Народная игрушка из глины в доу

Обновлено: 06.07.2024

Цель: воспитание трудолюбия через развитие устойчивого интереса к лепке, положительного к ней отношение, желания ею заниматься по собственной инициативе.

Формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке.

Познакомить с особенностями изделий дымковских, филимоновских, каргапольских мастеров.

Воспитывать эстетический вкус, чувства ритма, цвета, композиции.

Воспитание эстетической восприимчивости к действительности и искусству.

Развивать желание самим творить по мотивам русского народного творчества.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы пойдем с вами в музей. Этот музей небольшой, он расположен прямо в нашем детском саду. Зачем люди приходят в музей? Правильно, чтобы увидеть то, что в повседневной жизни видишь очень редко, а то и вовсе не встречаешь. Например, в музее изобразительных искусств можно увидеть картины великих художников; в зоологическом музее – чучела различных животных; в краеведческом – узнать и посмотреть, какой была жизнь в городе в давние времена.

(Дети проходят к столам с расположенными на них игрушками).

Воспитатель: Перед нами выставка народных игрушек. Из чего сделаны все эти игрушки?

– Верно, все эти игрушки из глины. Какие они все разные! Некоторые из них нам знакомы. Что же делали народные мастера, чтобы из невзрачной темной разваливающейся глины получались такие светлые, яркие, прочные игрушки?

Дети: Глину собирали, смешивали ее с мелким речным песочком, чтобы во время обжига игрушки не трескались. Затем обжигали в русской печке. Потом игрушку обмакивали в раствор мела с молоком и она из коричневой становилась белой. Потом просушивали и раскрашивали яркими красками.

Воспитатель: А теперь давайте внимательно посмотрим на игрушки, расположенные на первом стенде. (Подходим к первому столу). Посмотрите на эти игрушки. Они нам знакомы. Как они называются и почему именно так?

Дети: Дымковские игрушки. Потому что такими их придумали и первыми начали делать в очень давние времена в селе Дымково.

Воспитатель: Экскурсовод первого зала музея Юля расскажет нам о дымковских игрушках.

Воспитатель: Спасибо. А Оля расскажет нам стихотворение о дымковской игрушке.

Оля: Мягко падает снежок. Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом – точно в дымке все кругом,

Голубые дали. И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, там рождались чудо–сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки непростые, а волшебно расписные:

Белоснежны как березки, клеточки, кружки, полоски.

Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Какие цвета брали для росписи дымковских игрушек?

Дети: Желтый, синий, красный, зеленый, черный.

Воспитатель: Рассмотрите узоры на этих игрушках. Какие элементы встречаются чаще всего?

Дети: Круги, овалы, клетки, полоски, точки.

Воспитатель: А теперь перейдем к следующему стенду. А здесь какие игрушки представлены?

Воспитатель: Да, мы тоже раньше знакомились с ними. О филимоновских игрушках нам расскажет экскурсовод Лера.

Лера: Название этих игрушек идет от тульского села Филимоново. Они тоже яркие, нарядные, веселые. Но их не спутаешь с дымковскими. У них вытянутые формы и своя особая роспись. А еще – все филимоновские игрушки – это свистульки.

Воспитатель: Да, филимоновские игрушки вытянутые. Как будто они удивляются чему то, сильно вытянув шеи. Коровы при этом становятся похожими на жирафов, медведи – на Змей Горынычей. Какие три главных цвета используются в их росписи?

Дети: Красный, желтый, зеленый.

Воспитатель: Какие элементы чаще встречаются в росписи филимоновских игрушек?

Дети: Это чаще всего полоски. К ним добавляются точки, круги, звездочки.

Воспитатель: Верно. И, как уже сказала нам экскурсовод, все филимоновские игрушки – это свистульки (демонстрирует). А Илюша прочитает стихотворение о филимоновских игрушках.

Илья: Длинношеие игрушки скачут по дорожке.

У лошадок – только ушки, у коровок – рожки.

Чудо-глину добывают в области да Тульской.

Вылепляют, обжигают звонкую свистульку!

И полоской украшают: красной, желтой, синей

И зеленой. Потешает пестрота всех линий.

А на грудку к петушочку солнышко уселось,

Чтобы милому сыночку весело свистелось!

Воспитатель: И здесь тоже народные глиняные игрушки. А родом они из далекого северного села Каргаполь и называются каргапольские. Посмотрите, как они отличаются от дымковских и филимоновских. Давайте послушаем, что нам расскажет о них экскурсовод Полина.

Полина: Эти игрушки кажутся неуклюжими, тяжеловесными. У них большие головы, большие руки и ноги, сплющенные лица. Расписаны они простыми и ясными узорами: большие огненно–красные круги, кресты, кольца, веточки растений. На одной игрушке красок не больше 3–4 цветов. И цвета эти неяркие.

Воспитатель: Вот и прошли мы по нашему музею. Скажите мне, что объединяет все увиденные нами здесь игрушки?

Дети: Все они придуманы русскими мастерами очень давно, все они сделаны из глины, ими можно играть.

Воспитатель: А в чем различия?

Дети: У них разные формы и разные узоры в росписи.

Воспитатель: А сейчас мы с вами из музея переходим в мастерские и продолжим работу над игрушками, которую начинали раньше. Каждый из вас выбирал, какую игрушку слепить, затем мы ее грунтовали, т. е. закрасили белым цветом. А теперь нам надо их раскрасить, расписать характерными узорами. Но сначала мы разомнем свои пальчики, подготовим их к работе.

Девочки и мальчики! Расправьте свои пальчики,

Пополам согните, в кулачок сожмите,

Раскройте ладошки, встряхните немножко.

Чтоб красиво рисовать, надо ручкам отдыхать.

(все движения выполняются согласно тексту)

Воспитатель: Теперь проходите к тем игрушкам, которые вы слепили ранее.

(Дети проходят к столам с глиняными заготовками и материалами для рисования, садятся).

Эта мастерская. Первый стол у нас будет для дымковской игрушки. Вот этот второй стол – для филимоновской игрушки. Третий стол – для каргапольской игрушки.

(У каждого стола мольберт, на нем лист с отдельными элементами нужной для данного стола росписи).

Воспитатель : На этом листе (показ детям, сидящим за первым столом) дымковские узоры, напоминающие, как можно расписать дымковскую игрушку. На этом… (то же самое – детям, сидящим за 2–м и 3–м столами). А сейчас приступайте к работе.

(Дети рисуют. В это время звучат записи русских народных песен).

(По окончании работы воспитатель помогает детям разместить свои игрушки на демонстрационной лесенке).

- Посмотрите, ребята, какие замечательные веселые игрушки у нас получились. И дымковские, и филимоновские, и каргапольские. Как различаются они, но все хороши!

Изделия русских игрушечников – наша национальная гордость. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно увозят домой на память нашу русскую народную игрушку. И, как знать, может для кого то из вас изготовление игрушек станет профессией, вы тоже будете народными умельцами.

С древних времён игрушка является проявлением любви взрослых к детям, старших к младшим. Любая игрушка – самая примитивная и простая, создана, прежде всего, для общения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушек. Взрослые рассказывают о большом реальном мире детям, создавая мир игрушечный, но в нём отражается настоящая жизнь. (Слайд №2).

А есть те изделия, которые изготавливались женщинами – мамами для своих детей. Детские игрушки, чтобы отвлечь, увлечь ребёнка, изготавливались перед глазами детей. (Слайд №10)

Весь наш город Новосибирск стоит на огромных залежах глины. Глины разных сортов, разного качества и цвета. У нас есть синие, белые и красно-коричневые глины в сыром виде. В частности, наша Затулинка стоит на колоссальных запасах качественной глины для производства кирпича. И эта же глина прекрасно подходит для изготовления свистулек. Глину, которую я сегодня принесла для работы. В 90-ые годы мы сделали большой запас глины из котлована, на месте которого сейчас стоит 16-этажка. Это перекресток улицы Громова и Зорге (Слайд №11). Эта глина вымораживалась, отмучивалась. В результате получилась гончарная глина, достаточно пластичная и удобная для работы.

Процесс лепки из глины является творческим и увлекательным занятием. Полезным для мелкой моторики рук ребёнка, т. к. материал очень пластичен и даёт возможность изготавливать очень красивые изделия. Наши занятия по лепке вырабатывают у детей усидчивость, настойчивость, художественный вкус.

Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю вам изготовить свистульку по технологии, которая опробована нашим преподавателем по изодеятельности Маргаритой Ивановной Титаевой. Именно она научила меня изготовлению свистулек. Человек очень творческий и талантливый педагог. (Слайд №12)


Предлагаю вам сделать вместе со мной глиняную Затулинскую свистульку, которую так же придумала Маргарита Ивановна и воодушевила нас на её изготовление. Для этого нам понадобиться затулинская глина, два стека, сделанных из мягких пород деревьев. Это могут быть кедровые, кленовые, липовые стеки. Желание сделать свистульку и немного таланта и терпения. (Слайд №13)

1. От основного куска глины отделяем небольшой кусочек на детали. Из оставшейся глины формируем шар, из шара делаем лепёшку. (Слайд №14,15)

3. Из отложенного кусочка глины на детали будем делать птичке ножки. Делим кусочек глины пополам, скатываем два шарика. На теле игрушки стеком делаем насечки и примазываем ножки. Теперь птичка может стоять. (Слайд №25)

4. В лучшем варианте птичка должна постоять минут 20-30, это необходимо для того, чтобы глина не тянулась за стеком. После этого приступаем к изготовлению свистка. Все наши движения должны быть плавными, спокойными, а не быстрыми и резкими. Стеком делаем большую дырочку, так, чтобы не повредить форму птички, убираем все неровности внутри отверстия. (Слайд №26-28) Стенки отверстия должны быть гладкими, чтобы воздух мог спокойно проходить сквозь них. (слайд) Берём стек лопаточкой и делаем отверстие в хвостике. Выводим стек так, чтобы он вышел в тело птички. (Слайд 29-32) Теперь нам понадобиться второй стек. Он должен как бы продолжать первый. (Слайд №33,34)

5. Пробуем посвистеть. Звук пошёл. (Слайд №37) Отлично! Но не всегда удаётся добиться свиста с первого раза, не огорчайтесь. Перебейте глину снова, и за работу. Звук у всех свистулек будет разный (чистый, глухой, слабый, пронзительный и т. д., что зависит от расположения отверстий и размеров камеры. Можно звучание сделать более интересным. (Слайд №38,39) В этом случае дополнительно с боку игрушки круглой стороной стека делаем дополнительную дырочку. (слайд) При осмотре отверстий следует обратить внимание на чистоту (лишние мелкие кусочки глины, оставленные стеком, удаляются).

6. Выглаживаете птичку влажной салфеткой, пальцами. Такой процесс называется лощением. Наводим красоту. (Слайд №40) Приступаем к украшению изделия. Наша затулинская птичка имеет свой декор. Это могут быть ягоды рябины или смородины, сделанные бусиной, одетой на развёрнутую скрепку. Иголочки кедра, веточки. (Слайд)

7. После этого птичку необходимо высушить и, при желании, обжечь в печи или в пламени обычного костра, при этом поместив игрушку в жестяную баночку с отверстиями.

Вот такие птички мы изготавливаем с нашими детьми в подготовительной группе, во второй половине года. Звук нашим свистулькам ставит, естественно, воспитатель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам



ПРОЕКТ

https://www.culture.ru/storage/images/67f085add98fc0fc9a1f5edaebf32885/78d2390da30a530a5499046612321621.jpg

Подготовила и провела

воспитатель средней группы №11

Хомченко Любовь Федоровна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

https://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/03/Filimonovskaya_igrushka_2-768x768.jpg

Игрушка – это часть культуры народа. Игрушка зародилась и развивалась вместе с человеком как часть его культуры, появившись вначале внутри семьи. В каждом селе, в каждой семье, где были дети, традиционно делали свои игрушки. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимание мира и человека в нем. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.

Народная игрушка представляет собой величайший пласт культуры, является ее особой ценностью. Она имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором.

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально - культурной информации.

В качестве явления традиционной культуры, народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей.

Являясь замечательным культурным памятником, на доступном ребенку уровне позволяет осуществить взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.


МАТРИЦА ПРОЕКТА

1. Пояснительная записка: Значимость народной игрушки

2. Актуальность, проблемы.

3. Цель и задачи, предполагаемые результаты .

4. Материально-техническое обеспечение, продукт проекта.

5. Этапы реализации проекта

6. Формы и методы работы с детьми и родителями по образовательным областям

7. Мероприятия по реализации проекта по образовательным областям

8. Результаты по проекту

9. Перспектива развития проекта

https://www.culture.ru/storage/images/383aefa6dfbed02a8c5925e1ac9ed8df/4d9f482e6519ba06e8d911e37d068c89.JPG


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Как нет человека без самолюбия, так

нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитанию

К. Д. Ушинский

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: среднесрочный (январь- март 2021г.)

Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы №11,

Актуальность

В наше время дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с глиняными игрушками дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс.


Современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не вла-деет достаточной информацией о русской народной игрушке. Поэтому, учитывая значимость игрушки необходимо знакомить детей с народной глиняной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России .

Способствовать формированию познавательно-творческого интереса к русской народной культуре через ознакомление с народной глиняной игрушкой.

ü познакомить с разнообразием русских народных глиняных игрушек

ü знать характерные особенности разных промыслов ;

ü развивать творческие способности детей через приобщение к исконно русскому промыслу - изготовлению игрушек.

ü развивать желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

ü развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

ü обогащать и расширять словарный запас детей;

ü воспитывать интерес к истории и культуре русского народа, к народному творчеству, патриотические чувства.

Родители:

ü повышать компетентность родителей в вопросах воспитания с исполь-зованием народно - прикладного искусства

ü развитие совместного творчества родителей и детей;

ü развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

ü заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

ü привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством ;

Педагоги

ü пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе путем создания мини – музея народной игрушки;

ü разработать методические рекомендации для педагогов и родителей

ü подобраны дидактические игры по теме проекта


Предполагаемые результаты

Ø для педагогов

¾ повышение компетентности педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

¾ создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с народной игрушкой

¾ поддерживание эффективного взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами.

Ø для детей

¾ познакомятся с народными промыслами (Филимоново, Дымково, Каргопольская игрушка), их характерными особенностями;

¾ повышение интереса детей к народной глиняной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

¾ развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

¾ возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности ;

¾ активное проявление себя в разных видах художественной деятельности.

Ø для родителей

https://i2.wp.com/mam2mam.ru/upload/medialibrary/5bd/35212c2cd153f015f24a458de90feb66.jpg

¾ активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ

¾ осознание родителями важности поддержки интереса у детей к народной культуре;

¾ участие родителей в совместной деятельности с детьми по созданию глиняных игрушек для мини – музея народной игрушки


Используемые педагогические технологии

ü Проектный метод.

ü Здоровье сберегающие технологии.

ü Обучение в сотрудничестве.

ü Информационно - коммуникационные технологии.

ü Исследовательские методы в обучении.

Работа над проектом осуществлялась

ü во время непрерывной образовательной деятельности;

ü в ходе режимных моментов;

ü в самостоятельной деятельности детей;

ü в совместной деятельности.

Материально-технические ресурсы:

Ø Телевизор для просмотра презентаций, мультфильмов

Ø Наглядно-методические пособия

Ø Предметы декоративно-прикладного искусства для выставки народной игрушки

Ø Настольные игры и дидактические игры: пазлы, лото, домино и др

Ø Игровые и изобразительные материалы.

Продукт проекта

Ø Методические рекомендации для родителей, педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой .

Ø Создание картотек: дидактические игры, загадки, стихи, потешки, подвижные игры, физ.минутки и пальчиковые игры о народных игрушках

Ø Информационно-методический материал для родителей (сборник консультаций) о народной игрушке

Форма итогового мероприятия:


Этапы проекта

1 этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (информационно-аналитический)

Цель : Создание организационных условий обеспечивающих реализацию педагогической системы работы по проблеме.

Ø Определение темы, целей и задач проекта;

Ø Подбор и изучение литературы по теме;

Ø Выявление уровня знаний детей о народной игрушке;

Ø Анализ пространственно-предметной среды группы;

Ø Подбор наглядно-дидактического материала;

Ø Создание развивающей среды для игровой, продуктивной и творческой деятельности детей;

Ø Составление перспективного плана работы по данной теме;

2 этап – ОСНОВНОЙ (организационно-практический)

Цель : Оптимизация процесса ознакомления дошкольников с народной игрушкой.

Ø Проведение занятий по ознакомления с различными видами глиняной игрушки

Ø Подбор презентаций о народных промыслах

Ø Составление картотек стихов, загадок, дидактических и подвижных игр к проекту

Ø Мастер-класс в виде презентации для родителей по созданию игрушки, консультации для родителей по теме проекта;

3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – итоговый (презентация проекта).

Цель: Подведение итогов работы про проекту.

Ø Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Ø Соотнесение результатов с поставленными целями;

Ø Формулировка выводов; обобщение опыта в форме презентации,

Ø Отчет на педагогическом совете с использованием презентации.

Ø Выставка работ детей по теме проекта

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА



Формы и методы работы с детьми и родителями

по образовательным областям

Ø Работа с детьми

¾ Знакомство с видами игрушек, разнообразием материалов

¾ Знакомство с промыслами (Дымково, Филимоново, Каргопольская игрушка)

¾ Просмотр мультфильмов по сказкам.

¾ Дидактические игры: пазлы, лото, домино и др..

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0760/0011ba9f-27319f75/hello_html_4994d925.jpg

¾ Чтение стихотворений, сказок и их обсуждение.

¾ Загадывание загадок об игрушках, промыслах.

¾ Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений, потешек

¾ Словесные дидактические игры

¾ Рассматривание народных игрушек, дидактических пособий

¾ Чтение стихотворений и рассказов, сказок

¾ Прослушивание русских народных песен

¾ Конструирование, аппликация и лепка игрушек


Ø Работа с родителями

¾ Помощь в пополнении уголка народной игрушки.

¾ Совместное изготовление родителей с детьми глиняных игрушек для мини-музея


Расписные глиняные игрушки — отдельный исторический вид российского искусства. Глиняные игрушки с росписью дожили и до наших дней. Сейчас они, конечно, имеют более сувенирное назначение. Такие игрушки изготавливаются и расписываются исключительно вручную. Каждое изделие уникально и неповторимо, имеет почерк мастера и свой шарм. Недаром иностранные туристы скупают эти яркие милые фигурки, а залы выставок всегда полны посетителей.

В статье мы расскажем об одних из самых популярных видов глиняных свистулек народных промыслов, которые изготовлены российскими мастерами и представлены на нашем сайте.

Глиняные промыслы зарождались в разных точках страны, где обнаруживали местонахождения глины в разных её видах. Большинство мастеров глиняной игрушки изготавливали именно свистульки. Считалось, что свист отпугивает злых духов. Так взрослые защищали своих детей от нечистой силы.

Дымковская игрушка



Первое упоминание этого народного промысла датируется 1811 годом. В те времена дымковские игрушки, которые лепили женщины слободы Дымково, были атрибутом самобытного праздника Вятская свистунья.

Секрет изготовления дымковских глиняных игрушек передавался по женской линии. Причём каждая игрушка на всех этапах создания делалась исключительно одними руками. Мастерица привносила в промысел что-то своё, поэтому каждое изделие уникально, но яркий дымковский стиль легко узнаваем. Такая традиция существует и по сей день.


Чаще всего дымковские глиняные игрушки лепят в виде животных, водоносок, нянек с детьми, а самый узнаваемый образ — барыня.

В производстве используется только красная глина, перемешанная с речным песком. Фигуры лепят, соединяя элементы жидкой глиной. После следует просушка (до 50 дней) и обжиг при температуре 800 градусов. Перед росписью глиняные игрушки покрывают темперными белилами в несколько слоёв. Раскрашиваются игрушки разными яркими цветами с нанесением геометрических орнаментов. Важная особенность — на игрушку добавляются небольшие элементы в форме ромбов из сусального золота.

Читайте также: