Направления в художественной школе

Обновлено: 06.07.2024

ДХШ (детские художественные школы) и ДШИ (детские школы искусств) – первая ступень трёхуровневой системе художественного образования в России. Они относятся к учреждениям дополнительного образования и являются фундаментом будущей профессии.

Детские школы искусств бывают 2 типов: с монохудожественным подходом к образованию (углублённо изучается один вид искусства, например, изобразительное) и с полихудожественным подходом (ребёнок пробует себя в разных видах искусства и художественного творчества, например, музыка, изобразительное искусство, хореография, словесность и т.д.).

Классическая государственная художественная школа включает в образовательный процесс предметы художественно-эстетического цикла: рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю искусств, скульптуру, пленэр (летняя практика) и другие. Обучение в такой художественной школе длится от 4 до 7 лет (в зависимости от возраста ученика, уровня владения им изобразительной грамотой и структуре образовательных уровней школы (классов)). Обычно, при государственной художественной школе имеется подготовительные курсы для поступающих или нулевой класс, для тех, кто ещё не достиг соответствующего возраста, а также вечерние курсы рисования для взрослых и для поступающих в Вуз или колледж.

Замечу, что процесс обучения художников, музыкантов, танцовщиков необходимо начинать именно в детском возрасте, и он ни в коем случае не может прерываться, так как в творческой профессии, помимо освоения теоретической грамоты, необходима практика, интеллектуально-чувственная деятельность и раскрытие психо-физических возможностей личности, а также целый ряд личностных психологических качеств личности (усидчивость, терпение, логика мышления, аналитические способности, особенности моторики и т.д. – для рисования).

Помимо профессиональной составляющей, художественная школа развивает у детей эстетические чувства, общительность, развивает коммуникативные навыки, формирует этические и нравственные идеалы, толерантность, креативность мышления.

6) Авторские художественные школы / личные студии художника-мастера.

Такие школы рисования известны с эпохи Возрождения. По своей организации и принципам обучения они могут быть абсолютно разными, в зависимости от творческих и педагогических идей и художественных техник и приёмов, которые исповедует мастер. Обычно, это экспериментальные студии, частично или в изменённой форме применяющие традиционные методы обучения реалистическому рисованию в сочетании с собственным творческим и техническим опытом наставника. Такие студии помогают взрослым ученикам-художникам освоить изобразительную грамоту и получить ценные советы мастера вкупе. Такой синтез сразу на практике позволяет понять для чего нужно то или иное упражнение, как выполняется конкретный приём для получения нужного изображения, эффекта, художественно-визуального образа.

7) Кружки и студии рисования, клубы при ДК, культурных центрах и т. д.

Кружки рисования рассчитаны на посещение взрослыми людьми в качестве хобби, для собственного удовольствия, интереса, развлечения, пробы собственных сил. Их цель не обучить рисованию, а привить любовь к живописи и рисунку, помочь сделать первые шаги в изобразительном искусстве, почувствовать удовольствие от создания чего-то своими руками, скрасить вечера и выходные. Именно поэтому, в таких кружках можно заниматься тем, чем хочется – писать маслом пейзажи, рисовать пастелью натюрморты или портреты по фотографии карандашом. Наставник даёт начинающим художникам советы, правит рисунки и помогает подобрать необходимый технический приём. Обучающих программ в клубах рисования нет, возраста учеников тоже разные. Руководит таким кружком, обычно, профессиональный художник или учитель ИЗО – он владеет основными художественными техниками на хорошем среднем уровне и может сориентироваться, чтобы помочь начинающему живописцу воплотить свою идею на листе бумаги – нарисовать портрет друга, любимую собаку в поле или прекрасный букет в вазе с натуры.

Научиться профессионально рисовать или освоить академическую грамоту рисунка, живописи, композиции в кружке рисования вряд ли удастся, так же как и постичь особенности конкретной техники во всех подробностях, но хорошо провести время и нарисовать первые свои рисунки, вообще понять, каково это – рисовать для души – запросто.

8) Online–обучение рисованию.

Для тех, кто хочет научиться рисовать из дома или просто нет возможности обучаться рисованию под руководством педагога-художника лично, подходит рисование онлайн. Сейчас оно активно набирает обороты и расширяет возможности для начинающих художников. Спектр оnline-курсов и мастер-классов по живописи и рисунку огромен: от прямых эфиров, где совместно с художником создаётся одно конкретное произведение - рисунок или этюд, до видео-курсов по живописи в записи. Выбор за самим начинающим живописцем. Такой способ освоить изобразительную грамоту, безусловно удобен, т.к. не нужно никуда идти и соответствовать определённым требованиям - купил все необходимые материалы и инструменты - и рисуй смело, повторяй за художником. Но, в любом случае, в итоге создаётся не уникальное произведение, а копия работы мастера или её вариация, причём одна из многих. Да и обучиться чему-либо за короткий курс или мастер-класс сложно - исключается системность и последовательность, гарантированная традиционной академической программой обучения рисованию. Такой вариант подходит как хобби, или в дополнение к непосредственным личным урокам рисования у преподавателя. Также оnline-обучение рисованию хорошо подойдёт при освоении конкретной техники или особенного способа рисования, при наличии традиционной реалистической базы.

9) Учебники рисования и пособия по рисованию.

При выборе обучающей литературы по рисунку и живописи стоит обратить внимание на авторство книги - лучшие учебники написаны не просто художниками (в этом случае вы получите просто набор советов и индивидуальные приёмы для копирования), но и педагогами! И даже если на обложке книги стоит слово “академический”, не факт, что книга даст ожидаемый результат. Учебники по рисованию, разумеется, необходимы, но без живых занятий не обойтись, если вы, конечно, серьёзно настроены на результат. Кстати, список рекомендуемых книг, пособий и учебников по рисунку, живописи, композиции и не только есть в моих статьях: “ Специальные книги для художников (учебники рисования, пособия, самоучители). ЧАСТЬ 1 ” и “ Специальные книги для художников (учебники рисования, пособия, самоучители). ЧАСТЬ 2 ”.

10) Поэтапное рисование и рисование по номерам.

Хороший вариант для первых попыток и проб в рисовании. Научиться смешивать цвета, проводить первые линии на листе бумаги так, чтобы получилось что-то красивое, интересное, да и просто отвлечься от ежедневной суеты и приобщиться к творчеству - вот прекрасная возможность это сделать. Такое рисование не требует особых художественных способностей, навыков и стараний, разве что чуточку терпения, внимательности и усидчивости. Поэтому такие упражнения хороши для любого возраста и достаточно занимательны. Для погружения в новый, необычный мир рисования - в самый раз. Конечно, художественной ценности такие рисунки не составляют, да и перед друзьями/родственниками ими особо не похвастаешься, но развлечься, успокоиться и почувствовать себя хоть немного творцом вполне получится. Рисовать так легко и приятно.
У нас в блоге тоже есть несколько поэтапных уроков по рисунку и живописи:

В садике вашу девочку хвалили воспитатели, ее рисунки всегда были лучшими в группе.

А теперь и в школе по ИЗО всегда пятерки, вы даже записали дочурку в арт-студию, преподаватель которой опять выделяет ее работы среди других и советует поступать в художественную школу.


Но оказывается в эту школу не так-то просто поступить. В учреждениях, прославившихся своими талантливыми и высококвалифицированными педагогами, достижениями учащихся, регулярно побеждающих на всевозможных выставках, серьезный конкурс из желающих здесь учиться. Чтобы поступить в известную художественную школу, нужно подготовить портфолио творческих работ, которые будут оцениваться опытными преподавателями. И надо сказать, что требования к рисункам поступающих ребят не по-детски строги, родители утверждают, что без подготовительных курсов поступить практически невозможно. Преподаватели оценивают работы, пользуясь пятибалльной системой, при этом, проходной балл обычно не ниже 3,5. Хотя в разных учреждениях и в разные годы этот показатель может меняться.

В каждую художественную школу ежегодно подают заявления от 60 до 300 человек, но в итоге поступают на бюджетное отделение только 25% от общего числа абитуриентов. Остальные дети записываются на подготовительные курсы, где обучение ведется исключительно на платной основе и стоит 6 000 рублей в месяц. Известно, что учебная программа в группах с оплатой обучения несколько сокращена; ребята, обучающиеся на платной основе, изучают меньше предметов. В бюджетных группах, как правило, занимаются по 10 человек, а на платном отделении – около 15 учеников. Как видите, не так много внимания один преподаватель может уделить каждому учащемуся индивидуально.

Однако ежегодно происходит небольшой отсев. Кто-то из детей разочаровался в занятиях искусством, кто-то потерял интерес конкретно к данному учреждению или определенному педагогу, у кого-то появилось другое увлечение, которое требует много времени. У каждого ребенка свои причины, почему он перестает получать удовольствие от художественного творчества.

Серьезной проблемой называют родители тот факт, что у детей, занимающихся искусством в художественных школах, большая нагрузка, все их время расписано по минутам. Ребята сильно устают и не имеют возможности заниматься в каких-либо дополнительных кружках или секциях. Занятия в художке продолжаются до восьми часов вечера даже в субботу. А после окончания художественной школы ребятам нужно еще получать специальное образование, чтобы приобрести профессию востребованную на рынке труда.

Как видим, везде есть свои сложности и нюансы, однако, если ребенку так нравится рисовать, можно попытаться поступить в художественную школу. Ничего страшного не произойдет, если ваша дочка или сын не пройдет по конкурсу. Подготовьте только ребенка морально, чтобы он не относился к процедуре поступления как единственному шансу всей своей жизни. Здесь не получится – значит получится где-то в другом месте. Одна мама поделилась историей своей дочурки, и это был как раз неудачный опыт. Ее одаренная, талантливая девочка весьма успешно занималась в ИЗО студии, участвовала в различных выставках, преподаватель ее хвалила, ставила всем в пример, а маме советовала записать ее в художественную школу. Но попытка поступления не увенчалась успехом, девочку не приняли, и она очень сильно переживала свою неудачу, даже перестала рисовать, что раньше так любила. Через некоторое время печаль утихла, занятия творчеством возобновились, ребенок стал ходить на индивидуальные уроки к профессиональному художнику, что дало качественный скачок в ее развитии.

Повысив свой уровень рисования, девочка смогла поступить в известный лицей, специализирующийся на изучении искусства, однако в последний момент передумала и отказалась там учиться. И сейчас рисует только на своем любительском уровне.

Когда они первый раз поступали на подготовительное платное отделение в художественную школу, на 30 мест было подано 60 заявлений, девочка не прошла по конкурсу. Для родителей и их детей такой конкурс на платное подготовительное отделение оказался полной неожиданностью. Многие вспоминали свою учебу в школах искусств, когда не было такого ажиотажа вокруг художественного или музыкального дополнительного образования.

В чем же причина такого ажиотажа вокруг художественных школ?

Во-первых, рисовать – это прекрасный вид хобби, занятия изобразительным искусством полезны для детской психики, так как дают возможность самовыражения и развивают фантазию. Во-вторых, многие рассматривают для своих детей возможность дальнейшего профессионального художественного образования. Сегодня на рынке труда весьма востребованы такие специальности, как художник-оформитель, дизайнер, иллюстратор и прочие. Выпускники художественных школ поступают в колледжи, училища, вузы, специализирующиеся на изобразительном искусстве. Но не стоит слишком огорчаться из-за того, что не удалось поступить в художественную школу. Все предметы, которые дети там изучают, можно осваивать в Центре художественной подготовки, после которого точно так же можно поступать в училища и вузы со специализацией изобразительное искусство. А для кого-то образовательные программы Центра даже предпочтительнее потому, что здесь проводится обучение по направлению дизайн, которого нет в школах искусств. А это очень востребованная на сегодняшний день специальность.

К примеру, как происходит трудоустройство выпускников художественного училища имени Рериха?

  • 40 процентов выпускников работают в таких сферах, как реставрация, скульптура, живопись,
  • 60 процентов выпускников трудоустроены по направлению дизайн.

Соответственно можно сделать вывод, что дизайн – это очень востребованное направление, а в художественных школах такого предмета нет в программе. Чем еще отличается Центр художественной подготовки и дизайна от обычной художественной школы?

Согласно распоряжениям Министерства культуры, в детских школах искусств или художественных школах (ДШИ либо ДХШ) проводится предпрофессиональная академическая подготовка. Учебный процесс фактически подчинен госзаказу, который не учитывает актуальные потребности рынка труда и постоянно меняющиеся экономические условия.

Образовательные программы и действующая в Центре прогрессивная система аттестации направлены, по рекомендации Министерства труда, на изучение именно тех компетенций, которые содержатся в актуальных профессиональных стандартах. Данные профстандарты формируются не в Министерстве образования, а в отраслевых ассоциациях работодателей потому, что только им точно известно, какие знания и навыки они ждут от своих будущих сотрудников. Родители отмечают самое важное преимущество Центра по сравнению с художественными школами – это большая степень психологической свободы для детского творчества. Ученики обычных художественных школ чувствуют себя достаточно скованно при выборе творческих заданий. У них нет возможности выйти за пределы установленных правил и рамок. При этом, свободные художники, может быть, и менее профессиональны, однако их работы получаются не стандартными, раскованными, интересными и яркими. Таланту ничто не мешает развиваться в своей собственной манере, тематике сюжетов, в своем темпе.

Так же, как в художественных школах, образовательные программы Центра составлены с учетом требований ФГОС, на наших занятиях учащиеся осваивают те же предметы.

Живопись. Ребята учатся поэтапно осваивать задачи, поставленные учебной программой. Композиционное решение листа, верное построение геометрических форм, точная передача цветовой гаммы, световоздушной среды.

Станковая композиция – один из самых важных предметов, который учит детей понимать принципы строения художественного произведения. Ребята учатся изображать на бумаге двух- и трехмерное пространство; изучают основные законы композиции, ее выразительные средства – силуэт, контраст, цвет, линия, тональная пластика, ритм.

Изучаемые образовательные программы разработаны с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся, уровня их начальных знаний и соответствуют лицензионным требованиям Рособрнадзора.

Учебный материал нашего Центра по глубине своего содержания включает все виды и этапы дополнительного образования: развивающие программы, общеобразовательные и предпрофессиональные, профессиональное обучение, а также курсы повышения квалификации.

Преимущества обучения в Центре художественной подготовки и дизайна

В отличие от государственных художественных школ учебные программы нашего Цента ориентированы на актуальное состояние рынка труда. Накопленный опыт преподавательской деятельности, профориентационная работа со школьниками и анализ реальных потребностей рынка дали возможность Центру перейти от детского дополнительного образования к обучению специальностям, и сегодня учащиеся могут без отрыва от учебы в общеобразовательной школе начинать раннюю профессиональную подготовку.

Рисунок. На занятиях ученики изучают возможности графических материалов и техник, учатся правильно применять их на практике. Рисование с натуры – основа обучения изобразительному искусству. Процесс обучения строится от простого к сложному, к правдивой реалистической передаче формы и объема. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Композиция. Одна из важнейших дисциплин в программе художественной школы, дети учатся распределять предметы и фигуры в пространстве, на практике устанавливать соотношения объемов, света и тени, цвета и т.п.

Скульптура. На занятиях по курсу дети изучают художественно-выразительные средства скульптуры, построение объемной формы, пластику, фактуры, возможности материалов для реализации творческого замысла скульптора, учит пространственному мышлению, способствует развитию трёхмерного восприятия объёмной формы и умению хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.

История искусств. Во время занятий по курсу учащиеся изучают виды и жанры изобразительного искусства, историю их возникновения, влияние на культуру, основные течения и эпохи в искусстве.

Так же в художественных школах имеется профильное разделение для 10-11классов: Архитектура и дизайн. В архитектурном профиле вводятся уроки – история архитектуры. В профиле дизайн выявляют такие предметы как промышленный дизайн, дизайн интерьера и дизайн одежды.

Использование цифровых технологий разнообразят учебный процесс. Прослушивание музыка, просмотр видеофильмов. Педагог на уроках по истории искусств, истории архитектуры может использовать презентации. Организация видеоконференций.

Информационно-образовательные ресурсы художественного образования в Детских художественных школах (ДХШ). Использование мультимедиа технологий на занятиях различных видов искусств. Возможность создания собственных электронных библиотек, пособий, изображений.

Дистанционные технологии образования в ДХШ, визуальные и интерактивные средства обучения. Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.

В принципе, открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования. Вместе с тем дистанционное обучение может использоваться и в рамках любых существующих форм образования. Особенно большой выигрыш оно может дать в повышении доступности и качества заочного обучения и экстерната.

Интерактивная видеоконференция (ИВ) – это эффективный инструмент, который используется для осуществления дистанционного обучения. Эта система может быть интегрирована в программы дистанционного обучения с минимальной адаптацией к учебному курсу. Она разработана для поддержания двухсторонней видео и аудио-связи между многочисленными адресами.

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе.

Три ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:

· Презентации, демонстрация и моделирование;

· Повышение активности учеников на уроке;

· Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучение всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).

Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

События | Организации | Методики | Программы


Художественная направленность ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры:

музыкальное творчество - формирование музыкальной и исполнительской культуры; ведение образовательного процесса в вокальных, хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, духовых оркестрах, оркестрах народных инструментов.

Введение в музыкальную культуру: сольфеджио, класс композиции, муз. литература, инструментальная музыка, фортепиано, гитара, струнные инструменты, народные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты, электроинструменты, инструментальные ансамбли и оркестры.

Вокально-хоровое искусство: сольное пение, хоровое пение, вокальные ансамбли, авторская песня, хореографическое искусство, классический танец, народный танец, ритмика, спортивные танцы, современные эстрадные танцы.

театральное творчество – ведение образовательного процесса в театральных коллективах и студиях, формирование сценического (актерского) мастерства: сценической речи, движения; навыков эстетической оценки произведений театрального искусства. Театральное искусство: драматический театр, театр теней, кукольный театр, музыкальный театр и мьюзикл, исторический театр, театр мод, литературное творчество, художественное слово, риторика и культура речи;

хореографическое творчество – ведение образовательного процесса в хореографических ансамблях, балетных студиях, коллективах народного танца; овладение основами классической хореографии, народно-характерного, историко-бытового, современного танца в процессе учебной, постановочной, репетиционной и творческой концертной деятельности;

изо и декоративно-прикладное творчество – изучение истории и теории искусства, овладение прикладными навыками художественной деятельности: вязание, вышивка, живопись, лепка, керамика, шитье, декоративно-прикладное искусство, ИЗО и ремесла.

Виды деятельности: основы и техники декоративно-прикладного искусства, лепка и керамика, роспись, оригами, аппликация, батик, бисероплетение, витражное дело, вышивание, вязание, дизайн и декоративные композиции, изготовление кукол и костюмов для кукол, театральные куклы, ковровое ткачество —кружевоплетение, оформительское искусство, фитодизайн, флористика, умелые руки, резьба и выжигание по дереву, художественная обработка древесины, столярное дело, моделирование и портновское искусство, мягкая игрушка, фриволите, парикмахерское искусство, стилистика и визаж, работа с кожей, работа с природными материалами, изобразительное искусство, архитектура, гравюра, граффити, икебана, лоскутная техника, макраме, работа с металлом, чеканка, театральный дизайн, декорации, бутафория и реквизит, компьютерная графика и дизайн.

Эстрадное и цирковое искусство: эстрадная музыка и ВИА, эстрадное пение, фокусы, искусство иллюзионистов, конферанс, скетч, пародия, фольклорное искусство, фольклорный хор, фольклорный ансамбль, сольное народное пение, народное творчество.

Очень важно иметь хотя бы самое общее представление об особенностях различных направлений и школ в живописи, кроме умения искать замысел художника в композиционном построении, в почерке и выбранных материалах и читать его чувства.

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 1

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 2

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 3

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 4

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 5

Над Венерой вверху мы видим Амура — спутника богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций.

Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, позднее была перевезена в Кастелло и находилась у семьи Медичи вплоть до угасания рода в 1743 г. Из запасников Уффици, она вернулась в галерею Уффици только в 1919 г. Её мало кто видел на протяжении около 400 лет. Теперь же — это одна из главных жемчужин Уффици.

С конца 19-го века в живописи появляются направления, сочетающие использование при изображении данных нашего зрения и данных нашего знания. Например, кубисты противопоставляли зрение знанию, которые считали первостепенным. Отсюда их установка на изображение предмета с разных точек зрения одновременно, разложение его на простейшие элементы (куб, шар, цилиндр, конус) и их конструирование на плоскости картины в неожиданной последовательности. Один из представителей кубизма, Пикассо, говорил, что если импрессионисты изображали мир таким, каким его видели, то он изображает мир таким, каким его мыслит.

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 6

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 7

Другой французский художник, представитель постимпрессионизма Сезанн, пытался в своем творчестве соединить данные зрения и данные знания, вкладывая в изображение предмета и пространства то, что видит наш глаз, и то, что знает о них наш ум.

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 8

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 9

Направления школ в живописи, общие представления и особенности, фото № 10

В следующих наших заметках мы рассмотрим основные стили и направления изобразительного искусства.

Читайте также: