Название самой древней философской школы периода античности

Обновлено: 05.07.2024

Античная философия жила около 1200 лет и в своем развитии насчитывает четыре основных этапа или периода:

I. VII-V вв. до н.э. -- досократовский период (Гераклит, Демокрит и др.),

II. 2-я пол. V -- конец IV вв. до н.э. -- классический период (Сократ, Платон, Аристотель и др.);

III. Конец IV-II вв. до н.э. -- эллинистический период (Эпикур и др.),

IV. I в. до н.э. -- VI в. н.э. -- римская философия.

Отличительные черты эллинистической философии:
1. кризис античных моральных и философских ценностей;
2. снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами уважения к ним;
3. отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
4. поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного чело¬века (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).

Таким образом, стоицизм, кинизм, эпикуреизм -- философские школы эллинистического периода (IV в. до н. э. -- начало I в.) -- возникли в период кризиса античной демократии и полисных ценностей. Преобладание морально-этической проблематики в творчестве киников, Эпикура, римских стоиков Сенеки и Марка Аврелия свидетельствует о поиске новых целей и регулятивов жизни человека в этот исторический период.

IV.Наиболее известными философами римского периода являлись:
1. Сенека;
2. Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
3. Тит Лукреций Кар;
4. поздние стоики;
5. ранние христиане.

Для философии римского периода было характерно:
1. взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древне¬греческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская фило¬софия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
2. фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию;
3. повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
4. расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и пове¬дение человека);
5. расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, ученос¬ти, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
6. преобладание идеализма над материализмом;
7. все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
8. повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
9. рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
10. постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.

Нужно отметить, что школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала и во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы." Философия скептицизма также получила свое продолжение - это философия покоя, безмятежности души, воздержания от всяких суждений. Скептик говоря о вещях и собтиях не оценивает их, он просто воспроизводит факты.

ВЫВОДЫ: временные проблемы и особенности в целом.

По сути понятие "философия" в рассматриваемые периоды было синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. По смене основных проблем можно выделить следующие её периоды:

1. Натур-философский (главная проблема -- проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем -- весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.

Таким образом, Античная философия возникла и развивалась во время зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии.Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук.

В истории античной философии выделяют следующие периоды.

Первый период античной философии называют эллинским (эллины — самоназвание греков, в древности распространявшееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Именно в этот период были ликвидированы остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену родовой общине пришла гражданская община, полис, город-государство, уникальная форма организации социальной и политической жизни древних греков.

Эллинистическая культура — это культура греческого полиса. Возникновение и развитие философии в этот период связано с появлением, расцветом и кризисом греческой полисной системы. Эллинский период античной философии включает: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).

Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:

  1. Космология, то есть стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;
  2. онтологизм, выражающийся в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
  3. теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

Второй, эллинистическо-римский период в истории античной философии — это период с III века до н.э. по VI век н.э. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I века до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V века н.э.).

Большинство ученых определяют хронологические рамки раннего эллинизма со времени продвижения Александра Македонского на восток (последняя треть IV века до н.э.) до 30 года до н.э., когда последнее великое эллинистическое государство, Птолемеевский Египет, было завоевано Римом. В эпоху эллинизма произошел переход от полисной системы к эллинистическим наследственным монархиям, в результате чего центры культурной и экономической активности переместились из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурное явление представлял собой распространение греческой культуры и знаний среди других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человека от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным объектом философского исследования становится субъективный мир человека.

В римский период — период позднего эллинизма — основные тенденции развития античной философской мысли были доведены до своего логического завершения. Произошло возвращение к классическим идеям, к их философским доктринам бытия (неопифагореизм, неоплатонизм), но обогащенным знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма и повороту к мистицизму. Позднеэллинистическая философия, оторвавшись от свободомыслия раннего эллинизма, встала на путь сакрального, т.е. религиозного, понимания мира.

Основные школы античной философии

Милетская школа. Гераклит. Пифагор

Античная философия зародилась в Греции в 6 веке до н.э. и закончила свое существование с распадом Римской империи в 5 веке н.э. Она возникла и развивалась в греческих городах-государствах, особенно в Афинах, сохранялась в период македонского правления и в Римской империи. В античной философии существует ряд очень разных философских течений. Некоторые из них основывались на мистических идеях и догмах, другие предпочитали строгие доказательства.

Фалес (ок. 625 — ок. 547 гг. до н.э.) происходил из Милета, процветающего торгового города в Малой Азии. Время жизни Фалеса определяется тем, что он предсказал солнечное затмение, которое (как утверждают астрономы) произошло в 585 году до нашей эры. Известно также, что Фалес совершил путешествие в Египет и привез оттуда сведения о геометрии. Однако если геометрические знания египтян служили в первую очередь для решения эмпирических задач, то греки впоследствии создали математику как науку, основанную на этих знаниях. Фалес считал, что вода является первозданной субстанцией, лежащей в основе всей Вселенной, и что все остальное образуется из нее. Положение Фалеса о том, что все произошло из воды, можно считать вполне научной гипотезой, поскольку уже в начале XX века общепризнанным было мнение, что все состоит из водорода, две трети которого составляет вода.

Анаксимандр (ок. 610 — после 547 гг. до н.э.), ученик Фалеса, считал, что все многообразие мира произошло от одного первозданного вещества, но это вещество не было ни водой, ни каким-либо другим известным нам веществом. Анаксимандр считал, что первичной субстанцией не может быть вода или любой другой известный элемент, потому что воздух холоден, вода влажна, огонь горяч, и если бы какой-либо из этих элементов был первичным, он поглотил бы остальные. Следовательно, основное вещество должно быть нейтральным. Анаксимандр считал, что наш мир сосуществует одновременно с другими мирами, которые постоянно рождаются и умирают. Они появились не в результате творения, а в результате эволюции. Анаксимандр утверждал, что эволюция существует и в животном мире. Живые существа возникли из влажного вещества. Идея происхождения жизни из водной среды и постепенной эволюции видов была исключительно новой для того времени.

Ранние досократики из Милета — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен — пытались разработать космологические концепции, чтобы дать разумное представление о мире, в котором мы живем.

Софистика

Софисты — это условное название ряда древнегреческих мыслителей, живших в V и первой половине IV века до н.э. IV. Век до н.э. Софистов принято делить на старшее и младшее поколения (старых и молодых).

Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики); открытые ими софизмы (парадоксы) послужили основным стимулом для развития логики.

Софисты почти не уделяли внимания изучению природы. Но именно они первыми провели различие между законами природы как чем-то неизменным и законами общества как следствием человеческого института.

Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали их, считая их человеческим изобретением. Софизм по своей природе антидогматичен, а вся религия построена на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Классический этап античной философии (V–IV вв. до н.э.).

Наиболее важные школы этого периода: софисты (Горгий, Гиппий, Продик, Протагор и др.); Сократ, который сначала придерживался софистов, а затем критиковал их; Платон и его школа Academia; Аристотель и его школа. Основные темы классического периода — природа человека, особенности познания, унификация философского знания и построение универсальной философии. Философы классического периода формулируют идею чистой философии, которая дает истинное знание. После размышлений Сократа, Платона и Аристотеля в Древней Греции был сделан вывод, что образ жизни, построенный на принципах философии, лучше всего соответствует человеческой природе, и поэтому нужно всеми силами стремиться к созерцанию и философствованию.

Софисты (V век до н.э.) — профессиональные учителя мудрости и красноречия. Слово софист происходит от греческого слова sophia, означающего мудрость. Первоначально всех философов называли софистами, но постепенно это слово приобрело негативный оттенок. Софистами стали называть только тех философов, которые отрицали религию и мораль, подчеркивали условность государственных законов и нравственных норм.

Он искал первопричину всего сущего в Логосе, а природный мир рассматривал лишь как его приложение. Согласно Сократу, прекрасное существует само по себе, независимо от прекрасной книги, вазы или лошади, и знание прекрасного ни в коем случае нельзя рассматривать как простое обобщение знания всех прекрасных предметов. Знание красивых вещей предшествует знанию красивых вещей. Мерой всех вещей является не просто человек, а человек разумный, ибо именно разум является источником истинного знания. Методом получения этих знаний является мейевтика или акушерство. Его суть заключается в том, что познание происходит в процессе разговора.

Диалог, вопросы и ответы помогают в формировании мыслей, а отправная точка размышлений — ирония — порождает сомнения в общепринятых мнениях. Раскрытие противоречий устраняет мнимое знание и способствует поиску истины. Сократ считал, что знание является единственным регулятором человеческих действий. Знать, что хорошо, значит следовать этому: Никто не бывает злым по доброй воле; причина плохих поступков — невежество.

История жизни Сократа известна в пересказе его ученика Платона (V-IV век до н.э.). Платон излагал свои философские идеи в форме диалогов, реализуя принцип и форму познания, предложенные Сократом. Платон считал, что бытие — это мир идей, который существует вечно, неизменен и тождественен самому себе.

Философские школы эллинизма

Эллинистическая философия — это развитие школ, основанных в четвертом веке. Других имен не слышно; Академия, Лицей, Стоя, Эпикур — возможно, с добавлением кинизма, пифагорейства и спорадического одиночного скептицизма — вот движение философской мысли в III-I веке до н. э. Но все же это движение: те же школы в I веке уже не представляют того, чем они были в III веке или в момент своего основания.

Начнем, однако, с оговорки: среди упомянутых школ одна идентифицируется по имени ее основателя. Это не случайно: эпикурейство, по сути, почти во все времена было учением Эпикура. Поэтому мы можем, ссылаясь на его краткую характеристику, оставить его в стороне, не забывая, что он существовал на протяжении всей нашей эпохи и в своей почти неподвижности оказал огромное секуляризирующее влияние на умы.

Именно в лице Стратона Лампсакена, прямого преемника Теофраста и учителя Птолемея II Филадельфа, впервые был передан Лицей. Энциклопедист, как и основатель школы, он построил свою научную систему на исключительно светской основе, свел божество к роли природной силы и опроверг платоновское учение о бессмертии души.

Этот скептицизм касался сначала религии, затем этики; но Арцилай не был ни атеистом, ни аморалистом, для него ни Божество, ни Добро не могли быть объектом познания — кто хотел, мог добавить: но только вера. Карнеад, столетие спустя, пошел еще дальше в указанном им направлении; посланный в Рим в 155 году в составе знаменитой легации трех философов, он пленил умы римлян своим прекрасным рассуждением о необходимости справедливости в политике, но на следующий день привел их в полное замешательство, доказав обратное с той же убежденностью. Таким образом, три коротких века назад побежденный софизм занял кафедру Платона в Академии.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Школы античной философии собой философскую мысль Древней Греции и Древнего Рима, последовательно развивавшуюся с VII века до н.э. до VI века н.э.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке

Милетская школа (VI век до н.э)

Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.

Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.

Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.

Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Учение плюралистов

Плюралисты Эмпедокл и Анаксагор предполагали мироздание состоящим из нескольких субстанций.

Анаксагор считал, что мироздание состоит из бесконечного количества невидимых частиц (семян). Эти частицы были неподвижны и хаотичны, пока их не привел в движение и гармонию Ум (Нус) – невидимая сила, движущая Вселенной.

Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).

  • мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида об едином бытие и идею Сократа о благе, тождественном добродетели. Евклид утверждал, что есть лишь благо, называемое Разумом (Умом) или Богом; ничто, ему противоположное, не существует.
  • элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую и не создала принципиально новых идей.
  • киренская школа, основанная Аристиппом, утверждала, что человек пребывает в плену своих ощущений, которых может быть только два: наслаждение и боль. Киренаики считали, что наслаждение есть цель человеческой жизни, счастье – это совокупность наслаждений, а мудрость – умение подчинять наслаждение своей разумной воле.
  • Киническая школа основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.

Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

Эпикуреизм (306 год до н. э.)

Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад

Школа скептиков (IV век до н.э.)

Данная школа возникла в IV веке до н.э. как реакция на предыдущие учения, провозглашавшие всесилие научно – философского знания. На Пиррона, основателя школы, повлияли взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учение индийских аскетов (с ним он познакомился в азиатском походе Александра Македонского).

Скептики считали невозможным достижение истины, т.е. познание сути вещей, поскольку человеческое знание в высшей степени относительно. Путь к счастью они видели в добродетельной жизни, воздержании от суждений и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).

Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).

Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

Самыми значительными школами римского периода

Неопифагореизм (I-II вв. до н.э.)

Неоплатонизм (III-IV вв. н.э.)

Философская школа, систематизировавшая основные положения учения Платона и идеи Аристотеля.

Плотин, основатель учения, добавил туда элементы восточных религии и мифологии.

Неоплатоники представляли бытие состоящим из трех элементов: Единого (Бога; творческой силы, порождающей все), Ума и Души. Плотин утверждал, что человек, углубившись в себя, способен проделать многоступенчатый путь возвышения: от своей души к Мировой, от собственного ума к Мировому, от своего морально-эстетического состояния к Единому. С учением неоплатоников языческую античную философия считают исчерпанной.

Школы античной философии кратко в хронологическом порядке обновлено: 22 ноября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Античная философия – Философия Др.Греции и Др.Рима. Зародилась в конце VII – начале VI в. до н. э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1. Натуралистический период , где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и космоса (мелетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики)

2. Гуманистический период , с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)

3. Классический период, с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля

4. Период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей

5. Неоплатонизм , с его универсальным синтезом, доведенным до представления о Едином-Боге.

Наиболее зримо в античной философии выделяются 3 части:

1. Физика, понимаемая в данном случае как философское учение о природе

2. Этика (философское учение о человеке)

3. Логика (учение о слове, понятии)

Характерные черты античной философии:

1) Античная философия синкретична (для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования)

2) А.ф. космоцентрична (ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в т.ч. и мир человека)

3) А.ф. пантеистична (т.е. в отличие от средневековой философии не ставит на первое место представление о Боге (не теоцентрична), а исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого)

4) Этика античности – по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей.

5) Логика античности – преимущественно логика общих имен, понятий.

1. Милетская школа философии (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Анаксимен)

Впервые выдвинули идею Первоначала – нечто единое с природой. Сама природа, а не что-то неприродное рассматривается ими как причина всего сущего. Первоначало у: Фалес-вода, Анаксимен-воздух, Гераклит-огонь, Анаксимандр-некоторое беспредельное и вечное начало, анейрон. Соединив в Первоначале субстанцианальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны вещи), первые греческие философы положили конец теогонистической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом , разумным словом, философским понятием.

2. Школа Пифагора (пифагорейцы – 532 г. до н.э.)

3. Элейская школа (элеаты, основатель-Ксенофан, последователи-Парменид, Зенон)

4. Атомисты (Левкипп, Демокрит)

В атомистическом учении Демокрита (460-370 до н.э.) была выдвинута идея множественного Первоначала, которая позволяла мыслить движение, возникновение и уничтожение вещей. Демокрит исходил из того, что не только бытие, но и небытие существуют. При этом он представлял бытие в виде атомов (мельчайших, неделимых, невидимых частиц), а небытие – как пустоту. Атомы различаются формой, расположением, весом. Они движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух, огонь представляют собой первичные группировки атомов. Сочетание атомов образуют целые миры: в бесконечом пространстве существует бесконечное множество миров. Разумеется, и человек есть собрание атомов. Душа человека составлена из особых атомов. Все происходит согласно необходимлсти, случайность отсутствует.

5. Школа софистов (Протагор, Георгий, Гиппия, Продика и др.)

IV в. до н.э. – произошла переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека.

6. Афинская школа.

Платон: Мир по природе двойствинен: мир изменчивых предметов (они появляются и исчезают) и мир идей (которые остаются неизменными).

Кроме того Платон подробно разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна его связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Он впервые выдвинул систему из пяти основных категорий: Сущее, движение, покой, тождество, различие.(ранее в качестве философских категорий рассматривались стихии: земля, вода, огонь, воздух, эфир). Платон разрабатывал проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума (это учение – утопия). Платон выделял:

б) нисходящую иерархию государственных форм – тимократия (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана).

Этические взгляды: по Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым.

Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона, однако подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет:

- первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах;

- вторую философию, предметом которой является природа.

2. Материальная причина (рассматривалась в двух планах: а) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; б) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал).

3. Движущая причина (является столь же необходимой для полного определения вещи, как материальная и формальная причины. Аристотель признавал наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи).

4. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели.

Этические взгляды: Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.

Заслуга Аристотеля кроме этого заключается еще и в том, что он заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создаышим систематическую науку о природе – физику, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

7. Школа кинизма (Антисфен, Диоген)

Относится к философии раннего эллинизма.

Киники переосмыслили предназначение философии, которая, по их мнению, должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий, поскольку сама природа определила тот минимум, в котором нуждается человек. Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основываясь на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

8. Эпикуреизм (Эпикур)

Был присущ такой же индивидуалистический характер. Эпикур развивал взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую безмятежную жизнь, свободную от человеческих страданий. Одна из самых существенных задач философии – практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью.

Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение.

Знание, по Эпикуру, начинается с чувственного опыта, который должен быть осмыслен и обработан в виде тех или иных терминологически зафиксированных смысловых структур.

Основной принцип этики – удовольствие (принцип гедоизма). При этом удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером.

9. Школа стоиков (стоицизм. с III в до н.э. до III в н.э.)

Основатель – Зенон Китийский. Последователи – Клеанф, Хрисипп, позднее Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Высшая цель человека (как и эпикурейцы) – достижение счастливой жизни, но путь к счастью лежит через апатию, т.е. через искоренение страстных чувств, аффектов. Было ими впервые введено понятие фотума, или рока – от необходимого хода вещей, а нне от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания. Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни – болезни, страдания, бедность, унижения. Особое внимание уделяли феномену воли; учение было построено на волевом принципе, на самообладании, терпении и т.п. Свой нравственный идеал они находили в твердом и неуклонном осуществлении добродетели.

10. Скептицизм (Основатель – Пиррон (360-270 до н.э.))

11. Неоплатонизм (Основатель – Плотин (ок. 205 – 270 гг.)

Характерен для позднего эллинизма (III-IV вв.). Систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Субстанция по Плотину – божественное Первоединое или Единое, лишенное всяких чувств. Первое, что происходит из Единого – Ум (Нус), затем душа. Она имеет двойственную природу: одна ее часть стремиться внутрь, к Уму, а другая – обращена вовне. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем – определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям. Идеи неоплатонизма нашли выражение в ранних христианских воззрениях.

Гост

ГОСТ

В большинстве учебников эпоху античной философии делят на несколько основных периодов:

  1. Ранний период (VII – V вв. до н. э.);
  2. Классический период (VI -V вв. до н.э);
  3. Эллинистический этап (III – I вв. до н.э.);
  4. Римский период (I в. до н.э. - V в. н. э.).

Последние два этапа иногда объединяют в один. В каждом из этих периодов античной философии преобладают свои основные философские школы. Ниже мы рассмотрим подробнее характерные черты основных философских школ античности.

Греческая философия раннего периода

К первым школам античной философии относят Милетскую, Пифагорейскую, Элейскую, а также школу Анаксагора и атомистов.

Основная проблема, которая волновала натурфилософские школы Древней Греции, была сущность природы и Космоса, то есть всего мира в целом. Эту черту того времени называют также космологизмом. В первую очередь космологизм того времени обусловлен религией греков и тем вниманием, которое посвящено в ней природе и её происхождению.

Различные философы того времени объясняют происхождение мира по-разному.

Рисунок 1. Рафаэль Санти - Предфилософская традиция

Например, Фалес предполагал, что всё сущее возникло из воды, а живое, родясь из воды, также умирая, превращается в воду. Фалес является основателем Милетской школы, во многих источниках его также называют “отцом философии”. Он внёс немалый вклад в открытия того времени, показав, как вычислять время солнцестояний и равноденствий, указал, что Луна светит не своим собственным светом, а отражённым. Также он открыл для греков созвездие Малой Медведицы и внёс свой вклад в геометрию, в его часть даже названа теорема. Другими философами, принадлежащими к данной школе, являются Анаксимандр По данной теме мы уже выполнили реферат Анаксимен подробнее и Анаксимен.

Готовые работы на аналогичную тему

Ещё один натурфилософ того времени, Гераклит, также известный как Мрачный, считал, что всё сущее возникло из огня, его знаменитая фраза - “Всё течёт, всё меняется”. В философии Гераклита Космос возникает и уничтожается периодически благодаря эпизодам мирового пожара. Последователей при жизни у Гераклита почти не было, однако, его учение оказало сильное влияние на более позднюю философию. Иногда имя Гераклита связывают с зороастризмом, хотя определённых доказательств на этот счёт не сохранилось.

Другая школа того времени – Элейская, возникшая в городе Элее. Именно последователи Элейской школы ввели теоретическое учение о бытии, также называемое онтологией, а также положили начало для гносеологии. Самые известные философы Элейской школы – Ксенофан По данной теме мы уже выполнили доклад философия Зенона подробнее , Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее и Зенон. Предполагают, что основателем этой школы скорее всего был Ксенофан, но наиболее ощутимый вклад в основные концепции внёс Парменид. Ксенофан первый среди философов того времени стал критиковать пантеизм, утверждая, что если и существует бог, то он один.

Парменид положил начало онтологии и гносеологии, также он известен тем, что провёл разделяющую черту между истиной и мнением. Наиболее известные цитаты Парменида – это его “Бытие есть, а небытия нет” и “Мыслить и быть – одно и то же”. Парменид не доверял ощущениям и считал разум важнее, также он считал, что бытиё является неделимым и единым и существует только в настоящем. Одним из основных критериев несуществования бытия Парменид приводил рассуждение о том, что если бы существовало небытие – его было бы возможно помыслить.

Анаксагор, другой философ того времени, считал, что мир состоит из вечных элементов, неких семян, которые он называл “гомеомерии”. Этих семян множество, и каждое из них даёт начало разным предметам. К таким семенам Анаксагор относил, например, мясо и дерево. Анаксагор один из первых предположил, что Солнце – не бог, также он пытался объяснять все природные явления естественными причинами.

Пифагорейская школа была основана Пифагором в VI в. до н.э. Основой пифагорейского учения была идея о том, что мир есть единое целое, подчиняющееся законом числа, а Космос – не что иное, как “прекрасный порядок”. Последователи этого течения считали, что всё есть число. Также пифагорейцы верили в переселение душ и поэтому были вегетарианцами.

Философом, принадлежавшим также к ранней эпохе античной философии, является Эмпедокл, ввёвший концепцию из четырёх стихий, из которых состоит всё в мире. Эти стихии — огонь, вода, воздух и земля, во всём сущем они перемешаны в разных пропорциях.

Ещё одна философская школа того времени – школа атомистов, её основоположники – Левкипп и Демокрит. Демокрит и Левкипп были материалистами. Основная идея этой школы в том, что мир состоит из атомов, представляющих собой маленькие частицы различной формы, например, они могут принимать форму шара, или куба, или волнистой линии. Эти частицы – и есть маленькие отдельные “бытия”, сталкиваясь между собой, они образуют различные предметы. Атомы у Демокрита являются неделимыми частицами, существующими вечно, а движение – это естественное свойство этих частиц. Между атомами есть только пустота, которую Демокрит называл Великой пустотой. В дальнейшем идеи Демокрита поддерживал Платон.

В целом, в ранний период натурфилософии для философов был характерен метафорический поиск первоначала. Первоначалом мог быть огонь, вода или воздух – то есть что-то, что можно представить, тогда как в более позднюю часть периода произошёл переход к неким абстракциям, это хорошо видно по течениям атомизма и пифагорейцев. Также стоит отметить, что античная философия до Сократа и Платона мало внимания уделяла проблемам человечества.

Философия классического периода

Классический период античной философии начинается с философии Сократа, другие наиболее яркие представители – Аристотель и Платон.

В последствие благодаря этому периоду возникли многие философские школы и учения.

Сократ По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Сократ подробнее первый после натурфилософов стал рассматривать не только проблемы происхождения мира, но и человека в нём. Также он выступил против софистов, утверждавших, что существует только субъективное, а объективной истины не существует. Истину Сократ По данной теме мы уже выполнили реферат Личность Сократа подробнее старался добыть из диалога, оттуда его любовь к беседам, в ходе которых собеседник критически анализировал общественные мнения и приходил к новому.

Мерой добродетели по Сократу было знание, а человека, совершившего преступление он считал заблуждающимся и не имеющим этого знания.

Не смотря на любовь Сократа к государству, к смерти его приговорило именно оно, Сократу была назначена казнь. Но мудрец не стал принимать эту казнь публично, а сбежал и предпочёл умереть в кругу своих единомышленников, намеренно выпив яду. Перед смертью он был спокоен и весел. Последователями Сократа в дальнейшем стали многие философские школы, крупнейшие из которых были школы платоников и киников, а также сократики.

Рисунок 2. Знаменитая статуя Сократа

Учеником Сократа был Платон, отчасти продолживший его идеи, а также идеи Парменида. Платон относится к бытию как вечному и неизменному, что постичь возможно только с помощью разума. Однако, он не считает бытие единым, а утверждает, что оно состоит из так называемых идей, которые возможно познать только на рациональном уровне.

Мир чувственных вещей Платон называет “миром становления” - то есть миром, где всё постоянно меняется, началом этого мира он называет материю. В этических вопросах Платон продолжает развивать идеи Сократа о том, что знание есть добродетель. Также он продолжает бороться субъективным взглядом софистов и благодаря этому даёт начало диалектике. Много внимания Платон уделяет и теории государства, считая, что человек принадлежит государству и должен служить во имя его блага, то есть всеобщее господствует над идеальным.

Аристотель был учеником Платона, а затем и его критиком. В философии Аристотеля бытие также как у Платона является чем-то устойчивым и неизменным, однако, Аристотель подвергал критике мир идей Платона, утверждая, что бытие – это есть индивидуум (“единое”), являющееся чем-то неделимым. Например, бытие – это вот этот конкретный человек, эта кошка и т. д. Сущность у Аристотеля – это отдельный предмет, который можно исследовать с помощью органов чувств, а не то, что мы воспринимаем с помощью них.

Отдельного внимания стоит учение Аристотеля о материи и форме. По Аристотелю, форма – это некая душа предмета, придающая ему его конечный вид, тогда как материя – это материал, который используется для этого. По отношению к чему-то живому материей будет тело существа, а его формой – его душа. Также Аристотель считал, что все явления природы можно объяснить с помощью каких-либо закономерностей, а это значит, что природу возможно описать с помощью разума. Аристотель завершает классический период античной философии.

Рисунок 3. Аристотель

Эллинистический период античной философии

Этот период характеризуется упадком греческой культуры, начавшимся после первой победы Македонии над Грецией.

Философские школы, возникшие в этот период – это школы стоиков, киников и эпикурейцев, также популярным в это время является течение скептицизма.

Характерным для этого периода является заинтересованность не в жизни всего государства, но в жизни отдельного человека, то есть этика из социальной сменяется на индивидуальную. Главный вопрос нравственности этого времени – это как достигнуть свободы при тоталитарном режиме.

Школа стоиков, возникшая в то время, не столько наука, сколько образ жизни для её последователей. Стоики считают, что цель человека – не достижение счастья, как считал Сократ, а достижение покоя и безмятежности, бесстрастия. Бесстрастие или апатию они считают своим этическим идеалом. Стоики считают, что человек должен полностью перестать поддаваться внешним обстоятельствам и земным страстям и принимать решения только на основе разума. Основателем стоицизма считается Зенон Китийский По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее , другими видными его последователями в дальнейшем были Сенека и император Марк Аврелий.

Другая школа того времени – это киники, её создателем считается Антисфен, а наиболее ярким представителем Диоген Синопский. Основной идеей этой школы является простота жизни. Жить нужно подобно собаке, то есть просто и к презрению к условностям, но при этом быть верным, храбрым и благодарным, а также уметь постоять за себя. Именно киники ввели термин аскесис, обозначавший способность к самоотречению и превозмоганию.

Философское течение Эпикура – ещё одно учение того времени. Эпикур По данной теме мы уже выполнили реферат Эпикур подробнее считал, что индивид первичен, в то время как все общественные связи необходимы лишь для того чтобы индивидуум мог достигнуть преследуемых им целей. Также Эпикур преследовал идеи гедонизма, понимая под главной целью человеческого существования счастье как наслаждение. Высшим удовольствием он, также как и стоики считал невозмутимость духа. В дальнейшем идеи Эпикура приобрели популярность в Римской Империи. В целом, течение эпикурейцев является утончённым, просвещённым, но всё же довольно эгоистичным, особенно, если сравнивать с течением стоиков, которые более суровое и придерживается альтруистического принципа долга.

Римский период античности

В этот период вновь возникает интерес к идеям Платона, вылившийся в новое течение под названием неоплатонизм. Также вновь становятся популярными некоторые другие прежние течения, например скептицизм, и продолжает развиваться школа стоиков одним из представителей которой является Сенека. В конце периода становятся популярны идеи зарождающегося христианства.

Основоположником неоплатонизма считается Аммоний. Этот философ считал, что необходимо привести к единой системе идеи Платона и Аристотеля, также он критиковал идею стоиков о телесности души. В дальнейшем его идеи продолжил Плотин, который развивал придуманное Платоном, но без оглядки на математику и идеи о государстве и обществе. Неоплатонизм по сути своей является синтезом мифологии и философии, так как в центре бытия здесь бог, который является чем-то потусторонним и непознаваемым, в отличие от идей Платона, у которого бог доступен разуму и собственно и является мировым разумом. Другими представителями неоплатонизма являются Ямвлих и Порфирий Тирский.

Читайте также: