Наставничество в советской школе

Обновлено: 05.07.2024

Annotation. In this article, the authors consider the concept of “mentoring” in the system of modern pedagogical knowledge, determine its specifics. The authors reveal the relevance of the issue of reviving the institution of mentoring and point out the importance of forming an integral system of mentoring and the need for its implementation in the workplace, the formation of mentoring pairs.

Keywords: mentoring, organization of students ‘practice through the prism of mentoring, mentoring pairs, mentoring, forum “Mentor”.

Одной из ключевых в современном профессиональном образовании является тема наставничества. Эта тема не нова, она активно изучалась в 70- 80-е гг. XX века в рамках адаптации молодых специалистов на производстве и опыт внедрения наставничества в России достаточно широко освещался.

Сегодня речь идет о формировании целостной системы наставничества и необходимости ее внедрения. Для тех, кто родился в 90-е годы – явление не совсем понятное. Зато люди, молодость которых пришлась на 60-70-е годы в СССР – период, когда за каждым юным комсомольцем на рабочем предприятии закреплялся наставник, с ностальгией вспоминают то время, когда рыночные отношения и конкуренция еще не искоренили простое человеческое желание поделиться опытом и знаниями с новыми кадрами.

В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения. В средней школе, оно определялось как одна из форм методической работы и означало помощь опытного учителя молодому специалисту или стажёру адаптироваться к новым условиям деятельности, закрепить ряд необходимых в этих условиях первичных умений и навыков.

Современный мир постоянно проходит все новые и новые процессы трансформации, одним из ключевых моментов чего и стало наставничество. Часто наставничество упоминают в одном значении с понятием менторинг. Это связано, во-первых, с тем, что наставничество – перевод на русский язык английского слова mentoring.

Полагаем, что есть смысл несколько разграничить эти понятия. Так, наставничество может происходить непрерывно, поскольку опирается на практику и именно оно было ярким способом воспитания в середине XX века и стало массовым движением для всех сфер развития страны. Менторинг–это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова, это процесс развития, который в некоторых формах включает передачу навыков и знаний от более опытного к менее опытному человеку, в других же партнерство для взаимного обучения между разными категориями.[1]

Не секрет, что качество подготовки обучающихся напрямую зависит от активности взаимодействия профессиональных образовательных организаций и работодателей при организации учебной и производственной практик.

В соответствии с этим, организация этого процесса должна быть гибкой, оперативной, творческой и осуществляться в соответствии с требованиями профессиональной педагогики, а также с учетом передового опыта мастеров производственного обучения, наставников.

В период перехода на новые условия обучения, а именно, учебную и производственную практику на базовом предприятии, обучающиеся испытывают ряд трудностей, связанных не только с умением применять на практике, полученные в техникуме теоретические знания, но и с адаптацией к условиям предприятия. У большинства из них отсутствуют навыки самоконтроля, необходимые для проявления таких важных производственных качеств как дисциплина, ответственность, отсутствует умение распределять и контролировать время, отведенное для выполнения заданий по программе практики.

Иркутский техникум транспорта и строительства (далее – ИТТриС ) готовит рабочие кадры, где практический опыт и высокое мастерство наставников играют исключительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Именно поэтому, мы рассматриваем организацию практики обучающихся через призму наставничества, что позволяет укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, способствует решению задачи подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность, способствует ранней адаптации обучающихся к условиям производства и трудоустройству. Безусловно, за основу мы взяли традиции 70-80-х годов, усилив практико-ориентированную составляющую образовательного процесса.

Сегодня мы открыты для возрождения института наставничества и ключевыми для нас являются вопросы наставничества на производстве, формирования наставнических пар: наставник на производстве – мастер профессионального обучения, обучающийся – наставник на производстве и другие. Уверены, что такой подход будет способствовать созданию условий для обеспечения экономики Иркутской области высококвалифицированными рабочими кадрами.

Важно, что сегодня речь идет о формировании целостной системы наставничества и необходимости ее внедрения. Для этого поступательно, начиная с 2017 года предпринимаются конкретные мероприятия.

Сегодня первоочередной задачей становится формирование общей методологии наставничества, разработка целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

Кто такой наставник на производстве? Есть ли однозначный ответ? Нужна ли специальная подготовка наставнику? Цели, подходы и практики подготовки наставников? Способен ли заменить наставника интернет? На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы в самое ближайшее время.

Система наставничества, которая достаточно эффективно функционировала в Советском Союзе, знакома нам по многим фильмам и книгам, по собственному опыту.

Наставник – это воспитатель, учитель. В СССР это была форма поддержки, воспитания и передачи профессиональных знаний молодёжи. Оно стало развиваться в 30-ые годы и особенно распространилось в 70-ые.

Именно наставничество считалось действенной формой не только профессионального, но и нравственного воспитания.

В последние годы, с момента перестройки в СССР, этот метод оказался забытым. Эта система отношений, когда один человек предлагает помощь, совет и поддержку другому, сегодня, из-за конкуренции на рабочих местах, просто недопустима.

Сегодня, вспоминая как это было в СССР, начинаешь понимать, что многого мы не замечали, поскольку это считалось само собой разумеющимся.

Например, первый опыт наставничества получал из нас каждый с первых своих шагов в своей жизни. В семье, если были младшие, то для старших естественным была помощь малышам. В детском саду тоже. Попадая в школу, с самых начальных классов, более сильные и способные ученики занимались с теми, кому трудно было справляться со школьной программой. В институте, на практике, обязательно прикрепляли руководителя, уже не говоря о производстве, куда приходил молодой специалист.

Сегодня, если старшие дети помогают младшим, то у родителей могут отобрать детей за нарушение прав ребёнка, который должен учиться и развиваться, а не возиться с детьми своих родителей.

Сегодня молодёжь жалуется на отсутствие наставников. Боясь потерять работу и получить молодого конкурента на своё место, старшие, более опытные сотрудники, не делятся своим опытом, предприятие не посылает молодых специалистов учиться, а при приёме на работу, требует стаж не менее трёх лет и навыки, которые они не получают на практиках, так как у институтов потеряна связь с производством.

Студенты даже очных факультетов не посещают занятий, потому что работают, стремясь к окончанию института заработать стаж, но от этого качество их образования падает.

Особое место наставничество занимает в профессиональном становлении молодого специалиста, когда происходит процесс его вхождения в трудовую деятельность, закрепление на первом рабочем месте. Данный период является одним из наиболее ответственных в жизни человека, вступающего в самостоятельную жизнь, требует особого внимания со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений [1,2].

Как показывают исследования, утеря традиций предназначения наставничества в организации преемственности поколений приводит к тому, что процесс адаптации молодых специалистов на рабочем месте затягивается во времени. В связи с изменением политической и социально-экономической ситуации в стране постепенно меняется и отношение к институту наставничества. На первый план выходят аксеологический и личностно - деятельностный подходы, раскрывающие его многоаспектность и требующие обоснования и разработки содержания, форм и методов наставничества; признания всеми участниками образовательного процесса его в качестве основополагающего фактора, содействующего успешной профессиональной адаптации молодых специалистов.

Большую роль играло наставничество в широком смысле этого слова в становлении российской педагогики. Наставником назывались лучшие и опытнейшие учителя. Школа была немыслима без профессионального педагога как основного источника разума, просвещения. Особое значение наставничеству уделялось и в первой половине 20 века - П.П.Блонский, Л.С.Луначарский, А.С.Макаренко сами были замечательными наставниками и пропагандировали роль и наставничества в воспитании и становлении подрастающего поколения [3].

Интерес к наставничеству проявляется и в 70-80 годы, поскольку в это время ускоренными темпами развивалось профессионально - техническое образование и производственное обучение [2,5]. Группа авторов В.И.Павлютенков, Н.М.Скородумов А.А.Любар и др. считали наставничество основным фактором усиления профориентационной работы трудовых коллективов. В советские времена наставники были наиболее почетными и уважаемыми людьми, так как им доверялось самое главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста. Поэтому в наставники выдвигали наиболее авторитетных специалистов, обладающих высокими моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом; повышался уровень педагогического мастерства наставников через курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей вузов; организовывались выставки передового опыта работы лучших наставников;

проводилось материальное стимулирование деятельности наставников.

Анализ существующих подходов к раскрытию понимания наставничества показывает, что в настоящее время не сложилась научно- обоснованная система организации наставничества в образовательных учреждениях с учетом новой экономической и социальной ситуации в стране. А имеющийся в России и за рубежом опыт использования наставничества находит широкое распространение, в основном, в подготовке и адаптации специалистов в современном бизнесе, торговле, менеджменте. Вместе с тем, анализ этого опыта позволяет утверждать, что сегодня деятельность наставника должна быть направлена не только на непосредственное обучение, передачу накопленного профессионального опыта, но и на максимальное раскрытие потенциала молодого специалиста, повышение его заинтересованности в профессиональном развитии, в карьерном росте [6]. Отсюда меняются и требования к профессиональной компетентости наставника, к выполнению новых ролей во взаимодействии с молодым специалистом. Он должен обладать определенными качествами, необходимыми для человека, занимающегося обучением специалиста, которому предстоит работать во времена быстрых перемен, инновационных технологий и непредсказуемости рынка педагогического труда среди которых:

- ответственность за результаты адаптации молодого специалиста в профессиональной деятельности;

- обоснованный выбор способов поддержки субъектов с учетом их андрагогических особенностей;

- умение мотивировать других и содействовать стимулированию молодого специалиста к приобретению нового профессионального опыта и обмену ценностями; побуждать встречную активность самих обучаемых, чтобы молодому специалисту самому захотелось овладевать предлагаемой информацией, а значит, поверить источнику информации, признать его авторитет в области передаваемых знаний;

- соблюдать производственную и корпоративную этику, укреплять своими действиями свою репутацию.

Учитывая, что наставничество - это двусторонний процесс, включающий деятельность наставника и деятельность учителя, то можно предположить, что такое субъект-субъектное взаимодействие возможно на основе равноправных партнерских отношений, опирающихся на такие принципы, как:

- принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников,

- принцип ответственности партнеров друг перед другом,

- принцип равновыгодности всех заинтересованных сторон.

1.Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореф.канд. пед. наук - М., 2007

2.Махмутов М.И.Педагогика наставничества. – М.: Сов.Россия, 1981

3. О школе и учителе: сборник постановлений и материалов. М., 1938.

4.Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в образовании. Практические методы и техники. ЗАО Изд-во СПб, Лите. 2003

В СССР наставничеством обозначали форму коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками.

В 90-е годы, в связи с тем, что Россия вступила в новые экономические отношения, наблюдается снижение интереса к наставничеству как к массовому движению. По мнению Н.В. Немовой, основной причиной, из-за чего снизился интерес к наставничеству, является несоблюдение принципа добровольности, когда обучаемого закрепляют за наставником и молодой педагог обязан перенимать опыт старшего коллеги. Но такая формальная организация педагогического наставничества снижает его эффективность.

Важной целью наставничества является формирование у ученика ориентации на долгосрочное сотрудничество с организацией, которая позволяет достигать целей организации и интересов работника.

Читайте также: