Музей и школа перспективы сотрудничества глебова

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель создаёт условия для культуротворческой деятельности; организует общение ребенка с предметным миром культуры (на уроках, во внеклассной работе и во внеаудиторных занятиях); содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей; высоко оценивает оригинальное личное творчество во всех его проявлениях. Ученик занимает позицию созидателя; является не сторонним наблюдателем, а заинтересованным исследователем; проявляется его личная ответственность в отношении к культурному прошлому, настоящему и будущему; проявляет бережное и уважительное отношение к культурному наследию; от ученика требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка.

«я видел, я слышал,

Рассматривая музейно – педагогические методы, следует выделить самые важные:

- погружение в среду;

- методы театрализации и инсценировки;

- элементы практического исследования, связанного с изучением предмета;

- метод репродуцирования (восстановление праздничных обрядов, фрагментов народных праздников).

Применение технологии музейной педагогики:

Учит слушать и слышать;

Мотивирует к активной жизненной позиции;

Воспитывает патриотизм, гражданственность;

Развивает интерес к истории, культуре, традициям родного края;

Способствует осмыслению собственной жизни и определению отношения к миру;

Повышает уровень культурно-личностного развития обучающихся;

Учит быть толерантным, уважать другие культуры, понимать и принимать их.

Разработанные методики проведенных уроков с использованием технологии музейной педагогики позитивно влияют на познавательный интерес, активность учеников в процессе выполнения предлагаемых заданий, а также на уровень сформированных знаний и умений.Таким образом, технология музейной педагогики играет позитивную роль в обучении и воспитании подростков.

Наши ребята любят музейные уроки.Одним из давних партнеров является музейный класс СОКМузея. Пилотный проект "Семь чудес света" ,в нем два занятия: итоговый урок по Древнему миру для 5-го класса и занятие для младшей школы в форме коллективно- познавательной игры " Путешествие к семи чудесам света".

В прошедшем учебном году ребята нашей школы посещали музеи не только Екатеринбурга и Свердловской области, но и Москвы и Санкт -Петербурга, Казани.В этих поездках мы стараемся выбрать из программы кроме обзорных и классических экскурсий, тематические и интересные мастер-классы, а также музейные уроки и квесты.


В заключении хочется еще раз отметить, что музейные уроки и познавательные экскурсии -это прекрасная возможность познакомить наших ребят с историей, культурой, обычаями и религиозными ценностями страны и народов.

1 Музей и школа: опыт создания единого образовательного пространства в преподавании ОРКиСЭ (на примере сотрудничества Государственного музея истории религии и ГБОУ СОШ 4 Кусто) Жиркова Галина Петровна, методист Василеостровского района

3 Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. (из общих положений курса)

4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕВРАЩЕНИЕ ВСЕГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

7 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений МУЗЕЙ ШКОЛА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТИ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ

8 Понимание единства целей, задач и методов их решения: соглашение о сотрудничестве между ГМИР и ГБОУ СОШ4 Кусто Корректировка тематического планирования с целью его оптимизации и включения занятий на музейной экспозиции в учебный план, разработка моделей взаимодействия в музейном пространстве Создание интегрированных модулей, включающих ОРКиСЭ, дисциплины гуманитарного профиля, работу на музейной экспозиции и в городском пространстве По итогом годовой апробации совместный сборник методических рекомендаций и разработок уроков Образовательная программа структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных и воспитательных задач

11 СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МОДУЛЕЙ

15 МУЗЕЙ Расширяет пространство культуры: дает возможность увидеть вещи, которые никогда не встречал, ушедшие из обиходной культуры, пришедшие из других культур, составляющие культуру современную Формирует опыт соприкосновения с подлинниками Способствует освоение музейных способов познания мира, основанных на визуальной коммуникации Вызывает эмоциональные переживания, являющиеся важным фактором развития личности Помогает формировать ценностные ориентиры

16 Включение образования в пространство культуры Формирование гуманистической личности Стимулирует творческий потенциал ученика и учителя Интеграция с другими гуманитарными дисциплинам Оптимизация учебного процесса Введение новых технологий и методик

17 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЧАСТЬ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАБОТА С САЙТОМ диалог и интерпретация


В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Ключевые слова: духовное наследие, экспонаты, образцы изобразительного искусства, зрительная память, художественный вкус, экскурсия, выставка, портретная живопись, художественный деталь, музейные материалы.

Совместную деятельность школы и музея рекомендуется проводить в нескольких направлениях [1]. Ведущий специалист в области музейной педагогики Б. А. Столяров рекомендует организовать два блока (секции);

1) Школа – музей в образовательной деятельности и 2) Музейная педагогика в школе. В его рекомендации входят в основном экскурсии и деятельность музея. Учителя школы должны быть готовы к совместной деятельности с сотрудниками музея.

Сотрудничество между школой и музеем целесообразно начать с составления программы и использовать её в учебном процессе прежде всего для воспитания учащихся в духе уважения к культурному наследию.

В данной статье мы попытаемся изложить методику использования музейных материалов учителями общественно – гуманитарных предметов и организаторами воспитательной работы на примере изучения отдельных тем. В аспекте сказанного выше на школу возлагаются следующие задачи:

· Пробудить у учащихся интерес к образцам изобразительного искусства, народного прикладного искусства, скульптуры и других видов искусств;

· Формировать у учащихся знания, умения и навыки на примере образцов искусства в области истории, литературы, общество ведения и др.;

· Привить учащимся чувство гордости и уважения к духовным ценностям;

· Довести до сознания учащихся понимание духовного богатства как комплекса духовных и материальных культурных ценностей;

· Воспитать культуру посещения музеев, осмотра и изучения музейных экспонатов, представляющих современную и древнюю эпохи;

· Формировать духовность, индивидуальные способности личности, творческий подход к окружающей действительности.

Использование материалов музея в процессе изучения общеобразовательных предметов, посредством организации передвижных выставок, исторических документов, образцов прикладного искусства, репродукций картин художников,

во-первых, воспитывает у учащихся уважение и чувство гордости к духовному наследию;

во-вторых, развивает у них художественный вкус, способность к размышлению, зрительную память, творческое воображение, эстетические чувства, так как познание действительности начинается с чувственного восприятия, которое является источником художественного мышления.

Разумеется, при изучении основ наук в школе нет возможности постоянно проводить уроки в музеях. Поэтому целесообразно организовать курсы повышения квалификации учителей при музеях для того, чтобы они вооружились методикой использования музейных материалов в условиях школы.

Возможности использования музейных материалов в школе при изучении школьных дисциплин, в особенности гуманитарных предметов, безграничны.

Ведущее место в этом отношении занимает литература. Писатель так же, как и художник, отражает действительность в образах, только литератор создаёт образы в словесной форме, а художник – красками и специальными приёмами: выбор сюжета, композиция, колорит (цветовая гамма), использование освещения через созданные образы не только воссоздаёт действительность, но и воздействует на чувства.

Идея, выраженная в художественной форме, оказывает более сильное влияние, поэтому целесообразно отбирать высокохудожественные произведения.

При знакомстве учащихся с произведениями искусства, будь то литература или другой предмет, речь не идёт о детальном подробном анализе. В этой связи необходимо соблюдать следующие требования:

· Реализация поставленных перед школой учебных и воспитательных целей при отборе содержания художественных произведений;

· Соответствие отобранных образцов искусства развитию познавательной деятельности учащихся;

· Соответствие изучаемой теме;

· Отобранные произведения должны быть высокохудожественными;

· Использование произведений искусств должно быть последовательным и постоянным.

На уроках литературы в 5-7 классах учащимся даются краткие сведения о жизни и творчестве писателей, рекомендуются для чтения отрывки из их произведений, привлекаются отдельные факты биографии. Учащиеся же должны иметь более широкие познания о писателе и его творческой деятельности. Поэтому учителю важно привлечь как можно больше дополнительных сведений, и в этом могут помочь фотографии, портреты, картины, предметы, хранящиеся в музеях.

В 5-9 классах проводится работа с портретами писателей, в 9 классе сведения о портретных изображениях писателей углубляются, кроме того привлекаются изображения общественно – политической жизни, окружающей обстановки того времени, когда жил писатель – всё это повышает уровень восприятия событий и эпохи.

В программе для 5 класса по изобразительному искусству содержатся сведения о портретной живописи. Благодаря видеофильмам, слайдам, репродукциям, относящимся к портретному жанру, учащиеся получают представление об этом жанре. На уроках литературы эти представления укрепляются на основе работы с портретами художников А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Б. Жалолова, А. Икромжонова, Ж. Умарбекова, создавших галерею портретов писателей.

В процессе изучения творчества Навои проводится сопоставление известных портретов, созданных узбекскими художниками, с биографическим текстом, дополняются сведения о Навои как поэте, государственном деятеле, великом гении и обычном простом человеке.

А. Навои – великий гуманист, основатель узбекского языка и литературы, талантливый и выдающийся учёный – энциклопедист, государственный деятель, писатель, поднявший узбекскую классическую литературу на новую ступень, выдающийся деятель культуры. При изучении его жизни и творчества следует остановиться на детских и юношеских годах, научной и творческой деятельности, заслугах в области культуры и благоустройства, общественно – политической деятельности и при этом использовать портреты: А. Навои и Абдурахмон Джоми, Навои и Хусайн Байкаро, созданные как при жизни Навои, так и в последующие годы.

Можно продемонстрировать портреты, созданные Махмудом Музаххибом, В. Кайдаловым, А. Абдуллаевым.

В 9 классе при изучении творчества Навои выясняется, какие из портретов Навои учащимся знакомы. Учащиеся называют портреты В. Кайдалова, А. Абдуллаева или те, которые встречали на страницах журналов, либо в литературно – краеведческих музеях и музеях изобразительного искусства.

Портрет Алишера Навои кисти А. Абдуллаева очень близок к портрету, написанному Махмудом Музаххибом. Об этом свидетельствует и словесное описание облика Навои в романе Айбека Навои. Учитель путём сопоставления словесного портрета и портрета, выполненного художником Абдуллаевым, раскрывает перед учащимися секреты воссоздания образа с помощью художественного слова.

Учащиеся, рассматривая портрет, обращают внимание на детали, отмеченные Айбеком. И писатель, и художник – один искусством слова, другой средствами живописи (кистью и красками) прекрасно воссоздали образ великого государственного деятеля Алишера Навои.

Первым создателем портрета Навои был ученик великого мастера Бехзода Махмуд Музаххиб, работа которого сохраняется в Тегеране в Шахиншахской библиотеке [3]. Портрет Навои, созданный Бехзодом, до нас не дошёл.

На портрете Музаххиба поэт изображён, будучи в преклонном возрасте. Он стоит, опираясь на посох, несколько наклонившись. Годы борьбы за правду и справедливость отразились в побелевших волосах и во всём облике. Поэт, будучи уставшим, всё же кажется активным, одухотворённым. Его слегка нахмуренные брови, углублённый в себя взгляд изображены живо и реально. Портрет Навои свидетельствует о Махмуде, как о сложившемся художнике.

Постоянные творческие занятия Навои, сложности и трудности государственной деятельности его явно утомили и отразились на здоровье. В период, когда великий поэт возглавлял государственную службу, по его инициативе создавались величественные здания, мечети, медресе и др. Он создал достойные условия для служителей искусства, науки, культуры и покровительствовал им. Одним из таких деятелей был Бехзод.

Если учитель приведёт примеры из жизни Навои, связанные с поддержкой, материальной и моральной помощью Бехзоду, то воспитательное воздействие таких фактов ещё более возрастёт.

Амир Алишер, сменив свою официальную одежду, приходит в келью бродячего художника (Бехзода) и стучится в дверь. Услышав ответ изнутри, он спрашивает разрешения войти. В келье он обнаруживает собственных изображений больше, чем шахских (т. е. Х. Байкаро).

Несколько удивившись, он спрашивает:

- Это чьи изображения?

Художник почтительно отвечает ему:

- Это портреты отца мастеров, великого деятеля, господина Амир Алишера, перед которым я сейчас стою.

- Почему до сих пор Вы не приходили ко мне?

- А зачем ? Если бы я пришёл к Вам, Вы бы меня одарили, и получилось бы, что я продаю свою произведения. Между тем, есть столько желающих приобрести Ваш портрет, что до Вас очередь не дошла бы.

Алишер Навои сыграл значительную роль в истории развития культуры и литературы узбекского народа. Как крупный поэт и мыслитель, он в своих произведениях выдвигает идеи гуманизма, просветительства, справедливости. Однако в его время трудно было реализовать свои чаяния.

Противники Навои постоянно преследовали его, в результате этих преследований и клеветы, его отправляют в Астрабад в качестве хокима, а точнее – в ссылку. Это сильно подействовало на него. В Астрабаде он чувствует себя скованным львом и выражает это состояние в своём рисунке.

Приведенные примеры из жизни Навои не только восполняют знания учащихся, но и призваны способствовать их вхождению в мир искусства, обогащению их знаний а также проявлению их творческих способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): Навой, портрет Навои, жизнь Навои, изобразительное искусство, музей, портрет, произведение, учащийся, художник, школа.

Ключевые слова

духовное наследие, экспонаты, образцы изобразительного искусства, зрительная память, художественный вкус, экскурсия, выставка, портретная живопись, художественный деталь, музейные материалы

Похожие статьи

Творчество и педагогическая деятельность народного художника.

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства

Началось углубленное исследование истории, миниатюры, фольклора и поэзии А.Навои.

Похожие статьи. Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева.

Портреты Амира Тимура и Захириддин Мухамеда Бабура.

Основные термины (генерируются автоматически): портрет, художник, изобразительное искусство, Великий полководец

Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Человек — многогранный источник творчества художника.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

Это закономерно. Западное изобразительное искусство в свое время также прошло трудный этап становления.

Чтобы понять смысл картин художника необходимо ознакомиться с трудами средневековых поэтов Востока — Аттара, Навои, Низами, Руми, с трудами.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале.

Неувядаемые, прославленные в веках произведения классиков восточной литературы — Абулкасыма Фирдоуси, Низами Гянджеви, Абдурахмана Джами, Алишера Навои

Он развил искусство живописи, рисовал портреты, различные иллюстрации к художественным книгам.

Фантазия художника стала явью, В доме мысли скрывается всё. Увидел себя средь изумительный лад

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

После знакомств с произведениями искусства, школьники не просто знакомятся с явлениями жизни, они так же получают представления об искусстве и обо всем прекрасном, которое нас окружает.

Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Значит, то, что начато нашими великими предками, то продолжают претворять в жизнь наше поколение, наши поэты-современники.

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои.

Девон является сборником почти всех стихов Навои-Фони, сочинённых на персидско-таджикском языке на протяжении всей жизни, и

В Узбекистане, как большое достижение навоиведения, был выпущен двадцатитомный сборник избранных произведений Алишера Навои.

О неизданной статье Е. Э. Бертельса по изучению творчества.

Довольно многие произведения Навои были изданы, но большей частью литографическим способом и без всякой критики.

Специальный сборник упомянутый в статье посвященной эпохе, жизни и творчеству Навои был издан Е. Э. Бертельсом только 1948 году.

О первоначальном процессе сбора рукописей произведений.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам

Он пришел к следующему выводу: из всех произведениях Навои, дошедших до Европы.

Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

ВложениеРазмер
cherkesova_e.v._statya_vak_no2.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

About the nature of interaction between the school and the museum in the social partnership

ABSTRACT : The social partnership is one of mechanisms of formation of civil and patriotic qualities of the person of the teenager. The modern education system – is the initiator of social partnership which help to solve a complex of educational tasks. As the ideal social partner for school the museum which provides sociocultural space for the solution of problems of civil and patriotic education of school students acts.

KEY WORDS : социальное партнерство, a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

О сущности взаимодействия школы

и музея в социально-партнерских отношениях

Аннотация : Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова : социальное партнерство, гражданственность, патриотизм, ценности личности, качества личности

Социальное партнерство, согласно точке зрения Крыловой Н.Б. – это способ организации совместной деятельности, которая выражается на базе развитых разнообразных форм сотрудничества по целенаправлению: сотрудничество в социальной сфере, в правовой сфере и информационно-образовательном пространстве школы [2; 87]. Мы, в свою очередь, предлагаем рассматривать социальное партнерство на нескольких образовательных уровнях: уровень низового социального партнерства – это организация партнерских отношений внутри образовательного учреждения, где равноправными партнерами признаются педагоги и учащиеся; переходный уровень социального партнерства, когда школа выходит за рамки собственного образовательного пространства, контактируя с представителями иных сфер общественного производства; продуктивный уровень социального партнерства, который проявляется в том, что система образования сама инициирует и устанавливает партнерские отношения. На наш взгляд, продуктивный уровень социального партнерства связан, прежде всего с взаимовыгодным сотрудничеством социальных партнеров в решении задач, поставленных ими перед собой.

Бесспорным является факт, что для сотрудничества учителя и ученика в образовательном процессе как своеобразного партнерства в решении образовательных задач (обучающих, воспитательных, развивающих) необходима мотивация педагогического сообщества. Так и в социальном партнерстве школы и музея необходима мотивация педагогов, которые выбирают формы совместной деятельности целесообразно потребностям и интересам учащихся, задачам воспитания юных граждан, в частности, развития гражданско-патриотических качеств подростков.

Исследование обнаружило, что большинство педагогов не выделяют особенностей социального партнерства школы и музея в образовании школьников, не осознают необходимость совместно принятых решений в их взаимодействии (договорных, организационных и др.); не видят социальное партнерство явлением современной социальной действительности; не понимают назначения социального партнерства школы и музея как социокультурного механизма в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника подросткового возраста.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства в области гражданско-патриотического воспитания объективно связана с тем, что основные его субъекты – школа и музей как социокультурные институты не могут эффективно реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом, говоря другими словами, им трудно обойтись друг без друга в достижении своих задач. Педагог О.В. Швейдер считает, что социальное партнерство – это особая сфера социальной жизни детей, делающая вклад в становлении их гражданственности [6;7]. Так речь идет о том, чтобы дети как равноправные партнеры включались в сотрудничество в условиях социального партнерства.

Сотрудничество музея и школы мы представляем в виде разноуровневой пирамидальной системы. Самой низкой стадией развития партнерства выступает знакомство, когда равноправные участники вырабатывают общие цели, ценности и ресурсное обеспечение сторон; эту стадию можно рассматривать как создание ситуации социального партнерства. Предполагается вынесение на всеобщее обсуждение вопросов о необходимости и сущности сотрудничества музея и школы: какие формы сотрудничества будут более эффективными? что думает о развитии сотрудничества каждая из сторон? как организовать сотрудничество, чтобы ребенок мог проявить способности и инициировать себя в системе социального партнерства?

Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка. Общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре. Современная доктрина образования не только не опровергает этого постулата, но и подключает музей как социокультурный институт к процессу формирования личностных характеристик школьников. А партнерские отношения между школой и музеем в масштабах государства, которые пока носят эпизодический характер, это неизбежная характеристика современного социально усложняющегося мира, в котором развивается образовательное пространство.

Читайте также: