Наличие информационных материалов антитеррористического содержания краткое описание материалов

Обновлено: 02.07.2024

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о содержании антитеррористических материалов, размещаемых

в сети Интернет, средствах массовой информации и на других информационных ресурсах

Проведенный анализ практики работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления Тюменской области и институтов гражданского общества по подготовке информационных и контрпропагандистских материалов антитеррористической направленности, а также результаты специальных экспертиз поступившей в аппарат Национального антитеррористического комитета и Экспертный совет по выработке информационной политики в сфере противодействия идеологии терроризма и оценке качества подготовленных контрпропагандистских материалов и мероприятий 3 информационно-пропагандистской продукции антитеррористического содержания позволили обобщить имеющиеся подходы к формированию этих материалов и выработать общие рекомендации к их содержанию.

При подготовке антитеррористических материалов предлагается:

  1. Руководствоваться тем, что информация антитеррористического содержания, распространяемая в СМИ, должна быть достоверной, объективной и исключающей возможность ее неоднозначного толкования. В этих целях терминология, используемая в планируемых к размещению в СМИ материалах, должна соответствовать нормативным правовым актам в сфере противодействия терроризму и уголовному законодательству Российской Федерации.
  1. Отдавать предпочтение визуальным формам доведения информации, не перегружать материалы неадаптированными текстами специфического содержания (например, правовыми, юридическими), которые изначально не были предназначены для массовой аудитории.
  1. Учитывать особенности используемого канала распространения информации и ее восприятия целевой аудиторией (по возрастному, национальному, религиозному и другим признакам), преподносить ее в удобной для восприятия и понимания форме (в том числе, на различных языках, с использованием субтитров и др.).
  1. Обеспечивать обязательное сопровождение текстов и изображений, содержащих надписи на иностранном языке, соответствующими переводами или комментариями.
  1. При описании деструктивной деятельности террористической или экстремистской организации обязательно указывать на запрет ее деятельности на территории Российской Федерации. При этом не рекомендуется полные названия этих организаций указывать крупным шрифтом и размещать их в первой строке в верхней части материала. Также следует избегать неоправданно частого повторения этих названий в тексте и иллюстрационном материале.

6.1. Уголовной ответственности и неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности, в том числе за пособничество, распространение и тиражирование соответствующих материалов.

6.2. Порядке и условиях освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших участие в террористической деятельности.

6.3. Несовместимости террористической деятельности с морально-нравственными нормами и установками традиционных религиозных мировоззрений и общечеловеческими ценностями.

6.4. Приемах и манипулятивных техниках, используемых вербовщиками террористических организаций в целях вовлечения в террористическую деятельность представителей различных социальных групп (прежде всего, молодежи).

6.5. Примерах отказа членов бандформирований от террористической деятельности по причине несоответствия навязанной вербовщиками идеалистической картины тому, какова ситуация в реальности.

  1. Исключить использование ссылок на материалы, признанные в установленном порядке экстремистскими и внесенные в Федеральный список экстремистских материалов, а также цитат и фрагментов видеообращений террористов, имеющих целью пропагандировать идеологию терроризма, вербовать новых сторонников или оправдывать террористические действия.

8.1. Цитат из священных книг традиционных религий, а также специфической религиозной лексики, допускающих различные трактовки содержания (моджахед, джихад, хиджра, кафир и т.д.), без соответствующих комментариев и пояснений.

8.2. Детальной информации о способах финансирования террористической деятельности и порядке ее осуществления.

8.3. Натуралистических изображений (фотографий и видеоматериалов) или описаний жестокости и насилия.

8.4. Детальной информации о составе (конструкции) и способе изготовления самодельных взрывных устройств, отравляющих веществ, используемых в террористических целях.

Аппарат антитеррористической комиссии

в Тюменской области

1 - Материалы, раскрывающие преступную сущность терроризма.

3 - Создан при Департаменте по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области.

Система безопасности образовательных учреждений . области — это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых департаментом образования и науки области, муниципальными органами управления образованием и образовательными уч­реждениями во взаимодействии с органами власти, правоохранительными и иными структурами с це­лью обеспечения постоянной готовности образовательных учреждений к безопасной по­вседневной деятельности, а также к действиям в случае угрозы или возникновения чрезвычай­ных ситуаций.

Формируется и достигается в процессе реализации следующих основных мероприятий:

1. Организация физической охраны ОУ

  • контроль и обеспечение безопасности объекта и его территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций;
  • осуществление пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники;
  • защита персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и на его территории.

Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, выданную органами внутренних дел.

2. Организация инженерно-технической укрепленности охраняемого объекта (ограждения, решетки, металлические двери и запоры, противотаранные устройства и др.). Предназначены для оказания помощи сотрудникам охраны при выполнении ими служебных обязанностей по поддержанию общественного порядка и безопасности в повседневном режиме и в ЧС.

3. Организация инженерно-технического оборудования образовательного учреждения

Включает в себя системы:

5. Обеспечение контрольно-пропускного режима

6. Выполнение норм противопожарной безопасности

7. Выполнение норм охраны труда и электробезопасности

8. Плановая работа по вопросам гражданской обороны

9. Взаимодействие с правоохранительными органами и другими структурами и службами

10. Правовой всеобуч, формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности

11. Финансово-экономическое обеспечение мероприятий

Предусматривает также работу по проверке законности и целесообразности различных договорных обязательств, проверку и анализ экономической эффективности работы с охранными предприятиями, а также организациями, фирмами, партнерами, участвующими в реализации мероприятий по вопросам обеспечения безопасности.

Формы и методы работы в области организации безопасности и антитеррористической защищенности объектов образования:

  • обучение педагогического персонала, сотрудников и обучающихся;
  • взаимодействие с органами исполнительной власти;
  • взаимодействие с правоохранительными структурами;
  • квалифицированный подбор охранных предприятий и сотрудников охраны;
  • проведение плановых и внеплановых проверок по всем видам деятельности, обеспечивающим безопасность и антитеррористическую защищенность образовательных учреждений;
  • совершенствование материально-технической базы и оснащенности образовательных учреждений техническими средствами охраны и контроля;
  • изучение и совершенствование нормативно - правовой базы в области комплексной безопасности объектов системы образования.

2. Мероприятия по снижению риска и смягчению

последствий террористических акций.

Противодействие терроризму в организациях осуществляется путем проведения мероприятий, направленных на снижение рисков терактов и защиту от опасностей, связанных с ними, а также путем содействия органам, ведущим борьбу с терроризмом.

Система органов и структур, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом, включает в себя:

- на федеральном уровне – Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в сфере их деятельности (ФЗ-35 от 06.03.2006 г.);

- на уровне субъекта федерации (. область) - Губернатор области, местные органы исполнительной власти.

Координаторами деятельности органов власти являются антитеррористические комиссии.

Антитеррористическая комиссия . области функционирует по распоряжению администрации Кемеровской области “Об организационных вопросах деятельности антитеррористической комиссии . области” № 281-р от 26.03.2003 г. для проведения в . государственной политики в сфере борьбы с терроризмом.

Муниципальная антитеррористическая комиссия создаётся по распоряжению главы города (района).

Антитеррористические комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с планом деятельности или с возникшей необходимостью.

В образовательном учреждении снижение риска терактов достигается путем проведения комплекса мероприятий.

К комплексу мер по противодействию терроризму относятся:

- правовые - доведение до персонала образовательного учреждения требований федеральных законов и постановлений (осуществляется в рамках системы подготовки и в рамках пропаганды знаний в области защиты от ЧС);

- информационные – разоблачение всей сути и опасности терроризма, его целей и т. д. (беседы, лекции, использование справочно-информационных стендов);

- административные – издание приказов, распоряжений о соблюдении установленных правил, о назначении ответственных лиц за проведение защитных мероприятий.

Знания о терроризме, как наиболее опасном преступном явлении сегодняшнего дня, умение его предупредить, правильно вести себя при его угрозе дают возможность защитить себя и окружающих от последствий теракта.

Применительно к правоотношениям в области дошкольного и общего образования (всех уровней) основным нормативно­-правовым актом, содержащим положения об обеспечении безопасности участников образовательного процесса, является действующая редакция Закона РФ от 10.07.92 № 3266­-1 “Об образовании” (далее – Закон об образовании), который в подп. 3 ч. 3 ст. 32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, а также работников данного учреждения во время образовательного процесса.

Положения вышеуказанной статьи основаны на общепринятых нормах международного и Российского законодательства в области защиты прав человека, и в частности ребенка. Так, ст. 6 Конвенции о правах ребенка, вступившей в силу для нашего государства с 15.09.90 г. в результате ратификации ее постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.90 № 1559­1, закрепляет право каждого ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие. В свою очередь Конституция РФ гарантирует каждому гражданину нашей страны право на жизнь (ч. 1 ст. 20), личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), а также предусматривает государственную защиту детства (ч. 1 ст. 38 и п. “ж” ч. 1 ст. 72).

В развитие этих положений Федеральный закон от 24.07.98 № 124­ ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп.) декларирует, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в образовательном учреждении права ребенка (в т. ч. на жизнь и личную неприкосновенность) не могут ущемляться (ч. 1 ст. 9).

Кроме того, в нормативно­-правовых актах, регулирующих деятельность образовательных учреждений различных типов и видов, также говорится о гарантированном Конституцией РФ праве каждого воспитанника на охрану жизни и здоровья. Например, п. 4 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.10.2008 № 666, в качестве основной задачи ДОУ (независимо от вида) определяет охрану жизни и укрепление здоровья детей. Помимо этого требования об охране жизни и здоровья детей (а также работников образовательных учреждений) содержатся, в частности, в п.п. 4 и 7 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196 (с изм. и доп.)), п. 8 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утв. постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 233 (с изм. и доп.)), п. 3 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии утв. постановлением Правительства РФ от 12.03.97 № 288 (с изм. и доп.).

На федеральном уровне вопросами обеспечения безопасности образовательных учреждений занимается Федеральное агентство по образованию (Рособразование) согласно отраслевой программе “Безопасность образовательного учреждения”. План мероприятий по исполнению данной программы утверждается агентством ежегодно и включает в себя в качестве основных направлений противопожарные и антитеррористические мероприятия. Последние реализуются в соответствии с требованиями, изложенными в Указе Президента РФ от 13.09.04 № 1167 “О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом”, а противопожарные мероприятия осуществляются исходя из требований Федерального закона от 21.12.94 № 69 ­ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.) и иных нормативно-правовых актов (в т. ч. ведомственных), принятых во исполнение данного федерального закона.

Отметим, что на сегодняшний день у любого образовательного учреждения имеется достаточный набор правовых оснований для принятия мер по обеспечению собственной безопасности и безопасности участников образовательного процесса.

В качестве основных направлений организации безопасности образовательных учреждений, при реализации которых требуется выделение значительных денежных средств, необходимо:

- обеспечение учреждения сигналом тревоги на случай террористического акта и телефоном (могут быть использованы для мероприятий как антитеррористической, так и пожарной безопасности);

- обеспечение учреждения аппаратурой наружного и внутреннего наблюдения;

- охрана учреждения специальными организациями, имеющими лицензию на право осуществления данной деятельности, на основании договора;

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим, и каждое образовательное учреждение исходя, из специфики своей деятельности может включить в него дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности конкретного образовательного учреждения.

Документы по антитеррористической безопасности, разрабатываемые в образовательных учреждениях находящихся на территории Кемеровской области, для удобства работы с ними и обеспечения единого порядка хранения сводятся в папки:

Папка № 1 - Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости;

Папка № 2 - Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях обеспечения реализации мероприятия, предусмотренного п. 2.4. Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы по формированию единой системы подготовки и распространения антитеррористических материалов’, и предназначены для использования федеральными органами исполнительной власти и антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации при подготовке и размещении в средствах массовой информации и других информационных ресурсах, в том числе в сети Интернет (далее — СМИ), информации антитеррористического содержания.

Проведенный анализ практики работы федеральных органов исполнительной власти и институтов гражданского общества по подготовке информационных и контрпропагандистских материалов антитеррористической направленности, а также результаты специальных экспертиз поступившей в аппарат Национального антитеррористического комитета информационно- пропагандистской продукции антитеррористического содержания позволили обобщить имеющиеся подходы к формированию этих материалов и выработать общие рекомендации к их содержанию.

Так, при подготовке антитеррористических материалов предлагается:

  1. Руководствоваться тем, что информация антитеррористического содержания, распространяемая в СМИ, должна быть достоверной, объективной и исключающей возможность ее неоднозначного толкования. В этих целях терминология, используемая в планируемых к размещению в СМИ материалах, должна соответствовать нормативным правовым актам в сфере противодействия терроризму и уголовному законодательству Российской Федерации.
  2. Отдавать предпочтение визуальным формам доведения информации, не перегружать материалы неадаптированными текстами специфического содержания (например, правовыми, юридическими), которые изначально не были предназначены для массовой аудитории.
  3. Учитывать особенности используемого канала распространения информации и ее восприятия целевой аудиторией (по возрастному, национальному, религиозному и другим признакам), преподносить ее в удобной для восприятия и понимания форме (в том числе, на различных языках, с использованием субтитров и др.).

1 Материалы, раскрывающие преступную сущность терроризма.

  1. Обеспечивать обязательное сопровождение текстов и изображений, содержащих надписи на иностранном языке, соответствующими переводами или комментариями.
  2. При описании деструктивной деятельности террористической или экстремистской организации обязательно указывать на запрет ее деятельности на территории Российской Федерации. При этом не рекомендуется полные названия этих организаций указывать крупным шрифтом и размещать их в первой строке в верхней части материала. Также следует избегать неоправданно частого повторения этих названий в тексте и иллюстрационном материале.
  3. Акцентировать внимание аудитории на:

6.1. Уголовной ответственности и неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности, в том числе за пособничество, распространение и тиражирование соответствующих материалов;

6.2. Порядке и условиях освобождения от уголовной ответственности лиц, добровольно прекративших участие в террористической деятельности;

6.3. Несовместимости террористической деятельности с морально- нравственными нормами и установками традиционных религиозных мировоззрений и общечеловеческими ценностями;

6.4. Приемах и манипулятивных техниках, используемых вербовщиками террористических организаций в целях вовлечения в террористическую деятельность представителей различных социальных групп (прежде всего, молодежи);

6.5. Примерах отказа членов бандформирований от террористической деятельности по причине несоответствия навязанной вербовщиками идеалистической картины тому, какова ситуация в реальности.

  1. Исключить использование ссылок на материалы, признанные в установленном порядке экстремистскими и внесенные в Федеральный список /экстремистских материалов, а также цитат и фрагментов видеообращений террористов, имеющих целью пропагандировать идеологию терроризма, вербовать новых сторонников или оправдывать террористические действия.
  2. Избегать использования:

8.1. Цитат из священных книг традиционных религий, а также специфической религиозной лексики, допускающих различные трактовки содержания (моджахед, джихад, хиджра, кафир и т. д.), без соответствующих комментариев и пояснений;

8.2. Детальной информации о способах финансирования террористической ‘деятельности и порядке ее осуществления;

8.3. Натуралистических изображений (фотографий и видеоматериалов) или описаний жестокости и насилия;

8.4. Детальной информации о составе (конструкции) и способе изготовления самодельных взрывных устройств, отравляющих веществ, используемых в террористических целях.

Результаты независимой оценки качества образования

Сведения об образовательной организации


Адрес Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №8: 356180, Ставропольский край,
Труновский район, село Труновское,
улица Лермонтова, 137.

Учредитель: администрация Труновского муниципального района
Ставропольского края

Адрес учредителя: Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Ленина, 5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях, в развлекательных заведениях, супермаркетах.

Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи. Сообщайте обо всем подозрительном сотрудникам правоохранительных органов.

Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

У семьи должен быть план действий в чрезвычайных обстоятельствах, у всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов, адреса электронной почты.

Необходимо назначить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации.

В случае эвакуации возьмите с собой набор предметов первой необходимости и документы.

Всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения.

В доме необходимо укрепить и опечатать входы в подвалы и на чердаки, установить домофон, освободить лестничные клетки и коридоры от загромождающих предметов.

Нужно организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, наблюдая, все ли в порядке, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку мешков и ящиков.

Если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло, помните, что паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, а также помешать властям предотвратить преступление или уменьшить его последствия.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Ваши отношения с детьми

Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.

Наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете четко это выполнять. Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.

Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребенок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребенка к внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти вдвое.

На родительских собраниях и при встрече с родителями учеников, учителя должны рассказывать и напоминать:

Дорогие родители, помните, что ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны:

1. Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.

2. Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.

3. Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.

4. Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.

6. Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.

7. Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.

8. Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу кусай за нос. 3. Общение по телефону

1. Поднимая трубку, не называй своего имени или имени звонящего, ты можешь ошибиться.

2. Никогда и никому не говори, что ты дома один.

3. Если просят назвать адрес, не называй, попроси перезвонить позже.

4. Договариваясь о встрече с друзьями, назначай ее на время, когда в квартире будет еще кто-то, кроме тебя.

5. Если тебя пытаются втянуть в непристойный разговор, положи трубку и сообщи обязательно родителям.

6. Приобретите телефон с автоматическим определителем номера для фиксации и проведения проверки абонентов с подозрительными номерами.

Общение с посторонними

Преступники очень часто используют доверчивость детей. Но отчасти в этом виноваты и мы. Ребенок, наблюдая за нами видит, как легко и просто мы разговариваем в общественном транспорте и общественных местах с незнакомыми людьми и повторяет наши действия. Как же научить ребенка осторожности. Прежде всего ему необходимо объяснить, что все люди, не являющиеся его родными, будут для него посторонними, даже если он этих людей часто видит у себя в доме.

1. Оставляя ребенку ключи от квартиры, не вешайте их ему на шею и не закрепляйте на поясе, оставьте их у соседей или родственников, живущих поблизости, или кладите во внутренний карман.

2. Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас. В крайней необходимости только с разрешения родителей.

3. Ваш ребенок никогда не должен уходить из учебного заведения (детского сада) с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.

4. Если Вы не сможете придти за ним в школу (детский сад), предупредите, кто его заберет, и покажите этого человека в лицо (или он должен знать человека в лицо).

5. Не забудьте предупредить воспитателя о том, кто придет за ребенком.

6. Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в милицию.

8. Если ребенка доставили в милицию, он должен сообщить свой адрес, телефон родителей и свое имя.

Опасность со стороны родителей

Если вы оказались в затруднительном финансовом положении, вам угрожают, скрываясь, не берите ребенка с собой, оставьте его в детском доме под другой фамилией или спрячьте его у надежных людей, так как он является вашим уязвимым местом.

При общении с детьми специалисты рекомендуют:

Что не надо говорить.

1. Не разговаривай с незнакомыми людьми.

2. Кругом полно психов.

3. Тебя могут украсть.

4. Детям гулять в парках очень опасно.

5. В наши дни никому нельзя доверять.

Вместо этого скажите.

1. С незнакомыми людьми надо вести себя следующим образом.

2. Большинство людей заслуживают доверия, но.

3. С тобой ничего не случится, если.

4. Если кто-нибудь подойдет к тебе.

5. Ты можешь обратиться за помощью.

Обязательно проинструктируйте учителей начальных классов и воспитателей детских дошкольных учреждений, чтобы они не отпускали ребенка домой с малознакомыми людьми без вашей письменной просьбы. Научите своих детей защищаться. Ради личной безопасности ребенок может нарушать все правила и запреты. Ни в коем случае он не должен задумываться о последствиях применения приемов самообороны. Объясните, что если ребенок нанесет нападающему телесные повреждения, его только похвалят за это. Укажите ребенку наиболее уязвимые точки (пах, гортань, глазные яблоки), доступные для парализации преступных намерений злоумышленника и по возможности обучите его правильному нанесению ударов в такие точки. Объясните также, куда ребенку надо бежать в случае опасности, к кому и как обращаться за помощью.

В случае если ваш ребенок или близкий человек похищен и вас шантажируют

Прежде всего, убедитесь, что заложник жив и невредим. Уговорите шантажиста в необходимости поговорить с ребенком (близким человеком) по телефону, при этом постарайтесь, чтобы вам предоставили возможность пообщаться живьем а не с магнитофонной записью. При разговоре с заложником успокойте его, постарайтесь убедить его, что сделаете все возможное, чтобы освободить его поскорее. Убедите заложника в необходимости соблюдать все требования террориста, чтобы не повредить себе. Не пытайтесь выяснить местонахождение похитителей - это дело рук профессиональных посредников и может дорого обойтись заложнику. После разговора с заложником, выслушайте шантажиста. Проанализируйте его характеристики, оцените, насколько высока угроза и каковы требования шантажистов. В любом случае попытайтесь попросить отсрочки (договоритесь о повторной встрече, повторном звонке).

Если вы решили обратиться за помощью, действуйте незамедлительно. Спецслужбам потребуется значительное время на разработку и осуществление операции. Строго и четко, без всякой самодеятельности и личной инициативы выполняйте требования профессионалов (это может касаться всего: от тактики разговоров при телефонном звонке, до тактики обмена заложника).

Если вы решили действовать самостоятельно, обязательно требуйте гарантий, что заложник останется целым и невредимым (взаимообмен, денежные средства, информация, ценности передаются только после получения свидетельства о том, что заложник доставлен в надежное место, находящееся под вашим контролем). В противном случае вполне возможна ситуация, при которой шантажисты после получения требуемого уничтожат заложника как ненужного свидетеля.

При передаче требуемых ценностей будьте готовы к любым неожиданностям со стороны шантажистов. Во всяком случае постарайтесь немедленно исчезнуть и не оставаться в компании злоумышленников.

По возвращении домой:

Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых войдет в подъезд вместе с тобой.

Не входи в лифт с незнакомым человеком.

Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши вхордить, зайди к соседям и позвони домой.

Если ты дома один:

попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.

если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо один ты или с близкими).

если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.

если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что он неправильно записалнужный адрес и позвони родителям.

если незнакомец представился работником ДЭЗа, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел, не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, посмотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя запри дверь.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности.

Рекомендации по действиям в случае захвата автобуса,

трамвая, троллейбуса террористами

В ситуации захвата транспортного средства террористами необходимо выбрать тактику пассивного сопротивления, не рисковать:

* выполнять все указания террористов, определив для себя, кто их них наиболее опасен, отдать все вещи, которые требуют террористы;

* не смотреть в глаза террористам;

* осмотреться в поисках наиболее укромного места, где можно укрыться в случае стрельбы;

* не повышать голоса, не делать резких движений;

* не пытаться оказать сопротивление террористам;

* как можно меньше привлекать к себе внимание;

* не реагировать на провокационное и вызывающее поведение;

* прежде чем передвинуться или раскрыть сумку, спросить разрешения;

* при стрельбе лечь на пол и укрыться сиденьем, не бежать.

Необходимо находиться как можно дальше от окон, чтобы не препятствовать проведению оперативных мероприятий специальными службами, не пострадать во время операций. При штурме – лечь на пол и не шевелиться до завершения операции; подчиняться приказам штурмовой группы, не отвлекать ее вопросами. Ни в коем случае не бросаться навстречу спасателям. При освобождении выходить из салона транспортного средства после соответствующего приказа, но быстро и спокойно.

Методические рекомендации

для педагогических работников по профилактике проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях

Профилактика проявлений терроризма и экстремизма в образовательных организациях должна быть ориентирована на решение следующих задач:

1. Недопущение распространения идеологии терроризма среди учащихся;

2. Формирование в молодежной среде неприятия идеологии терроризма в различных ее проявлениях.

Для решения указанных задач представляется целесообразным:

І. Организовать постоянный мониторинг общественного мнения в молодежной среде в целях выявления радикальных настроений среди учащихся и студентов, в т.ч.:

- проводить регулярные опросы учащейся молодежи об отношении к терроризму как способу решения социальных, экономических, политических религиозных и национальных проблем и противоречий;

- осуществлять контроль за деятельностью неформальных молодежных группировок и национальных сообществ (установление лидеров, активных членов, задач и характера активности);

- проводить личные беседы с учащимися, наиболее подверженными влиянию террористических идей (дети из неблагополучных семей; выходцы из семей террористов и пособников, осужденных или уничтоженных в ходе проведения специальных операций и др., учащиеся с выраженным изменением социального поведения, религиозного мировоззрения). Определение круга таких лиц полагаем целесообразным проводить с учетом консультаций специалистов - психологов, социологов;

- обеспечить взаимодействие с правоохранительными органами для своевременного пресечения выявленных угроз террористического характера (пример угрозы - поступившая информация о намерении учащегося принять участие в деятельности террористических организаций или оказывать поддержку такой деятельности).

2. Разъяснять на постоянной основе сущность и общественную опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера, в т.ч.:

- проводить адресную профилактическую работу с учащимися, подпавшими под воздействие террористических идей. При необходимости привлекать специалистов - психологов, социологов, представителей правоохранительных структур;

- привлекать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (флешмобы, возложение венков, вахты памяти и т.п.);

- проводить мероприятия по отработке у учащихся и молодежи практических навыков действий и поведения при совершении в их отношении террористических актов (сценарии: захват заложников, угроза взрыва и пр.).

З. Активно проводить пропагандистские мероприятия, направленных на дискредитацию террористической идеологии, формирование в молодежной среде идей межнациональной и межрелигиозной толерантности, в т.ч.:

- развивать дискуссионные площадки для обсуждения проблематики террора и контртеррора, организовывать студенческие и школьные диспуты, викторины, конкурсы;

- привлекать и стимулировать учащихся и молодежь к участию в мероприятиях, направленных на ее духовное и патриотическое воспитание, формирование межнационального и межрелигиозного согласия (фестивали, конкурсы, концерты и пр.);

- организовывать производство и размещение наглядной агитации, демонстрировать кино и видеопродукцию антитеррористического содержания;

- участвовать в реализуемых антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации и правоохранительными структурами мероприятиях по социализации детей террористов и их пособников, детей мигрантов, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также выделенных категорий молодежи, возможно попавших под влияние деструктивных элементов.

Читайте также: