Небо самолет девушка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня я хочу поговорить о двух фильмах, снятых по пьесе Эдварда Радзинского с дистанцией в 44 года. В первом главные роли исполнили Татьяна Доронина и Александр Лазарев, во втором - Рената Литвинова и Дмитрий Орлов (удивительно похожий на Владимира Вдовиченкова - натурально как брат-близнец).

Сценарий к фильму "Еще раз про любовь" (1968) написал Эдвард Радзинский, адаптировав к кино свою пьесу "104 страницы про любовь". Сценарий фильма "Небо. Самолёт. Девушка" (2002) написала Рената Литвинова, адаптировав пьесу Радзинского к началу нулевых.

Режиссёр первого фильма - Георгий Натансон, уже известный к тому времени по фильмам "Шумный день" и "Старшая сестра ". Режиссёр второго - Вера Сторожева, дебютантка большого кино.

Здесь следует остановиться и вспомнить, что обе актрисы - как Доронина, так и Литвинова - дамы манерные, и эта их особая стилистика одним нравится, а у других вызывает сильное отторжение. Мне манерность Дорониной категорически не нравится, однако я её считаю талантливой актрисой.

Она великолепна, например, в "Мачехе" (и, на мой взгляд, это лучшая роль Татьяны Васильевны), и я очень (не побоюсь этого слова) люблю её роль в малоизвестном фильме "Чудный характер" . Во втором случае - потому что её стиль определяет героиню, любой другой был бы неправдой. Ну а в "Мачехе" , наоборот, она постаралась притушить манерность.

Но вот в "Еще раз про любовь" . нет, нет и нет. Здесь мне Доронина не то, что не нравится, но и вообще раздражает - впрочем, ровно так же раздражает и её героиня, и герой-любовник Евдокимов - фантастический хам.

Я отлично понимаю - почему персонажи пьесы Радзинского были выписаны так, а не иначе: драматург хотел показать людей, отличных друг от друга как лёд и пламень, как небо и земля. Но, к сожалению, пошёл по пути наименьшего сопротивление, а в результате зрители увидели архетипического высокомерного Хама и такую же архетипическую Нимфу-Офелию на стадии обострения.

Но это лишь одна половина того, почему мне не нравится фильм. Вторая половина - несоответствие возрастов актёров и персонажей. Дело в том, что по пьесе герои значительно моложе - и это важно. Да, для фильма часть эпизодов убрали и часть реплик откорректировали. Например, в пьесе Наташа говорит "Я хоЧУ купить мотороллер. вот буду носиться по городу". А в фильме: "Я хоТЕЛА купить мотороллер". Само собой - трудно представить 35-летнюю Доронину, гоняющую на мотороллере. Это в наше время 35 - еще относительная молодость, а тогда - нет.

Кому как, но мне это возрастное несоответствие все время мешает: я из-за этого не верю в данную историю. Кстати, в театре Эфрос ставил спектакль, приглашая на роль Наташи совсем юных девушек - буквально вчерашних выпускниц, и от этого, полагаю, история становилась более реальной.

Или вот, скажем, Феликс по прозвищу Топтыгин (Александр Ширвиндт). Он - бывший Наташи. Это про него она рассказывала своей напарнице Ире-Мышке, говоря о первом, появившимся в 18 лет. Угу. И вот прошло лет 15, никто с тех пор не только не обзавелся семьей (что в принципе редкость для того времени), но даже и новыми возлюбленными. При этом ведут себя так, будто расстались максимум полгода назад.

Но Ширвиндт прекрасен, его монолог, на мой взгляд, - лучший эпизод в фильме. Хотя прав, безусловно, Евдокимов.

Кстати, мы на днях обсуждали фильм "Простая история" и связанную с ним фразу героини "Хороший ты мужик, но не орёл". Ну, вот, Евдокимов - вполне себе орёл получается: не рефлексировал, решительно привёл девушку домой, обхамил, насильно поцеловал, сыграл обиженного - и вуаля! Дама в койке и признаётся в любви. Орёл!

А вы, дорогие читательницы, меня обвиняли в том, что я всё о низменном, женщинам же надобно высокое и красивые слова ))

Но вот еще один герой фильм "Еще раз про любовь" - тоже не орёл, как и Данилов из "Простой истории" . Это Лев Карцев (Олег Ефремов), штурман в экипаже Наташи. Он давно и безнадёжно влюблен в девушку, он ждет, что она когда-нибудь снизойдет, он вежлив и предупредителен, внимателен и надёжен. И он получает заслуженную "награду" - слова "Если и есть у меня друг, то это ты". Не понял парень, что надо хамить.

Любопытно, что в фильме "Небо. Самолёт. Девушка" эту роль играет Михаил Ефремов - и вот насколько отличаются отец и сын! Если, глядя на Ефремова-старшего, я думаю "да какого рожна-то еще Наташе надо?", то Ефремов-младший с совершенно испитой физиономией и странными ужимками вызывает мысль: "Ну, этому надеяться не на что, его из жалости разве что до френдзоны допустят".

И теперь мы плавно перешли к картине "Небо. Самолёт. Девушка" (2002) , снятому по мотивам пьесы Радзинского. Если вы не видели, то сразу скажу - это не ремейк ни в коем случае, это фантазия на ту же тему, но с героями, имеющими другие характеры, а точнее, как сейчас говорят, - другой бэкграунд.

Стюардесса Лара (Рената Литвинова) в ночном кафе знакомится с Георгием (Дмитрий Орлов), журналистом, работающим в горячих точках. Это первое отличие. Второе - Георгий не хам. И не высокомерный. Он - вполне обаятельный парень, и я сразу же верю, что они друг другу понравились.

Литвинова. О, конечно же я верю, что кто-то её люто не переваривает, и отлично понимаю - почему: да по той же причине, почему меня раздражает Доронина. Но мне Рената нравится - она меня завораживает. И я очень хорошо понимаю - почему герои фильма в девушку влюбляются. Она их тоже завораживает.

Удивительно, но это не только моё мнение. Как оказалось, о ней часто так пишут - завораживает, затягивает.

В одной рецензии я прочел:

Фильм действительно неплохой! Некоторым он может показаться шедевром, но это, потому что они не смотрели оригинал.

Автор рецензии не понял. Не потому, что не смотрели оригинал, а потому, что одним нравятся брюнетки, другим - блондинки. В смысле - одним - Доронина, другим - Литвинова. И ни одна из них не хуже другой. Просто они разные.

Но есть еще один момент: фильм Литвиновой-Сторожевой не про любовь - он про смерть. Потому что "люди такие смертные, такие беззащитные".

Но если вы терпеть не можете Ренату - не смотрите, конечно: вас будет раздражать.

Шедевр ли? Не знаю. Но пока я писал эту статью, я его посмотрел два раза - и каждый раз не мог оторваться.

О чем фильм

Смысл фильма

Сюжет прост как небо над головой. Она – странная до странности Женщина (Лара), он – мужественный до жесткости Мужчина (Георгий). Он работает в банке, она – стюардесса. Однажды они приходят каждый в своем одиночестве в кафе и знакомятся, потому что больше в этом кафе никого нет, кроме бармена Вани. Они начинают встречаться. Она любит его, он ее – не очень, но нуждается в этой женщине. Весь фильм – череда свиданий и расставаний. Странно то, что его жизнь почти не показывают, а ее — довольно активно. Работа в небе, влюбленный безнадежно командир экипажа, страшненькая подружка-коллега, которой не везет в личной жизни больше, чем главной героине, города, меняющиеся с калейдоскопической скоростью, ее небо. Небо — единственный спецэффект фильма — оно меняется вместе с настроением героини. Есть еще бывший возлюбленный Лары, который живет с ней в одном доме.

Лара любит Георгия не умозрительно, а по-настоящему беспокоится за него. Отношения развиваются странно, но однажды он назначает ей свидание в незнакомом городе. Она приезжает, а он – нет. Как выяснилось, она должна была дождаться его второго вызова, но прилетела по первому. Тут происходит настоящее признание, и он понимает, что тоже ее любит. Теперь Георгий назначает ей свидание и впервые ждет ее с цветами. Вместо нее прибегает коллега Лары и говорит, что Лара не придет: она погибла во время частного рейса, спасая пассажиров. Конец фильма.

Художественные особенности и отличие от оригинала

Если оригинал был сентиментальным и трогательным, то ремейк – прост до безобразия, чем слегка пугает. Единственное, что выделяется в обоих фильмах – это женский образ. Здесь нет спецэффектов, есть лишь небо, которое меняется вместе с эмоциями героини: оно то хмурое, то ясное…

Еще одна особенность — название. Это лишь комментарий к картинкам, подчас, правда, тусклым. Сначала картинка неба, потом картинки самолета, потом картинка девушки, которая в конце пропадает навсегда.

Здесь действительно нет ярких красок и все безыскусно. Познакомились – почти сразу же в постель. Главная героиня – часто заплаканная и походит на альбиносУдалить изображение записиа. Главный герой – мужчина в квадрате, почти в кубе – здоровенный, малоэмоциональный, живущий по правилам.

Чем ближе финал, тем больше простая история любви превращается в единственный объект восприятия, без неба и самолета, только девушка и мужчина. Играют просто, как и в начале фильма, лишь обморок главного героя выпадает из схемы. Но и он натуральный, мужской, без истерики. Это просто любовь без примесей. Здесь все тоже просто: он любит ее до обморока, она его до смерти.

Стоило ли в начале 2000-х снимать такие простые мелодрамы? Да, стоило, ведь это было время снобизма, когда интеллигенция, как и в 1960-е, стремилась казаться сложной: было модно быть умным. Эта тенденция повторилась несколько лет назад, но сейчас снова сошла на нет, кстати, но речь не об этом…Создатели сделали все, чтобы пьеса из 1960-х органично смотрелась в 2000-х, поэтому все пришлось упростить.

Как снимали фильм? Как приняли ленту критики? И почему Рената Литвинова решила сняться в этой мелодраме?

Это история мужчины и женщины, которые встретились однажды в кафе аэропорта. Он – тележурналист, его жизнь – сплошные командировки. Она – бортпроводница, которую мало что может удержать на земле.

Их любовь не вписывается в ежедневные расписания и семейный быт. Но чувства, которым они поддаются, открывают перед влюбленными новые горизонты.

Как снимали фильм? Как приняли ленту критики? И почему Рената Литвинова решила сняться в этой мелодраме?

ИСТОРИЯ УСПЕХА



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Идея переснять классику отечественного кино принадлежит Ренате Литвиновой. Актриса не только выступила в качестве продюсера и соавтора сценария, но и сыграла в ленте главную роль. Как призналась Рената, вдохновила ее на этот поступок народная артистка СССР Татьяна Доронина. Кстати, именно ей создатели и посвятили ремейк.





ЦИТАТЫ ИЗ ФИЛЬМА

— Когда любишь, простить можно все.. Кроме одного. Когда тебя перестают любить. ;

— Жизнь - она такая ужасно короткая, и люди, знаешь, такие смертные, такие беззащитные, и под этими костюмами бьются живые сердца. Мы все так недолговечны;

— Какие у тебя холодные руки!
— Это ценится в женщинах. Я читала: в жару они должны быть холодными, а в холод — горячими.


Актеры

Фильмы режиссера Веры Сторожевой


Если вам нужен фильм про любовь - вот он.
Если вам нужен фильм про женщину - вот он.
Если вам нужен фильм про красоту - вот он.
У меня нет слов, чтобы говорить о Ренате Литвиновой, любого будет мало, потому что она потрясающая, невозможная, невообразимая, удивительная. она.
Всё хорошо - хорошее кино с хорошей историей о хороших людях, где-то может быть и сказка, а разве вы хотели чего-то другого?
Минус - это партнёр Ренаты, не знаю, какой-то невырвзительный, а может просто по фильму так сложилось, что я его герою не симпатизиовал, но потом в конце его просто жаль, как человека, нашедшего Самое Главное и через 10 минут потерявшего. Жаль.


Очаровательная в своей женственной непостоянности, лёгкой безумности, полная рассеянности и фирменной жеманности стюардесса Ла-ра (Литвинова), в которую влюблены исключительно все, находит своего суженого поздно вечером в баре аэропорта - не самом лучшем месте, с точки зрения кармических встреч. Романтические свидания на Арбатской то и дело прерываются вынужденными посадками, опасными взлётами и тренировками чрезвычайных ситуаций на борту, с Её стороны, а также выездами с телегруппой в "горячие точки", с Его стороны. По идеологии режиссёра и студии "Богвудкино", такая череда встреч и расставаний имеет свой бескомпромиссный финал. Совсем не happy.

Замечательные диалоги (сценарий Литвиновой). Оцените гэг с инструкцией об аварийно-спасательном оборудовании в самолёте с глухонемыми пассажирами. Обратите внимание на приметы и прочую астральность происходящего.

Читайте также: