Научно познавательные рассказы для начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Задачи научно-познавательной литературы очень схожи с основными задачами библиотечной работы:

  • расширить кругозор ребенка;
  • вызвать интерес (к занятиям);
  • научить самостоятельно находить ответы на свои вопросы (осуществлять поиск);

В сборники вошли лучшие произведения известных российских писателей, классиков научно-познавательной литературы: В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Э. Шима, Г. Скребицкого, К. Паустовского. Эти писатели считали, что чтение познавательных книг поможет детям выявить те или иные склонности в математике, технике, литературе, а также научит их любить и уважать природу.

Николай Иванович Сладков — автор документальных книг о природе. Он пишет о том, что сам видел и наблюдал. Человек недюжинной энергии и отваги, он спускался на дно морей, озер и рек, карабкался по скользким и сыпучим скалам, продирался через буреломы, залезал в заброшенные колодцы пустынь.

Геннадий Яковлевич Снегирев. В его рассказах и маленьких повестях тайга, тундра, пустыня и океан показаны глазами ребенка, глазами изумленными и заинтересованными.

Виталий Валентинович Бианки – основоположник природоведческой культуры для детей. В своих сказках Виталий Бианки по доброму, интересно рассказывает детям о разных законах живой природы. В его сказках главное – познавательный материал, но не менее важна и нравственная сторона поступков героев.

300 страниц про зверей и птиц.

Хрестоматия об удивительной и загадочной жизни родной природы. В своих рассказах авторы рассказывают об этом чудесном мире, о том, как трогательно, забавно и в тоже время трудно живут его обитатели. Авторы пробуждают в душе каждого любовь к окружающей природе, призывают ценить и беречь красоту родной земли.

Зелёные стра ницы: хрестоматия по экологии для начальной школы (сост. С. Сахарнов).

Продолжая разговор о научно-художественной книге нельзя обойти книги замечательной современной писательницы Тамары Шамильевны Крюковой. Её стиль — это умение рассказать о сложном простым языком. Читаются такие книги на одном дыхании.

Книга знакомит малышей с приметами каждого месяца года. Главный герой — Лис от скуки решает посвятить себя науке — изучать приметы. Он отправляется в путешествие по лесу, где встречает различных зверей, которые помогают рассказать ребятам о приметах каждого месяца.

Основная цель издания — дать учащимся дополнительные знания о живой природе, помочь лучше усвоить материал основного курса. Сезонные явления в жизни растений и животных, особое внимание уделено редким и исчезающим видам.

Главные герои книги: Сорока Варвара, Следопыт, мальчуган Олеська - рассказывают о природе, путешествуют по окружающему миру, знакомят с временами года.

В конце каждого месяца - проверочные вопросы по прочитанному материалу.

Эти книги — 4 удивительных путешествия по окружающему миру. Иллюстрации в книге, словно рисованные мультипликационные фильмы, сопровождаются небольшими познавательными текстами. Животные, насекомые, птицы на иллюстрациях всегда улыбаются, создают атмосферу добра и гостеприимства. Поэтому сразу же хочется окунуться в море, поплавать с черепашками, посмотреть на коралловые рифы, покататься на морском ките или слонах. В конце каждой книги издатели предлагают самые интересные факты.

Серия предусматривает чтение родителей детям, а затем совместное обсуждение прочитанного и последующее выполнение практических заданий. Предлагаемые игры, эксперименты и творческие задания превратят процесс обучения в увлекательное для ребенка исследование вещей и явлений, будут способствовать развитию любознательности и наблюдательности.

Книга об истории покорения воздушного пространства человеком, о том, как устроены самолеты и ракеты, почему они могут летать, подниматься в воздух и преодолевать огромное расстояние. Книга с доступным текстом и яркими познавательными иллюстрациями.

Всего в серии 10 книг. Все они красиво и красочно оформлены, с хорошими пояснениями, они дадут возможность ребенку прикоснуться к астрономии на доступном для него уровне! Книги этой серии — начальная ступенька к ее изучению. Тексты книг построены в стиле беседы с маленькими читателями.

В них богатейший, разнообразный материал. Книги этих серий отличает превосходное качество, занимательный материал, у многих книг - крупный размер шрифта. Кроме этого, в книги вплетены яркие иллюстрации — великолепные картины лучших художников, изумительные фотографии природы и окружающего мира. Мир, который нас окружает - полон чудес. И все чудеса — раскрываются перед детьми. Книги серии способны удивить, увлечь, заинтересовать! Авторы книг — молодые, но уже завоевавшие себе имя писатели: Ирина Голицина, Ольга Колпакова, Светлана Лаврова, Татьяна Жукова, Инна Гамазкова, Наталья Майорова.

Современная научно-познавательная литература, книги представленные выше, решают эту задачу!

Список представленной научно-познавательной литературы:

1. 300 страниц про зверей и птиц: хрестоматия / худож.: Т. Васильева, В. Романова. - М.: Махаон, 2007. - 320 с.: ил. - (Хрестоматия для детского чтения).

  1. Барцотти, Ренцо. Животные рядом с нами: путеводитель юного натуралиста / Р.Барцотти; пер. с ит. Ю. Гаврилова. - М.: Росмэн, 2006. - 96 с.: цв.ил.

3. Вселенная: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 38 с.: ил. - (Что говорит наука).

4. Гальперштейн, Леонид Яковлевич. Люди и крылья: моя первая книга о технике / Л.Я. Гальперштейн; исп. И. В. Воронов. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 155 с.: ил. - (Познаем мир).

  1. Жукова, Татьяна Александровна. Царство цветов / сост. Т. А. Жукова. - М.: Белый город, 2008. - 30 с.: ил. - (Читаем сами. Мир вокруг нас).

6. Зелёные страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы / сост. С.Сахарнов; худож. Т. Капустина. — СПб.: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005. — 144 с.: ил.

7. Земля: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

8. Климат: научно-популярная литература / Н. Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

  1. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательное природоведение / О. В. Колпакова; худож. Ю. Н. Абрамова; ред. Н. С. Жукова. - М.: Белый город, 2009. - 143 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).
  2. Колпакова, Ольга Валериевна. Занимательная география / О. В. Колпакова. - М.: Белый город, 2009. - 127 с.: ил., фото. - (Моя первая книга).
  3. Крюкова, Тамара Шамильевна. Лесной календарь: поэзия / Т. Ш. Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2006. - 48 с.: ил.
  4. Крюкова, Тамара Шамильевна. Сказки почемучки: художественная лит-ра / Т.Крюкова; худож. Д. Белозерцев. - М.: Аквилегия-М, 2005. - 63 с.: ил.

13. Левитан, Ефрем Павлович. Ау, инопланетяне! / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. — М.: Белый город, 2008. - 31 с.

15. Левитан, Ефрем Павлович. Длинноволосые звезды / Е. П. Левитан; худож. З.Н.Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

16. Левитан, Ефрем Павлович. Звездные картинки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

17. Левитан, Ефрем Павлович. Звезды - солнышкины сестрички / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.

18. Левитан, Ефрем Павлович. Камни, которые упали с неба / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

19. Левитан, Ефрем Павлович. Луна - внучка Солнышка / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2005. - 31 с.

20. Левитан, Ефрем Павлович. Маленькие планетки / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

21. Левитан, Ефрем Павлович. Твое Солнышко / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина, 2005. - 31 с.

22. Левитан, Ефрем Павлович. Твой звездный город - Галактика / Е. П. Левитан; худож. З. Н. Ярина. - М.: Белый город, 2008. - 31 с.

23. Море: научно-популярная литература / Н Рока; пер. с исп. - М.: Мнемозина, 2006. - 35 с.: ил. - (Что говорит наука).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карантаева С.В.

Научно-познавательные произведения

Большую часть литературы младших школьников составляет художественная проза и поэзия. Однако научно-техническая революция в обществе обеспечила развитие соответствующего вида литературы. Значение научно- познавательных произведений в современном социуме существенно возросло.

Об ориентации младшего школьника как читателя в мире научнопознавательной литературы почти не говорится. Данная литература редко вносится в списки рекомендательного чтения. Однако развитие современного читателя-школьника невозможно без его обращения к научно-познавательным произведениям, так как их чтение расширяет кругозор ученика по различным областям научного и общественного знания.

Определим, какими признаками обладает научно-познавательная литература. На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. У этого вида литературы существуют свои цели, свои средства для их достижения, свой язык общения с читателем. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей [15 ].

Научно-познавательная литература – это произведения о науке и ее творцах. Она включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

Все книги и произведения, которые составляют эту часть круга детского чтения, принято представлять в виде двух неразрывно связанных с формированием юного читателя частей: часть первая - произведения научно-художественные; часть вторая - произведения собственно познавательные, или научно-популярные [ 27; 194]. В наше время принято познавательную литературу для детей подразделять на научно-популярную, научно-художественную и инструктивное. Каждое подразделение требует своих особых методов работы.

Научно-художественные произведения для детей - это разновидность детской познавательной литературы, в котором познавательная информация подается читателю с помощью сюжета и художественного образа. Основная задача таких произведений заключается в развитии познавательного интереса у детей, воспитании умственной активности, в том, чтобы привлечь внимание к окружающему миру, вызвать вопрос, в отличие от научно-популярной литературы, которая дает готовые ответы в определенной системе.

Научно-популярные произведения для детей - это бессюжетные познавательные произведения, основной задачей которых является раскрытие определенной системы знаний, привитие желание и выработки навыка пользоваться доступной справочной книгой. Научно-популярными являются подавляющее большинство статей в детских энциклопедиях.

В инструктивных понимается книга, содержащая инструкции, указания, как самостоятельно сделать что-нибудь, как использовать полученные знания в практических делах [16; 20].

Научно- художественное произведение развивает творческую любознательность ребенка: учит ребенка сопоставлять события, анализировать их, самостоятельно делать выводы, изображая общее в частном, типичное в индивидуальном, показывая процесс исследования проблемы, осмысливая отдельные познавательные элементы научной темы. Специфической формой обобщения в научно-художественных произведениях является образ, используемый в увлекательном сюжетном повествовании, в художественном очерке, рассказе, сказке-несказке. Такие жанры оформляет художник-иллюстратор, подчеркивая в картинках к текстам воспитательную идею произведения. Типы книг по структуре: книга-произведение и книги-сборники.

Далее рассмотрим отличия научно-художественного и научно-популярного произведения.

1. В научно-художественном детском произведении внимание ребенка привлечено к отдельному факту или достаточно узкой области человеческих знаний; именно этот факт или область, представленная как особый мир художественным словом, и должна быть усвоена ребенком. В научно-популярном произведении ребенку будет представлен либо весь объем знаний по данному вопросу, либо весь процесс открытия интересующего ребенка знания - от начала до конца.

2. Научно-художественное детское произведение призвано формировать у юного читателя любознательность как свойство личности, учить его точности мышления и знакомить в описательной форме с научными знаниями, которыми владеет человечество.

Научно-популярное произведение призвано сообщать детям сами знания, до которых додумалось человечество, приучать их пользоваться справочной литературой, где эти знания изложены, и сообщать понятия и термины, которыми пользуются специалисты в интересующей ребенка области знаний.

3. Формы подачи материала у научно-популярной и научно-художественной детской книги различны. В научно-популярном произведении нет сюжетных узлов (завязка, кульминация, развязка). Это происходит потому, что то содержание, которое дается в научно-популярном произведении, - это доступная и увлекательная информация о событии или явлении [2; 130]. Научно-художественные произведения строятся по определенной сюжетной линии.

4. По-разному авторы научно-популярного и научно-художественного произведения относятся к терминам. Научно-популярное детское произведение широко пользуется наименованиями. Научно-художественное детское произведение старается прибегать лишь к самому раскрытию наименования, которое принято употреблять в произведении популярном.

Научно-популярное произведение - это произведения о науке и ее творцах, предназначенные не для специалистов в данной области знания. Оно включает в себя произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т.д., написанных в различных жанрах. Проблемы науки и техники рассматриваются в них с исторических позиций, во взаимосвязи и развитии.

Научно-популярными можно назвать и содержащиеся в учебниках по литературному чтению статьи о писателях, теоретико-литературных понятиях и терминах. В них сведения излагаются на уровне представлений, с примерами, на языке, доступном младшему школьнику, так как он еще не готов к осмыслению понятия на научном уровне.

К научно-популярным книгам относятся и все детские энциклопедии. Справочно-энциклопедические издания преследуют несколько иную цель: не претендуя на развёрнутость и занимательность, они преимущественно рассчитаны на то, чтобы дать короткую, но точную справку по интересующему читателя вопросу. Справочные издания зачастую связаны со школьной программой по тому или иному предмету и, опираясь на полученные в школе знания, расширяют или дополняют их, помогают самостоятельно осваивать темы или проясняют непонятные моменты

Таким образом, научно-познавательные произведения входят в круг чтения младших школьников. Они состоят из двух разновидностей: научно-художественной и научно-популярной, каждая из которых обладает определенными признаками. Методика обучения младших школьников чтению каждого вида предполагает использование специфических приемов. Их изучение - задача следующего этапа исследования.

Библиографический список

Абдуллина А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением [Текст] / А.А. Абдуллина // Начальная школа. - 2002. - № 14. - с.15-17.

Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] // М.: Педагогика, 1977.

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература [Текст] : Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева // М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000.

Бессонов, Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности [Текст] / Б.Н. Бессонов // М., 2001.

Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст] : Кн. для учителя. / В.В. Бондаревский // М.: Просвещение, 2006. - 144 с.

Васильева М.А. Актуальные проблемы методики чтения в начальных классах [Текст] / М.А. Васильева // М: Просвещение, 1977.

Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под ред. Д.К. Гилева. // Свердловск: Свердловский гос. пед. ин-т, 2007. -142 с.

Выготский Л.С. Избр. псих. исследования. [Текст] / Л.С. Выготский // М., 1956.

Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности [Текст] / Г.Н. Гришкова, И.Б. Юсубова // Начальная школа. - 2004. - №11.

Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). [Текст] / Н.М. Дружинина // Ч. I: Учеб.пособие. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.

Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. [Текст] / Т.Г. Егоров - М.: Просвещение, 2010.

Загашев И.О., Заир - Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст] : Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир - Бек - СПб.: Альянс “Дельта”, 2003.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст] : Пособие для учителя. / С.И. Заир-Бек, Муштавинская И.В. - М.: Просвещение, 2004.

Иванова Л.И. Обогащение содержания читательских умений [Текст] /Л. И. Иванова // Начальная школа. -1992. - № 3.

Казанцева В.А. Воспитательная работа с учащимися начальных классов в современной школе как средство формирования у них познавательного интереса [Текст] / В.А. Казанцева // Новая наука: от идеи к результатам: сборник материалов по итогам Международной научно-практической конференции, 29 октября 2015, г. Стерлитамак, Агентство международных исследований, г. Стерлитамак, 2015. - с. 103-106.

Калугин М.А. Развивающие игры для 1-4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. [Текст] / М.А. Калугин // Ярославль: Академия развития, 2006.

Коваль Г.П. Методика чтения [Текст] / Г.П. Коваль, Л.И. Иванова, Т.Б. Суржук // Учебная книга - Богдан, 2009.

Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О.А. Козлова // Начальная школа. - 2004. - №11.

Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП. [Текст] / Е.А. Козырь // Русский язык. - 2009 - № 7.

Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников. [Текст] / А.К. Маркова // М.: Педагогика, 1986.

Неборская Т.А. Работа с научно-познавательной литературой в начальных классах . [Текст ] / Т.А. Неборская // Начальное обучение: семья, детский сад, школа. – 2010. - №4, с.21-24.

Романовская З.И. Чтение [Текст] / З.И. Романовская // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) по системе Л.В. Занкова.- М.: Просвещение, 1996. - С. 42 - 58.

Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников [Текст] : Учебное пособие / Т.В. Рыжкова // СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006.

Светловская Н. Н. Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности [Текст] / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2000. - № 2.

Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение [Текст] / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол // М.: Академия, 1999.

Тимофеева И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: [Текст] Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением / И.Н. Тимофеева // СПб., 2000. - С. 111.

Ушинский К.Д. [Текст] / К.Д. Ушинский // Пед. Соч.: В 6 т. – М., 1989. – Т.4.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. / Г.И. Щукина // М.: Просвещение, 1979.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Эта научно-фантастическая сказка (и одновременно увлекательный трактат о жизни насекомых — энтомологии, о ботанике и экологии) была написана бывшим беспризорником, журналистом и биологом по образованию Яном Ларри по заказу Маршака и впервые вышла в свет в 1937 году. С тех пор она постоянно переиздается.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Организует все повествование календарь: книга описывает годовой цикл в жизни природы. Она разделена на главы по месяцам и показывает читателю неразрывную связь небесных явлений (движения Земли по орбите) с миром живой природы.

Произведения Бианки близки нам ещё и потому, что он рассказывает о природе родного края — российского Северо-Запада.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Подходит для чтения детям с 7 лет.

Книга ленинградского кинорежиссёра, сценариста и мастера комбинированных съёмок П. Клушанцева выходила в 1965 и 1974 годах.

Подходит для чтения детям с 7 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Книга по мотивам знаменитого цикла радиопередач вышла в 1974 году с иллюстрациями А. Медведева.

Из нее мы узнаём, что Знаменитые капитаны проводили свои собрания в одной из школьных библиотек подмосковных Химок (наверное, потому, что Химки хотя и речной, но все-таки порт). Но сотого собрания клуба решил не допустить коварный Негоро. Конечно, капитаны преодолевают все воздвигнутые врагами препятствия и вдобавок знакомятся с еще одним, двенадцатилетним капитаном волейбольной команды Петей Синицыным. Таково содержание первой из пяти клеенчатых тетрадей, найденных в дупле дуба московским школьником Сережей во время краеведческого похода по Подмосковью.

Подходит для чтения детям с 10 лет.

Подходит для чтения детям с 6 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Подходит для чтения детям с 7 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Действие книги происходит в далеких заморских странах Терранигугу и Сьерранибумбум, куда Рассеянный Магистр (великий, но страшно рассеянный московский математик) отправляется на поиски уникальной похищенной марки. С помощью арифметики, алгебры и девочки Единички Рассеянный Магистр пытается раскрыть детективную загадку, но постоянно попадает впросак. Его ошибки исправляет математический кружок — Клуб Рассеянного Магистра — заседания которого состоят из поедания пирожных и решения нерешенных Магистром задач.

Подходит для чтения детям с 12 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Подходит для чтения детям с 10 лет.

10 книг про науку, от которых дети не заскучают

Книга вышла впервые в 1981 году, переиздана в 2008 и 2014 годах.

На первый взгляд сборник веселых стихов и рассказиков, посвященных правописанию и языковым играм, может показаться далеким от науки. Однако грамматика — самая настоящая наука, просто изучать ее начинают раньше других. В этой книге о языковой науке рассказано настолько художественно, что дальше некуда — в стихах. Причём в таких стихах, от которых ребенка за уши не оттащишь.

Открывают книгу поэтическая азбука, а продолжается она стихотворными загадками о заблудившихся буквах, стихами о знаках препинания, предлогах и частицах и мастерскими литературными шутками. Многие пытались давать уроки грамматики в стихах, но удалось немногим. А. Шибаев входит в этот узкий круг.

В этом разделе собраны поучительные рассказы для детей, которые учат молодых читателей нормам поведения, честности, смелости, доброте. В рассказах изобличаются привычные детские проступки: вранье, излишнее хулиганство, наглость и другие. Читая поучительные рассказы, ребёнок сразу понимает, что хорошо, а что плохо. Таким образом, литература становится помощником родителей в воспитании детей.

Поучительные рассказы читать

Тайное становится явным – Драгунский В.Ю.

Тайное становится явным

Забавная история о мальчике, который не хотел есть манную кашу. Мама пообещала сводить его в Кремль, если он съест всю кашу. Дениска добавляет в кашу сахар, соль, воду и даже хрен, чтобы сделать ее более…

Трусишка Вася – рассказ Зощенко

Трусишка Вася

Поучительный рассказ о сыне кузнеца Васе. Мальчик очень любил прокатиться на телеге, запряженной лошадью отца. Кузнец этого не одобрял. Однажды Вася взял телегу и поехал к лесу. В колесо попала ветка и начала хлестать мальчика…

Клякса — Носов Н.Н.

Клякса

Рассказ о том, как учительница остроумно отучила Федю Рыбкина смеяться на уроках. Мальчик измазался тушью, весь класс не мог на него смотреть без смеха. Это очень радовало Федю. Учительница, обнаружив причину веселья, сказала, что на…

Ёлка – рассказ Зощенко

Поучительный рассказ о стыде, о том, что нельзя брать чужие вещи, о том, что за проступком последует наказание. Читайте рассказ о Лёле и Миньке, которые съели конфеты с новогодней елки и открыли подарки… Ёлка читать…

Заплатка – Носов Н.Н.

Заплатка

Рассказ про мальчика Бобку, у которого были замечательные штаны защитного цвета. Перелезая через забор, мальчик порвал штаны, и его мама рассердилась и не стала их зашивать. Бобка решил сам поставить заплатку… Рассказ Заплатка читать У…

Не надо врать – рассказ Зощенко

Не надо врать

Поучительный рассказ о честности. Минька получил единицу в школе и так расстроился, что забыл дневник в парке на скамейке. Ему завели новый дневник и снова поставили туда единицу. Вечером пришла гостья и принесла забытый дневник…

На горке — Носов Н.Н.

На горке

Рассказ о мальчике Котьке, который сидел дома и не хотел строить горку. Однако, когда ребята построили горку и ушли домой, Котька вышел во двор кататься на коньках. И захотел прокатиться с новой горы. Подняться наверх…

Огурцы — Носов Н.Н.

Огурцы

Поучительный рассказ Носова, который учит, что чужое брать нельзя. Павлик и Котька однажды нарвали огурцов в колхозном огороде. Мама Котьки увидела в кармане сына огурцы и узнала, каким способом он их получил. Это сильно её…

Карасик – Носов Н.Н.

Карасик

Поучительный рассказ про Виталика, который выменял карасика на свисток. Мальчик не сразу рассказал о своем поступке. И мама подумала, что рыбку съел кот… Рассказ Карасик читать Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая…

Самое главное – рассказ Зощенко

Самое главное

Поучительный рассказ Зощенко учит детей, что в жизни нужно быть не только смелым и сильным. Важно многое уметь и постоянно учиться новому. Эта история о трусливом мальчике Андрюше, который захотел быть смелым. А что из…

Самое страшное – Пермяк Е.А.

Самое страшное

Поучительный рассказ о том, что может случиться с тем, кто всех обижает. Зло и плохие поступки не остаются ненаказанными! Самое страшное читать Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не…

Смородинка – Пермяк Е.А.

Смородинка

Рассказ о девочке Танюше, которая сама вырастила смородину из черенков. Для этого ей пришлось немало потрудиться: выдернуть лопухи, вскопать дерн, посадить черенки и ухаживать за ними. Но труды не были напрасными. Уже на следующий год…

Чужая калитка – Пермяк Е.А.

Чужая калитка

Поучительный рассказ о трудолюбии и бережном отношении к природе и другим людям. Дедушка важными советами и своим примером воспитывает в Алеше лучшие чувства. Чужая калитка читать Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За…

Хитрый коврик – Пермяк Е.А.

Хитрый коврик

Познавательный рассказ о том, что даже самое, на первый взгляд, неприметное растение может принести большую пользу. История учит искать применение самым обыденным вещам. Хитрый коврик читать Умной Машенька росла, да не все понимала. Пошла она…

Как Миша хотел маму перехитрить – Пермяк Е.А.

Как Миша хотел маму перехитрить

Рассказ о мальчике Мише, который не хотел признаваться в том, что сломал велосипед и разорвал рубашку. Он сказал, что колесо само отвалилось, а рубашка сама порвалась. Удалось ли Мише перехитрить маму? Как Миша хотел маму…

Как Маша стала большой — Пермяк Е.А.

Как Маша стала большой

Небольшая история о том, как девочка Маша хотела стать большой и наряжалась во взрослую одежду. Но все над ней смеялись. Но однажды Маша так чисто подмела пол, что все сразу заметили, как Маша повзрослела! Как…

Пичугин мост – Пермяк Е.А.

Пичугин мост

Поучительный рассказ о том, что такое настоящий подвиг. Так мальчик Сёма Пичуги построил мост через речку из бревна и жердей. И назвали этот мост Пичугиным. Много времени прошло с тех пор, мост заменили на каменный,…

Бумажный змей — Пермяк Е.А.

Бумажный змей

Поучительный рассказ о мальчиках, которые не умели дружить и договариваться. Из-за этого они не могли собрать и запустить воздушного змея. Бумажный змей читать Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго…

Очень умные обезьянки – рассказ Зощенко

Очень умные обезьянки

Поучительный рассказ Зощенко учит детей, что не надо дразнить и трогать обезьян. Очень умные обезьянки читать Очень интересный случай был в зоологическом саду. Один человек стал дразнить обезьянок, которые сидели в клетке. Он нарочно вытащил…

Надежный человек – Пермяк Е.А.

Надежный человек

Поучительный рассказ про смелого мальчика Андрюшу, которого учительница научила быть заботливым и понимающим. Надежный человек читать На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он…

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Айога - нанайская сказка

нанайская сказка

Жил один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. Но загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо… Айога читать В роду Самаров жил один нанаец…

Новогодняя быль - Михалков С.В.

Михалков С.В.

История одной ёлочки, которая росла недалеко от дома лесничего. Однажды незнакомая сорока, прилетевшая летом неизвестно откуда, сказала ёлочке, что зимой её срубят люди. Ёлочка очень испугалась… Новогодняя быль читать В лесу, недалеко от дома лесничего,…

Пых - белорусская сказка

белорусская сказка

Сказка о том, как какой-то неведомый зверь напугал дедку с бабкой, когда они на город за репкой ходили. А внучка Аленка не испугалась и разглядела, кто это пыхтит под кустом. Пых читать Жили-были дедушка, бабушка…

Идэ - хантыйская сказка

хантыйская сказка

Мальчик Идэ остался сиротой и его растила бабушка. Вырос Идэ, но всего боялся. И решила бабушка отучить Идэ всего бояться, чтобы он смелым охотником стал. Идэ читать Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его…

Музыкант - Бианки В.В.

Бианки В.В.

Однажды старому медвежатнику сказали, что в лесу бродит медведь, он взял ружьё и пошел в лес. В лес он услышал необычный звук, он пошел на него и увидел, как медведь играет на расщеплённом грозой дереве……

Май - Соколов-Микитов И.С.

Соколов-Микитов И.С.

Рассказ о том, как прекрасна пора поздней весны: зелёною нежною дымкой накрылся лес, закуковали в зелёных рощах кукушки, зайцы радуются тёплому солнышку, прыгают, играют. Хорошо зверям и птицам в лесу! Май читать Не успеешь оглянуться…

По ягоды - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Рассказ о том, как девочка Надя ходила с бабушкой в лес за земляникой. В первый день Надя ничего не принесла, все ягоды съела. На другой день она землянику в кружку собирала и дома угостила дедушку….

Всё здесь - Тайц Я.М.

Тайц Я.М.

Девочка Надя пошла с бабушкой в поле, где росла пшеница. Наде стало интересно, что здесь растет. Бабушка ей объяснила, что на этом поле растут будущие булки, баранки, пряники. Всё здесь читать Надя с бабушкой пошли…

Гляжу с высоты - Берестов В.Д.

Берестов В.Д.

Гляжу с высотыНа обиду.Теряю обидуИз виду.

Я ушел в свою обиду

Я ушел в свою обиду - Мошковская Э.Э.

Мошковская Э.Э.

Я ушел в свою обидуИ сказал, что я не выйду.Вот не выйду никогда,Буду жить в ней все года!И в обидеЯ не виделНи цветочка, ни куста…И в обидеЯ обиделИ щеночка, и кота…Я в обиде съел пирогИ…

Что это было? - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Очень вкусный пирог

Очень вкусный пирог - Хармс Д.И.

Хармс Д.И.

Я захотел устроить бал,И я гостей к себе… Купил муку, купил творог,Испек рассыпчатый… Пирог, ножи и вилки тут —Но что-то гости… Я ждал, пока хватило сил,Потом кусочек… Потом подвинул стул и селИ весь пирог в минуту… Когда же гости подошли,То даже крошек не нашли.

1 - Котёнок по имени Гав

Котёнок по имени Гав - сказка Остера

сказка Остера

Котёнок по имени Гав — серия коротких рассказов о приключениях котёнка Гава и его друга — щенка Шарика. С Гавом постоянно случаются нелепые ситуации, стоит ему выйти во двор. Вместе со своим другом, он справляется…

2 - Бременские музыканты

Бременские музыканты - Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

Энтин Ю.С. и Ливанов В.Б.

История о животных и юноше Трубадуре, которые отправились в город Бремен чтобы стать уличными музыкантами. В городе они остановились перед королевским замком. На балкон дворца вышли король и принцесса, на площадь сбежались горожане и началось…

Сутеев В.Г.

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя…

4 - Про Бегемота, который боялся прививок

Про Бегемота, который боялся прививок - Сутеев В.Г.

Сутеев В.Г.

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся…

5 - Ёжик в тумане

Козлов С.Г.

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли…

6 - Три поросенка

Три поросенка - Михалков С.

Михалков С.

Сказка про трех братьев-поросят, которые построили себе домики. Один брат построил дом из соломы, второй из веток и прутьев, а третий — из кирпича. Три поросенка читать Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все…

7 - Про мышонка из книжонки

Про мышонка из книжонки - Джанни Родари

Джанни Родари

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать…

8 - Лисичка со скалочкой

Лисичка со скалочкой - русская народная сказка

русская народная сказка

Сказка про хитрую лису, которая нашла на дороге скалочку и попросилась к людям переночевать, а утром сожгла скалочку и потребовала за нее курочку. Лисичка со скалочкой читать Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и…

Абрамцева Н.

Сказка про щенка, который был совсем маленький и не знал, кем он станет, когда вырастет: сторожевой или охотничьей собакой. Кошка Клаша подсказала ему, что он будет декоративной собачкой. А я кто? читать Бабушка купила щенка…

10 - Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы

Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы - Стюарт П. и Риддел К.

Стюарт П. и Риддел К.

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика: Кусочек…

Читайте также: