Мулла нур краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Особой популярностью в 30-е годы, как уже отмечалось, пользовались “светские” и “кавказские” повести Марлинского. Недостаток значительного, яркого в реальной жизни требовал своего восполнения в других сферах, в данном случае – в искусстве, в литературе. Это во многом объясняет тот исключительный успех, которым пользовался в 30-е годы Марлинский и его повести.

По контрасту с окружающей будничностью в них находили живой красочный мир с кипящими страстями (“Фрегат “Надежда”, 1832), полный загадочности и опасностей (“Мулла-Нур”,

1836), преодолеваемых, как правило, находчивостью и волею людей, объединенных чувством собственного достоинства, любовью к родной земле (“Мореход Никитин”, 1834).

Мужественные, благородные герои повестей Марлинского увлекали читателей своим стремлением к духовному совершенству. Существенно и то, что, обращаясь к светской среде, создав канон “светской повести” (“Испытание”, 1831), Марлинский с прежних декабристских позиций раскрывал порочность аристократической морали. Он отстаивает искренность в отношениях, доброту, законы “чести”, хотя и принужден с этой целью прибегнуть к идеализации

Несостоятельность светских норм жизни наглядно раскрыта в повести “Фрегат “Надежда”. В высших кругах, как замечает автор, “от собачки до хозяина дома, от плиты тротуара до этрусской вазы – все нерусское, и в наречии и в приемах”. У представителей петербургской знати “под улыбкой нет выражения, под слогом не дороешься до мысли, под орденами – сердца”.

В этой связи необходимо отметить, что Марлинский с редкой в его годы смелостью выступил в защиту самобытных, “русских” начал в общественной жизни, отдавая должное трудолюбию, уму и смекалке людей из народа.

Романтической увлекательностью отличаются “кавказские” повести Марлинского “Аммалат-Бек” (1832) и “Мулла-Нур”. Помимо экзотической природы, ярких зарисовок местного быта, хорошо изученного Марлинским, многочисленных эпизодов, отличающихся авантюрно-приключенческой остротой, эти повести содержат в себе и характерные для романтического стиля обобщения, имевшие для 30-х годов XIX в. злободневный общественный смысл.

В основу повести “Аммалат-Бек” положена народная легенда, записанная Марлинским в Дербенте. В. ней рассказывается о дагестанском молодом хане Аммалате, перешедшем на сторону мюридов и убившем своего покровителя полковника русской армии Верхов-ского. Но писатель не ограничивается простым пересказом легенды. Он придает ей романтическую окраску, заостряя внимание не столько на событии, сколько на характере персонажа.

Аммалат-Бек – волевая, активная и в то же время мятущаяся натура. Этим объясняются быстрые переходы героя от преданности к недоверию, а от него – к мести. Аммалат-Бек попадает в сети, коварно расставленные врагами России, и, разжигаемый подозрениями, осуществляет расправу над человеком, который спас его от неволи.

Трагедия усугубляется тем, что Аммалат совершает это преступление как правое дело, надеясь в награду за него добиться руки возлюбленной Селтанет. “Природа подарила ему все, чтобы быть человеком в нравственном и физическом смысле, но предрассудки народные и небрежность воспитания сделали все, чтобы изувечить эти дары природы” – сказано об Аммалате в повести. Так Бестужев выходил к типично романтической коллизии: неблагоприятные обстоятельства оказывают губительное воздействие на личность искреннюю и доверчивую, “страсти”, как неумолимый “рок”, управляют человеком, часто оказываясь источником его жестоких внутренних противоречий.

Конфликт сильной, бунтарски настроенной личности с миром, где царствуют зло и несправедливость, определил кульминационную точку другой “кавказской” повести “Мулла-Нур”. Как и в предыдущей повести, Марлинский отталкивается от реальных источников.

Но стремление автора к романтическому переосмыслению действительных событий здесь еще более заметно, чем в первой (дербентовской) повести. И надо сказать, что это усилило бунтарский пафос изображения, вывело повесть за рамки традиционного приключенчества.

Мулла-Нур – главный персонаж повести – разбойник не по ремеслу, а по убеждению. Он мстит притеснителям, богатым, защищает обиженных. Это – “татарский Карл Моор”, как назвал его Белинский. И то, что он борется в одиночку, не затушевывает социальной природы его протеста.

Образ Муллы-Нура нарочито окутан дымкой таинственности. Неизвестно, что заставило его убить своего дядю И убежать в горы, кто его помощники в борьбе за справедливость. 11о такая недосказанность острее подчеркивает порыв героя к свободе. Его протест по-своему символизировал осуждение мрачной социальной действительности 30-х годов.

Не зря рассказ героя о самом себе “…превратился в какую-то жалобу, в какую-то прерывчатую исповедь, в чудный разговор с самим собою. ” (II, 459). Что-то похожее ощущали и наиболее передовые люди первого, самого тяжелого десятилетия после разгрома декабристов. “Разговор с самим собой”, “Жалоба” на настоящее станет лейтмотивом гениальной лирики Лермонтова.

Таким образом, в повестях Марлинского 30-х годов отнюдь не исчезли, хотя и заметно трансформировались прежние, декабристские идеи, связанные с критическим отношением к действительности, прославлением в человеке мужества, личной активности, нравственной чистоты и цельности. Стремясь воплотить эти черты в живом наглядном изображении, Марлинский обращался к остроконфликтным ситуациям, используя усложненную, подчас авантюрную интригу (“Мулла-Нур”), приемы внезапности (“Кровь за кровь”, “Лейтенант Белозер”). Положительные герои даны обычно в резком контрасте с окружающей средой (“Фрегат “Надежда”).

В ее характеристике автор прибегает к “узорчатому” стилю: пышным метафорам, неожиданным сравнениям, каламбурам, а подчас и едким колкостям, когда речь шла о негативных явлениях. Разнообразны и жанровые конструкции повестей Марлинского. Именно он придал известную законченность и достаточно яркую выразительность таким разновидностям (типам) романтических повестей, как “светская” (“Испытание”), авантюрно-приключенческая (“Аммалат-Бек”), историко-бы-товая (“Ревельский турнир”), историко-приключенческая (“Латники”).

Не утратили своего значения и “этнографические” (преимущественно очеркового характера) повести Марлинского.

Близ дороги из Дербента в Тарки, слева от которой возвышаются оперённые лесом вершины Кавказа, а справа опускается берег вечно ропотного, как само человечество, Каспийского моря, лежит дагестанское селение. Там в мае 1819 г. был праздник.

Кавказская природа прелестна весною, и все жители, пользуясь благами покоя этого замирённого края, расположились в долине и по склонам, чтобы любоваться лихими играми горской молодёжи. Всадник, отличавшийся ото всех красотою лица, стройностью фигуры, породистостью коня, богатством одежды и оружия, был племянник Тарковского правителя (шамхала) Аммалат-бека. Искусство его в джигитовке, во владении саблей и стрельбе равных себе не имело. Кто единожды видел, как он на скаку отстреливал из пистолета подкову своего коня, тот вовек того не забудет.

В тот же день вечером юный бек принимает почётного, но и опасного гостя. Горец вида гордого и грозного, Султан-Ахмет хан Аварский когда-то был генералом русской службы, но надменный нрав и неверная натура азиатца заставили его пойти на измену, и теперь не за одну уж учинённую им резню русские искали его, чтобы свести с ним счёты. На укоры хана, что негоже такому удальцу в игрушки играть, когда родные горы до самых вершин покрылись потопом священной войны с неверными, Аммалат отвечал с должной рассудительностью, но когда явился русский офицер, чтобы захватить мятежного хана, долг гостеприимства понудил его препятствовать этому. Султан-Ахмет нанёс русскому удар кинжалом — теперь Аммалат виновен перед властями и должен бежать, чтобы вместе с ханом участвовать в набегах на мирную сторону.

Вскоре, однако, предприятие их, произведённое в союзе с грозными чеченцами, окончилось неудачей, и вот уж раненый Аммалат в доме аварского хана. Раны его тяжелы, и по первому возвращению из забытья кажется ему, что он уж не на земле, раздираемой враждою и кровопролитьем, но в раю, назначенном для правоверных, ибо кто же иначе юная гурия, поправляющая ему покрывало? Это между тем Селтанета, дочь хана, полюбившая раненого юношу. Аммалат отвечает ей глубокой и страстной любовью, что нередко властно охватывает девственное сердце азиатца. Но где победствует любовь, там грядёт расставанье — вскоре хан посылает поправившегося юношу в новый набег.

Удар прикладом по голове свалил на землю юного храбреца Аммалата.

И коварный хан не ограничился словами, полными угрозы. По приказу его старая кормилица Аммалата сказала юноше, будто слышала слова Верховского, что он собирается, забрав Аммалата в Россию, предать его там суду. В сердце Аммалата разыгрывается борьба чувств не менее жестокая, чем сама война кавказская. Ненависть к предполагаемому лицемерию Верховского, влечение к Селтанете и надежда на будущее счастье вступили в смертельную схватку с чувством братской любви и благоговением перед умом и добротою русского офицера Мрак невежества и уродство воспитания пересилили зачатки добродетели в тёмной душе азиатца. Охваченный страстью и возбуждённый обманом, он решился.

Аммалат скрывается от погони. Бродит в горах. Он сделал лишь часть дела. Но у него нет головы полковника. Ночью он совершает зверское дело гробокопства. С головой своего благодетеля в мешке мчится он теперь к аварскому хану, терзаемый совестью, но надеющийся овладеть своей Селтанетою.

Прошли годы. Аммалат скитался с тех пор по Кавказу, был в Турции, искал в бесконечных битвах смерти и забвения. Повреждённая совесть и дурная слава сопровождали его повсюду.

Из примечаний автора. Происшествие это подлинное. Постоянно пребывая на Кавказе, пришлось слышать его от многих людей, хорошо знавших и Верховского, и Аммалата. Рассказ ни в чем значительном не отступает от истинных слов их.

Пересказал Л. Б. Шамшин. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание:

Секундантом Правина был некто Границын – как Репетилов, пародия на всё плохое и хорошее. Он проповедует Правину о том, какие нравы в Питере, чего стоит репутация женщин и как Правину надо поднапрячься, чтобы у него стало побольше женщин. Правин не верит, приводит в пример свою Веру. Границын усмехается – за Верой увивается какой-то юнец, а она и рада. Правин вспоминает, что да, есть такой, страдает по этому поводу. Письмо Нилу Павловичу о том, как он без приглашения заявился к какому-то типу под предлогом посмотреть его обширную библиотеку, там же по случайности гостила Вера, около неё юнец. Правин убил их взглядом и удалился с какой-то книжкой испанского моряка (типа за ней приезжал, не подумайте ничего лишнего).

Правин наконец занялся делом. Своей дотошностью извёл всех. Но иногда выезжал в Питер, избегал встреч с княгиней, но простаивал часами в Эрмитаже рядом со статуей, похожей на Веру, и рыдал. Один раз Вера его за этим и застала, он назвал её обманщицей, она сказала, что юнец – родственник мужа, жених Софьи, её кузины, и она не оправдывалась бы, если бы его не лю… Ну, она убежала домой и пролежала пару недель с температурой.

Перед смертью Правин успел накропать Вере письмо, которое ей принёс Нил Павлович. На корабле траур, но его чинят, он куда-то плывет, капитаном стал Нил Павлович (по ходу, если бы Правин выжил, его бы, П., судили военным судом).

Бестужев Александр Александрович (1797–1837) — русский писатель, публицист, поэт, литературный критик. Один из виднейших представителей романтического направления в русской литературе. Близкий друг А. С. Пушкина, участник декабристского восстания. В краткой биографии Бестужеа-Марлинского собраны самые интересные факты из жизни и творчества писателя.

Ранние годы

Александр Александрович появился на свет 23 октября (3 ноября) 1797 года в Санкт-Петербурге в обедневшем дворянском семействе. Семейный союз родителей Александра был по тем временам уникальным: Александр Федосеевич, принадлежавший к знатному роду Бестужевых, взял в жёны девушку из простой семьи, которая выходила его во время тяжёлого ранения в голову во время Русско-шведской войны.

Таким образом Александр Федосеевич с самого начала заложил искры вольнодумства в своих сыновьях. Кроме того, он был очень образованным человеком, увлекался трудами французских просветителей, и именно от него Александру передалась любовь к литературе.

Образование Александр Бестужев получил в Горном кадетском корпусе. Не окончив учёбу, он поступил на службу в Лейб-гвардии Драгунский полк в чине юнкера. В этот период и появился псевдоним будущего писателя — Марлинский, так как его полк стоял рядом с Петергофом в Марли.

Во время службы Бестужев начал писать, познакомился со многими писателями и общественными деятелями своего времени. Новые знакомства привели молодого человека в тайное Северное общество.

Восстание декабристов

Александр Бестужев-Марлинский, биография которого была тесно связана с декабристами, принимал прямое участие неудачном восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Не дожидаясь ареста, он добровольно сдался властям и был приговорён к казни, заменённой каторжными работами и ссылкой в Сибирь, в Якутск.

Спустя несколько лет у ссыльных декабристов появился шанс на получение свободы. Для этого нужно было принять участие в войне на Кавказе. Бестужев-Рюмин решил не упускать этот шанс и в 1829 году был зачислен рядовым в Отдельный Кавказский корпус с возможностью вернуть офицерское звание достойной и верной службой.

В сражениях с горцами Бестужев-Рюмин проявил себя бесстрашным воином, за что был награждён.

Литературная деятельность

Бестужев-Марлинский категорически не принимал классицизм, считая, что это литературное направление давно устарело. Он был большим поклонником романтизма и зачитывался произведениями Шекспира, Шиллера, Байрона. Их творчество оказало большое влияние на Александра Бестужева-Марлинского, который предпочитал изображать своих героев сильными, незаурядными, страстными натурами. Для русской литературы начала XIX века это было новаторством.

Личная жизнь

Во время службы на Кавказе Александр Бестужев-Марлинский встретил свою любовь в лице Ольги Нестерцовой — дочери погибшего унтер-офицера. Ничто не омрачало их счастья в течение года, который они вместе провели в Дербенте. Роковая случайность оборвала жизнь девушки: она случайно задела заряженный пистолет, получив смертельное ранение в грудь.

Бестужев-Марлинский тяжело переживал смерть своей возлюбленной, которую пережил на 4 года. Писатель скончался 7 июля 1837 года на мысе Адлер во время схватки с горцами. Он был так жестоко изрублен, что тело его так и не удалось опознать.

Читайте также: