Натюрморт в художественной школе постановка

Обновлено: 08.07.2024

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с правилами выполнения декоративного натюрморта, повторение техники выполнения мозаики; теплохолодности, развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, ввести ленточный орнамент в натюрморт.
• Занятия рассчитаны на 12 часов.
Оборудование: репродукции картин, наглядные пособия (детские работы, наглядность выполненная учителем), презентация, шаблоны.
Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Учебные задачи:
1. Научиться рисовать основные геометрические и растительные элементы орнамента.
2. Научиться создавать композиции по мотивам геометрического орнамента.
Обучающие: - обучение рисованию по воображению; обучение стилизации любой формы; обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие: – развитие зрительного представления; - развитие воображения и чувства вкуса; - развитие чувства пропорции, соразмерности, масштаба и материальности.
Воспитательные: - воспитание интереса к предмету; - развитие аккуратности в работе; - формирование эстетического вкуса.
• Познакомиться с декоративным натюрмортом, с типами орнаментов.
• особенностями.
• Научиться создавать композиции с геометрическими элементами.
•Получить представление о натюрморте, декоративном натюрморте, о художественных образах орнамента, её эстетических особенностях и о технологии создания и технике выполнения.

Натюрморт - (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально -тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.

Натюрмортом принято считать композицию из неодушевленных предметов, включая плоды и цветы. Правда, англичане и немцы используют для таких композиций более подходящее название – “тихая жизнь” (still life и stilleben), подчеркивая тем самым, что такого рода живопись имеет дело с обычными предметами окружающей нас повседневной жизни.

Натюрморт как самостоятельный жанр возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII в.


В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт.

В декоративном натюрморте важным является также композиционно построение линий, контуров, их движение и взаимодействие с пятном. Допустимым является также использование орнаментов, узоров, как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. Декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д. Основной задачей в декоративном натюрморте является задача стилизации как предметов, их формы, характера, так и цвета, тонов. В зависимости от такой стилизации возможно применение различных декоративных материалов, например, аппликации.

Таким образом, мы видим, что в отличии от реального натюрморта по стилизации в декоративном натюрморте предметы могут принципиально изменять свой характер, цвет, перспективу.

Кроме стилизации и декора мы в натюрморт будем вводить линейный орнамент.

А что же такое орнамент?
Орнамент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска,татуировка).

Орнамент связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Виды орнамента:
По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус,пальметта, акант, гранат и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры — антропоморфный орнамент, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).

Ленточным орнаментом называют узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Орнамент окаймляет поверхность пред¬мета. Мотивы располагаются по прямой линии – полосной. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обычно из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий. В узких орнаментальных полосах нецелесообразно использовать фигуры сложного рисунка или вводить две-три орнаментальные темы. Их рисунок выходит запутанным, излишне сложным, плохо читается и, не¬смотря на большое количество вложенного в него труда, получается художественно неубедительным.

К ленточным орнаментам относятся кайма, бордюр, фриз.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.



Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах



Фриз – декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.


Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое.

Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до сосед¬него мотива (группы).

По характеру мотива орнамент делят на:
- геометрический






Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними.

Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними. Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть: 1) метрический (равномерный) 2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.
1. Повторение элемента вдоль оси переноса. Расположение равномерное.
2. Вид характеризуется присутствием плоскости скользящего отражения
3. Движение основной фигуры вдоль оси переносов с изменением их направления по другую сторону оси переносов
4. Симметричная основа каждой фигуры: весь орнамент располагается с одной стороны оси переносов.
5. Движение основной фигуры вдоль оси переносов; расположение зеркальное
6. Попеременное чередование симметричных фигур относительно оси переносов.
7. Чередование симметричных элементов; по другую сторону оси переносов – зеркальное изображение.

Простые схемы ритмического построения линейного орнамента основаны на чередовании:
- элементов одной формы одинакового цвета, но разного размера
- чередование элементов разной формы, одинакового размера и цвета
- чередование элементов одинаковой формы и размера, но разного цвета
- чередование элементов одного размера, но разной формы и цвета.

Практическое задание:
Придумать и составить натюрморт, где должно присутствовать не менее 3-х предметов.
Обратите внимание на компоновку листа и характер предметов. Лист можно расположить как горизонтально, так и вертикально. Обязательно в натюрморте должен быть крупный предмет, средний и мелкие.

Также, вам нужно придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства (например: нежность, ярость, любовь, ненависть, безразличие, радость, жадность и т.д.)

Приступая к рисунку, помните, что основное внимание нужно сосредоточить на прорисовке предметов и других особенностей поверхности, а передачей объема, светотени можно пренебречь, отказаться от них, тогда изображение получится плоским, прозрачным. Для работы необходимо взять белую или цветную бумагу. После построения композиции, не забывайте, что начальный рисунок выполняем легким нажатием карандаша. Как вы думаете, достаточно ли изображения одних предметов быта для передачи эмоционального настроения работы? Значит нужно добавить в свои работы небольшие образы.

Например: Добавив в свой рисунок изображение поникшего цветка, характер натюрморта становится печальным.

Обязательно нужно подумать о цветовой гамме, она должна быть ограниченной, не стоит брать все цвета радуги.

С чего начнем?
- Замысел
- Композиция
- Построение
- Работа в цвете (палитра)
- Самоконтроль

Этапы выполнения декоративного натюрморт
Педагог:Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?
Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог: Верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.
А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.
- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Ребята: при помощи красок, из природных материалов, аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).


Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.
Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).

А далее вы можете придумать любой узор или орнамент на вех предметах вашего натюрморта.
Натюрморт, может быть холодным, теплым, контрастным. Повторяем все цвета.

Натюрморт будем выполнять гуашевыми красками.
На первом занятии нужно будет придумать несколько карандашных и цветовых эскизов, чтобы определится с более удачным вариантом, затем выбранный вариант перенесем на формат А-2 и будем 2,3,4 урок работать цветом и над мелкими деталями-узором.

Ребята приступают к выполнению эскизов.
Посуда и предметы натюрморта могут быть как придуманными, так и по памяти или срисованные с натуры (в кабинете).
Единственное условие – не нарушать единство эмоционального настроения, а так же формы и цвета.
Можно приступать к работе.

Практическая работа учащихся
Учащиеся выполняют декоративный натюрморт. Работа выполняется индивидуально.
После каждого этапа проводится анализ работ. Находятся, общие ошибки и учителем повторно проводится объяснение этапа рисунка для всего класса.
Учитель в течении практической работы, работает индивидуально с учащимися.

Итог урока. Опрос (закрепление полученного материала).
- Где был рожден жанр “натюрморт”?
- Что входит в понятие натюрморт?
- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?
- Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?
- Назовите несколько имен художников, работавших в жанре “натюрморт”?
- За наиболее подробные и интересные ответы учащимся выставляются оценки.
- Выставка и анализ работ. Законченные работы вывешиваются на доске.
- Производиться анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные обучающимися на данном уроке.

Подведение итогов урока
(Учащиеся демонстрируют свои работы)
Орнаменты играют особую роль в нашей жизни – украшают предметы быта, позволяют окунуться в мир декоративности и красоты.

В результате работы над заданием были изучены история и особенности натюрморта; изучены виды натюрмортов, выяснено, что такое декоративность, рассмотрена технология выполнения декоративного натюрморта. На основе полученного материала был выполнен декоративный натюрморт, а так же виды орнаментов и на практике его применение, и применение его в декоративном натюрморте.

Нам представилась возможность выполнить творческую работу в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, несомненно, пригодятся в дальнейшем. Осознавая, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, полагаем, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

Автор: Нерлова Эльвира Равилевна

Населенный пункт: Пермский край, г. Пермь

С первого класса обучающиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к выполнению этюдов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии.

Цель: формирование знаний и умений о выполнении декоративного натюрморта с натуры и по воображению в работе с учениками детской художественной школы.

Задачи:

  • Учебная: научить декоративному решению натюрморта, закрепить уже имеющиеся знания.
  • Развивающая: развить абстрактное мышление, воображение, фантазию, самостоятельную творческую деятельность
  • Воспитательная: Воспитать стремление к творческой самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у учащихся.
  • Материалы: гуашь, кисти, бумага
  • Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров - Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).

Ожидаемый результат

Учащийся должен знать:

  • Основы истории и особенности натюрморта, в том числе декоративного;
  • Уметь владеть Техникой выполнения декоративного натюрморта.

Глава 1. НАТЮРМОРТ. ИСТОРИЯ ЖАНРА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Натюрморт - в творчестве детей не всегда является любимым жанром. Детям еще не достает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметы рассказать о их обладателях, о характере изображаемых предметов. Самостоятельно задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя учащиеся ещё не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом, если он будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы. В особенности удаются постановки декоративного характера за счёт изменения формы, яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей эмоциями и чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят знакомые предметы, которые дети свободно компонуют в своих рисунках.

Натюрморт (фр. Nature morte-мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, объединённые единой темой.

Изображение предметов известно ещё в искусстве античности и средних веков . В 17 веке жанр натюрморта переживает расцвет: фламандские мастера - с монументальным размахом и мощью, с глубиной и тонкостью колорита - запечатлевали пышное изобилие даров природы; испанские мастера предпочитали простоту и величие композиций из немногих предметов; особенно богат голландский натюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту, то изысканный тонкий, по цвету и свету, но всегда окутанный воздухом. Во Франции 18 века лаконичность, построенных натюрмортов утверждалась ценность и достоинство, обыденной жизни. В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, натюрморт перестаёт быть просто украшением интерьеров. Франция внесла новый смысл в жанр натюрморта, Эдуард Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна, замечательны монументальностью, конструктивностью, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 веке открылись новые возможности натюрморта - Пабло Пикассо, Анри Матисс во Франции, В.Е.Татлин П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк, М.С.Сарьян, К. Петров - Водкин в России сделали натюрморты очень праздничными по колориту, простыми по форме и краскам. Натюрморт стал привлекать к себе большое внимание, как художников, так и зрителей. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек к себе внимание.

Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений - все эти качества необходимы будущему художнику. В процессе обучения ребёнок должен овладевать цветовой грамотой, изучать свойства цветов и способы их взаимодействия между собой умело использовать цветовые оттенки, добиваясь решения различных задач. Занятия декоративной живописью помогут учащимся глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту изобразительного искусства.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись - это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на фоне, а предметы в их взаимосвязи. При выполнении декоративного натюрморта не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы натюрморт был понятен, имел свой характер, композиционную зацепку; мало - выразительная постановка не даст желаемых результатов. Натюрморт может быть декоративным за счёт изменения формы предметов, использования активных цветовых контрастов и декоративного контура. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

1. Любой предмет натюрморта можно утрировать, доведя его до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатый кувшин, сильно вытянуть удлинённую грушу, подчеркнуть пластику предметов декоративным рисунком.

2. Возможно изменение пропорций, как внутри одного предмета, так и между несколькими.

3. Допускаются условности: предмет можно подвесить в воздухе, наклонить предмет в сторону или сломать его. Один и тот объект может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина, изображается фронтально, а горлышко – развернуто, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку и сверху, что даёт возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.

4. Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно и осмысленно.

5. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать, вводить дополнительные объекты, драпировки или фрукты для заполнения пространства.

6. К цвету в декоративном натюрморте следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит постановки полностью; можно дополнить его новыми сочетаниями.

4.ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Технология художественных материалов изучает , свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и.д.

Техника - это специальные навыки, способы и приемы, посредством которых выполняется художественное произведение. Знание техники и материалов живописи, их особенностей помогает учащимся максимально реализовывать свой творческий замысел, создавать работы на высоком художественно уровне.

Декоративный натюрморт может выполняться, простым карандашом, ручкой, фломастером и.т.д. , или красками: акварелью, гуашью, акрилом . Детям ближе – гуашь. Гуашь – краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь обладает пастозными (кроющими) свойствами, поэтому при работе гуашью работа ведётся от тёмного к светлому.

5.МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА

Этапы выполнения натюрморта:

Рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы. Определяем тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовые пятна, колорит.

Выполняется работа гуашью.

1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков для поиска композиции натюрморта или порисовать отдельно предметы поискать их форму. Наброски можно делать любым материалом.

2 этап. Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Пространство - условно. При построении натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной композиции. Главное - ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были уравновешены.

3 этап. Определение акцента, один или два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один или два контрастных цвета преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. На этом этапе важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом.

4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете. Главное - сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.

В результате работы над заданием поставленные цели и задачи были достигнуты. Изучены история и особенности натюрморта; описана технология и техника декоративной живописи. Выполнение творческой работы в технике декоративного натюрморта, которая как нельзя лучше помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, обязательно, пригодятся в дальнейшем. Учащиеся должны понимать, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

Автор: Ковалевский Андрей Николаевич

Организация: МАУ ДО ХШ г. Балашиха

С начала обучения в художественной школе обучающиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к выполнению этюдов в декоративно-плоскостном варианте, в многоцветной гармонии.

Цель: формирование знаний и умений о выполнении декоративного натюрморта с натуры и по воображению в работе с учениками детской художественной школы.

  • Учебная: научить декоративному решению натюрморта, закрепить уже имеющиеся знания.
  • Развивающая: развить абстрактное мышление, воображение, фантазию, самостоятельную творческую деятельность
  • Воспитательная: Воспитать стремление к творческой самостоятельности, сформировать художественно-эстетическое восприятие у учащихся.
  • Материалы: гуашь, кисти, бумага
  • Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров - Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).

Учащийся должен знать и уметь:

  • Основы истории и особенности натюрморта, в том числе декоративного;
  • Владеть Техникой выполнения декоративного натюрморта.

Глава 1. НАТЮРМОРТ. ИСТОРИЯ ЖАНРА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

В творчестве детей натюрморт не всегда является любимым жанром. Детям еще не достает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметы рассказать о их обладателях, о характере изображаемых предметов. Самостоятельно задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя учащиеся ещё не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом, если он будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы. В особенности удаются постановки декоративного характера за счёт изменения формы, яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей эмоциями и чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят знакомые предметы, которые дети свободно компонуют в своих работах.

Натюрморт (фр. Nature morte-мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, объединённые единой темой.

Ещё в искусстве античности и средних веков известно изображение предметов. В 17 веке жанр натюрморта переживает расцвет: фламандские мастера - с монументальным размахом и мощью, с глубиной и тонкостью колорита - запечатлевали пышное изобилие даров природы. Испанские мастера предпочитали простоту и величие композиций из немногих предметов. Особенно богат голландский натюрморт, то скромный по выбору вещей и по колориту, то изысканный тонкий, по цвету и свету, но всегда окутанный воздухом. Во Франции 18 века лаконичность, построенных натюрмортов утверждалась ценность и достоинство, обыденной жизни. В 19 веке натюрморт приобрел новый смысл, натюрморт перестаёт быть просто украшением интерьеров. Франция внесла новый смысл в жанр натюрморта, Эдуард Мане придал натюрморту прозрачность, воздушность, ощущение изменчивой красоты мира; натюрморты Поля Сезанна, замечательны монументальностью, конструктивностью, точной лепкой формы цветом; в натюрмортах Винсента Ван Гога экспрессия мазка, символичность ярких цветовых пятен делают предельно красноречивыми говорящие, кричащие вещи. В 20 веке открылись новые возможности натюрморта - Пабло Пикассо, Анри Матисс во Франции, В.Е.Татлин П.П.Кончаловский, И.И.Машков, А.В.Куприн, Р.Р.Фальк, М.С.Сарьян, К. Петров - Водкин в России сделали натюрморты очень праздничными по колориту, простыми по форме и краскам. Натюрморт стал привлекать к себе большое внимание, как художников, так и зрителей. В советском искусстве 1930-1950-х гг. натюрморт был отодвинут в тень, но с 1960-х гг. вновь привлек к себе внимание.

Цветовая культура, развитие образного мышления, смелость композиционных решений - все эти качества необходимы будущему художнику. В процессе обучения ребёнок должен овладевать цветовой грамотой, изучать свойства цветов и способы их взаимодействия между собой умело использовать цветовые оттенки, добиваясь решения различных задач. Занятия декоративной живописью помогут учащимся глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту изобразительного искусства.

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись - это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма, объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на фоне, а предметы в их взаимосвязи. При выполнении декоративного натюрморта не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы натюрморт был понятен, имел свой характер, композиционную зацепку; мало - выразительная постановка не даст желаемых результатов. Натюрморт может быть декоративным за счёт изменения формы предметов, использования активных цветовых контрастов и декоративного контура. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое.

Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

  1. Возможно изменение пропорций, как внутри одного предмета, так и между несколькими.
  2. Любой предмет натюрморта можно утрировать, доведя его до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатый кувшин, сильно вытянуть удлинённую грушу, подчеркнуть пластику предметов декоративным рисунком.
  3. Допускаются условности: предмет можно подвесить в воздухе, наклонить предмет в сторону или сломать его. Один и тот объект может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина, изображается фронтально, а горлышко – развернуто, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку и сверху, что даёт возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.
  4. Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно и осмысленно.
  5. К цвету в декоративном натюрморте следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит постановки полностью; можно дополнить его новыми сочетаниями.
  6. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать, вводить дополнительные объекты, драпировки или фрукты для заполнения пространства.

4.ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Техника - это специальные навыки, способы и приемы, посредством которых выполняется художественное произведение. Знание техники и материалов живописи, их особенностей помогает учащимся максимально реализовывать свой творческий замысел, создавать работы на высоком художественно уровне.

Технология художественных материалов изучает , свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и т.д.

Декоративный натюрморт может выполняться, простым карандашом, ручкой, фломастером и.т.д. , или красками: акварелью, гуашью, акрилом . Детям ближе – гуашь. Гуашь – краска непрозрачная, плотная; высыхая, она приобретает матовую бархатистость. Гуашью можно работать не только на бумаге, но и на холсте, на ткани, картоне, фанере. Гуашь обладает пастозными (кроющими) свойствами, поэтому при работе гуашью работа ведётся от тёмного к светлому.

5.МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕКОРАТИВНОГО НАТЮРМОРТА

Поэтапная последовательность выполнения натюрморта:

Рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы. Определяем тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовые пятна, колорит.

Выполняется работа гуашью.

1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков для поиска композиции натюрморта или порисовать отдельно предметы поискать их форму. Наброски можно делать любым материалом.

2 этап. Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта. Пространство - условно. При построении натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно двигать предметы в поисках наиболее удачной композиции. Главное - ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были уравновешены.

3 этап. Определение акцента, один или два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один или два контрастных цвета преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание. На этом этапе важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом.

4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете. Главное - сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.

В процессе работы над заданием поставленные цели и задачи были достигнуты Изучены история и особенности натюрморта; описана технология и техника декоративной живописи. Выполнена творческая работа в технике декоративного натюрморта, которая помогла выразить замысел и передать настроение. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы, обязательно, пригодятся в дальнейшем. Учащиеся должны понимать, что существует много других не менее интересных видов и способов решения декоративного натюрморта, что их изучение позволит сделать дальнейшую работу еще более содержательной и интересной.

Оценить 4164 0

Методические советы молодым

преподавателям ДХШ, ДШИ.

Выполнила: Винокурова Марианна Афанасьевна

Преподаватель художественного класса

Мирнинский район

2.Правила составления натюрморта.

3.Практическая работа над натюрмортом

3.1 Организация рабочего места

3.2 Выполнение форэскизов- поиск удачной композиции натюрморта.

3.3 Композиционное размещение предметов на плоскости листа

3.4.Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов.

3.5 Нахождение основных цветовых пятен

3.7 Стадия обобщения

4 Художественные материалы и техника используемые при изображении натюрморта (живопись).

6. Вопросы для закрепления материала

7. Список литературы

Натюрморт в учебной практике способствует росту творческого потенциала обучающихся, совершенству его вкуса, мастерства, композиционного мышления, техники, способности передавать свет, объем формы, материал, и, в конечном счете, даст возможность студенту выражать свои чувства, переживания и настроения.

Обучающимся целесообразно в процессе работы над учебным натюрмортом, чередовать краткосрочные упражнения - этюды отдельных предметов, групп предметов с продолжительными заданиями. В практической работе над длительной натурной постановкой необходимо развитие творческого познания, цельного восприятия, образного мышления и воображения, концентрация внимания.

Основные разделы методических указаний включают теоретическое обоснование рассматриваемой учебной задачи и содержат контрольные вопросы для закрепления и повторения теоретического материала.

1.Виды натюрморта

Натюрморт(фр. nature morte букв. мертвая природа)-в изобразительном искусстве- изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт- один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить сое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используются многими художниками для непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников , прославивших себя в жанре натюрморта, П, Класа, В, Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт- наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленере, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и современно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

В картине -натюрморте художники стремятся показать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу законы цвета.

Основой составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существуют несколько видов натюрмортов:

-по колориту (теплый , холодный);

- по цвету (сближенные , контрастные);

- по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

- по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

- по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером .

Сюжетно-тематическийнатюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм . Учебный натюрморт носит также названиеакадемическийили, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

Декоративный натюрморт дает возможность развить чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы обучающихся.

2. Правила составления натюрморта

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции. Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.

-состоит из трех предметов (одного большого – центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

-предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

-предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

-размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

3 Практическая работа над натюрмортом

3.1 Организация рабочего места

В работе над натюрмортом желательно использовать дневное освещение (боковое, оконное) и необходимо помнить, что свет при этом частично рассеянный и холодный.

Допускается обучающимся при невыгодной точки зрения в смысле композиции (нежелательное перекрытие одного предмета другим, неудачное местоположение одного предмета относительно другого и т.п.) перемещать предметы у себя на листе в ту или другую сторону, а также увеличение или уменьшение объемов предметов, подчиняя эти действия продуманному композиционному решению.

Желательно над натурой работать стоя, поскольку в данном случае видимые предметы наименее искажаются. Необходимо помнить, чтобы планшет на мольберте располагался прямо перед собой, а справой стороны (если обучающийся не левша) на соответствующей росту человека высоте – художественные принадлежности: карандаш ТМ, М, акварель (гуашь), кисти, губка, вода и палитра.

Несомненно, что очень важным является в процессе работы над учебным натюрмортом и эмоциональная подготовка обучающихся.

3.2. Выполнение форэскизов – поиск удачной композиции натюрморта

Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выбора точки наблюдения и выполнения предварительных эскизов (форэскизов) на небольших по размеру форматах листа различной формы – квадратном, вытянутом в высоту, положенном по горизонтали. В них заключен поиск композиции, основных цветовых и тональных отношений. Использование видоискателя (в листе бумаги вырезан прямоугольник, соответствующий формату основного листа) позволяет четче определить композицию натурной постановки. Необходимо также учесть – в композиционном решении рисунка натюрморта важное место занимает анализ формы предметов, учитывается и величина изображения группы предметов в целом по отношению к плоскости выбранного формата. Среда, окружающая изображаемые предметы (фон, предметная плоскость), имеет большое значение в композиции натюрморта /11, с. 56/.

Вот что высказывал роли предварительных эскизов в живописи А. Матисс «По состоянию вдохновенного творчества мы приходим только через сознательную работу. Готовясь в творчеству, следует прежде всего, развить свое чувство в этюдах, предусматривающих в известное сходство с задуманной вещью, здесь в какой то момент мы можем произвести отбор элементов для картины. Необходимость форэскизов обосновывается, во- первых ,тем, что они выполняют функцию поисков композиционного решения, во-вторых, при длительном изображении натуры происходит процесс привыкания к постановке, а краткосрочный эскиз дает возможность передать первые впечатления от увиденного и сохранить его на долго, и в третьих, форэскизы позволяют напортить лист бумаги при неудачной композиции.

Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступить непосредственно к рисованию.

3.3. Композиционное размещение предметов на плоскости листа

Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. Если же такого поиска не было, то изображение компонуют прямо на плоскости листа, при этом определяют наибольшую ширину и высоту все изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т.е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму.

3.4. Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов

Если объем предметов решается при помощи светотеневого рисунка, то на втором этапе намечают падающие и собственные тени предметов, закрывая их слегка тоном.

3.5. Нахождение отношений основных цветовых пятен

Как подчеркивают многие педагоги-художники, в живописи, как и в рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передачи пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов.

Считается, что передний план композиции, так как он ближе всего к зрителю – более яркий, а задний – более темный. В действительности же, передний план как раз и самый светлый, и самый темный одновременно; поскольку именно этот своеобразный контраст света и тени действует вблизи всего сильнее, делая контуры предметов наиболее отчетливыми.

И в конечном итоге все живописное изображение приводится к единству и целостности, к тому впечатлению, которое получает зрение при цельном видении натуры, выделяя композиционный центр.

Обобщить изображение натюрморта в технике акварели можно, проведя сырой кистью по нему, где необходимо смягчая, либо усиливая цветовые контрасты.

4. Художественные материалы и техники, используемые при изображении натюрморта (живопись).

На первых полугодиях обучающиеся используют при работе над учебным натюрмортом гуашь. Данные краски отличаются кроющей способностью и позволяют делать исправления. На третьем (четвертом) полугодие в учебной практике на занятиях живописью используется техника акварель. Возможно сочетание живописи гуашью с акварелью. Живопись маслом в художественных классах ДШИ, ДХШ не используется.

Тема: Натюрморт в технике гризайль. Задача: передача тонального воспроизведения различных по цвету предметов. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера) черная или коричневая, белила.

Тема: Декоративный натюрморт в технике гризайль. Задача: передача тонального воспроизведения различных по цвету предметов и стилизация узоров. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера) черная или коричневая, белила.

Тема: Постановка из контрастных по цвету предметов. Задача – приведение к гармоничному единству всех элементов изображения. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Постановка из близких по цвету предметов, отличающихся друг от друга тонкими градациями цвета, светлотой и насыщенностью. Задача – проведение сравнительного анализа объектов, передача общего колорита изображения. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморт с боковым освещением. Задача – выявление объемности предметов; определение цвета при взаимовлиянии различных по окраске объектов и передача тонального решения контраста света и тени, теплых и холодных оттенков. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморт с белыми или светлыми предметами. Задача: верная передача рефлексов. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Тематический натюрморт на пленэре. Задача: передача объектов натюрморта с учетом пространственного фона при солнечном освещении. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморт, поставленный против света. Задача: передача контраста света и тени, посредством нахождения верной тональности и правильно найденных отношений холодного цвета на свету и теплого в тени (сначала работают с теневыми поверхностями). Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморт по замыслу. Задача: на основе случайно поставленных предметов организовать в определенном формате выразительную композицию натюрморта, мысленно отобрав, соответствующие смыслу задания

Тема: Натюрморт из двух предметов, имеющих контрастные по светлоте цвета. Задача: передача сложного колорита натюрморта. Материал : бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморты разные, а фон один (голубой фон и менять – красное на зеленое яблоко, а его на лимон и т. п.). Задача: решить цвет фона в связи с цветом другого предмета. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

Тема: Натюрморт из контрастных по форме предметов. Задача – объемно-пространственное решение сложного декоративного натюрморта. Материал: бумага, акварель (гуашь, темпера).

6. Вопросы для закрепления материала

6.2 Какова роль композиции в учебном натюрморте?

6.3 Какие градации светотени вы знаете?

6.4.Какие основные приемы выполнения натюрморта вы знаете?

6.6 В чем состоит особенность тональной передачи объектов натюрморта?

6.7.Какие законы перспективы помогают в конструктивном построении натюрморта?

6.8 С помощью каких приемов можно выразить объем, материальность и фактуру предметов в натюрморте?

6.10 В чем заключается цельность зрительного восприятия?

6.11 В чем основное отличие акварельной живописи от гуаши?

Список литературы:

1. Живопись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с., 32 с.: ил.

3. Словарь иностранных слов. – 15-е изд. испр. – М.: Рус. яз., 1988. – 608с.

4. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искус-ства. Термины и понятия: Учеб. пособ. – Майкоп, 1997. – 178 с.

5. Василевская Л.А. Специальное рисование: Учеб. пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1989. – 127 с.: ил.

7. Королева И.А., Проферансова М.Ф. Давай учиться рисовать / Под ред. Е.М. Золотарева М.: ЗНУИ, 1993. – 70 с.

8. Дурасов А.П. Натюрморт. Интерьер: уч. пособие. – М.: Прест, 1994. – 152 с.

9. Игнатьев С. Задачи учебного натюрморта: Уроки изобразительного искусства // Юный художник. – 1983. – № 12. – С. 42-45.

10. Введение в практику живописи натюрморта: Метод. Указ. Для сту-дентов архитектурного факультета. – Куйбышев, 1987. – С. 4-5.

11. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учеб. пособ. для студентов худож. - граф. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.: ил.

12. Орешников В. О композиции // Юный художник. – 1990. – № 2. – С. 19.

13. Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М.: Изд. Иностранной литературы, 1958. – С. 32.

15. Петр Дмитриевич Бучкин // Юный художник. 1991. – № 8. – С. 17.

16. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. Т. I-II. – М., 1974. – С. 394-396.

Читайте также: