На красном коне краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Название Купание красного коня
Страна, художник Россия, Кузьма Петров-Водкин
Год 1912
Жанр Жанровая сцена
Находится Государственный Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

На большой квадратной картине изображение озера исключительно в голубоватых и отличающихся холодностью оттенках, которые выполняют роль фона для коня и всадника. На переднем плане мы видим фигуру коня, который занял большую часть и выглядит таким крупным, что рама полотна обрезает уши с ногами животного. Использование алого цвета коня здесь не просто так: он контрастирует с холодным озером и светлостью тела юноши, и цвет выходит еще насыщеннее.Передняя нога, которая вступает в водную гладь, разгоняет все волны изумрудного, если сравнить с другой частью воды, цвета.

Картина представляет из себя прекрасную иллюстрацию любимой художником перспективы, состоящей из круглого озера, подчеркнутого бережной частью в углу справа. Динамическая кривая, которая образуется благодаря трем коням и трем мальчикам, подчеркнута одинаковыми изгибами конечностью жеребца на первом плане и изгибами ноги юноши на коне. Бытует мнение, что в начале создания полотна жеребец был гнедой, и изменение цвета связано со знакомством живописца с палитрой красок на новгородских иконах, ценимые художником.

Произведение не раз было подвержено критике. Одни считали, что красных коней вовсе не существует в природе, другие сравнивали коня с Судьбой России, изменить которую в силах лишь смелые юноши, а третьи видели в коне саму страну.

Полотно давно из обычной картины с незатейливым сюжетом стало манифестом, символом. У автора произведения получилось синтезировать прошлое и настоящее, которое указывает путь к будущей жизни. Слияние европейской и русской линий привело к превращению выразительного высказывания, в котором одновременно сочетаются классическая идеальность с истинно русским образом.

До конца дней он оставался человеком верующим, и даже в его творчестве советского периода прочитываются отсылки к Евангелию. При этом он кажется вполне лояльным по отношению к советской власти, его картины становились символами русской революции.

Такое кардинальное сочетание несочетаемого оставляет пространство для размышления.

Охлаждение горячей головы

Былинный богатырский конь задает энергетический центр всей композиции. Есть в его четко очерченной фигуре такая внешняя мощь и внутренний натиск, символично выраженный огненно-красным цветом, что кажется, он ставит на дыбы и водную гладь, и земную твердь — все клубится, вздымается под его копытом. Найдено такое решение пространства, что красный конь на картине, кажется, уверенно ступает не по воде, а по планете Земля, его голова и ноги намеренно обрезаны — жизнь на картине продолжается дальше, шире границ этого условного, замкнутого рамой пространства.

Купание красного коня. 1912

Купание красного коня. 1912

Описание

Сильнейшее воздействие на творчество художника оказало знакомство с русскими иконами. Художественные достоинства древнерусской иконы были открыты лишь в 1910-х годах; до этого времени иконы рассматривались искусствоведами в основном как предметы почитания и благочестия, и никак не в качестве произведений искусства. Реставрационные работы и расчистка икон от позднейших наслоений, начавшаяся около этого времени, привела к открытию русской иконы как явления искусства мирового значения. Иконы были признаны произведениями живописи удивительной красоты и духовной чистоты. Все это не прошло мимо внимания Петрова-Водкина, в творчестве которого чувствуется огромное влияние русской иконы.

Невидимый разлад

На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое.

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915

После революции Петров-Водкин выглядит вполне востребованным советской властью, вписанным в истеблишмент советской культуры.

Он был в числе первых профессоров, приглашенных революционно настроенными студентами в качестве педагога обновленной Академии художеств. Вместе с учениками оформлял, как уже говорилось, одну из петроградских площадей в честь годовщины революции, выступал с лекциями о новом искусстве. Весной 1917 года Петров-Водкин стал членом комиссии по делам искусств при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Первым из советских художников он получил звание заслуженного деятеля искусств, в 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1936 году с размахом празднуется 30-летие его творческой деятельности — две большие выставки и творческие вечера прошли в Ленинграде и Москве. Налицо вехи биографии успешного советского художника, который, кажется, не чувствует никакого разлада с новой властью.

Купание красного коня

Могучий красный конь не то летит, не то скачет. Его огромная, огненная фигура не вмещается в пределы картины и не дает увидеть край земли, воды или неба, по которой он передвигается. Под его копытом водная гладь закручивается в водоворот. Всадник держит коня легко и, доверяя его уверенному ходу, задумчиво и сосредоточенно смотрит вдаль. За ними не река и не лес, за ними — вся планета, с высоты взгляда растерявшая мелкие детали и упростившаяся до условной театральной декорации. Или космического ландшафта, в котором единицы измерения — не травы и брызги, а суша и море.

И этот космический контекст, и иконный конь, и ренессансный юноша обеспечивают картине монументальность и цепкую, врастающую в традицию мощь. Но основательность эта — не мумифицированная академическая, а совсем новая, жизнеспособная, авангардная, по-фовистски дикая, тревожная.

Петрова-Водкина давно не было в живых, в Советском союзе выросло новое поколение художников-реалистов — и картину открывают снова. За все прошедшие годы не было создано ничего похожего, ничего, что объединяло бы так естественно русскую иконописную, европейскую классическую традицию и авангардные формальные находки начала XX века. Ничего, что так прочно стояло бы на земле и так мечтательно стремилось к космическим высотам.

Автор: Анна Сидельникова

Что-то перепуталось в самой жизни

Новоселье (Рабочий Петроград). 1937

Новоселье (Рабочий Петроград). 1937

Эволюция красного коня: у шедевра Петрова-Водкина нашли новый смысл



фото: Мария Москвичева

Конь — жизнь. Художник Игорь Соловьев.



фото: Мария Москвичева

Конь — смерть. Художник Александр Элмар.

Перестройка российской равнины

В советское время молодая работница на переднем плане картины воспринималась как новая героиня новой коммунистической России, а младенец на руках у матери — символ того самого светлого будущего, за которое и надлежало бороться. Послереволюционный Петроград запечатлен без казенного плакатного героизма. Строгая геометрия домов, они кажутся необитаемыми, темные проемы разбитых окон, огромная пустынная площадь, город показан сверху, отдельные группки людей кажутся случайными, маленькими, обособленными, что усиливает общую атмосферу неуюта, напряжения, тревоги послереволюционной жизни. Контрастное сопоставление крупных цветовых плоскостей от синего до насыщенно бордового, композиционный аспект — пространство, сдавленное домами, подчеркивают эту общую тревожность. Длинные очереди за хлебом, расклеенные листовки на стенах домов — во всем печать времени — голодного 1918 года.

1918 год в Петрограде. 1920

Доморощенная мудрость

Троица. Эскиз для росписи на стекле. 1915

Троица. Эскиз для росписи на стекле. 1915

Жертвоприношение Авеля. Фреска церкви Василия Златоверхого, Овруч. 1910

Жертвоприношение Авеля. Фреска церкви Василия Златоверхого, Овруч. 1910

Праздничный, веселый, бесноватый,

С марсианской жаждою творить,

Вижу я, что небо не богато,

Но про землю стоит говорить!

Неканонический Ленин

Портрет В. И. Ленина. 1934

Скрипка. 1918

Селедка. 1918

Розовый натюрморт. 1918

Розовый натюрморт. 1918


Место и время действия

События рассказа происходят в 1930-е годы в России, в сибирской деревне.

Главные герои

Краткое содержание

И что в итоге?

Мальчик-рассказчик — просит прощения у бабушки за обман, через много лет вспоминает пряник в виде коня, который ему подарила бабушка.

Катерина Петровна — отругав мальчика, даёт ему пряник в виде белого коня с розовой гривой.

Дедушка — поддержал мальчика, помог ему извиниться перед бабушкой.

Заключение

Интерпретация поэмы в книге Лили Фейлер неверна. Красный на красном коне — это не ее возлюбленный. Это ее муза, ее гений. Тот самый, что требует отречься от детства (кукла), отречься от плотской любви (друг), отречься от материнства (сын). И все это так на нее похоже. Ярко, сильно и пронзительно. То, что отбирает саму жизнь, само существование, но дает взамен смысл и высоту.

Не Муза, не Муза, — не бренные узы
Родства, — не твои путы,
О Дружба! — Не женской рукой, — лютой,
Затянут на мне —
Узел.

Сей страшен союз. — В черноте рва
Лежу — а Восход светел.
О кто невесомых моих два
Крыла за плечом —
Взвесил?

Немой соглядатай
Живых бурь —
Лежу — и слежу
Тени.

Доколе меня
Не умчит в лазурь
На красном коне —
Мой Гений!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.03.2013. Поэма Цветаевой На красном коне сделана 1 февраля

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: