На воде и в лесу технологическая карта 2 класс школа россии

Обновлено: 05.07.2024

-содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Планируемые результаты:

воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к новому учебному материалу, ответственное отношение к выполняемой работе;

умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.

выяснят, какую опасность несут ядовитые растения, грибы, насекомые;

научатся избегать опасности на воде и в лесу;

запомнят правила поведения во время купания;

получат возможность научиться применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде.

Метапредметные:

Познавательные У УД:

учить устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

осуществлять поиск необходимой информации.

Регулятивные УУД:

учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

обучать навыкам самоконтроля, самооценки;

КоммуникативныеУУД:

формировать умение учитывать разные мнения и интересы; задавать вопросы;

учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, картинки с изображением грибов и ядовитых растений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинаем наш урок.

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

Выполняют указания учителя

Проверка домашнего задания.

-О чем мы свами говорили на прошлом о уроке.

- Что произошло в мультфильме?

-Да, случилась беда. Загорелся дом. Какой совет мы должны дать кошке?

-А как вызвать пожарных?

Кто сможет это сделать?

-Молодец, справился заданием.

-Ребята давайте с вами вспомним что необходимо пожарному для его работы.

Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

Самостоятельно зажигайте газовую печь.

Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.

Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

- Молодцы, со всеми заданиями справились.

О пожаре в доме

У кошки загорелся дом

Кошка должна вызвать пожарных

Позвонить по телефону 01 или 112

Выходит, один ученик и вызывает пожарных, используя игрушечный телефон

Выходят по одному к эл.доске и нажимая показывают что необходимо пожарному

Актуализация знаний.

Но опасности нас могут подстерегать не только дома. А где еще?

-Сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Подмените руку кто любит путешествовать?

-Чтобы узнать куда мы отправимся, вам нужно будет отгадать загадки.

Мели и водовороты.

-Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить?

- Может ли такая красота леса и звонкость ручейка таить в себе опасность?

-А зачем нам нужно знать об этих опасностях?

Итак, цель нашего урока: узнать правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Чтобы сохранить своё здоровье

Мотивация учебной деятельности.

-Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами. Итак, отправляемся в путешествие.

Слайд 6 со звуками природы

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка.

Работа по теме урока.

Приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой стихотворения решил искупаться.

-Давайте узнаем, что с ним случилось.

Ваня шёл купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу-

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг…Утонет друг.

-Далеко не заплывай!

-Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!

-Ребята, куда шел Ваня?

- Почему заволновался Дружок?

-Ребята, что мы должны помнить, чтобы с вами не случилась беда на водоеме? Какие правила должны помнить.

Прикрепляю картинки с изображением правил на водоеме.

-А теперь откроем учебник на стр. 27 и прочитаем памятку.

-Какие новые правила вы узнали?

-Эти правила нужно запомнить, чтобы не случилось беды на воде. Ведь рядом с вами не может оказаться такого друга, как у Вани, Дружка.

Работа в парах

-У вас на партах есть карточки. Посмотрите внимательно на них, не все ребята знают правила поведения на воде. Возьмите простой карандаш и обведите тех ребят, кто нарушает их. Проверка по документ камере

Рассказывает подготовленный ученик

Купаться на речку.

Со своим щенком Дружком.

Боялся, что его друг утонет.

Читают несколько учеников в слух, остальные следят.

Называют правила, которые были неизвестны

Работают в парах

6. Физкультминутка

-Наше путешествие продолжается и мы отправляемся с вами в лес. А чтобы не скучно было идти туда пойдем под веселую песенку, выполняя движения.

Выполняют физ.минутку, повторяя движения за учеником

Продолжение работы по теме урока

Как красив и как прекрасен,

Наш великий русский лес!

И скажу вам по секрету,

В нем полным-полно чудес!

- В лесу много тайн и загадок, но можно встретить и опасности. Как вы думаете, с какими опасностями мы здесь можем встретится?

Давайте откроем в учебнике с.28 и рассмотрим иллюстрацию.

-Что здесь изображено?

-Верно. Посмотрите на правило и прочитайте его.

- Определите названия грибов и ягод.

- Назовите съедобные и ядовитые.

Работа в парах.

На партах лежат большие листы и картинки с изображением грибов и ягод. С помощью клея наклейте на лист несъедобные грибы и ягоды.

-А дежурные . и … на доске соберут в корзину съедобные грибы.

(на доске) -Молодцы.

-Какие грибы у нас остались?

- А зачем они растут в лесу?

-Вы правы. В природе не бывает ничего лишнего.

Проверка (работы в парах).

- Взять один лист с выполненным заданием и показать детям. Поднимите руку кто выполнил также. Прикрепить на доску.

Что надо сделать, если вы сомневаетесь в том, ядовитый гриб или растение?

-Если вы так и не выяснили, ядовитый или нет, как надо с ним поступить?

-Какие правила вы могли бы предложить для запоминания своим друзьям?

Запомните эти ягоды и грибы никогда не пытайтесь пробовать. Даже если вы не запомнили их внешний вид, не собирайте незнакомые ягоды и грибы не срывайте их. Яд может попасть на руки, а затем в рот и может вызвать тошноту, боли в животе, рвоту.

-У вас на партах есть одно насекомое. Назовите его?

-Чем опасна для нас пчелы?

- Почему насекомые нападают на людей?

- Посмотрите в учебнике на с. 29. Определите название этих насекомых. В помощь вам будет атлас – определитель.

-Прочитайте текст на с. 29. И мы узнаем, как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое.

-Но, если всё-таки вас укусила пчела, нужно в первую очередь удалить жало. Ранку промыть слабым раствором марганцовки или перекиси водорода. На место укуса положить что-то холодное.

- Все ли опасности мы назвали?

Насекомых в лесу не счесть,

Но он особенно опасен …!

Он впивается в кожу крепко,

Поэтому нужна на голове кепка.

-Кто это? (Клещ)

-А как же нужно одеться, чтобы его не встретить?

-Вот и подошло к концу наше путешествие в лес и к реке.

Работают в парах.

Дежурные работают на доске.

Ими питаются животные

Спросить у взрослых.

Не срывать. Ну а если сорвали - выбросить.

Собирай только знакомые тебе грибы и ягоды.

Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы и ягоды.

Всегда спрашивай взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие - нет.

Они потревожены, защищаются

Определяют название насекомых

Подведение итогов урока.

Давайте с вами вспомним, все что узнали на уроке.

Я буду называть вам предложения, если это предложение верное – покажите руками знак +, если предложение имеет неправильный смысл – покажите -.

1. Во время купания нужно соблюдать правила безопасности;

2. Сегодня посоветую маме закрутить на зиму мухоморов;

3. Если в дом залетит шмель, открою окно и подожду пока он вылетит;

5. Волчье лыко – самая ядовитая ягода;

6. Я уже большая (ой) мне можно купаться без взрослых;

7. Я выучу правила, изученные сегодня на уроке и буду их соблюдать!

- Молодцы, ребята! Вижу, вы хорошо усвоили тему нашего урока!

-Поднимите съедобный гриб кому понравился наш урок, и вы получили много новых знаний сегодня.

Поднимите пчелку те кто что-то не понял на уроке, но дома обязательно повторит и выучит это правило.

Цели деятельности учителя: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде и в лесу.

Планируемые результаты:

- предметные: запомнят правила поведения во время купания, научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала;

- личностные: формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник: А.А.Плешаков – Окружающий мир 2 кл. 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

ВложениеРазмер
na_vode_i_v_lesu.doc 101 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Цели деятельности учителя: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде и в лесу.

- предметные: запомнят правила поведения во время купания, научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала ;

- личностные: формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Тип урока : открытие нового знания

Оборудование : учебник: А.А.Плешаков – Окружающий мир 2 кл. 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Словес.: слово учителя

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки, улыбнулись мне, а теперь соседу, молодцы!

Настраиваются на учебный процесс.

Р: настрой на работу и взаимодействие с учителем

Постановка учебной задачи

Словес.: учебный диалог

Практич.: решение теста

Словес.: учебный диалог

-Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.

-Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте – ка, друзья,
Где же я?
(балкон)

Межи деревянные,
А поля стеклянные.
(окна)

Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно.
(электричество)

Что, скажи за ящик это?
В нём продукты даже летом
В белом инее лежат.
(холодильник)

А загудит его мотор -
Глотает он и пыль и сор.
(пылесос)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.
(утюг)

-Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами. Давайте вспомним, как необходимо себя вести, чтобы избежать беды в доме, предотвратить пожар.

А1 .Что нужно делать в случае возникновения пожара7

2) продолжать играть

3) убежать из квартиры

4) позвать взрослых

А2 . По какому телефону вызывают пожарных?

А3 .Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых

2) игры со спичками и зажигалками

3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара

А5 . Что при возгорании нельзя заливать водой?

А6 . Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту

2) не оставлять без присмотра включенный утюг

3) не играть со спичками

4) не плавать в незнакомом месте

-Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!
Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка.

Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

-Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)

-Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

-Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте тему.

-Какие мы можем поставить цели?

Слушают внимательно учителя.

Выполняют самостоятельно тест.

Грамотно отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели урока.

П: ориентироваться в своей системе знаний

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: уметь слушать других

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Решение частных задач

Словес.: учебный диалог.

Словес.: учебный диалог

-Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

-Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: что же мы с собой возьмем?

-Но во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Что должно быть в нашей походной аптечке?

-Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

-Одеться надо удобно: футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку.

-Готовы ли вы к прогулке?

-Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.

Какой же он хороший!
И шапочка в горошек!
Растёт повсюду он в лесу.
Домой его не принесу!
Ведь на расправу очень скор,
Гриб ядовитый - . (мухомор)

Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке.

-Какие еще несъедобные грибы вы знаете?

-Как вы думаете, можно ли уничтожать ядовитые грибы?

-Ядовитые грибы тоже нужны, поэтому их надо беречь. Кто может объяснить, почему?

Да и человек давно научился извлекать пользу из ядовитых грибов.

Из того же мухомора во Франции готовят снотворное.

-Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу

-Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

- Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

-Съедобные ягоды употребляются в пищу многими птицами и животными, в связи с этим, если Вы видите поклеванные ягоды, на ветках и стволах заметно скопление помета, на земле под кустом или деревом лежащие обрывки кожуры, множество косточек и т.д., то это говорит о том, что ягоды, скорее всего, съедобные. Но все же не стоит доверяться этому правилу безоговорочно, поскольку некоторые животные могут кушать ягоды, опасные для человека. Как правило, эти ягоды имеют черный цвет, шаровидную форму, которая напоминает вишню.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока по окружающему миру

Дата: Класс: 2 - Б

Цели деятельности учителя: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде и в лесу.

Планируемые результаты:

- предметные: запомнят правила поведения во время купания, научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала ;

- личностные: формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Тип урока : открытие нового знания

Оборудование : учебник: А.А.Плешаков – Окружающий мир 2 кл. 2 ч., карточки с заданиями.

Мотивационный

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки, улыбнулись мне, а теперь соседу, молодцы!

Настраиваются на учебный процесс.

Постановка учебной задачи

Актуализация знаний

-Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.

-Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

Я из дома на порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной,
Нет пути передо мной.
Я и дома – и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте – ка, друзья,
Где же я?
(балкон)

Межи деревянные,
А поля стеклянные.
(окна)

Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно.
(электричество)

Что, скажи за ящик это?
В нём продукты даже летом
В белом инее лежат.
(холодильник)

А загудит его мотор -
Глотает он и пыль и сор.
(пылесос)

После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.
(утюг)

-Мы знаем, ребята, что нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами. Давайте вспомним, как необходимо себя вести, чтобы избежать беды в доме, предотвратить пожар.

А1 .Что нужно делать в случае возникновения пожара?

2) продолжать играть

3) убежать из квартиры

4) позвать взрослых

А2 . По какому телефону вызывают пожарных?

А3 .Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых

2) игры со спичками и зажигалками

3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара

А5 . Что при возгорании нельзя заливать водой?

А6 . Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту

2) не оставлять без присмотра включенный утюг

3) не играть со спичками

4) не плавать в незнакомом месте

-Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Зе леный лес, прекрасный лес, и облака рекой!
Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка.

Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

-Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)

-Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

-Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте тему.

-Какие мы можем поставить цели?

Слушают внимательно учителя.

Выполняют самостоятельно тест.

Грамотно отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цели урока.

Решение частных задач

-Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

-Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: что же мы с собой возьмем?

-Но во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Что должно быть в нашей походной аптечке?

-Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

-Одеться надо удобно: футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку.

-Готовы ли вы к прогулке?

-Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами, но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.

Какой же он хороший!
И шапочка в горошек!
Растёт повсюду он в лесу.
Домой его не принесу!
Ведь на расправу очень скор,
Гриб ядовитый - . (мухомор)

Этот гриб совсем не красен,
Но, поверьте, он опасен -
Не похож на мухомор,
Но на всех наводит мор.
Мор наводит на зверей,
Ядовит и для людей.
В руки даже не бери,
Полон яда он внутри.
В светлой шапке, на дорожке
Он стоит на тонкой ножке.

(бледная поганка)

-Какие еще несъедобные грибы вы знаете?

-Как вы думаете, можно ли уничтожать ядовитые грибы?

-Ядовитые грибы тоже нужны, поэтому их надо беречь. Кто может объяснить, почему?

Да и человек давно научился извлекать пользу из ядовитых грибов.

Из того же мухомора во Франции готовят снотворное.

-Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу

-Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

- Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

-Съедобные ягоды употребляются в пищу многими птицами и животными, в связи с этим, если Вы видите поклеванные ягоды, на ветках и стволах заметно скопление помета, на земле под кустом или деревом лежащие обрывки кожуры, множество косточек и т.д., то это говорит о том, что ягоды, скорее всего, съедобные. Но все же не стоит доверяться этому правилу безоговорочно, поскольку некоторые животные могут кушать ягоды, опасные для человека. Как правило, эти ягоды имеют черный цвет, шаровидную форму, которая напоминает вишню.

Цели: объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоеме; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу.

Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения во время купания; научатся избегать опасности на воде и в лесу; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Какие правила нужно соблюдать, чтобы предотвратить пожар?

— Как нужно себя вести, если пожар все-таки возник? (После того как учащиеся вспомнят правила поведения во время пожара, они показывают, как вызвать пожарных, используя игрушечный телефон. Можно использовать КИМы (тест 36, с. 52).)

III. Самоопределение к деятельности

Итак, на предыдущем уроке мы говорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать дома, чтобы нам было уютно и удобно жить в своей квартире. Но опасности нас могут подстерегать не только дома.

— А где еще? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 26 учебника. (На воде и в лесу.)

— Что вы уже можете рассказать по данной теме?

— А что хотели бы узнать?

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какие задачи нам предлагает выполнить Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие правила безопасности надо соблюдать у воды, чтобы не было беды? Вспомните правила поведения во время купания.

(Ученики обсуждают вопрос в группах. Каждая группа записывает на листочке ответ, составляет памятку. Затем заслушиваются выступления групп, учащиеся читают памятку на с. 27.)

— О чем еще мы не сказали?

— Какие правила можно сформулировать по рисункам на с. 27?

(Учащиеся формулируют правила.)

— Почему нельзя купаться в грозу?

— Почему нельзя подплывать близко к судам, яхтам, катерам?

— Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?

— Можно ли купаться при высоких волнах?

— Что надо помнить перед входом в воду?

— Объясните смысл пословиц.

• Не ищи море, и в луже утонешь.

• Случай идет навстречу тому, кто ищет его.

• На Бога надейся, а сам не плошай.

• Погляди, прежде чем прыгнуть.

• На воду без весел не спускайся.

• Плохая шутка до добра не доведет.

• С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.

• Что в воду упало, то пропало.

Ваня шел купаться с другом

И с большим красивым кругом.

Ваня плавал на кругу —

Друг стоял на берегу.

Думал друг: «А если вдруг

Лопнет круг. Утонет друг.

— Далеко не заплывай!

— Не волнуйся, Дружок,

Выхожу на бережок!

V. Физкультминутка

(Несколько учеников получают картинки с изображением животного: лося, зайца, медведя, змеи. Они жестами и мимикой показывают свое животное, а остальные ученики по походке, повадкам угадывают его.)

VI. Продолжение работы по теме урока


1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их. (опята).

2. А это красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

3. Серенькие шапки,

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

4. Средь молодых сосенок

Растет грибок. (масленок).

5. Растут в лесу сестрички,

6. Любят в разных шапках быть —

То в желтой, то в зеленоватой.

То в красной или сероватой.

Собирай, не мешкай,

7. Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой. (Боровик.)

8. Ты не трогай этот гриб.

Учти — он очень ядовит!

Смотри не бери его с полянки.

Его называют. (поганка).

— Какое слово получилось в выделенном столбце? (Подосиновик.)

— Почему гриб назвали подосиновиком? (Ответы детей.)

Растет подосиновик не только под осинами, но и под березами и в еловом, и в сосновом лесу. А подосиновиком он называется, наверное, потому, что в сухое лето, когда в березняке или в хвойном лесу ни одного гриба не встретишь, в сырых осинниках всегда найдешь этот красноголовый гриб.

— Среди грибов, которые упоминались в кроссворде, назовите съедобные.

— Какие еще съедобные грибы вы знаете?

— Теперь назовите несъедобные грибы из тех, что встретились в кроссворде.

— Какие еще несъедобные грибы вы знаете?

2. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте задание на с. 28. Обсудите его в парах. Выполните задание, используя цветные фишки.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 140.

— Как вы думаете, можно ли уничтожать ядовитые грибы? (Ответы детей.)

— Ядовитые грибы тоже нужны, поэтому их нужно беречь. Кто может объяснить, почему?

3. Творческое задание

— Нарисуйте условный знак, который указывал бы на то, что мухомор надо охранять. Объясните, что обозначает этот знак.

4. Беседа, работа по учебнику

— Прочитайте задание на с. 29.

— Выполните задание, пользуясь атласом-определителем.

— Проверьте себя. Найдите ответы на с. 140.

— Прочитайте текст на с. 29.

(После прочтения учащиеся вместе с учителем формулируют правила о том, как нужно вести себя, чтобы не ужалило ядовитое насекомое.)

1. Не приближайся к пчелиным ульям, особенно в жаркие дни. Вблизи них не делай резких движений.

2. Не разоряй осиные гнезда.

3. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.

4. Осы частенько забираются в мед, варенье, ползают по фруктам. Нужно быть осторожным, когда ешь или пьешь, чтобы оса не ужалила в язык или губу.

— Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое? (Ответы детей.)

При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (Так же как и занозу). Ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, носовой платок, смоченный в холодной воде. Если укус насекомого пришелся в губу или веко, надо немедленно обратиться к врачу.

5. Выполнение задания в рабочей тетради

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 29, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем мы говорили на уроке?

— Какие выводы вы для себя сделали?

(Учитель подводит общий итог.)

Находясь в лесу, не срывайте и не берите в рот незнакомые растения: травы, ягоды и грибы. Если во время привала вы собираетесь подкрепиться, вымойте руки чистой водой с мылом, вытрите их чистым носовым платком.

— Все ли учебные задачи урока мы выполнили? (Ответы детей.)

Домашнее задание

1. Рабочая тетрадь: № 1-3 (с. 15-16), 3 (с. 20).

2. Запомнить правила поведения во время купания.

Дополнительный материал

Ядовитые растения

Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд дафнин. При попадании на кожу он вызывает сильное Раздражение. Особенно опасно, если сок попадет в глаза. Может быть, поэтому люди, считая волка олицетворением всего злого, страшного и опасного, назвали это растение именно так.

Поздней осенью, там, где красовались сиреневые или розовато-фиолетовые цветы, на кустах появляются ярко-красные ягоды (см. учебник, с. 32). Они также очень ядовиты и называются волчьими ягодами. Не зная этого, люди пробуют их. В результате — сильное отравление.

Вот почему даже в хорошо известных и знакомых лесах надо быть очень осторожным и не пробовать незнакомые ягоды на вкус.

Вороний глаз. Если раздвинуть траву, можно увидеть четыре широких длинных листочка, а между ними — круглую черную ягоду. Она напоминает чей-то глаз. Правда, такого сплошь черного глаза вообще не бывает. И у вороны он тоже не такой. Но именно за черноту назвали его вороньим. Ягода эта красивая. Но не берите ее в рот — она ядовита. Будьте осторожны!

Дурман. Растет на пустырях, свалках, в замусоренных оврагах, придорожных канавах. Он содержит едкое ядовитое вещество, делающее его несъедобным. Колючки этого растения действуют механически, нанося раны.

Белена. Встречается по оврагам, пустырям, у жилищ, вдоль дорог. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьется учащенно, появляются сильное психическое расстройство и нервное возбуждение. Это растение не едят животные.

Ландыш. Гуляя по лесу, мы видим темно-зеленые листья ландыша. А вот прекрасных белоснежных цветков-колокольчиков на тонкой цветочной стрелке не видно нигде. Ландыш первый раз цветет в возрасте семи лет, и за всю его долгую жизнь цветки на этом растении появляются всего два-три раза. Их опыляют пчелы и шмели. Плод — круглая оранжево-красная ягода. Все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян являются лекарственными средствами, которые укрепляют и улучшают работу сердца.

Ядовитые грибы

Бледная поганка. Один из главных признаков бледной поганки — чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у бледной поганки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.

Мухомор. Это очень красивый гриб. Он высоко над землей поднимает свою красную шляпку на белой ножке. В старости шляпка гриба загибается по краям и становится похожей на блюдце, в ней скапливается дождевая вода, которая смешивается с ядовитым соком гриба. Если муха или другое насекомое прикоснется к этой воде, она погибает. Наверное, поэтому и назвали этот гриб мухомором (мухомор). Исследования ученых подтвердили, что в мухоморе содержится яд, опасный для насекомых. Но, к сожалению, не только для насекомых.

Мухомор, как и бледная поганка, появляется из земли в чехле (см. рисунок в учебнике, с. 32), поэтому и у мухоморов одна из отличительных черт — остатки пленки на нижней части ножки. Хотя спутать этот гриб с каким-нибудь другим, наверное, просто невозможно.

Читайте также: