Мусоргский картинки с выставки краткое содержание для детей

Обновлено: 05.07.2024

Однако Мусоргский не стремился к созданию музыкальных копий гартмановских рисунков, а интерпретировал их по-своему. Рисунки служили лишь толчком для фантазии композитора. Так, проект часов в виде избушки на курьих ножках вдохновил композитора на музыкальную картину полета Бабы-Яги. Рисунок гнома – игрушки для раскалывания орехов – превратился в психологический портрет некоего существа, а проект городских ворот в Киеве послужил поводом для создания подлинно эпической картины.

Однако наибольшую и вполне заслуженную популярность обрела оркестровка, выполненная в 1922 году Морисом Равелем. Выдающийся французский композитор гениально справился с задачей. Признанный мастер оркестра, Равель сумел глубоко проникнуть в замысел русского композитора: образы Мусоргского зажили в его партитуре новой жизнью.

Гартман изобразил запряженную волами польскую телегу на огромных колесах. У Мусоргского эта картина словно оживает. Телега движется медленно, тяжело, приближается и удаляется. Ее несмазанные колеса скрипят (грузные аккорды низких струнных и деревянных), а песня возницы звучит уныло и монотонно (солирующая туба). Стоит отметить, что соло данного инструмента в целом встречается крайне редко.

В основе данной яркой жанровой сценки – диалог с остро очерченными социально-психологическими портретами. Тема богача (унисоны низких струнных) с ее повелительными размашистыми интонациями выражает смесь презрения и медлительной важности. Тема бедняка, о чем-то умоляющего богатого соплеменника, основана на всхлипывающих интонациях, воспроизводит скороговорку, жалобное причитание (труба с сурдиной).

Это живая, полная света жанровая картина. Она изображает суету пестрой рыночной толпы, болтовню судачащих торговок и сплетниц.

Эта пьеса достойно завершает сюиту. Широкая тема движется богатырской поступью. Мотив суровой молитвы, праздничный перезвон – все рисует залитую солнцем эпическую картину Киевской Руси с ее мощью, величием и героическим размахом.


Картинки с выставки - один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.


Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.


Подпись

Жду ваших комментариев

Об авторе Татьяна Зильберт

Очень рада, что вас заинтересовал мой блог. Я педагог-музыкант с 30-летним опытом работы. Хочу помочь родителям и учителям Детских Музыкальных Школ в воспитании и развитии детей через музыку.


liudmila_leto все записи автора

Цикл начинается пьесой "Прогулка", что олицетворяет прогулку самого композитора по галерее от картины к картине, поэтому данная тема повторяется в промежутках между описаниями картин.
Произведение состоит из десяти частей каждая из которых передает образ какой-то картины.

исп.Святослав Рихтер
Прогулка 00:00
I. Гном 01:06
Прогулка 03:29
II. Средневековый замок 04:14
Прогулка 08:39
III.Тюильский сад 09:01
IV. Быдло 09:58
Прогулка 12:07
V. Балет невылупившихся птенцов 12:36
VI. Два еврея, богатый и бедный 13:52
Прогулка 15:33
VII. Лимож. Рынок 16:36
VIII. Катакомбы.Римская гробница 17:55
IX. Избушка на курьих ножках 22:04
X. Богатырские ворота. В стольном городе Киеве 25:02

Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 году свою известную оркестровку, а в 1930 году вышла её первая грамзапись.


Однако, цикл был написан именно для фортепиано!
При всей красочности оркестровки Равеля, он всё же утратил те глубоко русские черты музыки Мусоргского, которые слышны именно в фортепьянном исполнении.



Фортепиано:Владимир Горовиц.Запись:1951 г.
(00:00) 1. Promenade
(01:21) 2. The Gnome
(03:41) 3. Promenade
(04:31) 4. The Old Castle
(08:19) 5. Promenade
(08:49) 6. The Tuileries
(09:58) 7. Bydlo
(12:32) 8. Promenade
(13:14) 9. Ballet of Unhatched Chicks
(14:26) 10. Samuel Goldenberg and Schmuÿle
(16:44) 11. The Marketplace at Limoges
(18:02) 12. The Catacombs
(19:18) 13. Cum mortuis in lingua mortua
(21:39) 14. The Hut on Fowl's Legs (Baba-Yaga)
(24:56) 15. The Great Gate of Kiev

***
Картинки с выставки с песочной анимацией.

Рок-версия Картинки с выставки .


В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.

На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла.


Картинки с выставки — один из лучших шедевров в русской фортепианной музыке (1874). По форме это сюита, состоящая из десяти пьес, каждая из которых отражает содержание одной из картин художника Виктора Александровича Гартмана.

Для Модеста Петровича Мусоргского он являлся очень близким другом, поэтому внезапная смерть Гартмана в молодом возрасте (всего 39 лет!) буквально потрясла композитора.

Через год после этого трагического события по предложению Стасова была проведена выставка картин Виктора Гартмана, посвящённая его памяти. Однако лучшим памятником художнику стал фортепианный цикл, написанный его другом.

Идея его создания появилась у Мусоргского во время посещения выставки, и уже через три недели цикл был готов! Некоторые картины даже сложно назвать именно картинами. Это скорее зарисовки, эскизы, иногда просто намётки к театральным костюмам.

Это сам Мусоргский, который прогуливается по выставочному залу и время от времени останавливается перед очередной, заинтересовавшей его картиной (кликайте по картинкам для их увеличения). Вот они:

Сегодня, благодаря интернету, это стало реальным. Однако, увиденное сильно разочаровало меня: музыка Мусоргского в разы превосходит первоисточник по своей художественной ценности!

К тому же, на выставке картины продавались. Очевидно, продавались они и после выставки, так что в свободном доступе осталось всего 6 картин. Вы можете их видеть на моём блоге. Конечно, это всего лишь репродукции, да ещё и в электронном варианте, но всё же лучше, чем ничего.

Очень любопытна судьба этого фортепианного цикла. Во-первых, он не издавался при жизни автора и, соответственно, не был исполнен ни разу при жизни композитора.

Во-вторых, известность к этому произведению пришла благодаря оркестровой обработке французского композитора Мориса Равеля, запись этой обработки вышла спустя полвека после смерти Мусоргского.

Но сегодня я буквально покорена трактовкой Михаила Плетнёва. Считаю её наилучшей и потому именно её выбрала для размещения на своём блоге.

Мусоргский. Картинки с выставки


Мусоргский. Картинки с выставки

Внимание, друзья! С вами говорит рояль.

Смешной, неуклюжий гном на кривых, коротеньких ножках, стайка весёлых нарядных ребятишек в красивом зелёном парке Тюильри в Париже; домик-часы на курьих ножках, в котором, конечно же, живёт Баба-Яга; беспомощные цыплята в разбитых яичных скорлупках.

Виктор Гартман умер очень молодым. После его смерти в Академии художеств была устроена выставка из эскизов, набросков, архитектурных проектов и планов этого художника-архитектора.

Ровная, неторопливая музыка изображает спокойную, медленную походку человека, осматривающего выставку. И в то же время вступление будто предупреждает, подготавливает нас к тому, что сейчас мы услышим что-то интересное.

Маленький человечек, переваливаясь, пробежал немножко и остановился — трудно бегать на таких коротеньких, кривых ножках. Попробовал побежать медленнее — снова ничего не получилось.

Подождал чуть-чуть, отдохнул и старательно заковылял дальше. Спешит куда-то, подпрыгивает, спотыкается гномик. Опять устал, пошёл медленнее, но всё так же старательно и неуклюже. Похоже, он даже сердится сам на себя.

Побежал снова и — стоп! Оборвалась музыка. Упал, наверное, бедный.

Вот зазвучали отдельные, отрывистые нотки, музыка стала подпрыгивающей, нотки идут не плавно, рядом, а скачками на большом расстоянии — неуклюже, причудливо. Таким мы и видим этого лесного человечка.

Слушаешь, как чередуются одна за другой музыкальные фразы, разные по характеру, по силе, громкости звучания, и словно проходишь вместе с гномиком весь его нелёгкий путь по лесным кочкам, по дремучей лесной чаще, между перепутанных замшелых корней…

И этой музыке всё другое. Она тихая, медленная. Рояль звучит странно, словно играет какой-то старинный инструмент. Может быть, лютня.

Полилась необыкновенно красивая мелодия, задумчивая и вдохновенная. Мы не знаем, какими были песни трубадуров, но эта ночная тихая песня у стен старого замка полна истинно рыцарского благородства и трепетной взволнованности.

Нас ожидает какая-то новая картинка.

Вслушайтесь-ка в музыку. В ней скрытая сила и затаённый, глухой гнев. Растёт, ширится музыка, звучит всё громче, всё настойчивее. Потом она снова смиряется, затихает. Но теперь уже нас не обманет её кажущаяся покорность — мы уже видели грозную силу и гнев мужика, бредущего за своими волами.

В эту силу верили и Мусоргский, и Гартман.

Ой, какие же они потешные! Как уморительно потряхивают маленькими не обсохшими крылышками, переминаются с ножки на ножку и тихонечко попискивают тоненькими голосками.

От одной картины к другой ведёт нас композитор, сам с нами ходит по выставке. Доходим мы и до картинки, на которой изображены удивительные часы-домик, и слышим, как мимо со свистом и громом проносится в ступе хозяйка этого домика — Баба Яга.

Тяжёлые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником. Так выглядят ворота на рисунке Гартмана.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа. Как прекрасно передаёт рояль торжественный колокольный перезвон, и как великолепно использовал эту особенность рояля композитор.

Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский. О чём бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.

Презентация

В комплекте: 1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. Картинки с выставки:

Гном, mp3;
Прогулка, mp3;
Старый замок, mp3;
Прогулка, mp3;
Тюильрийский сад (Ссора детей после игры), mp3;
Быдло, mp3;
Прогулка, mp3;
Балет невылупившихся птенцов, mp3;
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга), mp3;
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.


Виктор Гартман.

Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии.

Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.

Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа.

При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.

Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. — Внезапно веселый говор обрывается. Краски сгущаются. Ряд застывших в неподвижности аккордов вызывает представление об образах мрачного подземелья, смерти, тлена. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Эта картинка — «Катакомбы.

Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Постепенно все нарастает ощущение праздничности.

Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения.

Модест Петрович Мусоргский — Картинки с выставки


Модест Петрович Мусоргский родился 9-го марта 1839 года. Первой учить музыке его стала мама. К семи годам Модест Петрович уже неплохо играл на фортепиано. В десять лет, следуя семейной традиции, отец отправил мальчика в Петербург в Школу гвардейских прапорщиков.

Параллельно с обучением в школе продолжались и уроки музыки, М.Мусоргский хорошо импровизировал и много сочинял. Обучал композитора в этот период А.Герке.

После школы его, как одного из лучших учеников отправили служить в Преображенский полк. Но служба казалась Модесту Петровичу пустой и скучной, по-настоящему свое призвание он видел в музыке, а именно в русской музыке. Благодаря своему интересу он знакомится с А.С.Даргомыжским, в доме которого собирались интересные музыканты. Здесь он и нашел себе будущего наставника Балакиева.

Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Друзья и знакомые отговаривали Модеста Петровича от такого решения, ведь быть гвардейским офицером сулит простую и успешную жизнь.

Но великий композитор окончательно решил то что решил, объясняя это как необходимость служить своему народу.

Вскоре после редактирования и только благодаря вмешательству друзей-артист либретто было поставлено в 1974 году на сцене Мариинского театра под управления Э.Ф.Направника. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Поэтому вскоре её сняли со сцены.

Вообще многие произведения Модеста Петровича небыли приняты общественностью, он сочинял так как не было принято в то время поэтому не мог стать популярным.

Вторая зарисовка призванная передать атмосферу средневекового замка и единственное что оживляет её — это образ трубадура, поющего неподалеку.

Зарисовка три — «Тюильский сад. Ссора детей после игры. Описывает детей на фоне Парижского городского парка.

Произведение номер восемь — «Катакомбы.

Список произведений

Музыкальная страна


Звучит другая картинка —

Резким контрастом к этой пьесе звучит. Следующая —

Это пятая картинка —

Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины.

Многолюдно, весело, шумно на Лиможском рынке. Оживленно болтают любопытные кумушки, обсуждая события городской жизни. Пьесе

Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Это

Следующий образ полон жизни и движения —

И сразу, без всякого перерыва, композитор переключает ваше внимание на следующую, последнюю, пьесу —

Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.


Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран.

Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.

Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов.

Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.


Moussorgski «Les Tableaux d’une exposition”
un film de
Iossif

В феврале 1874 г. Мусоргский посетил в Петербурге посмертную выставку своего близкого друга и единомышленника Виктора Гартмана. В.

Гартман был художником, архитектором, одним из основоположников псевдорусского стиля в архитектуре, сценографом в театре.
В этом же году Мусоргский написал цикл пьес для фортепьяно «Картинки с выставки.

В фильме приводятся :дошедшие рисунки к этому фортепьянному циклу, отсутствующие рисунки авторы фильма пробуют восполнить видеорядом из видео хроник; отрывки из исполнений Картинок пианистами, оркестрами, джазовыми ансамблями, поп-музыкантами; рассказ об оркестровке М.

отрывки из советского фильма о Мусоргском, комментарии экспертов и музыкантов.

Исполнение Картинок М. Плетневым сопровождает весь этот фильм.

Французский, русский, английский языки — перевод на французском языке
2012 г.

Promenade /Прогулка
Gnomus /Гном
Promenade / Прогулка
Il vecchio castello / Старый замок
Promenade / Прогулка

Tuileries. Dispute d’enfants après jeux / Тюильрийский сад. Ссора детей после игры
Bydło / Быдло
Promenade / Прогулка
Балет невылупившихся птенцов
Samuel Goldenberg und Schmuÿle / Два еврея, богатый и бедный
Promenade / Прогулка
Limoges.

Le marché. La grande nouvelle / Лимож. Рынок. Большая новость
Catacombae. Sepulcrum romanum /Катакомбы. Римская гробница
Cum mortuis in lingua mortua / С мёртвыми на мёртвом языке
Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
Богатырские ворота.

• Формировать основы музыкальной и художественной культуры.

• Продолжать знакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского

• Вызывать эмоциональный отклик на классическую музыку.

• Развивать слуховое внимание и память.

• Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения

• Расширять музыкальные впечатления.

Дети входят в зал и занимают свои места.

Портрет композитора (слайд №1)

Мусоргский родился 16 марта 1839г в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Завтра у композитора день рождения. Ему исполнилось бы 180 лет. Он происходил из старинного дворянского рода. Первым педагогом будущего композитора была его мать - Юлия Ивановна Мусоргская. Под ее руководством мальчик делал большие успехи в игре на фортепиано. Уже в семилетнем возрасте он играл небольшие сочинения.

Дарование сына радовало и отца - Петра Григорьевича Мусоргского, также горячо любившего музыку. Но никто из них не предполагал, что мальчик станет музыкантом. Ему готовилась другая участь. Все Мусоргские, происходившие из дворянского рода, служили по военной части.

В 10 лет Модест становится учеником Петропавловской школы в Петербурге. В 17 лет Мусоргский окончил школу и, несколько месяцев спустя, был зачислен на службу в Преображенский полк.

Портрет выпускника Преображенского полка (слайд №2)

В 19 лет он вышел в отставку. Благодаря этому он полностью мог посвятить себя творчеству, но остался без средств к существованию. Но он был молод, здоров, энергичен, окрылен большими планами и дружбой с замечательными людьми. Одним из таких друзей был художник Виктор Гартман.

Портрет В. Гартмана (слайд №3)

Однажды Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, Мусоргского заинтересовало несколько сюжетов.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию по выставке картин.

Муз. рук: А как вы думаете, в этом замке кто-нибудь живет или он заброшенный, нежилой?

Дети: В нем никого нет, он заброшенный, пустой.

Муз. рук. : Почему вы так думаете, как музыка рассказала об этом?

Дети: Музыка застывшая, грустная, тихая, медленная, таинственная.

Муз. рук. : Да, музыка звучит загадочно, волшебно, будто все замерло, заснуло. Мелодия грустная. Вы знаете сказку о спящей красавице? В ней рассказывается как принцесса, уколов палец веретеном, заснула на много-много лет. Вместе с принцессой заснули все, кто был в замке на балу. Замок погрузился в оцепенение, все замерло на сотни лет. Может быть это и есть тот самый замок.

А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.

Муз. рук: Что изображает эта музыка?

Дети: Музыка изображает, как птенцы появляются на свет.

Муз. рук: Правильно. Они вылупляются из яиц, разламывают своими клювиками и крылышками скорлупу и выкарабкиваются из нее. Забавные, смешные, они делают неловкие движения. Птенчики такие маленькие, слабенькие, но очень любопытные. Им хочется поскорее выбраться на свет из скорлупки и осмотреться.

Какая это по характеру музыка? (Легкая, суетливая)

Сейчас музыка будет звучать еще раз. Давайте потанцуем под эту музыку, будто мы маленькие птенчики и хотим поскорее вылупиться из скорлупки, постучим своими клювиками, помашем крылышками (Звучит пьеса. Дети танцуют.)

Муз. рук. :А нам пора идти дальше. Мы переходим в другой зал, к следующей картине.

Муз. рук. : Ребята, здесь находиться картина название которой мы с вами попробуем придумать сами, после того как прослушаем музыкальную пьесу на фортепиано.

Дети высказываются о своих впечатлениях и придумывают название пьесе.

Муз. рук: На картине изображена избушка на курьих ножках. (слайд №6).

И все мы знаем, что живет в этой избушке…

Муз. рук: Какой изобразил ее композитор? (Злющая, свирепая)

Муз. рук. : А теперь давайте под музыку попробуем изобразить Бабу-Ягу.

Звучит музыка. Дети изображают бабу Ягу.

Муз. рук. : Сегодня мы с вами побывали на выставке художника Виктора Александровича Гартмана. А помог нам в этом русский композитор М. П. Мусоргский.

- Вам понравилась музыка, которую сегодня слушали?

-Какая картина больше всего вам понравился?

Сегодня мы увидели, что и картину можно изобразить с помощью музыки. Нужно уметь внимательно вслушиваться в музыку, и она разбудит вашу фантазию, расширит и обогатит ваш внутренний духовный мир.

Читайте также: