Наиболее распространенным способом выявления читательских реакций в начальной школе является

Обновлено: 05.07.2024

Первичное чтение и проверка читательского восприятия - это первый этап работы над художественным произведением (первичный синтез).

Анализ материалов, представленных в таблице, поможет Вам ответить на вопросы:

- От чего зависит выбор приёма проведения первичного чтения произведения?

- Какие изменения могут произойти в плане урока в зависимости от выбора приёма проведения первичного чтения литературного произведения?

Жанр Способы проведения первичного чтения.
Рассказ, отрывок из повести. Читает учитель (I класс - всегда) или подготовленные учащиеся(д/з), Комбинированное чтение: учитель, ученик, учитель, ученик.
Сказка. Учитель сказывает, сопровождая показом иллюстраций; возможны инсценировки.
Стихотворение, басня. Учитель читает наизусть. Лиричес­кое стихотворение можно читать под музыку.
Научно-познавательная статья. Читают детипо частям. Первичное чтение сопровождается анализом и составлением плана.
Произведения большого объёма. 1 вариант(для слабого класса): подготовительная работа - чтение учителем текста - выявление восприятия (дети дочиты­вают дома и отвечают на постав­ленные вопросы). 2 вариант: подготовительная работа - комбинированное чтение - выявление восприятия. 3вариант: подготовительная работа - домашнее задание: чтение произведения самостоятельно - на следующем уровне. Проверка читательского восприятия. 4 вариант: подготовительная работа - чтение подготовленным учащимся - выявление вос­приятия. 5 вариант (сильный класс): выбо­рочное чтение, перемежающееся пересказом.

Возможны и другие варианты проведения первичного чтения:

· подготовленное чтение (группа ребят): контроль учителя:

· прослушивание фонохрестоматии (пластинки), показ диафильма:проверить соответствие текстов;

· чтение текста молча (про себя): необходимо дать перед чтениемзадание - поставить вопрос, на который дети ответят после чтения.

Беседа после первичного чтения ставит своею целью:

1) выявить, какое впечатление произвело произведение;

2) как учащиеся поняли самое главное (пока без анализа);

3) заинтересовать учащиеся в анализе текста и создать тем самым условия для активной работы на уроке.

Вопросы на выявление читательского восприятия должны побуждать детей высказывать своё отношение.

Типы вопросов.

1. Какой момент показался самым интересным и почему?

2. Взволновал ли тебя рассказ? (или другой жанр)

3. Кто главный герой (если это ясно после первичного чтения)?

4. Кто из героев понравился, чем?

5. Кого жалко? Кто не понравился?

6. Какую картину(ы) ярко представил? (Обычно при чтении стихотворения)

7. С кем из героев хотел бы дружить?

8. С кем хочется поспорить?

9. Когда было радостно, грустно?

10. С кем вы не согласны?

Вопросов не должно быть много (1-2), и они должны быть на­правлены только на выявление эмоциональноговоздействия. Нельзя задавать глубоких вопросов на содержание.

Анализ художественного произведения на уроке чтения

Анализ художественного произведения –это второй этап работы над художественным произведением. Он равен двум этапам урока: постановке учебной задачи анализа и повторному чтению по частям и самому анализу.

Самый распространенный прием анализа - постановкавопросов к прочитанной части. Вопросы помогают детям уяснить факты произведения, осмыслить их с точки зрения идейной направленности произведения, т.е. понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, а также выработать собственное отношение к читаемому.

Кроме системы вопросов (беседы), в ходе анализа могут быть ис­пользованы и другие приемы (виды) работы с текстом:

· выборочное чте­ние (ответ на вопрос словами текста),

· устное словесноеиллюстрирование (нарисуйте словами картину, которую представили себе),

· работа с иллюстрацией (рассмотрите и ответьте на вопросы по иллюстрации),

· рабочая закладка(специальные листы, на которых в процессе анализа учащиеся ведут записи),

· прием возврата(вспомнить произведения на ту же тему),

· стилистический эксперимент (замена или пропуск авторского слова).

В некоторых случаях проводится чтение по ролям, а в старших классах начальной школы - поста­новка вопросов к тексту самими учащимися (этому нужно учить!). По­следний прием может стать для учителя показателем глубины прочтения текста детьми и показателем уровня их литературного развития.

Неотъемлемым элементом анализа каждой части произведения должна стать словарно-лексическая работа. Уточнение лексического значения слов помогает прояснить содержание, включает воссоз­дающее воображение детей, помогает уяснить авторское отно­шение к изображаемым событиям.

Помните, что словарно-лексическая работа проводится только на двух этапах урока литературного чтения: в подготовительной работе (объяснение значений слов, без которых невозможно целостное восприятие текста) и в процессе повторного чтения (уточнить понимание значений слов помогает контекст).

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)


описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, высказывания персонажей, вся событийная линия, значения слов, предложений

пересказ который удобен в том случае, если надо привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, помочь проследить отдельные мотивы, отобрать материал для характеристики героя и т.п

доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения

трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Голуб Людмила Ивановна

Учитель начальных классов

Г.Мончегорска

Проверка продуктивности чтения учащихся

на уроках в начальной школе

Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

Я хочу представить опыт работы по проверке продуктивности чтения.

1. Проверка продуктивности чтения осуществляется индивидуально на листах с заданиями.

2. Проверка осуществляется регулярно (1раз в неделю).

3. По времени данная работа на уроке занимает не более 10 минут.

4. Тексты для проверки имеют постепенно возрастающее количество слов (В 4 классе – от 100 слов до 250слов)

5. Тексты – произведения известных отечественных писателей различных жанров. Таким образом, дети приобщаются именно к своей родной литературе.

6. Работа с текстом оценивается.

Каким образом построены проверочные работы по чтению?

3. Задания по определению жанровой принадлежности произведения и обоснование выбора ответа.

5. Определение основной мысли и темы произведения.

Результативность работы.

*Достаточно точно работают по содержанию.

*без труда справляются с распределением пунктов плана.

*Определение жанра и обоснование выбора. (Мне пришлось в Справочник делать специальную памятку по жанрам литературных произведений для того, чтобы обоснование выбора жанра объясняли грамотно)

*Трудно выбрать наиболее точный заголовок к произведению. Как правило дети выбирают заголовок на основе темы текста, и очень редко выбирают заголовки на основе основной мысли произведения, хоты они в некоторых случаях являются наиболее точными.

*Не все могут сформулировать грамотный развёрнутый ответ на вопрос – ответ однословный, неполный, является вырванным из предложения.

Приведу примеры работ для проверки продуктивности чтения.

hello_html_m21bd2a59.jpg

hello_html_fbb0e78.jpg
hello_html_14c380c8.jpg

hello_html_39df9763.jpg
hello_html_6772f17d.jpg

Ещё одним из вариантов проверки продуктивности чтения является использование вопросного листа, который раздаю детям перед знакомством с литературным произведением на этапе внеклассного чтения.

Этот лист не является тестовой работой, так как, по-моему, невозможно запомнить все тонкости прочитанного произведения или сохранить эти данные продолжительное время. А вот по ходу чтения, предварительно ознакомившись с вопросником, можно читать вдумчиво и сразу отвечать на вопросы.

Приведу примеры таких вопросников.

Ответь на вопросы по тексту

1.Запиши автора и название произведения…………………………………..

2. В каком районе жили дети.

3. С кем жители села сравнивали Настю.

4. Как называли жители села Митрашу.

5. Какое хозяйство досталось детям после родителей.

6. Какую работу в доме выполняла Настя.

7. Какую работу научился делать Митраша.

8. За чем отправились в лес Настя и Митраша.

9. Какие предметы взял с собой в лес Митраша.

10. Куда повела Митрашу стрелка компаса?

в Слепую елань в село к леснику на Блудово болото

11. Чем страшна Слепая елань.

12. Какая беда случилась с Митрашей?

нечего кушать потерял компас заблудился

13. Кого испугалась Настя у чёрного пня.

14.Кто вывел детей из леса.

Ответь на вопросы по тексту

1. Запиши автора и название произведения……………………………….

2. Что автор изобразил в детстве на своём первом рисунке?

шляпу слона в шляпе удава, проглотившего слона

3. Какую профессию получил автор.

4. Где совершил вынужденную посадку самолёт автора?

на Южном полюсе в поле в пустыне Сахара

5. Кого там встретил автор.

6. Кого нарисовал автор по просьбе Маленького принца?

собачку овечку кошечку слона удава

7. Какой по размеру была планета Маленького принца?

величиной с Марс величиной с дом

величиной с землю величиной с Солнце

8. Какие травы росли на планете Маленького принца?

полезные и вредные

9. Какое дерево, по словам Маленького принца, может завладеть всей планетой принца.

10. Маленький принц задал вопрос: Зачем звёзды светятся? И сам на него ответил. Как.

11. Седьмой по счёту он посетил именно эту планету. Какую.

12. Какой цветок являлся другом Маленького принца.

Испытуемыми явились учащиеся 2-го класса, в количестве 29 человек. Перед началом эксперимента всем испытуемым, классному руководителю, родителям младших школьников были разъяснены задачи проведения эксперимента.

Цель опытно-исследовательской работы – выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников.

Задачи опытно-исследовательской работы:

1) провести диагностическое исследование уровня сформированности читательских умений младших школьников;

2) полученные результаты обработать и представить графически (с помощью гистограмм);

Для определения уровня развития читательских умений младших школьников в качестве параметров оценивания были выбраны шесть аналитических умений:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

Методика проведения опытно-исследовательской работы

На втором этапе эксперимента была применена специально разработанная методика тестовых заданий. Ее суть состоит в том, что каждый ребенок должен был проанализировать данный текст, ответив как можно полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Вопросы для анализа текста:

1. Найди в тексте образные слова и выражения, объясни их значение – проверка умения воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Опиши героев рассказа; место и время, где происходит действие рассказа – проверка умения воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

3. Кратко перескажи последовательность событий рассказа – проверка умения устанавливать причинно-следственные связи.

4. Объясни поступки Нины и вырази к ним свое отношение – проверка умения воспринимать и оценивать образ-персонаж.

5. Определи авторское отношение к главной героине рассказа – проверка умения видеть авторскую позицию.

6. Сформулируй идею (основную мысль) рассказа – проверка умения осознавать идею произведения.

Ответы на эти вопросы каждого испытуемого заносились в протокол обследования. Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оценивались по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определялся уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения:

  • высокий уровень – 3 балла;
  • средний уровень – 2 балла;
  • низкий уровень – 1 балл.

Критерии для присвоения за ответ испытуемого одного, двух или трех баллов были специально разработаны. Параметры, по которым оцениваются ответы испытуемых и им присваивается определенное количество баллов, представлены в таблице.

По результатам диагностирования каждого из шести читательских (аналитических) умений была составлена сводная таблица. На основе ее данных установлен общий уровень развития читательских умений младших школьников.

Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников

Аналитические умения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Умение воспринимать изобразительные средства языка в соответствии с их функцией.

Находит в тексте образные слова и выражения, объясняет их значение; выделяет эпитеты, сравнения, олицетворения, звукопись, повтор и др.

Находит в тексте образные слова и выражения, но не понимает их роли.

Видит отдельные средства языка в тексте с помощью учителя.

Умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Воссоздает в воображении картины на основе прочитанного (описание героя, картины природы, ситуации) и рассказывает об этом.

Находит описание героя (внешний вид, речь) и окружающей его обстановки (интерьер), описание картин природы.

При словесном рисовании картины по воображению упускает существенные детали. Воссоздание образа подменяет подробным перечислением отдельных деталей.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливает последовательность и причинность событий; объясняет причину поступка героя и дает ему свою оценку

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Понимает предметное содержание прочитанного, но не осознает причинность событий.

Умение воспринимать образ – персонаж.

Выражает свое личное отношение к героям, событиям, мотивируя ответ.

Дает оценку поступка без указания личного отношения к нему; определяет чувства, состояние героя.

Не обращает внимание на чувства, переживания героев.

Умение видеть авторскую позицию.

Определяет отношение к герою писателя (по метким словам, прямому и косвенному высказыванию); определяет авторскую позицию.

Определяет отношение писателя к героям и их поступкам, но не мотивирует ответ.

Нуждается в помощи учителя при осмыслении аналитических вопросов, выполнении практических заданий.

Умение осознать идею произведения.

Самостоятельно определяет основную мысль произведения.

Способен самостоятельно уяснить идею произведения, если композиция его не осложнена и ранее обсуждалось произведение похожей структуры.

При определении основной мысли требуется помощь учителя.

Автор: Горшкова Надежда Владимировна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 г. Асбест

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 3 )

Ольга Витальевна

Ольга Витальевна 04.07.2017 в 16:12 +1

Уважаемая Надежда Владимировна! Интересный материал, очень актуальный. Очень бы хотелось узнать какие получились результаты по детям, хотя бы обобщенные.

Елена Елена Елена 20.06.2021 в 19:43 +1

Отличная статья! Она будет полезна как родителям, так и педагогам. Буду использовать эту информацию в своей педагогической деятельности!

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 04:50 +1

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Читайте также: