Народные росписи в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Городецкая роспись – удивительный вид росписи, который зародился давным-давно, еще около двухсот лет назад. Эта роспись чаще всего включает в себя красный, фиолетовый и желтый цвета, а также различные виды жар-птиц и лошадей, скачущих по небу и земле. Дети любят рисовать такую роспись по шаблонам, потому что она им понятна. В данном разделе собраны шаблоны городецкой росписи для детей.

творческая работа солонка городецкие петухи конь вороной городецкая роспись разделочная доска яркая роспись красивые цветы яркая доска оформление посуды птица и цветы доска разделочная яркие детали городецкая роспись приятный вариант крупный цветок городецкая роспись птицы и цветы конь яркие доски голубые тона индюк пара коней индюки городецкая роспись поставец аккуратная роспись желтая доска огромные цветы уникальная роспись росписанная доска яркие цвета деревянные деньги городецкая роспись поэтапный рисунок роспись доски дамы и мужчина цветной и черно-белый рисунок поэтапный рисунок роспись доски шкатулка и доска поэтапный рисунок ягода городецкая роспись парни на конях доска правильные формы яркие орнаменты доска и шкатулка красивая роспись

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа

Центр развития ребенка – детский сад № 18

г. Борисоглебск 2018

hello_html_m7b90513a.jpg

Хохлома — роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

hello_html_22e61e7f.jpg

hello_html_m2bcb0ba1.jpg


Городецкая роспись — роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

hello_html_506b9267.jpg

hello_html_m2353f3a9.jpg

hello_html_402c93fe.jpg



Федоскинская роспись — роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

hello_html_m364026fc.jpg

hello_html_77db5520.jpg

Роспись Северной Двины — роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

hello_html_285035a.jpg

Прикамская роспись — роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Жостовская роспись — роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

hello_html_m4d100596.jpg

hello_html_m1063296c.jpg


hello_html_5274edb9.jpg


Похлов-майданская – свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области . Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек . Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом. Далее металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют ("наводят") контур будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Применяется также свободная кистевая роспись . После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику "лессировок" - наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный - зеленый, желтый - синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, проблема эстетического воспитания ребенка приобретает общественную значимость. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка, приобщение его к эстетическим ценностям в процессе художественной деятельности.

По мнению Т.С. Комаровой, народное искусство должно быть в основе развития различных видов художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста, что является методологической основой формирования начал эстетического отношения к действительности у дошкольников. Деятельность с помощью средств народного искусства способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положи-тельное отношение к объектам эстетического содержания [1, с. 138].

В своих исследованиях Р.М. Чумичева доказывает возможность формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес. С ее точки зрения, дети старшего дошкольного возраста способны выделить эстетическую, познавательную и нравственную ценность произведения искусства, при условии поэтапной и последовательной работы педагога по ознакомлению ребенка с народным искусством на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе старшего дошкольного возраста ребенок способен воспринимать сюжет произведения, проводить связи и определять отношения между предметами и явлениями, изображенными в произведении, понимать позицию автора и вырабатывать свою собственную позицию в отношении произведения искусства [2, с. 433].

Специфика эстетического воспитания состоит
в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего чувства ребенка, обогащает их, способствует выработке эмоциональной отзывчивости. В ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируется познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение [3, с. 57].

В статье представлена программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста
с народными росписями, включающая цель, задачи и характеристику тематических блоков.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности ребенка, что предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому при знакомстве с народными росписями дети должны сознательно овладевать приемами художественной деятельности на основе понимания образов, мотивов, сюжетов и основных принципов – повтора, вариации, импровизации.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнять детям, развитие у них с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала. Важным периодом является копирование образцов элементов народной росписи. Зарисовки, созданные во время копирования, рассматриваются как основа для создания детьми собственных творческих композиций.

Развитие эстетических знаний и художественно-графических умений, творческого опыта идет во взаимосвязи с изучением главных отличительных признаков видов народной росписи. Особенности орнаментального строя, которые включают
в себя форму, цвет, ритм, изучаются детьми через приемы работы кистью, применяемые в различных видах росписи.

Цель программы заключается в приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям через развитие исторической памяти, развитие навыков художественно-творческой деятельности, ознакомление с наследием народного искусства.

Программа имеет следующие задачи:

  • научить основам теории и практики росписи (хохломской, городецкой, мезенской, полховско-майданской), по представлению, по образцам, по памяти, изучить форму, композицию, пропорции;
  • способствовать развитию зрительной памяти, фантазии, художественных способностей, особых качеств эстетического сознания, раскрывать особенности национального народного искусства;
  • обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности с различными материалами.

Содержание программы по ознакомлению
с народными росписями детей старшего дошкольного возраста представлено в виде взаимосвязанных блоков.

Обозначенные направления работы обеспечивают воздействие на личность ребенка через восприятие народного искусства и строятся на следующих принципах организации творческой деятельности:

  • художественно-эстетический принцип определяет стратегию материала, средств, форм и способов общения, взаимодействия с детьми. Обращение к различным видам искусства, открытие и постижение художественной формы, художественного образа мира, дает целостное эстетическое представление о явлении, благодаря чему ребенок учится открывать человеческую красоту, открывать прекрасное в самом себе;
  • принцип целостности и системности указывает на необходимость учета целостности личности ребенка, единства эффективного и интеллектуального, рационального и иррационального в природе развивающегося человека. Это становится возможным при условии формирования целостной картины мира посредством открытия эстетических ценностей и отношений [4, с. 35];
  • краеведческий принцип позволяет предметно, опираясь на опыт ребенка и расширяя его, показать красоту родного края, научить видеть прекрасное вокруг себя, наслаждаться этой красотой и создавать новую.

– наблюдение, передача выразительных особенностей формы и размера;

в искусстве народов

В результате изучения основ изобразительной деятельности и народного искусства, обучающиеся должны знать:

  • отличительные признаки видов народной росписи (хохломской, городецкой, полховско-майданской и т.д.);
  • традиционные композиции;
  • элементарные средства выразительности рисунка (композиционное решение на листе, цветовое сочетание и т.д.);
  • отличительные особенности кистевых росписей;
  • элементы народных росписей.

В результате изучения основ изобразительной деятельности и народного искусства, обучающиеся должны уметь:

  • анализировать изображаемые предметы, их конструктивное решение;
  • пользоваться схемами построения рисунка;
  • стилизовать животных, птиц, растений в техниках народных росписей;
  • владеть приемами кистевой росписи;
  • создавать собственные композиции;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;
  • реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой декоративной деятельности.

Последовательность тематических блоков объясняется тем, что при ознакомлении с народными росписями, необходимо осуществлять упор на полученные ранее знания и умения. Изучение народной росписи предполагает умения работать кистью, находить элементарные цветовые оттенки, знать особенности орнаментального и композиционного построения, опуская эти немаловажные этапы, ребенок будет испытывать затруднения в изобразительной деятельности, тем самым будет наблюдаться эмоциональная бедность, снижения интереса.

Первая серия упражнений направлена на развитие навыков работы с графическими материалами. Как можно выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. Умение увидеть разнообразные линии, выделять линии в окружающей действительности, осмысливать линию как сильное средство создания образа, характеристики изображаемого. Выделять линии ломанные, плавные, волнистые, прямые, зигзагообразные, применение их в рисунке.

Вторая серия упражнений направлена на изучении композиционно строя. Использование графических материалов. Компонуем три геометрические фигуры: круг треугольник и прямоугольник. Формирование умения полностью использовать площадь бумаги листа, изображать предметы крупно.

Следующим этапом становится знакомство
с основными и составными цветами. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Использование цвета в соответствии
с эмоциональным содержанием рисунка. Наблюдение и передача выразительных особенностей формы и размера предмета (большой, маленький, широкий, узкий). Выразительные возможности цвета: свободное смешение трех гуашевых красок (синий, желтый, красный), смешение с белым, получение светлых оттенков. Развиваем чувство композиции, выбираем формат, соответствующий изображению, или работаем над изображением
в заданном формате. Рассматриваем композицию, в которой изображение как бы заполняет собой формат: вся поверхность декоративно организована, формат и изображение проработаны соответственно друг другу. Показываем и другие подходы
к компоновке изображения: по краям, центру,
в углу (платок, скатерть, салфетка).

В результате, должны получить следующие знания: правильно пользоваться кистью, красками, палитрой. Научиться полностью, использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно; учитывать взаимное расположение предметов на рисунке; передавать выразительные особенности формы и размера предмета (большой, маленький, узкий, широкий); смешивать гуашевые краски, получать разнообразные цвета в соответствии с настроением, передаваемым в работе; сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания рисунка; различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (ближе – ниже, дальше – выше).

Орнамент – широкая область художественной культуры народов разных стран; демонстрация многообразия форм и мотивов орнамента: геометрические и природные формы, изображение растений, животных.

Геометрический орнамент состоит из различных фигур – кругов, треугольников, ромбов, и линий (ломаной в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований. Основные знаки – символы: круг, квадрат или ромб (солнце); прямые горизонтальные линии (земля) и т.д. Многообразие знаков-символов в орнаменте разных народов мира. Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых лучей. Применение круговых мотивов. Применение в орнаменте иных геометрических фигур. Квадрат в орнаментальном искусстве – символ земли. Треугольник в орнаментах народов мира. Зооморфный орнамент состоит из реальных и фантастических зверей и птиц. Элементы и мотивы растительного орнамента – листья, цветы, ягоды, ветки, деревья [4, с. 58].

В результате восприятия и освоения выразительных особенностей орнамента в творчестве мастеров разных стран, обучающиеся должны получить знания о применении орнамента в жизни, иметь первоначальное преставление о связи орнаментального ритма, о значении слов, таких как орнамент, симметрия, ритм, линейный орнамент, растительный и геометрический. Об отличиях линейного орнамента от замкнутого орнамента,
о значении таких понятий как орнамент в круге, орнамент на прямоугольной форме, умения рисовать фигуры геометрического и растительного орнамента с простейшим применением симметрии и ритма повтора. При анализе произведений народного искусства выделять линейный орнамент, орнамент симметричный, называть примеры геометрического, растительного орнамента, рисовать кистью элементы геометрического орнамента (точку, круг, прямую и волнистую линию, клетку), рисовать фигуры геометрического и растительного орнамента, применяя симметрию и ритмы повтора на прямоугольной форме, на круге. При анализе произведений народного декоративно-прикладного искусства выделять линейный и замкнутый орнаменты (на прямоугольной форме, на круге).

В данном тематическом блоке изучение начинается со знакомства с народной росписью – Полхов-Майдан, так как она отличается простотой исполнения, преобладанием ярких цветов в сочетании с контрастной обводкой, что придает выразительность данной росписи [5, с. 98]. Затем идет знакомство с мезенской росписью, она проста и графична, здесь у детей появляется прекрасная возможность рисовать птиц и животных, при использовании двух цветов, дети работают кончиком кисти. Изучение городецкой росписи предполагает смешение цветов (закрепление навыков полученных на занятиях первого тематического блока), знакомство с новыми техническими приемами.
В заключении дети знакомятся с хохломой, так как она отличается сложностью линий, элементов.
В этом блоке дети используют все полученные ранее знания и навыки, учатся видеть красоту
в простых вещах, что доставляет им эстетическое наслаждение.

63

В результате изучения народной художественной росписи дети старшего дошкольного возраста получат следующие знания: решение художественно-творческих задач на повтор, вариации, импровизацию по мотивам росписи по дереву; рисование кистью элементы росписи. При анализе произведений народных мастеров находить главные отличительные элементы орнамента (по форме, цвету, ритму) в народной росписи; о главных отличительных элементах орнамента в росписи полхов-майданской, городецкой, мезенской и хохломской. Знания по изучению росписи деревянной полхов-майданской игрушки, изображению цветов, ягод, листьев, выполненных в контрастном сочетании и холодных цветах (малиновый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). Умения сравнивать общее и различное в орнаментальных мотивах различных видов народного творчества.

Народное искусство как вид творческой работы детей дошкольного возраста позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности и эстетический вкус, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народных росписей, быть готовым вести диалог культуры разных эпох и народов мира.

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник

Декоративно ПТ. Дошкольник запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📝

Подборка материала:
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ. ХОХЛОМА
для детей старшего дошкольного возраста

Читайте также: