Нечто серьезное чехов краткое содержание

Обновлено: 12.06.2024

В рассказе “Тоска” А. П. Чехов изображает образ “маленького человека”. Таким персонажем выступает главный герой – извозчик Иона.

По сюжету произведения у Ионы умирает сын, и старику хочется поделиться с кем-нибудь своим несчастьем, но людей вокруг это не интересует. В итоге извозчику приходится делиться горем со своей рабочей лошадкой – она единственное существо, способное выслушать героя.

Извозчик Иона и его лошаденка стоят под снегом в ожидании клиентов. Они вышли на работу уже довольно давно, но никому услуги извозчика не понадобились. К повозке подходит военный и просит довезти его до Выборгской. Старик-извозчик охотно соглашается и они начинают свой путь.

Недавно Иона потерял единственного сына, он одинок и ему совсем не с кем поделиться своим горем. Иона пытается заговорить с пассажиром об этом, тот слушает и задает вопрос о том, как же умер сын, исключительно ради приличия. Извозчик понимает это и решает больше не надоедать военному. Доставив того до нужного места, кучер снова остается один, в томительном ожидании очередного клиента.

Следующими его пассажирами становятся молодые люди, они платят мало, но это лучше, чем ничего. Извозчик начинает очередную поездку – пассажиры громко ругаются и ведут себя неспокойно. Бранят Иону, что он тихо едет. Извозчик предпринимает еще одну попытку поделиться своим горем, но молодые люди быстро теряют к старику интерес, когда понимают, что добрались. Заплатив двугривенный оставляют Иону в одиночестве.

Извозчик видит дворника и, подъехав к нему, начинает беседу, но мужчине не до разговоров – он прогоняет Иону, даже не пытаясь выслушать.

В глубочайшем отчаянии герой идет в конюшню, посмотреть, все ли в порядке у лошади. Уже неделя прошла со смерти сына, а кучер так никому и не смог высказаться. Забывшись, Иона начинает рассказывать о своем горе лошади и изливает ей всю душу.

Главные герои и их характеристика:

  • Иона Потапов – убитый горем извозчик, который недавно потерял единственного сына. Он опечален и пытается услышать доброе слово, утешение, но никого не интересует его беда. Отзывчивый и кроткий человек.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Молодой извозчик – мужчина, встретившийся Ионе в ночлежке. Ему, как и всем, не было интересно слушать о беде главного героя. Отрешенный человек, уставший от работы.
  • Военный – первый за день клиент Ионы. Равнодушный мужчина. Всем видом показывает, что ему безразличны проблемы Ионы.
  • Дворник – прохожий, встретившийся Ионе. Грубый человек, бесцеремонно прогнавший главного героя.
  • Лошадь Ионы – рабочая лошадь главного героя. Единственный персонаж рассказа, которому Иона смог высказаться от полной безысходности.
  • Трое молодых людей – пассажиры Ионы. Двое высокие, а третий низкий и горбатый. Взбалмошные и шумные молодые люди, разговаривают друг с другом на повышенных тонах. Тоже не захотели слушать Иону.

Антон Павлович Чехов

Автор: Антон Павлович Чехов

Извозчик Иона и его лошадь томятся, ожидая пассажиров. Падают крупные хлопья мокрого снега, работать они начали еще до полудня, но пока безуспешно. Наконец, им попадается военный. Мужчина садится в сани, и они начинают свой путь до Выборгской. Прохожие то и дело бранятся, когда повозка приближается к ним, боясь оказаться под лошадью. Пассажир-военный тоже делает ему замечание, указывая на то, что стоит держаться правее, чтобы никого не задеть. Иона молча, соглашается и продолжает путь.

Старик в отчаянии – недавно у него скончался сын, и ему хочется поделиться с кем-то своим несчастьем. Поэтому Иона обращается к пассажиру, но замечает, что “барину” совсем не интересно. Тогда опечаленный старик замолкает и, доехав до места назначения, снова погружается в гнетущее ожидание.

Через несколько часов у повозки появляется компания молодых людей. Они предлагают старику-извозчику совсем небольшую сумму, но тому ничего не остается, как согласиться довезти и их. Пассажиры ведут себя шумно, бранят Иону и его лошадку, но старик пытается игнорировать их, монотонно выполняя свою работу.

Молодые люди интересуются семейным положением извозчика, на что тот признается, что после смерти сына, его жена – это могила. В душе старика появляется надежда на то, что кто-то разделит с ним его горе. С готовностью рассказать, как же он потерял сына, Иона оборачивается, но пассажиры замечают, что приехали и стремительно покидают повозку. Им становится не до беседы с извозчиком. Иона снова остается один на один со своими тяжелыми мыслями и чувствами.

Заметив дворника, герой обращается к нему и делает очередную попытку завести разговор, но мужчина, даже не вникает в то, что говорит ему извозчик и грубо указывает на то, что Иона встал в неположенном месте и ему лучше отъехать.

Еще более опечаленный, старик отправляется на постоялый двор, где обычно ночует. Вокруг огромной печи спят люди, Иона идет к ним, присаживается и пытается согреться у огня.

Один из постояльцев неожиданно просыпается от жажды. Иона предлагает ему питье, и тот, напившись, снова ложится. Старик совершает очередную попытку заговорить с новым знакомым, но замечает, что тот уже провалился в сон, натянув одеяло на голову.

С момента смерти сына прошло уже больше недели, а Иона никак не найдет человека, способного искренне ему посочувствовать. Иона хочет поведать собеседнику каждую деталь, как следует излить душу. Ему хотелось бы, чтобы собеседником оказалась женщина, она смогла бы проникнуться его бедой по-настоящему.

Иона отправляется в конюшню, проверить лошадь. Он пытается думать обо всем, кроме сына – сейчас герою особенно невыносимо. Извозчик вслух размышляет о том, что стал слишком стар для своей работы, а вот сын совсем молодой – ему бы “работать и работать, жить бы, а он взял и умер”. Увлекшись, герой выкладывает все, что его тревожит, лошади. Оказалось, что только она способна выслушать его.

История создания произведения.

Рассказ “Тоска” появился на свет в 1886 году и впервые напечатан в “Петербургской” газете, в разделе “летучие заметки”.

Когда Антон Павлович Чехов написал этот рассказ, ему было всего 26 лет и он публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.

Автор не упоминал, как ему пришла на ум идея создания “Тоски”, но критики и литературоведы полагают, что Чехов вдохновился тоской и одиночеством, которые ему навеяли Петербургские вечера, во время его первого визита в столицу.


О составляющих сообщества любителей сценического искусства и равно о тех, кои, зная о существовании таковых сообществ, не доносят о том, куда следует.

О тех, кои, не имея таланта и дарования, ради корысти, суетной славы или другой личной выгоды, позволяют себе на публичных концертах и семейных вечерах петь романсы или куплеты. (Для таковых самой лучшей исправительной мерой может служить намордник.)

О гимназистах, употребляющих в любовных письмах цитаты из известных авторов (Прудон, 2 Бокль и проч.) без указания источников.

О болеющих писательским зудом и изолировании таковых от общества.

О постройке за городом на счёт земства толстостенных зданий специально для девиц, уличаемых в злоупотреблении гаммами.

Об изгнании из отечества лиц, кои, выдавая себя за женихов, обедают ежедневно на счёт отцов, имеющих дочерей.

О предании рецензентов суду за лихоимство.

О статских советниках, присваивающих себе титул превосходительства.

О педагогах, занимающихся лесоистреблением.

О девицах, из каких-либо видов скрывающих свой возраст.

О браке муз с безумными и сумасшедшими поэтами.

Книга загружается. Пожалуйста, подождите несколько секунд.

О составляющих сообщества любителей сценического искусства и равно о тех, кои, зная о существовании таковых сообществ, не доносят о том, куда следует.

О тех, кои, не имея таланта и дарования, ради корысти, суетной славы или другой личной выгоды, позволяют себе на публичных концертах и семейных вечерах петь романсы или куплеты. (Для таковых самой лучшей исправительной мерой может служить намордник.)

О гимназистах, употребляющих в любовных письмах цитаты из известных авторов (Прудон, Бокль и проч.) без указания источников.

О постройке за городом на счет земства толстостенных зданий специально для девиц, уличаемых в злоупотреблении гаммами.

Об изгнании из отечества лиц, кои, выдавая себя за женихов, обедают ежедневно на счет отцов, имеющих дочерей.

Для перехода между страницами книги вы можете использовать клавиши влево и вправо на клавиатуре.

Антон Павлович с самых ранних лет был приучен к труду, что в дальнейшем помогло ему добиться успеха в жизни. Его отец был добрым, но справедливым. Он приучил юного Антона Павловича к труду. Юный писатель был вынужден работать уже в возрасте 8 лет. Он помогал по хозяйству своему отцу, хотя помощь в первое время не была очень ощутимой, но сам факт этого говорил о характере Антона Павловича. Также, он с ранних лет пел в церковном хоре. Это занятие было по душе юному писателю. Кроме того, отец был доволен тем, что Антон Павлович занимается пением в хоре и помогает по хозяйству. Кроме ведения рутинных домашних дел, юный писатель ещё помогал отцу в его лавке. Выполнял мелкие поручения, подметал, вытирал пыль и мыл полы.

Немного повзрослев Антон Павлович отправляется учиться в школу. Школа считалась греческой, что говорило о подходе к обучению. Школу юный писатель закончил вполне успешно. Навыки, которыми он овладел в детстве, такие как - трудоголизм и упорство помогли ему справится со стрессами и сложностями обучения. Талант автор начал пробиваться уже в школьные годы, но ещё был на стадии развития. Далее Антон Павлович поступил в медицинский университет. Университет он закончил с отличием, кроме того получил необходимые знания и навыки. После окончания учебы он не мог устроиться на постоянную работу, что вынуждало его подрабатывать. Антон Павлович был приучен к труду и не стеснялся любой работы, поэтому он работал, как по специальности, так и разнорабочим.

Творчество Антона Павловича началось на первом курсе института. Его творения были предназначены для людей старшего поколения. Он писал очень глубокие и проникновенные произведения. По его творениям до сих пор ставят пьесы. Кроме того, его произведения до сих пор являются в какой-то степени эталонными и ставятся в пример.

Это произведение А. П. Чехова особенно интересно тем, что оно ведется от лица террориста. Главный герой – это революционер, который держит свои мотивы в тайне и находится под прикрытием, однако настоящей его целью является убийство.

Такая тема была очень популярна в 1880-ых годах (когда Чехов и начинал работу над рассказом), ведь в России все сильнее накалялась политическая обстановка и развивались революционные настроения. Они, собственно, и вылились в гражданский переворот и свержение монархии в 1917 году.

Прочитать Рассказ неизвестного человека краткое содержание можно ниже.

Герои рассказа

Центральным персонажем произведения является тот самый Неизвестный человек – Степан. Он работает лакеем в доме столичного чиновника Орлова, однако на самом деле он вовсе не тот, за кого себя выдает.

Сам Орлов – уставший от жизни человек, которому претят все земные радости. Он живет вместе со своим отцом, престарелым крупным сановником. У Орлова есть любовница – Зинаида Федоровна, властная женщина, которая ждет от него ребенка.

Произведение написано от первого лица. Рассказчиком выступает Степан.

Он нанялся прислугой в дом чиновника Орлова. Его новый работодатель был состоятельным и влиятельным человеком, однако работа и специфический образ жизни наложили на него особенный отпечаток – он стал циничным и во всем разочарованным. Однако какие-то радости у него остались, и последствием этих радостей становится переехавшая без позволения в дом Орлова Зинаида Фёдоровна.

Оказывается, Зинаида намеренна порвать с нынешним мужем и строит планы на счастливое будущее со своим любовником. Она начинает перестраивать все в доме на свой лад, наводит новые бытовые порядки и готовится к тому, чтобы рожать Орлову детей. Тот ничего этого не хотел, но все же любовницу принимает. Они начинают вместе жить.

Тем временем раскрываются настоящие мотивы рассказчика. Степан – совсем не простой слуга, он образованный дворянин, который увлекся революционными идеями. Он состоит в тайной группе, которая хочет уничтожить Орлова-старшего. Именно за этим Степан и устроился прислуживать в этот дом – ему нужно убить отца своего работодателя. Однако, когда он знакомится с ним, то видит, что бывший сановник – уставший, дряхлый и слабый человек.

Тем временем Орлову явно приелась жизнь с Зинаидой Федоровной. Он все время врет ей, подолгу не ночует дома и вовсе не обращает внимание на ее беременность. Степан берет на себя смелость написать Орлову гневное письмо с обвинениями в неподобающем отношении к своей женщине. В итоге Степан увозит Зинаиду в Италию.

Все заканчивается тем, что Зинаида рожает ребенка Орлова, а потом умирает. Предположительно – она сама себя отравила, так как устала от общества безответственных и слабых мужчин.

Степан начинает растить дочку Орлова и Зинаиды, но он смертельно заболевает чахоткой. Чувствуя приближающуюся кончину, он отдает девочку отцу – больше ему ничего и не остается.

Читайте также: