Наказание в школах древней греции

Обновлено: 24.07.2024

Дальнейшее развитие воспитания в Древней Греции, привело к развитию полисов, в них обучение и воспитание детей берет государство на себя.

Древняя Греция - страна, состоявшая из ряда государств (полисов).

В Древней Греции, образованность считалась необходимым свойством достойного гражданина полиса. Обучение имущих слоев, государство брало на себя. Отсутствие возможности дать своим детям образование, считалось наилучшим из зол.

Школы били небольшими (20-30 учеников), чаще обучали дома, иногда на улице. Занимались дети всех возрастов, учились на протяжении всего дня с большим перерывом на обед. Каникул не было, было мало книг, знания усваивались по рассказам учителя.

Начальное образование продолжалось 6 - 8 лет. Учили чтению, письму, пению. Писали на вощенных дощечках, их скрепляли шнурками в книжечки. Писали палочкой, заостренной на одном конце.

Среди государств полиса, наиболее влиятельным была столица государства Спарта и Аттика со столицей - Афины. Спарта - авторитетное государство, жизнь спартанцев подчинена быть в постоянной военной готовности.

До 7 лет спартанец воспитывался в семье на попечении нянек - кормилец. С 7 лет мальчик воспитывался в государственном учреждении - агеллы. Здесь они учились до 18 лет. Особое знание в воспитании детей придавалось физическому воспитанию. Закаливание - учили переносить холод, голод и жажду, выносить боль, прыгать, бегать, бороться, петь. Музыка, песни и танцы носили боевой характер. Дети приобретали лишь минимальные навыки письма.

Главная цель - беспрекословное послушание, побеждать. Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед руководителей государства с молодежью. Рассказывали о стойкости и мужестве предков. Детей приучали к лаконичной речи - четкости и краткости.

Афинянине считали идеальным того человека, который прекрасен в физическом и нравственном отношении. Стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания, т.е. стремились к воспитанию всесторонне-развитой личности, но такое воспитывающее право имели только свободные (рабовладельцы, ремесленники).

До 7 лет дети в Афинах, получали домашнее воспитание, но с 7 лет, обучались в школах, а девочки - дома.

Примерно до 14 лет, мальчики обучались в школах грамматиста, фифариста, учились и в той и другой школе. В школе грамматиста обучали читать, писать. В школе фифариста - музыке, пению, декламации.

В 13-14 лет, мальчики переходили в учебные заведения - палестры. На протяжении 2-3 лет, они усваивали систему физических упражнений, которая называется пятиборье (бег, прыжки, метание диска и пр.).

Школы были частые и платные, занятия вели учителя - гидаскалы, дидактика. В школу ребенка сопровождал раб-педагог.

Воспитание и образование в Древнем Риме

Ведущую роль играло домашнее обучение. Считалось что семье, покровительствует множество богов. Отец - неограниченный властитель. Семья на протяжении всей римской истории, считалась ответственной за нравственное воспитание граждан, эталоном образованности считалась Греция.

На школьное обучение, оказывали влияния греческие традиции. В Древнем Риме стремились к воспитанию всесторонне развитой личности. В то же время, римская система образования обладала своей самобытностью. Изящные искусства - искусство, пение. Основная цель воспитания - обеспечить карьеру в военном деле или в политике.

В Римской империи сложился свой тип содержания системы и методов образования. Основными считались дошкольные дисциплины (1 в.): грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия, архитектура.

К 5 веку - музыка и архитектура были исключены из программы, сформировалась программа семи свободных искусств.

Низшим уровнем являлись тривиальные школы (простейшие). Учились не более двух лет. Учились девочки и мальчики примерно с семи лет, изучали грамоту, счет, знакомились с литературой. Широко применялись наказания палкой и плиткой, а также поощрения.

Учреждениями нового типа были грамматические школы. Обучались с 12-16 лет, после домашнего обучения. Обязательными были греческий язык, риторика, грамматика латинского языка, основы римского права.

Обучение было индивидуальное. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях легиона. Появились риторические школы по греческому образцу.

Яркой фигурой Римской философской педагогической мысли являлся Квинтилиан (42-118 г н.э.). Он высказывал мысль о природной доброте человека, чтобы достичь хороших результатов в борьбе с дурными наклонностями, нужно соединить природную доброту с воспитанием.

Он отрицал наказание в воспитании, т.к. считал, что наказание воспитывает рабские качества. Целью воспитания, являлась подготовка молодого человека к исполнению гражданских обязанностей. Вершиной образованности считалось овладение искусством оратора.

Для тех, кому удобнее слушать, чем читать, здесь подкаст.

Ты должен знать, что проблемы воспитания детей для древних эллинов были делом общественной важности – это значит, что граждане Афин и других греческих городов пристально следили за процессами образования и воспитания подрастающего поколения.

Общество осуждало :

Рассмотри сейчас внимательно скульптурный портрет человека на фото и запомни как выглядел величайший комедиограф Древней Греции – Аристофан .

Мне кажется или мраморный Аристофан смотрит на нас хитрым взглядом, так, словно собирается посмеяться и над нами?

Когда-нибудь я расскажу тебе много интереснейших историй о театре. Из них ты узнаешь в чем разница между драмой, трагедией и комедией, почему греческие актёры носили маски, что означало театральное выражение "Бог из машины", какое отношение к театру имел бог виноделия Дионис и что такое котурны. Но это случится не сегодня.

Когда-нибудь я расскажу тебе много интереснейших историй о театре. Из них ты узнаешь в чем разница между драмой, трагедией и комедией, почему греческие актёры носили маски, что означало театральное выражение "Бог из машины", какое отношение к театру имел бог виноделия Дионис и что такое котурны. Но это случится не сегодня.

Комедия Аристофана – это один из письменных источников по истории Древней Греции (мы с тобой говорили о них в прошлый раз ).

Первым и главным правилом для ребенка было почитание родителей, уважение к старшим .

Перед стар­ши­ми с места учти­во вста­вать, уступая сиде­нье и кресло.
И почти­тель­ным сыном роди­те­лю быть , не роп­тать, не вор­чать и не вздорить.
(. )
И отцу-вор­чу­ну не пере­чить ни в чем , не ругать его рух­ля­дью ста­рой
И за дол­гие годы забот и трудов не пла­тить ему чёрствою зло­стью.

Другое правило требовало от мальчиков расти крепкими и закалёнными, чтобы в будущем стать защитниками отечества.

Для этого дети были обязаны соблюдать дисциплину, много внимания уделять спорту и физическим упражнениям.

В те года, когда я, спра­вед­ли­во­сти страж, процветал, когда скромность цари­ла.
Вот вам пер­вое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.
Нет! Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села.
В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья.

Мальчики должны были чтить память прославленных предков (греческих героев) и стараться быть на них похожими.

Для этого необходимо было заучивать наизусть и уметь исполнять старинные торжественные гимны о победах и подвигах. Незнание таких гимнов или неправильное исполнение – грозило наказанием.

При­хо­ди­ли, сади­лись, колен не скрестив, а почтенный наставник учил их
Стародедовским песням.
Запевали размеренно, строго и в лад, как отцы и как деды певали.
Если б баловать кто-нибудь вздумал, дурить, выводить переливы и свисты,
Как теперь это любят, . лады, безобразные трели, рулады,
Запищал бы под палкою шут. Поделом! Не бесчести святого искусства!

Правила поведения детей за столом также были очень строгими и основывались на подчинении старшим.

За обедом без спроса не смели они положить себе редьки кусочек, Сельдерея до старших стянуть со стола не решались , ни лука головку.
В кулачок не смеялись, не крали сластей, ногу на ногу накрест не клали.
(Облака, 981)

Детей следовало оберегать от распущенности и безнравственного поведения.

В мальчиках стремились воспитывать презрение к рынкам, цирюльням и баням (Облака, 991) – местам, где они могли бы увидеть недостойное поведение взрослых, а так же предаваться изнеженности, расслабленности и болтовне.

И все без исключения должны были чтить (и бояться) богов.

Неуважение богов, считалось тяжелейшим проступком. За него наказывали и боги, обрушивая на людей множество несчастий – в это верили древние греки, и люди.

Зачем вос­ста­ли на богов кощун­ст­вен­но? – спрашивает главный герой у Сократа, задыхающегося в пожаре.

И приказывает своему слуге:
Коли, руби, преследуй! Много есть при­чин,
А глав­ное они богов бес­че­сти­ли!

На этом мне бы хотелось сегодня остановиться. Однако эта история не последняя история о Древней Греции и не последняя о воспитании и образовании . Ведь, в сущности, то, чем и кем мы становимся в жизни, зависит только от этих двух вещей .

Напоследок я задам тебе задачку (для ума!).

Внимательно рассмотри рисунок на уже знакомом нам к и лике и попробуй определить, какая из трех мужских фигур изображает раба-педагога, и объясни почему ты так считаешь?

shkol

Счастливые школьники XXI века имеют смутное представление о той строгости, в которой воспитывались и учились их прадеды. Теперь телесные наказания за плохую учебу или неудовлетворительное поведение кажутся чем-то необычным. Но на протяжении многих веков такое наказание школьников считалось нормой и применялось практически во всех странах мира.


В Средневековье порка играла главную роль в воспитании. Причем учеников наказывали не только за плохое поведение и невыученные уроки, но и просто для профилактики, в соответствии с общим убеждением в том, что учеников нужно хлестать! Об этом свидетельствует Эразм Роттердамский. Несмотря на усердие, способность ученика, который был любимцем своего учителя, его все равно подвергали телесным наказаниям. Учитель хотел видеть, как Эразм отнесется к боли и перенесет избиения. Такое своеобразное воспитание было губительным для ученика: настроение падало, утрачивался интерес к знаниям, учиться было просто не под силу.

В Бразилии раньше били детей, а сейчас наказанием является запрет на игру в футбол. Особенно изощренными в наказаниях были японские учителя: провинившегося школьника заставляли стоять с фарфоровой чашкой на голове, выпрямив одну ногу под прямым углом к туловищу. Учителя Намибии особой гуманностью тоже не отличались: распространенным наказанием было стоять неподвижно под осиным гнездом. Кстати, несмотря на запрет министра образования, этот метод все еще применяется в школах Намибии.

Телесные наказания - метод воспитания, который в современных школах не используется

Телесные наказания практиковались в школах на протяжении многих веков. Как хорошо, что сейчас такие методы воспитания в наших школах не используются, а дисциплина и стремление к знаниям прививаются детям гуманными способами!


В уроке рассматриваются особенности воспитания мальчиков и девочек в Древних Афинах. Получение мальчиками образования в школе и палестре. Описывается особая роль гимнасиев в воспитании афинских граждан. Рассказывается об академии Платона и ликее Аристотеля.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "В афинских школах и гимнасиях"

Вопросы занятия

· Академия и Ликей

Сегодня вам предстоит узнать о том, чему учили в Афинских школах, кто такие педагоги, и чем гимнасий отличается от палестры.

Воспитание детей.

До 6 лет и мальчики, и девочки воспитывались дома матерями. Затем их жизнь становилась абсолютно разной.

Девочки не ходили в школу. Они воспитывались дома и жили там до замужества. Образованием девочек занималась мама, задачей которой было вырастить хорошую хозяйку. В богатых домах девочек учили чтению и письму, а также игре на музыкальных инструментах и танцам. В бедных семьях на это не было времени.

Основным занятием девочек была помощь матери по хозяйству. Они учились шить, ткать, готовить и присматривать за детьми. Главным для афинской женщины было не образование, а умение обустроить домашний быт.


Афинская школа.

Школа в Афинах – это небольшое помещение, где могло находиться от 10 до 20 учеников и только один учитель. Дети сидели на деревянных скамейках, а учитель на стуле. В хорошую погоду занятия проходили на улице, учитель и ученики могли провести урок в тени под деревом.


На протяжении первых лет с детьми занимался учитель-грамматист, который обучал чтению, письму, счету и грамматике. Не всем легко удавалось быстро выучить алфавит и научиться читать. Многие учителя составляли пьесы, в которых главными действующими лицами были буквы. Известен также случай, когда один богатый афинянин подарил своему сыну 24 маленьких раба. Первые буквы их имен соответствовали буквам алфавита. Он надеялся, что это поможет мальчику поскорее его выучить.

Писали в школе на ди́птихе – это две дощечки, покрытые воском и скрепленные между собой, которые можно было раскрыть как книгу. На внутренней стороне делались записи с помощью сти́ля, металлической палочки, у которой одна сторона была заостренной – ею и делали запись. Другая сторона была похожа на лопаточку, ею стирали написанное.




Музыке юных афинян учил кифари́ст. Здесь мальчики осваивали игру на таких музыкальных инструментах как ли́ра и кифа́ра. Под звуки этих инструментов ученики пели гимны.


Затем они начинали посещать гимна́сии. Изначально это были помещения для физических упражнений. Со временем в гимнасии стали приходить афиняне, чтобы пообщаться.

Здесь можно было пойти в зал для борьбы или кулачного боя, поиграть в мяч, устроить соревнования по бегу или прыжкам в длину.

После занятий афиняне шли в бани, холодные или горячие, комнаты отдыха, которые также находились в гимнасии. Прогуляться и отдохнуть можно было в садах среди деревьев и прекрасных статуй; по крытым коридорам или по́ртикам. По́ртик – это помещение, крышу которого поддерживают колонны. Вспомните, где в Древней Греции можно было увидеть этот знаменитый портик?


Академия и Ликей.

Афинский гражданин должен был уметь общаться и высказывать свои мысли. С юношами занимались учителя рито́рики – науки, которая изучает красоту речи. Частыми были выступления ораторов. Афиняне в гимнасии учились правильно вести спор и убеждать собеседника в том, что он не прав. Вскоре при гимнасиях философы стали открывать свои школы. Самые известные из них это Акаде́мия Плато́на и Лике́й Аристо́теля.

Платон собирал своих учеников в гимнасии, который находился в местности Академ, неподалеку от Афин. Здесь существовало строгое расписание, по которому проводились встречи с философом и занятия.

Другой философ – Аристотель – в гимнасии неподалеку от храма Аполлона Лике́йского основал свою школу и назвал ее Ликей. Занятия Аристотель проводил во время прогулок, так ему было легче объяснять и рассуждать.

Как видите, воспитание и образование в Афинах было направлено на то, чтобы вырастить из юных жителей полиса образованных, умеющих красиво говорить и доказывать свою правоту граждан. При этом не забывали и о том, что каждый афинянин должен быть здоровым и физически развитым.

Этим афинское воспитание отличалось от спартанского, где главное внимание уделялось физической подготовке и развитию воинских умений.

Итак, подведем итог. В ходе урока вы узнали, что:

· девочки в Афинах воспитывались дома и не посещали школу:

· мальчики начинали ходить в школу с 6 или 7 лет;

· сопровождать детей в школу и следить за их поведением должен был раб-педагог;

· в школе мальчики писали на диптихе – двух дощечках, скрепленных между собой;

· для письма использовали заостренную палочку – стиль;

· считать учились на специальной доске, которая называлась абак;

· палестра – это школа, где занимались гимнастическими упражнениями;

· с 16-18 лет афиняне посещали гимнасии – помещения для физических упражнений, где могли отдохнуть и пообщаться;

Читайте также: