Не готовность к школе

Обновлено: 08.07.2024

На днях мне пришло письмо читателя Valentinka. Женщина задала вопрос о готовности сына к школьному обучению.

Что значит готовность к школе

Я понимаю чувства родителя, которому сказали, что его ребёнок не может в текущем году пойти в первый класс. Почему-то это воспринимается многими, как личное оскорбление.

В идеале, психолог должен был объяснить ситуацию. И я даже допускаю, что пытался это сделать. Просто некоторые родители не хотят слушать никаких объяснений.

Проблема в том, что большинство понимают готовность к школе, как совокупность умений читать, писать, развитость интеллекта и т.п. На самом деле, детская психология более тонкая и требует понимания развития психических процессов в каждом возрастном периоде.

В определённый период развития (от трёх примерно до 7-летнего возраста) у детей преобладает игровая деятельность. С 7 лет ведущей (основной) становится учебная. Правда если учесть, что все дети разные, интерес к учёбе просыпается у каждого в своё время.

Как определить

Родители могут сами понаблюдать за ребёнком. Даже если он играет в обучение, это ещё не значит, что его привлекает учёба. Дошкольники любят имитировать работу взрослых, в том числе учителя. Можно спросить ребёнка, что его привлекает в школе (или попросить нарисовать рисунок).

Если ребёнок называет (или рисует) предметы, относящиеся к школе, важно уточнить мотивацию. Например, ребёнку понравилась школьная доска. Уточняя, чем именно понравилась, оказывается, тем, что на ней интересно рисовать рисунки. Эти мотивы, всё-таки ближе к игре, чем к учёбе.

А вот если ребёнок сообщает, что ему интересно считать, писать, нравится слушать преподавателя, узнавать новое – это говорит о том, что ребёнок готов учиться.

Пусть дети играют

Стоит ещё учесть, что неготовность к школе может быть вызвана тем, что ребёнок не наигрался. Часто причиной этому становится стремление родителей постоянно развивать, учить счёту, письму, чтению . За этим всем у ребёнка может отсутствовать время на свободную игру.

Всё-таки, это дети и их природную потребность в игре стоит учитывать. Мне знакомы случаи, когда детей, которые по итогам проверки весной были отнесены к категории не готовых к обучению, их мудрые родители просто оставляли в покое. Дети игрались в свое удовольствие всё лето, а к началу учебного года заинтересовались учёбой.

Нет ничего страшного в том, что ребёнок посидит ещё один год в подготовительной группе детского сада. Зато это избавит его от ощущения неуспешности в первом классе, а родителей и преподавателей от попыток научить того, кто учиться ещё не готов.

А вы сталкивались с подобной проблемой? Пишите в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь .

• общая психологическая готовность (степень интеллектуального развития, сенсорного восприятия и моторная активность);

• специальная психологическая готовность (владение нормами, предусмотренными ФГОС ДО);

• общая личностная готовность (уровень психического развития включающий в себя произвольность, способность к общению, положительное отношение к процессу обучения).

Поскольку психологическая готовность сложный комплекс, то несформированность какой-либо составляющей может привести к усложнению процесса адаптации, успеваемости ребенка в школе.

Формально психологическую готовность можно разделить на две формы: социально-психологическая готовность и учебная готовность.

Причины социально-психологической неготовности:

• возникновение чувства обиды на указание действовать согласно правилам;

Формы проявления социально-психологической неготовности:

• непосредственность на уроке;

• дети не усвоили правила ответа на уроке (чтобы спросить или ответить, нужно поднять руку);

• одновременные ответы нескольких детей (это ведет к тому, что дети не слушают друг друга);

• включение в работу только при непосредственном обращении;

Личные формы проявления социально-психологической неготовности:

Рассмотрим более подробно личные формы социально-психологической неготовности.

1. Тревожность возникает у ребенка тогда, когда им, его учебой не довольны, когда ожидания родителей, учителей высоки. В основе тревожности лежит чувство страха того, что он что-то неправильно сделал.

Нарастание тревожности, понижение самооценки приводит к снижению успешности ребенка. В дальнейшем неуверенность ребенка в себе приводит в некотором роде к атрофированному поведению, т. е. ребенка стремится четко следовать указаниям взрослого, действует только по шаблонам, боится проявлять инициативу.

Низкая успеваемость ребенка в школе приводит к концентрации общения именно на эту тему, что все более усиливает эмоциональный дискомфорт, тем самым создается замкнутый круг: личностные особенности воспроизводятся ребенком в деятельности, низкая успеваемость приводит к соответствующей реакции взрослого, эмоциональный дискомфорт ребенка увеличивается.

Преодолеть подобную ситуацию возможно путем изменения установок оценок взрослых, концентрацией внимания на даже самых незначительных достижениях, что приведет к снижению тревожности.

2. Демонстративность – это такое свойство личности, которое связано с завышенной потребностью человека во внимании к себе. Поведение ребенка характеризуется манерностью, а его преувеличенные реакции направлены на достижение самой важной цели – обратить внимание социума на себя и получить одобрение.

Причиной демонстративного поведения ребенка является нехватка любви, внимания взрослых. Однако, если ребенок получает достаточное количество внимания от взрослого, то возможно он просто избалован.

Негативистическая демонстративность проявляется не только в желании получить одобрение, но и выговоры, т. е. получение внимание любой ценой.

Таким детям рекомендуется различные виды деятельности, где они смогут получить достаточно внимания, а именно: концерты, спектакли, художественная и изобразительная деятельность.

Социально-психологическая готовность предусматривает развитие у детей необходимости в общении с социумом, развитие умение учитывать интересы, правила группы, развитие способности адаптироваться к новой системе обучения.

Отставание одного из компонентов психологической готовности приводит к изменению и других компонентов. Если ребенок обладает учебной готовностью, но наблюдаются несформированные компоненты психологической готовности, то это может привезти у снижению успеваемости и личностные трудности.

Учебная неготовность наблюдается в следующих проявлениях: вербализм, мотивация.

1. Вербализм. Дети обладает развитой речью, памятью, но имеют не достаточно развитые восприятие и мышление. Дети легко включается в беседу с учителем, но практическая деятельность им не интересна. Это приводит к тому, что дети не умеют действовать по образцу. Преодолеть эту проблему можно посредством практической деятельности, а именно: игра, конструирование, аппликация, рисование, лепка.

2. Мотивация подразумевает не только желание ребенка в приобретении и использовании школьной атрибутики, но и в желании узнавать новое, что возможно при сформированной системе мотивов.

Мотивационная незрелость ребенка может привести к низкой продуктивности. Мотивация также зависит от внутренней позиции ребенка, т. е. от направленности, стремлений ребенка.

Таким образом, несформированность какого-либо компонента готовности ребенка к школе приводит к психологическим затруднениям в обучении и сложностям в адаптации.

Список использованных источников

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару

Подготовка детей к школе. Презентация к семинару Одной из задач ДОУ является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

Занятия по подготовке к школе стали обязательным пунктом в чек-листе родителя, ведь считается, что будущие первоклассники должны уметь писать, читать и считать. Так ли это на самом деле? Действительно ли необходимо готовить ребенка к школе или можно расслабиться и наслаждаться детством?




Учимся писать печатные буквы русского алфавита



Светлана Воскресенская, автор учебных пособий для дошкольников и школьников

Критерии готовности ребенка к школе

Существует три критерия, по которым можно оценить готовность ребенка к школе:

  • физиологическая готовность (рост, вес и так далее);
  • психологическая готовность (развитие памяти и мышления. Способность удерживать внимание пока оценивать рано — у дошкольников не хватает на это волевых усилий);
  • эмоциональная готовность (может ли ребенок воспринимать свои удачи-неудачи, включен ли он в общественные отношения). У будущих первоклассников, которые не посещали детский сад, могут возникать сложности с адаптацией из-за того, что им не хватает социально-эмоциональной готовности.

Нужна ли подготовка к школе?

Если вы занимаетесь с ребенком дома и видите, что он устал или ему скучно, попробуйте придумать что-то интересное: можно не сидеть за столом, а лечь на пол и рисовать карандашами, не писать буквы, а выводить отдельные элементы, которые потом ребенок соединит за три минуты и превратит в буквы.

Если посмотреть на необходимость подготовки с точки зрения системы образования и учебников для начальной школы, то без подготовки можно обойтись.

Практически во всех учебниках и букварях есть материал, который рассчитан на неподготовленных детей: в классе их научат читать, выполнять действия сложения, вычитания, умножения, писать буквы. Безусловно, учителя дают более глубокие знания, но начинают они все равно с основ.

Что должен уметь будущий первоклассник

Дошкольника нужно учить тому, что поддержит его желание заниматься и поможет ему быстрее адаптироваться к новой среде.

Понимание пространства

Операции с множествами

Важно уметь группировать, объединять предметы по разным основаниям. Делать это можно по-разному. Например, по цвету (когда мы можем включить в одну группу клубнику, мячик, платье и фломастер, потому что они красные). Чем больше способов объединения и группировки предметов находит ребенок, тем лучше. Потом ему будет легче работать с математическими понятиями.

Мелкая моторика

Для развития моторики предлагайте ребенку рисовать, лепить, собирать пластмассовый, скручивающийся конструктор.



Источник

Писать можно, но для дошкольника достаточно освоить элементы букв, потому что в школе на них отводится меньше времени.

Развитие речи

У ребенка должна быть хорошо развита речь. Желательно, чтобы он мог пересказать услышанное и прочитанное, а также не только ответить на вопросы, но и задать их. Для этого есть интересные приемы. Например, ребенок посмотрел мультфильм, и мы просим его рассказать: кто был в этом мультфильме, что делали герои, почему они это делали, зачем, где и когда? Отвечая на эти вопросы, ребенок учится пересказывать.

Слушание книг

Аудиокниги дают ребенку возможность слушать их в любой ситуации, проживать моменты, которые, возможно, он никогда в жизни не испытает, и играть в сюжетно-ролевые игры. Поэтому, если ему хочется, пусть играет во время прослушивания. Вы заметите, как ребенок начинает играть в то, что слышит.

Уметь слушать книги важно, потому что аудирование:

Как видите, все необходимые навыки можно развить в повседневном общении и коротких занятиях с малышом. А выучить таблицу умножения он еще успеет.


Подготовиться к школе — это научиться читать и писать. Или важнее, чтобы ребёнок умел сам одеваться и не боялся задавать вопросы? Нейропсихолог Wunderpark Дарья Бородина рассказывает, на что обращать внимание родителям будущих первоклашек и как понять, что ребёнок к школе пока не готов.

Не только прописи

Есть несколько блоков, по которым можно оценивать готовность будущего первоклассника. Среди них:

Педагогическая готовность

Это те самые учебные навыки, о которых вспоминают в первую очередь, когда говорят о готовности к школе: чтение, письмо, память. Но только чтения и письма для готовности мало, важны и другие — во многом даже более значимые — факторы.

Физиологическая готовность

В первую очередь обращаем внимание на развитие крупной и мелкой моторики — это основа всех высших психических функций и когнитивного развития. Обращаем внимание, насколько ваш ребенок:

  • Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (ест вилкой и ложкой, сам чистит зубы, одевается, расстегивает и застегивает пуговицы, завязывает шнурки);
  • Хорошо ориентируется в пространстве, бегает, прыгает, сохраняет равновесие, стоя на одной ноге, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов;
  • Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами;
  • Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет координированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги.

Социально-психологическая готовность

Усвоение социальных норм, правил, выстраивание отношений со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Личностно-мотивационная готовность

  • Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей;
  • Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка;
  • Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра;
  • Поручение посильных домашних обязанностей;
  • Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование).


Нейропсихологическая готовность

Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе. Готовность к школе формируется к 6–7 годам. Но у каждого ребенка индивидуальный темп развития. То, что ребенку исполнилось 7 лет, не значит, что он готов к школе. Мало просто обладать знаниями, уметь себя обслуживать в бытовом плане, быть физически развитым и бойко коммуницировать. Для успешной учебы важно нейропсихическое созревание.

Если не уделить пристальное внимание готовности нейропсихической сферы, получится умный ребенок, который плохо учится. Он может знать буквы, цифры, писать, считать, но делать это непоследовательно, через силу. И причина тут не в интеллектуальных способностях, а в нарушении динамической организации и системном строении высших психических функций, а именно произвольного внимания, восприятия, памяти, развитой речи и логического мышления. И это, на самом деле, главное, на что надо обращать внимание при подготовке к школе.


Чек-лист НЕготовности к школе

Сложность оценки нейропсихической готовности к школе не только в том, что этот аспект в принципе не учитывается в стандартных тестах. Проблема еще и в том, что заметить нейропсихические отклонения часто можно только в процессе учебы, а не путем анкетирования/тестирования. Мы составили чек-лист для родителей и педагогов дошкольных заведений, который поможет увидеть, что ребенку перед школой, возможно, необходима нейропсихическая диагностика.

Проблемы, которые могут возникать на этом уровне:

Все эти признаки внимательный учитель заметит на уроке, но без правильной интерпретации такое поведение будет расценено как школьная неуспешность. Начальный период учебы в школе, как лакмусовая бумажка, выявляет скрытые ранее сложности. Чтобы этого избежать, лучше заранее, в возрасте 5–6 лет, провести нейропсихологическую диагностику и последующую коррекцию.

Читайте также: