Нарушения законодательства в школе

Обновлено: 05.07.2024

Соблюдение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, в части

Выявляемые нарушения законодательства

об образовании

Нормативный правовой акт, установивший обязательные требования, устранение нарушений

содержание устава образовательной организации;

в уставе не содержится информация о структуре, порядке формирования, сроках полномочий и компетенции органов управления образовательной организации, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации; не определена форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией; не установлен порядок принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения;

Проанализировать свои уставы на соответствие законодательству, при необходимости внести изменения (дополнения).

проведение практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

п.14 Положения о практике – в части заключения договоров на организацию и проведение практики: отсутствие договора на проведение производственной практики с организацией … ;

п.15 Положения о практике – в части согласования с организациями программы практики, содержания и планируемых результатов практики, задания на практику: не согласованы с организацией задания на практику;

п.16 Положения о практике – в части оформления направления на практику распорядительным актом руководителя образовательной организации или иного уполномоченного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией, а также с указанием вида и сроков прохождения практики: отсутствие в приказе … указания закрепления обучающихся за организациями;

п.15, п.20 Положения о практике – в части формировании аттестационных листов, содержащих сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций по результатам практики руководителями практики от организации и от образовательной организации: отсутствие участия руководителей практики от организации в оценке результатов практики и формировании аттестационных листов по результатам производственной практики …;

п.21 Положения о практике – отсутствие отчётов по результатам производственной практики по профессии/специальности … ;

п.п. 14, 15, 16, 20, 21 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 №291.

разработка и принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности

отсутствие локальных нормативных актов, регламентирующих:

правила приема обучающихся,

режим занятий обучающихся,

формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися,

правила внутреннего распорядка обучающихся,

правила внутреннего трудового распорядка,

языки образования по реализуемым образовательным программам,

деятельность о соответствующем структурном подразделении;

порядок пользования учебниками и учебными пособиями обучающимися, получающими платные образовательные услуги,

порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения.

порядок составления отчета о результатах самообследования организации за предшествующий самообследованию календарный год

п.4 Порядка самообследования – отсутствие рассмотрения отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса;

п.6 Порядка самообследования – в аналитической части отчета о самообследовании за предыдущий год не проведена оценка системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования;

п.7 Порядка самообследования – отсутствие составления показателей деятельности образовательной организации (должно быть согласно приложениям Показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 №1324);

пункты 3,4,6-8 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 №462;

обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО)

а) отсутствует приказ о создании ВСОКО;

б) отсутствует план ВСОКО;

в) отсутствует программа, где определяется форма, направления, сроки и порядок проведения ВСОКО, ответственные исполнители;

г) отсутствуют документы, подтверждающие проведение ВСОКО;

ж) отсутствие мониторинговых исследований уровня сформированности планируемых личностных результатов; удовлетворенности родителей организацией образовательной деятельности;

з) отсутствие принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса;

к) отсутствие аналитических справок, таблиц, диаграмм, сводных отчетов в соответствии с Циклограммой ВСОКО.

Разработать и принять локальный нормативный акт регламентирующий деятельность ВСОКО

Принять план и программу ВСОКО

не размещена в полном объеме требуемая информация или официальный сайт образовательной организации не соответствует требованиям и правилам;

создание образовательной организацией специальной комиссии для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное

не создана специальная комиссия для решения о переходе обучающегося с платного обучения на бесплатное;

п.7 Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное, утверждённого приказом Министерства образования и науки России от 06.06.2013 №443

Состав, полномочия и порядок деятельности Комиссии определяется образовательной организацией самостоятельно

обеспечение охраны здоровья обучающихся

отсутствие обучения педагогических работников навыкам оказания первой помощи;

все педагогические работники должны пройти обучение навыкам оказания первой помощи

систематическое повышения профессионального уровня педагогических работников

педагогическим работникам … не предоставлено право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности один раз в три года;

Педагогическим работникам проходить курсы повышения квалификации раз в три года.

оказание платных образовательных услуг

пункты 9-12, 15 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 №706

Предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

отсутствие ознакомления поступающих со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся;

рекомендовано разместить указанную информацию на официальном сайте, информационном стенде образовательной организации, факт ознакомления обучающихся с указанными документами подтвердить подписью в заявлении о приеме на обучение

организация приема по основным образовательным программам дошкольного образования

п.6, 12 Порядка ДОУ: в части ознакомления родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, правами и обязанностями воспитанников, а именно отсутствует ознакомление родителей (законных представителей) с правами и обязанностями воспитанников;

п.9 Порядка ДОУ: в части осуществления приема в образовательную организацию на обучение по образовательным программам дошкольного образования родителями (законными представителями) ребенка в заявлении о приеме не указываются необходимые сведения: место рождения ребенка, адрес места жительства его родителей, (законных представителей) ребенка, отсутствует выбор языка образования, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка;

п.14 Порядка ДОУ: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений, а именно документы, представленные родителями (законными представителями) детей, не регистрируются в журнале приема заявлений (копия свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства и свидетельство о рождении ребенка); отсутствует процедура выдачи расписок в получении документов, содержащих информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию;

п.п. 4-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 №293 (изм. в приказ от 21.01.2019 №33)

Осуществлять прием воспитанников в соответствии с Порядком ДОУ.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать заявления в журнале регистрации.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку об их получении.

организация приема по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

п.7 Порядка: в части ознакомления поступающего и (или) его родителей (законных представителей) обучающихся со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся: отсутствие ознакомления родителей (законных представителей) с правами и обязанностями обучающихся;

п.9 Порядка: в части осуществления приема граждан на обучение по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования а именно, в заявлениях о приеме в 10 класс не указаны необходимые сведения:

фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка и адрес места жительства родителей (законных представителей), контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка;

в заявлении о приеме не указаны фамилия, имя отчество второго родителя (законного представителя) ребенка;

отсутствие примерной формы заявления на информационном стенде и (или) на официальном сайте … ;

п.10.1 Порядка: в части выбора языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования: отсутствие заявлений родителей (законных представителей) детей на выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации при приеме в … класс;

п.14. Порядка: в части зачисления в школу и оформления распорядительным актом школы в течение 7 рабочих дней после приема документов:

приказы о зачислении в 10 класс изданы по истечению 7 рабочих дней после приема документов;

распорядительные акты о зачислении в 10 класс не оформлены;

п.18 Порядка: в части регистрации документов, представленных родителями (законными представителями) детей, в журнале приема заявлений:

отсутствует регистрации заявлений о приеме в 10 класс;

не выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме ребенка в образовательную организацию, перечне представленных документов;

в журнале регистрации заявлений для зачисления не регистрируются свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства;

пункты 7-20 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 №32 (с изменениями и дополнениями)

Осуществлять прием обучающихся в соответствии с Порядком.

Разработать форму (образец) заявления в соответствии с установленным порядком.

При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений.

Своевременно регистрировать все поступившие заявления в журнале регистрации заявлений.

После получения всех документов от заявителя выдать расписку о получении документов.

обязательность среднего общего образования

отсутствие информации о дальнейшем обучении с целью получения среднего общего образования выпускников 2019 года …., получивших документы государственного образца об основном общем образовании

Своевременно собрать информацию о трудоустройстве выпускников

обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

п.3 Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

п.4. Порядка обеспечения условий доступности: руководителем не обеспечено создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: в части наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель, отсутствие индукционных петель;

пп.б п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 Порядка;

пп.в п.8 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие в Паспорте доступности оценки соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 Порядка;

п.9 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие плана-графика проведения обследования и паспортизации, а также организации работы комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг;

п.14 Порядка обеспечения условий доступности: отсутствие направления Паспорта доступности образовательной организацией в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, в течение 10 рабочих дней после его утверждения (Паспорт доступности в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность, не направлен).

п.п. 3-16 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309,

Составить паспорт доступности в соответствии с Порядком обеспечения условий доступности.

Руководителям органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечить создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.

представление оператору информационной системы сведений в электронном виде путем внесения их в информационную систему о документах об образовании

Сведения о документах об образовании своевременно вносить в ФИС ФРДО

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательном учреждении, принятия мер по их воспитанию и получению ими образования

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность совета профилактики;

отсутствие локального нормативного акта, регламентирующего деятельность по постановке на внутришкольный учет обучающихся и снятие с него;

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в наименование статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.57 КоАП РФ

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 2 статьи 5.57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  • имущественные права.

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок. В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет. Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям. Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства. В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать. Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации. Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием. Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять. К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Кодекс об административных правонарушениях > Раздел II КоАП РФ. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ > Глава 5 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН > Статья 5.57. Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций

1. Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Комментарии к ст. 5.57 КОАП РФ

1. Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, связанные с реализацией гражданами РФ гарантированного ст. 43 Конституции РФ права на образование.

Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" с последующими многочисленными изменениями (далее - Закон об образовании)) в качестве одного из принципов государственной политики провозглашен принцип общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников (ст. 2) и перечислены государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в том числе доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также на конкурентной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в указанных учреждениях (ст. 5).

Законом предусмотрено оказание социальной государственной поддержки определенным категориям граждан в период получения ими образования (ч. ч. 5 - 7 ст. 5).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" гарантирует гражданам РФ свободу выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (ч. 4 ст. 2).

2. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе норм указанных законов регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которые были утверждены Правительством РФ. В будущем эти положения будут утверждаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области образования.

Каждое образовательное учреждение имеет статус юридического лица и соответствующий устав, разрабатываемый на основе типового положения (см. ст. 13 Закона об образовании).

Применительно к образовательным учреждениям (в комментируемой статье они названы организациями) лица, получающие в них образование, именуются "обучающимися", а лица, находящиеся в коррекционных образовательных учреждениях, в детских домах, интернатах и других специализированных образовательных учреждениях - "воспитанники".

Термин "обучающиеся" законодательные акты об образовании применяют к лицам, обучающимся в начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, именуются также "студенты" (см. ст. 16 ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

3. В Законе об образовании определены общие положения о приеме граждан в соответствующие образовательные учреждения (ст. 16). Правила приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утверждаются Минобрнауки России, закрепляются в уставе учреждения, принятого учредителем образовательного учреждения, и должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Порядок приема в образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования также утверждается Минобрнауки России.

Порядок исключения обучающихся из образовательных учреждений установлен на законодательном уровне и на уровне типовых положений об образовательных учреждениях и их уставов.

Закон об образовании (ст. 19) определяет основания и порядок исключения учащихся из общеобразовательного учреждения. Орган управления общеобразовательного учреждения, например, педагогический совет школы, вправе исключить учащегося, достигшего пятнадцатилетнего возраста, за грубые нарушения устава данного учреждения, если меры воспитательного воздействия не дали результатов и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное его функционирование.

При этом оговорена обязанность образовательного учреждения при решении такого вопроса учесть мнение родителей (законных представителей), получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также немедленно информировать о принятом решении орган местного самоуправления.

Согласно ст. 16 (п. 9) Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. При этом установлены определенные сроки и ограничения применения взыскания.

4. Объективная сторона деяния по ч. 1 данной статьи состоит в нарушении правил и порядка приема в соответствующие образовательные учреждения, а также порядка исключения обучающегося из такого учреждения.

5. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, могут быть должностные лица (например, директор школы, руководитель (его заместитель) органа управления образованием на муниципальном, региональном или федеральном уровне), допустившие перечисленные в данной части статьи нарушения. Равным образом это относится к самим образовательным учреждениям, являющимся по своему статусу юридическими лицами.

6. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушения или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образования.

Права и обязанности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в сфере образовательного процесса определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

Согласно ст. 50 Закона об образовании все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах и т.п. Эти меры обеспечивает учредитель образовательного учреждения в пределах своей компетенции (см. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (с изм. и доп.)).

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная Законом "Об образовании" обязанность учредителя соответствующего муниципального или государственного образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа (п. 17 ст. 50).

Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения (ст. 51 Закона об образовании).

Лица, обучающиеся по очно-заочной и заочной форме, имеют право на получение дополнительно оплачиваемого отпуска по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы в соответствии с законодательством РФ.

Законом предусмотрены также определенные льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. ч. 10 ст. 50 и ч. 2 ст. 51 Закона об образовании).

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает помимо указанных выше льготы для определенных категорий граждан при поступлении в вуз (ст. 11) и определяет статус студента, устанавливая наряду с закрепленными в Законе об образовании правами всех обучающихся дополнительные права (см. ч. ч. 2 - 7 ст. 16) и регламентирует обязанности студентов (см. ч. ч. 8 - 10 ст. 16).

7. Объективную сторону состава административного правонарушения по ч. 2 данной статьи составляют действия (бездействие) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

8. Субъектами административных правонарушений по ч. 2 данной статьи могут быть должностные лица администрации образовательного учреждения, должностные обязанности которых определены уставом учреждения, а также сами образовательные учреждения как юридические лица. По нашему мнению, к административной ответственности по ч. 2 данной статьи могут быть привлечены и работодатели в случае нарушения требований законодательных актов РФ о предоставлении льгот лицам, обучающимся по очно-заочной или заочной форме обучения.

9. Форма вины по обеим частям этой статьи - как правило, умысел, но может быть и неосторожность.

10. Дела об административных правонарушениях по обеим частям данной статьи рассматривают судьи судов общей юрисдикции. Если предполагается назначить дисквалификацию в отношении должностного лица, являющегося государственным гражданским служащим либо муниципальным служащим, дело передается на рассмотрение районного судьи (ч. 1 ст. 23.1 и ст. 3.11 КоАП РФ).

11. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования (п. 90 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Читайте также: