Мор йокаи черные алмазы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Юный мой собрат по ремеслу, Друг любимый, рад твоей я славе! Помнишь - я предсказывал тебе? Предсказанье это стало явью, - писал Петёфи.

Дай мне руку для рукопожатья,
Юный воин! Ведь давным-давно
О таком я и мечтал собрате.
Очень ты обрадовал меня,
Не один я нынче в нашем войске!
Ну так что же, друг! Начнем борьбу -
Победим или умрем геройски, -

писал в эти годы Петёфи.

Соглашение 1867 года, несмотря на сохранившийся монархический строй, зависимость от Австрии, привилегии дворянства и бесправие крестьян, привело к значительным социально-экономическим сдвигам и создало условия для капиталистического развития.

Строились фабрики, заводы, расширялись и перестраивались шахты и рудники. Только за четыре года (с 1869 по 1873 г.) протяженность железнодорожной сети увеличилась втрое. С участием иностранных капиталовложений создавались акционерные общества, основывались банки, игравшие все большую роль в экономике страны. Правда, иностранные, и в первую очередь австрийские, капиталисты, используя экономическую отсталость Венгрии, старались прибрать к рукам наиболее прибыльные предприятия, а подчас и целые отрасли промышленности. Особенно охотно субсидировалось строительство частных железных дорог и каменноугольная промышленность. Таким образом, Вена подчиняла экономику Венгрии своим интересам.

Так вот, оказывается, каков он - этот пастырь душ, сладкоречиво разглагольствующий о сплочении общества, разъединенного взаимной враждой и непониманием. И все же крушение аббата Шамуэля вызывает у писателя двоякое чувство: он словно сожалеет о громадных возможностях этого незаурядного человека, который пошел совсем не по тому пути, о котором мечтал Йокаи.

Тупой и самодовольный маркиз Салиста ему не менее омерзителен, чем буржуазные дельцы всех мастей - от напомаженного изящного банкира Феликса Каульмана, готового торговать собственной женой, до министра, цинично вымогающего взятки. Их образы, выхваченные из самой жизни, реалистически достоверны и убедительны.

В новой для Йокаи реалистической манере написана и трагикомическая фигура Ференца Чанты - венгерского собрата Плюшкина и Гобсека. На собственном опыте Чанта постигает непреложный закон капитализма: большая рыба съедает маленькую. Неглупый человек, казалось бы, в совершенстве овладевший низменными методами обогащения, оказывается беспомощным в схватке с биржевыми китами и неожиданно для самого себя превращается в маленькую рыбешку, плывущую по течению навстречу собственной гибели.

Жизнь десятков людей, заживо погребенных под землей, не волнует членов акционерного общества: их страшит лишь падение курса акций. А австрийскому князю Вальдемару Зондерсгайну пожар в шахте, грозящий уничтожить богатейшие каменноугольные залежи, даже на руку.

Однако фантастика в романе занимает второстепенное место: она подчинена социальным и политическим проблемам времени. В форме прозрачной аллегории Йокаи противопоставляет подлому и алчному миру собственников свободную и гармоничную жизнь нравственно чистых людей, считающих варварством какое бы то ни было угнетение человеческой личности. Красота грядущего для Йокаи не отделима не только от научного и технического прогресса, но и от новых общественных отношений, благодаря которым человек, имеющий все, что ему нужно, становится прекрасным и счастливым. Устами одного из своих персонажей писатель называет рассказ о загадочной стране Магнетизма сатирой на государственный и общественный порядок Венгрии.

Действительно, утопическая концепция романа наталкивает читателя на далеко идущие выводы, до которых сам Йокаи не доходил.

Всем романом, в первую очередь образом Ивана Беренда, писатель-либерал стремится убедить власть имущих: смотрите, таким должен быть каждый из вас, и тогда наша несчастная страна, раздираемая противоречиями, превратится в безмятежный земной рай, обитель спокойствия и процветания, где не будет ни стачек, ни забастовок.

Влюбившись в Эвилу, Беренд серьезно думает о женитьбе на ней, и, словно оправдывая решение своего героя, Йокаи пытается доказать читателям, что многие из великих людей были счастливо женаты на девушках из простонародья. Однако Эвила отвечает отказом, и вскоре роковая случайность разлучает их. Постепенно образ Эвилы, борьба за нее четырех соперников становится самостоятельной сюжетной линией, тесно переплетающейся с судьбой Беренда.

В образе Эвилы звучит гордость автора за человека труда, которому не страшны никакие испытания, потому что он умеет довольствоваться тем немногим, что у него есть, умеет находить радость и в самой тяжелой работе. Однако в нем отразились не только сильные, но и слабые стороны мировоззрения Йокаи. Трудно поверить, что Эвила, привыкнув к успеху на сцене и осознав всю власть своей красоты, так легко смирилась с участью чернорабочей, что ей, как, впрочем, и другим героям Йокаи, чужд какой бы то ни было социальный протест.

Мор Йокаи - Черные алмазы

Мор Йокаи - Черные алмазы краткое содержание

Роман крупного венгерского романиста Мора Йокаи "Черные алмазы" (1870) посвящен судьбам Венгрии конца 60-х годов XIX века, в период развития капитализма, дает широкую картину венгерского общества того времени.

Черные алмазы - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Перевод с венгерского E. Тумаркиной и Т. Воронкиной Послесловие Е.Умняковой © Corvina Kiado, 1981

ISBN 963 13 1223 2

Отпечатано в Венгрии, 1981

OCR и правка: 2005, KPATEP [email protected]

В Пятикнижии сказана правда – мир и в самом деле был сотворен за шесть дней.

Только вот дни те отмерялись песочными часами господа, в которых каждая песчинка – год. Один день – сто тысяч лет.

Но как бы там ни было, а вчерашний день нам известен.

Есть у нас великая книга – земная кора. Пласты в ней как листы в книге – один на другом; каждый лист – десять, сто (кто знает точно – сколько?) тысяч лет. Дерзновенная человеческая жажда знания проникла в эти страницы с помощью заступа, молота, лома, бура. Каждый лист здесь исписан буквами, сведениями, которые одно тысячелетие оставляет другому: вечно мертвыми и вечно творящими свидетельствами. Человеческий разум научился их читать.

За огнем находится пар. Всеобъемлющий пар, в котором живут вместе железо, гранит, алмазы, золото. На самом деле живут. Отчего так получилось?

Порождение вулкана – базальт – уже повествует о том, что Земля жила, но жизни на ней еще не было. Она жила сама по себе, ни с кем не разделяя своего бурного существования. Великие битвы вела она! С огнем и воздухом, собственным круговращением и притяжением луны.

Затем отдельные листы земных отложений начинают рассказывать туманные легенды о минувших тысячелетиях.

Там, в вечных пластах, покоятся окаменевшие реликты животного и растительного мира прошлых веков; и все они один за другим оживают перед взором исследователя.

В самом первом слое не встречается ничего, кроме бесцветных растений – морской тины и папоротников, хвощей и плаунов, которыми не питается ни одно животное, и бесконечного разнообразия низших видов фауны – улиток и моллюсков. Им принадлежал тогда мир.

Выше, в силурийском слое, появляются рыбы, водные обитатели удивительных форм, – теперь из тех полутора тысяч видов ни в морях, ни в реках не осталось ни одного. В следующем, девонском слое уже начинается мир ящеров.

Эти животные – семисаженные чудовища с могучими костями – некогда были, вероятно, властелинами земли. Рядом с ними нет следов никаких иных растений, кроме папоротников и ликоподиев. Ящеры питались мясом- они поедали друг друга.

Первое травоядное – гигантский игуанодон- появляется в меловом слое юрского периода. А сам меловой слой – сплошь из крохотных ракушек.

Ближе к поверхности слои земли полны останков гигантских млекопитающих, вместе с ними погребена вся растительность исчезнувшего мира, собранная по видам и спрессованная на страницах огромного гербария.

Каким же был этот вчерашний мир?

Атмосфера была вдвое выше, чем ныне, и поэтому небо представлялось не лазурным, а огненно-красным, и по вечерам и утрам переливалось красками, словно фарфоровое. Солнце и луна при восходе и заходе казались вдвое больше, чем сейчас.

Слои земли были еще горячие, море было в десять раз больше суши, поэтому между двумя полюсами царило вечное лето, регулируемое теплотой воды и высотой атмосферы.

Лед и снег покрывали лишь оба полюса, где косые лучи солнца не давали земле тепла – там лето сразу переходило в зиму. Такие же белые пятна, уменьшающиеся в перигее и снова увеличивающиеся в апогее, виднеются на полюсах светящейся красным светом планеты Марс.

Суша состояла из разбросанных островов, на большей части которых дымились вулканы, иногда сразу по нескольку, – вулканы с застывшими потоками бесплодной лавы, покрытые вечными снегами, и с короной пламени на ледяных вершинах; у подножья огнедышащих гор простиралась первобытная плодородная почва, теплая и влажная, -такой она появилась на белый свет из чрева кипящего моря.

Кто знает, каким по счету преобразованием земли было это? Но оно не было последним.

Папоротники и хвощи, известные нам сейчас в виде карликовых растений, в те времена были высокоствольными деревьями, вроде нынешних сосен, а сосны – колоссами высотой с колокольню, и там, где росли сосны, вперемежку с ними красовались и пальмы. Растительный мир еще не нашел себя: были в нем тростники, похожие на пальмы, таинственные растения, представляющие собой нечто среднее между пальмами и соснами, соснами и хвощами. Среди растений-гигантов никогда не попадались цветы. Не было еще пестрого украшения лугов – ароматного и медоносного цветочного моря. В муках рожавшей земле цветы тогда еще даже не снились.

А так как не было цветов, то не было ни пчел, ни бабочек, ни множества жужжащих букашек, которые сейчас кружат над цветами.

И птиц не было, воздух был пуст. Певчие птицы питаются насекомыми. Если бы насекомые родились раньше певчих птиц, все леса были бы навек истреблены, а если бы птицы появились на свет прежде, чем насекомые, то в первый же день погибли бы от голода.

Мор Йокаи - Черные алмазы

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Черные алмазы"

Описание и краткое содержание "Черные алмазы" читать бесплатно онлайн.

Роман крупного венгерского романиста Мора Йокаи "Черные алмазы" (1870) посвящен судьбам Венгрии конца 60-х годов XIX века, в период развития капитализма, дает широкую картину венгерского общества того времени.

Перевод с венгерского E. Тумаркиной и Т. Воронкиной Послесловие Е.Умняковой © Corvina Kiado, 1981

ISBN 963 13 1223 2

Отпечатано в Венгрии, 1981

OCR и правка: 2005, KPATEP [email protected]

В Пятикнижии сказана правда – мир и в самом деле был сотворен за шесть дней.

Только вот дни те отмерялись песочными часами господа, в которых каждая песчинка – год. Один день – сто тысяч лет.

Но как бы там ни было, а вчерашний день нам известен.

Есть у нас великая книга – земная кора. Пласты в ней как листы в книге – один на другом; каждый лист – десять, сто (кто знает точно – сколько?) тысяч лет. Дерзновенная человеческая жажда знания проникла в эти страницы с помощью заступа, молота, лома, бура. Каждый лист здесь исписан буквами, сведениями, которые одно тысячелетие оставляет другому: вечно мертвыми и вечно творящими свидетельствами. Человеческий разум научился их читать.

За огнем находится пар. Всеобъемлющий пар, в котором живут вместе железо, гранит, алмазы, золото. На самом деле живут. Отчего так получилось?

Порождение вулкана – базальт – уже повествует о том, что Земля жила, но жизни на ней еще не было. Она жила сама по себе, ни с кем не разделяя своего бурного существования. Великие битвы вела она! С огнем и воздухом, собственным круговращением и притяжением луны.

Затем отдельные листы земных отложений начинают рассказывать туманные легенды о минувших тысячелетиях.

Там, в вечных пластах, покоятся окаменевшие реликты животного и растительного мира прошлых веков; и все они один за другим оживают перед взором исследователя.

В самом первом слое не встречается ничего, кроме бесцветных растений – морской тины и папоротников, хвощей и плаунов, которыми не питается ни одно животное, и бесконечного разнообразия низших видов фауны – улиток и моллюсков. Им принадлежал тогда мир.

Выше, в силурийском слое, появляются рыбы, водные обитатели удивительных форм, – теперь из тех полутора тысяч видов ни в морях, ни в реках не осталось ни одного. В следующем, девонском слое уже начинается мир ящеров.

Эти животные – семисаженные чудовища с могучими костями – некогда были, вероятно, властелинами земли. Рядом с ними нет следов никаких иных растений, кроме папоротников и ликоподиев. Ящеры питались мясом- они поедали друг друга.

Первое травоядное – гигантский игуанодон- появляется в меловом слое юрского периода. А сам меловой слой – сплошь из крохотных ракушек.

Ближе к поверхности слои земли полны останков гигантских млекопитающих, вместе с ними погребена вся растительность исчезнувшего мира, собранная по видам и спрессованная на страницах огромного гербария.

Каким же был этот вчерашний мир?

Атмосфера была вдвое выше, чем ныне, и поэтому небо представлялось не лазурным, а огненно-красным, и по вечерам и утрам переливалось красками, словно фарфоровое. Солнце и луна при восходе и заходе казались вдвое больше, чем сейчас.

Слои земли были еще горячие, море было в десять раз больше суши, поэтому между двумя полюсами царило вечное лето, регулируемое теплотой воды и высотой атмосферы.

Лед и снег покрывали лишь оба полюса, где косые лучи солнца не давали земле тепла – там лето сразу переходило в зиму. Такие же белые пятна, уменьшающиеся в перигее и снова увеличивающиеся в апогее, виднеются на полюсах светящейся красным светом планеты Марс.

Суша состояла из разбросанных островов, на большей части которых дымились вулканы, иногда сразу по нескольку, – вулканы с застывшими потоками бесплодной лавы, покрытые вечными снегами, и с короной пламени на ледяных вершинах; у подножья огнедышащих гор простиралась первобытная плодородная почва, теплая и влажная, -такой она появилась на белый свет из чрева кипящего моря.

Кто знает, каким по счету преобразованием земли было это? Но оно не было последним.

Папоротники и хвощи, известные нам сейчас в виде карликовых растений, в те времена были высокоствольными деревьями, вроде нынешних сосен, а сосны – колоссами высотой с колокольню, и там, где росли сосны, вперемежку с ними красовались и пальмы. Растительный мир еще не нашел себя: были в нем тростники, похожие на пальмы, таинственные растения, представляющие собой нечто среднее между пальмами и соснами, соснами и хвощами. Среди растений-гигантов никогда не попадались цветы. Не было еще пестрого украшения лугов – ароматного и медоносного цветочного моря. В муках рожавшей земле цветы тогда еще даже не снились.

А так как не было цветов, то не было ни пчел, ни бабочек, ни множества жужжащих букашек, которые сейчас кружат над цветами.

И птиц не было, воздух был пуст. Певчие птицы питаются насекомыми. Если бы насекомые родились раньше певчих птиц, все леса были бы навек истреблены, а если бы птицы появились на свет прежде, чем насекомые, то в первый же день погибли бы от голода.

Не было в мире ни песен, ни трелей, водились в нем лишь гиганты да чудовища, а у них голоса, словно громовые раскаты…

Земля воплощала тогда прекраснейшую мечту творца небесного!

Все части суши были вечнозелеными и вечно плодоносящими.

Трава, что покрывала равнины, по высоте соперничала с кукурузой и никогда не увядала. Воды озер, поверхность болот не застаивались в праздности, а были затканы цветочным ковром. Гладь молодых озер затягивалась зеленью водорослей с пестрящими на ней лилиями и водяным клевером, потом озера по краям густо обрастали лотосами и кувшинками; на ковре из рыжеватых пергаментных листьев с прожилками покачивались розовые, белые и желтые тюльпаны со шляпу величиной, а середина озера, казалось, была выложена мозаикой из огненных желто-красных цветов пузырчатки. Позднее растения все больше стали завладевать зеркалом вод. Они образовали целые заросли болотного кипариса, перевитые, затканные вьющимися лианами, ягодными растениями; проникли наконец к воде и архитекторы растительного мира – пандан и обезьянья фига, каждая ветвь их пускала корни – сколько веток, столько и стволов, – пока они не перекинули, не возвели мосты со стройными, изящными опорами, не прикрыли единым прочным лиственным сводом страну вод и не отвоевали ее для все более расширявшейся земной империи.

Поднявшаяся из вод низина покрылась вечнозеленой листвой. Вавилонское столпотворение в растительном мире еще не началось: пальмы, дубы и сосны не были разделены на зоны, все росли вместе. От Сибири до Атласских гор. На сланцевых породах рядом видны окаменевшие отпечатки стручков с семенами дерева амбры, сережек ивы, шишек камфорного дерева. Первые – плоды поздней осени, вторые – ранней весны, последние – разгара лета. Значит, осень, весна и лето были одновременными и непрерывными. И деревья все время и цвели, и плодоносили, и всегда были покрыты зеленой листвой. С одних деревьев осыпались цветы, с других – плоды, но листья не опадали никогда, – не успев окончиться, все начиналось заново.

книга Черные алмазы 20.01.13

Произведение Черные алмазы полностью

Читать онлайн Черные алмазы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Прежде, чем на земле появился человек 16.04.13
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Когда люди уже не умещались на земле
Наш предок 16.04.13
Черный пейзаж 16.04.13
Раб черных алмазов 16.04.13
Живые черные алмазы 16.04.13
Людоед 16.04.13
Тот, кто делает деньги 16.04.13
Господин доктор 16.04.13
Графиня Теуделинда 16.04.13
Книга призывала компаньонку 16.04.13
Альбом и его обитатели 16.04.13
Победитель дьявола 16.04.13
Неприятный человек 16.04.13
Несносный человек! 16.04.13
Sublimior Mathesis 16.04.13
Soirees amalgamantes 16.04.13
Магнетический рыцарь 16.04.13
Незначительные niaiseries 16.04.13
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 16.04.13

Еще ничего не добавлено. Добавить похожее

Роман крупнейшего венгерского писателя Мора Йокаи (1825-1904) "Золотой человек" (типологизированное издание) - любимый роман писателя, главный герой которого, пройдя тяжкий жизненный путь, пережив любовь и разочарования уходит из алчного мира наживы и поселяется на маленьком "ничьем" острове на Дунае, где обретает счастье.

Роман классика венгерской литературы Мора Йокаи (1825–1904) посвящён теме освободительного движения, насыщен острыми сюжетными ситуациями, колоритными картинами быта и нравов венгерского общества второй половины XIX века.

Читайте также: