Не проявляет интереса к школьным проблемам стиль

Обновлено: 05.07.2024

Автор вопроса: Анжелика Возраст: 47

На вопрос отвечает психолог Герасименко (Колос) Людмила Николаевна.

Здравствуйте Анжелика, многие родители, у которых есть дети школьного возраста, сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка.

Возможно у Вики не была сформирована психологическая готовность (которая должна появиться еще в дошкольном возрасте ). Психологическая готовность определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Если это так, то надо начинать все сначала, развивать умение преодолевать себя, приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо.

Очень важный период в жизни школьника переход в среднее звено. Появляются новые предметы, учителя, сильно возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В этом возрасте она особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что задают в школе, практически не возможно. Именно поэтому может пропасть интерес к учебе. Научите правильно распределять нагрузку и планировать время.

Дети в таком возрасте учатся только для Вас, ради вашей похвалы и признательности. Не надоедайте ей нотациями, а сделайте ставку на любознательность. Тогда учеба станет для нее радостным открытием и круг интересов постепенно расширится.

Ко всему этому еще у Вашего ребенка начинается переходный возраст. Девочка становится боле чувствительной, часто меняется настроение, отношение к себе, появляется желание, выделится из общей массы сверстников любой ценой. Девочки становятся грубыми, дерзкими, агрессивными.

Надо Вам запостись терпением и спокойствием. Ни при каких обстоятельствах нельзя решать проблемы криком и скандалами. Любую проблему, какой бы неразрешимой она казалась на первый взгляд, следует решать только диалогом с ребенком.

Из Вашего письма не совсем понятно Ваше взаимоотношение с Викой. Я поняла, что у психологов, на комиссии девочка ведет себя иначе, чем с Вами (она может проявлять агрессию, убежать из дома).

Хорошо бы выяснить, что стоит за таким поведением. Что девочка хочет сказать, какая потребность у нее неудовлетворенна. Какие у Вас взаимоотношения: может Вы слишком зациклились на учебе, гонка за успеваемостью, а Вике не хватает доверительных бесед, когда можно просто поговорить, поделиться друг с другом секретами, посмеяться. Расскажите о том, когда Вы были в ее возрасте, какие были проблемы и как Вы с ними справлялись.

Ваш ребенок - это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и Вашем признании ее как самодостаточной.

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Нежелание учиться может проявляться по-разному:

  • открытый протест, отказ от посещения школы;
  • прогулы;
  • снижение успеваемости;
  • невыполнение домашних заданий;
  • психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.

В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.

Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:

  1. Возрастные особенности;
  2. Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
  3. Конфликт с учителем;
  4. Конфликты с одноклассниками;
  5. Неадекватные нагрузки;
  6. Личностные особенности.

Давайте подробно разберем каждую причину.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться , что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

В заключение

Подведем итог: снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям — это нормальные явления в развитии личности подростка. А вот отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по любым причинам — проблема, с которой стоит разобраться и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Низкая мотивация может стать гибельной для успеваемости даже способных и талантливых учеников, ведь если учащемуся неинтересно, то он просто направит свою энергию и таланты в другое русло.

Как учитель может помочь ребёнку?

  • Старайтесь подбирать задания разных уровней сложности, чтобы успевающие ученики не скучали.
  • Прежде чем начать новую тему, убедитесь, что всем все понятно из прошлой. Лучше подчеркнуть, что в недопонимании нет ничего постыдного, и что вы с радостью еще раз объясните сложные моменты.
  • Разнообразие в уроках. Необычная форма занятия, дух соперничества и возможность применения новых знаний на практике помогут детям не потерять интерес к предмету.

Как заинтересовать немотивированных учеников?

Если вы все же столкнулись с проблемой, когда некоторые ученики имеют низкую мотивацию и не проявляют себя на занятиях, самое время смоделировать на уроке ситуацию, в которой они захотят поучаствовать. Вот несколько способов организовать увлекательный урок:

3. Исследовательские работы. Это необязательно должна быть серьезная тема, предполагающая масштабную работу. Подойдет что-нибудь простое и требующее творческого мышления:

Рекомендуйте детям источники, в которых можно найти информацию.

4. Ролевые игры. Ученик рассказывает о себе с позиции литературного героя, а может быть, это будет спор между белым и красным офицером периода гражданской войны? Предложите учащимся взглянуть на историческое событие или научное открытие с точки зрения его участников.

5. Урок-путешествие. Это может быть путешествие по тайге и рассказ о местной флоре и фауне, а может быть клетка крови расскажет об устройстве организма? Вы можете предложить детям уже готовую историю, а можете спрашивать их, что герой-путешественник встречает на своем пути, или почему с ним происходят те или иные события.

6. Жизненные ситуации. Часто дети теряют интерес к предмету, потому то не понимают, как им может это пригодиться в жизни. Смоделируйте для них такие ситуации. Например, ученик выступает в роли главного редактора, а преподаватель дает ему текст с ошибками, чтобы тот их исправил, причем сам он не должен ошибаться, ведь эта статья после него отправляется сразу в печать. Или же ученики — это группа ученых, работающих над новым изобретением. Спросите учеников, какие физические законы они должны учитывать при создании устройства?

Низкая мотивация – явление неизбежное, но вполне поправимое. Попробуйте разнообразить урок, опираясь на вкусы и интересы ваших учеников, чтобы заново вдохнуть в них желание учиться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологическое сопровождение учащихся,

имеющих низкий познавательный интерес к обучению.

1. Школьная неуспеваемость. Виды, причины, факторы.

Под школьной неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения ребёнка не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу). Поэтому критерием для определения неуспеваемости являются неудовлетворительные оценки в конце четверти (за год).Существует несколько типов неуспеваемости:

2. Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

3. Фиксированная неуспеваемость – неуспеваемость выражается в пробелах в знаниях.

4. Скрытая неуспеваемость – выражается не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению.

5. Общее отставание в учении.

6. Отставание по отдельным предметам.

В зависимости от устойчивости отставания выделяют ещё три типа школьной неуспеваемости и причины её возникновения в каждом случае:

Для того, чтобы преодолеть школьную неуспеваемость, необходимо, прежде всего, определить вызывающие её причины. Анализ причин и условий, порождающих неуспеваемость, позволяет организовать эффективную помощь и поддержку неуспевающему ребёнку.

Принято выделять несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:

Физиологический фактор:

Физиологическиепричины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций ЦНС, болезни НС.Школа – очень серьёзный и сложный этап в жизни каждого ребёнка. Задача сохранения здоровья ребёнка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учёбы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Согласитесь, жаль ребёнка с целым портфелем отличных оценок, если у него плохой сон, он раздражителен, если у него синяки под глазами. А ведь это может быть только началом, первым признаком будущих хронических заболеваний.На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечена чёткая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантноеповедение.Эта проблема является очень сложной и неоднозначной. С одной стороны из-за учебных нагрузок ухудшается состояние школьников, а с другой стороны, физическое здоровье ребёнка является одной из возможных причин школьной неуспеваемости.Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди (язва желудка, бронхиальная астма), всё чаще встречаются у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т.д. Часто болеющий ребёнок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив кразного рода нагрузкам (в частности, учебным), менее работоспособен. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину, ведут к пробелам в знаниях, а затем — к школьной неуспешности.

2. Психологический фактор:

Психологическиепричины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.К психологическим причинам неуспеваемости относят, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и др. Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение:

Познавательнаясфера. Для успешного овладения школьниками учебными предметами необходимо формировать у них определённые качества познавательных процессов. Существует определённая взаимосвязь между уровнем проявления некоторых особенностей внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе.Так, для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти. Поэтому целесообразно обучать детей приёмам запоминания, помогающим структурировать и запоминать материал.Некоторые особенности развития мышления также могут стать причиной неуспеваемости. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике.Недостаточный уровень развития внимания – ещё одна причина трудностей при освоении учебной программы. У младших школьников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут, подростки – 40-45 минут, старшеклассники – 45-50 минут.Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений (СДВГ) или результатом ситуативного психологического состояния ребёнка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Однако результат один – чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам.В последнее время всё чаще среди причин неуспеваемости называют особенности восприятия учебного материала учащимися. Для организации эффективного обучения необходимо учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребёнком (зрительный, слуховой, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании (в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребёнок проверяет правильность принятого им решения (например, при написании диктанта).Если у ребёнка хорошо развиты и зрительная, и слуховая, и кинестетическая системы, он может свободно переводить информацию из одной системы в другую, обучение ему даётся легко. Если же ребёнок опирается только на одну из систем, обучение должно строиться в соответствии с этой системой. Рекомендуется объяснять материал ребёнку, исходя из ведущего стиля обучения, затем закреплять с опорой на слабую систему и проверять знания на основе предпочитаемого ребёнком стиля.Стиль школьного обучения меняется от класса к классу (начальная школа – кинестетический, средняя – аудиальный, старшая – визуальный), в связи с этим успешным будет тот ребёнок, у которого развиты все три системы. Поэтому, для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.

Мотивационнаясфера. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности: овладение операциями мышления возможно только при наличии определённых мотивов.Отношение ребёнка к учению, то есть учебная мотивация, играет здесь решающую роль. Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. К внешней мотивации относят всё то, что лежит вне самой деятельности: необходимость учиться, т.к. все в этом возрасте учатся; желание получить одобрение окружающих, в частности родителей; внешний контроль; общение со сверстниками и т.п. К внутренней мотивации – получение знаний и сам процесс обучения.Изучение отношения детей к школе, мотивов обучения, познавательных потребностей школьников свидетельствует о том, что уровень учебной мотивации школьников снижается к младшему подростковому возрасту, а также наблюдается переход учебной мотивации во внешнюю.Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся лишают мотивации не принимающие их учителя, родители, сверстники, обучающиеся более быстро, и сами учебные материала, ориентированные на другие типы учащихся. Таким образом, причиной неуспеваемости становится причина не психологического, а социально-бытового характера.Педагоги и родители должны формировать у детей мотив достижения, создавать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка.

3. Социальный фактор:

Педагогическиепричины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.

2.Этапы работы с неуспевающими детьми. Немаловажным аспектом в работе с учащимися, имеющими проблемы с успеваемостью, является работа с родителями ребенка. Для того чтобы был получен желанный результат, необходимо, чтобы с ребенком постоянно проводилась работа, как в школе, так и дома. Коррекционно-развивающая работа осуществляется педагогом-психологом в образовательном учреждении, но и дома необходимо, чтобы родители выполняли определенные рекомендации, а именно: уделять ребенку больше свободного времени, повышать его самооценку, хвалить за малейшие достижения, выполнять совместно с ребенком домашнее задание, контролировать режим дня и обеспечить ребенку оптимальное питание.

Работа с учащимися, имеющими проблемы с успеваемостью, осуществляется следующим образом:

1.Диагностика, сбор информации. На данном этапе составляется так называемый анамнез, собирается вся необходимая информация о ребенке. С этой целью проводится ряд бесед:— с родителями ребенка; Выясняются особенности развития ребенка на разных этапах развития: внутриутробный период и течение беременности, роды; период младенчества; дошкольный период.— с классным руководителем; Во время беседы выясняется, как ребенок общается со сверстниками, с одноклассниками; какой имеет социометрический статус в классе; как общается с учителями.— с социальным педагогом ;Выясняется состав семьи ребенка и социально-бытовые условия проживания.Помимо данных бесед проводится диагностика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка с целью выявления основной причины неуспеваемости. На каждого учащегося составляется психолого-педагогическая карта куда записываются все полученные результаты диагностик. Далее родителям ребенка предоставляется полученная информация вместе с рекомендациями по дальнейшей работе. Осуществляется выбор коррекционно-развивающей программы.

3.Повторная диагностика. На данном этапе проводится повторная диагностика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, с целью определения результативности проведенной коррекционной работы. Аналогично после повторной диагностики полученные результаты сообщаются родителям.

Памяткапо оказанию дифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности

Памяткапо оказанию дифференцированной помощи учащимся,

не желающим учиться

Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?Задача педагога в этом случае:· помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;· развивать ответственность;· поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:

решение проблемных ситуаций;

использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;

связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;

организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.

Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал.

1. Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё получалось сразу (подумайте, так ли это было на самом деле?).

2. Не старайтесь подменять собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

3. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня вашего ребёнка проконсультируйтесь с психологом.

4. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например ищите нужные книги в библиотеке или информацию в Интернете. Но не делайте это вместо ребёнка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

Отсутствие интереса к учению – одна из главных проблем школьного образования.

Одной из главных проблем школьного образования является то, что огромное количество учащихся всех звеньев обучения теряют желание учиться, а число имеющих ситуативные, аморфные, нестойкие интересы, увеличивается.

В то же время дети, инертные в школе, активно стремятся к проявлению себя в других жизненных сферах, никак не связанных со школой. Инертность, пассивность таких детей приводит в конечном итоге к отставанию по тем или иным предметам из-за невооруженности необходимыми навыками и умениями, приводит к уклонению от учения и сопровождается снижением познавательного интереса.

Кроме того следует иметь в виду, что на отдельных учащихся, стремящихся как-то выделиться в положительную сторону во время учебных занятий, могут негативно повлиять одноклассники или же сверстники, с которыми они чаще всего сталкиваются в своей повседневной жизни.

Правда, он тут же указывает на то, что не следует переоценивать влияние сверстников – это означало бы признать собственную педагогическую беспомощность.

Переоценивать, безусловно, не следует, но и недооценивать тоже нельзя. С этим негативным влиянием сталкиваются все педагоги, и не всегда удается этому помешать.

Так, где же найти пути решения этой проблемы? Как вернуть интерес к учению тем, кто его потерял? Конечно, здесь может помочь и содержание учебного материала. Если его обновить и нужным образом преподнести, то это может вызвать у учащихся удивление, например, к новым открытиям, или уважение к науке или ее представителям, что так или иначе будет способствовать пробуждению интереса. Кстати, Г.И. Щукина в своей книге отмечает несколько таких путей, основанных на содержании учебного материала. Среди этих стимулов она называет новизну самого материала, остранение, исторический подход к содержанию знаний, показ достижений современной науки и др. Но, несомненно, более важным и сейчас более востребованным современной школой являются два источника стимуляции познавательных интересов. Г.И Щукина, в частности, среди стимулов, связанных с организацией познавательной деятельности учащихся, акцентирует внимание на следующих: многообразии форм самостоятельной работы, овладении новыми способами познавательной деятельности, проблемности в обучении, элементах исследования, а среди стимулов, вытекающих из отношений учащихся и учителем на уроке, она называет эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся, педагогический оптимизм учителя, поддержка начинаний учителя учениками, соревнование. [50; 51; 52; 53].

Как же сподвигнуть детей вести себя более активно на уроке? Причем речь идет о такой активности , которая была бы нацелена на развитие личности, на приобретение знаний, умений, навыков.

Но процесс обучения в школе на уроке строго регламентирован, вставлен в определенные рамки, это и объем информации, которую нужно усвоить, это этапы урока, которые нужно пройти, это контроль и т.д. Можно ли эти рамки раздвинуть, видоизменить с тем, чтобы учащимся на уроке дышалось свободнее, чтобы они ощутили себя активными участниками учебного процесса, субъектами деятельности на уроке?

В ряде исследований изучалась эффективность этих путей. З.И. Камыкова [22] и Г.В. Кирия [24] независимо друг от друга пришли к одним и тем же выводам. На первом этапе усвоение происходит быстрее в тех условиях, когда даются готовые указания, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются относительно новые задачи, когда требуется самостоятельно приложить знания к решению задач, преимущество явно оказывается на стороне проблемных методов.

Таким образом, решение проблемы включенности ученика в учебный процесс как активного его участника, преодоление инертности, отсутствия интереса к учению лежит на пути признания за ним его неповторимости как личности, которая может и должна проявить весь заложенный в ней потенциал в процессе деятельности на уроке. Образование должно ориентироваться на такую личность, стать личностно-ориентированным.

Основная задача личностно-ориентированной педагогики заключается в том, чтобы развить способности ученика. Из этого следует, что здесь она пересекается с концепцией развивающего обучения.

Учебный процесс, так же как в при развивающем обучении, здесь при личностно-ориентированном подходе нужно строить не от обучения к учению, а от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию.

Проектирование личностно-ориентированного обучения предполагает признание ученика основным субъектом процесса обучения, определение цели проектирования – развитие индивидуальных способностей ученика, определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика, его направленного развития.

Читайте также: