расписании любого года обучения, в том числе и в 1 классе, должно быть не менее 2 занятий физической культуры.

Это условие должно выполняться с начала года. Соответственно, и в период адаптации первоклассники смогут заниматься физической культурой.

По СанПину рекомендуется чередовать сложные предметы с более простыми. Например, занятия музыкой или ИЗО с математикой и чтением. При этом, наиболее сложные предметы должны ставиться в расписании на второй урок.

Это связано с тем, что психологи отмечают, что именно в этот период у школьников замечен пик психологической активности, сосредоточения внимания.

Также сложные предметы рекомендуется проводить в 1 классе во вторник, среду, когда первоклассники еще не сильно переутомлены.

Внеурочная деятельность.

Помимо того, сколько уроков в 1 классе по СанПиН, законодательством предусмотрена и внеурочная деятельность для школьников.

Посещение уроков по внеурочной деятельности — добровольное.

обязательна ли внеурочка в 1 классе

Она может проводиться как в самом образовательном учреждении, так и в Центрах детского творчества, Школах искусств и пр.

Кружки и секции родители могут выбирать самостоятельно, исходя из того, что предлагается в школе.

Здравствуйте. Дали расписание первоклассников на второй модуль и по нему дети находятся в школе с 9-00 до 13-30 вместе с внеурочной деятельностью. Причем есть динамическая пауза на 40 минут во время которой обед. Подскажите, пожалуйста, насколько соответствует это требованиям санпин и куда обращаться с этим вопросом помимо школы? Спасибо.

Добрый день! Внеурочная деятельность в школе по желанию родителей, если вы считаете, что это большая нагрузка, то вы имеете право отказаться от посещения. В 1 классе по 4 урока, один день в неделю 5 уроков - по СанПину.

Здравствуйте! В 1классе во 2 четверти вводят предметы "мой мир" и "проектная деятельность". Проводятся дистанционно. Получается 4 дня по 5 уроков, 1 день - 4 урока. Насколько это провомерно? Богородицк.

Дистанционной формы образования в школе не существует по закону. Все уроки проводится только очно. Посещение внеурочной деятельности по желанию ребенка и его законных представителей.

Учеба в первом классе: требования к организации занятий.

Учебный процесс в первом классе отличается от последующих годов обучения, так как именно в этот период ребенок только привыкает к школе.

Поэтому важно максимально сохранить его физическое и психическое здоровье, а также не снизить мотивацию к занятиям.

Учебно-воспитательный процесс в школе для первоклассников должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Обучение в первый год проходит в безоценочном режиме. Некоторые учителя вводят свою систему рейтинга, однако, она не должна включать низких отметок.
  2. Домашние задания в 1 классе не предусмотрены. Также встречается, что учителя нарушают это правило, считая, что ребенок должен привыкать к учебной нагрузке. Но требовать выполнение дополнительных упражнений во внеучебное время со стороны педагога неправомерно.
  3. В начальных классах, в том числе и первом, не разрешено проводить сдвоенные уроки.
  4. В первый год обучения рекомендуется организовывать в школе группу продленного дня, где учащиеся смогли бы отдохнуть после занятий и совершить прогулку на свежем воздухе.
  5. Первоклассники должны учиться только в 1 смену. Другой режим обучения для них строго запрещается.

Группа продленного дня организовывается далеко не в каждой школе, что связано с высокой загруженностью учреждений.

В большинстве образовательных организаций, особенно в крупных населенных пунктах, для проведения занятий вне учебного времени не хватает кабинетов из-за большого количества учащихся и классов.

Поэтому сами родители должны позаботиться о том, чтобы первоклассники соблюдали режим, правильно чередовали время отдыха и учебы.

Занятия в 1 классе начинаются 1 сентября и заканчиваются в конце мая. Учебный год не должен превышать 32 недели.

Для первоклассников помимо стандартных каникул предусматриваются дополнительные, которые длятся неделю и проводятся в феврале.

Заключение.

В некоторых школах помимо уроков предусмотрены занятия с психологом. Специалист изучает уровень адаптации детей, мотивацию к школьному обучению и другие параметры. Все исследования должны проводиться исключительно с согласия законных представителей.

По окончанию адаптационного периода психолог должен ознакомить родителей с результатами тестирований и рекомендациями по каждому ученику.

Это поможет улучшить психологическое состояние первоклассника, а также облегчит процесс привыкания к новому режиму обучения в школе.

Читайте также: