Моргунова о н профилактика плоскостопия и нарушений осанки в доу

Обновлено: 05.07.2024

Так как большую часть дня ребенок проводит в детском саду, образовательная программа дошкольной организации предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Но некоторые методы и приемы, что отлично работали еще 10-20 лет назад, сейчас уже совершенно не применимы. К современным детям нужен современный подход. Поэтому в дошкольной организации постоянно ведется поиск новых подходов к оздоровлению детей, основанных на анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. [1] Проблема оздоровления детей - не кампания одного дня, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

С 2018 года дошкольные организации участвуют в муниципальном проекте по профилактике нарушенийопорно-двигательного аппарата. Дошкольная организация, в которой я работаю в том числе работает в области коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. С началом реализации муниципального проекта, в ДОУ была создана модель работы. Она состоит из четырех направлений:

1. Реорганизация развивающей предметно-пространственной среды физкультурных центров групп;

2. Корректировкадвигательного режима групп;

3. Взаимодействие специалистов дошкольной организации между собой, а также со специалистами нескольких клиник;

4. Работа с родителями.

По первому направлению была проведена обширная работа. Прежде, чем менять предметно-пространственную развивающую среду в группах, каждый педагог должен понимать, как и что в ней необходимо изменить. Поэтому на начальном этапе была проведена работа с коллективом консультативного и разъяснительного характера. Преобразование развивающей предметно-пространственной среды физкультурного центра для профилактики нарушений осанки и плоскостопия происходило не только посредством закупки необходимого оборудования по списку, разработанному специалистами, но и путем изготовления нестандартного физкультурного оборудования из бросового материала, благодаря помощи родителей воспитанников.

Затем группы пополнились новой картотекой упражнений и подвижных игр для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата по сезонам. Кроме изменений в физкультурных уголках групп, в дошкольной организации созданы все условия для работы в этом направлении: преобразился спортивный зал, спортивная площадка, бассейн, появились дорожки здоровья, расширился спектр атрибутов для оздоровительных игр.

В дошкольной организации создана система физкультурно-оздоровительной работы, направленная на профилактику опорно-двигательного аппарата, которая постоянно совершенствуется. Для воспитанников ДОУ составлен двигательный режим, где используются разнообразные формы двигательной активности с разной подвижностью: во время утренней гимнастики, в физкультминутках между образовательными игровыми ситуациями, в подвижных играх и физических упражнениях на прогулке, в индивидуальной работе с воспитанниками, в гимнастике после сна, во время занятий по физкультуре. В течение всего дня используются физические упражнения, как основное средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Регулярно проводится утренняя гимнастика, в вводную часть, которой, обязательно включается профилактическая ходьба, упражнения для укрепления мышц спины и для здоровья стоп.

В гимнастике после сна - используются дыхательные упражнения, самомассаж рук и ног, упражнения, формирующие правильную осанку, и ходьба по дорожке Здоровья. Проверка осанки стала ежедневным правилом. Она проводится в игровой форме. В каждой группе воспитатели по-своему придумали, как ее обыграть.

Упражнения, направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, включаются во все части физкультурного занятия, мы используем их и при проведении физкультминуток, динамических пауз, особенно когда на улице идёт дождь и нет возможности выйти на прогулку. В ходе режимных моментов проводятся беседы по сохранению здоровья. Два раза в неделю дети занимаются плаванием. Это эффективное средство профилактики и исправления нарушений опорно-двигательного аппарата. В дошкольной организации плавание непрерывно связано с физкультурой.

На прогулке двигательная активность детей осуществляется в разнообразной игровой деятельности: подвижные игры чередуются с непродолжительными малоподвижными. Физические упражнения носят имитационный характер и состоят из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, этюдов, которые подбираются в соответствии с решением конкретных оздоровительных и развивающих задач.

Родителей, мотивированных значимостью и важностью данной работы, оказалось очень много – большая часть не только искренне заинтересованы в оздоровлении своих детей, но активно принимают участие во всех вопросах и мероприятиях по профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Ведь в младшем возрасте сложно определить данные виды нарушений, если это только не патология или врожденные особенности детей. Осматривать детей на данный вид нарушений начинают только со старшего дошкольного возраста, а большей части выявленных проблем можно было бы избежать при помощи профилактических мер, направленных на укрепление мышечного корсета и свода стопы с младшего возраста. [3] Поэтому задача дошкольной организации – предотвратить появление нарушений опорно-двигательного аппарата у детей к старшему дошкольному возрасту.

Привычка к здоровому образу жизни, правильной ходьбе, осанке, культуре здоровья вырабатывается не за один день, поэтому продолжение целенаправленной работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и применение здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе позволят со временем добиться успеха в таком важном деле, как оздоровление детей. [4]

2. Седловская И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников // Информация по физкультуре – 2012. - № 5 – 67-71 с.

3. Потапчук А. А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009

4. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Рекомендации по профилактике плоскостопия у детей

Рекомендации по профилактике плоскостопия у детей РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ Плоскостопие – распространенное заболевание опорно - двигательного аппарата, выражающееся.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся.

Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ : практ. пособие / авт.-сост. О. Н. Моргунова. - Воронеж : ТЦ "Учитель", 2005 (ГУП Смол. полигр. комб.). - 109 с. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-98225-025-2 (в обл.)

Пособие предназначено для воспитателей, инструкторов по физической культуре, специалистов, занимающихся коррекцией осанки в ДОУ.
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика -- Дошкольная педагогика -- Российская Федерация -- Воспитание -- Виды воспитания -- Физическое воспитание -- Развитие движений. Гимнастика
Шифр хранения:
FB 3 04-71/78
Электронный заказ

Коррекция и профилактика нарушений функции стоп у детей дошкольного возраста являются наиболее актуальными в системе дошкольного физического воспитания. Количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в частности с плоскостопием, ежегодно увеличивается. Ранняя диагностика и своевременное выявление нарушений особенно необходимы на ранних этапах формирования сводов стопы. В статье представлены результаты плантографического обследования, характеризующие возрастные и половые особенности развития сводов стопы у детей дошкольного возраста. В результате исследования выявлены четыре вида нарушений сводов стопы, а именно: различные степени плоскостопия в медиальной, латеральной и в средней части стопы, а также такие виды нарушений, как полая стопа и стопа с пониженным сводом в средней части стопы и вальгизирование пяточной кости при обследовании задней части стопы. Полученные данные подтверждают наличие значительного количества дошкольников с различной степенью отклонениями в формировании свода стопы.


1.Бублик В.Г. Лечение плоскостопия у детей // В.Г. Бублик//Материалы научно-практической конференции детских травматологов-ортопедов России 25-27 мая 2000 г., Старая Руса, “Актуальные вопросы детской травматологии и ортопедии”/ С.-Петербург. – 2000. – С. 370-372.

2. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи в восстановительном лечении деформаций стоп у детей: дис…к.м.н/ О.А. Кузьмичева. - СПб, 2002. – 160 с.

3. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: практическое пособие / О.Н. Моргунова. - Воронеж: Учитель, 2005. - 109 с.

4. Самусев Р.П. Профилактика и реабилитация нарушений опорно-двигательного аппарата средствами физической культуры: учебно-методическое пособие / Р.П. Самусев; Л.Б. Дзержинская; Л.В. Царапкин. – Волгоград: ВГАФК, 2008. – 76 с.

5. Лагутин М.П., Самусев Р.П. Структурно-функциональные изменения стопы при циклических центробежных нагрузках у спортсменов-бегунов / М.П. Лагутин, Р.П.Самусев - СПб: Морфология, 2009. – С.79-81.

В настоящее время проблема профилактики и лечения отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья [1]. Особое внимание заслуживает профилактика и коррекция нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие.

Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся фиксированным уплощением ее сводов. Различают продольное, поперечное и комбинированное плоскостопие.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но, и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на функции самого позвоночника, а так же на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2, 5].

Формирование стопы происходит до 6-летнего возраста. Соответственно, чем раньше обнаружено плоскостопие, тем легче его вылечить. Именно до 6 лет, когда не закрыты точки окостенения легче предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку. Только в этот период можно говорить о наличии или отсутствии плоскостопия [3].

Следует отметить, что при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях деформация свода стопы не прогрессирует и является обратимым процессом [4]. Поэтому ранняя профилактика нарушения плоскостопия у детей заслуживают особого внимания.

Результаты исследования и их обсуждение

Целью настоящего исследования является оценка состояния свода стопы у детей дошкольного возраста.

Обследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 255 г. Волгограда. В исследовании приняли участие 18 девочек и 23 мальчика в возрасте 4-5-ти лет.

С помощью программно-аппаратного комплекса производилась регистрация и анализ 82 плантограмм. В основе компьютерной плантографии лежит прямое сканирование стоп с проведением дальнейшего анализа снимков. Плантограммы снимались в положении стоя, так, чтобы масса тела ребенка была равномерно распределена на обе ноги.

В результате обследования свода стопы у детей среднего и старшего дошкольного возраста выявлены отклонения от нормы в медиальной и латеральной части стопы, а так же в среднем и заднем ее отделах.

Компьютерная обработка данных обследования детей 4-х-5-ти лет показала, что наличие вышеперечисленных отклонений имеет место у всех испытуемых без исключения.

Обследование свода стопы детей 4-х лет выявило следующие отклонения от нормы. Нарушения в медиальной части левой стопы выявлены у 35% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – у 10%, плоскостопие III степени – у 15% .

Нарушения в медиальной части правой стопы выявлены у 20 % детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 10%, плоскостопие II степени – 5%, плоскостопие III степени – у 5% испытуемых.

На рисунке 1 наглядно представлены выявленные нарушения в медиальной части правой и левой стопы.


Рис. 1. Нарушения в медиальной части правой и левой стопы

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 50% испытуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 20%, плоскостопие II степени – 20%, плоскостопие III степени – 10%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены у 50% обследуемых, из них плоскостопие I степени наблюдается у 30% испытуемых, плоскостопие II степени – у 5%, плоскостопие III степени – 15%.

Выявленные нарушения в латеральной части представлены на рис.2.


Рис. 2. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 80% обследуемых детей, в частности 60% имеют полую стопу, 15% – стопу с пониженным сводом, 5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части представлены на рис.3


Рис. 3. Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 55 % обследуемых детей;

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 35 % обследуемых детей.

Следует отметить, что 35% детей имеют незначительное отклонение от нормы и при проведении специальных профилактических мероприятий, направленных на укрепление сводов стопы, приведет в дальнейшем к правильному ее формированию.

Наличие значительных отклонений от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) выявлено у 65% детей. Целенаправленная и своевременная работа над укреплением сводов стопы позволит предотвратить развитие плоскостопия.

Обследование свода стопы детей 5-и лет выявило следующие отклонения от нормы:

Нарушения в медиальной части левой стопы, а именно плоскостопие I степени выявлено у 14,2% детей.

Нарушения в медиальной части правой стопы не выявлены.

Нарушения в латеральной части левой стопы выявлены у 37,2% детей, из них плоскостопие I степени наблюдается у 23% испытуемых, плоскостопие II степени – у 9,5%, плоскостопие III степени – у 4,7%.

Нарушения в латеральной части правой стопы выявлены 47,5%, из них плоскостопие I степени наблюдается у 42,8%, плоскостопие II степени – у 4,7%.

На рисунке 4 наглядно представлены выявленные нарушения в латеральной части правой и левой стопы.


Рис. 4. Нарушения в латеральной части правой и левой стопы

Нарушения среднего отдела левой стопы зафиксированы у 70,9% обследуемых детей, в частности 52% имеют полую стопу, 9,5% – стопу с пониженным сводом, 4,7% плоскостопие II степени, 4,7% имеет плоскостопие III степени.

Нарушения среднего отдела правой стопы зафиксированы у 90,2 % обследуемых детей, в частности 57% имеют полую стопу, 19% – стопу с пониженным сводом, 4,7% – плоскостопие I степени, 9,5% имеет плоскостопие II степени.

Выявленные нарушения в средней части стопы представлены на рис.5.


Рис. 5 Нарушения в средней части правой и левой стопы

Нарушения заднего отдела левой стопы, а именно вальгизирование пяточной кости наблюдается у 57% обследуемых детей.

Нарушения заднего отдела правой стопы − вальгизирование пяточной кости выявлено у 57% обследуемых детей.

Выводы

Анализ полученных результатов на наличие отклонений свода стопы от нормы показал, что у 62% детей данные отклонения незначительны, и при соблюдении профилактических мер приведут к нормальному формированию сводов стопы.

38% детей имеют значительные отклонения от нормы (плоскостопия II и III степени по нескольким или одному показателю) и требуют своевременного лечения.

Плантографическое обследование, в основе которого лежит сканирование стопы, является одним из перспективных методов диагностики патологии стопы и позволяет выявить различные деформации стопы на ранних стадиях, подобрать оптимальные средства, направленные на коррекцию выявленных нарушений и провести эффективные профилактические мероприятия.

Рецензенты:

Сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше.

ВложениеРазмер
programma_zdorovyachok.docx 116.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

от 30.08.2018 г. № 1

Программа дополнительного образования по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей

инструктор по ФИЗО

Программа рассчитана на детей 5-7 лет

Срок реализации программы 1 год

г. Когалым, 2018 г.

I Целевой раздел

Цель и задачи реализации программы…………………………………………..

Принципы и подходы к реализации программы………………………………..

Этапы реализации программы

Организационные и методические особенности программы………………….

Возрастные особенности детей………………………………………………….

II Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности……………………………………

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы. Основные формы организации с детьми………………………….

Педагогические условия реализации программы………………………………

Педагогическая диагностика освоения программы…………………………….

Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………..

Способы и направления поддержки детской инициативы…………………….

III. Организационный раздел

Материально-техническое обеспечение программы………………………….

Методическое обеспечение программы……………………………………….

Организация развивающей предметно – пространственной среды………….

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы:

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы укрепления и сохранения здоровья детей, направлена на профилактику и коррекцию функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей и является модифицированным вариантом, так как содержание обучения базируется на практических рекомендациях известных авторов.

Отличительные особенности программы.

- Комплексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых способствует укреплению и сохранению здоровья детей.

- Наличие физиологического обоснования программы с учетом возрастных особенностей детей.

- Данная программа может применяться в любом дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры.

- Знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях, имеют практическую значимость. - Программа не дублирует ни один из предметов. Она закладывает основы укрепления здоровья и предусматривает активную практическую деятельность детей и воспитателя.

Актуальность программы состоит в том, сегодня жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время общество стремится к тому, чтобы все дети, начиная с раннего возраста, росли здоровыми и гармонически развитыми. Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. По данным опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Все чаще и чаще в детском саду стали встречаться дети с плоскостопием, а значит и с нарушением осанки, так как эти заболевания взаимосвязаны. Плоскостопие чаще всего встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно-связочным аппаратом. Нередко нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: про дольное, поперечное или продольно - поперечное. Наиболее часто встречающей патологией у детей дошкольного возраста является деформация свода стопы - ее уплощение. Речь идет о продольном плоскостопии, так как поперечное плоскостопие в детском возрасте встречается сравнительно редко. Плоскостопие - это не только косметический дефект. Оно часто сопровождается болями в стопах, голенях, повышенной утомляемостью при ходьбе, затруднениями при беге, прыжках, ухудшением координации движений, перегрузкой суставов нижних конечностей, более ранним появлением болевых синдромов остеохрондроза. Дошкольный возраст - это важный период, когда закладывается основы здоровья, развиваются двигательные навыки, закаливается организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности. Профессор И.А. Аршанский, более тридцати лет назад дал формулу важнейшего закона развития: ведущей системой в организме ребенка является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются в зависимости от нее. Нагружая скелетно-мышечную систему, мы не только делаем ребенка сильным и ловким, но тем самым развиваем и укрепляем его сердце, легкие, все внутренние органы. Включение в интенсивную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию резервов мощности и прочности организма, которые, в свою очередь, и определяют меру крепости здоровья. В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях организованных детских коллективов.

Программа направлена на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, укрепления здоровья детей, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста; по форме организации программа является кружковой; по времени реализации - годичной.

Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте период формирования структуры костей еще не завершен. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы- разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую, кифотическую, выпрямленную, а также ассиметричную.

Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка.

При всех формах нарушениях осанки затрудняется в той или иной степени работа сердца, легких, диафрагмы. Нагрузка на позвоночник распределяется неправильно, а в дальнейшем могут появиться боли. Раннее выявление нарушений осанки важно, чтобы своевременно начатое комплексное лечение могло дать положительные результаты.

Отчего может нарушиться осанка?

1) Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в этой позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в группе, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и в школах.

2) Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3) Привычка ребенка стоять с опорой на одну ту же ногу. В норме правильная ходьба – это такая ходьба, когда масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая на других).

Плоскостопие является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа – опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению.

Отсюда возникает необходимость разработки комплексной программы оздоровления детей с учетом региональных климатогеографических особенностей.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: плоскостопие, профилактика плоскостопия, коррекция плоскостопия.

PREVENTION AND CORRECTION OF FLAT FEET: AN OVERVIEW OF SCIENTIFIC MATERIALS

Gatskan O. V.*

Science and Production Organization Unitekhplast LLC, Rostov-on-Don, Russia

Abstract

Keywords: flat feet, prevention of flat feet, correction of flat feet.

Введение

Зачастую при проведении профилактических осмотров у детей выявляется плоскостопие, что вызывает определенное беспокойство у родителей. Причинами формирования плоскостопия могут быть разные: особенности физиологии конкретного ребенка, травмы, развитие болезни, малоподвижный образ жизни, ожирение, неправильная обувь и прочие причины [6]. У большинства детей плоскостопие со временем проходит [5], но процент детей с сохранением плоскостопия или даже с развитием осложнений, вызванными плоскостопием, до взрослого периода в последние десятилетия растет [11]. Широкое распространение плоскостопия и других патологий опорно-двигательной системы среди детей и подростов говорит о неэффективности и/или недостаточности традиционных методов профилактики и коррекции плоскостопия.

Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательной системы человека, характеризующееся уплощением свода стопы и нарушением нормального функционирования мышечных тканей, суставов и костей стопы [6]. Плоскостопие ведет к изменению формы стопы, снижению балансировочной, рессорной, толчковой и опорных функций стопы, что в итоге ведет к нарушению походки, усталости и болезненным ощущениям при беге и ходьбе, нарушениям всей опорно-двигательной системы человека.

В рамках данного исследования рассмотрим научные работы, касающиеся профилактики плоскостопия среди детей и подростков, кроме этого, рассмотрим и те работы, в которых поднимается вопрос профилактики плоскостопия у взрослых.

Целью данного исследования является проведение обзора российской научной литературы касательно профилактики и коррекции плоскостопия.

Методы и источники исследования

Плоскостопие Лечение плоскостопия Профилактика плоскостопия Реабилитация плоскостопия
Научная статья в журнале 430 44 56 4
Книга или часть в книге 45 2 17 4
Материалы научной конференции 270 15 64 16
Диссертация 31 10 7 0
Патент 67 32 9 0
Итого 843 103 153 24

Примечание: составлено автором по [22]

Следует отметить, что в данной статье под профилактикой плоскостопия понимаются меры по устранению плоскостопия за счет различных физических упражнений, под коррекцией плоскостопия – меры по устранению плоскостопия за счет различных внешних приспособлений (специальная обувь, супинаторы, специальные тренажеры и прочее), под лечением – хирургическое вмешательство в строение стопы с целью устранения плоскостопия.

Проведем далее краткий обзор научных публикаций в сфере профилактики и коррекции плоскостопия в российских научных изданиях.

Основные результаты

Анализируя научную литературу касательно профилактики плоскостопия, сразу необходимо отметить, что в основном она касается профилактики среди детей дошкольного и школьного возраста, а также студентов высших учебных заведений.

Моргунова О.Н. [15] и Красикова И.С. [14] предлагают методические рекомендации по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы, таких как плоскостопие, нарушение осанки и сколиоза у детей дошкольного возраста. Подход Моргуновой О.Н. основан на использовании специальных физических упражнениях, подход же Красиковой И.С. на применение специального детского массажа и комплекса гимнастических упражнений.

При профилактике плоскостопия в раннем школьном возрасте, по мнению Костенко Е.Г. и Соколова В. Л. [13], необходимо изменить стандартную школьную программу физического воспитания, дополнив её оздоровительным плаванием, упражнениями корригирующей гимнастики и специальных подвижных игр, целью которых является коррекция плоскостопия.

Для детей старшего школьного возраста и студентов рекомендуется активная физическая нагрузка для коррекции плоскостопия и устранения мобильного плоскостопия за счет специализированных физических нагрузок в рамках общей системы физического воспитания [18].

Отдельно изучалась такими учеными как Галкиным Ю.П. и Комачевой О.А. [4] тема строения, функций, профилактики плоскостопия у профессиональных спортсменов. В работе подчеркивалось, что наличие плоскостопия у спортсмена может значительно повлиять на его показатели в худшую сторону, поэтому важна профилактика и коррекция плоскостопия.

Следует отметить, что вопрос профилактики плоскостопия в научной литературе в основном рассматривается для детей и подростков, для взрослых очень редко. В этом плане можно привести работы Ефимова А.П. и Нестеровой С.К. [8] и Козловой Т.Н., Дьякова В.Г., Царапкина Л.В. [12], в которых приводятся упражнения для детей и взрослых для профилактики плоскостопия в основном за счет укрепления мышц опорно-двигательной системы.

Основной формой профилактики плоскостопия, согласно научной литературе, является специальные физические упражнения.

Бедарева М.С. [2] предлагает следующие упражнения:

Также различные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия предлагаются различными учеными: Струковой Т.С. и Чубаковской И.В. [19].

Вообще о важности повышения интереса детей при выполнении корригирующих упражнений при плоскостопии говорят многие ученые. Длительное выполнение упражнений по профилактике плоскостопия со временем приводит к снижению интереса со стороны детей к правильному их выполнению. Некоторые видят выход из данной ситуации в использовании специальных ортопедических ковриков [3] или специальных деревянных конструкций [16].

В исследовании Петухова Н. А. и др. [17] сравнивался эффект специальных упражнений по профилактике плоскостопия со стандартными упражнениями среди детей дошкольного возраста. Контрольная группа выполняла упражнения по общепринятой спортивной гимнастике, экспериментальная – по специально разработанной методике с применением корригирующих упражнений. В результате экспериментальная группа показала значительно лучшие результаты по коррекции плоскостопия, чем контрольная: прирост показателей соматического свода стопы составил 10,5%, индекс Чижина: -46,2%, индекс Фридлянда: + 9,9%.

О важности дополнительного самомассажа после физических упражнений при профилактике плоскостопия указывала также Знатнова Е.В. [9].

Следующим способом профилактики и коррекции плоскостопия можно считать плавание и специальные упражнения в бассейне. Юн Л.В. [23] предлагает методику профилактики плоскостопия в бассейне, которая заключается в выполнении дыхательных упражнений, плавании брасом, плавании в ластах для укрепления мышц стоп, игры на воде. Преимуществом, по мнению автора, профилактик плоскостопия на воде являются более интенсивная форма тренировок по сравнению с тренировкой на суше, происходит дополнительное развитие органов дыхания, имеет место тонизирующее действии холодной и теплой воды в бассейне.

Калб Т.Л. и Макарова М.К. [10] в своей работе рассматривают один из наиболее популярных способов профилактики плоскостопия у детей, а именно ортопедическую обувь. Проводится сравнение эффективности использования стандартной ортопедической обуви, имеющей высокий внутренний берец с индивидуально выполненной обувью. Такое лечение пациентов обычно продолжается от восьми месяцев и при этом дети носят обувь не менее 5-6 часов в день. В результате авторы указывают на низкую эффективность подобной стандартной ортопедической обуви, связывая это с тем, что она лишь пассивно корректируют деформацию стопы, но при этом не тренируют сводоподдерживающие мышцы нижних конечностей. Авторами предлагается своя авторская конструкция индивидуально произведенной обуви с супинацией стопы и иного исполнения подошвы, для повышения эффективности лечения данным методом. В своих исследованиях они опираются на регулярное амбулаторное наблюдение за порядком 280 детьми в возрасте от 3 до 8 лет, с плосковальгусной деформацией стоп.

Заключение

Проанализировав современную научную литературу по профилактике и коррекции плоскостопия, можно сделать следующие выводы. Плоскостопие является серьезной проблемой современного общества, все чаще у детей и взрослых диагностируют данную патологию опорно-двигательной системы человека. Специалисты рекомендуют заниматься диагностированием плоскостопия в детском возрасте и в случае выявления принимать меры по профилактике и в случае необходимости коррекции. Существуют на сегодняшний день следующие формы профилактики и коррекции плоскостопия:

1) специальные корригирующие упражнения, которые можно проводить в игровой форме;

2) специальные корригирующие упражнения с применением различных дополнительных приспособлений (ортопедических ковриков, полусфер и пр.);

3) лечебный массаж и самомассаж;

4) лечебное плавание;

5) применение корректирующих приспособлений (супинаторы, различные стельки, ортопедическая обувь и прочее).

Следует отметить, что сегодня в России отсутствует общепринятая единая методика по диагностике, профилактике и коррекции плоскостопия в России. Многие ученые предлагают свои авторские методики по решению проблемы плоскостопия, особенно в детском возрасте. На наш взгляд, следует провести широкомасштабный эксперимент по апробации различных методик по профилактике и коррекции плоскостопия среди детей и взрослых и уже на этих данных вводить в систему дошкольного, школьного и высшего образования единую систему по профилактике и коррекции плоскостопия.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: