Национальный костюм адыгейцев рисунки в школу

Обновлено: 05.07.2024

Цель: познакомить детей с адыгейским национальным костюмом, беседа о их.

28 сентября каждый год отмечаем в Республике "День национального костюма". Наша Республика - это маленький уголок России, с богатыми лесами, цветущим садами и высокими горами.

Адыгея - Родина моя!

Уголок страны привольной нашей.

Глянешь, вся в цвету твоя земля,

Кажется, что нет на свете краше.

Национальный костюм - это своеобразное книга, из которой можно узнать о траициях, обычаях, и истории своего народа. Адыгейский национальный костюм очень живописен. О красоте его с восхищением писали и русские и зарубежные авторы. Он соответсвует внешнему облику, образу жизни и характеру народа. Одежда адыгов подразделялось на повседневную и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гамме и символами. У наших предков была красивая, яркая разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Мужская одежда адыгов была красивой и удобной. Она была приспособлена к пиродным условиям и образу жизни мужчин того времени. Главной особеностью костюма являлась черкеска. Чаще всего она была темного цвета. Белые черкески были редкостью, их носили только богатые князья. Мужчины всегда ходили застегнутыми и подпоясанными узким поясом, на котором висел кинжал, иогда пистолет и шашка. На груди распологались газырницы - нагрудные карманы с мелкими отделениями, в которых хранились трубочки с зарядами для оружия - газыри. Черкеска для адыга была больше, чем одежда. Она была символом сильного, достойного и храброго воина. Воина, для котрого самым важным было его имя, и он был готов за него умереть. А снять с адыга папаху - это все равно, что отрубить ему голову. Шапка олицетворяла мужскую гордость, мужское достоинство.

Главным костюмом компонентом праздничного костюма адыгской женщины являеться платье - сае. А отделка, вышивка, богатсво ткани сае говорили о семейном и социальном положении девушки. Девушки носили одежду светлых тонов, замужние - темных. Красоту женскому национальному костюму придавал головной убор. Девичьи женские головные уборы отличались красотой и разнообразием.К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских платьев. Это говорило о чистоте черкесской девушки, оберегало ее честь. Во время праздников девушки, одетые в традиционный костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, культурой поведения, искусством танцевать.

ВложениеРазмер
Презентация: "Национальный костюм адыгов". 733.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мужской костюм Основными структурными элементами мужского костюма являлись: нательные рубаха ( джан ) и штаны ( чIэгъчIэлъ ), поверх которых одевались бешмет с высоким стоячим воротом ( къэптан ), широкие шаровары ( гъончэдж ), черкеска ( цый ) — верхний кафтан без воротника, с вырезом на груди, обувь ( цуакъэ ) и головные уборы различных типов ( паIо ).

Отличительной особенностью мужского костюмного комплекса адыгов является дополнение его элементами вооружения . В состав повседневной одежды входил боевой пояс ( бгырыпх ) с кинжалом ( къамэ ). Облик своеобразного арсенала придавали черкеске нагрудные карманы ( хьазырылъ ), в которых хранились деревянные или костяные трубочки с готовыми зарядами на один выстрел ( хьазыр ). С каждой стороны размещалось не менее восьми таких газырниц .

Газыри – сравнительно молодая деталь верхней одежды,появившаяся на черкеске только с распространением у адыгов огнестрельного оружия. Газыри стали исключительно удачной конструктивной заменой ременных патронташей, напоминанием о чем являлись газырницы , вплоть до середины XIX в. изготовлявшиеся из материала иного цвета и зачастую иной фактуры, чем основная ткань черкески.

Остальные детали повседневного мужского костюма адыгов также демонстрируют исключительно хорошую приспособленность к военно-походному образу жизни. Так, головные уборы адыгов , изготовлявшиеся из различных комбинаций бараньего меха, войлока и ткани, обладали и защитными свойствами и, при наличии толстой подкладки, были способны, по свидетельству Т.Лапинского , “выдержать сильный сабельный удар”.

Непременной деталью одежда адыгских всадников были войлочные ноговицы ( лъай ), защищавшие шаровары от конского пота и предохранявшие их от истирания при движении через лес. Защитой от непогоды наездникам служили бурка — меховой или войлочный плащ ( кIакIо ) и башлык ( шъхьарыхъон ) — своеобразный капюшон, одевавшийся поверх папахи, концы которого обматывались вокруг шеи. Бурка являлась принадлежностью универсального характера, незаменимой в военно - походных условиях — исключительно теплая и непромокаемая, она позволяла ночевать даже в снегу, а будучи наброшенной на нижние ветви дерева или вбитые в землю колья, легко превращалась в палатку.

Теплой верхней одеждой, в отличие от бурки, носившейся в пределах селения, являлись шубы ( джэдыгу ), изготовлявшиеся из овчины или меха диких животных и покрывавшиеся сукном или шелком. Как видим, адыгский мужской костюм — это прежде всего костюм воина.

Именно абсолютной функциональностью, то есть соответствием военно политической ситуации и местному театру военных действий, обусловливается его полное заимствование как другими народами Кавказа, так и воевавшим против адыгов казачеством и отдельных элементов — регулярной российской армией. .

Естественно, что вышеописанный базовый костюм в различных ситуациях мог дополняться другими элементами одежды, либо утрачивать некоторые детали. Так, как правило, черкеска не надевалась адыгскими крестьянами, работавшими в поле, для защиты от солнца им служил войлочный головной убор в форме шляпы с широкими полями. Зимний комплект одежды утеплялся под- кладкой или изготовлялся из более плотных материалов

Женский костюм Обязательными деталями традиционного женского костюма адыгов являлись нательная рубаха ( джанэкIаку ), шаровары ( гъончэдж ), верхняя рубаха или платье ( джан ), обувь ( цуакъэ ) и головной убор — платок ( шъхьэтехъу ) или шапочка ( дышъэ паIу ). Этим набором одежды и ограничивался повседневный костюм женщин незнатного происхождения — в домашней обстановке верхней одеждой им служило длинное платье с рукавами, поверх которого надевался пояс из ткани, кожи или шнура.

Девушки и женщины из высших сословий, не обременявшиеся тяжелой работой, даже в домашней обстановке могли позволить себе носить полный наряд — поверх рубахи надевались кафтанчик ( кIэкI ), украшенный металлическими застежками ( тыжьын кIыIу ) и верхнее распашное платье с лопастеобразными нарукавниками ( сай ), перехваченное в талии поясом ( тыжьын бгырыпх ). Наряд довершали шапочки разнообразных типов, всевозможные украшения. Для простолюдинок же полный комплект женской одежды был доступен только в праздники.

Эволюцию распашного платья можно проследить по источникам XV –XVIII вв., в которых фиксируется верхняя одежда с откидными от локтя рукавами. Этот разрезанный рукав к середине XIX в. приобрел форму лопастеобразного нарукавника .

Праздничный вариант одежды, как и у мужчин, так и у женщин, отличался от повседневного как в количественном, так и качественном отношении. Даже беднейшие слои населения стремились в дни праздника дополнить свой наряд тщательно сберегаемыми и в обычное время не используемыми элементами одежды — черкеской, обувью, наборным поясом, дорогим кинжалом (мужчины), украшениями (женщины). Более состоятельные члены общины имели особые праздничные одеяния, изготовленные из лучших материалов в основном более светлых, чем повседневная одежда, тонов. В то же время адыгская эстетика накладывала весьма жесткие ограничения на украшение одежды. Так, полы праздничной черкески, бешмета, а также газыри и ноговицы могли обшиваться галуном или витым шнуром, однако чрезмерное обилие украшений не поощрялось даже у знати; исключение делалось только для дорогого оружия.

По словам Хан-Гирея , “слишком пышно одеваться почитается у них ( адыгов ) не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском”68. Женский костюм должен был не только соответствовать традиционным эстетическим представлениям, но и демонстрировать индивидуальный вкус и чувство стиля. Так, неоднотонные , пестрые, излишне яркие или несочетаемые в цветовом отношении ткани не использовались. Декоративные элементы праздничного костюма — как основные (золотое шитье, нагрудные застежки, серебряный пояс), так и дополнительные (серьги, браслеты, перстни, кулоны) должны были составлять единый комплекс.

Праздничная одежда во многих отношениях синонимична ритуальной, поскольку используется в обрядах как жизненного цикла, так и календарной обрядности. Так, праздничный комплекс одевается не только молодыми, вступающими в брак, но и остальными участниками свадебных игрищ. При этом для невесты этот костюм дополняется покрывалом, которым вплоть до особого ритуала скрыто ее лицо.

Большое значение различные элементы одежды и аксессуары играли и на других этапах свадебного цикла — при обручении (в качестве залога верности — “ Iэуж ”), при выплате брачного выкупа - “ уасэ ” (у дворян осуществлялась частично доспехами и оружием), выполняли функции даров, преподносимых невестой родственникам жениха, а также при взаимных визитах представителей породнившихся семей.

Праздничная одежда использовалась и при различных молениях, сопровождавших все наиболее значительные события жизни адыгского социума, и при прочих церемониях как языческо-христианского,так и мусульманского культа. Характерным при этом является резкое отличие ритуальных одеяний главных действующих лиц — священников от костюмов остальных участников. Так, мусульманский священнослужитель облачен в халат и чалму (или феску), являющиеся знаком его сана, причем эта ритуальная одежда становится повседневной только по окончании Кавказской войны, когда уходят в прошлое воинствующие адыгские эфенди, участвовавшие в сражениях в одежде рядового воина. При отправлении ритуалов языческо-христианского культа, священник мог быть облачен в бурку и совершал моление с непокрытой головой.

Характерная для адыгов высокая семиотичность одежды отражала этническую, субэтническую и конфессиональную принадлежность, социальный статус, семейное и материальное положение ее владельца.

Молодые замужние женщины носили шапочки меньшего размера, их наряд был скромнее по наличию декоративных элементов, чем девичий. Рождение первого ребенка обязывало молодую мать носить платок. Особой семиотичностью у адыгов отличался головной убор. Шапка являлась символом чести ее хозяина и наглядным свидетельством совершения им неблаговидного поступка — так, выдавшему чужую тайну прожигали дно шапки, труса обязывали носить безобразный войлочный колпак ( пIынэ ). ромнее по качеству материалов и на-

Одной из основных функций одежды адыгов являлась корректирующая, заключавшаяся в формировании внешнего облика человека, соответствующего эстетическому идеалу адыгов .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Адыгейский национальный костюм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Адыгейский национальный костюм.

Адыгейский национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.


Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным р.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.


Нижняя часть платья состояла из семи клиньев. Шапочка (паIо) изготавливалась.


У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть о.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.


Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.


Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако.

Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.


Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник заст.

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).


Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный.

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 64 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 946 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.04.2018 6787
  • PPTX 5.3 мбайт
  • 138 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кедахежева Сусанна Казбековна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Одежда народов является памятником исторической эпохи. Национальная одежда адыгов – это яркая страница исторического развития и художественного творчества целой группы народов Северного Кавказа: адыгейцев, кабардинцев, черкесов, балкарцев, карачаевцев. Культурно- историческое единство северокавказского региона, обусловленное чертами трудовой деятельности, религиозно- бытовой жизни, окружающей природы, стало основой в формировании общекавказского типа и стиля одежды.

Национальные особенности костюма горных народов Северного Кавказа нашли отражение в художественном творчестве деятелей русской культуры (рисунки и картины художников Г.Гагарина, Г.Гейслера, А.Орловского, поэзия и проза А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого), а также – в описаниях путешественников.

Уникальные образцы одежды, украшений, оружия адыгских народов Северного Кавказа широко представлены в собраниях отечественных музеев (Государственном музее этнографии в Санкт- Петербурге, Государственном историческом музее в г.Москве) и в региональных музеях (Майкопе, Нальчике, Черкесске, Махачкале, Владикавказе).

Учитывая высокую художественную ценность адыгейского национального костюма было решено включить его для изучения в программу национально- регионального компонента по изобразительному искусству в основной школе (5-7 классы).

Именно в национальном костюме сфокусированы самые высокие идеалы о красоте человека, единении и гармонии его с окружающей природой. В предлагаемой разработке сделана попытка проектирования урока по этой актуальной теме, имеющей важное значение в деле приобщения учащихся к ценностям народного искусства адыгов.

Учебное задание: оформление эскиза орнаментального украшения нарукавной подвески адыгейского женского платья – сай.

Образовательные задачи: ознакомление учащихся с особенностями украшения адыгского женского национального костюма, с орнаментацией нарукавных подвесок; раскрытие его связи с национальными традициями и обычаями, культурой адыгов; обучение детей изображению адыгского народного узора в процессе выполнения эскиза художественного оформления нарукавной подвески платья – сай; развитие творческих способностей учащихся, воспитание у них эстетического отношения к ценностям художественной культуры адыгов.

Материалы к занятию.

Для учителя: образцы изображений адыгского женского костюма (слайды, фото, рисунки, видео), раздаточный материал в виде карточек с вариантами орнаментации нарукавных подвесок, учебная таблица композиционной схемы орнаментального решения нарукавной подвески.

Для учащихся: лист белой бумаги, карандаш, резинки (для первого урока), краски, кисточка, баночка для воды, фломастеры( для второго урока).

Распределение времени: На первом уроке осуществляется знакомство с историей и особенностями декоративного оформления адыгейского женского праздничного костюма, а также – выполнение линейного рисунка орнамента нарукавной подвески.

Второй урок посвящается окончанию построения рисунка орнаментальной композиции нарукавника и выполнение его в цвете акварелью или гуашью, а также проводится презентация завершенных работ с их коллективным обсуждением и оценкой.

Рекомендации по ходу ведения занятия.

Полноценное выполнение учебных задач, определенной темой данного занятия, можно достичь за два полных урока. На первом уроке учитель может провести беседу о красоте адыгского женского костюма, объяснение сущности работы по оформлению нарукавной подвески и организовать практическую деятельность учащихся по графическому построению ее композиции; на втором уроке – разработку цветового (колористического) решения эскиза композиции нарукавника и подведение итогов всего занятия.

Итак, первый урок начинается с беседы, в которой ученики выступают не в роли пассивных созерцателей или наблюдателей, а в качестве активных участников; они могут высказывать свои мнения, задавать учителю вопросы, читать стихи, отрывки в прозе, демонстрировать рисунки или детали национального костюма, исполнять танцевальные номера и т.д. Однако, все это должно осуществляться не экспромтом, а по заранее разработанному учителем плану, в соответствии с которым он поручает отдельным учащимся подготовку декламации стихов или прозы, исполнение других номеров (танцы, вокал, музыка), связанные с темой этого занятия.

1. Беседа об адыгейском женском праздничном костюме.

Беседа начинается со вступительного слова учителя ИЗО:

– Дети, сегодня мы познакомимся с адыгским национальным костюмом, ансамбль которого формировался на протяжении многих веков и имеет свои отличительные и довольно интересные особенности как в отношении его составных частей, орнаментации, так и цветового решения. В многочисленных литературных источниках имеются любопытные описания адыгского женского костюма, например, о книге Н.Дубровина “Черкесы (Адыги)”, изданной в 1927г. в г.Краснодаре, имеется такое описание костюма черкешенки: “Черкесский женский костюм чрезвычайно живописен. Поверх широких суженных книзу шароваров, длинная белая рубашка из бязи (бумажного холста) или кисеи, разрезанная на груди, с широкими рукавами с небольшим стоячим воротничком. По талии рубашка стягивается широким поясом с серебряною пряжкою. Сверх рубашки надевается шелковый бешмет какого- нибудь яркого цвета. Бешмет шьется короче колена, с короткими выше локтя рукавами, полуоткрытый на груди и украшенный продолговатыми серебряными или другими металлическими застежками. На ногах легкие красные, сафьяновые чувяки, обшитые галуном; на голове круглая шапочка, с небольшим околышком из смушек, обложенная серебряным галуном; верх шапочки повит белою кисейною чалмою с длинными концами, падающими за спину. Из под шапочки вьются, всегда распущенные по плечам волосы и придают много прелести костюму и красоте девушки [2,5].

Вопрос: Что же вызывает в вашем воображении это описание? Оно безусловно “рисует” в лабиринтах нашего воображения прекрасный образ черкешенки, красота которой подчеркивается “живописным” костюмом, всеми его гармонично соединенными компонентами и аксессуарами. Возникает вопрос, а какие же основные компоненты составляют ансамбль адыгского женского костюма? (В описании Н. Дубровина их было перечислено множество).

Ответ: Ансамбль адыгского женского костюма, окончательное формирование которого закончилось уже в Х1Х веке, состоял из длиной туникообразной рубашки, кафтанчика, шароваров, платья, нагрудника, пояса, головного убора и мягких туфель из сафьяна. Главным же компонентом праздничного костюма адыгской женщины является платье – сай. Это верхняя распашная одежда в талию, близкая по крою с черкеской. Рукава платья сначала были длинные разрезанные от локтя. Но в начале Х1Х века они стали короче и, чтобы закрывать женские руки, под них поддевали длинные почти до подола, расширявшиеся к низу лопасти (нарукавные подвески), вышитые золотом и серебром и обшитые голуном (рис. 1, см. Приложение).

Рассматриванию иллюстрации уделяется достаточное внимание, чтобы учащиеся увидели и отметили особенности художественного оформления всех частей костюма, особенно нарукавных подвесок.

Другие не менее важные составные части костюма, например, нагрудник, вышитый золотом, с серебряными застежками, шелковые шаровары, красные чувяки, также были признаками знатности, богатства и привлекательности, часто упоминавшимися в народных преданиях. Кроме того, в адыгском комплекте женского костюма большое значение отводилось эстетике и символике цвета.

Известно, например, что по цвету шаровар, можно было определить идет ли девушка, замужняя женщина или вдова, так как у молодой девушки они были белого цвета, у замужней красного, а у овдовевшей голубого оттенка.

Действительно, цвет в адыгском женском костюме играл не только эстетическую, но и символическую роль. Но художественно-эстетическая функция цвета была доминирующей. Это наводит на мысль постановки нового вопроса:

Какие закономерности определяли характер цветового решения адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Праздничный костюм адыгской женщины представляет собой единый комплекс, согласованный по форме, цвету и отделке. Самым нарядным считался темно-красный цвет, который был привилегией женщин высших сословий. К темно-красному цвету полагались гармоничные, близкие по тону кафтанчик и подвески, оранжевая, желтая или белая рубашка. Другим весьма распространенным цветом женской одежды независимо от возраста и социального положения был черный. С учетом особенностей визуального (зрительного) восприятия в костюме выдерживались либо теплые, либо холодные тона. Черный и белый, считавшиеся нейтральными, допускались в сочетании с другими хроматическими цветами.

Сочетания контрастных цветов (зеленого с красным, красного с синим)считалось признаком неразвитого эстетического вкуса, но встречалось такое не часто.

Учитель: Таким образом, закономерности гармоничного подбора цветов при пошиве адыгского женского праздничного костюма являлось характерной особенностью его эстетических достоинств.

Но кроме цвета, колористической гаммы, в повышении эстетической выразительности костюма адыгейской женщины использовались и другие средства.

Вопрос: Какие еще средства усиливали художественно-эстетическую выразительность адыгского женского праздничного костюма?

Ответ: Усилению красоты адыгского, женского праздничного костюма способствовали такие художественные средства как шитье золотом (орнамент) и ювелирные украшения. Платье – сай и шапочка украшали серебряными и золотыми галунами, а также вышитыми золотом узорами, которые, контрастно выделяясь на глубоком красном или черном фоне, делали костюм особенно красивым и строгим. Все это было свидетельством хорошего художественного вкуса мастериц-портных. Узорной вышивкой, представлявшей собой зооморфно – растительные мотивы, украшали края разреза платья от талии и до подола, а в отдельных случаях – и по подолу (Рис. 2, Приложение см. выше).

Особой красотой отличались вышитые более сложным рисунком узора нарукавные подвески, сохранившие в наибольшей чистоте старые типы орнамента. Композиция узора нарукавной подвески представляет собой строго симметричное изображение, центральную основу которого часто составляют геометрические фигуры (ромб или треугольник), которые дополняются зооморфно – растительными элементами и мотивами (роговидными завитками, листочками и трилистниками). Эти мотивы и элементы узора соединяются между собой тонкими, изящными линиями тесьмы, образующими целостное декоративное изображение, красиво вписанное в фигуру подвески. (Рис. 3, Приложение см. выше).

Изготовление вышитой нарукавной подвески требовало около года кропотливой работы. Поэтому она очень высоко ценилась и передавалось по наследству от матери к дочери. Надевали нарукавные подвески в особо торжественных случаях, в связи с чем они больше сохранялись, намного переживая само платье.

Учитель: В усилении красоты праздничного костюма адыгской женщины большая роль принадлежит также ювелирным украшениям, как нашиваемым на одежду (подвески, накладки, бляхи), так и съемным (ожерелья, браслеты, серьги).

Вопрос: Какой еще очень важный элемент национального костюма адыгейки придает ему особую выразительность и красоту?

Ответ: Особой частью женского костюма черкешенки является также и серебряный пояс, который одевался поверх “сая”. В орнаментации поясов применяли технику чернения серебра, которая заключается в том, что вырезанный резцом на металле орнамент заполняли веществом особого состава – чернью, благодаря которой рисунок узора становится четким и очень красивым.

Вопрос: В каком из наших музеев собрана богатая коллекция женских поясов, ювелирных украшений для адыгского национального женского костюма?

Ответ: Богатой коллекцией очень красивых женских поясов обладает Национальный музей Республики Адыгея в г.Майкопе.

Учитель: Национальный музей Республики Адыгея в 2005 году отметил свое 80-летие. В его собрании по этнографии начитывается более семи тысяч единиц хранения, включая редкие и очень ценные в художественном отношении образцы адыгейского женского костюма, женских шапочек, поясов, ювелирных украшений.

Искусство изготовления женских поясов составляет особую страницу в истории адыгского прикладного ювелирного художественного ремесла.

Разнообразие типов, форм и способов украшения таких поясов заслуживают того, чтобы посвятить этому элементу национального женского костюма отдельную беседу. Однако в нашем диалоге следует отметить, что форма пояса девушки и замужней женщины была не одинакова. Например, пояс девушки отличается более изящной и богато декоративной формой, а пояс замужней женщины, в частности, его застежка и пряжка отличались большей шириной и массивностью. Таковы общие черты декоративного оформления адыгского женского праздничного костюма. (Рис. 4, Приложение см. выше).

Но в ознакомлении учащихся с адыгейским женским костюмом нельзя обойти стороной его смысловую связь с другими видами национального искусства, такими как танец и музыка. В связи с этим учитель может поставит перед классом такой проблемный вопрос: Имеется ли смысловая, культурно – историческая связь адыгейского женского костюма с танцами и музыкой и в чем она проявляется?

Ответ: Да, имеется. Танец, музыка, прикладное искусство, костюм как явления единого, целостного культурно-исторического процесса в развитии народа выражают общие внутренние идеи адыгской художественной культуры. Отсюда пластическое богатство, выразительность жестов рук в женском танце адыгов, плавность и красота телодвижений подчеркивают и красоту гибких линий орнамента в национальном костюме.

Характерные черты адыгского национального танца получили отражение в творчестве поэтов Адыгеи. В этом отношении очень интересно стихотворение “Тайна танца”, которое написал Руслан Нехай. И учитель предлагает одному из учащихся прочитать его.

“В танце каждого народа –
Суть характера его.
Адыгеец в хороводе
Весь пылает, как огонь.
Танцы светлые адыгов
С миром музыки в ладу,
Пары то кружатся лихо,
То, как лебеди плывут”[4].

Известный писатель и поэт Адыгеи Исхак Машбаш также написал ряд стихотворений, посвященных национальным танцам – исламею, уджу, зафаку и зигатлят. Отрывок из его стихотворения “Исламей” учитель просит прочитать другого ученика класса.

“Этот танец в орнамент сплетался века,
Он и сдержан, и силой наполнен взрывной.
Он и мягок, как женская нежность мягка,
И волшебен, как эта звезда надо мной”[3].

Чтение стихов уместно и необходимо сопровождать звучанием танцевальной музыки адыгов. Это создает условия для эмоционально-эстетического восприятия ценностей искусства, его переживания, и, следовательно, более глубокого проникновения в его художественную основу.

В исследованиях наших ученых отмечается, что во время проведения игрищ, “девушки, одетые в традиционный черкесский костюм, старались превзойти друг друга красотой нарядов, эстетикой поведения, искусством танцевать. Длинное, ниспадающее до пят платье туго перетягивалось массивным серебряным или золотым поясом, с которым гармонировал столь же массивный нагрудник. По бокам нагрудника прикреплялись иногда серебряные колокольчики. Во время танцев каждое энергичное движение девушки сопровождалось переливчатым звоном бубенцов. Звук этот, помимо эстетического значения, имел еще и практический смысл, как оберег, как средство спасения девушки от дурного глаза, от колдовства. Недаром адыги говорят, что влиянию дурного глаза подвержены в первую очередь красивые девушки”.

2. Графическая работа учащихся. Построение линейного рисунка нарукавной подвески.

Вторая часть урока "посвящается выполнению эскиза орнаментации подвески. Вначале учитель обращает внимание детей на разнообразие форм нарукавных подвесок, демонстрируя на таблице варианты их конфигураций. Затем он предлагает каждому учащемуся выбрать один из вариантов нарукавника и раздает им шаблоны этой части костюма, с помощью которой дети изображают контурной линией абрис нарукавной подвески. После чего учитель говорит о композиции узора нарукавной подвески, делая . особый акцент на строгой симметрии орнаментального изображения (рис. 5, Приложение см. выше)

Чтобы узор нарукавной подвески был симметричным, учитель просит учащихся разделить фигуру нарукавника на две равные половины, проведя по середине тонкую линию. Эта тонкая линия и будет осью симметрии нарукавной подвески. После этого учитель показывает на классной доске схематичное, поэтапное построение симметричного нарукавника. Центром композиции нарукавной подвески может быть фигура ромба, дополненная зооморфно-растительными мотивами (роговидными завитками, листочками, трилистниками).

Анализируя процесс узорообразования нарукавных подвесок, учитель направляет воображение учащихся на самостоятельный поиск композиции орнамента нарукавника женского платья. Это самая ответственная часть учебной работы. После этого все учащиеся приступают к составлению композиции узора нарукавной подвески, а учитель внимательно следит за их действиями и ведет индивидуальную работу. Если некоторые учащиеся не в состоянии придумать свой вариант узора, можно разрешить им скопировать образец.

3. Окончание работы над рисунком орнамента и выполнение цветового решения нарукавника.

На втором уроке заканчивается графическая разработка эскиза композиции узора нарукавника и производится его раскраска акварелью или гуашью, как исключение – фломастерами или другими красящими материалами, имеющимися в наличии у учащихся, например, цветными карандашами. Выбор цвета фона подвески определяется учащимися индивидуально из ряда предпочтительных цветов, применявшихся в цветовом решении платья – сай (темно-красный, черный, синий, темно-зеленый). Цвет самого рисунка узора можно оставить белым (под серебро) или желтым (под золото). Узоры платья – сай вышивались серебряными или золотыми нитками.

Если учащиеся изъявят желание имитировать золотой узор с использованием желтой краски, то в первую очередь раскрашивается желтой краской рисунок узора, а после его просыхания – фон. При имитации под серебро, учащиеся сразу раскрашивают фон, оставляя белым рисунок узора. В цветовом решении узора от учащихся потребуется максимум аккуратности и усердия в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представленны мужские и женские национальные адыгские костюмы.

Адыгейский национальный костюм.

национальный костюм.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Адыгский костюм соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Одежда адыгов подразделялась на повседневную, и праздничную. Она отличалась своеобразием орнамента, цветовой гаммой и символами. У наших предков была красивая, яркая, разноцветная и очень удобная одежда. Отличительные особенности адыгского костюма - присутствие традиционных атрибутов: шапки, пояса, нагрудника и вышивки ручной работы.

Женский костюм Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.

Женский костюм

Адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай.


Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти (Iэнцогъу), которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов.

Нижняя часть платья состояла из семи клиньев.


У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.

У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.


Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой.

Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь (пхъэ цуакъэ) – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.


Мужской костюм Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.

Мужской костюм

Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.


Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).

Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, стегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду.

Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка).


Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

Читайте также: