Название чисел при вычитании 1 класс технологическая карта школа россии

Обновлено: 01.07.2024

Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

Построение логической цепи рассуждений, уста¬новление причинно-следственных связей

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок –

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

- С чего обычно начинаем урок математики?

(С устного счёта)

Актуализация знаний

Устный счёт.

Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

- Какое число предшествует числу 6?

-Какое число следует за числом 8?

-Какое число предшествует числу 3?

-На сколько 4 больше 2?

-На сколько 5 меньше 7?

-10 уменьшить на 4.

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.

-2 увеличить на 5.

- 6 – это 2 и сколько?

Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь.
Один решили передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. (6)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?(2)

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)

6,2,5,4,3. (запись на доске)

-Что можно сказать об этих числах? Давайте расположим их в порядке возрастания? Что получилось? (отрезок натурального ряда чисел)

Минутка чистописания.

- Откройте свои рабочие тетради.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны.

Работа с математическим набором.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

- Сколько синих кругов? (4)

- Сколько всего кругов? (6)

- Как записать это математическим языком? (2+4=6 –пишет запись на доске)

- Прочитайте равенство разными способами. (используют слова:“прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”)

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой? ( 4+2=6).

- Что заметили? (значение суммы не изменилось)

- Составьте выражение на вычитание с этими числами.

- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание? (обратное действие суммы - вычитание).

- Прочитайте выражение разными способами.

(используют слова: “отнять”, “уменьшить”, “минус”)

- Молодцы, все способы назвали.

Постановка проблемы.

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя)

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока. (Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании)

Открытие нового знания

Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”?(Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число?

-Что показывает второе число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)

- То как может называться это число?(Уменьшаемое)

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Все числа вычитания получили имена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Физкультминутка

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся, Тихо сядем.

Первичное закрепление.

-Что записано на доске? На какие группы можно разделить выражения? Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения.

-Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое.

Запиши выражения, найди их значения

(Ученики записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски)

Найди разность 7 и 2

Найди сумму 5 и 3

Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.

1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина ошибок?

Рефлексия

- Какую цель ставили?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

Технологическая карта урока

Прозвенел и смолк звонок –

Проверьте, готовы ли ваши рабочие места к уроку.

- С чего обычно начинаем урок математики?

(С устного счёта)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

1. Устный счёт.

а) Фронтальная работа.

Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаете карточку с нужной цифрой.

- Какое число предшествует числу 6?

-Какое число следует за числом 8?

-Какое число предшествует числу 3?

-На сколько 4 больше 2?

-На сколько 5 меньше 7?

-10 уменьшить на 4.

-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.

-2 увеличить на 5.

-6 – это 2 и сколько?

б) Решение задач в стихах.

Семь гусей пустились в путь.
Один решили передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.(6)

Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?(2)

Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?(5)

Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4)

На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?(3)

6,2,5,4,3. (запись на доске)

-Что можно сказать об этих числах? Давайте расположим их в порядке возрастания? Что получилось? (отрезок натурального ряда чисел)

2. Минутка чистописания.

- Откройте свои рабочие тетради.

- Посмотрите на образец и правильно напишите цифры, продолжая свой числовой ряд в правую и в левую стороны.

3. Работа с математическим набором.

- Ребята, вы прописали красивые цифры. А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений).

- А зачем нам числа? (Чтобы считать).

- Тогда сосчитайте, сколько красных кругов? (2)

- Сколько синих кругов? (4)

- Сколько всего кругов? (6)

- Как записать это математическим языком? (2+4=6– запись появляется на доске)

- Прочитайте равенство разными способами. (используют слова:“прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”)

- Молодцы, все четыре способа назвали.

- Какой ещё выражение на сложение можно составить с этими слагаемыми и суммой?

- Что заметили? (значение суммы не изменилось)

- Составьте выражение на вычитание с этими числами.

- Каким правилом воспользовались при составлении выражения на вычитание? (обратное действие суммы - вычитание).

- Прочитайте выражение разными способами.

(используют слова: “отнять”, “уменьшить”, “минус”)

- Молодцы, все способы назвали.

Уметь совместно договариваться о правилах и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Способность к волевому усилию(Регулятивные УУД)

Анализ с целью выделения признаков

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД)

- Ребята, вы прочитали разными способами выражения на сложение и вычитание. Что заметили? (выражение на сложение можно прочитать четырьмя способами, а на вычитание – только тремя)

Как вы думаете, почему?

- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?

- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока. (Нужно найти ещё один способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании)

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”?(Взять, отложить, убрать…)

- Что обозначает первое число?

-Что показывает второе число?

- Какое число из трёх самое большое?

- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).

- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)

- То как может называться это число?(Уменьшаемое)

- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).

- Значит, как его называют? (Вычитаемое)

- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.

- На сколько 6 больше 4? (На 2).

- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.

- Как же называется третье число?

- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).

Все числа вычитания получили имена.

- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании . (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

(Регулятивные УУД)

Умение слушать и понимать речь других

Умение договариваться, находить общее решение

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

(Коммуникативные УУД)

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)

Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.) Улыбнемся, Тихо сядем.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками(Коммуникативные УУД)

-Что записано на доске? На какие группы можно разделить выражения? Выпишите в тетрадь только разности и найдите их значения.

-Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое.

2) Запиши выражения, найди их значения (Ученики записывают выражения в тетради, а 2 ученика с другой стороны доски)

Найди разность 7 и 2

Найди сумму 5 и 3

Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.

1 слагаемое - 3, 2 слагаемое -4. Найди сумму.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём причина ошибок?

Анализ объектов с целью выделения признаков, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям

(Познавательные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; высказывать своё предположение.

(Регулятивные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД)

Способность к самооценке. (Личностные УУД)

- Какую цель ставили?

- Какие математические термины вы сегодня узнали?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

знать названия чисел при в ычитании; у меть решать задач и и наход ить значени я выражений.

Регулятивные: уметь осуществл ять контроль по р езуль тату (р етроспектив ный), контроль резуль тата

по просьбе учителя ; отличать верно выпол ненное задание от неверно го . Коммуника тивные:

уметь слу шать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные : у меть ориент ироваться в своей системе з наний, отличать новое от у же известн ого

с помощью учителя; добывать новые знания; устанавлива ть ан алогии и причинно – следственн ые

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики

Класс: 1 Дата: 5.02.2018г

Цель: создать условия для закрепления приёма вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; развития навыков счёта, умения решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты (предметные): уметь пользоваться приёмами вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Личностные: делают выбор, как поступить, опираясь на общие правила поведения.

Методы обучения : наглядный, словесный, частично-поисковый.

Формы работы : коллективная, фронтальная, индивидуальная, в паре.

Оборудование : Математика Ч-2, рабочая тетрадь№2, наглядность, карточки.

Продолжительность: 40 минут

I. Организационный момент: Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок( 1 мин)

II. Актуализация знаний. ( 10 мин)

Цель: повторить ранее полученные знания

1. «Каллиграфическая минутка.

8 8 9 9 8 8 9 9

2. Устный счёт. Повторить состав чисел 6,7

3.Арифметический диктант (с использованием сигнальных карточек) .

Числа: 6, 8, 5, 7, 10, 9, 4. уменьшите на 4

Числа: 7, 5, 8, 6, 0. увеличьте на 2

III. Постановка учебной задачи. ( 1 мин)

Цель:активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

- Как называются числа при вычитании?(Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?

Сегодня будем учиться вычитать из чисел 8,9.

1.Изучение нового материала . ( 10 мин)

Вычитание из чисел 8, 9, основанное на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми.

Повторение состава чисел 8 и 9 ( таблица)

На доске запись :

8 – 1 = 8 – 3 = 8 – 4 = 8 –6 =

9 – 3 = 9 – 2 = 9 – 5 = 9 – 8 =

– Какие примеры на сложение помогут решить данные выражения?

(8 = 1 + 7 8 = 3 + 5 8 = 4 + 4 8 = 6 + 2

9 = 3 + 6 9 = 2 + 7 9 = 5 + 4 9 = 8 + 1)

2. Закрепление знания приёма вычитания.

Работа в тетради (задание 2, с. 19) .

Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой .

Физминутка математическая ( подвижная) ( 1 мин)

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся.

IV. Применение полученных знаний в условиях выполнения упражнений и решение задач. ( 5 мин)

Цель:применение изученных способов действий, вызвавших затруднения и закрепление ранее изученного.

1. Разбор и решение задач изученных видов.

– Чем похожи задачи (задание 4, с. 32 учебника)? Чем отличаются?

В каждой из задач выделяют условие, вопрос, данные и искомое числа; обосновывают выбор знака действия, записывают решение и дают ответ на поставленный вопрос.

Самостоятельно решают задачу 1 (с. 19 рабочей тетради) с последующей фронтальной проверкой.

Физминутка Музыкальная ( 1 мин)

Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся.

2. Подготовка к решению составных задач. ( 5 мин)

– Прочитайте задачи из задания 3 (с. 32 учебника). Что хотите сказать? Чем похожи задачи?

– Как вы думаете, связаны ли эти задачи между собой? (Да.) Проверим это, решив задачи.

– Какое действие следует выбрать, чтобы ответить на вопрос первой задачи? (Вычитание.)

– Почему? (Так как в другой книге сказок на две меньше.)

– Запишите решение. (6 – 2 = 4 (с.).) Дайте ответ на вопрос задачи.

– Что заметили? (Первая и вторая задачи связаны между собой. Ответ первой задачи является одним из данных чисел второй.)

– Как будете решать вторую задачу? (Сложением.)

– Почему? (Так как нужно узнать, сколько сказок всего в двух книгах.)

– Запишите решение. (6 + 4 = 10 (с.).) Дайте ответ на поставленный вопрос.

V. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков ( 5 мин)

Цель:самостоятельное применение способов действий,

Выполняют задание под чертой (с. 32 учебника, Рт№2 с.19 № 3).

VI. Итог урока. Рефлексия. ( 1 мин)

Цель:выяснение достигнутых результатов , создание условий для рефлексии деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счёта.

Планируемые результаты (предметные): знать названия чисел при вычитании; уметь решать задачи и находить значения выражений.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений; относить объекты к известным понятиям на основе выполнения универсальных логических действий.

Личностные: действуют согласно памятке обращения с учебными пособиями, наглядным и счётным материалами, инструментами для построения геометрических фигур и правил работы.

Сценарий урока

I. Каллиграфическая минутка.

II. Повторение изученного материала и подготовка к восприятию нового материала.

8 – 2 6 + 3 1 + 7 8 – 4

9 – 4 5 + 2 2 + 6 7 – 3

– Что заметили? На какие группы можно разделить данные выражения? Прочитайте записанные выражения по-разному. Как называются числа при сложении?

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с новыми терминами –- названиями чисел при вычитании.

– Сегодня вы узнаете, как называются числа при вычитании.

На доске запись:

уменьшаемое вычитаемое разность (значение разности)


Учитель четко проговаривает названия чисел при вычитании, а затем читает выражение с использованием новых слов:

уменьшаемое 5,

вычитаемое 2,

разность равна трем

или: разность чисел 5 и 2 равна 3.

2. Чтение и запись примеров на вычитание с использованием новых терминов.

Упражнение в чтении примеров на вычитание с использованием слов: уменьшаемое, вычитаемое, разность (значение разности).

7 – 4 10 – 6 6 – 1


– Составьте и запишите выражения.

Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.

Уменьшаемое 9, вычитаемое 1. Чему равна разность чисел?

Найдите разность чисел, если известно, что уменьшаемое равно 5, вычитаемое – 3.

Уменьшаемое 10, вычитаемое 2. Найдите разность чисел.

Учащиеся выполняют устно задание под чертой (с. 29 учебника): уменьшают данные числа.

IV. Решение выражений.

– Рассмотрите выражения, данные в задании 4 (с. 29 учебника). Какую закономерность увидели?

– Продолжите каждый столбик ещё одним примером.

3 + 4 – 2 10 – 3 + 1 8 + 2 – 1

4 + 3 – 3 9 – 2 + 2 7 + 3 – 2

5 + 2 – 4 8 – 1 + 3 6 + 4 – 3

6 + 1 – 5 5 + 5 – 4

Особое внимание следует обратить на второй столбик, который должен быть продолжен примером 7 – 0 + 4. Значение данного примера учащиеся не могут найти, так как знакомы лишь с табличным сложением до 10. Однако, проанализировав значения предыдущих выражений (8, 9, 10) и увидев, что они увеличиваются на один, могут догадаться, что значение последнего выражения равно 11; либо значение данного выражения ученики находят по числовой прямой:



V. Работа над задачами (задания 2, 3, с. 29 учебника).

Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и дают ответ на вопрос задачи.

VI. Работа над развитием логического мышления (на полях учебника, с. 29).

Читайте также: