Назовите направление католического богословия школьное богословие

Обновлено: 02.07.2024

Насколько соответствует современные концепции в среде католического богословия вере отцов Церкви? Теологический плюрализм - или единая христианская истина? Вопросам новым направления в богословской мысли Католической Церкви посвящена статья священника Димитрия Кирьянова.

Несмотря на то, что комментарий Каэтана рассматривался как проблематичный даже тогда, когда он был опубликован, это суждение сохранялось в течение 400 лет. Оно было настолько общепринятым среди католиков, что вошло в православные учебные пособия как католическая точка зрения на природу человека[2].

Следует отметить, что в XIX веке не все католические богословы принимали схоластическое богословие благодати и природы, связанное с именами Каэтана, Иоанна св. Фомы, и Суареса. Несмотря на то, что I Ватиканский собор был глубоко обеспокоен проблемами благодати и природы, он воздержался от принятия какого-либо особого решения.

Вопрос о соотношении природы и благодати был вновь поднят в самом начале томистского возрождения конца XIX века, основными идейными руководителями которого были папа Лев XIII, Джозеф Клейтген (J. Kleutgen) и Маттео Либераторе (M. Liberatore), чьи взгляды отражены в энциклике Aeterni Patris[3]. Они отстаивали схоластическое учение о природе и благодати с той целью, чтобы избежать крайностей фидеизма и рационализма в их понимании.

Следствием богословской позиции Буилляра явилось признание того, что неизменные истины философии и богословия могут быть выражены через постоянно изменяющиеся концепции. В свою очередь объединенные вместе эти концепции формируют в историческом развитии человеческой мысли различные философские и богословские системы. Мало того, что концепции и системы могут развиваться; по мнению Буилляра они не могут не быть в состоянии развития. Вывод из работы Буилляра был просто потрясающий: развитие и плюрализм в философии и богословии требуются вследствие исторической природы человеческой мысли. Этот вывод был гораздо более опасным, чем следствия исследований схоластической мысли, проведенные Этьеном Жильсоном.

В своих многочисленных исследованиях Жильсон показал, что в философии средневековья существовало историческое развитие и плюрализм. Но Жильсон никогда не утверждал, что они необходимы в принципе, если философия и богословие должны сохранять свою связь с истиной. Результаты исследования Жильсона хотя и нарушали томистскую традицию Каэтана и Суареса, Гарригу-Лагранжа и Маритена, но для Жильсона, по крайней мере, существовала единственная истинная философия. Согласно Буилляру история и плюрализм включены в самую ткань философии и богословия, так что никакая философия не может более оставаться нормативной, всеохватной, единственной истинной философией. Следствием этого является то, что, по мнению Буилляра, не может существовать однозначно истинной теологии.

Несмотря на признание важности метафизики бытия, энциклика предполагает открытость к широкому концептуальному плюрализму, необходимому для теологического развития. Служение, которое должна выполнять философия, подразумевает множество концептуальных систем, совместимых с религиозной верой.

[2] См. Огицкий Д.П. свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. М., 1995. С. 86. Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. М., 2000. С. 24-25.

[3] McCool G. A. Nineteenth-century scholasticism : the search for a unitary method. New-York, 1996. PP. 221-22.

[4] McCool G. A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, 1989. P. 201.

[6] McCool G. A.From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, 1989. P. 202.

[7] Bouillard H. Conversion et grace chez S. Thomas d'Aquin. Paris, 1944.

[8] Lubac H. Surnaturel. Paris, 1946.

[9] O'Connor W.R. The Natural Desire for God. Milwaukee, Wisconsin, 1948. P. 44.

[10] Цит по: Staley K.M. Happiness: The Natural End of Man? // The Thomist. 1989. V.53. P. 219.

[13] O'Connor W.R. The Natural Desire for God. Milwaukee, Wisconsin, 1948. P. 45.

[14] McCool G.A. From Unity to Pluralism. New-York, 1999. P. 204.

[15] Реати Ф.Э. Бог в XX веке: человек - путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века). СПб., 2002. С. 73.

[17] Цит. по: McCool G.A. From Unity to Pluralism. New-York, 1999. P. 205.

[21] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 210.

[22] Congar Y.M.J. The Brother I Have Known // The Thomist, 1985. V. 49. P. 498.

[23] Реати Ф.Э. Бог в XX веке: человек - путь к пониманию Бога. (Западное богословие XX века). СПб., Европейский дом, 2002. С. 64.

[27] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 211.

[29] Nichols A. Thomism and the Nouvelle Théologie// The Thomist. 2000. V. 64. P. 11.

[31] Greenstock D.L. Thomism and the New Theology// The Thomist, 1950. V. 13. P. 572.

[33] Nichols A. Op. cit. P. 11.

[34] Nichols A. Thomism and the Nouvelle Théologie// The Thomist, 2000. V 64. P. 3.

[35] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 213.

[37] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 223.

[39] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 216.

[42] Neuhaus R.J. Jacques Maritain and Vatican Council II// A Monthly Journal of Religion and Public Life. 2003. January. P. 80.

[43] McCool G.A. From Unity to Pluralism: The Internal Evolution of Thomism. New-York, Fordham University Press, 1989. P. 229.

[45] Ferguson S.B., Wright D.F., Parker J.I. New Dictionary of Theology. Leichester, England, Inter-Varsity Press, 1988. P. 556.

[47] Вера и разум. Гл. 77. С. 107.

[48] Там же. Гл. 79. С. 110.

[49] Там же. Гл. 97. С. 135.

[50] Там же. Гл. 72. С. 100.

[53] Pope's Christmas Address to Roman Curia// L'Osservatore Romano, 1987. January. № 5. PP. 6-7.

[54] Вера и разум. Гл. 49. С. 71.

[55] Там же. Гл. 51. С. 73.

[56] Там же. Гл. 64. С. 90.

[57] Там же. Гл. 38. С. 55.

[58] Там же. Гл. 76. С. 105.

[59] Guarino T.G. Fides et ratio: theology and contemporary pluralism // Theological Studies. 2001. V. 62. Is. 4. P. 675.

[60] THE GREEK AND LATIN TRADITIONS REGARDING THE PROCESSION OF THE HOLY SPIRIT. Pontificial Council for Promoting Christian Unity //L'Osservatore Romano.Weekly Edition in English, 1995. 20 September. P. 3.

[61] Guarino T.G. Fides et ratio: theology and contemporary pluralism // Theological Studies. 2001. V. 62. Is. 4. P. 675.

[62] Joint Declaration On The Doctrine Of Justification by the Lutheran World Federation and the Catholic Church //

Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как служанку теологии. Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями.

Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего Категории Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить истины веры.

Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение, таким образом, понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10-12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культур.

универсалий западноевропейский эриугена онтологический

1.4 Деятельность и.С. Эриугены

В первые 2 века земного бытия Церкви вряд ли можно говорить о достаточно четко оформившихся богословских течениях. Появление Александрийской и Антиохийской школ изменяет ситуацию.

Александрийскую школу

Антиохийская школа

в отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельные представители ее подвизались на поприще церковного учительства. Как богословское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александрийской школе. Различие этих школ (к-рое, однако, не следует преувеличивать) прослеживается по 2 основным моментам: в экзегетическом методе и христологическом учении. Преобладающее значение философии перипатетиков (в противоположность значению платонизма для Александрийской школы), порой подчеркиваемое исследователями, вряд ли имело место.

Эдесско-Нисибинская школа

существовала преимущественно как образовательный ин-т, к-рый первоначально действовал в рамках богословской традиции неразделенной Вселенской Церкви, но примерно с сер. V в. стал служить нуждам несторианского учения, все более и более укреплявшегося и завоевывавшего ведущее место среди персид. христиан, принадлежавших к Церкви Востока. Истоки школы не прослеживаются достоверно, но очень вероятно, что одним из основателей ее был прп. Ефрем Сирин, перебравшийся в Эдессу после захвата его родного Нисибина персами (363). Др. основателем этой школы считается Киора (ок. 373 - 437), почитатель Феодора Мопсуестийского, начавший работу по переводам его произведений на сир. язык. Покровительство и материальную поддержку школе оказывали эдесские епископы. При еп. Иве Эдесском († 457) в школе стало преобладать крайнее антиохийское направление с пронесторианскими тенденциями, хотя здесь сущестовало и меньшинство сторонников свт. Кирилла Александрийского. В результате произошел раскол, и пронесторианское большинство учителей и учеников Эдесской школы во главе с Нарсаем (возглавлял школу в 437-502) перебралось в Нисибин под покровительство еп. Бар Саумы. В 489 г. Эдесская школа была окончательно закрыта по приказу имп. Зинона.

Последующее существование школы связано с Нисибином - пограничным городом державы Сасанидов в Сев. Месопотамии. Учителя школы помимо преподавания занимались переводами на сир. язык не только произведений Феодора Мопсуестийского, но и сочинений античных философов Аристотеля, Порфирия и др.; создавались и комментарии на Аристотеля и Порфирия (напр. труды Проба). Нек-рые представители этой школы (напр. Нарсай) были известны и как писатели, подвизавшиеся преимущественно в области толкования Свящ. Писания. Заключительный этап существования школы связан с личностью Хенаны Адиабенского († ок. 610). Он попытался резко изменить богословскую ориентацию в школе и прежде всего противопоставить всеподавляющему авторитету Феодора Мопсуестийского авторитет свт. Иоанна Златоуста. В христологии он также стремился отойти от ярко выраженных несторианских позиций и сблизиться с Православием. Но большинство преподавателей и учеников Нисибинской школы составили резкую оппозицию взглядам Хенаны. Его многочисленные сочинения не получили признания и почти полностью погибли. Вскоре после смерти Хенаны Нисибинская школа стала приходить в упадок и ее слава померкла. На первый план в персид. Церкви Востока вышла ее соперница - школа в Селевкии-Ктесифоне (а позднее - в Багдаде).

На латинском Западе

Однако эти частные инициативы не получили дальнейшего развития ввиду исторической ситуации в Зап. Европе; в эпоху варваризации очаги образованности сохранялись лишь в отдельных мон-рях.

Лит.: Дьяконов А . П . Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Учен. зап. РПУ. 1998. Вып. 3. С. 6-55;

Христианское богословие — в общеупотребительном смысле обозначает набор различных богословских дисциплин в рамках христианства, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа.

Традиционно в христианстве под богословием понимается систематический анализ природы, замыслов и деятельности Бога как попытка, хотя и неадекватная (в силу ограниченности человеческих способностей), говорить о Божественном существе.

Содержание

Источники и методология

Главным фундаментальным источником официального протестантского христианского богословия является Священное Писание — Библия. В качестве вспомогательных источников рассматриваются Священное Предание, разум и опыт [1] . Католики главным источником считают Священное Предание, а Священное Писание, разум и опыт обычно считают вспомогательными. В Православии также главным источником является Священное Предание, но Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания. Православные и католики самым главным средством передачи Священного предания, включая его недокументированные и неосязаемые аспекты, считают опыт причастия Христу в Святом Духе — участие в деятельности Церкви. Желающие глубже заниматься богословием, в современной реальности, поступают учиться в специализированные учебные заведения — семинарии и духовные академии, где получают фундаментальные понятия, изучают историю развития богословской мысли, или на теологические факультеты университетов.

История

В связи с тем, что на протяжении христианской истории всегда существовали различные подходы к богословской науке, богословие как дисциплина никогда не было и не могло быть единым. С течением времени эта ситуация усугубилась появлением всё большего числа конфессий, деноминаций, течений и богословских школ/направлений.

Современное христианское богословие распадается по конфессиональному признаку на богословие Церкви Востока, православное церквей византийской традиции, миафизитское Древневосточных православных церквей, католическое, богословие протестантских конфессий, в том числе евангельских деноминаций и др.

Отрасли (дисциплины) богословия

  • Основное (фундаментальное) или систематическое богословие
      — обоснование вероучения с помощью рациональных средств богословие (системная интерпретация догматов вероучения):
      • собственно теология — учение о Боге, Святой Троице — учение о природах и лице Иисуса Христа
      • пневматология — учение о Святом Духе — учение о спасении — учение о Церкви — учение о последних судьбах мира — учение об иконе
      • сакраментология — учение о таинствах — учение об ангелах
      • антропология — учение о человеке
      • хамартология — учение о грехе
        — компаративный анализ базового вероучения с основоположениями других религий
      • Практическое богословие
        • Пастырское богословие:
            — теория и практика проповеднической деятельности
          • катехитика — первоначальное учение о вере
          • душепопечение — теория и практика душепасторской деятельности
            • Библейское богословие
            • Текстология Нового и Ветхого Заветов — история текста Библии
            • Библейская история , герменевтика, исагогика — методология истолкования библейских текстов
            • Исторические дисциплины:
              • история Древней Церкви
              • церковная археология
              • византология
              • история поместных церквей
              • история конфессии

              Вероучительные тексты разных конфессий

              Православие

              Хотя краткое изложение (катехизис) не является вполне органичным для Православия, но ввиду наличия различных подложных православных катехизисов для их разоблачения, а затем вследствие присоединения к Православию большого числа привыкших к катехизисам католиков по примеру Римско-католической и протестантских церквей в Новое время созданы различные православные катехизисы, имеющие различное вероисповедное значение: [2]

              Римско-католическая церковь

              Наряду с Точным Изложением Православной веры Иоанна Дамаскина (католики считают свою веру православной) источниками вероучительных текстов также являются и признаваемые сейчас Римско-Католической Церковью решения всех прошедших после утвердившего это точное изложение VII Вселенского Собора других Вселенских Соборов католической церкви, буллы римских пап. В отличие от православия, в современном католичестве катехизис является органичным изложением католической веры.

              • Катехизис Петра Канизия (1554)
              • Катехизис папы римскогоПия V (1556) , Ватикан, 1992 г. под ред. Папы Римского Иоанна Павла II

              Лютеранство

              Реформатская церковь

                1561 годаОлевиана и Урсина1563 года, Гейдельберг, Германия 1619 г, Дордрехт, Нидерланды 1648 г, Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания. Разрабатывалось в течение 6 лет (1643—1649) 151 богословом Вестминстерского собора — основной документ пресвитерианства.

              Характерные черты отдельных направлений в христианстве

              Некоторые характерные черты православного богословия

              Католическое богословие

              Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
              Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

              Читайте также: