Назовите представителей старой исторической школы

Обновлено: 07.07.2024

Немецкая историческая школа - немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны. Ее возникновение в рамках экономической науки связано с целым комплексом объективных причин. Немецкая историческая школа возникла в 40-ые годы XIX в., в один из переломных моментов в истории развития Германии: экономическое отставание Германии от главных конкурентов - Англии и Франции, развитие рыночного хозяйства, перемежившееся с периодически повторяющимися кризисами, увеличением безработицы, монополизацией, роста имущественного неравенства. Сформировались массовые организации рабочих —профсоюзы, единая социал-демократическая партия.

Старая немецкая историческая школа

2.2 Новая немецкая историческая школа

3 Немецкая историческая школа в России

3.1 Особенности немецкой исторической школы в России

3.2 Отличительные черты российской школы экономической мысли

Осознание особенностей российской цивилизации подводит к выделению отличительных черт российской школы экономической мысли и необходимости их объяснения. Поскольку раньше такая задача не ставилась, то вопрос об их выделении можно рассматривать именно в порядке постановки.К моменту зарождения российской школы экономической мысли произошел глобальный, общемировой кризис политической экономии. Об этом писали во всем мире, в том числе и в России - А.Н. Миклашевский, П.Б. Струве. Выход из кризиса шел по различным направлениям, в результате сформировались разные школы с довольно разнообразными подходами.Идеи, вокруг которых велись исследования в российской школе экономической мысли, можно свести к ряду ключевых позиций.

В современной мировой науке существенно возросла потребность в комплексном, системном анализе экономики. Речь идет о ее взаимодействии с социологией и культурой, с психологией и историей, с политическими и юридическими нормами. В российской экономической школе такой подход был заложен изначально. Она всегда выступала за изучение личности во всем богатстве форм ее жизнедеятельности, за исследование природы и роли национального хозяйства, за осмысление исторических функций государства. Интерес к формированию и развитию российского национального хозяйства, а также к роли государства пронизывает практически всю тысячелетнюю историю нашей страны, начиная со времени становления самого государства в условиях окружения враждебными и агрессивными племенами. Осмысление целостности российского национального хозяйства, его природного и человеческого потенциала, перспектив развития и вхождения в мировое хозяйство, проведение соответствующей государственной политики находились и находятся в центре внимания общественных деятелей, ученых Академии наук. Многочисленные экспедиции по стране, по-своему достаточно великие географические открытия – все это формировало тот духовный мир и умонастроения людей, тот тип культуры, без которых невозможно представить историю России. Вот почему четкое и достаточно завершенное изложение соответствующих представлений о целостности национального хозяйства и роли государства в ходе становления российской школы экономической мысли вполне закономерно и логично. В своих исследованиях ее представители всегда учитывали огромный масштаб государственного хозяйства в дореволюционной России.

А.В. Чаянов, опираясь на свои более ранние работы, а также опыт аграрного развития западных стран и дореволюционной России, сформулировал концепцию вертикальной концентрации хозяйства. Им была предложена классификация технических и экономических процессов, развитие которых позволит обобществить сельскохозяйственное производство в целом. Он полагал, что вовлечение аграрного сектора в систему народного хозяйства как единого целого вовсе не сводится к созданию крупных предприятий на базе наемного труда. Он видел альтернативный путь, позволяющий трудовому крестьянскому хозяйству отстоять свои позиции на основе кооперации. Такая возможность была реальной в условиях новой экономической политики.

Историческая школа Германии и её представители [04.03.09]

1 Родоначальники исторической школы Германии.

Родоначальниками немецкой исторической школы заслуженно считают Адам Мюллер и Фридрих Лист.

Обычно различают старую и молодую историческую школу. Старую школу представляют Вильгельм Рошер (1817 – 1894), Бруно Гильдебранд и Карл Книлс.

Эта школа сформировалась и ее идеи получили распространение в 1840-1860 гг. Представители этой школы считали, что прежде чем переходить к обобщениям, следует изучить, как возникали и развивались экономические и правовые институты.

Ф.Лист опубликовал свой труд будучи широко известным и авторитетным экономистом, к мнению которого прислушивались не только в Германии. Листа интересовала в первую очередь организация и система внешнеэкономических связей, но не сами по себе, а как средство поддержки и защиты молодой германской промышленности.

Первое – теория производительных сил. Считал, что рост общественного богатства достигается не через разрозненную, а через согласованную деятельность людей, которые должны сохранять и умножать произведенное усилиями предшествующих поколений. Истинное богатство заключается в развитии производительных сил, а не в количестве меновых ценностей.

Третье – обоснование активной политики государства. Лист писал, что нельзя понять народное хозяйство как органическое целое, если исключить из него государственное хозяйство. Народная экономия становится национальной экономией в том случае, если государство охватывает целую нацию, обладающую самостоятельностью, способностью приобрести устойчивость и политическое значение. Государственная власть согласует и направляет усилия отдельных звеньев национального хозяйства во имя долгосрочных, коренных интересов нации.

Ф.Лист считается основоположником исторической школы, одним из разработчиков исторического метода в политической экономии.

3. Молодая (новая) историческая школа и ее представители.

Они выступали прежде всего против марксизма, одержавшего теоретическую победу в рабочем движении. Антимарксистская направленность составляла главное отличие новой исторической школы от старой, поскольку представители последней полемизировали с английскими классиками и утопическими социалистами.

Шмоллер, Вагнер и Бюхер утверждали, что задачей экономистов является исследование не теоретических построений, а практических проблем развития народного хозяйства страны, изучение влияния на экономические отношения этических, психологических, правовых и политических факторов, выработка конкретных рекомендаций по управлению экономикой страны в соответствии с интересами и потребностями практики.

Заслугой экономистов исторической школы являлось обоснование взаимосвязи между экономическими и социальными отношениями, внимание к количественному анализу экономических процессов, постановка вопроса о необходимости прикладных исследований с выходом на хозяйственную практику.

Если старая школа выступала против классической политической экономии и утопического социализма, то молодая историческая школа сложилась в борьбе против научного социализма.

Г.Шмоллер считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.ё

Заключение.

Историческая школа расширила проблематику политической экономии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

От традиционного направления представителей исторической школы отличают специфические взгляды на предмет и метод политической экономии, ее проблематику. У них свои подходы к трактовке основных экономических понятий, к пониманию экономических законов.

Список литературы:

  1. История экономических учений: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.С. Адвадзе.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. История экономических учений в вопросах и ответах. С.А. Бартенев.Учебно-методическое пособие.- М.: Юристъ, 2000.
  3. Экономическая теория. Учебник/ под ред. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачевой. –М.: Юрайт-Издат, 2006.
  4. История экономических учений: Учебник для вузов, Я.С. Ядгаров-М.: ИНФРА-М,2000.
  5. История экономических учений. Учебное пособие/ под ред. В.А. Жамина. -М.: Издательство МГУ, 1999
  6. История экономических учений. Учебник/ под ред. С.А. Бартенев.-М.: Экономистъ, 2005.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: