Морис равель дитя и волшебство краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Опера, замысел которой зародился во время Первой мировой войны, воплощает вечную мысль о том, как важно оставаться добрым всегда, и особенно важно не допускать зло и жестокость в детскую душу. Единственный человек среди персонажей оперы – мальчик шести-семи лет, чья партия поручена меццо-сопрано (мама особой роли не играет), у главного героя даже нет имени – он просто Дитя. Он отнюдь не выглядит маленьким ангелом: ребенку надоело учить уроки – и он злится, ломает вещи, рвет книги, обижает Кошку и Белку. Но пострадавшие вещи оживают, чтобы покарать маленького обидчика, из порванной им книжки сказок выходит принцесса, горько упрекая его, ожившие страницы из учебников диктуют задачи. В саду он чувствует себя одиноким, наблюдая за веселыми играми животных, птиц, насекомых, которым тоже есть за что ненавидеть маленького проказника. Но завершается опера оптимистично: Дитя проявляет сострадание к Белке, которой он причинил боль, и перевязывает ей лапку. Звери понимают, что ребенок раскаивается в своих поступках.

Опера-балет в двух картинах. Либретто С. Г. Колетт.
Премьера: Монте-Карло, 21 марта 1925 года, под управлением В. де Сабаты.

Действующие лица:

  • Дитя (меццо-сопрано)
  • Мать (контральто)
  • Кушетка (сопрано)
  • Китайская чашка (меццо-сопрано)
  • Огонь (колоратурное сопрано)
  • Принцесса (колоратурное сопрано)
  • Кошка (меццо-сопрано)
  • Стрекоза (меццо-сопрано)
  • Соловей (колоратурное сопрано)
  • Летучая мышь (сопрано)
  • Сова (сопрано)
  • Белка (меццо-сопрано)
  • Пастушка (сопрано)
  • Пастух (контральто)
  • Кресло (бас-кантандо)
  • Стенные часы (баритон)
  • Чайник черного фарфора (тенор)
  • Маленький старичок (тенор-альтино)
  • Кот (баритон)
  • Дерево (бас)
  • Лягушка (тенор)
  • Скамья, диван, пуф, качалка, цифры, пастушки, пастухи, лягушки, животные, деревья

Действие происходит в Нормандии в настоящее время (начало XX века).

История создания

Сюжет

Летним днем на даче шести-семилетнее Дитя готовит урок. Ему скучно, хочется играть. Разозленный ребенок решает делать все наперекор матери. Он разбивает принесенные ею для завтрака чайник и чашку, ранит белку, тащит кошку за хвост, рвет книги, кочергой раздирает обои и расшвыривает угли в камине. Насладившись произведенным опустошением, он падает в кресло, но. теперь бунтуют вещи: они оживают и угрожают мальчику. Дитя плачет. Из разорванной книжной страницы выходит прекрасная Принцесса и упрекает его. Внезапно неведомая сила похищает ее. Дитя ищет среди разбросанных листов конец волшебной сказки, но ему попадаются страницы учебников. Они диктуют задачи, пока Дитя не падает от головокружения. В опустевшей комнате, озаренной лунным светом, появляются Кот и Кошечка. Играя, они бегут в сад, Дитя следует за ними.

Музыка

Начало оперы выдержано в прозрачных тонах. Ярко характерен дуэт неповоротливого Кресла и кокетливой Кушетки, выдержанный в ритме менуэта. Соло Часов — быстрый марш, сопровождаемый размеренным звоном. Дуэт Чайника и Чашки — фокстрот в пентатонном ладу. Насыщена виртуозными пассажами ария Огня, напоминающая сицилиану. Балет пастушков и пастушек — изящная пастораль в старофранцузском духе. Зачаровывает прозрачная ария Принцессы с ее убаюкивающим ритмом. Гротескный хор и танец цифр механистичен, с ощутимым ритмом галопа или канкана. Вторая картина — это цепочка вальсов, то серьезных, то комических, то элегических.

Морис Равель / Maurice Ravel

Впрочем, все это были детали, не задерживающие внимания композитора: он был связан договором, который нельзя было просрочить. Целых пять недель пропало из-за гриппа, были и другие препятствия, но они не помешали ему закончить работу вовремя, партитура была представлена в срок, и уже 21 марта 1925 года на сцене Театра Монте-Карло состоялась премьера.

А. Прюньер, присутствовавший на спектакле, опубликовал в том же году статью, в которой говорил о мастерстве композитора, богатстве выдумки и фантазии, особенно в области оркестровки. На это обращает внимание и Прокофьев, также слушавший один из первых спектаклей. Опера Равеля находилась в сфере интереса к сказочному, игрушечному, всегда жившему в сердце композитора, ее сюжет открывал широкий простор для полета фантазии, которая бьет ключом в этой нарядной и остроумной партитуре.

Надо было очень любить мир детской сказки, чтобы написать такую музыку — наивную и одновременно изощренную в применении технических ресурсов, в том числе недавно освоенных композитором. Речь идет, прежде всего, о политональной технике, использованной в некоторых эпизодах оперы. Как и всегда у Равеля, политональность не нарушает красоты и изящества звучания — композитор остается в сфере своих эстетических вкусов, не поступаясь ими ради требований экстравагантной моды.

Во многом опера близка к более ранним произведениям Равеля, но она и отличается от них — на ней лежит печать другого времени; отсюда обилие политональных эпизодов, джазовые ритмы, необычные тембровые эффекты. Все это не является самоцелью, подчинено художественному замыслу композитора, сумевшего передать поэтическое обаяние волшебной сказки.

Действие начинается идиллически — звучаниями квинт и кварт, которые несколько разнообразятся сменами метра. Вторая половина летнего дня на даче; на сцене — ребенок, не желающий готовить уроки и наказанный за это матерью: он заперт один в доме. Разбушевавшийся капризник рвет учебники и тетради, ломает вещи. В музыке использованы приемы политональной техники: черно-белая диатоника, сочетание мажора и минора в секундовом отношении. Все здесь весело, задорно, увлекает контрастами кратких, быстро сменяющих друг друга эпизодов.

Дальше следует остроумный дивертисмент вещей, сразу переключающий действие в сказочную сферу. Это сюита несколько стилизованных танцев, по самому своему характеру естественная для композитора, любившего игрушки и окружившего себя ими в своем доме. Он легко мог представить себе предметы домашней обстановки в облике персонажей сказочной оперы, воплотить их в музыке, полной фантазии, написанной в духе изящного гротеска.

Первое явление — Старинное кресло и Кушетка, танцующие немного неуклюжий менуэт. Частое использование увеличенных трезвучий, причудливые форшлаги в среднем регистре и другие детали создают комический характер номера, привлекшего в свое время внимание Прокофьева. Далее на сцену выходит персонаж, близкий сердцу Равеля, — Часы, у которых злой мальчик сломал маятник. Они отбивают удар за ударом и никак не могут остановиться. Вся сцена проходит в размеренном движении аккордов, мелодический и ритмический рисунок оркестра прост, разнообразие вносится интонационными поворотами вокальной партии. Это не так изощренно, как перекличка часов в лавке Торквемады, но характер старого служаки — часового механизма — очерчен верно, хотя и несколько прямолинейно.

Фантастические персонажи — Огонь и Пепел — воплощены в музыке скерцо, идущего в ритме тарантеллы, переполненной острыми тембровыми звучаниями. В вокальной партии Огня, порученной колоратурному сопрано, выделяются легкие, точно порхающие заключительные пассажи, вначале на звуках нонаккорда (f-a-c-e-g), затем на гаммообразных последованиях. Оригинальна небольшая сценка борьбы Огня с Пеплом, набрасывающим на Огонь серый покров.

В действие вступают фигуры, изображенные на старинных обоях, — звучит волынка, развертывается изящная хоровая перекличка, все в стиле игрушечной пасторали. В ней много любопытных деталей, — например, параллельные большие септимы, появляющиеся поочередно у мужских и женских голосов.

Сам Равель больше всего любил дуэт Кота и Кошки, Построенный на глиссандирующих интонациях. Небольшая сценка примечательна тонкостью юмора, это не чистое звукоподражание, что легко могло быть подсказано текстом.

Наконец, в действие снова вступает Дитя — сцена раскаянья, прощения, за которой следует возврат к несколько варьированной музыке вступления, создающей рамку для всего повествования. Так заканчивается феерическое, сказочное представление.

Сюжет:

Летним днем на даче шести-семилетнее Дитя готовит урок. Ему скучно, хочется играть. Разозленный ребенок решает делать все наперекор матери. Он разбивает принесенные ею для завтрака чайник и чашку, ранит белку, тащит кошку за хвост, рвет книги, кочергой раздирает обои и расшвыривает угли в камине. Насладившись произведенным опустошением, он падает в кресло, но. теперь бунтуют вещи: они оживают и угрожают мальчику. Дитя плачет. Из разорванной книжной страницы выходит прекрасная Принцесса и упрекает его. Внезапно неведомая сила похищает ее. Дитя ищет среди разбросанных листов конец волшебной сказки, но ему попадаются страницы учебников. Они диктуют задачи, пока Дитя не падает от головокружения. В опустевшей комнате, озаренной лунным светом, появляются Кот и Кошечка. Играя, они бегут в сад, Дитя следует за ними.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Французский композитор рубежа 19-20 веков Морис Равель всю жизнь любил играть.

Равеля на протяжении всего творческого пути привлекали темы, связанные с детс.

Дитя (меццо-сопрано) Мать (контральто) Кушетка (сопрано) Китайская чашка (мец.

Дитя (меццо-сопрано) Мать (контральто) Кушетка (сопрано) Китайская чашка (меццо-сопрано) Огонь (колоратурное сопрано) Принцесса (колоратурное сопрано) Кошка (меццо-сопрано) Стрекоза (меццо-сопрано) Соловей (колоратурное сопрано) Летучая мышь (сопрано) Сова (сопрано) Скамья, диван, пуф, качалка, цифры, пастушки, пастухи, лягушки, животные, деревья. Действие происходит в Нормандии в настоящее время (начало XX века) Белка (меццо-сопрано) Пастушка (сопрано) Пастух (контральто) Кресло (бас-кантандо) Стенные часы (баритон) Чайник черного фарфора (тенор) Маленький старичок (тенор-альтино) Кот (баритон) Дерево (бас) Лягушка (тенор) Либретто С. Г. Колетт.

Летним днем на даче шести-семилетнее Дитя готовит урок. Ему скучно, хочется и.

Летним днем на даче шести-семилетнее Дитя готовит урок. Ему скучно, хочется играть. Разозленный ребенок решает делать все наперекор матери. Он разбивает принесенные ею для завтрака чайник и чашку, ранит белку, тащит кошку за хвост, рвет книги, кочергой раздирает обои и расшвыривает угли в камине

Начало оперы выдержано в прозрачных тонах. Ярко характерен дуэт неповоротливо.

Начало оперы выдержано в прозрачных тонах. Ярко характерен дуэт неповоротливого Кресла и кокетливой Кушетки, выдержанный в ритме менуэта. Соло Часов — быстрый марш, сопровождаемый размеренным звоном. Дуэт Чайника и Чашки — фокстрот в пентатонном ладу. Насыщена виртуозными пассажами ария Огня, напоминающая сицилиану. Балет пастушков и пастушек — изящная пастораль в старофранцузском духе. Зачаровывает прозрачная ария Принцессы с ее убаюкивающим ритмом. Гротескный хор и танец цифр механистичен, с ощутимым ритмом галопа или канкана. Вторая картина — это цепочка вальсов, то серьезных, то комических, то элегических

Следующий номер — знаменитый фокстрот Чайника и Чашки. Верный своему методу.

Далее на сцену выходит персонаж, близкий сердцу Равеля, — Часы, у которых зло.

Далее на сцену выходит персонаж, близкий сердцу Равеля, — Часы, у которых злой мальчик сломал маятник. Они отбивают удар за ударом и никак не могут остановиться. Вся сцена проходит в размеренном движении аккордов, мелодический и ритмический рисунок оркестра прост, разнообразие вносится интонационными поворотами вокальной партии. Это не так изощренно, как перекличка часов в лавке Торквемады, но характер старого служаки — часового механизма — очерчен верно, хотя и несколько прямолинейно

Насладившись произведенным опустошением, он падает в кресло, но. теперь бун.

Насладившись произведенным опустошением, он падает в кресло, но. теперь бунтуют вещи: они оживают и угрожают мальчику. Дитя плачет. Из разорванной книжной страницы выходит прекрасная Принцесса и упрекает его. Внезапно неведомая сила похищает ее

Дитя ищет среди разбросанных листов конец волшебной сказки, но ему попадаются.

Дитя ищет среди разбросанных листов конец волшебной сказки, но ему попадаются страницы учебников. Они диктуют задачи, пока Дитя не падает от головокружения. В опустевшей комнате, озаренной лунным светом, появляются Кот и Кошечка. Играя, они бегут в сад, Дитя следует за ними.

«Деревья, цветы, совсем маленькая зеленая лужица, большой ствол дерева, увиты.

Дитя хватают, толкают, тянут из лап в лапы, но в азарте, поскольку каждый хоч.

Дитя хватают, толкают, тянут из лап в лапы, но в азарте, поскольку каждый хочет покарать его сам, начинают драку, во время которой Дитя оказывается забытым. К его ногам падает раненая Белка. Дитя перевязывает ей лапку и падает без сил. Звери понимают, что ребенок раскаялся. Ведь он проявил доброту к Белке. Они поднимают Дитя и несут его к дому, зовя маму

Опера отличается остроумной, остро характерной музыкой, симфоническим развити.

Учитель арифметики, в сопровождении подвластных ему цифр, — великолепное скер.

Сам Равель больше всего любил дуэт Кота и Кошки, Построенный на глиссандирующ.

Сам Равель больше всего любил дуэт Кота и Кошки, Построенный на глиссандирующих интонациях. Небольшая сценка примечательна тонкостью юмора, это не чистое звукоподражание, что легко могло быть подсказано текстом

Бунтующие вещи изображены чисто инструментальным тематизмом, тогда как персон.

Бунтующие вещи изображены чисто инструментальным тематизмом, тогда как персонажам, симпатизирующим мальчику, присущи более напевные, теплые мелодии. Широко применено звукоподражание (кошачье мяуканье и фырканье, звон часов и разбитой чашки, кваканье лягушек, порханье легких крылышек, стон деревьев и т. п.)

Одна из самых феерических страниц партитуры — сцена лягушек и насекомых, равн.

Читайте также: