Направления профильного труда в коррекционной школе

Обновлено: 16.05.2024

Аннотация к рабочей программе

для об учающихся с умственной отсталостью

5-9 классы

по профильному труду

Рабочая программа по профильному труду разработана для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет объем содержания образования по предмету, требования к уровню подготовки учащихся.

В соответствии с учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) профильный труд изучается в 5 и 6 классах из расчета 6 часов в неделю / 204 часов в год, в 7 классе 7 час в неделю / 238 часов в год, в 8 и 9 классах 8 часов в неделю/ 272 часа в год

Рабочая программа разработана на основании программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (под редакцией В.В.Воронковой, - М.; Гуманитар. изд. центр Владос, 2012).

6. Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г .

7. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г. 8. Швейное дело: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г.

9. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 6 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2012 г

10. Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г .

11. Швейное дело: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2012 г.

Рабочие программы включают в себя: пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование.

Целевое назначение курса содержится в пояснительной записке

РП по с.х. труду УО 5-9 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575887 Директор/Заведующий Просвирякова Ольга Анатольевна Дата подписания документа 09.06.2021 16:19:42 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

РП столярное дело УО 5-9 кл Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575887 Директор/Заведующий Просвирякова Ольга Анатольевна Дата подписания документа 09.06.2021 16:19:52 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

РП швейное дело УО 5-9 класс Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575887 Директор/Заведующий Просвирякова Ольга Анатольевна Дата подписания документа 09.06.2021 16:20:11 (скачать) (посмотреть) (текст документа)

Как и массовая школа, специальная (коррекционная) школа призвана уделять большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся к трудовой деятельности. Следует однако отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной (коррекционной) школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.

Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития умственно отсталого школьника. Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей - обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.

В процессе трудового обучения у учащихся формируется правильное отношение к сообщаемым учителем сведениям и вырабатываемым навыкам. Исследователь Воронкова В.В. (1994) пишет, что, производя на уроках труда необходимые процессы измерения, взвешивания, определяя в процессе работы форму, величину, объем, цвет и другие качества материала, с которыми он оперирует, умственно отсталый школьник убеждается в том, что сообщенные учителем знания и сведения имеют для него важное практическое значение.

Умственно отсталому школьнику, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности. Следует также иметь в виду, что важность учения, его пользу и значимость для общества можно достаточно полно осознать лишь с позиций будущего, с точки зрения той роли, которую оно сыграет в общественно-трудовой деятельности учащегося по окончании школы. Психолог Занков Л.В. (1953) отмечает, что такое осознание дается умственно отсталому ученику с большим трудом даже при очень хорошей постановке воспитательной работы в школе.

Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.

Трудовую деятельность можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условное, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой - помогает навести порядок в доме; ухаживая за животными, особенно в сельской местности, ребенок участвует в работе по хозяйству. Особое внимание уделяется таким видам как ручной труд и общественно-полезный труд.

Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию у умственно отсталых учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.

Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как умственно отсталые учащиеся испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками математики.

Еще больше значения придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности умственно отсталых школьников в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Как отмечает Воронкова В.В. (1994), такому осознанию содействует соединение обучения с общественно полезным трудом.

Умственно отсталые школьники в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретенные в школе знания. Сообщенные в школе знания и сведения превращаются у умственно отсталого школьника в мертвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности.

Лучшие учителя во времена отечественной коррекционной школы и на современном этапе с целью приближения учебного процесса к жизни и возможностям умственно отсталых школьников стараются связать его с общественно полезным трудом. Это способствует повышению интереса учащихся к учебному материалу, побуждает их к лучшему усвоению его и к активной самостоятельной деятельности.

Как указывает исследователь Воронкова В.В. (1994) для подготовки школьников к труду в условиях массового производства недостаточно формирования только двигательных трудовых навыков. Не менее важной задачей является развитие их общетрудовых умений (процессы ориентировки в задании, планирования, самоконтроля).

С этих позиций развивалась новая ветвь профессионально-трудового обучения учащихся специальных (коррекционных) школ - сельскохозяйственный труд. На основе исследований о доступности умственно отсталым школьникам некоторых видов работ в овощеводстве, садоводстве и животноводстве разработаны программы по сельскохозяйственному труду.

В настоящее время коррекционная школа обеспечена программами по шести видам труда в городских условиях (столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному, обувному, обслуживающему) и специальными программами для школ с сельскохозяйственным профилем обучения или находящихся в сельской местности (сельскохозяйственный труд, столярно-плотничное и штукатурно-малярное дело). Перспективны программы, разработанные Мирским С.Л. (1994) по обслуживающему труду и Ковалевой Е.А. (1986) по цветоводству и декоративному садоводству как для школ сельской местности, так и городских школ. Исходя из местных условий, в ряде школ обучение ведется тем видам труда, по которым учащиеся могут быть трудоустроены (швейное дело, вязальное дело, цветоводство, столярное дело, кулинария, обувное дело и др.).

Исследователь Дьячков А.И. (1965) указывает, что в системе педагогических мер воздействия на психику умственно отсталого учащегося труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. На трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах отводится треть учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.

Внеурочные занятия трудом - одна из форм работы с умственно отсталыми школьниками, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы.

Содержание внеклассных занятий должно помочь решению основных задач, которые стоят перед трудовым обучением в специальной (коррекционной) школе: трудовое обучение должно быть социально значимо, т.е. оно должно практически готовить учащихся к включению в производительный труд общества; трудовое обучение должно быть использовано для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей; трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности ребенка. Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения.

Ученики младших классов на уроках труда работают с бумагой и картоном, текстильными материалами, занимаются лепкой, работают с древесиной. Ученики старших классов занимаются в основном одним из видов труда - швейным, столярным, слесарным, картонажно-переплетным делом и др., включая и работы по самообслуживанию.

На внеклассных занятиях ученики имеют дело с теми же материалами и инструментами, что и на уроках труда. Однако характер занятий и виды изделий существенно отличаются. Руководителям внеурочных занятий необходимо хорошо знать, что изучают дети на уроках труда, какие виды работ выполняют. Это поможет им спланировать свою работу с учетом программных требований, возрастных особенностей, уровня общеобразовательных знаний и трудовых умений и навыков.

Естественно, что на внеурочных занятиях дублировать те виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания, умения и навыки, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.

Надо иметь в виду, что нестойкость познавательных интересов умственно отсталых детей, быстрая утомляемость от однообразной деятельности требуют в определенный момент смены видов труда. Поэтому в содержание внеурочных занятий должно входить несколько разнообразных видов трудовой деятельности. Следует также принять во внимание чувственный опыт детей и внести в содержание обучения элементы изобразительной деятельности, игровые моменты, а также наблюдения в природе. Помимо того, что внеклассные занятия тесно связаны с уроками трудового обучения и общеобразовательными предметами, они еще имеют связи и с другими видами и формами детской самодеятельности. К ним относятся, например, кукольный и теневой театры. А это предполагает изготовление поделок из дерева, металла, бумаги, папье-маше, изготовление декораций, шитье костюмов и т.д.

Наиболее распространенной формой внеурочных занятий по труду являются различные кружки. В специальных (коррекционных) школах это кружки технического моделирования по металлу и дереву, кройки и шитья, вязания, "Умелые руки" и др. Они, как правило, создаются на базе существующих учебных мастерских. В этих кружках для работы на длительное время объединяются относительно небольшие группы учащихся, проявившие интерес и склонность к определенному виду труда. В большинстве случаев это те учащиеся, которые успешно занимаются и на уроках по трудовому обучению.

Единственный недостаток этой формы работы состоит в том, что к занятиям в кружках редко привлекаются те ученики, которые наиболее остро нуждаются в этой работе, те, у которых ничего не получается на уроках труда, и, чувствуя неуверенность в своих силах, они не решаются принять участие в этой работе. Руководителям кружков следует проявить максимум внимания к таким детям, терпеливо и настойчиво привлекать их к занятиям.

Значительно большие группы учащихся принимают участие во внеурочных занятиях под руководством воспитателей в школах-интернатах. Эта форма работы позволяет организовать занятия со всеми учениками класса. Хорошо зная состав учащихся, их индивидуальные особенности, опытный воспитатель умело организует эту работу, подбирая такие виды труда, которые могут быть доступны и интересны всем ученикам его класса.

Большое место во внеурочных занятиях по труду занимает общественно полезная работа учащихся. Во многих школах организованы бригады по ремонту школьного здания, мебели, починке одежды и обуви, обслуживанию подсобного хозяйства и др. Такая форма работы, помимо чисто практической выгоды, имеет исключительно важное воспитательное значение.

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, сельскохозяйственные организации, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления учащихся о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду. Желательно возможно чаще проводить такую работу в школах, расположенных вдали от городов и крупных промышленных центров. Используя все многообразие форм учебно-воспитательной работы по трудовому обучению, работники специальных (коррекционных) школ смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки учащихся к участию в производительном труде общества, коррекции психофизических недостатков умственно отсталого ребенка, воспитания положительных качеств личности у детей.

Внеклассные занятия по труду призваны способствовать более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений, воспитанию культуры труда. При этом важно, что именно внеклассные занятия наиболее конкретно связаны с практической общественно полезной деятельностью, а это дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

Значительное место в общественно полезном труде школьников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками. Исследователь Мачихина В.Ф. (1978) пишет, что задача воспитателей и учителей - воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за ее выполнение.

Проводить внеурочные занятия по труду желательно в кабинете по трудовому обучению или, как это указывалось выше, в специально отведенном для этих занятий помещении - рабочей комнате. По некоторым видам труда можно организовать занятия и в обычной классной комнате, где имеются столы с горизонтальными крышками. Для того чтобы привлечь большее количество учащихся к занятиям, рекомендуется периодически устраивать выставки их работ, разрешать детям делать часть работ для себя и этим привлечь внимание родителей к внеурочным занятиям. Дефектолог Смирнова А.Н. (1965) отмечает, что родители учащихся могут оказать значительную помощь воспитателю в организационном и материальном отношении - помочь приобрести необходимые материалы и инструменты, а в отдельных случаях принять участие в проведении самих занятий.

Специфические особенности психики школьников с умственной отсталостью ведут к необходимости учитывать данные особенности при обучении и воспитании их в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В первую очередь это касается использования в коррекционных целях различных видов трудовой деятельности. При грамотном использовании различных видов трудовой деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида коррекция развития умственно отсталых учащихся позволит эффективно подойти к их воспитанию и обучению.

Правильное отношение к труду умственно отсталого школьника можно воспитать, лишь систематически организуя его собственную трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению общественно полезных дел в школе и вне школы у учащихся на практике воспитывается ответственность за выполняемую работу, бережливость, умение работать в коллективе. В результате у школьников практически формируется в труде такие качества, которые и выражают должное отношение к труду. Все проводимые исследования и богатая практика работы специальной (коррекционной) школы помогают решать многие вопросы подготовки умственно отсталых учеников к жизни в обществе и труду в условиях общего производства, т.е. их социальной и трудовой адаптации.

Таким образом, в специальной (коррекционной) школе VIII вида при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности, которая может протекать в процессе учебной деятельности на уроках труда и во внеурочной деятельности (используются такие виды трудовой деятельности, как: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд, общественно-полезный труд).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа составлена для ребенка с глубокой умственной отсталостью.

Профильный труд.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

Целью трудового обучения является подготовка детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.

Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениям и т.д.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции.

Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда.

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью учителя (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающегося формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями.

Авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева

Научный редактор: к.п.н. А.М. Царёв

Материально-техническое обеспечение предмета включает

Нитки, ткани, картон с проколами.

На изучение предмета выделяется 34 часа (1 час в неделю).

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Наличие интереса к овладению доступными видами трудовой деятельности

Умение выполнять отдельные трудовые операции, виды работ

Умение использовать различные инструменты и материалы, соблюдать элементарные правила техники безопасности в процессе изготовления изделий.

Умение соблюдать технологические процессы (при выращивании растений, изготовлении изделий из бумаги, дерева, ткани, в стирке, уборке, работе на кухне и др.).

Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать на доступном уровне полученный результат.

Обогащение положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Интерес к трудовой деятельности и положительное отношение к результатам своего труда.

Практическая направленность в преподавании профессионально – трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Практическая деятельность учащихся на уроках технологии приближается к труду рабочего на производстве. На этом этапе особое место уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности учеников. Используются разнообразные формы обучения и воспитания по подготовке школьников к работе по определенным профессиям. В связи с высокими требованиями к профессиональной умелости и трудовой активности работников производственного и обслуживающего труда становится ясно, что подготовка учащихся к самостоятельной жизни и общественно – полезному труду нуждается в коренных изменениях.

Практическая направленность в преподавании профессионально.docx

Читайте также: