Мониторинг тифлопедагога в доу

Обновлено: 07.07.2024

Для организации правильной работы с детьми с нарушением зрения в начале и в конце года необходимо проводить диагностику зрительного, слухового, осязательного восприятия. Составить перспективный план работы на срок от 1-3 месяцев на группу, ка каждого ребенка. Выделить отдельные области для развития детей, которые показали низкий уровень по этим областям.

Для более углубленной диагностики предлагаю вашему вниманию рекомендации для проведения диагностики и определения зоны ближайшего развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Карта тифлопедагогического обследования учащегося. Школа №172. Г. Казань. Морозова Л.А.

Тифлопедагогическое обследование

Алгоритм работы тифлопедагога ПМПк (рис. 4)

1) Знакомство с документацией:

история развития ребёнка;

аудиограмма, если снижение слуха уже установлено;

педагогическая характеристика тифлопедагога образовательного учреждения.

2) Изучение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребёнка (мо торного, речевого, психического):

б) наличие или отсутствие в семье родственников с функциональными на рушениями зрения;

в) предполагаемые причины нарушения зрения у ребёнка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребёнка, в течении родов, перенесённые заболева ния).

3) Зрительный диагноз, острота зрения.

4) Причина нарушения и время выявления.

5) Положение ребёнка в семье.

6) Сопутствующие заболевания.

7) Состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнаёт ли ок ружающие предметы и их изображения).

8) Готовность осязательно-двигательного анализатора:

а) тактильная чувствительность (пороги чувствительности);

б) развитие мелкой моторики:

состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки);

способы захвата предмета;

точность мелких движений.

9) Состояние осязательного восприятия:

а) хаотичное, последовательное восприятие руки;

б) моно-, биномануальное восприятие;

в) наличие поисковых и прослеживающих движений руки;

г) сформированность прослеживающих функций руки;

д) координация глаз и руки.

10) Распознавание предметов различных форм и поверхностей частями теля (в соответствии с возрастом).

11) Готовность слухового анализатора к пространственно-различитель ной деятельности:

а) состояние уха (заключение ЛОРа);

б) состояние речевого слуха;

в) соотношение звуковых сигналов с источником звука;

г) локализация звука и его направлений;

д) переключение звукового внимания;

е) соотнесение звука с действием;

ж) узнавание и различение по голосам окружающих людей.

12) Обонятельная чувствительность:

а) различение основных запахов и их локализация;

б) соотнесение запахов и их источников.

13) Уровень развития двигательной сферы:

а) общее физическое состояние (по антропометрическим данным);

г) наличие навязчивых движений;

д) общая моторика:

точность основных движений;

ритмичность выполнения движений;

14) Пространственные представления:

а) знание частей собственного тела;

б) пространственные направления, связанные с собственным телом;

в) различение пространственных представлений от себя;

г) определение взаимоотношений двух предметов (употребление предлогов с пространственным значением).

15) Временные представления:

16) Психические процессы:

общее состояние речи: произношение, выразительность, темп, голос, дыха ние;

обследование мимической моторики (движение мышц глаз, лба, носа);

жестовая выразительность речи (головой, плечами, руками).

17) Предметное представление (узнавание, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группи ровка):

растения, цветы, деревья;

животные (домашние, дикие);

18) Изобразительная деятельность в соответствии с возрастными воз можностями:

сенсорные эталоны: цвет, форма, величина;

навыки рисования: самостоятельно, по трафарету;

владение навыками аппликации (приклеивание готовых форм самостоя тельно, с помощью взрослого);

19) Личностные качества:

уровень овладения неречевыми способами общения;

уровень самостоятельности в практической деятельности.

20) Заключение.

21) Рекомендации.

Результаты обследования заносятся в таблицы 2 и 3.

Исходный уровень готовности детей с нарушениями зрения

к обучению пространственной ориентировке

Оценка уровня сформированности навыка производится в соответствии со следующими категориями:

0 уровень – задание не выполнено;

1 уровень – при выполнении задания допускались грубые ошибки или требовалась значительная словесная или действенная помощь со стороны педагога;

2 уровень – задание выполнено с небольшими неточностями или при не значительной помощи педагога;

3 уровень – задание выполнено правильно и без дополнительных указаний со стороны педагога.

Регистрационный лист тестового контроля

Отношение к занятиям по ориентиро ванию

Уровень понимания ориентирования

Уровень сформированности навыка

Уровень сформированности представ ления о себе

Умение составлять планы помещений

Умение словесно воспроизводить маршрут

Уровень сформированности навыка владения длинной тростью

Умение пользоваться городским транспортом

Умение свободно и уверенно пере двигаться по знакомому маршруту

Готовность к самостоятельному изуче нию новых маршрутов различной сложности

Программа обучения пространственной ориентировке

Формирование у учащихся потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.

Обучение приёмам и способам ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, за столом, в тетради, учебнике и т. д.).

Формирование у учащихся необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориенти ровки в нём.

Обучение незрячих учащихся младших классов ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми.

Ознакомление слепых учащихся с приёмами и способами ориентировки с помощью вспомогательных средств.

В соответствии с выделенными задачами программа включает в себя:

развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира;

формирование представлений о предметах, наполняющих окружающее пространство;

ориентировку в микропространстве;

обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве и форми рование топографических представлений;

формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке;

совместную ориентировку со зрячими;

ознакомление с приёмами пространственной ориентировки с помощью трости.

Содержание этих разделов и полнота могут варьироваться в зависимости от контингента учащихся.

Перечень материалов и приборов

для тифлопедагогического обследования

Набор предметов, предметных картинок с доработкой тифлопедагога по
обобщающим понятиям, классификации, исключениям, сравнениям.

Набор сюжетных картинок.

Набор картинок по развитию речи (Л. И. Плаксиной).

Картотека пословиц, поговорок (в плоскопечатном варианте и по системе Брайля).

Набор материалов для обследования сенсорных эталонов, пространствен ных представлений.

Касса букв и слогов, цифровая касса, колодка шеститочия, кубик шестито чия, азбука по системе Брайля.

Альбом по развитию зрительного восприятия, тесты по развитию зритель ного восприятия.

Набор предметов из различных материалов для развития осязательного восприятия.

Коллекция запахов и фломастеры с различными запахами.

Кассета с записями шумов большого города.

Набор для обводки предметов по контуру.

Подборка текстов с различными шрифтами в зависимости от остроты зре ния и написанные шрифтом Брайля.

Приборы и грифели для письма слепых, специальная бумага.

Заключение тифлопедагога ПМПк

Зрительный диагноз, острота зрения

Обследование зрения в дошкольном возрасте

Общие сведения о ребенке

Ориентировка на собственном теле

Пространственные представления

Предметные представления

Временные представления

Общее состояние речи

Установление последовательности и логических связей

Логико-грамматические конструкции

Чтение: послоговое, медленное, допускает замещения согласных по звонкости-глухости. Прочитанный материал осознает только после повторного чтения текста. Фонематический анализ развит слабо.

Письмо: пропускает согласные, затрудняется в выделении гласных в слияниях. При письме под диктовку допускает пропуски гласных, забывает написание букв, границы предложений не выделяет. Графомоторика слабая, почерк неровный.

Математика: счет до 100 прямой, обратный с опорой на наглядность. Счетные операции отвлеченно и медленно осмысляет. Состав чисел знает нетвердо. Простые арифметические задачи решает только с помощью наводящих вопросов.

Рекомендовано

Дата обследования

Подпись специалиста

Изучение уровня зрительной коммуникации

Изучение зри тельного анализатора

Изучение осязательного восприятия

Изучение уровня развития двигательной сферы

Изучение предметных представление

Изучение пространственных представлений

Комплексный метод тифлопедагогики

.7. Дефектологическое обследование

Алгоритм работы дефектолога ПМПк (рис. 5)

1) Сбор сведений о ребёнке у педагогов:

2) Сбор сведений о ребёнке у родителей:

тип семейного воспитания;

взаимоотношения в семье;

3) Изучение истории развития ребёнка:

наличие внутриутробных поражений;

тяжёлые заболевания в первые месяцы и годы жизни;

4) Изучение продуктов деятельности ребёнка:

5) Обследование ребёнка:

а) Беседа с целью:

определения запаса представлений об окружающем мире;

определения уровня развития речи.

б) Обследование психических функций, несформированность которых мо жет быть причиной указанных трудностей в обучении или поведении.

в) Исследование особенностей познавательной деятельности:

г) Изучение особенностей внимания:

д) Изучение особенностей восприятия и мышления:

восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения це лого и части предметов;

точность и осмысленность восприятия;

понимание главного в воспринимаемом;

понимание содержания картин, текстов;

способность обобщать и делать самостоятельные выводы;

умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различий между ними;

уровень усвоения общих и абстрактных понятий;

установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей;

е) Изучение особенностей памяти:

быстрота и прочность запоминания;

использование приёмов запоминания;

ж) Изучение особенностей речи:

понимание устной речи;

понимание письменной речи;

умение давать полные ответы.

з) Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы:

наличие аффективных вспышек;

способность к волевому усилию;

и) Изучение особенностей личности:

соблюдение правил поведения в школе, дома, обществе;

роль в коллективе;

нарушения в поведении и характере;

поведение в игровой и учебной деятельности;

6) Анализ материалов обследования.

7) Психологический диагноз.

8) Повторное психологическое обследование при сложных дифференциально-диагностических случаях.

9) Составление рекомендаций по обучению и воспитанию для педагогов и родителей.

10) Составление комплексного плана коррекционной работы.

Рис. 5. Алгоритм работы дефектолога ПМПк

Рекомендуемый диагностический инструментарий

для дефектологического обследования

Модифицированная методика П. И. Третьякова и И. Б. Сенновского (оп ределение уровня обучаемости).

Адаптированный вариант методики М. Гриндера (особенности воспри ятия).

Социометрическая методика Рене Жиля.

Модифицированный, адаптированный игровой вариант.

Методика типологизаций А. Юнга.

Заключение дефектолога ПМПк

Общие впечатления о ребёнке

Физическое развитие ребёнка соответствует нормам физического развития. Доминирующая деятельность – учебная. Ведущая рука и нога – правая. Основные правила общения со старшими знает и выполняет. Свою деятельность планиро вать может самостоятельно. Внимание неустойчивое. Работу выполняет под кон тролем взрослого и без него. Навыки саморегуляции сформированы. Работоспо собность сниженная. Слабый тип нервной системы.

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка

Знания о настоящем (возраст, адрес и место проживания, имя, отчество пе дагогов, воспитателей и т. п.) сформированы. Представления об относительной величине, цвете предметов как на теоретическом, так и на практическом уровнях доступны. Уверенно владеет элементами техники всех бытовых движений. Навы ки самостоятельного бытового обслуживания сформированы.

Знания и представления об окружающем

Достаточно хорошо ориентируется в знакомой и незнакомой обстановке. Знания и представления об окружающем мире сформированы. Проявляет самостоятельный интерес к животным, природным явлениям и объектам, задаёт много вопросов. Сформирована новая социальная позиция.

Сформированость учебных навыков

Общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы).

Подвижность нервных процессов низкая, тип утомления – истощение.

Классифицирует фигуры по форме, величине. Не сформированы достаточно хорошо операции мышления. Умение выделять самостоятельно учебную задачу, превращать её в самостоятельную цель деятельности отсутствует. Произвольность внимания доступна.

Недостаточно хорошо сформирован звуковой анализ слова. Без показа речевые инструкции понимает.

Уровень развития мелкой моторики средний. Средний уровень развития мо торных навыков в графической деятельности.

Особенности устной речи

Речевые высказывания не носят развёрнутый характер, присутствуют речевые штампы, предложения строит грамматически верно. Может самостоятельно пересказать знакомую сказку. Рассказы составляет по картинкам однотипно. Речь интонационно бедна.

Эмоционально-поведенческие особенности

Умеет общаться со сверстниками и взрослыми. Способна управлять своим поведением. Адекватно реагирует на изменение отношения, настроения взрослых. Спо собна к адекватной самооценке. Высокий уровень притязаний. Отсутствует проявле ние настойчивости в преодолении трудностей. Групповой статус – скрытый лидер.

Уровень обучаемости показывает его рост. Ведущая система восприятия – аудиальная, подвижность нервных процессов без выраженной патологии. Соци альная роль в группе устойчивая. Прогноз благоприятный, отнести к продуктив ной группе развития.

Рекомендации

1. Коррекционно-развивающее обучение по общей схеме с дифференциро ванным подходом:

высокий темп работоспособности в первой половине урока;

смена видов деятельности;

возможна опора на слуховой анализатор (проговаривается любое дейст вие как учителя, так и ребенка);

заучивание правила путём хорового проговаривания.

При выполнении групповых форм работы простраивать ситуацию конструктивного сотрудничества.

2. Коррекционно-корригирующая работа специалистов ПМПк.

Дата обследования

Подпись дефектолога ПМПк

Коррекционная работа с детьми, имеющими множественные дефекты в развитии, в комплексе психолого-медико-педагогического сопровождения должна включать специальные психологические технологии и методы, базирующиеся на таких направлениях современной психологии, как клиническая детская психология, нейропсихология детского возраста, и методы, заимствованные из соматотерапии, сенсомоторной коррекции, а также отдельные технологии и приёмы лого педической и дефектологической работы.

Таким образом, сталкиваясь в коррекционной работе с узко направленной проблемой, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного под хода в её решении.

Коррекционная работа с детьми, имеющими выраженную интеллектуальную недостаточность, предполагает:

максимально возможное развитие всех психических функций и познава тельной деятельности детей в процессе воспитания и обучения;

максимальную социальную адаптацию за счёт трудового обучения и под
готовки к посильным видам труда, приспособление к условиям жизни;

Авторы: Епишенкова Елена Юрьевна, Чулибаева Елена Диловаровна
Должность: тифлопедагоги
Учебное заведение: ГБОУ Школа №338
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики детей с пониженной остротой зрения
Тема: "Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения"
Раздел: дошкольное образование

« Материалы по организации и проведению тифлопедагогической диагностики

Тифлопедагоги: Епишенкова Е.Ю.

Чулибаева Е.Д.

Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением

Предисловие

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения,

социальная адаптация и абилитация детей.

Успешность решения этих задач обеспечивается точной

соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до

сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией

Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного

возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете

предлагается вниманию учителей-дефектологов

о п ы т учителей-дефектологов

тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для

зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания,

остроты зрения и других характеристик со-

стояния зрительных функций каждого ребенка).

Цели и задачи тифлопедагогической диагностики

дошкольника с нарушением зрения

Для четкого и точного восприятия детьми диагностического материала и предлагаемых в процессе

диагностики заданий (инструкций,

тифлопедагогу необходимо знать диагноз зрительного

заболевания и состояние зрительных функций (острота зрения,

поле зрения, а также вид и угол косоглазия) каждого обследуемого ребенка. Тифлопедагог должен также

иллюстративный материал для обследования и методику его проведения. Целью диагностического

д л я последующей

возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности

в ы я в л е н и е умений

пользоваться своим нарушенным зрением и уровня развития сохранных анализаторов (в первую

очередь осязания и слуха) . Представленный нами материал для диагностического обследования

В процессе проведения обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности,

выявить особенности поведения ребенка,

его отношение к предлагаемым заданиям, его

р е б е н ке позволяют

опираться в коррекционном обучении,

определить степень и характер необходимой ему помощи,

наметить основные задачи коррекционного обучения.

Организация диагностического обследования

медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о

психофизическом развитии ребенка,

о его соматическом состоянии,

об имеющихся заболеваниях,

диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

м а т е р и а л е коррекционных

(« П р о г р а м м ы специальных

(коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред.

Схема включает в себя выявляемые параметры, перечень диагностических заданий и используемого

материала и является рабочим материалом тифлопедагога, на который он опирается при организации

обследования. В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности

выполнения ребенком предлагаемых заданий и оценивает работу ребенка по 4-бальной шкале. После

в и д а м деятельности)

тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий. (Приложение

1. «Критерии определения уровней развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с

диагностика осуществляется в начале и конце учебного года.

ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него

Развитие зрительного восприятия в ДОУ комбинированного вида является приоритетным направлением коррекционно-педагогической работы и главным условием подготовки к школе, нарушение же зрительного восприятия существенно тормозит развитие дошкольника. Дети с нарушением зрения нуждаются в специальных занятиях по развитию зрительного восприятия.
Под мониторингом изучения уровня развития зрительного восприятия мы понимаем специально-организованное, систематическое наблюдение за состоянием зрительного восприятия с помощью относительно стабильных стандартных показателей (критериев оценок), отображающих приоритетную причинную зависимость, с целью оценки исходного уровня развития, а также контроля над процессом коррекционной работы, прогноза и предупреждения возможных трудностей.

Полученные баллы по показателям суммируются и вычисляется балл, отражающий уровень развития зрительного восприятия.


Полный текст материала Мониторинг развития зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: